Научная статья на тему 'Усадьба Архангельское - хозяйственно- экономический и культурный центр в первой трети XIX В. . '

Усадьба Архангельское - хозяйственно- экономический и культурный центр в первой трети XIX В. . Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
285
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДВОРЯНСКАЯ УСАДЬБА / ЭВОЛЮЦИЯ / КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР / КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ / ИНТЕРЬЕР / ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ФАРФОРОВОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ХРУСТАЛЬНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / СУКОННОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дубровская Евгения Андреевна

Статья посвящена изучению аристократической усадьбы Архангельское, проблеме эволюции хозяйственной и культурной жизни усадьбы в указанный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Усадьба Архангельское - хозяйственно- экономический и культурный центр в первой трети XIX В. . »

усадьба архангельское -хозяйственно-экономический

и культурный центр В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX в.

| Е.А. Дубровская

Аннотация. Статья посвящена изучению аристократической усадьбы Архангельское, проблеме эволюции хозяйственной и культурной жизни усадьбы в указанный период.

Ключевые слова: дворянская усадьба, эволюция, культурный центр, картинная галерея, интерьер, дворцово-парковый ансамбль, промышленное предприятие, фарфоровое заведение, хрустальное заведение, суконное заведение.

Annotation. The article by E.A. Dubrovskaya "The Archangelskoye estate as economic and cultural centre in the first third of the nineteenth century" is devoted to the study of the aristocratic estate Archangelskoye, to the problem of economic and cultural life evolution within its walls in the mentioned period.

Keywords: country estate, evolution, cultural centre, art gallery, interior, palace and park ensemble, industrial enterprice, porcelain factory, crystal factory, cloth factory.

Русская дворянская усадьба на каждом этапе общественной эволюции обладала определенными социо-экономическими и социокультурными особенностями. 230 Так, историк Л.В. Иванова отмечала, что, возникнув как жилой и хозяйственный комплекс вотчинника, русская усадьба постепенно превращалась и в культурный центр, в котором синтезировались традиции семьи и рода, культура дворянская и крестьянская, культура России и Запада [1, 3]. По мнению исследовательницы Е.Н. Ма-расиновой, дворянская усадьба открывала огромные возможности для проявления личных вкусов владельцев, которые выражались в обустройстве усадебного дома, разбивке садов и парков, в создании художественных, научных и иных коллекций. Жизнь в дворянской усадьбе предполагала концентрацию различных видов деятельнос-

Преподаватель XXI

]ЕК

ти — это и организация быта, причем на просвещенном уровне, с тонким эстетическим вкусом, и устройство поместного хозяйства, предпринимательство, опыт агрономии, и создание художественной среды, и дружеское эмоциональное общение, воспитание детей, интеллектуальные занятия [2, 354]. Таким образом, можно говорить о том, что особенности бытования русской дворянской усадьбы состояли в ее многофункциональности: усадьба представляла собой хозяйственно-экономический, социально-административный и культурный центр.

Особенности эволюции усадьбы Архангельское, ее превращение в хозяйственно-экономический и культурный центр в первой трети XIX в. связано с именем известного государственного деятеля, коллекционера и мецената, князя Н.Б. Юсупова (17511831).

- 1 / 2009

Приобретая Архангельское, князь Н.Б. Юсупов руководствовался в первую очередь не хозяйственными соображениями. Переехав на постоянное жительство в Москву, он стремился завершить строительство усадьбы и создать в Архангельском свою главную парадную резиденцию. Князь Н.Б. Юсупов был прекрасным знатоком и ценителем искусства. Уже в 1820-е гг. картинная галерея князя Н.Б. Юсупова считалась одной из лучших частных собраний в России и за границей. В собрании находились работы крупнейших западноевропейских художников, в основном французской, итальянской и голландской школ живописи XVII — первой трети XIX вв. В коллекции преобладали произведения французской живописи, что было обусловлено определенными вкусами эпохи и состоянием культурных связей России и Франции. Состав картинной галереи князя Н.Б. Юсупова в значительной мере отразил вкусы аристократического общества того времени, к которому принадлежал и владелец Архангельского. Князь Н.Б. Юсупов не только сумел собрать обширные художественные коллекции, но его талант проявился в том, каким образом он сумел создать с их помощью особую художественную среду, особый мир аристократической усадьбы. Удачная планировка и художественное оформление залов показывают органическую взаимосвязь в Архангельском архитектуры и живописи, к которой стремились талантливые зарубежные и отечественные мастера, занимавшиеся постройкой дворца и оформлением интерьеров. Князь Н.Б. Юсупов добился того, что весь усадебный комплекс Архангельского являлся исключительным синтезом архитектуры, скульптуры, живописи и садово-паркового искусства.

