Научная статья на тему 'Регенерация исторической среды усадьбы Талицы как способ включения объекта культурного наследия в современное социокультурное пространство'

Регенерация исторической среды усадьбы Талицы как способ включения объекта культурного наследия в современное социокультурное пространство Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1007
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская усадьба / объект культурного наследия / планировочная структура / регенерация / служебные постройки усадьбы / видовое раскрытие зон / Russian manor / an object of cultural heritage / planning structure / regeneration / office buildings of the estate / the disclosure of the species areas

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильева Юлия, Хайруллина Альбина

Статья статья посвящена результатам исследования, направленного на проектирование нового объекта на территории усадебного комплекса Талицы – Людской. Необходимость сохранения исторической среды объекта культурного наследия, его приспособления к формату туристско-рекреационного объекта и в то же время сохранения архитектурно-стилевой целостности обусловили комплекс локальных исследований по поиску аналогов подобных помещений в усадьбах разной пространственно-масштабной организованности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the results of a study aimed at designing a new facility on the territory of the estate complex Talitsy Ludskoi. The need to preserve the historic environment of the object of cultural heritage, its adaptation to the format of the tourist-recreational facility and at the same time preserving the integrity of the architectural style led to a set of local research to find analogues of such premises in the estates of different spatial-scale organization.

Текст научной работы на тему «Регенерация исторической среды усадьбы Талицы как способ включения объекта культурного наследия в современное социокультурное пространство»

РЕГЕНЕРАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ УСАДЬБЫ ТАЛИЦЫ КАК СПОСОБ ВКЛЮЧЕНИЯ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В СОВРЕМЕННОЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

ВАСИЛЬЕВА Юлия, главный архитектор проекта

ХАЙРУЛЛИНА Альбина, директор архитектурных и реставрационных мастерских ASG

Аннотация: статья статья посвящена результатам исследования, направленного на проектирование нового объекта на территории усадебного комплекса Талицы - Людской. Необходимость сохранения исторической среды объекта культурного наследия, его приспособления к формату туристско-рекреационного объекта и в то же время сохранения архитектурно-стилевой целостности обусловили комплекс локальных исследований по поиску аналогов подобных помещений в усадьбах разной пространственно-масштабной организованности.

Ключевые слова: русская усадьба, объект культурного наследия, планировочная структура, регенерация, служебные постройки усадьбы, видовое раскрытие зон.

Abstract: The article is devoted to the results of a study aimed at designing a new facility on the territory of the estate complex Talitsy - Ludskoi. The need to preserve the historic environment of the object of cultural heritage, its adaptation to the format of the tourist-recreational facility and at the same time preserving the integrity of the architectural style led to a set of local research to find analogues of such premises in the estates of different spatial-scale organization.

Keywords: Russian manor, an object of cultural heritage, planning structure, regeneration, office buildings of the estate, the disclosure of the species areas.

О > i

ВВЕДЕНИЕ

С учетом динамики социальных, экономических и культурных ценностей проблема сохранения и использования историко-архитек-турного наследия в современных условиях с каждым годом становится лишь актуальнее. До недавнего времени преобладающим методом являлась музеефикация. Однако в последние годы увеличился инвестиционный интерес коммерческих структур к памятникам истории и культуры, что способствовало развитию нового, отвечающего современным тенденциям, направления в деле сохранения объектов культурного наследия: приспособление их к новой коммерческой функции.

С одной стороны, рассмотрение проблемы современного использо-

вания объектов историко-культурного наследия как составной части задачи их сохранения предписывается на законодательном уровне. С другой стороны, уровень развития сегодняшней науки, возможности, предоставляемые информационными технологиями, обусловливают необходимость и возможность расширения сложившихся понятий. Человеку свойственно не только сохранять, но и постоянно переосмыслять культурное наследие. Именно о переосмыслении и о возможности применения нового подхода в деле сохранения историко-культурной среды пойдет речь в данной статье.

Любое историческое здание обладает культурологическим потенциалом, от того, как оно будет использовано, зависит уровень

связей, как визуальных, так и функциональных, в общем контексте города или поселения. Лишь взаимодействие объекта и исторического ландшафта может обеспечивать единство культурного пространства. Данное правило распространяется не только на крупные города и поселения, но и на более мелкие ансамбли, расположенные вне черты городских поселений.

Регенерация исторической среды на примере усадьбы Аигина рассматривается в данной статье в качестве метода включения памятника в социокультурную среду, укрепления визуальных и функциональных связей, а также ухода от линейного восприятия историко-культурного наследия как временно-пространственной константы.

ИЗ ИСТОРИИ УСАДЬБЫ АИГИНА

Объект культурного наследия регионального значения «Усадьба В. И. Аигина, вт. пол. XIX в.» расположен на территории Пушкинского района муниципального района Московской области на территории деревни Талицы, входящей в настоящее время в границы Городского поселения Софрино (ил.1-2).

Первые упоминания о деревне (по другим данным - селе) Талицы связаны с именем князя Дмитрия Ивановича Донского. Перед Куликовским сражением в 1380 году Великий князь направился из Москвы в Троице-Сергиев монастырь к преподобному Сергию Радонежскому за благословением и сделал остановку для отдыха в Талицах.

