Научная статья на тему 'Уровни социально-культурной рефлексии будущих специалистов в сфере культуры и искусства'

Уровни социально-культурной рефлексии будущих специалистов в сфере культуры и искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВНИ / LEVELS / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / SOCIOCULTURAL REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топольская Евгения Анатольевна

В статье рассматриваются уровни социально-культурной рефлексии. Автор статьи определяет условия эффективного развития социально-культурной рефлексии в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов, критерии высокого уровня развития социально-культурной рефлексии, отмечает наиболее распространённые признаки деформации в процессе развития социально-культурной рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Топольская Евгения Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS OF SOCIOCULTURAL REFLECTION OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF CULTURE AND ART

The article considers the levels of sociocultural reflection. The author defines the conditions for effective development of the sociocultural reflection in the training of future professionals, high level criteria of sociocultural reflection, says the most common signs of strain in the process of sociocultural reflection.

Текст научной работы на тему «Уровни социально-культурной рефлексии будущих специалистов в сфере культуры и искусства»

зования в вузах культуры и искусств / / Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 6. С. 6—12.

3. Казакова А. Г. К проблеме реального управления качеством образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 3. С. 241—244.

4. Казакова А. Г. Пути реформирования высшего профессионального образования и уровневая система обучения // Мир образования - образование в мире. 2013. № 3 (51). С. 38—41.

5. Модернизация образовательного процесса в вузе : сборник научных статей / под общей науч. ред. А. Г. Казаковой и Е. В. Гаймановой. Москва : МГУКИ, 2013. 262 с.

6. Пути подготовки конкурентоспособных специалистов в вузе культуры и искусств : [материалы научно-практической конференции] / под общей науч. ред. проф. А. Г. Казаковой. Москва : Экон-Информ, 2010. 172 с.

7. Путь к мастерству : [научно-методическое пособие] / под общей научной ред. проф. А. Г. Казаковой. Москва : Экон-Информ, 2011. 298 с.

8. Садовская В. С. формирование мотивации к успешности у специалистов по связям с общественностью в процессе обучения в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 6. С. 196—200.

9. Сорокопуд Ю. В. Педагогика высшей школы. Ростов-на-Дону : феникс, 2011.

10. Федеральный закон Российской федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации».

11. Ярошенко Н. Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 6. С. 130—134. *

РОВНИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕФЛЕКСИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

УДК 378.14+159.955.4 Е. А. Топольская

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются уровни социально-культурной рефлексии. Автор статьи определяет условия эффективного развития социально-культурной рефлексии в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов, критерии высокого уровня развития социально-культурной рефлексии, отмечает наиболее распространённые признаки деформации в процессе развития социально-культурной рефлексии.

Ключевые слова: уровни, социально-культурная рефлексия.

E. A. Top ol' skay a

Moscow State University of Culture and Arts

LEVELS OF SOCIOCULTURAL REFLECTION OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF CULTURE AND ART

The article considers the levels of sociocultural reflection. The author defines the conditions for effective development of the sociocultural reflection in the training of future professionals, high level criteria of sociocultural reflection, says the most common signs of strain in the process of sociocultural reflection.

Keywords: levels, sociocultural reflection.

158

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 158-162

Многоаспектная проблема совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере культуры и искусства особенно актуальна на современном этапе развития отечественной науки.

В современной социокультурной ситуации существует дефицит вовлечения молодёжи в такие виды культурного досуга, как активная творческая деятельность, направленная на развитие интересов и мотивации у населения к социально-культурной рефлексии.

