Мафтуна Атамуратова
Ускользающая красота: икат в современной моде
В фокусе внимания автора - репрезентация этнической идентичности через элементы этнического стиля в одежде и новое рождении традиционной узбекской техники икат, взаимопроникновение современной городской моды и этнических элементов. Данные вопросы обсуждаются в интервью с дизайнером Ириной Токатьян (Москва).
Ключевые слова: икат, адрас, этнические элементы в современной моде, этника, мода, 1КАТ&М01?Е, узбекский костюм, диалог культур, этностереотипы, Ташкент, этническая идентичность, этностиль
В современной городской среде репрезентация собственной этничности через национальный костюм вне каких-либо фольклорных мероприятий или национальных праздников чаще всего кажется окружающим странной и неуместной. В полной мере это относится к представителям народов Центральной Азии, например, выходцам из Узбекистана. Этностереотипы, осложненные настороженным и пренебрежительным отношением к трудовым мигрантам, заставляют людей мимикрировать, сливаться с «миром серых пиджаков» мегаполиса, реже говорить на родном языке, пренебрегать традиционными обрядовыми практиками, стараться быть и выглядеть как все. Многие мои соотечественники, узбеки, живущие и работающие в Москве, по их словам, нередко чувствуют себя людьми второго сорта, скрывают свое происхождение.
Атамуратова Мафтуна Музафаровна, культуролог (Москва), реаг1-таА:ипа@ yandex.ru
Но в эру глобализации и урбанизации есть и обратная тенденция. Репрезентация этничности через национальный костюм или его отдельные элементы (орнаментику, традиционный крой, декор) говорит не только об определенной смелости и стремлению к самовыражению, но и об ощущении собственной уникальности, уверенности в себе, естественной гармонии с собой, с тем, кто он есть, отсутствии стремления казаться кем-то другим.
Современные дизайнеры все чаще обращаются к эт-ностилю [1], синтезируя модные тенденции с этническими элементами. Инновация через традицию дает возможность возвращения, трансформации модных и культурных образов прошлого, их реабилитации в новом контексте [2]. В 1960-е годы Ив Сен-Лоран первым включил этнические элементы в свои изысканные коллекции от кутюр. Его показы изобиловали шелковыми традиционными нарядами Китая, колоритными образами Марокко. Благодаря Кензо мир увидел прекрасное сочетание традиционных японских элементов костюма с современным кроем и тканями.
В Узбекистане немало дизайнеров (Zulfiya Sultan, Dilnoz, Nariman), успешно представляющих всему миру узбекскую культуру, через традиционные ткани, интегрированные в модную индустрию XXI века. Концепция московского бренда Ikat & More также вращается вокруг техники шитья из мгновенно узнаваемых орнаментированных узбекских тканей, ткани сюзане и икат -традиционной абровой ткани с рисунком, полученным путем окрашивания или печатания нитей основы в один или несколько цветов перед процессом ткачества. Икат (букв. - плести, переплетать) - это не только ткань, но и особый вид орнамента, где абсолютно каждая деталь - это история.
Дизайнер Ирина Токатьян согласилась ответить на мои вопросы.
М.А.: Впервые я увидела вас на ярмарке «4 сезона», затем на выставке «Новое ремесло» во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства. И там, и там вы своей работой демонстрировали большую любовь к наследию Узбекистана. Чем запомнилось участие в этих мероприятиях ?
И.Т.: Во-первых, это большая честь - участвовать в таких масштабных событиях, связанных с модой и красотой. Во-вторых, я очень рада, что мое творчество находит отклик среди людей. До сих пор я не видела ни одного равнодушного посетителя или покупателя. Был и негатив, и пренебрежение, и радость, и трепет, но сухого, ровного отношения я не видела. И это вдохновляет.
М.А.: Если рассмотреть бирки на одежде вашего бренда, то можно увидеть, что они тоже сделаны из кусочков ткани икат, на которых проштамповано название бренда. Как родилась эта идея ?
И.Т.: На самом деле все логично. Я по профессии инженер-энергетик. Много лет я проработала в Ташкенте. После переезда в Москву меня одолела тоска по родине. Когда я создала эту свою маленькую отдушину (линейку одежды и аксессуаров из иката и сюзане. -М.А.), я придумала такой вариант визитки, а также этикетки и ценника на ткани лишь потому, что у меня не было денег на полиграфию. Я просто заказала штамп и печатаю самостоятельно то, что мне нужно. В зависимости от лояльности к клиенту, я объявляю цену.
Почему именно лоскуты ткани? Когда я углубилась в изучение создания иката, то поняла одну простую истину: даже крошечный кусочек не должен пропасть. Это мой способ проявить уважение к труду всех мастеров и мастериц, которые по 40-50 часов вручную соз-
дают, то, что мы можем в одну секунду выбросить в мусорку. Даже кисточки-джамалаги, которые до сих пор используют от сглаза в Средней Азии, созданы из обрезков иката.
М.А.: Ткани в основном везете из родного Ташкента ?
