УДК 378 DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-94-100
Условия духовно-нравственного воспитания
и развития студенческой молодежи (на примере реализации грантового проекта «С делами добрыми православными тропами!»)
Н. Н. Чалдышкина, С. В. Кораблева
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Цель данной статьи - раскрыть и охарактеризовать условия духовно-нравственного воспитания и развития / совершенствования студенческой молодежи в процессе их профессиональной подготовки в вузе. На основе анализа и обобщения теоретико-практических исследований определены условия духовно-нравственного воспитания и развития / совершенствования студентов - интеграция усилий представителей светских и религиозных организаций, социальное партнерство, деятельность Клуба православной молодежи «Пока горит свеча» Марийского государственного университета, участие в проектной деятельности. Новизну исследования составляет рассмотрение реализации грантового проекта «С делами добрыми православными тропами!» как важного условия духовно-нравственного воспитания и развития студентов по религиозному направлению в сфере социально-ответственного туризма. Описаны разработка и апробация образовательного web-квеста «Православные маршруты - для молодежи Республики Марий Эл» в среде участников целевой группы и благополучателей проекта - маломобильных граждан с инвалидностью. Аналитический компонент в статье представлен данными диагностики ценностных ориентаций участников целевой группы, представлены выводы о реализации грантового проекта, свидетельствующие о положительной динамике по исследуемым показателям, особенно по следующим ключевым для нашего исследования критериям: «Духовная связь», «Любовь», «Помощь и милосердие другим людям». В целом участие в грантовом проекте способствовало повышению интереса молодежи к социально-ответственному туризму по православным маршрутам (тропам), ознакомлению молодежи со святыми местами, святыми и святынями православной культуры, воспитанию любви к Родине и родному краю, формированию стремления к духовно-нравственному развитию и совершенствованию, углублению представлений о православной культуре.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание и развитие, студенческая молодежь, православные добровольцы, ценности, клуб православной молодежи, социально-ответственный туризм, проектная деятельность, web-квест, социальное партнерство.
Благодарности: статья подготовлена в рамках реализации грантового проекта «С делами добрыми православными тропами!» (победитель Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива - 2017-2018», договор № 12-1601372).
Conditions of spiritual and moral education
and development of student's youth (on the example of implementation of the grant project "With good deeds by orthodox paths!")
N. N. Chaldyshkina, S. V. Korablyova
Mari State University, Yoshkar-Ola
The purpose of this article is to reveal and characterize the conditions of spiritual and moral education and development / improvement of student's youth in the course of their vocational training in higher education institution. Based on the analysis and generalization of theoretical and practical research, the conditions of spiritual and moral education and development / improvement of students are defined - integration of efforts of representatives of the secular and religious organizations, social partnership, the activity of the Orthodox Youth Club "While the candle burns" of the Mari State University, participation in project activities. The novelty of the study is the consideration of implementation of the grant project "With good deeds by Orthodox paths!" as an important condition of spiritual and moral education and development of students in the religious direction in the sphere of socially responsible tourism. The article describes the development and approbation of the educational web-quest «Orthodox routes - for youth of the Republic of Mari El» among the participants of the target group and beneficiaries of the project - disabled persons with reduced mobility. The analytical component in the article is presented by the diagnostic data on the value orientations of the target group participants, the conclusions on the implementation of the grant project, indicating a positive trend in the studied indicators, especially in such key criteria for our research, as: "Spiritual bond", "Love", "Help and mercy to other people" are introduced. In general, participation in the grant project promoted increase in interest of youth in socially responsible tourism along Orthodox routes (paths), familiarization of young people with Holy places, Saints and shrines of Orthodox culture, education of love for the Motherland and native land, formation of aspiration to spiritual and moral development and improvement, deepening of ideas about Orthodox culture.
Keywords: spiritual and moral education and development, student's youth, orthodox volunteers, values, Orthodox Youth Club, socially responsible tourism, project activity, web-quest, social partnership.
Acknowledgments: the article is prepared within the framework of the grant project "With good deeds by Orthodox paths!" (winner of the International open grant competition "Orthodox Initiative - 2017-2018", contract No. 12-1601372).
Важной целью образования в современной России является воспитание, поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина страны, создание условий для духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения.
