УДКЗ 55.23 3:3 7.03 5.7 МИТРАХОВИЧ B.A.
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики, психологии и гуманитарных дисциплин филиала Астраханского государственного университета в г. Знаменске Астраханской области, Е-таil: V_тitrakhovich@maiI.ru МИТИНД.И.
подполковник, преподаватель в/ч 69617 E-mail: Dimamit80@mail.ru
UDC 355.233:37.035.7
MITRAKHO VICH V.A.
Doctor of Pedagogy, senior lecturer, Professor of Pedagogics, Psychology and the Humanities department at Astrakhan State University, Branchin Znamensk
Astrakhan region E-mail: VjnitraMiotich@mail.ru MITIND.I.
Lieutenant Colonel, instructor of military unit 69617 E-maihDimamit80@mail.ru
НОРМАТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
NORMATIVE-PEDAGOGICAL PROVISIONS OF REALIZATION OF PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE PHYSICAL TRAINING IN THE FORMATION OFMILITARYPERSONNEL PROFESSIONALISM
В статье рассматриваются нормативно-педагогические положения реализации педагогического потенциала физической подготовки в формировании профессионализма военнослужащих. Предназначена широкому кругу читателей, интересующихся вопросами, связанными с профессионально-личностным ростом различных категорий военнослужащих в процессе физической подготовки.
Ключевые слова: нормативно-педагогические положения реализации педагогического потенциала физической подготовки в формировании профессионализма военнослужащих.
The article discusses the normative-pedagogical provisions of realization of pedagogical potential of the physical training in the formation of military personnel professionalism. It is intended for a wide range of readers who are interested in the questions connected mth professional-personal grout h of various categories of military personnel in the process of physical training.
Keywords: normative-pedagogical provisions of realization of pedagogical potential of the physical training in the formation of military personnel professionalism.
В сложных экономических условиях, с учетом возросшей геополитической напряженности и продолжающихся в отдельных регионах нашей страны угроз терроризма и экстремизма, возрастает роль профессионализма военнослужащих различных категорий.
Повышению качества и уровня профессиональной подготовки военнослужащих к выполнению боевых задач и обеспечению боевых действий в соответствии с их предназначением будет способствовать выявление и обоснование нормативно-педагогических положений реализации педагогического потенциала физической подготовки через: определение понятия «профессионализм военнослужащего», рассмотрение потенциала физической подготовки через призму педагогической теории, выявление принципов реализации педагогического потенциала физической подготовки в формировании профессионализма военнослужащих, обоснование прогностической модели реализации педагогического потенциала физической подготовки.
Профессионализм военнослужащего - это акмео-логическая интегральная профессионально-личностная характеристика, определяющая продвижение военнослужащего к собственной вершине в воинском труде, фор-
мирующаяся в процессе его военно-профессиональной деятельности, и как результат, имеющая целостное развитие личности военнослужащего, постоянно самосовершенствующегося в своей военно-профессиональной деятельности, высокоэффективно, творчески и на высоком уровне осуществляющего свой воинский труд в любых условиях и ситуациях [7,с.26;8, с. 116].
Действенным механизмом педагогического влияния физической подготовки на процесс формирования профессионализма у военнослужащих выступает педагогический потенциал физической подготовки как атрибут бытия и присущая физической подготовке совокупность параметров и система сил, действие которых актуально или может быть направлено на формирование профессионализма военнослужащих при определенных педагогических средствах и условиях.
При этом сама физическая подготовка представляет собой совокупность одновременно существующих своих качественных состояний (явления, процесса, системы и деятельности), каждое из которых представляет собой неизменяемую в разнообразных ситуациях роль, имеет разные формы проявления, специфические механизмы реализации, с помощью которых достигает-
© Митрахович В.А.. МитинД.И. © Mitrakhovich V.A., Mitin D.I.
ся субъективно определяемый результат - высокий уровень физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением.и вместе с этим профессионально-личностный рост военнослужащих. Это согласуется с требованиями Приказа Министра обороны Российской Федерации от 21.04. 2009 г. №200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) / [Система ГАРАНТ: http://base.gara п1. ги/195845/#1хгг48Тч[НГо37\у / Дата обращения: 9.12.2016].
