Научная статья на тему 'Условия формирование психолого-педагогической компетентности воспитателя детского сада'

Условия формирование психолого-педагогической компетентности воспитателя детского сада Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2069
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богомолова М. В.

Целью статьи является анализ результатов исследования по проблеме формирования психолого-педагогической компетентности воспитателя. Исследование проведено на 534 педагогах дошкольного образования города Москвы. В исследовании участвовали абитуриенты и обучающиеся на факультете переподготовки педагогических кадров и курсах повышения квалификации Московского института открыто образования, воспитатели детских садов города Москвы. Проведен сравнительный и корреляционный анализ. Выявлены положительные взаимосвязи между факторами профессионального роста и профессионально важными качествами личности воспитателя. Изучена потребность воспитателей в направлениях и содержании методического и психологического сопровождения профессиональной деятельности, как условия повышения уровня психолого-педагогической компетентности воспитателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богомолова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия формирование психолого-педагогической компетентности воспитателя детского сада»

Условия формирование психолого-педагогической компетентности воспитателя

детского сада

Богомолова М. В.

Кандидат психологических наук Доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московский институт открытого образования

Москва, Россия тагЪо63@таИ ги

Аннотация: Целью статьи является анализ результатов исследования по проблеме формирования психолого-педагогической компетентности воспитателя. Исследование проведено на 534 педагогах дошкольного образования города Москвы. В исследовании участвовали абитуриенты и обучающиеся на факультете переподготовки педагогических кадров и курсах повышения квалификации Московского института открыто образования, воспитатели детских садов города Москвы. Проведен сравнительный и корреляционный анализ. Выявлены положительные взаимосвязи между факторами профессионального роста и профессионально важными качествами личности воспитателя. Изучена потребность воспитателей в направлениях и содержании методического и психологического сопровождения профессиональной деятельности, как условия повышения уровня психолого-педагогической компетентности воспитателя.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, любовь к детям, профессиограмма, сопровождение.

На современном этапе повышение качества дошкольного образования в России является одним из приоритетных направлений образовательной политики. В связи с этим особое внимание уделяется профессиональным качествам педагогов дошкольного образования (воспитателей), реализующих программы дошкольного образования в дошкольных и других образовательных организациях.

В настоящее время педагогическое сообщество активно участвует в разработке профессиональных стандартов и обсуждает, какими профессиональными и личностными качествами должен обладать человек, выбравших одну из самых ответственных, сложных, гуманных и творческих профессий сферы «человек-человек».

Наблюдаются качественные изменения во взгляде на подготовку и переподготовку педагогических кадров, их дальнейшую поддержку и сопровождение в осуществлении профессиональной педагогической деятельности.

В соответствие с компетентностно-ориентированным подходом внимание ученых и практиков направлено на поиск эффективных путей совершенствования профессионализма воспитателей с учетом всей совокупности знаний, умений и навыков, направленности личности, мотивации деятельности, потребности в саморазвитии и самосовершенствовании. Ведь становление профессионала является динамичным процессом, который зависит от внешних и внутренних условий, поскольку изменяются представления человека о профессии, обновляются критерии оценки человеком самой профессии, а также критерии оценки профессионала в себе.

На протяжении последних десятилетий исследователи уделяли значительное внимание определению содержания понятий «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность».

И.А.Зимняя считает, что «Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования». Подробный анализ проблемы становления компетентностного подхода в образовании позволил на его основе высказать мнение, что «...сопоставления оценки компетентности с оценкой общей культуры человека, его воспитанности позволяют оптимистически решать эту проблему, проблему связанную с

повышением качества образования в общем контексте его гуманизации и определения новой парадигмы результата образования» (Зимняя И.А., 2006, с.1).

Следовательно, необходимо по-новому взглянуть на организацию подготовки и переподготовки педагогических кадров, содержание курсов и модулей для педагогов дошкольного образования, деятельность стажировочных и площадок, организацию методического и психологического сопровождения в образовательных организациях.

В 2013 годе на кафедре педагогики и методики дошкольного образования Московского образования совместно с воспитателем детского сада № 2510 города Москвы Гавриловой Е.А. было проведено исследование условий формирования психолого-педагогической компетентности воспитателей и других педагогических работников, реализующих программы дошкольного образования.

