Малышев М.А.
Уровень развития социального партнерства в России
В ходе модернизации страны, преодолевающей последствия мирового финансово-экономического кризиса, решается сложнейшая задача построения новой политической и социально-экономической модели развития. Обновление России происходит со своими особенностями, отличающимися от соответствующих процессов в развитых государствах. В ходе преобразований решаются проблемы приоритетов, связанных с реализацией концепции социального государства, формирования гражданского общества, преодоления негативных последствий глобализации и повышения жизненного уровня населения, сохранения социального мира и стабильности1.
Основное содержание реформ, происходящих в современной России, характеризуется не только становлением рыночных регуляторов экономической жизни, но и развитием новых социальных институтов. Складываются формы, нормы и стереотипы трудового поведения, связанные с резким переходом к новой системе социально-трудовых отношений. В этих условиях происходят качественные изменения форм, направлений и содержания деятельности российских профсоюзов.
Изменения российского общества характеризуются большим потоком эмпирических исследований разного уровня обобщения. Все они подчеркивают, что наблюдается социальная дифференциация: есть богатые семьи, люди со средними доходами и малоимущие; складывается новая структура современного общества -формируется класс собственников, предпринимателей, так называемый бизнес-слой, и класс наемных работников, как правило, лишенных собственности на капитал, средства производства.
Картина дифференциации накопленных ресурсов демонстрирует то, что в России возникли олигархические кланы. В результате - гигантская поляризация доходов и сбережений населения2.
Таким образом, новые общественные отношения резко обострили следующие тенденции: с одной стороны, кардинальные изменения в формах собственности предоставили некоторую свободу действий, способствующих реализации потенциала
1 Клементьев Д.С., Малышев М.А. Роль российских профсоюзов в создании современных социальнотрудовых отношений // Государственное управление. Электронный вестник. 2011. № 28.
2 Шулус А.А. Социальное государство как концептуальная основа построения союзного государства // Труд и социальные отношения. 2007. № 2. С. 18.
личности; с другой - активизировали социальное отчуждение. В итоге рабочая сила превратилась в товар, что сопровождается такими явлениями, как безработица и обнищание широких слоев населения.
Объединенные рамками, иногда и интересами одного производства, собственник, работодатель и наемный работник при этом имеют различные и противоположные социально-экономические цели, которые и определяют содержание их социально-трудовых отношений3.
На основе различия этих интересов возникают противоречия, присущие рыночному обществу на всех этапах его существования и развития. Они во многом обуславливаются тем, что источник удовлетворения интересов собственников (в первую очередь получение большей прибыли) и работников (на первом месте для них стоит высокая заработная плата) - один, а именно - общественно произведенный продукт. И чем больше берет себе собственник, тем меньше достается работнику, а чем больше получает работник, тем меньше прибыль собственника, предпринимателя4.
Неразрешимые противоречия, в свою очередь, и обуславливают необходимость целенаправленной деятельности государства, представителей и работников, и работодателей по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических и социальных отношений. Особенности социально-трудовых отношений в России, предусматривающие государственное договорное регулирование, позволяют сформировать систему мер по включению трудящихся в решение ряда вопросов посредством коллективных соглашений, что определяется термином «экономическая демократия».
Экономическая демократия как тип социально-трудовых отношений представляет собой реализацию целей и задач, установленных в соответствии с конкретными интересами участников трудового процесса5.
В качестве основного носителя экономических интересов выступают работники наемного труда. Однако необходимо учесть, что носители интересов могут быть организационно раздроблены. В любом демократическом обществе субъектами выступают также их представители. Главным выразителем интересов трудящихся являются профессиональные союзы.
3 Киселев В.Н., Смольков В.Г. Социальное партнерство в России. М., 2002. С. 49.
4 Клементьев Д.С., МалышевМ.А. Социальное партнерство как условие модернизации России // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2011. № 4. С. 31.
5 Шулус А.А. Методологические основы исследования экономической деятельности // Труд и социальные отношения. 2001. С. 45.
Следует отметить, что проблематика гражданского общества привлекает в последние годы внимание все большего числа людей - от государственных деятелей до простых граждан. Для первых - это важная часть общеполитической риторики, так как без развитого гражданского общества немыслимо демократическое правовое государство (а именно эта цель определяется как стратегическая для России). Для вторых - это формы общественной самоорганизации, включенности в социальное взаимодействие для удовлетворения разнообразных по содержанию и уровню значимости интересов. Организационное оформление этих отношений привело к созданию большого количества организаций6.
