УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТОВАРОВ ПРИ СМЕШАННЫХ ПЕРЕВОЗКАХ
А. Д. Пономаренко, аспирант Российской Таможенной Академии, Кафедра таможенных платежей и валютного контроля.
В условиях рыночной экономики наряду с принципиальным изменением объема и характера внешней торговли РФ, существенно другими стали функции таможенных органов. Это потребовало расширения круга решаемых задач, существенно возросла роль контроля при анализе внешнеэкономической деятельности, основным этапом которого является статистический мониторинг внешнеторгового оборота.
С принятием Транспортной стратегии Российской Федерации открылись новые возможности для взаимодействия таможенных и транспортных организаций в создании сервисных условий для участников внешнеэкономической деятельности.
Совершенствование таможенного оформления находится в неразрывной связи с уровнем развития и внедрения в деятельность различных государственных органов информационных технологий.
Например, технология таможенного оформления с использованием системы предварительного электронного декларирования при помещении товаров и транспортных средств под процедуру международного таможенного транзита (далее МТТ) уже несколько лет используется на базе различных таможенных постов.
В современном мире функционирует шесть видов транспорта: морской, железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный. Виды транспорта подразделяются на водный (морской, речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный.
Основными критериями выбора того или иного вида транспорта являются экономическая целесообразность его использования и техническая возможность обеспечить транспортировку конкретного груза в рок и без потерь. Нередко различные виды транспорта взаимозаменяемые, и здесь уже все зависит от грузовладельца. Тем не менее на решение использовать тот или иной вид транспорта оказывает влияние огромное количество разнообразных факторов: географические и сезонные условия; степень развитости инфраструктуры; возможность соблюдения требуемых сроков перевозки и обеспечения сохранности груза в пути; политика государства; политическая ситуация в регионе; наличие нормативной и законодательной базы и множество других. Кроме того, на выбор того или иного транспорта накладывает свой отпечаток проблема альтернативности маршрута доставки, возможность использовать прямое или смешанное сообщения.
На выбор транспорта большое влияние оказывает транспортная характеристика перевозимых грузов - совокупность их физических и химических свойств, определяющих условия и технику их перевозки, погрузки, выгрузки, перегрузки, хранения, складирования и т.д.
На сегодняшний день транспортировка грузов в контейнерах является часто используемой как в нашей стране, так и за ее пределами. Спрос на контейнеры растет вслед за ростом контейнерных перевозок во всем мире. Это определяется такими факторами, как:
- ценовой фактор;
- возможность перемещения различных объемов (от 100 до 40 000 кг);
- сохранность груза (пломбирование контейнера);
- удобство погрузочно-разгрузочных работ;
- четкость определения весовых характеристик;
- регулярность;
- возвратность (возможность неоднократного использования).
Оборот контейнерных терминалов в мире составил на 2005г.
почти 300 млн. TEU. Основной оборот пришелся на 22 терминальных холдинга, доля которых в совокупности составила 61% мирового контейнерооборота.
Российский контейнерный оборот за 2005 г. составил 2 084 тыс. TEU, что на 25% больше аналогичного периода предыдущего года (в 2004г. было переработано 1 654 тыс. TEU). В эти показатели включены нетранзитные перевозки Российских железных дорог (РЖД) и Финских железных дорог (VR Cargo) в стандартных 1 контейнерах через сухопутные границы РФ. При этом оборот российских терминалов составил 66,99% общего объема (1 387 тыс. TEU), обо-
рот российских грузов на терминалах Прибалтики, Финляндии и Украины - 28,11% или 582 тыс. ТЕи, оборот внешнеторговых контейнеров по железной дороге остался прежним на уровне порядка 100 тыс. ТЕи. При этом доля железнодорожных перевозок составила 4,9%.
В Невской губе переработано 73 994 ТЕи или 36,57%; на Дальнем Востоке - 398 964 ТЕи или 8,91%; в Финляндии 292 184 ТЕи или 14,11%; в Прибалтике - 254 33 ТЕи или 12,28%; на Юге России - 154 467 ТЕи или 7,17%; по железной дороге - 101 467 ТЕи или 4,90%, на Северо-Западе России (в Калининграде) 95 926 ТЕи или 4,34%.
