Научная статья на тему 'Модель системы самоуправляемой самостоятельной учебной деятельности студента-заочника'

Модель системы самоуправляемой самостоятельной учебной деятельности студента-заочника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / САМОУПРАВЛЯЕМАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ / STUDENTS’ INDEPENDENT WORK SELF-REGULATED LEARNING / SYSTEM MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михелькевич Валентин Николаевич, Овчинникова Людмила Павловна

В статье представлена модель системы самоуправляемой самостоятельной учебной деятельностью студента заочной формы обучения. Рассматриваются структурные элементы модели, принципы их строения и функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михелькевич Валентин Николаевич, Овчинникова Людмила Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL OF SELF-REGULATED INDEPENDENCE LEARNING OF AN EXTRA-MURAL STUDENT

The authors introduce a model of self-regulated independence learning of an extra-mural student. Structural elements of the model as well as their building principles and functioning are studied in details.

Текст научной работы на тему «Модель системы самоуправляемой самостоятельной учебной деятельности студента-заочника»

УДК 378.662

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ САМОУПРАВЛЯЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА-ЗАОЧНИКА

© 2012 В.Н.Михелькевич1, Л.П.Овчинникова2

1 Самарский государственный технический университет 2Самарский государственный университет путей сообщения

Статья поступила в редакцию 18.05.2012

В статье представлена модель системы самоуправляемой самостоятельной учебной деятельностью студента заочной формы обучения. Рассматриваются структурные элементы модели, принципы их строения и функционирования.

Клюжевые слова: самостоятельная работа студента, самоуправляемая учебная деятельность, модель системы.

Контингент студентов заочного обучения состоит в основном из лиц, совмещающих свою учебу с трудовой деятельностью. Особенность обучения студентов-заочников состоит в том, что большую часть учебного материала они осваивают самостоятельно, в режиме самообучения. Соотношение объемов времени самостоятельной работы к объему времени аудиторных занятий у студентов-заочников составляет 80%:20%. Очевидно, что такой большой ресурс времени, отводимого на самостоятельную учебную деятельность, можно рационально использовать только в хорошо структурированной и эффективно управляемой системе. Являясь объектом управления этой системы студенты должны овладеть высоко эффективными методами и приемами самостоятельной работы, научиться работать с учебной, учебно-методической и научной литературой, кратко излагать учебный материал и использовать его в практике, уметь контролировать и адекватно оценивать свои знания и умения. Используя терминологию компетентностного обучения можно утверждать, что гарантированный успех освоения студентом образовательной программы будет обеспечен при овладении им компетенций индивидуальной самоорганизации / самоуправления самостоятельной учебной деятельностью, или другими словами, СРС-компетенцией1.

Концепция самоуправляемого обучения стала активно разрабатываться еще в 70-80 годы прошлого столетия, как в российских, так и в

Михелькевич Валентин Николаевич, доктор технических наук, профессор кафедры психология и педагогика. E-mail:918@yandex. ru

Овчинникова Людмила Павловна, кандидат педагогических наук, начальник учебно-методического управления. E-mail: fin [email protected] 1 Бусыгина Т.А., Цыганов К.Г. «СРС-компетенция» или как научиться хорошо учиться в институте. Учебно-методическое пособие по самоорганизации и самовоспитанию студентов вуза. - Самара: 2004.

зарубежных научно- педагогических школах. Возникла острая потребность включения взрослых работоспособных людей, уже получивших профессиональное образование какого-то уровня, в систему непрерывного образования с целью их успешной адаптации к непрерывно и стохастически изменяющимся условиям современного рынка труда и общества. Как указывает Т.А.Хмель2, методология этой концепции самоуправляемого обучения была основана на базовых положениях прагматической, когнитивной и гуманистической педагогики, ориентированной на человека, на его развитие и самореализацию в процессе педагогического взаимодействия с акцентом на автономию студента, на его самоуправление, на умение взять ответственность на себя. При этом Но1ес3 определил автономию как способность человека принятия ответственности за свое собственное образование. Практическая реализация концепции самоуправляемого обучения осуществлялась как на уровне общих систем (М.Ноуэлс, У.Тоберт), предусматривающих овладение студентами общих наддисциплинарных методов познания, так и на уровне локальных систем самоуправляемого обучения определенными дисциплинами. При этом особое внимание уделялось реализации систем самоуправляемого обучения иностранным языкам. Из ранних разработок ученых теоретический интерес представляют модели М.Моора, Г.Гейса, П.Пенлэнда. Авторами разработана теоретическая / феноменологическая модель системы самоуправляемой индивидуальной учебной деятельности студентов-заочников, представленная на рис. 1.

2 Хмель Т.А. Концепция самоуправляемого обучения в дидактике высшей школы США / Материалы Международной конференции-семинара «Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика». -Новгород: 1994. - С.113 - 115.

3 Holec H. Autonomy and Foreign Language Learning. Oxford: Pergamon Press. 1981.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №№2(4), 2012

Рис. 1. Модель системы самоуправляемой индивидуальной учебной деятельности студента

Эта модель адекватно отображает процесс самоуправляемой самостоятельной работы студентов (СРС) в межсессионный период - в период между установочной и экзаменационной сессиями, когда студент находится на удаленном расстоянии от вуза и преподавателя и, в силу своей профессиональной занятости на производстве в течение всего рабочего дня и не имеют возможности интерактивного общения с преподавателями вуза. В этой ситуации вся его учебная деятельность самоорганизуется исходя из поставленных перед ним цели и задач самостоятельной работы, ее содержания и требований (Т) к уровню его освоения. В одних случаях состав целеполагания (звено 1) по всем или только по некоторым дисциплинам он получает во время установочной сессии, в других случаях он находит их в учебных пособиях, методических указаниях и рекомендациях по соответствующим учебным дисциплинам, предусмотренным учебным планом на данный семестр.

