УДК 37.01
Г ущина Г алина Анатольевна Gushchina Galina Anatolyevna
кандидат педагогических наук, доцент, директор Слободского филиала Вятского социально-экономического института [email protected]
ОСНОВНЫЕ УРОВНИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В ВУЗЕ
PhD in Education Science, Assistant Professor, Director of the Vyatka Institute for Social and Economic Studies [email protected]
PRINCIPAL LEVELS OF THE PROFESSIONAL CULTURE DEVELOPMENT OF THE FUTURE ECONOMISTS IN THE HIGHER SCHOOL
Аннотация:
В статье обоснована актуальность исследования и обозначена проблема формирования профессиональной культуры будущих экономистов в период обучения в вузе Дан анализ различных современных зарубежных и российских концепций и подходов к формированию профессиональной культуры экономиста, определена сущность и структура данного феномена и показаны основные уровни формирования профессиональной культуры будущих экономистов в вузе.
Ключевые слова:
профессиональная культура, будущий экономист, уровневый анализ, процесс формирования.
Summary:
The article substantiates the research relevance and designates a problem of the professional culture development of the future economists during their education at the higher school. The author deals with various modern foreign and Russian conceptions and approaches to the formation of the economists’ vocational culture, defines the main points and structure of the phenomenon, and describes the main levels of the professional culture development in the higher school.
Keywords:
professional culture, future economist, level analysis, professional ethic norms, value system, models of the professional culture development.
Череда кризисов, переживаемых европейской и мировой экономикой, не могла не коснуться России, перед которой также стоит немало экономических проблем. Несмотря на успехи российской экономики в построении рыночных отношений, общая экономическая культура населения, включая профессиональных экономистов, оставляет желать лучшего. Важную роль в изменении этой ситуации должны сыграть повышение качества образования, подготовка выпускников экономических специальностей к работе в новых условиях. Именно они должны выступить как своего рода новаторами экономического мышления и поведения в нашей стране. На смену традиционному представлению об экономике, как науке о нормативах производства и движения товаров должно прийти современное понимание экономической действительности как продукта деятельности и отношений людей, их поведения в условиях возрастающих потребностей и ограниченности ресурсов, специфики экономических задач, которые предстоит решать выпускникам экономических факультетов на профессиональном уровне [1, с. 34].
Исходя из динамического изменения современной социоэкономической ситуации, от экономиста требуется адекватное понимание предмета своей науки и деятельности, умение видеть в структуре бытия и инновационных проектах человека, собственно экономические задачи и выстраивать стратегию их решения на основе современных концепций экономического выбора [2, с. 144]. Необходимо адекватно понимать собственные возможности, влиять на экономические процессы, включая стратегию организации, проектировать и моделировать различные сферы деятельности на основе прогноза их экономических последствий. Профессиональный экономист вынужден принимать решения по самым острым и болезненным вопросам, взяв при этом ответственность на себя. В соответствии с этим экономист-профессионал должен обладать адекватной профессиональной культурой.
Сегодня в России неотвратимо осуществляются реформы, результатом которых является развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на ценностях и принципах рыночной экономики, субъектом которой является каждый экономически активный человек, в результате чего только возрастает роль экономистов-профессионалов. Функционирование производственных структур, в основе которых лежит рыночная философия хозяйствования [3, с. 54] предполагает создание устойчивых и эффективных производственных отношений, что нельзя обеспечить без соответствующего уровня культуры субъектов этих отношений. Следовательно, требуется активный поиск эффективных вариантов не только производства и реализации товаров и услуг, но и ориентировочной основы экономического поведения человека, культуры мышления человека, любая деятельность которого имеет экономический аспект, а экономисты-профессионалы задают эталоны такой деятельности.
Теоретические и прикладные основы экономического образования рассматривались в трудах
А.Ф. Аменда, А. Архиповой, Ю.К. Васильева, Н. Воскресенской, Б. Вульфсона, О. Долгой, Б. Ивановой, К.Н. Катханова, К Клепач, Е. Кузнецова, А.Ф. Крючкова, М.Л. Малышева, Ю. Пермского, А.С. Прутченкова,
- 16B -
В.К. Розова, Н.Л. Рябинной, В. Таранова, М.А. Хроменкова, Е. Шапкиной, Г. Шиловой, А.Т. Шпака, А. Щетинина, Л.Е.Эпштейна.
Задача приобщения к культуре будущего экономиста требует от системы образования построения целостных и фундаментальных разработок в области целевых, содержательных и процессуальных аспектов профессиональной подготовки специалистов, ориентированных на рыночную экономику применительно к реалиям отечественной социально-экономической, культурной, этнодемографической хозяйственной практики, отвечающим национальным интересам страны в эпоху глобализации.
Многие исследования показывают, что использование современных образовательных технологий, прежде всего методов активного обучения, способно создать условия для перевода получаемых знаний в деятельностную форму и повысить мотивацию учащихся, а рефлексивная позиция учащихся к своим знаниям и способностям позволит их реализовать в интересах других, в интересах служения обществу при сохранении гармонии между потребностями своего «Я» и требованиями профессионального сообщества.
Рассматривая философские, психолого-педагогические проблемы профессионального образования, можно прийти к выводу, что оно не может в полной мере, на основе классических принципов педагогики и философии, обеспечить качество подготовки будущих экономистов, поскольку традиции, сложившиеся в системе высшего образования, говорят об отсутствии эффективных механизмов с акцентом на формирование профессиональной культуры.
