УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ готовности К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
©гоп шарабутдиноваУ.М.
Дагестанский государственный педагогический университет
Определены педагогические условия формирования готовности к профессиональному общению будущего педагога-психолога, а также основные знания и умения, выработка которых обеспечивается образовательной средой.
The author of the article determines the pedagogical conditions of the formation of the readiness for future pedagogues-psychologists’ professional communication, and the basic knowledge and the abilities as well, the development of which is provided by the educational environment.
Ключевые слова: педагог-психолог, профессиональное общение,
педагогические условия, дидактические условия, образовательная среда.
Keywords: pedagogue-psychologist, professional communication, pedagogical conditions, didactic conditions, educational environment.
Успешность формирования
готовности будущего педагога-психолога к профессиональному общению определяется рядом обстоятельств, которые могут видоизменять характер деятельности, влиять на длительность процесса, вследствие чего актуальное значение приобретает обоснование условий обеспечения эффективности
подготовки.
В психолого-педагогической
литературе приводятся различные определения термина
«педагогические условия», как в широком, так и узком понимании, в самом общем виде трактуемый как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [8]. Понятие «педагогические условия»
рассматривается в трудах Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, И. Я. Лернера, В. Г. Максимова, Ю. П. Сокольникова и других, в которых обозначается его сущность, структура и т.д.
По мнению Ю. К. Бабанского, под педагогическими условиями
подразумевают «обстановку, при которой компоненты учебного процесса (учебный предмет,
преподавание и учение)
представлены в наилучшем взаимодействии и которая дает возможность учителю плодотворно
преподавать, руководить учебным процессом, а учащимся - успешно учиться» [2]. Согласно И. Я. Лернеру, педагогические условия - это факторы, обеспечивающие успешное обучение [7].
Анализ указанных и других
подходов к рассмотрению понятия «педагогические условия» позволил нам сформулировать его
определение в соответствии с проблемой нашего исследования как совокупность необходимых внешних и внутренних факторов,
обеспечивающих эффективную работу по выработке готовности
будущего педагога-психолога к профессиональному общению.
Сравнительный анализ позиций по вопросу взаимодействия субъектов педагогической системы позволяет выделить и
охарактеризовать ряд условий, влияющих на формирование готовности будущего педагога-психо-лога к профессиональному общению, с разделением на общепедагогические и
дидактические. При этом
общепедагогические условия,
характеризуя механизм
формирования готовности будущего педагога-психолога к
профессиональному общению, предполагают наличие:
- системы методической работы
по включению в процесс профессионального общения
будущих педагогов-психологов;
- учебно-методического
обеспечения (программы, учебники, методические рекомендации,
сценарий игр, практикумы, тренинги и др.);
- учебно-материальной базы
(финансы, оборудование,
помещение и др.);
- готовность преподавателей к
управлению процессом
профессионального общения
будущих педагогов-психологов;
- образовательной среды;
- направленности содержания подготовки на профессиональное общение;
- позитивного поведения будущих педагогов-психологов, ориентированного на овладение технологией профессионального общения;
- учета индивидуальных особенностей будущего педагога-психолога.
В отличие от общепедагогических, дидактические условия
характеризуют возможности в формировании готовности будущего педагога-психолога к
профессиональному общению на основе:
- использования эффективных
педагогических технологий в
образовательном процессе;
- применения активных форм и
методов формирования готовности к профессиональному общению
будущих педагогов-психологов;
- ориентированности
педагогического процесса на
формирование качеств личности (коммуникабельность, терпимость, толерантность, самостоятельность, инициативность, усидчивость и др.), способствующих профессиональному общению;
- включения в содержание психолого-педагогических и других дисциплин дидактических единиц, способствующих готовности к профессиональному общению;
- совершенствования содержания
образования путем включения спецкурсов, направленных на формирование готовности к
профессиональному общению;
- вовлечения студентов в процесс
самообразования через
формирование потребности в
самоанализе и самопознании.
На основе экспертного опроса (преподаватели, студенты, ученые ДГПУ) в качестве эффективных педагогических условий
формирования готовности будущего педагога-психолога к
профессиональному общению нами определены: наличие
образовательной среды,
ориентированной на формирование готовности будущего педагога-психо-лога к профессиональному общению; использование эффективных
педагогических условий в
образовательном процессе, учебнометодическое обеспечение
(программы, учебники, методические рекомендации, сценарий игр, практикумы и тренинги и др.).
Педагогические условия
образовательной среды понимаются нами как обеспечение системы влияний на формирование личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития,
содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. При этом
образовательная среда, согласно Г. А. Ковалеву [6], структурно включает:
- физическое окружение,
предполагающее архитектуру вуза, степень открытости-закрытости
конструкций внутривузовского
дизайна, размер и пространственное расположение, структуру аудиторий и других помещений вуза, оформление пространства (плакаты, стенды и т.п.), интерьер и т.д.;
- человеческое окружение,
представленное пространственной и социальной плотностью субъектов учебно-воспитательного процесса, степень скученности (краудинга) и ее влияния на социальное поведение, личностные особенности и успеваемость студентов,
распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности студентов и
преподавателей и т.д.;
- программную составляющую,
характеризующую деятельностную структуру, стиль преподавания и характер социальнопсихологического контроля,
кооперативные или же конкурентные формы обучения, содержание программ обучения и т.д.
Следовательно, функционирование образовательной среды предполагает: комплексность включенности всех ее компонентов, в качестве которых выступают взаимодействующие субъекты
образования; представленность в среде системы подлежащих освоению социокультурных
ценностей общества на данном этапе его развития; широкое вариативное включение в образовательный процесс
разнообразных средств и способов учебной деятельности и т. д.
