В.А. МИТРАХОВИЧ, Д.И. МИТИН (Санкт-Петербург, Екатеринбург)
условия эффективности развития педагогического потенциала физической подготовки в формировании профессионализма военнослужащих
Рассматриваются условия эффективности реализации педагогического потенциала физической подготовки военнослужащих. Знание этих условий будет полезно командирам (начальникам) воинских подразделений, а также другим должностным лицам, организующим и проводящим различные мероприятия физической подготовки
Ключевые слова: педагогический потенциал физической подготовки, профессионализм военнослужащего, педагогическое сопровождение, развитие мотивации, профессионализация.
Физическая подготовка как специализированный процесс физического воспитания военно-прикладного характера является действенным механизмом повышения качества военно-профессиональной деятельности военнослужащих. Это утверждение подкрепляется результатами многочисленных исследований, положения которых отражаются в действующих руководящих документах по организации и проведению физической подготовки в воинских частях и организациях. Так, в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21.04.2009 г. № 200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации», физическая подготовка «является основным элементом боевой готовности военнослужащих к выполнению учебно-боевых задач и одним из направлений повышения боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации». Указанное положение обусловливает «повышение статуса физической подготовки в системе воинского обучения как базового элемента военно-профессиональной и морально-психологической готовности войск» [4], что является основной задачей утвержденной Министром обороны Российской Федерации 06.05.2008 г. «Концепции совершенст-
жие науки -
вования физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации до 2016 года».
Физическая подготовка, на наш взгляд, представляет собой совокупность одновременно существующих своих качественных состояний (явления, процесса, системы и деятельности), каждое из которых представляет собой неизменяемую в разнообразных ситуациях роль, имеет разные формы проявления, специфические механизмы реализации, с помощью которых достигается субъективно определяемый результат - высокий уровень физической готовности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с предназначением и вместе с этим -их профессионально-личностный рост.
Физическая подготовка проводится ежедневно, в различных формах и обладает педагогическим потенциалом, который можно прямо или косвенно использовать для профессионализации военнослужащих. Под педагогическим потенциалом физической подготовки мы понимаем присущую физической подготовке систему, совокупность возможностей, способностей и ресурсов, действие которых актуально или может быть направлено на формирование профессионализма военнослужащих при определенных педагогических средствах и условиях.
В наших исследованиях профессионализм военнослужащего представляет собой интегральную личностную характеристику, определяющую продвижение военнослужащего к собственной вершине в воинском труде, формирующуюся в процессе его военно-профессиональной деятельности и как результат имеющую целостное развитие личности воина-профессионала, постоянно самосовершенствующегося в своей военно-профессиональной деятельности, высокоэффективно, творчески и на высоком уровне осуществляющего свой воинский труд в любых условиях и ситуациях [2, с. 52].
Изучение научных источников, опыт командования воинскими подразделениями, а также управление ходом опытно-экспериментальной работы позволили определить условия эффективности развития педагогического потенциала физической подготовки в формировании профессионализма военнослужащих. Ими выступили мотивация военнослужащих, педагогическое сопровождение физи-
О Митрахович В.А., Митин Д.И., 2017
ИЗВЕСТИЯ вгпу
ческой подготовки военнослужащих, профессионализация соответствующих должностных лиц.
Первым условием в представленной выше триаде является мотивация военнослужащих к своему профессионально-личностному росту. Адаптируя результаты научных исследований [3] к нашей работе, можно утверждать, что по форме мотивация военнослужащих к своей профессионализации представляет собой процесс целенаправленного и организованного создания у военнослужащих стимулов, способствующих актуализации у них внутренних побуждений к повышению активности в формировании высокого уровня физической готовности к выполнению любых учебно-боевых задач и профессионализма в целом. Структура мотивации военнослужащих к повышению профессионализма представляет собой совокупность всех побуждений в виде потребностей, мотивов, стимулов, идеалов, мо-тивационных установок и т.д. В содержание процесса мотивации включено совершенствование нормативных документов, в которых закреплены необходимые стимулы для военнослужащих, педагогическое сопровождение мотивации профессионально-личностного роста средствами физической подготовки на различных уровнях (от воинской части до отдельного военнослужащего), контроль над процессом и результатами формирования физической готовности военнослужащих и их профессионально-личностного роста в целом, информационно-пропагандистская работа. все перечисленные элементы, наполняющие указанный процесс содержанием, находятся в тесной взаимной связи, и все вместе определяют направление развития мотивации военнослужащих к овладению профессионализмом.