Особую актуальность приобретает оценка роли общественных организаций работодателей как одного из институтов гражданского общества и основного субъекта социально-трудовых отношений. Однако такие объединения в России еще очень молоды, а сами работодатели только начинают осознавать свою ответственность в качестве реальных собственников.
Профсоюзы занимают особое место в становлении российского гражданского общества, так как они представляют интересы людей в таких главных аспектах жизни, как производство и труд. Профессиональным союзам отводится роль социального механизма саморегуляции в важнейшей общественной сфере - трудовых отношений, социального инструмента развития производственной демократии7.
Профсоюзы рассматриваются не только как определенного вида организации, к ним также применимо понятие «институт», когда говорится о них как об инструменте, обеспечивающем социальную защиту работников. В соответствии с такой концепцией профсоюзы могут квалифицироваться как один из социальных институтов общества. Следовательно, их деятельность может выступать предметом социологической науки.
Таким образом, профсоюзы можно отнести к полноправным социальным институтам. Их специфика состоит в том, что они относятся к институтам регулирования социально-трудовых отношений и социальной защиты.
В дальнейшем, в процессе развития гражданского общества и усиления процесса глобализации, получат развитие и функции профсоюзов:
- контроль за процессами воспроизводства человеческого капитала, т.е. обеспечение социально-экономической безопасности общества;
6 Социальная работа и гражданское общество (коллективная монография) / Под. ред. И. А. Григорьевой. СПб., 2006. С. 16.
7 Башмаков В.И., Санатулов Ш.З. Профсоюзы современной России. М., 2007. С. 87.
- сглаживание противоречий между трудом и капиталом, т.е. обеспечение социального партнерства;
- содействие развитию экономической демократии, т.е. обеспечение участия трудящихся в собственности, управлении и распределении;
- пропаганда трудовых ценностей, т.е. созидательной деятельности;
- участие в определении вектора развития государства в интересах человека труда, т.е. борьба за социальное государство;
- борьба за справедливый миропорядок, т.е. против диктата транснациональных корпораций (ТНК)8.
Современная Россия находится в процессе быстро текущих перемен во всех областях общественной жизни. Здесь партнерство является одним из средств регулирования взаимодействия между большими социальными группами. Образоваться подобная система отношений может как на территории всего государства, так и отдельного региона. Социологический анализ разнонаправленных тенденций позволяет вести речь о формировании общественной потребности в развитии эффективного механизма регулирования социально-трудовых отношений. Эта схема обращена в
сторону конструктивного взаимодействия субъектов этих отношений,
способствующего устойчивому развитию общества.
В социологическом срезе социальное партнерство - это система
цивилизованных общественных отношений, направленных на согласование и защиту интересов представителей различных социальных групп, слоев, классов, объединений, органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих структур, государственных учреждений.
Современный период развития социума характеризуется резким увеличением социальных проблем и усилением роли широкой общественности в поиске путей их решения. Изменяются социокультурные нормы общения и взаимодействия,
трансформируются или отмирают устаревшие образцы, рождаются новые модели. Одним из новых явлений в России становится социальное партнерство, которое получило признание с начала 90-х годов XX века.
Государство и рыночные структуры имеют свои сферы социального регулирования, тем не менее, существуют области, где их ответственность пересекается. Государство создает систему социальных гарантий, поддерживает малый
8 Шулус А.А. Гражданское общество и профсоюзы: Сб. материалов. М., 2006. С. 34.
бизнес, обеспечивает правовую базу социальной рыночной экономики через защиту прав собственности и предпринимательства. Рыночная сфера предполагает активизацию деятельности таких субъектов, как бизнес и сам человек, через поиски разных способов получить доходы. А финансирование осуществляется как государством, так и рыночными структурами через программы страхования. В настоящее время приобретает особую актуальность одна из мировых тенденций взаимодействия государства с частным бизнесом - объединение форм государственного и негосударственного социального регулирования и развитие механизма социального партнерства.
Партнерство строится на следующих основных принципах:
а) равноправие сторон;
б) добровольность принятия обязательств;
в) ответственность за исполнение обязательств;
г) соблюдение норм законодательства;
д) свобода обсуждения проблем, представляющих взаимный интерес;
е) уважение позиций, точек зрения партнеров и др.
Основными идеями являются предположения о том, что социальное партнерство необходимо рассматривать, как особый тип взаимодействия различных субъектов, объединенных общими целями. В социокультурном аспекте партнерство обеспечивает преодоление имеющихся у субъектов различий в представлениях о методах решения актуальных проблем совместной жизни..