Исследовательская программа была составлена на основе анализа научной литературы по проблеме, который показал, что существуют определенные сложности в использовании понятий «компетенция» и «компетентность», так как оба понятия заимствованы из английского языка и часто используются синонимически. Кроме того, мы учитывали, что понятие «компетентность» определяется различно в отношении детей дошкольного возраста и персонала детского сада. Так, в словаре терминов «Дошкольное образование» компетентность определяется как степень выраженности присущего человеку профессионального опыта; компетентность ребенка дошкольного возраста понимается как одна из базисных характеристик личности ребенка; компетентность персонала ДОУ - это «совокупность знаний, навыков, опыта, владения способами и приемами работы, которые являются достаточными для эффективного выполнения должностных обязанностей каждой группы сотрудников ДОУ, в том числе и педагогического персонала» (Виноградова Н.А. и др., 2005, с.132).

При подборе диагностических методик мы учитывали, что в рамках компетентностного подхода основными показателями профессиональной компетенции выступают педагогическая направленность и профессиональное самосознание.

Педагогическая направленность включает в себя такое важнейшее общезначимое понятие, как любовь к детям. При этом любовь понимается как «чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-либо, выражающееся в устремленности на другую личность, человеческую общность или идею...» (Виноградова Н.А. и др., 2005, с.150).

Григорович Л.А. в своем исследовании структуры и динамика формирования профессионального самосознания педагогов дошкольных образовательных учреждений выявила, что когнитивный и эмоциональный параметры профессионального самосознания выполняют разные роли в процессе его формирования и профессионализации. Автор выявила, что когнитивный компонент является продуктом теоретического обучения и профессионального опыта. Именно он служит основой для успешной профессиональной деятельности и выполнения функциональных обязанностей в обобщенном образе «идеального» педагога (Григорович Л.А., 2005).

Данное положение сориентировало нас на изучение конкретных знаний и представлений у воспитателей детского сада о ключевых компетенциях -профессионально важных умениях, которые составляют психолого-педагогическую компетентность воспитателя.

Были поставлены две задачи эмпирического исследования:

1. Исследовать особенности личности и психолого-педагогической компетентности современного воспитателя и выявить потребности в психологическом сопровождении.

2. Разработать модель психолого-педагогического сопровождения профессиональной компетентности и сформулировать рекомендации по реализации данной модели.

Исследование проводилось на базе отделения педагогики и методики дошкольного образования факультета переподготовки педагогических кадров и на

факультете повышения квалификации ГАОУ ВПО МИОО, ГБОУ д/с № 1021 города Москвы, ГБОУ д/с № 2510 города Москвы.

Всего в исследовании приняли участие 534 педагога системы дошкольного образования города Москвы.

Выборка предварительного этапа - 400 чел.

Выборка основного этапа 134 чел

Применялись методы: теоретические (анализ, синтез, обобщение); наблюдение; беседа, анкетирование, устный и письменный опрос; констатирующий эксперимент; методы математической статистики.

Исследование проводилось в 4 этапа.

1этап - подготовительный. Проводился анализ научных представлений по проблеме исследования, методических рекомендаций по организации психологического сопровождения в ДОУ; подбор диагностических методик, выявляющих основные компоненты психолого-педагогической компетентности воспитателя ДОУ, личностные особенности, профессиональные установки различных категорий практиков;

2 этап - предварительный. Изучались личностные особенностей и профессиональная направленность воспитателей ДОУ - абитуриентов 2008 по 2012 гг. факультета переподготовки педагогических кадров кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО МИОО.

3 этап - основной. Задачами данного этапа было: изучение личностных особенностей и профессиональной направленности обучающихся курсов повышения квалификации, обучающихся 1 и 2 курса факультета переподготовки и педагогических работников детских садов города Москвы.

4 этап - заключительный. Задачей данного этапа было составление программы психологического сопровождения воспитателей ДОУ на основе теоретических и практических подходов к психологическому сопровождению с учетом запросов педагогов учреждений, реализующих программы дошкольного образования

Итак, в период с октября 2012г по февраль 2013 г. на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования были определены основные направления экспериментальной части исследования.

Было решено, что для качественного изучения вопроса организации психологического сопровождения, как одного из условий повышения психолого-педагогической компетентности воспитателей, необходимо уточнить основные понятия компетентностного подхода,

Предполагалось, что на основе анализа удастся подобрать такие диагностические методики, которые будут легки для понимания практическими работниками, кратковременны но информативны. Основное требование к методикам заключалось в том, чтобы помимо исследовательской задачи осуществлялось просвещение воспитателей.

При проведении данной работы мы обнаружили, что первоначально необходимо выяснить:

- понимают ли воспитатели сущность терминов компетентностного подхода:

- считают ли понятие «компетентность» одним профессионально важных личностных качеств воспитателя?

