Научная статья на тему '«Усадьба «Шакир-солдата»'

«Усадьба «Шакир-солдата» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
322
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исторический центр / архитектура Казани / реставрация / усадьба / памятники истории и архитектуры / the historical center / the architecture of Kazan / restoration / historical monuments and architecture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сайфуллина Ляйля

Данная статья посвящена истории усадьбы, которая в Казани стала известна как «Усадьба Шакир-солдата». Подробно раскрывается процесс постройки здания, особенности его архитектуры и также анализируются происходившие изменения. Кроме этого, рассматриваются основные подходы к реставрации усадьбы и предлагаются варианты ее дальнейшего использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the history of the estate, which in Kazan became known as the «Manor Shakir soldier.» Material in detail reveals the process of construction of the building, especially its architecture, and also analyzes the its chahges during XX century. In addition, it’s treated restoration approaches of the estate and provides options for its use.

Текст научной работы на тему ««Усадьба «Шакир-солдата»»

№2 (02) 2013

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ-. ДОХОДНЫЕ ДОМА

«Усадьба «Шакир-солдата»

АННОТАЦИЯ: данная статья посвящена истории усадьбы, которая в Казани стала известна как «Усадьба Шакир-солдата». Подробно раскрывается процесс постройки здания, особенности его архитектуры и также анализируются происходившие изменения. Кроме этого, рассматриваются основыне подходы к реставрации усадьбы и предлагаются варианты ее дальнейшего использования.

КЛЮЧЕВыЕ СЛОВА: исторический центр, архитектура Казани, реставрация, усадьба, памятники истории и архитектуры.

SuMMARY ABSTraCT: This article describes the history ofthe estate, which in Kazan became known as the «manor Shakir soldier.» material in detail reveals the process of construction of the building, especially its architecture, and also analyzes the its chahges during XX century. In addition, it's treated restoration approaches of the estate and provides options for its use.

Key wORDS: the historical center, the architecture of Kazan, restoration, historical monuments and architecture.

Ляйля сайфуллина, архитектор-реставратор, доцент кафедры кафедры реконструкции и реставрации архитектурного наследия КазГАсУ

Усадьба «Шакир-солдата» входит в список объектов культурного наследия памятников истории и культуры, расположенных на территории историко-культурной заповедной территории «Иске Татар бистэсе» («Старо-Татарская слобода»), и является памятником жилой архитектуры конца XIX - начала ХХ веков регионального значения. Образ усадьбы является визитной карточкой Старо-Татарской слободы.

рис. 1. документы - 28 июня 1877г.

домовладение крестьянкияушевой в 1891г. присоединено к домовладению Шамсутдинова Шакирзяна.

Домовладение представляет собой комплекс построек жилого и хозяйственного значения. Главный усадебный дом в комплексе с доходным - двухэтажное кирпичное здание, которое состоит из двух литеров и образует протяженный фасад, выходящий на красную линию по ул. Г.Ту-кая (закрепляет красную линию застройки ул. Тукая). Сохранившиеся службы, протянувшиеся вглубь участка, имели ранее замкнутый характер и образовывали хозяйственный двор, что характерно для татарской городской усадьбы XIX -начала XX века.

Так называемый дом Шакир-солдата объединял под своей крышей квартиры, конторы, конюшни, каретник, баню, флигели для прислуги, холодные службы. А с виду он не так велик и привлекает внимание разве что «арабской» верандой над входом и стрельчатыми «арками» окон. Это характерная черта традиционной Казани: внешний вид помещений «ничем не предвещает внутреннего».

Усадьба «Шакир-солдата» находится в рядовой застройке XIX - начала XX века., в центре нижней части города, в одном из кварталов Старо-Татарской слободы, по адресу ул.Г.Тукая дом 16, практически на пересечении улиц Галиаскара Камала (бывшая Фуксовская, Поперечно-Тихвинская) и Габдуллы Тукая (бывшая Тихвинская), недалеко от главного Казанского вокзала, в историческом части города Казани. Квартал примыкает к границе Старо-Татарской слободы. Ранее территория, на которой расположен объект, относилась ко Второй полицейской части, а квартал носил номер 222.

