УДК 73.01
УРОВНЕВЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В
ВУЗЕ
Г.А.Гущина
В статье обоснована актуальность исследования и обозначена проблема формирования профессиональной культуры будущих экономистов в период обучения в вузе, дан анализ различных современных зарубежных и российских концепций и подходов к формированию профессиональной культуры экономиста, определена сущность и структура данного феномена и показаны основные уровни формирования профессиональной культуры будущих экономистов в вузе.
Ключевые слова: профессиональная культура, будущий экономист, уровневый анализ, процесс формирования.
Сегодня в России осуществляются реформы, результатом которых должно стать развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на ценностях и принципах рыночной экономики. Её субъектом является каждый экономически активный человек; в этих условиях возрастает роль экономистов-профессионалов. Функционирование производственных структур, в основе которых лежит рыночная философия хозяйствования, предполагает создание устойчивых и эффективных производственных отношений, что нельзя обеспечить без соответствующего уровня культуры субъектов этих отношений [3, с.54]. Следовательно, требуется активный поиск эффективных вариантов не только производства и реализации товаров и услуг, но и ориентировочной основы экономического поведения человека, культуры мышления человека, любая деятельность которого имеет экономический аспект [1, с.102], а экономисты-профессионалы задают эталоны такой деятельности.
Теоретические и прикладные основы экономического образования рассматривались в трудах А.Аменда, А.Архиповой, Ю.Васильева, Н.Воскресенской, Б.Вульфсона, О.Долгой, Б.Ивановой, К.Катханова, НКлепач, Е.Кузнецова, А.Крючкова, М.Малышева, Ю.Пермского, А.Прутченкова, В.Розова, НРябинной, В.Таранова, М.Хроменкова,
Е.Шапкиной, Г.Шиловой, А.Шпака, А.Щетинина, Л.Эпштейна. Задача приобщения к культуре будущего экономиста требует от системы образования построения целостных и фундаментальных разработок в области целевых, содержательных и процессуальных аспектов профессиональной подготовки специалистов, ориентированных на рыночную экономику применительно к реалиям отечественной социально-экономической,
культурной, этнодемографической хозяйственной практики, отвечающим национальным интересам страны в эпоху глобализации [2, с.214].
Многие исследования показывают, что использование современных образовательных технологий, прежде всего методов активного обучения, способно создать условия для перевода получаемых знаний в
деятельностную форму и повысить мотивацию учащихся, а рефлексивная позиция учащихся к своим знаниям и способностям позволит их реализовать в интересах других, в интересах служения обществу при сохранении гармонии между потребностями своего «Я» и требованиями
профессионального сообщества.
Рассматривая философские, психолого-педагогические проблемы профессионального образования, можно прийти к выводу, что оно не может в полной мере, на основе классических принципов педагогики и философии, обеспечить качество подготовки будущих экономистов, поскольку традиции, сложившиеся в системе высшего образования, говорят об отсутствии эффективных механизмов с акцентом на формирование профессиональной культуры. Анализ феномена профессиональной культуры экономиста,
позволяет сделать заключение, что, будучи продуктом жизнедеятельности людей, она представляет собой своего рода предметный (овеществленный) и деятельный «генофонд» общества, обладающий различными трансляциями (наследованиями) опыта, задающий субъектам и социальным институтам определенные образцы мышления, чувствования и поведения, но вместе с тем предполагающий и их способность к обучению, адаптации, и,
следовательно, возможность (необходимость) обновления объема и структуры «социальной памяти» [4, с.20].
Концептуально профессиональная культура экономиста в исследовании рассматривается как интегративная (несводимая к сумме составных частей) система общекультурных и профессиональных компетентностей специалиста данной сферы, позволяющая ему решать профессиональные задачи на уровне современных достижений экономической науки и опыта и испытывать удовлетворенность и чувство самореализации в избранной профессиональной сфере. Однако любое определение культуры, в том числе и это, неизбежно неполно, поскольку существует достаточно много структурных характеристик культуры, подробно рассматриваемых в исследовании. Наиболее значимыми для процесса формирования профессиональной культуры экономиста в период его профессионального становления в условиях вуза выступают ценностные ориентации, профессионально-этические нормы, взаимодействие и общение, мотивация, этика и этикет, традиции. Целостность профессиональной культуры экономиста, как и всякой системы, относительна, она выражается в ее интегративных качествах и во взаимном влиянии составляющих ее компонентов на самоорганизацию и осуществление профессиональной деятельности экономиста.
Источником личностной профессиональной культуры являются элементы объективно существующих форм экономической реальности, которые тесно переплетаются, и человек, вступающий на путь экономической деятельности, застает их как сложившуюся систему, соответствующую определенному образу жизни, мировоззрению и поведению людей данного исторического периода. Признаки, определяющие черты освоенной профессиональной культуры экономиста, выделенные в исследовании в процессе структурного анализа, непосредственно связаны друг с другом, не существуют изолированно и взаимно обусловливают друг друга.