Для нашего исследования особенно значимыми являются идеи, содержащиеся в исследованиях А. Д. Жаркова, который подчёркивает, что особенность социально-культурной деятельности состоит, прежде всего, в максимальной активности её участников: «Проходя через сознание личности, цели социально-культурной деятельности переходят в потребности, побуждающие её волю, мотивы, и становятся сознательной деятельностью». [2, с. 14]

Возможность соединения задач личностного и профессионального становления кроется в процессе развития социально-культурной рефлексии. Здесь мы опираемся на тезис А. Д. Жаркова о том, что «влияние социально-культурной деятельности... с одной стороны, осуществляется как социализация, а с другой стороны, как индивидуализация. Индивидуализация личности обеспечивается тем фактом, что освоение личностью всех накопленных обществом ценностей в контексте современных цивилизационных процессов носит избирательный характер, так как выбор ценностных ориентаций ограничен» [2, с. 14].

Реализация этого процесса будет эффективной при условии его ценности на основе общечеловеческих ценностей и общекультурного развития личности. Следовательно, в учебном процессе необходима индивидуализация обучения в вузах культуры и искусств, повышающая эффективность будущих специалистов социально-культурной деятельности. Профессиональная подготовка опирается на потребность в общественных целях творческой личности посредст-

вом самореализации.

Социально-культурное образование в вузе культуры и искусств функционирует в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности всех элементов и компонентов профессионального обучения и рефлексии личности.

Актуальным в этом становится развитие уровней социально-культурной рефлексии будущих специалистов в сфере культуры и искусств.

В процессе освоения высших ценностей культуры, культурного опыта, посредством самостоятельной творческой деятельности, происходит становление художественного вкуса будущих специалистов социально-культурной деятельности.

Условием эффективного развития социально-культурной рефлексии в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов является гибкое использование инновационных технологий. Для этого необходимы не только индивидуализация обучения, актуализация субъективной позиции студентов посредством инициирования их рефлексивной позиции, стимулирования личностных достижений и включения в лич-ностно-значимую деятельность, но и проведение поэтапной психолого-педагогической диагностики уровней социально-культурной рефлексии.

В ходе исследования нами были выделены уровни развития социально-культурной рефлексии студентов.

Критериями высокого уровня развития социально-культурной рефлексии являются: корреляция уровней созидательной куль-туротворческой деятельности и самооценки; высокий уровень ответственности в выстраивании социально-культурного поведения; готовность к реализации собственных целей с учётом интересов и потребностей окружающих; позитивное отношение к миру и другим людям; уровень осознания социально-культурной деятельности как необходимой жизненной ценности.

Начальный уровень раскрывается в таких критериях, как отсутствие понимания закономерностей развития окружающе-

го мира. Это характеризуется недостаточной мировоззренческой позицией собственных поведенческих стратегий; низким уровнем анализа своей профессиональной деятельности; отсутствием или низким уровнем критической оценки окружающей действительности.

В этом случае складывается парадоксальная ситуация, когда рефлексия, выступающая основой гармонизации социальной среды и внутреннего мира человека, даёт импульс к имитации действительности.

Для находящихся на низком уровне социально-культурной рефлексии студентов характерна групповая рефлексия, которая проявляется либо как конформизм, либо в виде стихийного протеста.

В профессиональном становлении студентов вузов культуры и искусств наблюдаются явления деформации, что проявляется в следующих качествах:

• отсутствие личной заинтересованности и системности в освоении навыков социально-культурной деятельности;

• низкий уровень интереса к организационным проблемам социально-культурной деятельности;

• наличие утилитарных мотивов в социально-культурной деятельности;

• формальное признание общественных нравственных ценностей (отсутствие единства слов и дела);

• изменение духовных личных потребностей и идеалов;

• трансформация мотивации на освоение профессиональной социально-культурной рефлексии.

В личном развитии студентов просматривалась низкая готовность к самосовершенствованию. Так как у таких студентов кафедры культурно-досуговой деятельности ко 2-му курсу ещё не сформирована рефлексивная позиция, для них характерны и низкий уровень самопознания, и слабое владение навыками самодиагностики личности.