В начале XVIII века Талицы упомянуты как владение Благовещенского монастыря, что «на Костроме». Во второй половине XVIII века на противоположном от сельца Та-лицы берегу одноименной речки с правой стороны Троицкого тракта была построена деревянная часовня, принадлежавшая тогда Лукиа-новой мужской пустыни Александровского уезда Владимирской губернии. Участок под постройку выделил из состава своих земель В.Ф. Сухово-Кобылин, пращур известного русского писателя-драматурга А.В. Сухово-Кобылина. Часовня простояла до 1811 года, после чего была разобрана за ветхостью. Спустя пять лет монахи

Махрищского мужского монастыря Александровского уезда Владимирской губернии подали прошение о строительстве новой часовни. Прошение было удовлетворено, часовня построена и передана обители. Первые годы при часовне жил монах Антоний. По ночам в холме на противоположной стороне дороги Антоний копал пещеры. После смерти Антония дело его продолжил инок Симеон. Уже в середине XIX века пещеры стали одним из почитаемых пунктов паломничества к святой Троице.

Именно на этой веками намоленной земле в конце XIX века по заказу владельцев села купцов-лесопромышленников благотворителей Аигиных был выстроен усадебный комплекс. Создание усадьбы произошло практически единовременно: в 1880-1890-х годах были возведены жилые и хозяйственные постройки, включающие в себя конюшню, каретный сарай и коровник, отдельно стоящее у пруда здание кузницы, парадный двор с цветником, разбит парк. Немного позднее произошло переустройство главного дома и надстройка второго этажа флигеля деревянным срубом. Липовый парк расположен с востока от усадебного дома и закрывает ныне усадьбу со стороны Ярославского шоссе. Сохранившаяся часть парка состоит из обсаженной по периметру квадратной площадки и липовой аллеи. Помимо этого со-

хранился бывший усадебный пруд и часть пейзажного парка со стороны реки Талицы.

Документальные источники, отразившие историю усадьбы В. И. Аигина, немногочисленны. Отдельные частные собрания, возможно обладающие документальными свидетельствами и изобразительными материалами об усадьбе, остаются недоступными, отсутствуют подробные публикации, посвященные этому памятнику.

В обнаруженных источниках содержатся сведения о том, что первые Аигины были крепостными крестьянами. Фамилия Аигиных упоминается среди состоятельных граждан, бежавших вместе со своим имуществом от армии Наполеона в 1812 году. К концу XIX века дела Аигиных пошли успешно, к этому времени им уже принадлежала почти вся округа. В 1884 году дмитровский купец Иван Аигин испрашивает разрешение у московского генерал-губернатора на открытие кирпичного завода «...в Дмитровском уезде близ села Талицы». На тот момент в Талицах уже работала небольшая мастерская ручного производства кирпича без «машин и аппаратов» с девятью рабочими. Вскоре Аигины имели кирпичный завод в Григорково, усадьбы в Че-глово, Артёмово и Воздвиженском.

Рассматриваемый усадебный ансамбль некогда занимал обширный участок земли на левом

Пир ыекуеетБ

№3 (15) 2016

Ил. 3. Генеральный план усадьбы Аигина. Зона 1

берегу реки Талицы, где на протяжении последних двух столетий формировалась территория усадьбы. Живописность местного ландшафта сыграла важную роль в создании архитектурного облика усадьбы, определила особенности ее художественного образа, а наличие водного ресурса определило пространственно-планировочную структуру.

С 1914 по 1985 годы усадебный комплекс использовался Талицкой восьмилетней школой. В этот период на территории усадьбы был построен жилой дом для учителей.

Начиная с 1991 года в усадьбе работало предприятие «Музей-усадьба «Талицы». В 1996 году решением Арбитражного суда Московской области усадьба была изъята из

Ил. 4-5. Интерьеры усадьбы Аигина. Главный ДОМ ведения «Музея-усадьбы «Тали-

цы» и передана в государственную собственность. После этого здание временно принадлежало Софрин-скому заводу церковной утвари (художественно-производственное предприятие РПЦ «Софрино»).

Некоторое время в усадьбе располагалась мастерская известного скульптора, лауреата Государственной премии СССР и общественного деятеля Вячеслава Михайловича Клыкова (1939-2006). В усадебном парке сохранились фрагменты некоторых скульптур Клыкова, например, гипсовая модель памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, открытого в Москве на Славянской площади в 1992 году.

В 2002 году усадьба была объявлена памятником истории и культуры, значимым для Московской области. В 2013 году усадьба была приобретена в льготную аренду ЗАО «Торговый центр «Мегга Парк» в рамках программы губернатора Московской области «Наше Подмосковье» и проекта «Усадьбы Подмосковья».

В основу реставрации и дальнейшего использования объектов легла идея о воссоздании истори-ко-архитектурной среды усадьбы и вместе с тем идея о возвращении усадебного духа. Для воплощения этой идеи были разработаны концептуальные проекты регенерации исторической среды памятника, вошедшие в научно-проектную документацию по реставрации основных памятников. По результатам воплощения данного проекта усадьба должна была стать центром культурной жизни, каким и являлась ранее. Таким образом, в 2013 году МК МО был согласован проект реставрации и приспособления главного дома, флигеля и конюшни, а также предлагаемый генеральный план развития территории усадьбы Аигиных (ил.3). Первые плоды данного проекта уже сегодня можно увидеть воочию -за рекордные полтора года были отреставрированы все переданные в аренду объекты. Наряду с реставрацией фасадов были выполнены работы по организации историче-

ских интерьеров в главном доме и флигеле (ил.4-5).

МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

На сегодняшний день от некогда обширной усадьбы осталась лишь небольшая часть строений (главный дом, флигель, конюшни). В данных объектах проектом 2014 года предполагалось разместить интерактивный музей-гостиницу с рестораном в сводчатом подвале. При работе над проектом приспособления 2014 года архитекторам-реставраторам удалось наиболее безопасно для планировочной структуры объекта вписать в главный дом пять спален, во флигель - четыре спальни (ил.6-7). Однако данное количество номеров в современных условиях недостаточно для полноценного функцио-

нирования исторической усадьбы в качестве интерактивного музея-гостиницы, требующего возможности проведения масштабных конференций, свадеб и фестивалей, необходимых для популяризации памятника. Для размещения возможного потока туристов архитекторами было предложено восстановить историко-архитектурную среду территории памятника. Наряду с утраченными объектами, формирующими композиционно-пространственную структуру усадьбы (кузня, парадный двор и т. д.), было предложено возведение зданий людских и конного двора. В воссоздаваемых объектах, а также в объектах нового строительства, разместится туристическая инфраструктура: помещения для мастер-классов, зоны общественного

Главный дом, 1-й этаж

Нарядное крыльцо

. . I ПОП

о

Красная

Будуар

I I шпал

5 сОо

Флигель, 1-й этаж

Крылечко управляющего

Ил. 6. План первого этажа главного дома и флигеля

Главный дом, 2-й этаж

Флигель, 2-й этаж

Ил. 7. План второго этажа главного дома и флигеля

пользования, гостиничные номера, хозяйственные помещения.

В рамках разработки эскизного проекта возведения здания людской при воссоздании историко-культурной среды на территории ОКН регионального значения «Усадьба В. И. Аигина, вт. пол. XIX в.» было рассмотрено множество различных усадеб указанного периода, проведен сравнительный анализ по следующим аспектам: тип усадьбы, архитектурно-стилевая принадлежность, состав усадьбы, ее месторасположение, наличие служебных построек. Ряд усадеб,

подошедший по нескольким аспектам одновременно, был рассмотрен более детально. Отдельно рассматривались деревянные служебные постройки, использованные в качестве аналогов здания. Сложность исследовательской работы была определена отсутствием натурного и иконографического материала -большинство усадеб рассматриваемого периода сохранило в своем комплексе лишь главные дома, частично либо полностью утратив служебные.

Проанализировав многочисленные усадьбы конца XIX века, рас-

смотрев их состав и планировочную организацию, рабочая группа пришла к выводу, что усадьбы средней руки, такие как усадьба В. Аигина, зачастую имели обширные хозяйственные постройки в виде людских, конных дворов, сенников и т. д.

Именно с таким большим набором зданий предстает перед зрителем усадьба В. Аигина на картине неизвестного художника, обнаруженной при проведении натурных исследований в одном из помещений флигеля (ил.8).

При детальном георадарном исследовании территории памятника фундаментов предполагаемых к воссозданию людских и конного двора найти не удалось. Отсутствие фундаментов не свидетельствует об отсутствии описанных построек. Вероятнее всего, следует учесть тот факт, что купцы Аигины были крупными лесопромышленниками, здания служебного назначения были выполнены из дерева (как и второй этаж флигеля) на фундаментах мелкого заложения. Данные умозаключения не дают нам полной уверенности в существования ранее конкретно этих объектов, однако возможность их устройства позволяет воссоздать архитектурно-планировочную среду усадьбы, а также разместить дополнительные гостиничные номера во вновь возводимых служебных постройках.

Согласно распоряжению МК МО №14РВ-161 от 26.11.2014 г. «Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба В.И. Аигина, вт. пол. XIX в.», на территории усадьбы разрешается проведение работ по реставрации и ремонту зданий на территории ОКН, воссоздание утраченных усадебных зданий и сооружений второй половины XIX - нач. ХХ века, проведение работ по благоустройству территории, прокладка инженерных коммуникаций, необходимых для обеспечения сохранности и функционирования усадьбы.

Согласно ФЗ №73 «Об объектах культурного наследия (памятни-

Ил. 8. Графическая реконструкция усадьбы Талицы. Неизвестный художник (прим. 90 г. ХХ в.)

ках истории и культуры) народов Российской Федерации (с изменениями на 30 декабря 2015 года)» (редакция, действующая с 1 января 2016 года), на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях. Работы по возведению необходимой для дальнейшего функционирования усадьбы объекта - людской - можно отнести к хозяйственной деятельности, позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.