Князь Н.Б. Юсупов являлся уникальной фигурой среди русского дворянства конца XVIII — начала XIX вв. С одной стороны, коллекционер, знаток искусства, меценат, с другой — энергичный предприниматель, ярко отразивший в себе тотдух предпринимательства, который с XVIII в. становился все более свойственен русскому дворянству. Дворянство переставало быть уже только землевладельческим классом, оно больше и больше в течение XVIII в. втягивается в торговые и промышленные предприятия, основывает свои промышленные заведения. Примерно с середины XVIII в. в усадебные комплексы стали включаться мануфактурные предприятия. Во второй половине XVIII в. дворянские усадьбы становились очагами дворянского предпринимательства в области промышленного производства. В усадьбах действуют фабрики и заводы по переработке сырья. (Так, еще отец князя Н.Б. Юсупова, Б.Н. Юсупов, в середине XVIII в. становится суконным фабрикантом.) Необходимо отметить, что князь Н. Б. Юсупов являлся директором Императорского фарфорового 231 завода, стеклянного завода и шпалерной мануфактуры [3]. Также ему принадлежали суконные фабрики в селе Ряшках и в селе Никольском Курской губернии, а в 1803 г. он взял в аренду казенную шелковую фабрику в селе Купавне Богородского уезда Московской губернии, организовав там в 1820-е гг. также и суконную фабрику [4].

В крупнопоместных усадьбах Воронцовых, Орловых, Голицыных, Шереметевых, Юсуповых, как правило, было организовано многоотраслевое производство: они стремились заводить в своих усадьбах одновременно несколько предприятий. Подмосковная усадьба Архангельское являлась

не только уникальным дворцово-пар-ковым ансамблем; на ее территории в первой трети XIX в. располагались несколько художественно-промышленных предприятий: здесь находилось фарфоровое и хрустальное заведения. Также в усадьбе было и чисто промышленное заведение: прядильная шерстяное предприятие, превращенное позже в суконное предприятие. Три заведения Архангельского (фарфоровое, хрустальное, суконное) являлись предприятиями мануфактурного типа периода расцвета мануфактуры. Судьба этих предприятий была тесно связана с личностью владельца, князя Н.Б. Юсупова. При нем они возникли в усадьбе, при нем же они и окончили свое существование, отразив основные моменты возникновения, роста и упадка вотчинной мануфактуры. Но, тем не менее, можно говорить о том, что талантливые мастера Архангельского внесли свой вклад в развитие русской художественной культуры.

Так, художественная школа в Архангельском являлась, несомненно, ярким и самобытным явлением в культур-232 ной жизни России в начале XIX в. В Архангельском крепостные мастера не только обучались, но и были связаны совместной практической работой, в которой принимали участие художники разных поколений, чаще всего в мастерской по росписи фарфора. Ученики для школы набирались в многочисленных вотчинах князя Н.Б. Юсупова, также в ней обучались и дети дворовых служащих усадьбы, способности которых могли заметить опытные мастера, жившие и преподававшие в имении. Таким образом, в Архангельском создавалась преемственная традиция своеобразной манеры в живописи и прикладном искусстве. Необходимо отметить, что уже в начале XIX в. Архан-

гельское превращается в центр формирования профессионально образованной, просвещенной прослойки крепостных, представляющих собой интеллигенцию «в первом поколении».