В трудах Т. И. Петраковой1, Н. В. Маслова, Н. Д. Никандрова, Т. И. Тюляевой, И. А. Галицкой, М. М. Плоткина, И. А. Ильина, Л. И. Асановой2 и др. отмечается, что проблема духовно-нравственного воспитания является одной из главнейших в современной России [2; 5; 6; 7]. Актуальность проблемы связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, наблюдается глубокий нравственный и духовный кризис, традиционные способы формирования духовности и нравственности молодого человека в семье используются недостаточно активно и повсеместно.
В работах М. Н. Киселёвой3 указывается, что необходимо культурно-нравственное единение всего населения страны, изменение системы ценностей, возведение в абсолют моральных ценностей. «Если человек не знает, какова его цель, - поясняет святитель Тихон Задонский, - он духовно безоружен и абсолютно беззащитен. Формулирование цели имеет принципиальное значение для любой деятельности, особенно для деятельности педагогической, воспитательной» (XVIII в. )4. «Необходимо обратить внимание на наследие православного воспитания, цель которого - научить человека, как из неестественного состояния перейти в состояние естественное, обновленное. Это значит - дать человеку правильное понятие и направление во всех сферах деятельности, облагородить земное общество, научить человека так проводить земную жизнь, чтобы ему стала доступна жизнь вечная», - пишет Н. В. Маслов5.
1 Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 1997. 46 с.
2 Асанова Л. И. Проблемы духовно-нравственного воспитания в философско-педагогическом наследии И. А. Ильина (1883-1954): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2005. 24 с.
3 Киселева М. Н. Духовное единство народов России и объединяющие нас нравственные ценности. URL: http:// www.uch.znate.ru (свободный) (дата обращения: 14.09.2015).
4 Маслов И. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 2013. 182 с. С. 36.
5 Маслов Н. В. Основы русской педагогики. М., 2006. 592 с.
С. 52.
Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России6 представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с различными субъектами социализации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения.
Учитывая важность организации работы со студенческой молодежью, а также опираясь на положения Концепции и требования к выпускнику высшей школы, к данным условиям мы относим, в частности, следующие:
1. Интеграция учебной, внеучебной, воспитательной и проектной деятельности в единое воспитательно-образовательное пространство для развития / совершенствования духовно-нравственной сферы студенческой молодежи - будущих квалифицированных, компетентных специалистов в различных сферах, формирования традиционных ценностей.
2. Социальное партнерство Марийского государственного университета - опорного вуза -с религиозными организациями (в данном случае - с Йошкар-Олинской и Марийской епархией Русской православной церкви), учреждениями и организациями различной ведомственной принадлежности, НКО, средствами массовой информации и коммуникации как на территории Республики Марий Эл, так и за ее пределами.
3. Наличие установки на формирование у студенческой молодежи духовно-нравственного отношения к себе и окружающему миру, способности к самопознанию собственных чувств и духовных переживаний, умения делать нравственный выбор на основе сформированных традиционных ценностей, развитие утонченного восприятия красоты, эмоционального сопереживания.
Нами разработаны и обоснованы Концепция и авторская модель духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи, которая предусматривает тесное взаимодействие в данной сфере посредством приобщения к православной вере и культуре [4]. С 2012 года нами осуществляется наставничество над Клубом православной молодежи «Пока горит свеча» Марийского
6 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. М.: Просвещение. 2009. 29 с. (Стандарты второго поколения).
государственного университета1. По мнению М. А. Кобцевой, создание при вузах православных клубов студенческой молодежи обусловлено необходимостью духовного развития и объединения молодежи, что особенно актуально в эпоху индивидуализма и социальной атомизации [3, с. 160-161]. Клуб православной молодежи обладает существенным социально-педагогическим потенциалом и является инновационной формой работы по духовно-нравственному воспитанию студентов (Р. Р. Лоскутова, Н. Н. Чалдышкина, С. В. Кораблева, А. А. Норкин) [9, с. 181].