Исходя из того, что всякий потенциал отражается в ресурсах, возможностях и способностях [5, с. 93], а также выделение в педагогической литературе [1, с.53; 3, с.49 и др.] трёх традиционных, общепринятых аспектов, составляющих всестороннего, гармонического развития личности, образования как целостного педагогического процесса: обучения, воспитания и развития, мы на правомерной основе можем рассматривать указанные аспекты как составляющие педагогического потенциала физической подготовки: обучающую, воспитывающую и развивающую.
Так, обучающая составляющая физической подготовки, обеспечивая военнослужащим овладение знаниями, навыками, умениями, физическими и личностно-деятельностными качествами, необходимыми им для выполнения военно-профессиональных обязанностей выполняет функцию нормативной самореализации. Указанная функция отвечает за обучение военнослужащих в процессе физической подготовки на основе опыта предшествующих поколений и достижений современной науки, нашедших отражение в уставах, наставлениях, приказах и других нормативных документах.
Воспитывающая составляющая физической подготовки, обеспечивая военнослужащих боевыми, физическими, волевыми, нравственными, и другими качествами, отношениями, взглядами, убеждениями, способами поведения защитника Отечества, воина-профессионала и высоконравственной личности выполняет функцию ценностного самоутверждения. Эта функция отвечает за сформированность у военнослужащих вышеназванных качеств, необходимых им для выполнения боевых и других задач в соответствии со своим предназначением,
Развивающая же составляющая физической подготовки обеспечивая военнослужащим накопление количественно-качественных изменений, функциональное совершенствование физической, психической, интеллектуальной, военно-профессиональной деятельности и личностных качеств выполняет функцию смыслового самоопределения. Указанная функция отвечает за формирование у военнослужащих внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития в процессе физической подготовки.
Анализ научной литературы[1; 2; 4; 6 и др.], позволили отобрать принципы реализации педагогического потенциала физической подготовки в формировании профессионализма военнослужащих: обучения, воспитания и развития. Каждый из указанных принципов направлен на реализацию составляющих педагогического потенциала физической подготовки: обучающей, воспитывающей и развивающей соответственно. А их специфика состоит в том, что они тесно взаимосвязаны между собой, действуют всегда в указанной структуре, которая определяет методологию и организационно-прикладную основу формирования профессионализма у военнослужащих.
Основными требованиями и правилами реализации принципа обучения выступают: социальная обусловленность и научность; практическая направленность; целенаправленность, систематичность и последовательность; доступность; сознательность, активность и самостоятельность; единство, согласованность и преемственность; непрерывность; сочетание дифференцированного, индивидуального и коллективного подходов.
Основными требованиями и правилами реализации принципа воспитания являются: целенаправленность; воспитание в процессе воинской службы и повседневной жизни; воспитание в коллективе и через коллектив; сочетание индивидуального и дифференцированного подходов; сочетание высокой требовательности с уважением личного достоинства подчиненных; правовая доминантность командного состава и руководителей всех уровней; руководство воспитанием; использование комплексного подхода.
Основными требованиями и правилами реализации принципа развития выступают; единство обучения и воспитания; целостность процесса формирования профессионализма; педагогизация социальной военной среды.
Все указанные требования и правила реализации принципов обучения, воспитания и развития согласуются с задачами «Стратегии социального развития Вооружённых Сил России на период до 2020 года» от
28.03.2008 г., положениями Федерального закона РФ от 4.12.2007 г. №329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», с требованиями приказов Министра обороны Российской Федерации от
21.04.2009 г. №200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [ Система ГАРАНТ: http://base.garant.rn/195845/#ixzz4SNHFo37w / Дата обращения: 9.12.2016], приказа Министра обороны Российской Федерации от 12.10.2016 г. №655«Об организации работы с личным составом в Вооружённых Силах Российской Федерации», с положениями статей №75-78 Общевоинских у ставов Вооружённых Сил России [Указ Президента РФ от 10.11.2007 г.№1495 (ред. от 07.12.2016) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил
Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») /http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_72806/ 7cf9dbela6d40b0ede 073a8d7af4fe0f4d9d80e7 /Дата обращения: 9.12.2016], определяющими общие обязанности командиров (начальников).