С этих позиций построение оптимальной теоретической модели образовательной среды выступает ключом к преобразованию всей системы педагогических отношений в
интересах развития личности студента, где важнейшей задачей выступает доскональное изучение условий и характера социальной среды. При этом различаются догматическая, идейная,
безмятежного потребления и карьерная образовательные среды.
Догматическая среда
характеризуется преобладанием традиций, авторитета, обряда, веления как абсолютного закона, дисциплины, порядка и
добросовестности и необходимости как социального императива личности. При этом
самоограничение,
самопреодолевание, высокая
нравственность, благоразумие,
доходящее до пассивности, механический шаблон поступков
выступают в качестве
преобладающих характеристик. Следует отметить, что личность, формирующаяся в догматической среде, характеризуется высокой степенью пассивности,
трансформация спокойствия в отрешенность и апатию. В такой среде сложившаяся сильная личность стремится устоять против чужой воли, направляя всю энергию на какую-либо деятельность.
В отличие от догматической идейная среда определяется условиями для свободной мысли, порыва, движения, проявления энтузиазма, преобладанием
творческих отношений, терпимостью и уважением к личности, особенно на стадии первоначального
становления и развития, где
важнейшим показателем
эффективности выступает
отсутствие авторитетного лидера, навязывающего свою точку зрения, игнорируя другие. Но идейная среда самая неустойчивая, поскольку в ней формируется активная личность,
ориентированная на преобразование окружающего мира, с высокой
самооценкой, открытостью и свободой суждений и поступков.
Среде безмятежного потребления присущи беззаботность и
безынициативность субъекта,
отсутствие в его действиях упорства, стремления достичь цели, найти способ действия, атмосфера мнимого внутреннего благополучия,
консерватизм привычек, где активность не служит основой воплощения идей, а рассматривается как средство обеспечения удобств или желательного места в жизни и т. д.
При этом в безмятежной среде формируется личность, довольная тем, что у нее есть, ее ключевой
чертой выступают жизненная
пассивность, неспособность к напряжению и борьбе, стремление самоустраниться от разрешения
проблемы скрытые в своем
иллюзорном мире.
Карьерная среда характеризуется наличием условий для проявления упорства в достижении цели холодным расчетом и тщеславием, хищническим поведением и недовольством, высокомерием и
раболепием, завистью и т.д. Чертами личности, формирующейся в карьерной среде, выступают фальшь и лицемерие; «человек-среда», преобладание центральной и
неравноправной позиции во
взаимоотношениях, где субъект является первичным и исходным, а среда задается по отношению к нему, как нечто имеющее ту или иную значимость.
Проведенный анализ позволил выявить основные знания и умения, формирование которых должно обеспечиваться образовательной средой. К ним следует отнести:
1. Осуществление в
образовательном учреждении
деятельности, направленной на обеспечение психического здоровья и развитие личности учащихся с выявлением условий, затрудняющих эти процессы.
2. Психолого-педагогическая
диагностика готовности детей к обучению, с учетом психического развития, соответствия типа
образовательной программы
возрастной категории.
3. Реализация развивающих и
психокоррекционных программ с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей
личности ученика, а также содействие развитию особо одаренных детей.
4. Профориентационная работа, способствующая формированию готовности к выбору направлений жизненных стремлений.
5. Выявление эмоциональной,
интеллектуальной задержек
развития и оказание социальнопсихологической поддержки детям с дефектами умственного и физического развития.
6. Формирование психологической
культуры, профилактика алкоголизма и наркомании, коррекция
отклоняющегося и асоциального поведения.
7. Консультирование по вопросам
развития данного учреждения, практического применения
психологии, повышения социальнопсихологической компетентности учащихся, учителей, родителей и т.д.
Отметим, что помимо знаний нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и подростков; специальных знаний (общая психология, педагогическая психология, психология личности и дифференциальная психология, детская и возрастная психология, социальная психология); знаний
медицинской психологии (детская
психология, нейропсихология,
патопсихология, психосоматика); основ дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены,
профориентации, психодиагностики и т.д. педагог-психолог в
образовательной среде должен
владеть умениями по определению уровня готовности школьников к обучению в школе, по психологическому обследованию с определением уровня
интеллектуального и личностного развития школьников; по проведению
и интерпретации результатов исследования детских коллективов и межличностных отношений, по составлению на диагностической основе рекомендаций в помощь родителям и педагогам, обладать умениями работать с
компьютерными программами для психологического обследования, применять проективные рисуночные методики; составлять по
результатам психодиагностики
комплексную психологическую
характеристику ученика;
осуществлять индивидуальное консультирование родителей
учащихся и учителей;
разрабатывать программы
психологической саморегуляции школьников и учителей; а также для развития познавательных процессов младших школьников и
психологического наблюдения за детьми и т.д.
Рассмотрение педагогических условий позволяет сделать вывод о том, что их влияние на формирование готовности будущего педагога-психолога к
профессиональному общению будет эффективным при обеспечении возможностей для проявления личностного потенциала,
актуализации знаний и умений и использования их в
профессиональной деятельности.
Примечания
1. Аминов И. И. Психология делового общения: учебник для студентов вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 287 с. 2. Бабанский Ю. К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса. Киев, 1984. 260 с. 3. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М. : Изд-во инс-та проф. обр. Мин-ва обр. России, 1995. 336 с. 4. Дуранов М. Е. Профессиональнопедагогическая деятельность и исследовательский подход к ней. Челябинск : ЧГАКИ, 2002. 276 с. 5. Клаврин М. В. Педагогическая технология. М., 1989. 6. Ковалев А. Г. Психология личности. М. : МГУ, 1970. 270 с. 7. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М. : Педагогика, 1981. 186 с.
Статья поступила в редакцию 17.02.2011 г.