Туризм - очень благоприятная, прогрессивная сфера деятельности человеческой жизни, отмечает O. V. Zlyvko [10]. Президент Совета по Кругосветному путешествию и Туризму (WTTC) Жан-Клод Бомгартан объявил: «Россия обладает достаточным потенциалом, чтобы стать одной из ведущих стран мира в сфере туризма в течение следующих десяти лет» [там же]. 2017 год объявлен ООН Международным годом устойчивого туризма. В России, как и во всем мире, существует направление социально ответственного туризма. Социально ответственный туризм - это возможность совместить интересное путешествие с реальным вкладом в устойчивое развитие посещаемой территории. Лозунг ответственного туризма: «Улучшая среду обитания местного населения, создавай привлекательные туристические достопримечательности»2.
Организацией деятельности в данной сфере занимается Международная сеть ответственного туризма (International Centre of Responsible Tourism) c центрами в разных странах. К видам ответственного туризма, основываясь на классификации Международного центра ответственного туризма в РФ и странах СНГ, относят экологический, солидарный, социальный и другие3.
Проект «С делами добрыми православными тропами!» направлен на духовно-нравственное воспитание и развитие, просветительскую деятельность в сфере социально ответственного туризма религиозной направленности для молодежи
1 Чалдышкина Н. Н. Основы работы социального педагога по духовно-нравственному воспитанию: учебное пособие. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2015. 144 с. С. 85.
2 Что такое СОТ? URL: https://icrt-russia.ru/ (свободный) (дата обращения: 31.12.2017).
3 Социально-ответственный туризм. URL: http://dagtourism.com/ deyatelnost/napravleniya-deyatelnosti/turizm/sotsialno-otvetstvennyy-turizm (свободный) (дата обращения: 31.12.2017).
по православным маршрутам (тропам) благодаря объединению усилий светской и религиозной организаций, а также призван привлечь внимание к тематике проекта и деятельности православных добровольцев из числа студентов посредством взаимодействия со средствами массовой информации и коммуникации. Данное направление в подобном комплексе с системным подходом в настоящее время недостаточно активно используется в работе со студенческой молодежью. Т. Б. Викторова отмечает важность преемственности и последовательности операций «Социальное проектирование», «социальное действие» [1].
К аналогам проекта «С делами добрыми православными тропами!» в России и мире мы относим: Федеральный проект «Святая Русь - тропой следопыта»; деятельность Объединения православной молодежи (г. Анапа) «Круг», управления по делам молодежи, центра патриотического воспитания молодежи «Ратмир», которые организовали тематический православный поход к святым местам сел.
Целевой группой проекта явилась студенческая молодежь - участники Клуба православной молодежи «Пока горит свеча» Марийского государственного университета, являющиеся православными добровольцами.
Благополучатели проекта: 1) православные монастыри и приходы храмов г. Йошкар-Олы (Вознесенский собор, Троицкая церковь, Тихвинская церковь, Входо-Иерусалимская церковь, Воскресенский собор) и Республики Марий Эл (Мироносицкий женский монастырь в с. Ежово, Мужской монастырь «Богородице-Сергиева пустынь» в с. Кумья, Храм святителя Гурия в с. Петъялы), г. Москва (Покровский ставропиги-альный монастырь), Московской области (Свято-Троицкая Сергиева Лавра в г. Сергиев Посад); 2) маломобильные граждане с инвалидностью.
Добровольцы из целевой группы проекта в ходе его реализации совместно с руководителем и штатными специалистами разрабатывали православные маршруты (тропы). Серия православных маршрутов (троп) - это эффективная форма просветительской деятельности, технология формирования духовно-нравственных ценностей молодежи, приобщения к культурному наследию и соработничеству в процессе православного во-лонтерства. В нашем случае ее осуществление выступает одним из ключевых условий воспитания молодежи.
Добровольцы посещали святые места, знакомились с их историей и современным состоянием, святыми и святынями, участвовали в благоустройстве территорий вокруг них и помогали православным верующим прибираться в храмах. Важно отметить, что благоустройство памятников наследия православной культуры, паломничество к святым местам, изучение истории посещаемых святых мест, почитаемых в Русской православной церкви, позволяет молодым людям обогатить свой внутренний духовный мир, принять участие в исследовательской и охранной деятельности.
Влияние на социум глобальной сети Интернет как по содержательной насыщенности, так и по доступности, охвату аудитории и территории, а также по скорости соединения не имеет аналогов. Применение коммуникационных технологий в различных сферах деятельности становится привычным, в определенных случаях - необходимым. В данной связи актуальным становится направление использования потенциала виртуального пространства как образовательно-воспитательной интерактивной площадки [8, с. 122].