Таким образом, на предварительном этапе эмпирического исследования для изучения профессиональной направленности воспитателей использовался модифицированный вариант авторской профессиограммы воспитателя Р.Р. Калининой, которую автор предлагает применять для профессионального отбора воспитателей.

Р.Р. Калинина составила список из 15 качеств, расположенных в определенном порядке. Первые - наиболее важные. Они являются критерием успешности профессиональной деятельности. Без них, по мнению автора, с детьми работать

невозможно. При этом на первом месте располагается «любовь к детям». В конце списка - желательные качества, которые помогают в работе с детьми (Калинина Р.Р., 2003, с. 6).

Модификация методики заключалась в замене качества «эрудированность» на «компетентность» и в подходе к организации процедуры диагностики. Был изменен порядок предъявления качеств.

Абитуриенты должны были выполнить задание: из 15 личностных, профессионально значимых качеств выбрать только 7, представляющих с их точки зрения наивысшую значимость для профессиональной деятельности и вписать их в бланк в определенном порядке в соответствие с рангом.

Итак, воспитатели знакомились со следующим списком профессионально важных качеств:

•S артистические способности;

•S высокий вербальный и невербальный интеллект;

•S грамотная и внятная речь.

•S коммуникативные способности;

•S компетентность;

•S любовь к детям;

•S наблюдательность и внимательность;

•S организаторские способности;

•S ответственность;

•S рефлексия, умение анализировать свою деятельность;

•S тактичность, доброжелательность в общении;

•S творческие способности;

•S уверенность в себе, высокая адекватная самооценка, самопринятие;

•S уравновешенность, эмоциональная стабильность;

•S эмпатия, умение сопереживать другим;

В контексте настоящего исследования количественному и качественному анализу были подвергнуты ранговые позиции только двух профессиональных качеств воспитателя:

1. «любовь к детям»;

2. «компетентность».

Мы обнаружили, что подавляющее большинство педагогов на первое место поставили качество «любовь к детям». Так поступили 304 человека, что составляет 76% от выборки данного этапа исследования. При этом 3 воспитателя данное качество не выделили, как важное.

Итак, большинство воспитателей считают изучаемое качество самым важным для выбранной ими профессии.

Это объясняет, почему «компетентность» не может быть на 1 месте, но нас удивило то, что больше половины воспитателей (59%) не считают данное качество профессионально значимым. Как первостепенное, основополагающее условие для профессиональной деятельности, «компетентность» выделяют только 12 человек из 400, что составляет 3% испытуемых.

На наш взгляд полученные данные показывают, что воспитатели эмоционально подходят к восприятию своих должностных обязанностей и не учитывают, что компетентность воспитателя - это важнейшее внутренне условие успешности в профессиональной деятельности.

Мы сделали вывод, что на современном этапе необходимо повышать компетентность воспитателей; просвещать; разъяснять содержание понятий «компетентность» и «компетенция»; оказывать необходимую психолого-педагогическую и методическую поддержку в профессиональном становлении воспитателей ДОУ.

Далее на основном этапе исследования мы проводили анкетирование, с помощью которого:

- изучали факторы профессионального роста воспитателей ДОУ,

- выявляли уровень сформированности компетенций, составляющих психолого-педагогическую компетентность воспитателей,

- выявляли причины, влияющие на снижение уровня компетентности,

- определяли виды действенной помощи и запрос воспитателей на конкретные направления деятельности педагога психолога в детском саду, то есть содержание и направления психологического сопровождения.

Мы использовали разработанную нами анкету, включающую инструкцию и 4 задания. В авторские методики были внесены изменения (предложены другие значения, более удобные для статистической обработки полученных данных). В процессе диагностики проводились индивидуальные беседы, осуществлялось наблюдения за проявлениями эмоций педагогов.

Инструкция:

Задание 1: познакомьтесь с вопросами анкеты.

В анкете представлены наиболее значимые факторы, способствующие Вашему профессиональному росту, как воспитателя детского сада.

Задание 2. Проведите анализ основных умений (компетенций) как компонентов психолого-педагогической компетентности воспитателя детского сада (выполняется подгруппой). Ответьте на дополнительные вопросы.

Задание 3. Определите три наиболее эффективных вида помощи повышения уровня профессионально важного умения (компетенции) у воспитателя ДОУ?

Задание 4. В соответствие с требованиями ФГОС ДО и ФГТ необходимым условием повышения качества образования в современном детском саду является психологическое сопровождение. Проведите анализ качества психологического сопровождения в целях повышения уровня психолого-педагогической компетентности воспитателя ДОУ.