Несмотря на большую работу по созданию побуждений у военнослужащих к повышению своей боеспособности средствами физической подготовки, проводимую органами военного управления всех уровней, следует обратить внимание на факторы, все еще оказывающие негативное влияние на развитие мотивации военнослужащих к своему профессионально-личностному росту. Среди них можно выделить факторы, определяемые особенностями процессов, происходящих в вооруженных силах, и факторы личностного уровня. К первым можно отнести несоответствие уровня материальной базы задачам физической подготовки, недостаточное количество специалистов по физической подготовке в войсках, отсутствие в
воинских частях и организациях необходимого спортивного инвентаря и имущества, несовершенную систему материального и морального стимулирования, ко вторым - неравномерное развитие отдельных сторон личности военнослужащего, отсутствие возможности удовлетворения потребностей, несоответствие самооценки военнослужащего мнению о нем воинского коллектива, командиров и начальников.
Таким образом, мотивация военнослужащих является интегративным побудителем к профессиональному самосовершенствованию в воинском труде и одним из основных условий реализации педагогического потенциала физической подготовки. А работа соответствующих должностных лиц по устранению указанных негативных факторов создает дополнительные возможности для движения военнослужащих к вершине своей профессиональной деятельности.
Следующим условием является педагогическое сопровождение физической подготовки военнослужащих. Педагогическое сопровождение подразумевает сочетание деятельности педагога и самодеятельности воспитанника (в нашем случае в роли педагога выступают командиры воинских подразделений, основные должностные лица, организующие и проводящие различные мероприятия физической подготовки, а в роли воспитанника - военнослужащие). Однако необходимо помнить, что самодеятельность военнослужащих регламентируется, а иногда и ограничивается рядом нормативных документов, поэтому в процессе их профессионально-личностного роста этот момент должен учитываться.
Принимая во внимание многоуровневость и иерархичность системы военной службы, мы выделяем несколько уровней педагогического сопровождения физической подготовки военнослужащих.
На п е р в о м у р о в н е педагогическое сопровождение физической подготовки проводится в масштабе воинской части. Основными субъектами этого уровня являются командир воинской части, его заместители, офицеры управления и начальники служб. Кроме того, существенное влияние на организацию педагогического сопровождения на данном уровне оказывают специалисты по физической подготовке: начальник физической подготовки воинской части, инструктор по физической подготовке, инструктор-методист по физической культуре.
Содержанием деятельности вышеуказанных субъектов на первом уровне является общая организация процесса формирования физической готовности военнослужащих и их профессионально-личностного роста в рамках учебного года; выработка стратегии на ближайшую перспективу; координация взаимодействия основных субъектов процесса педагогического сопровождения физической подготовки; анализ уровня физической подготовленности военнослужащих воинской части; корректировка процесса физической подготовки в зависимости от результатов работы по обучению, воспитанию и развитию военнослужащих; систематическое обучение соответствующих должностных лиц теории, методике и практике организации процесса педагогического сопровождения физической подготовки военнослужащих.
Второй уровень предполагает педагогическое сопровождение физической подготовки в воинском подразделении при проведении различных форм физической подготовки. Основные субъекты этого уровня - командиры (начальники) воинских подразделений (командиры рот), командиры взводов, старшина и сержантский состав, специалисты по физической подготовке. Воинское подразделение является центром педагогической работы, т.к. именно непосредственный контакт указанных субъектов с военнослужащими в процессе различных мероприятий физической подготовки становится главным рычагом, направляющим военнослужащих на сознательную и самостоятельную профессиональную деятельность.
На т р е т ь е м у р о в н е происходит педагогическое сопровождение самосовершенствования военнослужащих средствами физической подготовки. Военнослужащие самостоятельно работают над своим физическим развитием и устранением в структуре своей личности негативных сторон и качеств. Данная работа направляется и поддерживается всеми субъектами педагогического сопровождения физической подготовки.