Для России создание системы социального партнерства на современном уровне является одной из главных задач. Реформирование существующих подходов характеризуется своими особенностями: во-первых, появляются социальные партнеры, которых не было при прежнем социально-экономическом режиме; во-вторых, отдельные типы социальных партнеров, хотя и существовали раньше, но их функции кардинально изменились9.
Разрабатываемая для отечественных условий модель партнерства основывается на общих закономерностях и принципах социальной коммуникации, присущих этому феномену, независимо от его принадлежности к той или иной стране. Но и с учётом современных реалий и отечественного опыта.
Сегодня вряд ли можно говорить о настоящем эффективном социальном партнерстве. Скорее, речь может идти о глубоких противоречиях между трудом и
9 МалышевМ.А. Профсоюзы в социально-партнерских отношениях в сфере труда. М., 2009. С. 5.
капиталом, в центре которых - оплата труда. Эта социально-экономическая категория является самой главной, наверное, не только потому, что зарплата жизненно необходима работнику для его воспроизводства. Она влияет на реализацию практически всех приоритетов социальной политики, возведенных в ранг национальных проектов. Таким образом, несмотря на монополистические притязания наших коллег, учёных-экономистов, здесь мы получаем подтверждение тому, что они не преуспели в исследовании фиксируемого экономической социологией и социологией управления многообразия рассматриваемого феномена.
Субъектами (сторонами) социального партнерства являются все участники взаимодействия, которые через своих представителей в группах влияния реализуют наиболее значимые модели ролевого поведения, в зависимости от предполагаемых и фактических целей деятельности. Объектом партнёрства являются отношения между субъектами, основанные на действующем законодательстве. Они включают, прежде всего, процессы разработки, принятия и реализации согласованной политики в социально-культурной и трудовой сферах. Это условие является определяющим для возникновения всей системы социального партнерства в целом. Она находится в России в состоянии зарождения именно из-за недостаточного развития гражданского общества.
Механизм реализации социального партнёрства представляет собой порядок согласования действий сторон в процессе обсуждения, принятия и осуществления намечаемых мероприятий. Перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других областей деловой активности. Уровень развития системы социального партнёрства прямо определяется состоянием деятельности по совершенствованию его организационно-правового, научно-методического, информационного, кадрового и финансового обеспечения. Как одно из ведущих, кадровое обеспечение предполагает разработку и осуществление согласованной с заинтересованными сторонами программы различных форм обучения, повышения квалификации, участия ассоциаций профсоюзов, занимающихся вопросами социального партнерства.
Социальное партнерство осуществляется на общегосударственном (федеральном), региональном, территориальном, отраслевом и локальном уровнях. Партнерство строится на следующих принципах:
- уважение и учет интересов участников переговоров;
- соблюдение международных норм, законодательства Российской Федерации и регионов;
- полномочность сторон социального партнерства и их представителей;
- равноправие и доверие в отношениях;
- невмешательство в дела друг друга;
- свобода выбора и обсуждения вопросов;
- приоритетность примирительных методов и процедур в переговорах;
- добровольность принятия обязательств сторонами социального партнерства на основе взаимного согласования;
- обязательность исполнения достигнутых договоренностей;
- систематичность контроля над выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений;
- ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц в соответствии с действующим законодательством за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашений, договоров, решений;
- представление на бесплатной основе объективной и полной взаимной информации, относящейся к социально-трудовым и связанным с ними отношениям;
- регулярность проведения консультаций и переговоров.
За годы реформ в России сложились новые социальные группы и слои, новые формы отношений, в частности, отношения взаимовыгодного (делового) партнерства, основанные на свободе и рационализации деятельности. Традиционный (для российской экономической теории и социологических наук) анализ российских экономических организаций происходит «снизу» - от трудового коллектива к администрации и директору как членам этого коллектива. Одновременно рассматриваются управленческие механизмы и структуры, эффективность управления на микроуровне, организационная культура, трудовые взаимоотношения. В основе этого анализа лежат принцип труда и трудового участия, справедливого распределения, вовлеченности в управление. Такая социологическая методология восходит к
Э. Дюркгейму, который видел источник социального порядка в органической солидарности, базирующейся на общественном разделении труда. Управление при этом рассматривается в общем, как разновидность трудовой деятельности, а партнерские отношения, если и являются объектом исследования, то только как часть экономических или трудовых отношений. По мнению автора, возникновение и существование фирм в рыночной экономике основывается на формировании
партнерских отношений, которое предшествует разделению труда и созданию систем управления. Именно учредители или акционеры организаций определяют ее культуру, формируют миссию и стратегию. Благодаря обезличенным, не персонифицированным и не эмоциональным отношениям партнерства, возможно функционирование актуальных социокультурных ориентаций для обществ, групп и других организаций со сложной структурой собственности.
