Научная статья на тему 'Use of the universal-cultivated tractors on transport and arable works'

Use of the universal-cultivated tractors on transport and arable works Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
91
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Ключевые слова
ТРАКТОР / ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ТЯГОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / БУКСОВАНИЕ / УПРУГО-ДЕМПФИРУЮЩИЙ ПРИВОД / TRACTOR / DYNAMIC PROCESSES / HAULING DESCRIPTION / SKIDDING / RESILIENTLY-ANTIVIBRATION DRIVE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Поливаев Олег Иванович, Костиков Олег Михайлович, Панков Александр Владимирович, Ведринский Олег Сергеевич

В статье приведены результаты дорожных и полевых испытаний тракторов в разных условиях эксплуатации. Произведена оценка эффективности разработанного пневмогидравлического упруго-деформирующего привода ведущих колес трактора МТЗ-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Поливаев Олег Иванович, Костиков Олег Михайлович, Панков Александр Владимирович, Ведринский Олег Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Use of the universal-cultivated tractors on transport and arable works»

Таблица 4

Значения частных показателей потерь сравниваемых технологических процессов

Образец комбайна

Показатель Дон-1500Б (Россия) Mega 208, Claas (Германия)

Удельная потереемкость зерна пониженного качества пдз, т/т, пдз = (Р • ДЗ%) / 100 0,2бб 0,1б0

Удельная потереемкость зерна в соломе п , т/т, Ппз = (Р ' ПЗ%) / I00 0,232 0,1бб

Закупочная цена пшеницы 3 кл. ЦЗ, тыс.р./т б,0 б,0

Закупочная цена пшеницы 5 кл. (фураж) Цф, тыс. р./т 5,2 5,2

Потери от наличия зерна пониженного качества П , р./т, П = (Ц - Ц.)п дз’ ^ ’ дз ^ ’ з ^ф' дз 213 128

Потери от наличия зерна в соломе Ппз, р./т, П = Цп пз з пз 1392 99б

Суммарные потери П, р./т, П = (Пдз + Ппз) 1б05 1124

Интегральный показатель качества Ік = П-1, т/р. 0,000б 0,0009

времени, или вероятности появления потерь рп:

удельная потереемкость технологического процесса на оцениваемом комбайне

п = Щ / В = рп. (8)

Для нашего примера имеем два вида потерь — потери зерна «пз» и получение зерна пониженного качества (дробление зерна) «дз».

Значения рассчитанных показателей потерь сведем в табл. 4.

По формуле (4) с учетом потерь получим:

Ук1 = 160,27 + 1605 = 1765,27 р./т,

Ук2 = 267,2 + 1124 = 1391,20 р./т.

Расчеты показали, что без учета потерь первая модель комбайна имеет лучшие показатели по сравнению со второй, однако с учетом потерь ситуация прямо противоположная — суммарные затраты для второго комбайна меньше на 30 %, он более экономичен. Таким образом, сравнение образцов комбайнов только по экономическим либо по техническим параметрам не дает полного представления о качестве и конкурентоспособности техники.

Для наиболее полного технико-экономического анализа необходимо учитывать также затраты на техническое обслуживание и ремонт комбайнов.

Список литературы

1. Машиностроение: энциклопедия в 40 т. / Ред. совет: К.В. Фролов [и др.]. — М.: Машиностроение. Т. 1-5. Стандартизация и сертификация в машиностроении. / Г.П. Воронин, Ж.Н. Буденная, И.А. Коровкин [и др.]: под общ. ред. Г.П. Воронина. — 2000. — 656 с.

2. Надежность и эффективность в технике: справочник: в 10 т. / Ред. совет: В.С. Авдуевский [и др.]. — М.: Машиностроение, 1989. Т. 7. Качество и надежность в производстве; под ред. И.В. Апполонова. — 280 с.

3. Оценка качества технического уровня технологических процессов. — М.: Академия стандартизации, метрологии и сертификации, 1997. — 60 с.

УДК б31.372:б25.032.8б

О.И. Поливаев, доктор техн. наук О.М. Костиков, канд. техн. наук

А.В. Панков, инженер О.С. Ведринский, инженер

ФГОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени К.Д. Глинки»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНО-ПРОПАШНЫХ ТРАКТОРОВ НА ТРАНСПОРТНЫХ И ПАХОТНЫХ РАБОТАХ

Внешние воздействия на машинго-тракторный агрегат (МТА) непрерывно меняются во времени и носят колебательный характер с переменной частотой и амплитудой. Применительно к мобильным энергетическим средствам, представляет интерес классификация динамических процессов по характеру их влияния на эксплуатационные качества тракторов [1, 2].

Динамические процессы возникают в результате влияния неравномерного тягового сопротивления сельскохозяйственных орудий, неровностей по-

42

верхности поля, физико-механических свойств почвы и других внешних воздействий. Преобразуясь в трансмиссии, все эти воздействия суммируются и поступают на коленчатый вал двигателя в виде некоторой функции момента сопротивления Мс =/(£) [1].

