жизненных планов», результаты, студентов, для которых отрицание является наиболее характерным способом защиты, распределились следующим образом: низкие показатели 1 человек, средние показатели 13 человек и высокие показатели 11 человек. Это говорит об удовлетворенности большинства представителей данной группы своими достижениями.
Но наиболее интересные результаты были получены по шкале «Самооценка и уровень притязаний». Средние баллы набрали 6 человек, высокие - 19 человек, низких значений нет.
Эти показатели говорят о высокой профессиональной самооценке и высоких уровнях притязаний.
При этом надо учитывать, что самооценка у данной группы может быть завышенной, так как ее представители склонны отрицать собственные неудачи и свои слабые стороны.
2. Регрессия. При этом механизме психологической защиты личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития. При этом происходит замена решений субъективно сложных задач на относительно более легкие с использованием простых и привычных поведенческих стереотипов [2].
Для представителей, у которых наиболее развит этот механизм, защиты по шкале «Гармоничность самореализации в различных сферах жизнедеятельности», характерны только низкие (4 человека) и средние значения (9 человек).
Такие же соотношения прослеживаются и по шкале «Гибкость в постановке целей», которая фиксирует способность человека изменять цели своей деятельности в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.
По шкале «Терпимость к неопределенности» также имеются только средние и низкие показатели (соответственно 8 и 5 человек).
С другой стороны, по шкале «Независимость (локус контроля)» присутствуют высокие (6 человек) и средние показатели (7 человек), низких показателей нет. Данная шкала свидетельствует о способности личности отстаивать собственную позицию и независимость в суждениях.
Таким образом, можно говорить, что для тех, кому свойственна психологическая защита в виде регрессии, характерна некоторая ригидность, которая проявляется в трудностях перестройки восприятия и представлений. Поэтому им бывает сложно вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию, и быстро адаптироваться к новым условиям. Также могут возникать затруднения в деятельности, если отсутствует обратная связь или результаты деятельности не предсказуемы. При том, что в своей деятельности такие люди чаще всего ориентируются на собственное мнение.
3 Компенсация, как механизм психологической защиты, проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, чаще всего с помощью фантазирования или приписывания себе свойств, достоинств или поведенческих особенностей другой личности. Обычно заимствованные свойства принимаются без анализа и поэтому не ассимилируется в личности и не становятся ее частью [2].
Другим проявлением компенсаторных защитных механизмов может быть ситуация преодоления фрустрирующих обстоятельств с помощью самореализации в других сферах деятельности [2].
Наиболее интересные результаты были получены по шкалам «Удовлетворенность достигнутым уровнем реализации жизненных планов» и «Гармоничность самореализации в различных сферах жизнедеятельности». Значения по данным шкалам распределились диаметрально противоположно.
В первом случае: низкие значения - 1 человек, средние - 6 человек и высокие - 5 человек. Во втором случае: низкие значения - 5 человек, средние - 6 человек и высокие - 1 человек.
Из этого следует, что личность может в достаточной степени удовлетворить свои амбиции, и достигать целей в определенных сферах своей жизнедеятельности, однако нерешенные психологические проблемы, не позволяют ей развиваться более гармонично.
4. Проекция - это психологический механизм защиты, в основе которого лежит процесс, переноса собственных неосознаваемых и неприемлемых для личности чувств, и мыслей на других людей. Чаще всего это негативные, социально
мало одобряемые чувства, мысли, поступки. Хотя в некоторых случаях это могут быть и положительные свойства личности, которые по каким-либо причинам не осознаются, но замечаются в других людях [2].
Как и в предыдущем случае выделились две шкалы, результаты которых имеют почти противоположные результаты.
Шкала «Удовлетворенность достигнутым уровнем реализации жизненных планов». Средние значения имеют 14 человек, высокие значения - 8 человек.
Шкала «Терпимость к неопределенности». Низкие значения - 7 человек, средние - 13 человек, высокие - 2 человека.