Ведущим среди указанных принципов является принцип воспитания, так как именно он направлен на положительное изменение внутренних убеждений военнослужащего, его отношения к формированию профессионализма, достижения высокого уровня физической подготовленности.формированию морально-волевых качеств, профессиональной деятельности, мотивации к овладению профессионализмом и, в целом влияющим на другие принципы - обучения и развития.
Модель реализации педагогического потенциала физической подготовки в формировании профессионализма военнослужащих выступает моделью педагогической деятельности и для ее построения «необходимо разработать этапы становления педагогической деятельности, внести изменения в сложившуюся методическую систему педагога» [4, с. 99]. В роли педагога выступают командиры и начальники, которые при определенных условиях могут внести свой вклад в профессионализацию военнослужащих.
Объективным основанием для выделения этапов работы по реализации педагогического потенциала физической подготовки в формировании профессионализма военнослужащих послужили положения целостного подхода в рамках научной школы профессора B.C. Ильина [2]. Эти положения помогли нам определить последовательность прохождения этапов и сохранить единство их внутренней структуры: цель - средство - результат.
Системообразующим фактором выступили целевые установки этапов, организующие содержание деятельности командиров и начальников, занимающихся профессионализацией военнослужащих в определённую систему.
При этом логика целей от этапа к этапу отражает логику формирования профессионализма у военнослужащих: развитие у них мотивов, интересов, потребностей, определяющих их продвижение к собственной вершине в своем труде - накопление положительного опыта в профессиональной деятельности - высокоэффективное и творческое осуществление своего труда по предназначению в любых условиях и ситуациях - стимулирование сил саморазвития, опыта самоорганизации и самосовершенствования в своей деятельности. Степень же использования потенциала педагогических средств определяется соответствием поставленным целям, содержанием обучения, воспитания, развития.
Опора на психологические и педагогические основы военной науки позволяет нам понимать под педагогическими средствами [9,с.314 и др.] всё то, чем располагают и чем пользуются командиры и начальни-
ки при реализации педагогического потенциала физической подготовки в формировании профессионализма военнослужащих. Это не только различные виды деятельности (учебные занятия по физической подготовке, тренировки по видам спортаи т.д.), но и совокупность конкретных мероприятий и предметов (слово, соревнования, спортивный инвентарь, тренажёры, пособия, тренировки, спортивные сооружения, спортивные городки, типовые модульные комплексы для занятий физической подготовкой и т.д.).
Исходя из указанных положений, закономерными этапами в реализации педагогического потенциала физической подготовки в формировании профессионализма военнослужащих в наших исследованиях стали: эмоционально-мотивационный, когнитивный, действенно-практический и акмеологический.
Так, эмоционально-мотивационный этап характеризуется отсутствием сложившейся организационной структуры системы формирования профессионализма. Это обусловлено разрозненностью элементов указанной системы и отсутствием устойчивой связи между ними. Командиры и начальники, оказывающие прямое и косвенное влияние на профессионализацию военнослужащих, участвуют в этом процессе формально, не осознавая важность и первостепенное значение профессионально-личностного роста подчиненных.
Целью эмоционально-мотивационного этапа является зарождение и дальнейшее развитие мотивов, интересов и потребностей военнослужащих к своему профессионально-личностному росту, к достижению высокого уровня физической подготовленности с использованием присущей физической подготовке совокупности параметров и систем сил, действие которых актуально или может быть направлено на решение указанной задачи. Такое целеполагание обусловлено тем, что на данном этапе происходит самоорганизация активности военнослужащих, их познавательная активность приобретает личностный смысл.
Задачами, решаемыми на эмоционально-мотивационном этапе, выступили: осознание военнослужащими важности своей профессии; ознакомление их с феноменом профессионализма и степенью его проявления в воинском труде, с понятием физической подготовленности; активизация мотивации, положительного отношения и интереса военнослужащего к своему профессионально-личностному росту; возбуждение у военнослужащих потребности и желания формировать свой профессионализм.