В ходе реализации грантового проекта нами при техническом содействии Центра научных и социальных инициатив (Йошкар-Ола) создан аудиовизуальный продукт - образовательный web-квест «Православные маршруты - для молодежи Республики Марий Эл» с применением информационно-коммуникационных технологий. Он направлен на уточнение и закрепление знаний как участников проекта, так и его благополуча-телей из числа маломобильных граждан с инвалидностью, на воспитание интереса и бережного отношения к религиозному и культурному наследию (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2018611276 «Образовательный web-квест «Православные маршруты для молодежи Республики Марий Эл» Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 29. 01. 2018 г., авторский коллектив -Н. Н. Чалдышкина, С. В. Кораблева, С. Б. Аска-лонова, А. Д. Маматова).
Цель образовательного web-квеста: способствовать повышению интереса молодежи к социально-ответственному туризму по православным маршрутам (тропам). Задачи образовательного web-квеста: 1) познакомить молодежь Республики Марий Эл со святыми местами, святыми и святынями православной культуры благодаря
прохождению образовательного web-квеста;
2) развивать навыки компьютерной грамотности, умение самостоятельно осуществлять навигацию по разделам web-квеста, выполнять разнообразные задания, прослушивать голосовое сопровождение и пояснение виртуального путешествия;
3) воспитывать любовь к Родине и родному краю, формировать стремление к духовно-нравственному развитию и совершенствованию, углублению представлений о православной культуре.
Пользователи отметили высокий уровень доступности в работе с образовательным web-квес-том, разнообразие представленной информации, возможность совершить виртуальное паломничество к святым местам и насладиться красотой памятников православной культуры, «увидеть» или услышать о почитаемых святынях и святых. Они подчеркнули возможность самостоятельно прокладывать нужный маршрут, выполнять задания по сбору пазлов с изображениями православных храмов, виртуально потрудиться, а также проверить вновь приобретенные знания с помощью тестовых заданий. Участники проекта обратили внимание на аудиопапки и видеопапки-копилки материалов на патриотическую, духовно-нравственную тематику. Виртуальное путешествие в рамках веб-квеста вызвало стремление совершить паломничество по святым местам и воочию насладиться великолепием храмовых зданий, монастырских стен и почувствовать святость этих мест.
В ходе реализации проекта с участниками записаны интервью для радиоэфиров филиала ВГТРК «ГТРК Марий Эл», а также подготовлены материалы для статьи в печатном издании и его интернет-версии газеты «Марийская правда».
Исследовательский компонент работы по проекту предусматривал проведение анкетирования участников целевой группы (входная диагностика - начальный этап, итоговая диагностика - итоговый этап) с использованием Методики диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубновой. Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности, в основе которой лежит положение о том, что представления о значимых ценностях формируются в процессе социализации личности в результате интериоризации общекультурных ценностей.
Анкетирование проводилось с представителями целевой группы грантового проекта. Сравнительные результаты представлены в таблице.
Сравнительные данные количественных результатов диагностики реальной структуры ценностных ориентаций участников целевой группы грантового проекта «С делами добрыми православными тропами!» / Comparative data of quantitative results of diagnostics of real structure of value orientations of participants of target group of the grant project "With good deeds by Orthodox paths!"