Психологическая диагностика позволила установить также, что у студентов 2-го курса кафедры культурно-досуговой деятельности

отмечаются:

• в самовосприятии или излишне завышенная, или, вообще, отсутствие самооценки;

• несформированность чёткого отношения к целостности культуры общества;

• неприятие устойчивых убеждений, мировоззренческой позиции;

• нет чёткого целеполагания, есть ориентация только на результат;

• недостаточно умений планирования социально-культурной деятельности;

• не реализовано чувство ответственности;

• отсутствие потребности в постоянном совершенствовании;

• слабая саморегуляция мотивации интересов, стремление преодолеть недостатки и заниматься рефлексией.

Поэтому молено констатировать, что низкий уровень развития социально-культурной рефлексии означает, что студент не осознает социальной значимости избранной профессиональной деятельности.

В своём выборе он опирался исключительно на узколичностные мотивы освоения профессии в сфере культуры и искусства.

Для его поведенческих и профессиональных стратегий характерен низкий уровень личной ответственности за порученное дело.

Как показывает анализ отечественной культуры, в структуре личности у студентов 1-го и 2-го курсов ещё отсутствует направленность на осуществление творческих функций избранной профессии.

Средний уровень социально-культурной рефлексии будущих специалистов в сфере культуры и искусства определяется нами как «достаточный», характеризуется следующими критериями.

Прежде всего это целостное понимание нравственных ценностей, значимости культурных традиций в профессиональной деятельности. Кроме того, на этом уровне необходимы приоритет мировоззренческого круга за счёт освоения технологий социально-культурной деятельности, повышение творческой активности в создании социаль-

но

но-культурных программ, развитие рефлексивного сознания.

На этом уровне через курсовые работы идёт приобщение к научной деятельности.

К окончанию 2-го курса студенты, находящиеся на этом уровне развития социально-культурной рефлексии, осуществляют заинтересованно-активное изучение традиций социально-культурной деятельности в России и за рубежом; проявляют интерес к истории социально-культурной деятельности, знаниям традиций мирового и отечественного искусства в современных условиях.

Педагогическая диагностика позволила заключить, что у студентов, окончивших 2-й курс хорошо, развита мотивация на необходимость сохранения и распространения культурных ценностей; для них естественны личное принятие и ориентация на ценности культуры в социально-культурной деятельности.

И что особенно ценно — сформирована способность к самовоспитанию личности, творческому началу в социально-культурной деятельности как мотивация к совершенствованию.

А в поведении и общении студентов стали чётко проявляться устойчивые нравственные принципы.

Кроме того, на этом этапе обучения студенты обладают способностью к самопознанию, демонстрируют развитость умений саморегуляции.

Для них характерно позитивное самовосприятие. Самооценка своих профессиональных и творческих возможностей определяется в целом как «адекватная» и «устойчивая».

В ходе исследования проводилось наблюдение за становлением коммуникативной культуры будущих специалистов. Мы отмечаем значительную взаимосвязь между уровнем коммуникативной культуры и развитостью социально-культурной рефлексии.

Для нашего исследования особенно валено представление о коммуникативной культуре как составной части общей культуры личности. Как справедливо отмечают В. С. Садов-

ская и В. А. Ремизов: «В данном аспекте коммуникативная культура общения включает, прежде всего, знания о структуре, характеристиках; о приёмах (способах), нормах и правилах данного вида общения. При этом, конечно, подлинно культурное коммуникативное общение опирается на нормы этики, морали, нравственности, и осуществляется в рамках общепринятых правил этикета. Нетрудно заметить здесь и то обстоятельство, что коммуникативная культура находится в прямой зависимости от личности, от её ценностных ориентаций, потребностей, устремлений, того, что составляет своеобразное духовное поле коммуникаций» [3].

Значимость коммуникативной составляющей в подготовке будущих специалистов в сфере культуры и искусства трудно переоценить. Б. Г. Ананьев считает, что человек есть субъект трёх основных видов деятельности: труда, познания, общения [1].