Усадьба «Шакир-солдата» в XX веке.

уяяе? вестник исждународного института антиквариата

шшр искусств

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ-. ДОХОДНЫЕ ДОМА

№2 (02) 2013

Рис. 2. Документы - 22 сентября 1883г. Домовладение мещанки Гульбании Кайбич находится в общем владении с отставным унтер-офицером Шакирзяном Шамсутдиновым. С 1898г. 7/11 частей участка мещанки Гульбании Кайбич перешли Ш.Шамсутдинову.

рис. 3.

Документы - 22 сентября 1883г. Домовладение мещанки Гульбании Кайбич находится в общем владении с отставным унтер офицером Шакирзяном Шамсутдиновым. С 1898г.

7/11 частей участка мещанки Гульбании Кайбич перешли Ш.Шамсутдинову.

Комплекс усадьбы занимал большой участок, примыкавший к Тихвинской мечети (Султанов-ская, Красная, Усмановская, «Зиганши-бая»), построенной в 1868г. купцом Зиганшой Усма-новым.

Усадьба «Шакир-солдата» принадлежала отставному унтер-офицеру, мещанину Шакирзяну Шамсутдинову 1839 года рождения в семье «магометанского вероисповедания, неграмотные, занимаются разной торговой промышленностью и под судом не состоят и к представлению в рекруты запрещения нет», «оседлости не имеют и проживают отдельно, подати платят каждый за себя». В семье было пять братьев, Шакирзян самый младший. Старший брат - Шагабдин Шамсутди-нов. Далее - Назигутдин, Тазютдин, Сабирзян. (НАРТ ф.570, оп.1, №29 «Семейный список Казанского татарско-мещанского общества, составленный 1855г.) В конце 1911г. домовладение перешло Шамсутдиновым Бирель-Хаят Мухамет-зяновне, Сабиряну и Галимзяну Шакирзяновичам и Юсуповой Минбике Шакирзяновне, мещанам (НАРТ 98-5-1426, стр.358).

Комплекс, который дошел до наших дней, формировался в течении долгого времени и в несколько периодов.

По документам НАРТ, ф.98, оп.3, д. 251, л.181., на 1883 г. домовладение было сравнительно небольшим, но соседнее(слева) домовладение мещанки Гульбании Кайбич находилось в общем владении с отставным унтер-офицером Шакирзяном Шамсутдиновым, и в 1898г. 7/11 частей участка Г.Кайбич перешли Ш.Шамсутдинову (НАРТ ф.98-6-251).

Предположительно в 1891г. присоединяется территория соседнего(справа) домовладения крестьянки Гафии Монастыревой Яушевой( НАРТ 98-1-1688, 98-1891-238), а чуть позже участок на границе с мечетью. Вероятно, судя по документам НАРТ, территория домовладения окончательно сложилась к 1898г. и совпадает с границами, обозначенными в техническом паспорте на жилой дом и земельный участок по ул. Г.Тукая №16, составленном в 1992 г. На 1883 г. на небольшом участке был построен полукаменный дом с характерным для татарского городского жилого дома боковым фасадом на красную линию, с флигелями, службой и каретником (НАРТ 98-6-251, стр.181).

С присоединением участка Г.М. Яушевой началось строительство доходного дома на ме-

сте построенного Яушевой деревянного дома. В 1897г. к уже существующему полукаменному дому был пристроен полукаменный двухэтажный пристрой(слева), а на существующий одноэтажный каменный дом присоединенного соседнего с территорией мечети участка был достроен второй каменный этаж.

В конце XIX в. после пожара 30 июля 1898г. полукаменные и каменный дома по красной линии были объединены вторым каменным этажом и пристроены каменные двухэтажные крыльца. (НАРТ 98-3-2828, л. 125, 126, 205. «Дело о постройках и ремонтах по 2-ой части за 1898г.», НАРТ 98-4-261, л. 358. «Окладная книга о налоге с недвижимого имущества за 1900-1901гг., 2ой части первого участка»).