Основными средствами решения указанных задач являются мероприятия спортивной, культурно-досуговой и информационно-воспитательной работы. Они должны быть интересны для военнослужащих, эмоционально насыщены и вызывать положительные эмоции.
Ведущим принципом реализации эмоционально-мотивационного этапа выступает принцип воспитания.
В ходе экспериментальной работы было выявлено, что командирам и начальникам, отвечающим за
профессионально-личностный рост военнослужащих целесообразно комплексно применять такие виды наглядности как: натуральная (демонстрация выполнения спортивных упражнений, приёмов, посещение спортивных мероприятий и т.п.); изобразительная (возможности средств массовой информации, документальные и учебные фильмы, литературно-художественные произведения и т.п.); вербально-образная (словесное описание примеров применения профессионализма в экстремальных ситуациях служебной деятельности и т.п.).
Формы проведения указанных мероприятий должны быть подчинены применению указанных выше видов наглядности. Это дает возможность добиться у военнослужащих осознанного отношения к своему труду, понимания его важности и значимости, а также повлиять на положительную мотивацию к профессионально-личностному росту, к достижению высокого уровня физической подготовленности. Такими формами являются устное информационное воздействие на объект воспитания (беседы с участниками вооруженных конфликтов, встречи с ветеранами и заслуженными спортсменами и т.п.), а также конкретные формы воздействия, опирающиеся на элементы организационной культуры (посещение спортивных соревнований различного уровня и по различным видам спорта (служебно-прикладным) и т.п.).
В ходе опытно-экспериментальной работы на эмоционально-мотивационном этапе, у военнослужащих наблюдалось положительное отношение к профессионализму в своей профессии, к высокому уровню физической подготовленности. Они стали понимать, что повышение уровня своего профессионализма является обязанностью каждого военнослужащего, и, от того, насколько он сформирован, зависит качество выполнения боевой задачи. В результате этого, у военнослужащих стала возникать потребность в своем профессиональном росте, начал проявляться интерес к знаниям, которые могли бы помочь применить им простейшие умения и навыки в соответствии с определенной ситуацией в своей работе, требующей самостоятельного выбора действий.
Анализ деятельности командиров и начальников, влияющих на профессионализацию военнослужащих на этом этапе, показал положительную динамиту их отношения к формированию профессионализма у своих подчиненных. Они стали понимать, что кардинальных изменений в их деятельности не требуется, зато положительный результат получаемый от того что они делают, может заметно повысится. Для этого необходима лишь систематизация и рационализация отдельных направлений, видов деятельности, а самое главное - желание заниматься такой работой.
Итогом эмоционально-мотивационного этапа явилось актуализация профессионализма, привитие положительной мотивации к его формированию у всех участников этого процесса, что отвечает целям и задачам данного этапа. Кроме того, военнослужащие получили начальные знания о сущности и содержании профессио-
нализма, об уровне физической п о д гото в л с н н о ст и. ста л и осознавать важность профессионально-личностного роста, важность физической под гото в ле н но сти. начал и стремиться к физическому самосовершенствованию.
Следующий, когнитивный этап, характеризуется зарождающейся организационной структурой системы профессионально-личностного роста военнослужащих. Между группами элементов в системе устанавливаются причинно-следственные связи, поведение системы становится предсказуемым и управляемым, однако остается неустойчивым. На данном этапе, у командиров и начальников наблюдается эмоционально-положительное отношение к этому процессу. Несмотря на это, ими полностью и всесторонне не учитываются характеристики педагогической среды (уровень специальной и психолого-педагогической подготовки; особенности личностных качеств военнослужащих; уровень развития спортивной и материальной базы воинской части), в котором происходит процесс обучения и воспитания через развитие педагогического потенциала физической подготовки.
Целью когнитивного этапа является накопление военнослужащими положительного опыта профессиональной деятельности с использованием средств физической подготовки. Такое целеполагание обусловлено тем, что на данном этапе происходит углубление и дальнейшее накопление профессиональных знаний, умений, нормативных способов поведения на службе и повседневных отношениях, знаний о критериях оценки профессионализма, наличии его у себя и степени его сформированности, а также формирование простейших профессиональных навыков и умений.