В.Н. Болтинский [3] определил два способа снижения влияния динамических нагрузок на эффективные параметры двигателя. Первый способ — эксплуатационный. Он заключается в том, что в процессе эксплуатации трактор агрегатиру-

Вестник ФГОУ ВПО МГЛУ № 1'2009

Результаты дорожных и полевых испытаний трактора МТЗ-80

Машинно-тракторный агрегат Значение показателя

V, км/ч 8, % Ж, т-км/ч (га/ч) О , ч’ кг/ч g г/т-км вуд, (кг/га)

Грунтовая дорога

МТЗ-80 + 2ПТС-4 (серийный) 12,1 5,7 48,4 6,2 128,1

МТЗ-80 + 2ПТС-4 (удп) 13,0 5,2 52,0 5,7 109,6

Грунтовая дорога после дождя

МТЗ-80 + 2ПТС-4 (серийный) 9,5 25,8 38,0 7,7 202,6

МТЗ-80 + 2ПТС-4 (удп) 10,6 19,3 42,4 7,1 167,5

Вспашка, глубина к = 30 см

МТЗ-80 + ПЛН-3-35 (серийный) 8,2 21,3 (0,86) 20,2 (23,5)

МТЗ-80 + ПЛН-3-35 (удп) 8,7 17,6 (0,91) 18,6 (20,4)

Вспашка, глубина к = 25 см

МТЗ-80 + ПЛН-3-35 (серийный) 8,6 19,7 (0,90) 17,5 (19,4)

МТЗ-80 + ПЛН-3-35 (удп) 9,2 15,2 (0,96) 16,6 (17,3)

ют таким образом, чтобы загрузка двигателя не превышала некоторого установленного значения. Второй способ — это изменение конструкции отдельных механизмов трактора или двигателя для снижения влияния колебаний внешней нагрузки на эксплуатационные и топливноэкономические показатели МТА.

Наибольшее число исследований по данной проблеме посвящено различным упругим устройствам, установленным в трансмиссии, приводах ведущих колес, на валу отбора мощности (ВОМ), прицепном и навесном устройствах. Введение упругой связи между валом двигателя и трансмиссией существенно уменьшает амплитуду колебаний нагрузки на валу двигателя. Для снижения воздействия на вал сцепления неравномерности тягового сопротивления агрегати-руемых сельскохозяйственных машин и неровностей поверхностей качения рекомендовано вводить упру-го-демпфирующие приводы (УДП) ближе к ведущим колесам [2]. В Воронежском ГАУ разработан пнев-могидравлический УДП [4] для снижения динамических нагрузок на ведущие колеса трактора МТЗ-80.

Для оценки эффективности упруго-демпфирую-щего привода ведущих колес трактора МТЗ-80 были проведены сравнительные дорожные и полевые испытания на разных передачах и фонах: на грунтовой дороге с прицепом 2ПТС-4 и на стерне колосовых с плугом ПЛН-3-35.

За основные исходные параметры, характеризующие условия испытаний, были приняты:

• нагрузка на крюке трактора (изменение сменой агрегата);

• жесткость упругого элемента пневмогидрав-лического аккумулятора (изменением давления заправки);

• демпфирование в трансмиссии (изменением параметров дросселя УДП).

В процессе работы МТА на ленте осциллографа регистрировались следующие параметры: крутящие моменты на ведущих колесах трактора, обороты ведущих колес и колеса путемера, тяговое усилие на крюке трактора (при работе с прицепом 2ПТС-4), расход топлива, время опыта.

Дорожные испытания с прицепом 2ПТС-4 были проведены на укатанной грунтовой дороге как при хороших условиях движения, так и в тяжелых условиях после дождя.

Результаты испытаний показали, что при работе тракторно-транспортного агрегата (ТТА) с прицепом 2ПТС-4 на грунтовой дороге в хороших условиях движения применение УДП приводит к снижению буксования движителей на 8...10 %, при этом

скорость движения повышается на 6.. .8 %, производительность на 7,4 %, расход топлива на 1 ткм перевозимого груза снижается на 15 % (по сравнению с трактором без УДП). Следует отметить, что применение УДП на грунтовой дороге с низкой несущей способностью (дорога после дождя) также дает положительный эффект и позволяет снизить буксование движителей на 20.25 %, при этом скорость движения повышается на 11 %, производительность—на 11,6 %, расход топлива на 1 ткм перевозимого груза снижается на 17 %.

Результаты испытаний при работе с плугом ПЛН-3-35 на стерне колосовых показывают, что применение упруго-демпфирующего привода на тракторе МТЗ-80 приводит к снижению буксования движителей на 16.20 %, снижению расхода топлива на 6.9 % и повышению производительности на 7.9 %.

Результаты испытаний серийного трактора и трактора, оборудованного упруго-демпфирую-щим приводом, представлены в таблице.

Результаты дорожных и полевых испытаний показали эффективность привода ведущих колес при движении ТТА в разных по проходимости дорожных условиях и при работе МТА с плугом. Эта эффективность выражается в повышении производительности и снижении удельного расхода топлива.

Список литературы

1. Поливаев, О.И. Упруго-демпфирующий привод на колесных тракторах / О.И. Поливаев, Н.Е. Гусенко, А.С. Дурманов // Механизация и электрификация сельского хозяйства. — 1990. — № 3. — С. 53-55.

2. Поливаев, О.И. Снижение динамических нагрузок в машинно-тракторных агрегатах / О.И. Поливаев, А.Л. По-лухин. — Воронеж: ВГАУ, 2000. — 197 с.

3. Болтинский, В.Н. Работа тракторного двигателя при неустановившейся нагрузке / В.Н. Болтинский. — М.: Сель-хозгиз, 1949. — 216 с.

4. Патент 2261181 РФ, МПК7 В 60 К 7/00, 17/32. Привод колеса транспортного средства / О.И. Поливаев, А.В. Панков, А.Н. Кузнецов, Е.Д. Золотых, В.П. Иванов (Россия). — № 2004108256/11. — Бюл. № 27. — 4 с.

43

Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № Г2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.