Весьма важно, чтобы ведущий преподаватель по конкретной дисциплине при подготовке и выдаче заданий на выполнение самостоятельной работы устанавливал ее объем Ищ на основе трудоемкости ее освоения Сн] и с учетом среднестатистических норм загрузки студента по всему перечню дисциплин М, изучаемых им в данном семестре, так чтобы м

I Ин 'Си, < Тн! 1

При этом имеет место существенное различие в нормировании учебной нагрузке студентов очной и заочной форм обучения. Для студентов очной (дневной) формы обучения, как неоднократно оговаривалось выше, нормируется недельная среднестатистическая загрузка СРС (Тн) с учетом ее ежедневного перманентного выполнения, в то время как для студентов-заочников устанавливается нормированная семестровая загрузка (Тнс;) с учетом эпизодических и стохастических реалий ее выполнения: Тт=Тщ' X, где Х2 - число недель в данном семестре.

Имея исходные данные (содержащиеся в звене целеполагания 1 по объемам содержания каждой дисциплины (Ин) и среднестатистическим нормам семестровой загрузки (Т^, где j = 1,2,...,М) по этим дисциплинам, каждый студент на основании своего образовательного опыта, а также с учетом своего личного интереса и наклонностей к их изучению эвристически производит по каждой дисциплине отбор учебной информации И*нс]-, корректирует трудоемкость ее освоения Сщ} производит самонормирование семестровой учебной загрузки Т*Ж]-.

Руководствуясь индивидуальными нормами семестровой учебной загрузки по каждой дисциплине Т*нс]- , а также содержащимися в целе-задатчике 1 рекомендациями по временным срокам контроля за состоянием освоения учебного материала студент составляет семестровый план-график выполнения СРС (звено 3).

Далее следует этап индивидуальной самоорганизации СРС (звено 4): поиск и отбор учебной и методической литературы, подготовка средств обучения (компьютер, канцелярско-письменных принадлежностей и т.п.), подготовка рабочего места для учебных занятий.

В процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности по избранной стратегии студент либо из-за спонтанно возникшего желания, либо в запланированные контрольные сроки производит самоконтроль своих достижений в освоении изученного учебного материала (звено 5 модели). При обнаружении рассогласования между выявленными результатами (Р) и требуемыми параметрами (Т), предписанными целезадатчиком1, выявляются причины их возникновения (погрешность в самонормировании, неудачное самопланирование, сбои в самоорганизации СРС из-за воздействия личностных (Ьл) и системных (Ьс) помех) и последующая самокорреция самостоятельной учебной деятельности. В одних случаях производится самокоррекция нормы учебной загрузки (звено 6), в других - сроков выполнения запланированной учебной работы (звено 7), в третьих - в самоорганизации ее выполнения (звено 8).

В структуре модели системы самоуправляемой индивидуальной самостоятельной учебной деятельности студента содержится еще один контур отрицательной обратной связи, обозначенный пунктирными линиями. Это контур предусматривает возможность одномоментного педагогического контроля (звено 9) результатов самоуправляемой СРС, осуществляемого ведущим преподавателем вуза либо путем проверки

выполненных студентом контрольных работ, либо путем тестирования, по какому - то каналу телекоммуникаций (почтовая переписка, е-mail, Интернет).

Заметим, что в рассматриваемом контуре отрицательной обратной связи содержится звено 10, называемое в теории управления звеном «запаздывания» и отражающее дискретность эпизодического контроля с большим периодом времени. Ведущий преподаватель, осуществляющий этот контроль, либо положительно оценивает выполненную студентом работу, либо дает рекомендации по ее коррекции (звено 11) по той или иной компоненте целеполагания.

Очевидно, что модель самоуправляемой системы индивидуальной самостоятельной учебной деятельности студента отражает идеальную, хотя и вполне реально достижимую ситуацию в образовательном процессе студентов-заочников. Именно в связи с этим усилия преподавателей и работников, структурных учебно-методических подразделений вуза, организующих обучение студентов-заочников, должны быть направлены прежде всего, на создание условий реализации этой модели. Вместе с тем, в реальной практике чаще всего имеет место одновременное консолидированное управление СРС по двум каналам - по каналу педагогического управления и каналу индивидуальной самоуправляемой самостоятельной учебной деятельности студента4.

4 Михелькевич В.Н., Овчинникова Л.П. Модель системы дуального управления самостоятельной работой студентов / Образование в техническом вузе в XXI веке. Вып. 4. - Набережные Челны: 2009. - С. 50 - 54.

A MODEL OF SELF-REGULATED INDEPENDENCE LEARNING OF AN EXTRA-MURAL STUDENT

© 2012 V.N.Mikhelkevich1, L.P.Ovchinnikova2°

1Samara State Technical University 2Samara State University of Transport

The authors introduce a model of self-regulated independence learning of an extra-mural student. Structural elements of the model as well as their building principles and functioning are studied in details. Key words: students' independent work self-regulated learning, system model.

Valentin Nikolaevich Mikhelkevich, Doctor of Engineering, Professor of the department «Psychology and Pedagogy» E-mail:918@yandex. ru

Lyudmila Pavlovna Ovchinnikova, Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Academic and Methodical Department. E-mail: fin [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.