Задачами, решаемыми на когнитивном этапе, выступили: расширение представления военнослужащих о проявлениях профессионализма; углубление и систематизация военно-профессиональных знаний и умений;усиление мотивов действий в соответствии со своей профессиональной позицией в профессиональной деятельности и повседневных отношениях; обогащение эмоциональной сферы военнослужащих, «болеющих» за уровень профессионализации своих товарищей, за уровень их физической подготовленности.
Основным средством решения указанных задач являются занятия по физической подготовке. Причем, решая обозначенные задачи, основной акцент и расчет на данном этапе целесообразно делать на обогащение информационной стороны занятий, которая характеризуется познавательной новизной и включает в себя различные стороны будущей профессиональной деятельности.
Ведущим принципом реализации когнитивного этапа выступает принцип обучения
Для решения задач когнитивного этапа нами были использованы такие формы проведения занятий как: устное изложение материала (лекция, последовательное рассмотрение вопросов которой составило у обучаемых представление о конкретной теме; рассказ - монолог преподавателя о ситуациях, возникавших с ним в слу-
жебной деятельности, когда от уровня его физической подготовленности зависело выполнение той или иной задачи и т.п.); обсуждение этого материала (беседа, в которой разъясняются правила и нормы выполнения упражнений, поведения в конкретных ситуациях; дискуссия, побуждающая слушателей спорить и логически выстраивать ход диспута; конференция - коллективное изучение и обсуждение актуальных проблем и т.п.); показ (использование различных средств наглядности на занятии: образцы вооружения, макеты местности, наглядные пособия, технические средства обучения, тренажёры и т.п.).
В ходе опытно-экспериментальной работы на когнитивном этапе, у военнослужащих наблюдался более осознанный подход к необходимости не только своего профессионально-личностного роста, достижения высокого уровня физической подготовленности.но и своих товарищей, обусловленный эмоциональными переживаниями за их уровень физической подготовленности и личной профессиональной подготовки, за подготовку подразделения. Повышение индивидуальной ответственности за коллективные дела явилось следствием перехода на более качественный уровень нравственного самосознания.
Анализ деятельности должностных лиц, влияющих на профессионализацию военнослужащих на данном этапе, показал, прежде всего, позитивные изменения отношения к повышению своего профессионального уровня. Возросла так же их ответственность за качество обучения и воспитания своих подчиненных.
Итогом второго этапа опытно-экспериментальной работы по формированию профессионализма военнослужащих явились следующие изменения: военнослужащие поддержали интерес к формированию профессионализма, к достижению высокого уровня физической подготовленности; расширили свои профессиональные знания и нормативные способы выполнения упражнений, поведения в соответствии с требованиями своей военно-учётной специальности; научились отличать профессионализм от непрофессионализма и дилетантства; стали понимать, каким образом можно оценить свой уровень профессионально-личностного роста, уровень физической подготовленности; у военнослужащих появилось стремление поступать в соответствии с требованиями нормативных способов поведения в военно-профессиональной деятельности и повседневных отношениях.
Третий, действенно-практический этап характеризуется выстраиванием организационной структуры системы формирования профессионализма. На этом этапе уже можно говорить о наличии связей практически между всеми составляющими системы. Эта система становится более устойчивой, однако остается вероятность ее разрушения за счет внешнего воздействия. На данном этапе командиры и начальники, ответственные за профессионализацию военнослужащих строят свою работу уже с учетом характеристик педагогической среды. Благодаря полученным знаниям и умени-
ям, а также формирующимся личностным качествам на действенно-практическом этапе, военнослужащие осознанно представляют свою военно-профессиональную деятельность и важность своей физической подготовки, у них активизируется процесс самовоспитания.
Целью действенно-практического этапа выступила подготовка военнослужащих к умелым действиям в сложных ситуациях и условиях воинского труда, приобретение устойчивых привычек поступать в соответствии с требованиями профессионализма, преодоление и анализ недостатков своей деятельности по предназначению.
Задачами, решаемыми на данном этапе являются: сформировать волевую готовность военнослужащих на высоком уровне выполнять свои профессиональные обязанности, повышать уровень своей физической подготовленности;целенаправленно и настойчиво формировать опыт применения приобретенных знаний и у \Iс ний:сформ иро вать желание быть признанным специалистом в коллективе во всех сферах своей деятельности;акгивизировать процесс самовоспитания.