Анализ феномена профессиональной культуры экономиста позволяет сделать заключение, что будучи продуктом жизнедеятельности людей, она представляет собой своего рода предметный (овеществленный) и деятельный «генофонд» общества, обладающий различными трансляциями (наследованиями) опыта, задающий субъектам и социальным институтам определенные образцы мышления, чувствования и поведения, но вместе с тем предполагающий их способность к обучению, адаптации и, следовательно, возможность (необходимость) обновления объема и структуры «социальной памяти».
Концептуально профессиональная культура экономиста в исследовании рассматривается как интегративная (несводимая к сумме составных частей) система общекультурных и профессиональных компетентностей специалиста данной сферы, позволяющая ему решать профессиональные задачи на уровне современных достижений экономической науки и опыта и испытывать удовлетворенность и чувство самореализации в избранной профессиональной сфере.
Однако любое определение культуры, в том числе и это, неизбежно неполно, поскольку существует достаточно много структурных характеристик культуры, подробно рассматриваемых в исследовании. Наиболее значимыми для процесса формирования профессиональной культуры экономиста в период его профессионального становления в условиях вуза выступают ценностные ориентации, профессиональноэтические нормы, взаимодействие и общение, мотивация, этика и этикет, традиции. Целостность профессиональной культуры экономиста, как и всякой системы, относительна. Она выражается в ее интегративных качествах и во взаимном влиянии составляющих ее компонентов на самоорганизацию и осуществление профессиональной деятельности экономиста.
Источником личностной профессиональной культуры являются элементы объективно существующих форм экономической реальности, которые тесно переплетаются, и человек, вступающий на путь экономической деятельности, застает их как сложившуюся систему, соответствующую определенному образу жизни, мировоззрению и поведению людей данного исторического периода. Признаки, определяющие черты освоенной профессиональной культуры экономиста, выделенные в исследовании в процессе структурного анализа, непосредственно связаны друг с другом, не существуют изолированно и взаимно обусловливают друг друга.
Современная профессиональная культура экономиста предполагает ответственность. Ее деловая прагматика обусловливает рационализаторство, креативность, которые неотделимы от новаторства и инициативности, они связаны, в свою очередь, с прогностичностью, а социальная ориентация - с коммуникативностью [4]. В процессе своей деятельности экономисту необходимо решать задачи расчетноэкономической, организационно-управленческой, информационно-аналитической, проектной, предпринимательской, социально-психологической, педагогической деятельности, адекватные системе профессиональных функций экономиста.
Профессиональная культура экономиста как феномен существует и формируется на различных качественных уровнях внутреннего мира личности (А.А. Богданов, Г.П. Выжлецов, И. Кант, В.В. Селиванов). От возможностей, которые предоставляет хозяйственная система и образовательная среда для творческой деятельности зависит уровень экономической культурности выпускника вуза.
На мегауровне профессиональная культура экономиста представляется как особая ментальность, выражающаяся в определенном мироощущении, понимании макро- и микроэкономических процессов, ценностных моделях поведения, присущих экономическому сообществу.
На микроуровне она существует уже как культура отдельного экономиста и выражается как субъективная экономическая культура, проявляющаяся в процессе обработки массивов экономических данных, анализе, оценке макро- и микроэкономических процессов, интерпретации полученных результатов и обосновании выводов.
Деление профессиональной культуры экономиста на уровни целесообразно, поскольку уровень культуры - это показатель ее реального состояния, предельных возможностей ее осуществления в жизни. Очевидно, что культура экономической деятельности складывается как совокупный образ осуществляющих ее субъектов и может быть определена в виде модели системы компетентностей, проявляющихся на разных ее уровнях. В процессе профессионального становления в вузе студентов - будущих экономистов - уровни формирования профессиональной культуры представлены следующим образом:
1. Первый уровень - теоретический. Культура данного уровня - это теоретические представления студентов о сложившейся экономической культуре социума, знания современных достижений экономической науки и опыта, наилучших образцов экономического мышления и практики, ценностное осмысление теории и практики, принципов и результатов экономической деятельности в мировом масштабе.
2. Второй уровень - эмпирический. Профессиональная культура студента - будущего экономиста -выступает как модель, желаемое видение, когда он может под руководством педагога самостоятельно действовать, выбирать ценности в соответствии с идеальными представлениями, задаваемыми экономической культурой, сферой его профессиональных и духовных интересов, соотносить их с системой общекультурных и профессиональных компетентностей, позволяющих решать профессиональные задачи на уровне современных достижений экономической науки и опыта. На данном уровне у будущего экономиста возникает потребность в самореализации профессиональных способностей в виде поэтапного опыта восхождения от замысла к решению экономической задачи, опыта создания экономического продукта и экспертизы его гуманитарной ценности.
3. Третий уровень - развитая профессиональная культура. Она является субъективным выражением объективно сложившейся экономической культуры. На данном уровне происходит переживание профессиональной деятельности в сфере экономики как процесса творческой самореализации, овладение ориентировочной основой различных видов и направлений экономической деятельности, аппаратом экономического мышления. Формируется умение воспринимать и анализировать процессы окружающего мира как экономическую ситуацию, самостоятельно формулировать проблему в виде экономической задачи, критически относить бытийные проблемы к определенному классу экономических задач, овладевать опытом разработки стратегий решения различных экономических задач (прежде всего, задачи на принятие экономической модели в условиях ограниченных ресурсов), а также опытом самоанализа своей профессиональной эффективности на основе лично выработанных критериев.
Выпускник, освоивший указанный опыт, способен выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды экономической деятельности, которые адекватны не только профессиональной роли экономиста, но и его субъектности, потребности в саморазвитии, в самореализации.
Ссылки:
1. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996. С. 215.
2. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М., 2002. С. 213.
3. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994. 442 с.
4. Селиванов В.В. Три подхода к определению культуры. СПб., 2005. С. 23-45.