Партнерские отношения приводят к созданию деловых сетей - устойчивых связей между предприятиями, их структурами, отдельными индивидами и социальными группами. Эти связи накладывают существенный отпечаток на управление, мотивацию, культуру и экономическое поведение различных социальных слоев трансформирующегося российского общества. Так, ассоциации предпринимателей, женские и молодежные организации, профсоюзы самостоятельно решают множество
проблем, которые ставит жизнь. В их число входит, например, то, что в настоящее время почти половина общего объема денежных доходов достается наиболее благополучной пятой части населения, тогда как 40% наименее обеспеченного
населения получают лишь 16% от общего объема денежных доходов. По
оценкам специалистов более 70% населения России живет в состоянии затяжного психо-эмоционального и социального стресса.
В ходе проведенного автором исследования конфликтов социального партнёрства, из предложенных вариантов, респондентами выделены следующие ответы:
- в российском социокультурном пространстве нет ни одной стороны для партнерства - 14%;
- система социального партнерства не формируется, так как всё решают «деньги и связи» - 28%;
- не оформлена политика управленческих структур в отношении социального партнерства - 11%;
- в установках конфликтующих сторон нет стремления к единству интересов
- 25%;
- в России нет опыта социального партнерства - 22%.
Неформальные личные связи по-прежнему остаются основным механизмом регулирования трудовых отношений (85% мнений респондентов), хотя существует
перспектива большей их формализации в связи с объективным угасанием старых, отлаженных связей.
На протяжении всего периода становления системы социального партнерства роль работодателей и их объединений оценивалась как наиболее пассивная10.
Современный профессионал должен видеть свою работу во всей совокупности ее широких социальных связей, знать предъявляемые требования, понимать содержание специфику своей деятельности, ориентироваться в круге
профессиональных задач и быть готовым разрешать их в меняющихся условиях.
Повышение социальной ответственности бизнеса должна сопровождаться определением границ ответственности других социальных партнеров - государства и профсоюзов. Здесь можно выделить два момента. Во-первых, нельзя согласиться с ситуацией, когда на волне ликвидации остатков планово-распределительной системы возникает вакуум ответственности государства. Во-вторых, четко прослеживаются попытки последнего переложить всю социальную ответственность на бизнес. Поэтому представители объединения работодателей в ходе переговоров с социальными партнерами, прежде всего по вопросам проведения социальных реформ, реализации национальных, культурных проектов, придерживаются позиции четкого разделения социальной ответственности.
Российская модель социального партнерства, основывающаяся на общих закономерностях и принципах, международных правовых нормах регулирования социально-трудовых отношений, рационально использующая мировой опыт, безусловно, имеет свои национальные особенности. Во-первых, традиционно значительной остается роль государства в процессе регулирования социально-трудовых отношений; нестандартно и участие в социальном партнёрстве профессиональных союзов и объединений работодателей. Во-вторых, сфера отношений, регулируемых на принципах социального партнёрства, шире, чем в других странах. В-третьих, российская система социального партнёрства отличается особой сложностью (многоуровневый характер, высокая структурированность). В-четвертых, обилие норм сопровождается относительной слабостью законодательного обеспечения и сравнительно небольшим числом конвенций, ратифицированных на международном уровне.
10 Осипов Е.М. Социальное партнерство и малый бизнес в России: теория, методология, анализ. М., 2011. С. 83.
В то же время конкурентная борьба, характеризующая нынешний рынок труда, определяет высокие требования заказчика, предъявляемые к специалисту. Для регионального уровня подобный подход к вопросу развития культуры коммуникации наиболее актуален. Если в рамках всего государства формирование такой системы отношений будет носить несколько общий характер стратегии, то на территории определенного субъекта Российской Федерации отношения партнерства приобретают свое реальное практическое воплощение. Связано это с тем, что для эффективного решения задач участвующие стороны должны быть заинтересованы в совместной деятельности и ее результатах, носящих конкретный характер изменения непосредственно окружающей их социальной среды11.