И.Т.: Да, но не только оттуда. Это и Бухара, Самарканд, и конечно, Маргилан. Я создаю единичные, штучные вещи. Мне неинтересно ставить все это на конвейер, в поток. Потому что ткань до такой степени удивительна и индивидуальна, что носить ее может отнюдь не каждый. Это должна быть либо большая смелость, либо сильная любовь, чтобы все это продвигать на себе в современных реалиях. Ткань я всегда выбираю сама, потому что только я знаю, что могу из нее сделать, какой я хочу видеть конечный результат и образ. Пытаюсь находить винтажные ткани, как мне сказали однажды, «собираю ускользающую красоту» [3].
М.А.: Это действительно так. В моем родном Узбекистане очень ценятся сама техника «облачного» окрашивания, но такого трепетного отношения, как у вас, я пока не встречала. Там скорее относятся к икату и сюзане как к чему-то само собой разумеющемуся, ибо все рождаются, уже окруженные этими легкими и красочными орнаментами со всех сторон. Но все же, почему вас так вдохновляет именно узбекский икат?
И.Т.: Почему я создатель своего бренда? Все выходит из моего бытия. Я родилась в Ташкенте и прожила там 33 года. В Узбекистан моя семья - мои бабушка с дедушкой и моей маленькой мамой - попала во время эвакуации. Ташкент стал моей родиной, моим домом. Моя ментальность - стопроцентно ташкентская, азиатская. Любовь, дружба, почитание старших - все пришло ко мне именно оттуда.
М.А.: А как появилась ваша коллекция ?
И.Т.: После переезда в Москву по некоторым обстоятельствам я не могла работать по специальности, был экономический спад. Пошла учиться на курсы компьютерной графики, мерчендайзинга. Представления о дизайне были, работала мерчендайзером в универмаге «Москва». Как-то на Кузнецком мосту зашла на одну из этновыставок и увидела «свое». Там как раз шло оформление корнера Лейлой и Натальей Мусиной -главными по выставке. Я предложила свою помощь, и они согласились. Разговорившись, я призналась, что соскучилась по Ташкенту, что даже купила себе на память антикварный чапан, в котором хожу по улицам. Они так удивились! А мне комфортно. Я знаю, что это выглядит достаточно провокационно, ведь я женщина с абсолютно европейской внешностью, светлая. Но для меня надеть тот же чапан - это жест уважения к ... нельзя сказать чужой! скорее, к параллельной культуре, узбекскому наследию. Я не абы как это надеваю, а со смыслом!
В следующий раз они встретили меня с восторгом, из-за успешности корнера, как я полагаю, и спросили, что я хочу за свою помощь. Недолго думая, я попросила еще парочку чапанов, антикварных и качественных. Они мне с этим помогли, и так появилась моя коллекция чапанов. В следующий раз, когда я приехала в Ташкент, я неосознанно купила целых десять метров необычной ткани, ибо цена позволяла, почему бы и нет. Сидя дома, я начала шить маленькие, буквально сувенирные чапанчики. Так все и началось.
М.А.: То есть Восток стал попыткой прикоснуться к прошлому ?
И.Т.: Конечно. Я ездила в Ташкент к друзьям, больше узнавала об узбекской традиционной одежде. Параллельно я слушала лекции историка моды Александра
¡0 dl s
2 ai
<
m
x ?
-8-
Васильева. Лет десять назад, во время всех этих экономических и политических конфликтов с мусульманским миром, он как-то сказал мне: «До тех пор пока длится эта нестабильная ситуация, в моде всегда будет Восток». Обратите внимание, сейчас в моде объемная распашная одежда - чапаны, шаровары, одежда оверсайз.
Сплавляя Запад и Восток в новых модных коллекциях, современные дизайнеры помогают человеку быть эмоционально защищенным. Они вселяют гордость за свою страну, культуру, продвигая узбекскую культуру по всему миру. И я верю, что, пока существуют именно такие дизайнеры, этностиль Узбекистана не сможет зачахнуть даже в победном шествии масс-маркета.
Литература:
1. Васильева Ж.В. Этнические традиции в моде и культура модерна второй половины XX века // Обсерватория культуры. 2007. № 4. С. 60-64.
2. Демшина А.Ю. Динамика этнического направления в дизайне в ситуации глобализации культуры (на примере современной моды) // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2009. № 5. С. 71-78.
3. Шкарпеткина 0. Невыносимая легкость красоты, или Семь цветов счастья абровой ткани // Иные берега. 2017. № 2 (46). С. 100-107.
Maftuna Atamuratova,
Cultural expert (Moscow), [email protected] Beauty that lasts so little: Ikat in modern fashion
The author focuses on the representation of ethnic identity through the elements of ethnic style in clothes and a new birth of traditional Uzbek ikat technique, the interpénétration of modern urban fashion and ethnic elements. These issues are discussed in an interview with designer Irina Tokatyan (Moscow).
Keywords: ikat, adras, ethnic elements in modern fashion, ethnic, fashion, IKAT&M0RE, Uzbek costume, dialogue of cultures, ethnic stereotype, Tashkent ethnic identity, ethnic style