Поскольку данных о внешнем виде имевшихся ранее на территории усадьбы людских не сохранилось, в основу проекта были положены сведения об объектах-аналогах, широко распространенных в период возведения служебных усадебных построек. При подборе аналогов основным сравнительным материалом являлись сохранившиеся служебные постройки (конюшня и флигель). Здание конюшен имеет прямые аналоги среди хозяйственных и служебных построек в типовых проектах и архитектурных примерах Судейкина и Барановского; именно данные «Архитектурной энциклопедии» Барановского Г.В. (Том II. Дом для рабочих и прислу-

ги) и «Проекта альбомов» Судейкина Г.М. были при подборе аналогов приняты за приоритетные.

Помимо указанных источников была использована «История русского искусства» И. Грабаря (Том 3. Архитектура. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веке, М., 1910).

Для создания архитектурного образа людской были рассмотрены аналоги построек и служб различных усадебных комплексов. На основе этого был проведен анализ по следующим признакам:

1) организация и состав усадебных комплексов;

2) стилистика и оформление фасадов;

3) объемно-планировочная структура подобных служебных построек.

В качестве аналогов архитектурно-планировочной композиции усадеб были рассмотрены усадьбы Лыткарино, Абрамцево, Дерев-

ково, Быково Липецкой области, Мураново. Данные усадьбы схожи не только структурой, но и периодом строительства и формирования ансамбля. Объединяет данные усадьбы также характерное расположение возле реки, позволяющее использовать водные ресурсы для ведения хозяйства.

Все рассматриваемые усадьбы представляли собой обширные комплексы с жилыми и хозяйственными постройками. Помимо господского дома в них имелись жилые флигели, дома для прислуги и работников, бани, конюшни, амбары, кузницы. Часть усадеб располагала и производственными зданиями. Рядом с большей частью усадеб находилась церковь, был разбит сад или парк с прудами.

Для прислуги и занятых в хозяйстве работников строились отдельные жилые дома - так называемые «людские».

Рассмотрим основные принципы возведения хозяйственных построек на примере усадеб, выбранных в качестве приоритетных аналогов.

Усадьба Абрамцево

Комплекс усадьбы располагался на высоком берегу речки Вори. К одноэтажному деревянному господскому дому с запада примыкал двор, окруженный служебными постройками, а за ним, на одной оси с домом, находились два пруда. С севера был разбит фруктовый сад, с востока - регулярный парк, спускавшийся к реке. Сменив не-

Ил. 9. Усадьба Абрамцево. Людская (построена в 1870-е годы) Источник http://centrmamontovoi.ru/turizm/suvenirnyj-magazin-v-muzee-zapovednike-abramcevo/

Ил. 10. Усадьба Деревково. Дом для прислуги (сер. XIX в.) Источник http://regionavtica.ru/gallery/details.php7image_ id=4338&mode=search

сколько владельцев, в 1870 году усадьба перешла во владение к потомственному купцу С. И. Мамонтову. В 1870-1880-х годах был отремонтирован усадебный дом, заново построены кухня и людская. В северной части двора были возведены ветряная водокачка и сарай с амбаром, на месте фруктового сада - теплица и две оранжереи, где выращивались клубника и персики, а к юго-западу от двора - конюшня и каретный сарай. Скотный двор с молочной в «голландском стиле», сенной сарай и дача под названием «Яшкин дом» не уместились на территории старой усадьбы и были вынесены за ее пределы. До наших дней большинство из этих построек не дошло. В последующие годы на территории усадьбы были возведены различные мастерские. Таким образом, в расцвет своего существования усадебный комплекс состоял из следующих построек:

- Главный дом

- Кухонный флигель

- Людская

- Сарай

- Амбар

- Ветряная водокачка

- Теплица

- Две оранжереи

- Конюшня

- Каретный сарай

- Скотный двор с молочной

- Мастерские

- Пруд

- Парк

- Фруктовые сады

Людская в данной усадьбе представляет собой одноэтажный прямоугольный в плане объем с двухскатной кровлей, выполненный из сруба на каменном фундаменте с небогатым архитектурным декором в виде простых наличников и подоконных досок (ил.9).

УсадьбаДеревково

Усадьба расположена в 45 километрах к северо-востоку от Бо-ровичей. Усадьба принадлежала Александру Александровичу Зотову, староверу, потомку знаменитого золотопромышленника. В усадьбе Деревково был собствен-

но хозяйский деревянный двухэтажный дом с мансардой, два двухэтажных кирпичных дома для прислуги (конюхов, ветеринаров...), конюшня, каретный сарай, скотный двор, гумно, кладовая, кузница, баня, манеж. Манеж имел форму креста, в центре крыша упиралась на один столб, внутренний диаметр 13 метров, как в цирке, со слуховыми окнами для освещения, четырьмя крылечками. Для выездки была проложена «Верста», из красного кирпича и четыре гранитных плиты через равные промежутки. В пять направлений проложены дороги для обкатки лошадей. Зотов обожал лошадей, регулярно ездил в Петербург и Царское село на скачки и аукционы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В усадьбе Деревково располагались:

- Хозяйский деревянный двухэтажный дом с мансардой,

- Два двухэтажных кирпичных дома для прислуги

- Конюшня

- Каретный сарай

- Скотный двор

- Гумно

- Кладовая

- Кузница

- Баня

- Манеж

- Парк

Дом для прислуги, принятый в качестве аналога, представляет со-

бой двухэтажное кирпичное здание с кирпичным декором и вальмовой крышей: простые наличники с выступающими за пределы стены перемычками, незатейливый междуэтажный пояс в виде бегунка и зубчиков, а также венчающий карниз, выполненный кирпичными городками. Некогда здание имело небольшой балкон на втором этаже (ил. 10).