№ п/п Ценностные ориентации личности / Value orientations of personality 4 балла (максимальный приоритет ценности) / 4 points (maximum value priority) 3 балла (средний приоритет ценности) / 3 points (average value priority) 2 балла (допустимый приоритет) / 2 points (acceptable priority) 1 балл (слабый приоритет) / 1 point (low priority)
начальный этап / initial stage итоговый этап / final stage начальный этап / initial stage итоговый этап / final stage начальный этап / initial stage итоговый этап / final stage начальный этап / initial stage итоговый этап / final stage
1 Приятное времяпрепровождение, отдых 36 чел., 90 % 32 чел., 91 % 4 чел., 10 % 8 чел., 23 % 16 чел., 40 % 11 чел., 31 % 34 чел., 85 % 25 чел., 71 %
2 Материальное положение 1 чел., 2,5 % 3 чел., 8 % 34 чел., 85 % 12 чел., 34 % 13 чел., 32,5 % 10 чел., 28 % 3 чел., 7,5 % 0 чел., 0 %
3 Наслаждение прекрасным 25 чел., 62,5 % 28 чел., 80 % 37 чел., 92,5 % 34 чел., 97 % 23 чел., 57,5 % 22 чел., 63 % 11 чел., 27,5 % 18 чел., 51 %
4 Помощь и милосердие другим людям 24 чел., 60 % 32 чел., 91 % 37 чел., 92,5 % 34 чел., 97 % 39 чел., 97,5 % 32 чел., 91 % 34 чел., 85 % 25 чел., 71 %
5 Любовь 29 чел., 72,5 % 30 чел., 86 % 39 чел., 97,5 % 35 чел., 100 % 16 чел., 40 % 11 чел., 31 % 35 чел., 87,5 % 32 чел., 91 %
6 Познание нового в мире, природе, человеке 29 чел., 72,5 % 27 чел., 77 % 15 чел., 37,5 % 12 чел., 34 % 15 чел., 37,5 % 11 чел., 31 % 25 чел., 62,5 % 11 чел., 31 %
7 Высокий социальный статус и управление людьми 23 чел., 57,5 % 18 чел., 51 % 2 чел., 5 % 2 чел., 6 % 28 чел., 70 % 35 чел., 100 % 24 чел., 60 % 33 чел., 94 %
8 Признание и уважение людей 40 чел., 100 % 35 чел., 100 % 40 чел., 100 % 34 чел., 97 % 23 чел., 57,5 % 26 чел., 74 % 19 чел., 47,5 % 33 чел., 94 %
9 Духовная связь 12 чел., 30 % 17 чел., 48 % 16 чел., 40 % 20 чел., 57 % 32 чел., 80 % 31 чел., 88 % 3 чел., 7,5 % 12 чел., 34 %
10 Общение 36 чел., 90 % 30 чел., 86 % 10 чел., 25 % 10 чел., 28 % 34 чел., 85 % 25 чел., 71 % 11 чел., 27,5 % 27 чел., 77 %
11 Здоровье 36 чел., 90 % 34 чел., 97 % 32 чел., 80 % 28 чел., 80 % 33 чел., 82,5 % 23 чел., 66 % 25 чел., 62,5 % 26 чел., 74 %
12 Патриотизм 36 чел., 90 % 31 чел., 88 % 34 чел., 85 % 31 чел., 88 % 37 чел., 92,5 % 35 чел., 100 % 34 чел., 85 % 33 чел., 94 %
На начальном этапе диагностики максимальный приоритет выявился по ценностной ориентации личности «Признание и уважение людей» (100 %). Ценностные ориентации личности «Приятное времяпрепровождение, отдых», «Общение», «Здоровье», «Патриотизм» обозначены как максимально приоритетные у 90 % опрошенных соответственно. Как мы предполагаем, это может быть связано с получаемым профессиональным образованием, нацеливающим анкетируемых участников проекта в том числе на развитие и коммуникативной, и гражданско-патриотической компетенций, и их личным к этому стремлением.
Важно и то, что опрошенные в качестве приоритета выделяют «Здоровье». В целом это согласуется с задачами воспитания студенческой молодежи.
Однако при этом ценностная ориентация «Помощь и милосердие другим людям» определена как допустимый приоритет у 97,5 % респондентов, ценностная ориентация «Духовная связь» определена как допустимый приоритет выявлена у 80 % респондентов. Максимальный приоритет по данным ценностным ориентациям - лишь у 30 % и 60 % соответственно. Как видно по таблице 2, ценностная ориентация «любовь» определена 97,5 % опрошенных как средний приоритет
ценности для них. Непреходящие общечеловеческие ценности по рангу не расположены в приоритетах максимально возможно уровня, они находятся в допустимой, не критичной (в основном) зоне.
Полученные в результате начального этапа диагностики входные данные подтвердили предполагаемую нами идею организовать специальную деятельность в сфере духовно-нравственного воспитания и развития студенческой молодежи, привлекая их к паломнической деятельности, трудовым послушаниям, к реализации проекта в сфере социально-ответственного туризма. В нашем опыте данная деятельность стала востребованной студентами. Существенная положительная динамика за период реализации проекта на момент итоговой диагностики проявилась по следующим ключевым для нашего проекта критериям: «Духовная связь», «Любовь», «Помощь и милосердие другим людям». Мы связываем это и с непосредственным участием молодых людей в реализации проекта, посещении православных святых мест и трудовых послушаний на их территории, с их участием в разработке образовательного web-квеста для маломобильных граждан с инвалидностью, а также с личным стремлением молодежи к духовному возрастанию и нравственному совершенствованию.