Задание 1. Оцените предложенные факторы профессионального роста педагога по степени важности для Вас, от 1 до 4 баллов, где 1 - минимальное значение, а 4 -максимальное. Выбранную цифру впишите в бланк ответов (методика «Факторы профессионального роста» и система оценки описана в методическом пособии «Работа педагога-психолога в ДОУ», авторы);

Факторы профессионального роста:

1. Обучение на курсах повышения квалификации.

2. Пример и влияние преподавателей на курсах повышения квалификации.

3. Пример и влияние коллег по работе.

4. Возможность экспериментирования и участия в методической работе ДОУ.

5. Пример и влияние администрации и старшего воспитателя.

6. Организация труда в ДОУ и условия работы.

7. Заработная плата.

8. Внимание администрации к проблемам воспитателей.

9. Принцип распределенной ответственности между администрацией и педагогами.

10. Доверие со стороны администрации и старшего воспитателя.

11. Использование инновационных технологий.

12. Занятия самообразованием.

13. Интерес к работе с детьми.

14. Взаимодействие с родителями детей.

15. Принцип распределенной ответственности между родителями и педагогами.

16. Возможность получения признания в коллективе.

Результаты показали, что большинство воспитателей максимально высоко (4 балла) оценили себя по фактору «Интерес к работе с детьми», а наименьший балл (3 балла) получил фактор: «Пример и влияние коллег по работе».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты побудили нас еще раз проанализировать характер методической поддержки образовательного процесса непосредственно в детских садах, так как сотрудничество и взаимопомощь коллег являются немаловажным фактором формирования комфортного психологического климата.

Задание 2: Проведите анализ одного из 7 профессиональных умений (компетенций) воспитателя ДОУ. Оцените умение воспитателя от 1 до 5 баллов. Выбранную цифру впишите в бланк ответов. Определите причины, которые, по общему мнению, мешают развить данную компетенцию до максимального значения (5 баллов).

Умения (компетенции), составляющих психолого-педагогическую компетентность воспитателя ДОУ:

1. аналитические умения;

2. проектировочные умения;

3. конструктивные умения;

4. организаторские умения;

5. коммуникативные умения;

6. умения, необходимые для контроля педагогического процесса и его регулирования;

7. умения, необходимые для оценки полученных результатов и определения новых педагогических задач.

Представленная методика так же описана в методическом пособии Н.В. Микляевой и Ю.В. Микляевой «Работа педагога-психолога в ДОУ».

Авторы считают, что характеристика психолого-педагогической компетентности, разработанная старшим преподавателем МГПИ Л.П. Гладких, наиболее полно отражает все стороны изучаемого явления. Согласно Л.П. Гладких педагогическую компетентность воспитателя ДОУ составляют 7 умений (компетенций). Каждая из компетенций включает в себя несколько более мелкие составляющих. Автор методики считает, что итоговый балл, полученный по каждому разделу, показывает, какой из них требует доработки. По итогам диагностики методистом и психологом должна составляться карта совершенствования педагогического мастерства и повышения психолого-педагогической компетенции сотрудников ДОУ на учебный год (Микляева Н.В., Микляева Ю.В, 2005, с.122).

Результаты диагностики показали, что лучше всего, по мнению респондентов, у них сформированы коммуникативные умения, а менее всего:

^ проектировочные умения;

> умения, необходимые для контроля за педагогическим процессом;

^ аналитические умения.

В этом же задании респондентам предлагались несколько возможных причин снижения уровня компетентности воспитателя:

а) недостаточность знаний;

б) отсутствие других профессиональных умений;

в) несформированность навыков;

г) недостаточность практического опыта;

д) недостаточность/неэффективность методического/психологического сопровождения

По мнению респондентов, из пяти предложенных возможных причин, которые, снижают психолого-педагогическую компетентность, наиболее значимой является недостаточность практического опыта.

Учитывая субъективное мнение воспитателей, мы приняли решение провести корреляционный анализ, который позволил выявить некоторые объективные причины недостаточной сформированности профессиональных компетенций.

Корреляционный анализ показал, что две важнейшие компетенции (умения) -проектировочные умения (умение планировать свою деятельность, ставить задачи, и др.) и умения, необходимые для оценки результатов и постановки новых задач воспитателя положительно взаимосвязаны с возрастом и стажем.

Таким образом, субъективные мнения совпали с объективными данными, так как профессиональный опыт во многом определяется такими формальными аспектами, как возраст специалиста и его профессиональный стаж.