Возможно, главный усадебный дом был изначально полукаменным, построенным еще до 1883г. После пожара, предположительно, дом был перестроен в духе средневековой романтики и формах арабского Востока и объединен с доходным домом аркой. Позже слева по главному фасаду была пристроена остекленная веранда с башенкой, о чем свидетельствуют остатки каменных ворот, включенных в стену главного фасада. Утраченный в 2004 г. каменный двухэтажный флигель был построен крестьянкой Г.М.Яушевой, начало строительства1872 г., надстройка второго каменного этажа - 1877г. В настоящее время полностью утрачена историческая целостность домовладения - разрушены дворовые постройки.

ЛИТЕР А2 «ГЛАВНЫЙ ДОМ»

Дом представляет собой кирпичное двухэтажное здание, решенное асимметрично как в плане, так и по фасаду. В плане дом практически квадратной формы, квадратные планы жилых и общественных (культовых ) зданий - это проявление средневековой исламской традиции, имевшей широкое распространение в нашем регионе.

Внешний облик его трактован в духе средневековой романтики- в формах архитектуры арабского Востока. Первый этаж уличного фасада более строгий. Второй этаж в декоративном отношении наряднее. В соответствии с традицией, первый этаж отводился под подсобные и хозяйственные нужды. Второй этаж был основным жилым этажом. Согласно принципам модерна, ни один из фасадов не повторяется, только обойдя дом со всех сторон, можно понять его композицию. Главный фасад при этом все же доминирует над другими. Трехчаст-ности плана соответствует трехчастная структура главного фасада.

Главный фасад членится на три основные части:

в центре - основной объем здания, оформленный лучковыми оконными проемами первого

чшшр вестник мэедународ-юго инстуггуга антиквариата

4Чир искусств

№2 (02) 2013

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ: ДОХОДНЫЕ ДОМА

этажа в прямоугольных нишах с прямоугольными подоконными нишами; лучковыми оконными проемами первого этажа с сандриками по боковому фасаду и полуциркульными окнами второго этажа главного фасада с декоративными замковыми перемычками и подоконными прямоугольными нишами;

слева - башенка с нишами в виде стрельчатых арок, с рустованными углами, аркатурным карнизным поясом, прямоугольными оконными проемами на боковом фасаде и фигурным профилированный окном с замковым камнем, фигурным архивольтом и подоконной прямоугольной профилированной нишей на главном фасаде угловой веранды (проемы заложены) под высоким шатром со шпилем, на первом этаже - въездные ворота во двор (не сохранились), следы штукатурных тяг на остатках конструкции ворот;

справа - высокое помещение второго этажа, прорезанное крупным подковообразным оконным проемом с исторической расстекловкой, со стрельчатым обрамлением верхней части и симметрично расположенными полуколоннами и зигзагообразным декором в надоконной плоскости 2-го этажа, над проездной стрельчатой аркой, соединяющей с литерой 1.

Вся поверхность фасада богато рустована, профилированный венчающий карниз оформлен стилизованными сталактитами, над карнизом располагается аттик в виде зубчатых столбиков. Над парадным входом - балкон с кованой решеткой растительного орнамента. Декор, выполненный с хорошим качеством прорисовки и отделки, сосредоточен в основном на главном фасаде, что характерно для эклектики. Этажи разделены поясом сложного профиля. Утрачен, а в частности срублен, рисунок кирпичного проема окон второго этажа. Профиль этих проемов сохранился только на балконном проеме главного фасада. Заложены оконные проемы веранды на главном и боковом фасадах. На главном фасаде сохранился контур оконных проемов веранды, на боковом - проемы читаются по трещинам в штукатурке. Оконные переплеты не сохранили свою первоначальную форму. Также утрачены двери бокового и дворового фасадов.

Главный фасад - неоштукатуренный красный кирпич. Фасады угловой части оштукатурены и окрашены. Карниз простой, с сухариками. Оконные проемы с клинчатыми перемычками. Окна второго этажа - парадные - выше окон первого. Крайний оконный проем первого этажа переложен ввиду разрушения кладки и имеет современную железобетонную перемычку. Пристрой слева от основного объема имеет заложенный проем, о чем свидетельствует сохранившаяся клинчатая перемычка в кирпичной кладке. Второй этаж при-

Рис. 4. Архивные материалы. Фонд 98 Опись № 6 Рис. 5. Архивные материалы. Фонд 98 Дело № 251 с.181. Документы - 27 октября 1883г Опись № 3 Дело № 238 с.44

строя выложен из современного кирпича, с неудовлетворительным качеством кладки. Оконные проемы второго этажа дворового бокового фасада современные, с железобетонными перемычками.