Основным средством решения указанных задач на данном этапе выступает физическая подготовка с упором на практические действия (практические занятия по физической подготовке, различные виды дежурств, учения, тренировки, секции и т.д.).
Ведущим принципом реализации действенно-практического этапа, как и на первом, эмоционально-мотивационном. выступает принцип воспитания.
В ходе опытно-экспериментальной работы на действенно-практическом этапе, у военнослужащих наблюдалось: наращивание положительной эмоциональной составляющей в процессе формирования профессионализма; повышение информированности о содержании профессионализма в воинском труде, о физической подготовленности; появление четкой ориентации на дальнейший профессионально-личностный рост и высокий уровень физической подготовленности.
Анализ деятельности командиров и начальников, влияющих на профессионализацию военнослужащих на этом этапе, показал, что они стали более активно, рационально и методически грамотно проводить занятия по физической подготовке и другие мероприятия, предназначенные для решения задач этапа. Кроме того, у руководителей всех уровней появилась заинтересованность в формировании и использовании здорового общественного мнения о важности физической подготовки, которое бы поддерживало воспитательные усилия по формированию профессионализма.
Итогом третьего этапа по формированию профессионализма военнослужащих явились изменения качества и уровня профессиональных знаний и умений, способов выполнения упражнений, поведения в различных ситуациях военно-профессиональной деятельности, где требуется моральный выбор. У большинства военнослужащих появилось устойчивое желание самосовершенствоваться не только в профессиональной сфере, но и в личной культуре, физической культуре.
Они так же получили знания о формах и методах самостоятельного развития профессионализма. Кроме того, появилось желание быть признанным за свои успехи во всех сферах деятельности.
4-й этап, акмеологический, характеризуется расширением опыта реализации требований профессионализма, способностью к полной реализации в воинском труде. Это этап системности, оптимальности единого целого, когда связи между элементами системы формирования профессионализма становятся стабильными, выстраиваясь в иерархическую структуру, устойчивым и автономным становится поведение системы.
Целью акмеологическош этапа выступает стимулирование сил саморазвития, опыта самоорганизации и самосовершенствования в своей военно-профессиональной деятельности.
Учитывая логику формирования профессионализма на акмеологическом этапе решаются задачи: совершенствование практических навыков действий в ситуациях профессиональной деятельности, выполнения упражнений, в том числе экстремальных; развитие способности корректировать собственное поведение в зависимости от ситуаций профессиональной и повседневной деятельности; усиление желания военнослужащих самосовершенствоваться: дальнейшее развитие умений военнослужащих в самосовершенствовании своей личности, исходя из требований и норм профессионализма.
Основными средствами решения указанных задач на данном этапе выступила профессиональная деятельность с ситуациями, которые заставляют военнослужащих мобилизовать весь свой внутренний и физический потенциал и, активизировать свои действия по своему самосовершенствованию (учебные и боевые тревоги, различные спортивные соревнования, состязания и т.п.).
Ведущим принципом реализации акмеологическош этапа является принцип развития.
В ходе опытно-экспериментальной работы на данном этапе, у военнослужащих наблюдалось удовлетворение от происходящих с ними положительных изменений и потребность в одобрении своих действий со стороны воинского коллектива и командиров. Кроме этого, у них стало более заметно проявление профессионализма: образцовое выполнение своих должностных и специальных обязанностей, осознание своей личной ответственности за профессионально-личностный рост в своей профессии, за высокий уровень физической
подготовленности, моральный авторитет, моральная репутация, честолюбие и т.д.
Анализ деятельности командиров подразделений, влияющих на профессионализацию военнослужащих на этом этапе, показал их позитивное отношение к процессу самосовершенствования военнослужащих. При этом командиры и начальники стали осознавать, что их личная теоретическая и методическая подготовка, уровень физической подготовленности, всестороннее поощрение активности подчиненных в процессе самообучения и самовоспитания стали гарантом их профессионально-личностного роста.