Так же как важную причину воспитатели выделили «недостаточность/неэффективность методического/психологического сопровождения».

Итак, в контексте нашего исследования мы обнаружили запрос воспитателей на необходимость специального сопровождения их деятельности.

Следовательно, с учетом запросов воспитателей, их представлений о наиболее благоприятных факторах профессионального роста важно оказывать помощь в получении нового опыта и в самообразовании специалистов.

Кроме того, был проведен корреляционный анализ взаимосвязи между результатами первых двух заданий анкеты.

Были получены следующие данные: компетентность повышают занятия самообразованием, свой положительный вклад вносит внимание администрации к проблемам воспитателей и распределение обязанностей между всеми членами коллектива.

Задание 3: ответьте на вопрос: «Как Вы считаете, какой вид помощи будет наиболее эффективным для повышения уровня профессионально важного умения (компетенции)?». Из предложенных вариантов выберите три и в порядке значимости впишите в бланк ответов:

а) помощь психолога (психологическое сопровождение);

б) помощь старшего воспитателя (методическая поддержка);

в) взаимодействие с другими специалистами учреждения (логопед, социальный педагог, музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре и др.);

г) повышение квалификации (посещение курсов, модулей);

д) самообразование:

• знакомство с психолого-педагогической литературой;

• знакомство с методической литературой;

• чтение статей в профессиональных журналах;

е) ознакомление с инновационным опытом (участие в стажировочных площадках, посещение семинаров, мастер-классов).

Анализ результатов показал, что:

- значительно преобладает потребность в таком виде помощи, как повышение квалификации (среднее значение равно 1,85);

- менее всего воспитатели готовы обратиться за помощью к психологу (среднее значение равно 0,41).

Полученные данные нуждаются в тщательном и дополнительном анализе.

Тем более, что при сравнительном анализе данных, полученных в разных группах выборки, было обнаружено, что каждая группа респондентов (слушатели курсов,

обучающиеся на факультете переподготовки, педагогические коллективы) высказала различные мнения о том, какой вид помощи будет наиболее эффективным при повышении уровня профессионально важного умения (компетенции). Это необходимо учитывать при составлении программы психологического сопровождения.

Таким образом, в нашем исследовании обнаружено, что воспитатели ДОУ признавая необходимость психологического сопровождения, настаивая, что его отсутствие является причиной недостаточного уровня компетентности, по-разному запрашивают психологическое сопровождение для повышения уровня своего педагогического мастерства.

Задание 4.

Ответьте на вопрос: «Как Вы считаете, какие направления деятельности педагога-психолога детского сада являются наиболее эффективными?»

Оцените направления деятельности педагога-психолога от наиболее значимого, эффективного до наименее действенного аспекта сопровождения.

Впишите названия направлений в бланк ответов в соответствие с рангом. Основные направления деятельности педагога-психолога:

- диагностика детей, родителей и педагогов;

- консультирование участников образовательного процесса;

- просветительская работа;

- психопрофилактика;

- сопровождающе-развивающая работа с детьми и взрослыми (индивидуально и по подгруппам);

- экспертиза программ и технологий, инновационной деятельности в ДОУ. Результаты: по мнению воспитателей, психолог детского сада должен осуществлять

диагностику, коррекционно-развивающие занятия и оказывать консультативную помощь. Экспертная и просветительская помощь психолога не востребована.

Таким образом, в процессе исследования мы пришли к выводу, что одной из проблем современного воспитателя является недостаточность знаний и представлений о природе и сущности психолого-педагогической компетентности.

При этом просвещение не рассматривается воспитателями как действенный вид помощи. Наблюдаемое противоречие указывает на необходимость особого внимания со стороны психолога образовательной организации к осуществлению методического и психологического сопровождения, как необходимых условий повышения уровня психолого-педагогической компетентности воспитателя.

Библиография

1. Григорович Л.А. 2005. Структура и динамика формирования профессионального самосознания педагогов дошкольных образовательных учреждений: Автореф. дис... докт. психол. наук: Москва.: Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-13/dissertaciya-struktura-i-dinamika-formirovaniya-professionalnogo-samosoznaniya-pedagogov-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy#ixzz2WSjCCRfJ

2. Дошкольное образование. Словарь терминов / [сост. Виноградова, Н.А. и др.] -М. 2005. 400 с.

3. Зимня И.А. 2006. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 5 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm. В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос". e-mail: [email protected].

4. Зимняя И.А. 2002. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М. 384с.

5. Калинина Р.Р. 2003. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СП/б. 144с.

6. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. 2005. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. М. 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.