Усадьба купца В.Е. Савкова в д. Быково

В деревне Быково Хмелевской волости Ливенского уезда в удобном месте для строительства мельницы на реке Большая Чернава поселился купец первой гильдии Василий Савков. В 1856 году купец построил пятиэтажную двухтурбин-ную мельницу-крупчатку по проекту фирмы Добродеевых и Набгольц. Рядом был выстроен двухэтажный «красный дом» (названный так, вероятно, по отделочному материалу - красный кирпич) с конторой для приказчиков и людской. Также на территории расположился винокуренный завод, где получали на то время самый качественный спирт. Хозяйство имения дополняли многочисленные надворные постройки: конюшня, птичники, фруктовые сады, теплицы, оранжереи. Рядом с мельницей был построен двухъярусный мост через реку Чернаву.

Ил. 11. Усадьба в д. Быково. Людская или «Красный дом» (сер. XIX в.) Источник http://aNizmalkovo.ru/na-zemlyakh-grafa-obolenskogo-kupcov-savkova-i-bulgakova

Верхний этаж моста предназначался для пешеходов, а нижний -для конных экипажей. Чуть позже был выстроен главный усадебный дом - пример купеческого особняка второй половины XIX века -двухэтажное здание с колоннами перед парадным входом, балконами, украшенное резным деревянным кружевом. Нижний цокольный этаж был выложен из кирпича и белого тесаного камня, верхний -деревянный, парадный, с наружных фасадов бревна обшиты тесом, внутри оштукатурен. Над вторым этажом была устроена стеклянная терраса, купол которой завершался высоким шпилем. Вокруг дома была сооружена обходная галерея, украшенная чугунными «вязя-ми» на столбиках.

Перед усадьбой был устроен парк, посажены два сада, которые носили название Большой березовый и Малый березовый. В парке стройными рядами были высажены лиственницы, кедры, кипарисы. Также на территории усадьбы находился искусственный пруд. Вся усадьба по периметру была огорожена каменным забором.

Усадебный комплекс состоял из следующих построек:

- Главный дом

- Контора приказчиков с людской («красный дом»)

- Конюшня

- Птичники

- Фруктовые сады

- Теплицы

- Оранжереи

- Винокуренный завод

- Мельница

- Парк

- Пруд

Здание конторы с людской крестообразное в плане переменной этажности выстроено из красно-

го кирпича. Общая архитектура здания замковая: боковые крылья одноэтажные с торцевыми фронтонами и арочными оконными проемами, центральная часть двухэтажная, акцентирована аттиком с небольшими башенками (ил. 11).

Усадьба Мураново

Усадьба примечательна в том числе и тем, что расположена недалеко от усадьбы Аигина.

Музей-усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева (ил.12) - уникальный памятник русской дворянской культуры XIX - нач. XX веков и замечательное явление музейного дела 1920-1930-х годов.

В прошлом Мураново было сред-непоместной дворянской усадьбой, в которой с 1816 по 1919 годы жили находившиеся между собой в родстве семейства Энгельгардтов, Боратынских, Путят и Тютчевых. Каждое из этих замечательных семейств было по-своему причастно к литературной и общественной жизни России того времени.

Главной достопримечательностью усадьбы является сохранившийся до наших дней дом, построенный в 1842 году по собственным чертежам поэта Е.А. Боратынского.

Ил. 12. Усадьба Мураново. План-схема расположения построек. Источник http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/museums/ gallery01.html

Усадьба имеет ряд служебных и вспомогательных построек, что еще раз свидетельствует о развитой инфраструктуре усадеб того времени.

В состав усадьбы входят:

- Главный усадебный дом

- Гладилка

- Каретный сарай

- Кучерская

- Ледник

- Амбар

- Сторожка

- Усадебная церковь

- Колокольня

- Детский домик

- Флигель

- Кухня

По итогам рассмотренных аналогов можно сделать вывод о том, что для усадебных комплексов второй половины XIX века, вне зависимости от статуса, характерны такие хозяйственные постройки, как: людские (дома для прислуги), конюшни, каретные сараи, скотные дворы, кладовые, кузницы, бани, пруды, парки, фруктовые сады, птичники, оранжереи и мастерские.

Поскольку данных о внешнем виде имеющихся ранее на территории усадьбы людских не сохранилось, в основу проекта были положены сведения об объектах-аналогах (ил. 6-17). В качестве архитектурных аналогов были подобраны различные служебные постройки, не только людские по определению, но и службы различных учреждений, флигели и дачи второй половины XIX, а именно:

- Авангардный лагерь Пушкинского училища радиоэлектроники. Дом командира (1884 год).

- Бывшие деревянные службы частной больницы для нервных и душевнобольных А.Э. Бари.

- Усадьба Строгановых в Братцево. Флигель

- Усадьба маркшейдера гит-тенфервалтера И.В. Полкова. Северный флигель.

- Дача С.К. Умновой. (Архитектурная энциклопедия второй половины XIX в. Том 4. Жилища и службы. стр. 513/ Г.В. Барановский).