Рис.1 Доли регионов на российском контейнерном рынке, 2006 г.
Действующая редакция Таможенного кодекса РФ сменила приоритет контроля с процесса оформления на контроль после проведения фактического выпуска товара. Предоставив возможность использования таможенной ревизии. Помимо этого в течение последнего года активно внедряется система управления рисками, что оптимизирует производство таможенного оформления и использование кадровых ресурсов при организации таможенного контроля.
Основной целью внедрения электронного декларирования в практику таможенного оформления товаров и транспортных средств является ускорение таможенных процедур, что влечет увеличение товарооборота, повышение эффективности работы должностных лиц таможенных органов, ускорение поступления таможенных платежей в федеральный бюджет а также создаются дополнительные условия для формирования полноценного и легитимного рыночного механизма.
Например использование данной схемы предварительного таможенного оформления товаров перемещаемых в контейнерах в рамках комбинированных перевозок с применением процедуры МТТ позволяет:
1. Выполнять «прямой» вариант отгрузки контейнеров с борта судна на ж/д вагон или автомашины.
2. Сократить время нахождения товаров в порту - то есть пункте пропуска на границе.
3. Производить электронную сверку данных заявленных в коносаменте и накладных, то есть в судовых и железнодорожных документах.
4. Производить автоматический контроль за начислением и взыскиванием денежных средств на оплату сборов за таможенное оформление.
5. Проводить эффективный контроль за отправкой оформленных контейнеров под режим МТТ.
1 По РЖД осуществляются перевозки грузов как в стандартных 20- и 40-футовых контейнерах, так и в нестандартных для международного рынка, но традиционных для российских железных дорог контейнерах длиной 3,5 и 10 футов. Для целей настоящего исследования важно различать эти виды оборудования, поскольку развитие контейнерных перевозок в «малолитражных» контейнерах РЖД никак не может способствовать развитию международных контейнерных перевозок в России. Терминологическая недифферен-цированность зачастую является причиной несогласованности данных о состоянии инфраструктуры РЖД в отношении перевозки и обработки контейнерных грузов. Так, РЖД фактически имеет только 41 станцию, способную обрабатывать стандартные 20 и 40-футовые контейнеры. Упоминание о 613 терминалах, обрабатывающих контейнерные грузы на РЖД, относятся к терминалам, обрабатывающим малолитражные контейнера РЖД.
6. Оформлять поручения на досмотр товаров в случае возникновения необходимости в соответствии с таможенным законодательством.
7. Вести электронные журналы прибытия и убытия товаров из зоны таможенного контроля и статистику оформленных контейнеров.
Указанные преимущества использования схем предварительного таможенного оформления могут быть реализованы только при эффективном взаимодействии таможенных органов, портовых и железнодорожных служб.
И наконец самое главное для таможенных органов - это то, что опыт предварительного электронного декларирования дал положительный эффект как по сокращению сроков таможенного оформления без увеличения штатной численности таможенного органа, так и по внедрению новых электронных технологий.
Литература:
1. Самолаев Ю.Н Теоретическая концепция логистической системы : Учебное пособие/ РТА, М. РИО РТА 2001
2. Семенова Г. П. Таможенное обеспечение международных перевозок СПб.: Партнер ВЭД, 2002
3. Инкотермс 2000: Международные правила толкования торговых терминов Владивосток: Бизнес, 2000
4. Лимонов Э.Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки 2-е изд перераб и допол -СПб.: Выбор, 2001
5. Воронкова О.Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: Уч. пособие / О.В. Воронкова, Е.П. Пузако-ва; под ред. Е.П. Пузаковой. - М.: Экономист, 2005. - 495 с.
6. Риски во ВЭД [текст]: Уч. пособие / Ростовский филиал, каф. экономики таможенного дела; авт.-сост. О.Н. Тутова [и др.] - Ростов н/Д: РИО Ростов. филиала РТА, 2005. - 166 с
7. Лозбенко Л.А. Конвенциальное регулирование ВЭД: Монография / РТА. - М.. : 2000. - 300 с