Современная профессиональная культура экономиста предполагает ответственность, ее деловая прагматика обусловливает рационализаторство, креативность, которые неотделимы от новаторства и инициативности, они связаны, в свою очередь, с прогностичностью, а социальная ориентация - с коммуникативностью [4, с.136]. В процессе своей деятельности экономисту необходимо решать задачи расчетно-экономической, организационноуправленческой, информационно-аналитической, проектной,
предпринимательской, социально-психологической, педагогической деятельности, адекватные системе профессиональных функций экономиста.
Профессиональная культура экономиста как феномен существует и формируется на различных качественных уровнях внутреннего мира личности (А.Богданов, Г.Выжлецов, И.Кант, В.Селиванов). От возможностей, которые предоставляет хозяйственная система и образовательная среда для творческой деятельности, зависит уровень экономической культурности выпускника вуза.
На мегауровне профессиональная культура экономиста представляется как особая ментальность, выражающаяся в определенном мироощущении, понимании макро- и микроэкономических процессов, ценностных моделях поведения, присущих экономическому сообществу. На микроуровне она существует уже как культура отдельного экономиста, и прежде всего его деловая культура, которая выражается как субъективная экономическая культура, проявляющаяся в процессе обработки массивов экономических данных, анализе, оценке макро- и микроэкономических процессов, интерпретации полученных результатов и обосновании выводов.
Деление профессиональной культуры экономиста на уровни целесообразно, поскольку уровень культуры - это показатель ее реального состояния, предельных возможностей ее осуществления в жизни. Очевидно, что культура экономической деятельности складывается как совокупный образ осуществляющих ее субъектов и может быть определена в виде модели системы компетентностей, проявляющихся на разных ее уровнях. В процессе
профессионального становления в вузе студентов - будущих экономистов уровни формирования профессиональной культуры представлены следующим образом.
Первый уровень - теоретический. Культура данного уровня - это теоретические представления студентов о сложившейся экономической культуре социума, знания современных достижений экономической науки и опыта, наилучших образцов экономического мышления и практики, ценностное осмысление теории и практики, принципов и результатов экономической деятельности в мировом масштабе.
Второй уровень - эмпирический. Профессиональная культура студента -будущего экономиста выступает как модель, желаемое видение, когда он может под руководством педагога самостоятельно действовать, выбирать ценности в соответствии с идеальными представлениями, задаваемыми экономической культурой, сферой его профессиональных и духовных интересов, соотносить их с системой общекультурных и профессиональных компетентностей, позволяющих решать профессиональные задачи на уровне современных достижений экономической науки и опыта. На данном уровне у будущего экономиста возникает потребность в самореализации профессиональных способностей в виде поэтапного опыта восхождения от замысла к решению экономической задачи, опыта создания экономического продукта и экспертизы его гуманитарной ценности.
Третий уровень - развитая профессиональная культура. Профессиональная культура указанного уровня является субъективным выражением объективно сложившейся экономической культуры. На данном уровне происходит переживание профессиональной деятельности в сфере экономики как процесса творческой самореализации, овладение ориентировочной основой различных видов и направлений экономической деятельности, аппаратом экономического мышления, формируется умение воспринимать и анализировать процессы окружающего мира как экономическую ситуацию, самостоятельно формулировать проблему в виде
экономической задачи, критически относить бытийные проблемы к определенному классу экономических задач, овладение опытом разработки стратегий решения различных экономических задач, и прежде всего задачи на принятие экономической модели в условиях ограниченных ресурсов, овладение опытом самоанализа своей профессиональной эффективности на основе выработанных в личном опыте критериев.
Выпускник, освоивший указанный опыт, способен выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды экономической деятельности, которые адекватны не только профессиональной роли экономиста, а также его субъектности, его потребности в саморазвитии, в самореализации.
Источники:
1. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: СПбГУ, 1996. С. 215.
2. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М., 2002. 213 с.
3. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного
экономического человека. М.: Наука, РАН, Ин-т социологии, 1994. 442 с.
4. Селиванов В.В. Три подхода к определению культуры // Сб. памяти Э.В.Соколова. СПб.: СПбГУКиИ, 2005. С. 23-45.
References:
1. Vy'jlecov G.P. Aksiologiya kul'tury'. SPb.: SPbGU, 1996. S. 215.
2. Zapesockiy A.S. Obrazovanie: filosofiya, kul'turologiya, politika. M., 2002. 213 s.
3. Zombart V. Burjua: E'tyudy' po istorii duhovnogo razvitiya sovremennogo e'konomicheskogo cheloveka. M.: Nauka, RAN, In-t sociologii, 1994. 442 s.
4. Selivanov V.V. Tri podhoda k opredeleniyu kul'tury' // Sb. pamyati E'.V.Sokolova. SPb.: SPbGUKil, 2005. S. 23-45.
Зарегистрирована: 22.07.07