Задача соответствующих должностных лиц, осуществляющих педагогическое сопровождение, заключается в создании условий при проведении различных форм физической подготовки для движения военнослужащих по выбранным ими же самими путям с учетом рекомендаций командиров-наставников. Цель педагогического сопровождения физической подготовки заключается в самостоятельном и осознанном решении военнослужащими воз-
КИЕ НАУКИ -
никающих перед ними проблемных ситуаций не только в повседневной служебной деятельности, но и в экстремальных ситуациях военной службы (боевые действия, учения, соревнования и т.д.).
Основой педагогического сопровождения выступают системность, непрерывность, опора на позитивный потенциал развития военнослужащего, взаимодействие вместо воздействия, многофункциональность, взаимное уважение автономии каждого его участника.
Педагогическое сопровождение физической подготовки военнослужащих рассматривается в качестве системы и как целостная деятельность, включающая в себя следующие компоненты:
- педагогический - предполагает оказание помощи военнослужащим в овладении знаниями, умениями, навыками, приемами в выполнении физических упражнений и нормативов по физической подготовке, а также формирование ценностного отношения к физической подготовке;
- технологический - заключается в создании специальных социально-педагогических условий оказания помощи военнослужащим, имеющим проблемы в профессионально-личностном росте средствами физической подготовки.
таким образом, педагогическое сопровождение физической подготовки военнослужащих - это процесс взаимосвязанной деятельности командиров (начальников) воинских подразделений и военнослужащего, осуществляемый в целях создания условий для совершения военнослужащими осознанной, ответственной, самостоятельной нейтрализации проблемных ситуаций в достижении высокого уровня индивидуальной физической готовности и профессионализма в целом.
Следует отметить, что необходимой базой для эффективного использования педагогического сопровождения выступает потребность военнослужащего в самосовершенствовании и самопознании, готовность не останавливаться на достигнутом и целенаправленно повышать свой уровень во всех сферах профессиональной деятельности. здесь прослеживается связь с описанным выше условием (развитие мотивации военнослужащих к своему профессионально-личностному росту), что еще раз доказывает интегративный характер рассматриваемых условий.
Еще одним условием развития педагогического потенциала физической подготов-
известия вгпу
ки в целях профессионально-личностного роста военнослужащих является профессионализация командиров (начальников) воинских подразделений и основных должностных лиц, оказывающих им помощь в организации и проведении мероприятий физической подготовки. Данное условие рассматривается нами как процесс овладения указанными должностными лицами набором компетенций, обусловливающих формирование профессионализма у военнослужащих с использованием всей системы военной службы в целом и средств физической подготовки в частности [1]. такое разделение на целое и частное диктует необходимость определения ключевых компетенций социально-педагогической деятельности и выделение из них компонента, позволяющего целенаправленно формировать профессионализм военнослужащего с использованием педагогического потенциала физической подготовки.
Мы соглашаемся с А.В. Хуторским [5], который считает, что ключевыми образовательными компетенциями выступают ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного совершенствования. Адаптируя указанные компетенции к нашему исследованию, отмечаем, что их освоение является необходимым условием не только для собственного развития командиров (начальников), но и для эффективной организации процесса профессионально-личностного роста военнослужащих.
В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21.04.2009 г. № 200 «об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации», в содержание физической подготовки входят физические упражнения, специальные знания и организаторско-методические навыки и умения. При этом «организаторско-методические навыки и умения руководителя в организации физической подготовки представляют собой совокупность приемов и действий руководителя, позволяющие ему качественно и в соответствии с установленными требованиями организовать выполнение возложенных на него задач, методически правильно обучать и воспитывать подчиненных» [4].
Организаторско-методические навыки и умения представляют собой тот самый компонент, в котором отражаются выделенные компетенции и который позволяет командирам
(начальникам) воинских подразделений и специалистам по физической подготовке целенаправленно формировать профессионализм военнослужащего с использованием педагогического потенциала физической подготовки.
Основными путями формирования и развития у указанных должностных лиц, обеспечивающих профессионально-личностный рост военнослужащих средствами физической подготовки, организаторско-методических навыков и умений, а также овладения этими лицами ключевыми образовательными компетенциями являются психолого-педагогическая подготовка, педагогическая деятельность при проведении различных форм физической подготовки, самообразование и самосовершенствование.
Представленные условия эффективности реализации педагогического потенциала физической подготовки в формировании профессионализма военнослужащих могут быть применены командирами (начальниками) воинских подразделений и специалистами по физической подготовке при использовании различных форм физической подготовки в роли основных направлений по повышению качества своей военно-профессиональной деятельности, результатом которой выступает профессионально-личностный рост военнослужащих.