Быт и культурный облик также претерпевает определенную эволюцию в первой трети XIX в. В первой трети XIX в. усадьба Архангельское становится уникальным культурным центром. В 1810-1830-е гг., которые явились «золотым» временем в истории Архангельского, усадьбу посещают выдающиеся представители русской культуры XIX в. — А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, С.А. Соболевский, П.П. Свиньин, А.И. Герцен и другие. В мемуарных произведениях, а также эпистолярном наследии этих представителей передовой литературной мысли нередко возникает образ «просвещенного владельца» Архангельского — князя Н.Б. Юсупова. Мемуары, переписка А.С. Пушкина и его современников содержат в себе богатейший исторический, фактический, реальный материал, необходимый для понимания жизни и творчества поэта и его современников, а также по истории усадьбы Архангельское и ее владельцев. Переписка А.С. Пушкина — сложнейший процесс, пронизанный самыми разнообразными внутренними взаимовлияниями, это важнейший фактор пушкинской эпохи. Эпистолярное наследие поэта представляет собой яркие страницы литературы, литературного быта, общественной жизни и журнальной полемики. Это — страницы, насыщенно творческие и подчеркнуто прозаичные, пронизанные пафосов борьбы и элегически созерцательными размышлениями, посвященные практическим делам и содержащие строгие, афористиченые по форме, высокие по содержанию

рассуждения поэта о насущных задачах литературы. Переписка А.С. Пушкина с его современниками — неотъемлемая составная часть литературного наследия поэта и его эпохи.

Интерес к XVIII столетию прослеживается на всем протяжении творческого пути Александра Сергеевича Пушкина. Историзм — стремление познать и отразить жизнь общества, народа в движении, изменениях, увидеть за случайным и преходящим существенное, имеющее историческое значение, — составляет одну из важнейших сторон творчества Пушкина как великого художника-реалиста. С этим же связан и глубоко патриотический интерес его к прошлому своей страны, в постижении которого он видит ключ для понимания современности.

Замечательным художественно-историческим произведением, отражающим особенности воприятия поэтом классической эпохи, является послание «К вельможе», обращенное к князю Н.Б. Юсупову, владельцу подмосковного имения Архангельское. На протяжении всего ста с небольшим стихотворных строк, не выходя формально из рамок выбранного им и совсем не исторического жанра, поэт сумел осуществить то, что он сделал в своей исторической трагедии «Борис Годунов», что ставил целью своего незавершенного исторического романа «Арап Петра Великого», — воскресил минувший век в его истине [5, 424]. Закономерно, что в своем произведении поэт не дает перечисления сокровищ усадьбы Архангельское — картина обобщена, и с намерением; за упоминанием Версаля и Трианона стоят зрительные впечатления от экстерьеров Архангельского. Символическим обозначением дворца усадьбы предстают «циркуль зодчего, палитра и резец» —

аллегории трех искусств, эмблема классической эпохи.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что эволюция усадьбы Архангельское, ее превращение в уникальный хозяйственно-экономический и культурный центр в первой трети XIX в. была связана, без сомнения, с самореализацией владельца усадьбы, князя Н.Б. Юсупова. Архангельское становится в это время своеобразной «моделью мира», проекцией духовного мира князя Н.Б. Юсупова, его творческой энергии. Такой характер усадьба сохранит и в дальнейшем, с учетом, конечно, как эволюции самого дворянского сословия, так и развития страны в целом. Таким образом, следует отметить, что хозяйственно-бытовая культура Архангельского в первой трети XIX в. испытывала влияние со-циоэкономических процессов, характерных для развития России в указанный период.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мир русской усадьбы. Очерки / Под ред. Л.В. Ивановой. - М., 1995.

2. Марасинова Е.Н. Психология элиты 233 российского дворянства последней трети XVIII века: По материалам переписки. - М., 1999.

3. РГАДА. - Ф 1290. - Оп. 3. - Ч. 2. -Д. 68. - Л. 2.

4. РГАДА. - Ф 1290. - Оп. 3. - Ч. 2. -Д. 2996. - Л. 1.

5. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830). - М., 1967. П

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.