Дата последнего капитального ремонта - 1973 г. В ходе капитального ремонта черная лестница и печи утрачены. На данный момент черная лестница в современных конструкциях, из сборного железобетона. Парадная лестница «родная», из натурального камня. Входная резная деревянная дверь на парадную лестницу утрачена в мае 2006г. Арочный проем над дверью заложен. Кровля железная по деревянной обрешетке в неудовлетворительном состоянии, имеет сложную конфигурацию. Водосточные трубы утрачены.

ЛИТЕРА1

«доходный ДоМ»

Дом представляет собой кирпичное двухэтажное здание с ризалитом над проездной аркой. Имеет сложную конфигурацию в плане, аркой делится на две самостоятельные части с отдельными входами со двора. В левой части имеется также вход с улицы, который на данный момент частично заложен и превращен в оконный проем. Скорее всего здесь на первом этаже

Рис. 6. Архивные материалы. Фонд 98 Опись № 3 Дело № 2557л.109

уыр вестник \еждународного института антиквариата

шшр искусств

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ: ДОХОДНЫЕ ДОМА

№2 (02) 2013

Проект реставрации

В процессе реконструкции, февраль 2013 года

располагалась торговая лавка, а на втором жилые помещения для сдачи в наем. Доходный характер определяется лишь внутренней планировкой самого дома, внешне имеющего вид особняка. В правой части доходного дома под тремя крайними окнами имеются подвальные проемы. Вход в подвал предположительно с бокового фасада, с территории, принадлежащей мечети.

Главный фасад не оштукатурен, не окрашен. Карниз со ступенчатыми сталактитами придает национальный колорит. Этажи разделены поясом простого профиля. Оконные проемы первого и второго этажа с клинчатыми перемычками имеют кирпичные наличники простой формы, а под окнами - декоративные кирпичные ниши. В простенках кирпичные прямоугольные и со вставками из фигурного кирпича ниши. В центре по первому этажу проездная арка, полуциркульная, над которой на кровле - фигурный аттик со щипцовым завершением и круглой нишей. Венчающий карниз с городками. Парапетные столбики с профилированными карнизами и прямоугольными нишами. Дворовый фасад оштукатурен, окрашен в охристый цвет. Оконные проемы второго этажа современные, с железобетонными перемычками. Все окна дворового фасада не имеют наличников.

Карниз профилированный, с сухариками. Кровля железная по деревянным стропилам в неудовлетворительном состоянии.

СЛУЖБЫ

Каменные одноэтажные службы выполнены из белого камня без каких-либо стилевых особенностей. В плане состоят из четырех отдельных помещений с отдельными входами со двора. Кладка местами переложена. Над частью служб достроен в советское время второй каменный этаж, в стенах прорублены оконные проемы и ниши для деревянных балок перекрытия. Полы цементные. Кровля железная по деревянным стропилам в неудовлетворительном состоянии, очевидно, что она была односкатной. Деревянные службы на каменном подклете из известняка находятся в неудовлетворительном состоянии. Сруб обшит досками. Фасады простые, без стилевых особенностей. Перекрытия деревянные по балкам. В советское время сделан пристрой из силикатного кирпича.

Общий объем домовладения типичен для татарской городской усадьбы конца XIX - начала XX вв.., хотя и не подчиняется единому стилю. Это объясняется разными периодами строительства и сменой функций зданий в течение времени.

Архивные источники НА РТ:

Ф 98 Оп. 1 Д. 1688.

Ф 98 Оп. 3 Д. 238.

Ф 98 Оп. 3 Д. 270.

Ф 98 Оп. 3 Д. 2557.

Ф 98 Оп. 3 Д. 2828.

Ф 98 Оп. 6 Д. 251.

Ф 98 Оп. 6 Д. 385.

Ф 98 Оп. 6 Д. 451.

чшшр вестник мэедународ-юго инстугтута антиквариата

4Чир искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.