список литературы
1. Митрахович В.А. О профессионализации офицеров // Вестн. Орловского гос. ун-та. Сер.: Новые гуманитарные исследования. 2011. № 6(20). С. 87-91.
2. Митрахович В.А. Основные направления по обеспечению эффективности формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума // Изв. Вол-гогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2014. № 6(91). С. 52-60.
3. Митрахович В.А. Развитие мотивации военнослужащих контрактной службы к овладению профессионализмом // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2014. № 2. С. 41-51.
4. Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах российской Федерации: Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21.04.2009 г. № 200 [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/195845/ (дата обращения: 12.06.2017).
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ре-
педагогические науки
сурс] // Эйдос: интернет-журн. 2002. 23 апр. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 11.06.2017).
* * *
1. Mitrahovich V.A. O professionalizacii ofi-cerov // Vestn. Orlovskogo gos. un-ta. Ser.: Novye gumanitarnye issledovanija. 2011. № 6(20). S. 8791.
2. Mitrahovich V.A. Osnovnye napravlenija po obespecheniju jeffektivnosti formirovanija profes-sionalizma voennosluzhashhih kontraktnoj sluzhby v uslovijah voinskogo sociuma // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Pedagogicheskie nauki. 2014. № 6(91). S. 52-60.
3. Mitrahovich V.A. Razvitie motivacii voen-nosluzhashhih kontraktnoj sluzhby k ovladeniju professionalizmom // Aktual'nye problemy fizicheskoj i special'noj podgotovki silovyh struktur. 2014. № 2. S. 41-51.
4. Ob utverzhdenii Nastavlenija po fizicheskoj podgotovke v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Fede-racii: Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii ot 21.04.2009 g. № 200 [Jelektronnyj resurs] // Garant. ru: informacionno-pravovoj portal. URL: http://base. garant.ru/195845/ (data obrashhenija: 12.06.2017).
5. Hutorskoj A.V. Kljuchevye kompetencii i obrazovatel'nye standarty [Jelektronnyj resurs] // Jejdos: internet-zhurn. 2002. 23 apr. URL: http:// eidos.ru/journal/2002/0423.htm (data obrashhenija: 11.06.2017).
Conditions of efficiency of pedagogical potential development in physical training in formation of professionalism of military men
The article deals with the conditions of efficiency of pedagogical potential implementation in physical training of military men. This knowledge can be useful for commanders (chiefs) of military units, as well as other officials who organize and conduct various activities of physical training.
Key words: pedagogic potential of physical training, professionalism of a military man, pedagogic support, development of motivation, professionalization.
(Статья поступила в редакцию 16.06.2017)
с.м. шабалина
(Новокузнецк)
факторы влияния на формирование у студентов интереса к будущей профессии и их трудоустройство
Раскрываются факторы, влияющие на формирование интереса студентов к будущей профессиональной деятельности педагога. К таким факторам относится применение педагогических технологий, разновидность которых способствует расширению знаний и умений, что в свою очередь усиливает интерес у студентов и подталкивает к поиску будущей работы по специальности.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, интерес, игровые технологии, интерактивное обучение, трудоустройство.
В настоящее время в современной системе педагогического образования ставится вопрос о развитии личности студента, а не о «наполнении» его знаниями, умениями, навыками. Это связано с потребностью общества, жизни, практики обучения будущих специалистов. Именно поэтому профессиональное образование рассматривает подходы по формированию профессиональных интересов студента, его личностной направленности, склонности, проявлению активности в будущей профессиональной деятельности, и для этого используются игровые технологии, технологии активного и интерактивного обучения.
Игровые технологии представляют собой дидактические системы применения различных игр, формирующих умения решать задачи на основе выбора альтернативных вариантов: занимательное игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических задач и др. Очевиден факт, что игровые технологии уже давно с успехом используют педагоги для формирования профессиональных интересов у студентов, а также педагоги-психологи, профконсультанты. Главные достоинства таких игр, как отмечают специалисты, их наглядность, эмоциональная насыщенность, а также возможность моделировать вместе со студентами сложные аспекты профессионального и жизненного самоопределения. Конкретные игры (деловые, роле-
О Шабалина С.М., 2017