Учебная деятельность студента вуза культуры и искусств включает познание, труд и общение не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны единого учебно-творческого процесса.

Коммуникативная культура понимается нами как один из показателей уровня социально-культурной рефлексии будущих специалистов в сфере культуры и искусства. Вообще, на наш взгляд, труд, познание, общение включены в любую деятельность. В то время сама деятельность не может развиваться без труда, познания и общения. Общение — это не только тип поведения, но и часть коммуникативной деятельности. Общение включает коммуникативный аспект, включающий обмен информацией, предусматривающий и аспект взаимодействия.

Наблюдения показали, что для студентов со средним уровнем развития социально-культурной рефлексии характерны: наличие сформированности ценностно-ориентированного отношения к культуре общества и социально-культурной деятельности в частности. Это предполагает умение аргументированно выражать свою точку зрения, принимать решения по выбору технологий соци-

ально-культурной деятельности.

Коммуникативная культура в социально-культурной деятельности, помимо обмена или движения информации, формирует отношения, в которых обе стороны активны. В этом процессе валены взаимовлияние, психологическое воздействие на мнение собеседника с целью изменения его позиции.

В данном контексте общение молено рассматривать как контактное и дистанционное, информационное, вербальное, невербальное, меленациональное и этническое, устанавливающее свои типы отношений.

Каждый тип общения характеризуется составляющими его компонентами. Отсюда следует, что коммуникативная культура студента вуза культуры и искусств представляет собой слоленый феномен, проявляющийся в процессе взаимодействия с другими субъектами. А целостность и индивидуальность проявляются в творческом потенциале студента. Здесь должны быть радость, добро-леелательность и чувство юмора.

Анализ исследований коммуникативной культуры студентов кафедры культурно-до-суговой деятельности позволяет выстроить иерархию целей. Полученные данные свидетельствуют о том, что значительными чертами, характеризующими развитую коммуникативную культуру будущего специалиста в сфере культуры и искусства, являются: психологическая и творческая зоркость; мотивация к социально-культурной деятельности, быстрота ориентировки в этой деятельности, отказ от авторитаризма; развитая рефлексивная позиция.

Валено подчеркнуть, что установлена тесная связь между уровнем рефлексии и способностью к самообучению.

Поэтому коммуникативная культура понимается автором статьи как способ совер-

шенствования духовной леизни, как высокая степень развития рефлексии. Отсюда вытекает вывод о том, что от уровня развития у будущего специалиста в сфере культуры и искусства коммуникативных навыков во многом зависит эффективность социально-культурной деятельности.

Молено ещё выделить одно из конкретных проявлений у студентов 2-го курса со средним уровнем развития социально-культурной рефлексии: открытость к корректировке личности при помощи других людей.

В целом студенты 2-го курса кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств, проявляющие средний уровень развития социально-культурной рефлексии, могут быть охарактеризованы как будущие специалисты, уже достаточно хорошо владеющие профессиональными знаниями, умениями и навыками; обеспечивающие профессиональную деятельность на основе принципов высокой ответственности в отношении сохранения традиций отечественной культуры, стремящиеся совершенствоваться в избранной профессиональной области.

Социально-культурная рефлексия данного уровня студентов кафедры культурно-до-суговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств позволяет считать, что они осознают социальные требования к будущей профессии — специалиста в сфере культуры и искусства, глубоко воспринимают духовные ценности российской и мировой культуры не на уровне поп-музыки и шоу-программ.

Именно в эти годы на этом уровне социально-культурной рефлексии формируется ответственная позиция в отношении престижа своей профессии.

Примечания

1. Ананьев Б. г. Избранные психологические труды : в 2 ч. Москва : Педагогика, 1980. Ч. 1.

2. Жарков а. д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва : МГУКИ, 2012.

3. садовская в. с., ремизов в. А. Основы коммуникативной культуры : [учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социально-культурная деятельность»]. Москва : Владос, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.