Литература
Участие студентов в реализации грантового проекта «С делами добрыми православными тропами!» способствовало решению задачи по укреплению их духовно-нравственного иммунитета, как важного компонента профессиональной подготовки будущего специалиста в процессе вузовского обучения.
В современном социуме существует множество разнообразных проблем, и в первую очередь в стратегии воспитания студенческой молодежи. На наш взгляд, следует обращаться к традиционным ценностям, к православному вероучению и культуре. Созданы условия для духовного возрастания, нравственного воспитания, просветительской и краеведеческой деятельности в сфере социально-ответственного туризма молодежи по православным маршрутам (тропам), становления духовно-нравственного самосознания; обеспечено привлечение внимания к тематике проекта и деятельности православных добровольцев благодаря взаимодействию со средствами массовой информации и коммуникации, активное участие добровольцев в разработке образовательного web-квеста для маломобильных граждан с инвалидностью.
1. Викторова Т. Б. Социальное проектирование - социальное действие // Дополнительное образование. 2006. № 1. С. 51-53.
2. Галицкая И. А., Метлик И. В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика. 2009. № 10. С. 36-46.
3. Кобцева М. А. Система ценностей молодежи и ее влияние на предпочтения в сфере досуга // Мировоззренческие и поведенческие стратегии социализации молодежи в глобальном мире: сб. трудов Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. проф. В. Н. Белова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2010. С. 160-161.
4. Лоскутова Р. Р., Чалдышкина Н. Н. Концепция духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в условиях современного вуза // Ярославский педагогический вестник: Психолого-педагогические науки. 2014. № 1. Том II. С. 49-55.
5. Никандров Н. Д. Духовно-нравственное воспитание как задача современной системы образования // Современное образование как открытая система: коллективная монография / под ред.: Н. Г. Ничкало, Г. Н. Филонова, О. В. Суходольской-Кулешовой. М., 2012. С. 3-4.
6. Плоткин М. М. Социальное воспитание школьников в условиях модернизации российского образования // Социальная педагогика. 2003. № 4. С. 23-29.
7. Тюляева Т. И. Духовно--нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритет, возможности, поиски // Методист. 2010. № 7. С. 7-12.
8. Чалдышкина Н. Н. Педагогические потенциалы виртуальных социальных сетей в работе с детьми и молодежью // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2014. № 3. С. 119-127.
9. Чалдышкина Н. Н., Кораблева С. В., Норкин А. А. К вопросу о работе клуба православной молодежи в вузе // Первый международный Конгресс православных ученых. Евангельские ценности и будущее православного мира. «Наука и православие: стратегии развития» 20-26 февраля 2017 г., Великое Тырново, Болгария. Воронеж: ИСТОКИ, 2017. 110 с., ил. С. 180-183.
10. Zlyvko O. V. Development of tourism industry in Russia: problems and prospects // Scientific journal European Journal of Natural History. URL: https://world-science.ru/en/article/view?id=20292 (дата обращения: 08.05.2018).
References
1. Viktorova T. B. Sotsial'noe proektirovanie - sotsial'noe deistvie [Social design - social action]. Dopolnitel'noe obrazovanie = Additional education, 2006, no. 1, pp. 51-53. (In Russ.).
2. Galitskaya I. A., Metlik I. V. Ponyatie «dukhovno-nravstvennoe vospitanie» v sovremennoi pedagogicheskoi teorii i praktike [The concept of "spiritual and moral education" in modern pedagogical theory and practice]. Pedagogika = Pedagogics, 2009, no. 10, pp. 36-46. (In Russ.).
3. Kobtseva M. A. Sistema tsennostei molodezhi i ee vliyanie na predpochteniya v sfere dosuga [The values system of youth and its influence on leisure preferences]. Mirovozzrencheskie i povedencheskie strategii sotsializatsii molodezhi v global'nom mire: sb. trudov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. = Worldview and behavioural strategies of youth socialization in the global world: Coll. of works of the Intern. scientific and practical conf, ed. by V. N. Belov. Saratov: Publishing house of Saratov Un-ty, 2010, pp. 160-161. (In Russ.).