- Дом для двух семейств. (Архитектурная энциклопедия второй половины XIX в. Том 2. Общественные

здания. стр. 634/ Г.В. Барановский).

- Проект охотничьего домика. (Архитектурная энциклопедия второй половины XIX в. Выпуск 6. Загородные дворцы и охотничьи замки. стр. 35/ Г.В. Барановский).

Особое внимание при рассмотрении указанных выше объектов-аналогов было уделено архитек-

турно-художественному оформлению фасадов и использованным отделочным материалам.

1. Авангардный лагерь Пушкинского училища радиоэлектроники. Дом командира (1884 год) (ил. 13)

Данный объект подобран в качестве аналога ввиду характер-

Ил. 13. Авангардный лагерь Пушкинского училища радиоэлектроники. Дом командира (1884 год). Источник http://www. citywalls.ru/house19526.html?s=ovq1b6arcr8fotbep92a3u06e1

Ил. 14. Бывшие деревянные службы частной больницы для нервных и душевнобольных А.Э. Бари. Источник http:// wikimapia.org/11319127/ru/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0 %B4%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D1%80 %D0%BF%D1%83%D1%81

Ил. 15. Усадьба Строгановых в Братцеве. Флигель. Источник http://places.moscow/places/usadba_strogonovykh_brattsevo/ usadba_strogonovykh_brattsevo.html

Ил. 16. Северный флигель усадьбы маркшейдера гиттенфер-валтера И. В. Полкова

ной отделки фасада: одноэтажный деревянный дом в четыре оси представляет собой бревенчатую обшитую тесом одноэтажную постройку, прямоугольную в плане. Декоративное убранство фасада представлено пропильной резьбой. Центральная часть продольного фасада выделена ризалитом. Интерес представляет оформление печных труб дымниками.

2. Бывшие деревянные службы частной больницы для нервных и душевнобольных А.Э. Бари (ил. 14)

В 1873 году комплекс зданий для душевнобольных был переоборудован для нужд больничного комплекса. Здесь коллежским асессором доктором А. Я. Фреем была основана частная клиника душевных болезней. В 1878 году архитектором К. Ф. Альтманом деревянные службы были перестроены в больничный корпус. Для этого был сооружён каменный фундамент, надстроен второй этаж. Здание имеет скромное оформление фасадов: двухэтажный объем до окон первого этажа обшит вертикально деревянной вагонкой, верхняя часть - горизонтальной вагонкой. Междуэтажный пояс прямоугольного сечения отделяет первый и второй этажи, оконное убранство первого этажа весьма простое - прямоугольные наличники с небольшими сандриками. Цоколь оштукатурен «под камень», имеются продухи. Данный архитектурный аналог весьма интересен своей отделкой - деревянной вагонкой, формирующей рисунок фасада.

3. Усадьба Строгановых в Братцеве. Флигель (ил. 15)

Рассматриваемый флигель был утрачен после пожара 1940 года, восстановлен по первоначальному проекту. Существует версия, что хозяева усадьбы жили именно во флигеле, а главный дом использовали для приёма гостей и разных официальных мероприятий.

Двухэтажный деревянный симметричный в плане объем хорошо гармонирует с окружением. Массивная открытая веранда на деревянных столбах играет роль центрально-

го ризалита. Архитектурный декор представлен скромно: деревянные профилированные наличники окон, деревянные угловые лопатки, венчающие профилированный деревянный карниз, обшивка. Акцентом является нарядный резной балясник веранды и балкона второго этажа. Интересны также окна, имеющие восьмистеколь-ное членение с одинаковыми ячейками и фрамугами. Такая расстекловка идентична расстекловке главного дома и флигеля в усадьбе Аигина.

Данный аналог наиболее точно определяет тип и архитектуру возможной людской. Резной балясник

схож рисунком с сохранившимся декором флигеля, небольшой фронтон венчает балкон. Весьма удобная планировочная структура дома: вытянутое в девять оконных проемов прямоугольное в плане здание с парадным крыльцом подходит для расположения в здании гостиничных номеров и общей гостиной.

4. Усадьба маркшейдера гит-тенфервалтера И.В. Полкова. Северный флигель (ил. 16)

Сохранившийся северный флигель, расположенный в северной части усадебного участка, по крас-

Пир ыекуеетБ

№3 (15) 2016

Ил. 17. Дом по ул. Волкова, 80, г. Казань

Ил. 18. Дом по ул. Волкова, 80, г. Казань. Айдаров Р.С. Казанский деревянный дом XIX - начала XX века в акварели и графике

ной линии улицы Сакко и Ванцетти, построен во второй половине XIX века и представляет собой полукаменную двухэтажную постройку, прямоугольную в плане.

Украшение его составляют деревянные наличники второго этажа. В рассматриваемом аналоге можно наблюдать упрощенные лопатки и простой широкий карнизный пояс.

5. Дом по ул. Волкова, 80. г. Казань (ил. 17-18)

Помимо прямых усадебных аналогов проектной группой были подобраны региональные аналоги, среди которых хочется отметить двухэтажный полукаменный жилой дом второй половины XIX века по ул. Волкова в Казани. Его характерные черты: асимметрия фасада, наличники со строгим декором. Второй этаж отделен от первого междуэтажным поясом. Углы деревянного объема украшены лопатками. В рассматриваемом аналоге можно увидеть достаточно редко встречающееся сдвоенное окно деревянного фронтона.

6. Дача С.К. Умновой. (Архитектурная энциклопедия второй половины XIX в. Том 4. Жилища и службы. стр. 513/ Г.В. Барановский) (ил. 19)

Рассматриваемый объект был взят из архитектурной энциклопедии второй половины XIX в. Том 4.

Жилища и службы Г.В. Барановского. Интересны фасады здания со сложной пластикой, разнообразие деревянного декора. Цоколь отделен визуально вертикальным расположением теса, углы выделены деревянными фигурными лопатками, имеется декоративный балясник. Красота деревянной архитектуры подчеркнута резными

фронтонами, поясками, акротерия-ми, консолями карниза.

7. Дом для двух семейств (Архитектурная энциклопедия второй половины XIX в. Том 2. Общественные здания. стр. 634/ Г.В. Барановский) (ил. 20)

Рассматриваемый объект был взят из архитектурной энциклопе-

* ___ггаит. г. лтдмт». щ

г'' ■ ■ iN< с * ЛШенЛ 4> С

Ил. 19. Дача С.К. Умновой. (Архитектурная энциклопедия второй половины XIX в. Том 4. Жилища и службы. стр. 513/ Г.В. Барановский)

70, Т»шъ N9 3. — Домъ для двухъ семействъ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фасадъ.

Ил. 20. Дом для двух семейств. (Архитектурная энциклопедия второй половины XIX в. Том 2. Общественные здания. стр. 634/ Г.В. Барановский)

дии второй половины XIX в. Том 4. Жилища и службы Г.В. Барановского. Интересно компактное решение объекта, обеспечивающее при этом пребывания большого числа людей. Используется подкровель-ное пространство, освещенное с помощью слуховых окон. Фасад решен симметрично, выделены цоколь, угловые лопатки, центральное крыльцо-ризалит. Кровля двускатная с двумя полувальмами и небольшими шпилями.

По итогам рассмотрения аналогов можно сделать следующие выводы. Зачастую людские представляли собой двухэтажные либо с переменной этажностью здания со сложной кровлей, крытой листовым железом. Цоколь здания выполнялся обычно из кирпича и облицовывался деревянной рейкой (что было не всегда практичным), белым камнем или попросту оштукатуривался и окрашивался. Не имеющие подвала здания в цокольной части имели продухи. Хотя служебные постройки были оформлены скромнее главных домов и флигелей, однако архитектуре людских уделялось немалое внимание. Зачастую в отделке фасадов использовали тес или деревянные рейки, набитые в разных направлениях. Помимо деревян-

ной отделки широко использовалась и кирпичная архитектура с самым различным архитектурным декором. Обязательным было соблюдение классических пропорций окон, дверей, наличие декора окон и профилированных элементов (пусть даже и самых скромных). Печные трубы являлись элементом не только функциональным, но и декоративным.

При разработке планировочной структуры будущей людской были учтены исторически сложившиеся принципы организации жилого пространства. По итогам рассмотрения аналогов архитектурных решений планов зданий второй половины XIX века можно сделать вывод, что служебные постройки могли иметь несколько типов планировки: центричную, коридорную, секционную и смешанную; конфигурация здания зависела от приспособления и отражала, как на фасаде, так и в плане, его функцию. Для жилых построек, предназначенных для размещения прислуги, - людских скорее характерна центричная планировка - с центральной распределительной зоной и небольшой зоной общего пользования. Такая планировочная структура удобна для построек, предназначенных для

проживания отдельных людей или групп, не связанных семейными отношениями. В одном доме могли поселить всех дворовых людей, при этом каждый имел свой уголок. Освещение коридора обычно обеспечивалось за счет торцевых окон. Жилые комнаты имели смежную стену с общей печкой. Композиционно центричность подчеркивалась выносным крыльцом на столбах, в двухэтажных объемах - с помощью мезонина, балкона, слуховых окон.

ЛЮДСКАЯ

Возведение здания людской предполагается на территории ОКН «Усадьба В. И. Аигина, вт. пол. XIX в.». Как уже было сказано выше, согласно Распоряжению МК МО №14РВ-161 от 26.11.2014 г. «Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба В.И. Аигина, вт.пол. XIX в.», на территории усадьбы разрешается проведение работ по реставрации и ремонту зданий, воссоздание утраченных усадебных зданий и сооружений второй половины XIX - нач. ХХ века, проведение работ по благоустройству территории, прокладка инженерных коммуникаций, необходимых для обеспечения сохранности и функционирования усадьбы.

Перед проектированием здания Людской были выполнены геологические исследования и определение габаритов «зоны влияния строительства» - участка, на котором могут происходить какие-либо негативные процессы, вызванные ведущимися строительными работами. По итогам определения зоны влияния было установлено, что планируемые строительные работы не оказывают негативного влияния на существующие исторические постройки - расстояние между людской и конюшней составляет более 50 метров при минимальной расчетной - 14 метров.