При проявлении проекции, личность как бы перестает быть целостной, так как ее часть переносится на других, поэтому человеку становится трудно опираться на себя, на свой опыт знания и умения. Возможно поэтому ситуация неопределенности переживается достаточно остро. Но, как и в предыдущем случае, достижению поставленных целей и удовлетворенности от реализации жизненных планов, данный механизм защиты не препятствует.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что существует определенная связь между особенностями психологической защиты личности и возможностями её самореализации.
Механизмы защиты в какой-то мере помогают сохранить стабильность самооценки, избегать фрустрирующих ситуаций, что позволяет личности самореализовываться. С другой стороны, механизмы защиты препятствуют осознанию многих психологических проблем и обуславливают определенные трудности в процессе самореализации личности.
Литература
[1]. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006.
[2]. Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Психологические защиты личности: учебное пособие. - Екатеринбург: ИздательствоРосгоспроф-педуниверситет, 2006.
[3]. Селезнева Е.В. Жизненные смыслы и эффективность самореализации человека // Практична психолопя та сощальна робота. 2014, № 3, с. 20-29/
[4]. Селезнева Е.В. Самореализация и особенности мотивации студен-ческоймолодежи // Акмеология. 2013. № 3. С. 28-34.
THE EFFECT OF DEFENSE MECHANISMS ON THE FEATURES SELFREALIZATION: PILOT STUDY
Olga L. Panteleeva - leading psychologist at the Center for the organization of educational work, the Academy of Labour and Social Relations (ATISO); Str. Lobachevsky, 90, Moscow, Russia, 119454; o.l.pantel @ mail.ru.
Abstract
The article investigates the prerequisites for self-realization students. Revealed the relationship between the defense mechanisms and features of self-realization.
Key words: psychological defense mechanisms, self-realization, denial, regression, compensation, projection.
УДК 159.9
УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Пацакула Ирина Ивановна (Калуга, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, Калужский филиал ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; ул. Чижевского, 17, Калуга, Россия 248010; e-mail [email protected]
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования, в котором обобщены категории, позволяющие описать типологию сотрудников спецподразделений правоохранительных органов, имеющих различный уровень профессиональной безопасности личности.
Ключевые слова: уровни профессиональной безопасности личности, профессиональная готовность, профессиональная компетентность.
Эмпирическое исследование особенностей профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов (СОБР, ОМОН, спецназ) позволил представить качественное описания уровней профессиональной безопасности, указав для каждого уровня основные психологические характеристики и внутреннее психологическое содержание с учетом двух факторов: профессиональной готовности и профессиональной компетентности сотрудников спецподразделений. В качестве критериев для описания каждого из трех уровней мы используем следующие показатели: 1) контроль - возможность оказывать влияние и управлять, персонифицировать ответственность за результат; 2)рефлексия -возможность обозначать, анализировать, обобщать и изменять свой субъектный опыт на качественно ином, более высоком уровне; 3)опыт - профессионализм, возможность и желание совершенствовать профессиональные знания, умения и навыки; 4)взаимодействие - возможность осуществлять профессиональную деятельность по безопасности как личного, так и группового характера, сообща, объединив усилия по достижению общей цели; 6)эмоциональность - субъективно переживаемые эмоции (напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность и др.), а также владение навыками саморегуляции, с целью снижения интенсивности эмоциональных реакций на стрессовую ситуацию. В ходе исследования были выделены три группы сотрудников. Первая группа - сотрудники спецподразделений правоохранительных органов с высоким уровнем профессиональной безопасности. Сформировавшаяся когнитивная сфера (картины мира, образы, представления) относительно профессиональной безопасности выступают в качестве сложной постоянно развивающейся способности субъекта обеспечивать целенаправленное преобразование индивидуальных особенностей (опыта, направленности, психических процессов и свойств, темпераментных особенностей) в ходе профессиональной деятельности. Социально-психологическая компетентность, сформировавшаяся под внешними воздействиями, приобретает самостоятельное значение и выступает в качестве регулятора поведения и деятельности, включающее в качестве основных компонентов рефлексию и умение принимать решения относительно собственной деятельности по обеспечению не только индивидуальной, но и групповой безопасности. Представления о профессиональной безопасности, отражающие ее высокий уровень развития, характеризуются указанием на процесс саморазвития, рефлексию, преобразования своего индивидуального опыта, профессиональных приемов, умений, навыков для решения любой задачи, связанной с профессиональной безопасностью субъекта и окружающих его людей. Представления о профессиональной безопасности должны отражать готовность к овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями по совершенствованию индивидуальной и групповой профессиональной безопасности. Процесс совершенствования профессиональной безопасности должен быть связан с возможностью группового сотрудничества в ходе совместной продуктивной деятельности, с целью наиболее эффективного обеспечения как индивидуальной так и групповой профессиональной безопасности. Субъекту с высоким уровнем профессиональной безопасности присущ опыт применения отработанных приемов моделируемой ситуации на реальные условия деятельности; полное соблюдение условий профессиональной безопасности, предусмотренное нормативными документами. Постоянно поддержание готовности к экстремальным воздействиям, поддерживается умением управлять не только когнитивной, но и эмоционально-волевой и поведенческой составляющими. Сотрудники спецподразделений с высоким уровнем профессиональной безопасности имеют высокий уровень владения навыками саморегуляции (самоубеждение; самоприказ; самовнушение; самоподкрепление), позволяющими не только снизить интенсивность эмоциональных реакций на стрессовую ситуацию, но и умением мобилизоваться, экономно расходовать нервно-психическую энергию, предполагающее защитное расслабление, когда это нужно в сложных экстремальных условиях деятельности. Данный уровень профессиональной безопасности предполагает выраженность
у сотрудников спецподразделений интернального локуса контроля. Вторая группа - сотрудники спецподразделений правоохранительных органов со средним уровнем профессиональной безопасности. Сформировавшаяся когнитивная сфера (картины мира, образы, представления) относительно профессиональной безопасности выступает как способность сотрудника спецподразделения обеспечивать стихийное преобразование индивидуальной компетентности (опыта, направленности, психических процессов и свойств, темпераментных особенностей) в ходе профессиональной деятельности, включающее в качестве основного компонента умение принимать решения относительно собственной деятельности по обеспечению индивидуальной, частично групповой безопасности. Целенаправленное преобразование индивидуальной компетентности происходит время от времени, лишь тогда, когда субъект сталкивается с проблемной ситуацией и при этом оказывается, что для решения возникшей проблемы его собственного опыта, знаний недостаточно. Представления о профессиональной безопасности, отражающие ее средний уровень, характеризуются указанием на разнообразие средств, с помощью которых возможно обеспечить безопасность, отдельных профессиональных приемов, умений, навыков, в некоторых случаях на возможность преобразования своего индивидуального опыта, для решения отдельных поставленных задач профессиональной безопасности. В целом, представления этого уровня представляют собой перечисление средств, приемов, умений, без попытки их обобщения. Групповое сотрудничество в ходе совместной деятельности, с целью обеспечения профессиональной безопасности представлено лишь как возможность к сотрудничеству. Субъект со средним уровнем профессиональной безопасности имеет незначительный опыт по переносу отработанных приемов в моделируемых ситуациях на реальные условия профессиональной деятельности. Имеет место возможность построения и моделирования деятельности по обеспечению профессиональной безопасности с учетом частичного соблюдение условий профессиональной безопасности, предусмотренное нормативными документами. Данный уровень профессиональной безопасности предполагает наличие у субъекта как экстернального, так и интернального локуса контроля с преобладанием последнего в различных ситуациях жизнедеятельности. Сотрудники спецподразделений со средним уровнем профессиональной безопасности имеют навыки владения саморегуляцией, сформированные стихийными, не самыми продуктивными способами, предполагающее защитное расслабление, когда это нужно в сложных экстремальных условиях деятельности. Третья группа сотрудников - это люди с низким уровнем профессиональной безопасности. Сформировавшаяся когнитивная сфера (картины мира, образы, представления) относительно профессиональной безопасности выступает как способность сотрудника спецподразделения обеспечивать стихийное преобразование индивидуальной компетентности (опыта, направленности, психических процессов и свойств, темпераментных особенностей) в ходе профессиональной деятельности, включающих в качестве основного компонента возможность принимать решения относительно собственной деятельности по обеспечению личной безопасности. Целенаправленного преобразования индивидуальных особенностей по обеспечению профессиональной безопасности не происходит. Представления о профессиональной безопасности, отражающие ее низкий уровень, характеризуются слабо дифференцированными, «смутными» представлениями о профессиональной безопасности. С внутренней психологической стороны - это неоформленное и неупорядоченное множество понятий, так или иначе ассоциирующихся у сотрудников спецподразделений с профессиональной безопасностью. Низкий уровень профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений связан с наличием отрицательной внутренней доминанты, связанной с ожиданием угрозы, опасного неблагоприятного события, в следствие чего действия сотрудника могут быть скованными, ошибочными. Недисциплинированность, которая является следствием избытка психической энергии, чрезмерной гордости и высокомерия, переоценки своих возможностей, желание вызвать восхищение у других, что сопровождается игнорированием норм, правил и условий по обеспечению профессиональной безопасности. Отсутствует опыт переноса отработанных приемов моделируемой ситуа-
ции на реальные условия деятельности. Неумение синтезировать угрозы и опасности различного характера (определяющихся самой экстремальной ситуацией, зависящих от самого субъекта или от окружающих его лиц). Присутствует механизм замещения - подмена угроз одного характера угрозами другого характера. Данный уровень профессиональной безопасности предполагает наличие у субъекта экстернального локуса контроля над интернальным, а также низкую толерантность к стрессовым воздействиям. Сотрудники спецподразделений с низким уровнем профессиональной безопасности не обладают навыками владения саморегуляцией. Представляя данную типологию сотрудников с точки зрения выраженности у них уровня профессиональной безопасности, мы исходили из следующей позиции [2]. Профессиональная безопасность подразумевает принцип включенности личности в деятельность, поэтому ее исследование мы рассматриваем на двух уровнях: 1)на нормативном уровне, т.е. с точки зрения характеристики достаточно устойчивых, сложившихся и необходимых в минимальной степени качеств и свойств личности для обеспечения деятельности с учетом профессиональной безопасности; 2)на профессиональном уровне, предполагающем учет возможного преобразования этих особенностей по обеспечению профессиональной безопасности в динамике профессиональной деятельности. Способ включения в деятельность, как отмечает К.А. Абульханова-Славская, изменение и выявление своей позиции по ходу ее осуществления, являются особыми качествами субъекта, которые проявляются в процессе того, как личность становится субъектом деятельности [1].
Литература
[1]. Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности / Проблемы психологии личности. - М.,1982. - 245с.
[2]. Пацакула И.И., Человеческий потенциал современного россиянина в непрерывно изменяющемся обществе // Акмеология. Специальное приложение к № 3 2013 («Акмеология»)
LEVELS OF OCCUPATIONAL SAFETY SPECIAL FORCES
Irina I. Patsakula - PhD in Psychology, Kaluga Branch «Financial University under the Government of the Russian Federation»; st. Chizhevskogo, 17, Kaluga, Russia [email protected]
Abstract
The article presents the results of an empirical study, which summarizes the categories that allow to describe the typology of special forces of law enforcement agencies, with different levels of professional security person.
Key words: levels of the professional security of the individual, professional readiness, professional competence.
УДК 159.9
АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БАКАЛАВРОВ ИСТОРИИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Пачина Наталия Николаевна (Елец, Россия) - доктор психологических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина; ул. Коммунаров, 28; [email protected] Шалаева Кристина Юрьевна (Елец, Россия) - магистр, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина; [email protected]
Аннотация
Статья посвящена анализу развития профессиологической компетентности средствами акмеологического сопровождения в процессе университетской подготовки бакалавров истории. В данной работе отражены основные характеристики процесса развития бакалавра истории как будущего профессионала при помощи внедрения в основной образовательный процесс: стратегий, методов и моделей акмеологического сопровождения. Ключевые слова: акмеологическое сопровождение, профессио-логическая компетентность, бакалавр истории.
В результате анализа современных акмеологических исследований [1, 2, 3] в сфере личностного развития и профессиональной подготовки субъектов высшей школы, а также других сферах человеческой деятельности, изучаемых, в частности акмеологией, было установлено, что в современном университетском образовании недостаточное внимание уделено развитию профессиологической компетентности, что важно для выбора профессионально-образовательного маршрута субъектом высшей школы, предполагающего получение дополнительных квалификаций параллельно с основной специальностью, освоение им дополнительных образовательных программ, нескольких ступеней ВПО, постдипломного образования, включенного обучения в другом вузе, обучения с применением дистанционных элементов.
В современном обществе востребован инициативный, компетентный специалист, обладающий новаторским мышлением, самостоятельностью и творчеством, строящий свою деятельность на основе культурных образцов и норм жизни, способный видеть и решать актуальные проблемы, быть толерантным к другим культурам, уметь адаптироваться к новым условиям развития общества и рынка труда. В связи с этим возникает проблема: как обеспечить потребности общества в компетентных педагогах - в целом, учителях и преподавателях истории - в частности, осознающих социокультурный смысл своей профессиональной деятельности?
Данная проблема побудила к исследованию специфики подготовки бакалавров истории в современных условиях изменения стратегии личностного развития педагога.
Практическая и исследовательская деятельность бакалавра истории направлена на изучение истории Отечества и мировых цивилизаций, отечественной и зарубежной историографии, источниковедения, теории и методологии исследования с целью профессионального понимания социокультурных и политических условий развития современного мира, выявления устойчивых тенденций исторической динамики, прогнозирования будущего. В рамках требований ФГОС ВПО 3-го поколения бакалавр истории - должен быть подготовлен к самостоятельной профессиональной деятельности в органах государственного управления, архивах, музеях, учреждениях образования и культуры. В установленном порядке может работать в качестве преподавателя в образовательных учреждениях. В данном контексте следует обратить внимание на необходимость акмеологического сопровождения развития профессиологической компетентности при подготовке бакалавров истории, как субъектов высшей школы. Это обусловлено, прежде всего, тем, что именно акмеология уделяет большое внимание тому, как человек в процессе усвоения социальных и профессиональных нормативных требований определяет для себя оптимальную стратегию достижения вершин профессионализма и зрелости с учетом неповторимого сочетания своих потребностей, возможностей и способностей, тем самым, становясь конкурентоспособным специалистом.
Решение исследуемой проблемы сопряжено с актуализацией следующих теоретико-методологических практико-ори-ентированных противоречий, возникающих между:
Потребностью общества в квалифицированных специалистах, готовых к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию и отсутствием условий их достижения.
Исследованием личностно-профессионального развития как психолого-акмеологической проблемы и спецификой ее решения в системе университетской подготовки бакалавра.
Потребностью бакалавров истории быть компетентными в вопросах личностно-профессионального развития, достижениях и не владение ими стратегиями и способами самопознания, самовыражения, самосовершенствования и самореализации.
В связи с отмеченными противоречиями ограничиваются развивающие возможности, и снижается качество профессионально-образовательного процесса.
Необходимо определить, внедрить, а также выявить недостающие, качественно-ориентированные компоненты в профессиональном образовании, в том числе, стратегии и методы, которые еще на стадии университетской подготовки бакалавра истории будут способствовать как его потенциально-личностному развитию, так и профессионально-деятельностному в будущем.