Так, по имеющимся данным, деление по классам в современной России распределено следующим образом: обеспеченные (богатые) слои общества составляют 8-10% россиян; средний класс 10-12%; остальные около 80% - это низший класс, т.е. люди бедные и живущие за чертой бедности.
Уровень развития социального партнерства является ведущим показателем нравственной зрелости общества. Совершенствование этой системы чрезвычайно важно для повышения эффективности социальной политики. По тому, насколько активно ведется социальный диалог, можно судить о согласованности действий партнеров, качестве организованности труда, а также о зрелости социально-трудовых отношений. Перспективы социокультурных инвестиций раскрываются через совокупность разных методов взаимодействия субъектов социального партнёрства. Среди них можно выделить: проведение консультации, участие в коллективных переговорах, в ходе которых стороны выдвигают свои требования и предложения, применение примирительных процедур, составление договоров и соглашений и контроль их выполнения. Традиционно в социальном диалоге принимают участие работодатели или их объединения, с одной стороны, и союзы трудящихся - с другой. Общественные организации получают навыки оказания социальных услуг населению, могут участвовать в социальном и муниципальном заказе, чтобы впоследствии выполнять некоторые государственные функции и осуществлять полномочия в социокультурной сфере. В социологической перспективе эффективный механизм социального партнерства реализуем через совокупность разных методов взаимодействия его субъектов. Среди них можно выделить: проведение консультаций, участие в коллективных переговорах, применение примирительных процедур,
11 Малышев М.А. Государство в системе российского социального партнерства. М., 2011. С. 48.
составление договоров и соглашений социального партнерства, контроль их выполнения.
В современной социокультурной динамике все большее распространение приобретают переговоры - сотрудничество, основанное на приоритетах согласия. На практике выбор метода переговоров осуществляется достаточно точно с помощью трех критериев: осознания своих истинных интересов; выявления истинных интересов оппонирующей стороны, как явных, так и скрытых; оценки реального поведения сторон. После достижения определенных договоренностей субъекты социального партнерства оформляют в установленном законодательством порядке договор или соглашение, чаще всего коллективный.
В перспективе следует ожидать усиления ряда тенденций в развитии российской модели социального партнерства: - повышение статуса органов социального партнерства на федеральном уровне; - развитие межрегионального взаимодействия (социальное партнерство на уровне федеральных округов); - развитие территориального уровня системы социального партнерства (на муниципальном и межмуниципальном уровнях); -укрупнение отраслевого уровня, сокращение числа отраслевых секторов за счет расширения сферы их влияния; - конкретизация обязательств по коллективным договорам на локальном уровне.
В содержании взаимодействия субъектов социального партнерства ожидаются наполнение соглашений более детальным содержанием, установление определенной «планки» взаимоотношений в социально-трудовой сфере. Социальное государство объективно предполагает передавать часть своих полномочий в регулировании социально-трудовой сферы в систему социального партнерства. Механизм последнего определяет и общекультурные методы взаимодействия сторон. Развитие общества и судьбы национальной, культурной идентичности народов России, целостности государства зависят от решения проблем духовно-ценностного конфликта, социальной интеграции, доверия и партнерства.
Список литературы:
1. Башмаков В.И., Санатулов Ш.З. Профсоюзы современной России. М., 2007.
2. Киселев В.Н., Смольков В.Г. Социальное партнерство в России. М., 2002.
3. Клементьев Д.С. Социология управления. М., 2010.
4. Клементьев Д.С., Малышев М.А. Роль российских профсоюзов в создании современных социально-трудовых отношений // Государственное управление. Электронный вестник. 2011. №28.
5. Клементьев Д.С., Малышев М.А. Социальное партнерство как условие
модернизации России // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2011. № 4.
6. Малышев М.А. Государство в системе российского социального партнерства. М., 2011.
7. Малышев М.А. Профсоюзы в социально-партнерских отношениях в сфере труда. М., 2009.
8. Осипов Е.М. Социальное партнерство и малый бизнес в России: теория, методология, анализ. М., 2011.
9. Социальная работа и гражданское общество (коллективная монография) / Под. ред. И. А. Григорьевой. СПб., 2006.
10. Шулус А.А. Методологические основы исследования экономической деятельности // Труд и социальные отношения. 2001.
11. Шулус А.А. Гражданское общество и профсоюзы. Сб. материалов. М., 2006.
12. Шулус А.А. Социальное государство как концептуальная основа построения союзного государства // Труд и социальные отношения. 2007.