Охрану памятников архитектуры следует понимать не только как физическое сохранение

Пир ыекуеетБ

№3 (15) 2016

6200 7800 6200

20200

© © • < * ' < ? ® ©

Ил. 24. Панорама со стороны пруда

и разумное использование, но и как обеспечение и усиление их способности вызывать у зрителя определенные эстетические эмоции. Поэтому особое значение приобретает вопрос о природном или архитектурном окружении памятников, составляющим с ним одно художественное целое, и о сохранении складывающегося на протяжении столетий архитектурного облика городов, поселений и отдельных объектов.

При проектировании нового объема в структуре усадьбы были использованы приемы средовой адаптации к окружающему контексту. Были учтены: масштабность, пропорции, силуэтные характеристики. Цветовое решение фасада создает стилистический образ, вписывающийся в существующую среду и передающий «дух» места (ил. 21-23).

В качестве технологии устройства фундаментов был выбран максимально безопасный вид -фундаментная плита, минимизирующая давление на грунты основания. Земляные работы предполагается проводить под надзором архитектора-реставратора.

Во вновь возводимое здание будет перенесено инженерное оборудование по очистке воды, в настоящее время располагающееся в здании конюшни, что позволит освободить исторический объект от данной функции.

Возведение здания людской не противоречит режиму использования территории объекта культурного наследия, обеспечивает его функционирование в современных условиях, а также физическую сохранность.

Восприятие объекта культурного значения является важным композиционно-художественным качеством памятника. Основной обзор усадьбы осуществляется со стороны дороги и пруда - именно на них исторически ориентированы главный и южный фасад усадьбы, представляющие наибольший архитектурный интерес. Проектируемое здание людской не нарушает целостности восприятия указанных выше панорам. В проекте представлена разработанная проектной группой панорама территории с общим видом со стороны пруда (ил.24). Высота здания людской до конька составляет 8,4 м, высота главного дома и флигеля до конька - 11,6 м, высота конюшни до конька - 10,2 м. С учетом существующего рельефа здание проектируемой людской располагается на возвышенности, но высота конька здания людской не превышает высоту конька главного дома. Тем самым здание людской, расположенное на заднем плане комплекса усадьбы, не изменяет сложившихся видовых раскрытий, не «перетягивает внимание», не создает диссонирующий фон, а напротив, делает его более сбалансированным, представляя собой некий «отголосок» утраченных хозяйственных построек усадьбы.

Архитектурное решение людской обусловлено общей стилистикой усадебного комплекса и характерными для второй половины XIX - начала XX века композиционными, объемно-пространственными и архитектурными приемами, проанализированными в исследовательской части проекта; планировочное решение - функциональным назначением, соот-

ветствующими ему современными представлениями о комфорте и требованиями применимых строительных норм и правил.

Проектируемый объект представляет собой одноэтажное с мансардой и техническим этажом здание протяженностью 21 метр с симметрично решенными планом и фасадами и выступающей центральной частью. Главный южный фасад людской ориентирован в сторону пруда, северный дворовый фасад - на подъездную дорогу. На главный фасад выходит балкон на столбах. Окна расположены симметрично, рисунок расстекловки соответствует рас-стекловке флигеля. Среднее соотношение суммарной площади окон к площади пола около 1:6, что соответствует характерным для спален конца XIX века размерам окон. Шестистекольное членение с одинаковыми ячейками и фрамугами является распространенным для оконных проемов второй половины XIX века.

Предлагаемая планировка максимально утилитарна и функционально обусловлена, что соответствует принципам, применяемым при проектировании и возведении служебных и хозяйственных построек реконструируемого периода. При этом учтена специфика современного гостиничного размещения, а также действующие нормы.

Проектом предусмотрено приспособление здания под гостиницу на 13 номеров (ил.25-26). На первом этаже находятся помещения для приема гостей, двусветный холл-гостиная, буфетная и жилые номера, также на первом этаже расположен номер для лю-

Ил. 25. План первого этажа

Ил. 26. Плана мансардно-

дей из маломобильных групп. На мансардном этаже нахо-д ятся жилые номера, распо-ло женные по периметру обходной галереи. Все номера 1с лестнсца имеют естественное освещение. На цокольном этаже находятся технические помещения, необход имые для эксплуата ции здани я и комплекса в целом. Основной вход в здание расположен в центральной части главного фасада. Для обеспечения доступа людям с ограниченными возможностями и маломобильным группам населения вдоль главного фасада обустроен пандус.

Материал возводимого здания современный: стены кирпичные, перекрытия монолитные. В отделке фасадов предполагается использовать только традици онные мате-рэи^-Шз! - деревянную обшивку из окрашенной в «спокойные» цвета рейки с декоративными деревянными элементами, белый камень облицовки цоколя, деревянные столярные заполнения (ил.27). Благоу-стройств ом территории предусмотрена (организация пешеходных дорожек, детской площадки и площадки для отдыха. Парковка гостевых автомобилей в соответствии с общей концепцией предполагается за территорией усадебного комплекса.

Кропотливый труд архитекторов по проектированию описанного выше средового объекта в исторических формах полностью направлен на сохранение и регенерацию историко-культурной среды усадьбы.

Проект людской согласован Главным управлением культурного наследия МО и в ближайшее время будет воплощен в жизнь.

Ил. 27. Цветовое решение главного фасада

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.