Итогом четвертого этапа явились стабильное мотивированное стремление военнослужащих к непрерывному образованию и самосовершенствованию в своей профессиональной деятельности. У них были выявлены: сформированность четкого представления о системе профессиональных и духовно-нравственных ценностей и стремление поступать в соответствии с ними; способность к эффективным действиям в экстремальных и нестандартных ситуациях при решении служебных задач; умение практически всегда находить правильное решение внезапно возникающих задач, проявляя при этом важные качества профессионала; высокий уровень физической подготовленности;готовность взять на себя ответственность за принимаемые решения.
Перечисленные этапы процесса формирования профессионализма у военнослужащих не являются жестко фиксированными по времени. Их продолжительность зависит от исходного уровня профессиональной подготовки, физической подготовленности, от начального уровня нравственной зрелости личности каждого во енно служащего.
В заключении отмечаем, что.несмотря на значительный опыт исследования в педагогической науке воспитательного, образовательного и других видов потенциала различных социальных групп, обозначенные выше нормативно-педагогические положения реализации педагогического потенциала физической подготовки в формировании профессионализма военнослужащих помогут командирам и начальника различного уровня организовать указанный процесс системно, не нарушая его целостность. Авторы выражают большую благодарность всем, кто заинтересуется данной проблемой и изъявит желание принять участие в диалоге по ее обсуждению
Библиографический список
1. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. М.: Юрайт-Издат, 2004. 254 с.
2. Плыт B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. 144 с.
3. Крюкова Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография. Волгоград: Перемена, 1999. 196с.
4. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: учебник для студ. и магистрантов пед. вузов: В 2 ч. / Н.М. Борытко, A.B. Моложавенко, П.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2005. 4.2. 132 с.
5. Митрахович В.А. Педагогический потенциал воинского социума как механизм его педагогического влияния на профессионализм военнослужащего контрактной службы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер.: Педагогические науки. 2014, №4(89). С. 92-95.
6. Митрахович B.A. Принципы реализации педагогического потенциала воинского социума в развитии профессионализма у военнослужащих контрактной службы//Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 1(45). С. 182-189.
7. Митрахович В.А. Профессионализм военнослужащих контрактной службы: сущность, процесс формирования: монография. СПб.: Издательство «ЛЕМА», 2011. 150 с.
8. Митрахович В.А. Сущность профессионализма военнослужащих контрактной службы Вооружённых Сил России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. №3(43). С. 115-122.
9. Основы военной психологии и педагогики: учеб.пособие. 2-е изд., перераб. М.: Воениздат, 1981. С. 314.
References
1. Weindorf-Sysoeva М. Е., KravchenkoL. P. Pedagogy : a brief course of lectures. M.: Yurayt-Izdat, 2004. 254 p.
2. llvin V S. Formation of the individual student (coherent process). M.: Pedagogy, 1984. 144 p.
3. KryukovaE. A. Personality-developing educational technologies: the nature, design, realization: Monograph. Volgograd: Peromelia. 1999. 196 p.
4. Methodology and methods of psychological-pedagogical research: Humanities and holistic approach: a textbook for students: in 2 parts /N.M. Borytko, A.V. Molozhavenko, I. A. Solovtsova. Volgograd, 2005. Part 2. 132 p.
5. Mitraldiovich VA. Pedagogicalpotentialof military society as the mechanism of pedagogicinfluence of military society on pro fessionalismof military men serving by contract// Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. Ser. Pedagogicalsciences. 2014. №4(89). Pp. 92-95'
6. Mitraldiovich VA. The principles of realization pedagogical potential of military society in the development of professionalism of military men of contract service// Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia. 2010. № 1 (45). Pp.182-189.
7. Mitraldiovich VA. The professionalism of military men of contract service: essence, the process of formation: monograph. SPb .: «LEMA» PublishingHouse, 2011. 150 p.
8. Mitraldiovich VA. The essence of professionalism of military men of contract service in the Armed Forces of Russia // Bulletin ofSt. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia. 2009. № 3 (43). Pp.115-122.
9. Fundamentals of military psychology and pedagogy: textbook,2nd ed., rev. M.: Military publishing, 1981. P. 314.