353^^ Аграрный вестник Урала №3 (82), 2011 г.—<^^^5
инженерия
эффективность использования
колесных ТРАКТОРОВ КЛАССА 1,4
на транспортных работах
Б. Л. ОХОТНИКОВ,
доктор технических наук, профессор,
в. н. Егоров,
аспирант, Уральская ГСХА
620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42; тел. (343) 371-33-63
рисунок 2
зависимость буксования ттА от давления подпора в системе гСв (мтз-80 + 2птС-6,0).
линия тренда полиномиальная.
Ключевые слова: колесный трактор, прицеп, транспорт, догрузка ведущих колес, буксование, расход топлива. Keywords: wheel tractor, the trailer, transport, additional load of driving wheels, towing, fuel consumption.
Проведенные ранее наблюдения за использованием тракторов МТЗ показали, что эти тракторы в году до 80 % используются на транспортных работах, а в зимний период — до 100 %. При этом по статистике перевозят за ездку в среднем 2,7 т груза. Зачастую это связано с низкой проходимостью колесных тракторов по грунтовым дорогам и бездорожью [1].
Проведены испытания тракторного транспортного агрегата (ТТА) [2, 3] в составе трактора МТЗ-80 с прицепом 2ПТС-6 в учхозе «Уралец», УрГСХА на полевой дороге после дождя. Длина участка 100 метров.
Цель испытаний заключалась в определении степени улучшения техникоэкономических показателей в условиях недостаточного сцепления ведущих колес с почвой при использовании догрузки за счет перераспределения массы агрегата между осями с помощью ГСВ.
При проведении испытаний замерялись время опыта, обороты ведущих колес трактора, расход топлива, давление подпора в системе ГСВ [4].
Скорость движения агрегата (рис. 1) рассчитывалась
V = S/t, м/с, (1)
где S — длина участка, м (в опытах S =
100м); t — время движения, с.
Результаты представлены на рисунке 1.
Буксование ведущих колес трактора (рис. 2)
5 = (пр - пх)/пр, (2)
где пр — среднее число оборотов ведущих колес за опыт в рабочем положении, пх — среднее число оборотов ведущих колес за опыт без нагрузки на крюке.
В опытах при буксировке трактора пх =
22 — с включенным ГСВ и пх = 21,5 — без включения ГСВ. Результаты представлены на рисунке 2.
Часовой массовый расход топлива
рисунок 1
зависимость скорости движения агрегата от догрузки ведущих колес мтз-80 (линия тренда полиномиальная).
(рис. 3) Gт = (3,6*nд*y*Y)/toп, кг/ч, (3) где пд — число делений мерного бачка; ^ — масштаб бачка, см3/дел.; Y — плотность топлива, г/см3; tоп — время опыта (^= 2,02 см3/дел и Y = 0,83 г/см3). Результаты представлены на рисунке 3.
Результаты исследования показывают, что с увеличением давления подпора в системе ГСВ технико-экономические показатели работы агрегата улучшаются. Скорость движения агрегата при увеличении давления от 0 до 2,8 МПа возросла с 8,64 до 9,40 км/ч, т. е. на 0,76 км/ч (8,8 %). При этом буксование уменьшилось на 9,8 — по абсолютной величине, или относительно нулевого значения подпора на 60 %.
Массовый (часовой) расход топлива уменьшился с 8,29 до 7,20 кг/ч (на 1,09 кг/ч), или на 13,2 %.
Расход топлива на тонно-километр (за чистое время работы) снизился на 0,032 кг/т-км, или на 20 %.
Все технико-экономические показатели имеют значительное улучшение.
Проведена проверка работоспособности ТТА в составе трактора МТЗ-80 и прицепа 2ПТС-6,0 на перевозке зеленой массы кукурузы по полю и грунтовым дорогам. Около половины времени агрегат использовался после выпадения дождя.
Для сравнения наблюдения проводились за работой ТТА в составе МТЗ-80 с
рисунок 3
зависимость расхода топлива двигателем трактора мтз-80 от давления подпора в системе гСв (мтз-80 + 2птС-6,0).
прицепом 2ПТС-4,0 и трактора МТЗ-82 с прицепом 2ПТС-6,0. Экспериментальным ТТА перевезено 521 тонна массы, МТЗ-82— 441 и МТЗ-80 + 2ПТС-4,0 — 462 тонны.
Результаты испытаний показали, что трактор МТЗ-80 с прицепом 2ПТС-6, оборудованным средством догрузки, успешно справляется с работой на поле и грунтовых дорогах. Агрегат с трактором МТЗ-82 имеет производительность несколько выше, чем МТЗ-80. Это связано с тем, что сцепной вес его выше, чем у экспериментального МТА. Производительность ТТА в составе МТЗ-80 с прицепом 2-ПТС-6,0 выше, чем с прицепом 2ПТС-4,0, на 0,81 т/ч и на 5,28 т-км/ч. Это составляет 24 и 36 % соответственно.
Целесообразность использования прицепа 2-ПТС-6,0 с трактором МТЗ-80, которые оборудованы догружающим устройством, очевидна.
Литература
1. Артемьев П. П. [и др.] Тракторные поезда. М. : Машиностроение, 1982.
2. Охотников Б. Л., Ильин В. И. Сцепное устройство сочлененного транспортного средства. Авторское свидетельство №1197913, 1985.
3. Охотников Б. Л. [и др.] Устройство для соединения трактора с прицепом. Авторское свидетельство №664858, 1979.
4. Маринин С. П. Совершенствование транспортных средств для перевозки сельскохозяйственных грузов. Сб. Материалы ХLIV международной научно-технической конференции «Достижения науки — агропромышленному производству». Часть 2. Челябинск, 2005.
58
www. m-avu. narod. ru