4. Loskutova R. R., Chaldyshkina N. N. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo vospitaniya studencheskoi molodezhi v usloviyakh sovremennogo vuza [The concept of spiritual and moral education of student's youth in the conditions of modern higher education institution]. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik: Psikhologo-pedagogicheskie nauki = Yaroslavl pedagogical bulletin: Psychological and pedagogical sciences, 2014, no. 1, vol. II, pp. 49-55. (In Russ.).
5. Nikandrov N. D. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie kak zadacha sovremennoi sistemy obrazovaniya [Spiritual and moral education as an objective of modern education system]. Sovremennoe obrazovanie kak otkrytaya sistema: kollektivnaya monografiya = Modern education as an open system: a collective monograph, ed. by: N. G. Nichkalo, G. N. Filonov, O. V. Sukhodol'skaya-Kuleshova, Moscow, 2012, pp. 3-4. (In Russ.).
6. Plotkin M. M. Sotsial'noe vospitanie shkol'nikov v usloviyakh modernizatsii rossiiskogo obrazovaniya [Social education of school students in the conditions ofmodernization ofRussian education]. Sotsial'naya pedagogika = Social pedagogy, 2003, no. 4, pp. 23-29. (In Russ.).
7. Tyulyaeva T. I. Dukhovno-nravstvennye i sotsial'nye orientiry v obrazovanii: prioritet, vozmozhnosti, poiski [Spiritual, moral and social orientations in education: priority, opportunities, search]. Metodist = Methodologist, 2010, no. 7, pp. 7-12. (In Russ.).
8. Chaldyshkina N. N. Pedagogicheskie potentsialy virtual'nykh sotsial'nykh setei v rabote s det'mi i molodezh'yu [Pedagogical capacities of virtual social networks in work with children and youth]. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogiches-kie nauki = Proceedings of Southern Federal University. Pedagogical sciences, 2014, no. 3, pp. 119-127, pp. 122. (In Russ.).
9. Chaldyshkina N. N., Korableva S. V., Norkin A. A. K voprosu o rabote kluba pravoslavnoi molodezhi v vuze [On the work of the Orthodox youth club in higher education institution]. Pervyi mezhdunarodnyi Kongresspravoslavnykh uchenykh. Evangel'skie tsennosti i budushchee pravoslavnogo mira. «Nauka i pravoslavie: strategii razvitiya» 20-26fevralya 2017 g., Velikoe Tyrnovo, Bolgariya = First international Congress of Orthodox scientists. Evangelical values and future of the Orthodox world. "Science and Orthodoxy: development strategies" 20-26, February, 2017, Great Tyrnovo, Bulgary. Voronezh, ISTOKI, 2017, 110 p., pp. 180-183. (In Russ.).
10. Zlyvko O. V. Development of tourism industry in Russia: problems and prospects. Scientific journal "European Journal of Natural History ". Available at: https://world-science.ru/en/article/view?id=20292 (accessed 08.05.2018).
Статья поступила в редакцию 19.05.2018 г.; принята к публикации 20.06.2018 г.
Submitted 19.05.2018; revised20.06.2018.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Autor have read and approved a final version of the manuscript.
Для цитирования:
Чалдышкина Н. Н., Кораблева С. В. Условия духовно-нравственного воспитания и развития студенческой молодежи (на примере реализации грантового проекта «С делами добрыми православными тропами!») // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 4. С. 94-100. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-94-100
Об авторах
Чалдышкина Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, ORCID: 0000-0003-4525-7056, chaldyshkina_n_n@mail.ru
Citation for an article :
Chaldyshkina N. N., Korablyova S. V. Conditions of spiritual and moral education and development of student's youth (on the example of implementation of the grant project "With good deeds by orthodox paths!"). Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 4, pp. 94-100. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-94-100 (In Russ.).
About the authors
Natalya N. Chaldyshkina, Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, ORCID: 0000-0003-4525-7056,
chaldyshkina_n_n@mail.ru
Кораблева Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Svetlana V. Korablyova, Ph. D. (Pedagogy), Asso-
ciate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola