Научная статья на тему 'Социальное партнёрство: основной элемент и метод социального управления обществом'

Социальное партнёрство: основной элемент и метод социального управления обществом Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2832
413
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное партнерство / социальные конфликты / профсоюзы / социальные интересы / трудовые отношения / social partnership / social conflicts / trade unions / social interests / labour management relations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Габелко Н. Е.

В статье рассматривается социальное партнерство с позиций построения общества справедливых трудовых отношений между работодателем и наемным рабочим. Дан сравнительный анализ опыта социального партнерства за рубежом и на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article social partnership is considered from the prospects of fair employee-employer relations arrangement. Comparative analysis of domestic and international practice of social partnership is presented.

Текст научной работы на тему «Социальное партнёрство: основной элемент и метод социального управления обществом»

Территория науки. 2015. № 4

Габелко Н.Е.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО: ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ И

МЕТОД СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: социальное партнерство, социальные

конфликты, профсоюзы, социальные интересы, трудовые отношения.

Аннотация: В статье рассматривается социальное партнерство с позиций построения общества справедливых трудовых отношений между работодателем и наемным рабочим. Дан сравнительный анализ опыта социального партнерства за рубежом и на территории Российской Федерации.

Key words: social partnership, social conflicts, trade unions, social interests, labour management relations.

Abstract: In the article social partnership is considered from the prospects of fair employee-employer relations arrangement. Comparative analysis of domestic and international practice of social partnership is presented.

Теория вопроса. Чтобы понять сущность социального партнёрства необходимо исходить из того, что в течении тысячелетий взаимоотношения между основными классами общественных систем были антагонистическими (рабы - рабовладельцы, крестьяне -феодалы, рабочие - капиталисты), они приводили к многочисленным войнам, социальным революциям.

Для разрешения социальных конфликтов было два принципиально различных способа: 1) уничтожение частной собственности на

средства производства и обеспечение на основе общественной собственности справедливого общества; 2) соглашение интересов собственников и наёмных рабочих.

Построение справедливого общества в отдельно взятой отсталой стране в неблагоприятных исторических условиях, как утверждал К. Маркс - невозможно. В историческом плане на современном этапе первый способ проиграл второму.

Одной из первых работ, посвящённых сущности и условиям общественного согласования, является трактат «Общественный договор» Ж.Ж. Руссо, опубликованный 1762 году. В трактате рассматривается общество, основанное на законах, перед которыми все равны и сохраняют личную свободу. Совершенное

100

Территория науки. 2015. № 4

законодательство, по мнению Руссо, нельзя создать в результате борьбы партий. Законы принимаются в результате плебисцита. Важнейшим условием эффективного функционирования общественного договора является высокий уровень гражданской зрелости населения.

Конструктивный вклад в развитие теории согласия внесли футуристы Ж. Фурье, А. Сен-Симон, Р. Оуэн. Их идея создания справедливого общества касается всех сфер жизни этого общества. В частности, Ж. Фурье предложил делить чистый доход между капиталом, талантом и трудом в пропорции 4/12, 3/12 и 5/12. Работы Фурье, Сен-Симона и Оуэна оказали существенное влияние на многих экономистов, в том числе на одного из крупнейших идеологов XIX века Джона Стюарта Мюлля, который первым применил термин «партнёрство». Он писал по этому поводу: «Отношение... между хозяевами, работниками будут вытесняться отношениями партнёрства в одной из двух форм: в некоторых случаях произойдёт объединение рабочих с капиталами, в другой - объединение рабочих между собой».

В настоящее время произошло объединение рабочих между собой (профсоюзы), капиталисты объединяются между собой в союзы и эти объединения заключают между собой соглашение о социальном партнёрстве. Этим самым признаётся с одной стороны, что капиталисты являются фактическими организаторами производства, с другой стороны, что наёмные работники являются главным элементов производственного процесса, человеческим капиталом, который необходимо воспроизводить, а значит обеспечить для этого стабильный и необходимый уровень жизни.

Идеология социального партнёрства появилась как в результате интересов теоретических изысканий, так и в ходе борьбы и многократных согласований интересов наёмных работников, предпринимателей и государства. Можно с полным основанием утверждать, что возникновение феномена «социального партнёрства» выступает как научно обоснованная закономерностью общественного развития в процессе формирования социально ориентированной рыночной экономики.

Социальное партнёрство отражает исторически обусловленный компромисс интересов субъектов современных исторических процессов и выражает общественную необходимость социального мира как одного из основных условий политического мира и экономического прогресса. Это шаг к реализации прав трудящихся через сотрудничество и взаимные уступки двух основных социальных

101

Территория науки. 2015. № 4

групп (работодателей и наёмных работников) и государства, представляющего интерес и тех и других.

Идея социального партнёрства в сфере труда и трудовых отношений, прежде всего, в виде двухстороннего и трёхстороннего сотрудничества стала основой деятельности международной организации труда (МОТ), её идеологической базой.

Социальное партнёрство - интегральный элемент рыночных отношений. Партнёрство в экономике следует рассматривать и как этическое понятие и как организационный принцип. Многие проблемы современного общества, включая преодоление отрицательного влияния индустриализации и механизации, а также социальных изменений в рациональном и международном плане решаются легче, если стороны выступают в качестве партнёров, а не противоборствующих группировок, и ориентируются на кооперацию, а не на конфронтацию.

Партнёрство означает признание различного рода социальных интересов отдельных общественных групп и предоставления им права участвовать в экономических и политических процессах, в формировании общественного мнения и принятии решений. Партнёрство предусматривает сотрудничество между работодателями, наёмными работниками и государством. Оно служит выражением свободного мышления и поведения, которое исходит от признания нежелательности развития событий в форме классовой борьбы как это было в прошлом.

Таким образом, субъектами социального партнёрства как свидетельствует мировой опыт, является наёмные работники, работодатели и государство. Соответственно институтами (организациями), представляющими их интересы выступают профсоюзы, объединение работодателей, правительство, а также органы государственной власти субъектов федераций, органов местного самоуправления. Объектом социального партнёрства является в первую очередь социально-трудовые отношения между его субъектами (по поводу заработной платы, занятости, управление и расширение социальных гарантий, охраны, условия организаций труда, различного рода трудовых споров и т.п.).

Как видим, партнёрство представляет собой процесс согласования интересов, процесс создания единого социокультурного пространства, в котором обитают разные субъекты, которые, несмотря на различие интересов, должны соблюдать общие правила игры.

К основным слагаемым социального партнёрства следует отнести утверждение общечеловеческих ценностей в производстве и в других

102

Территория науки. 2015. № 4

сферах общественного труда. Деформации и негативные явления в любой сфере общества сказываются на социальном самочувствии людей и как следствие проявляются в социальной сфере. Ведь качественное состояние в социальной сфере - надёжный показатель жизнеспособности общества.

Зарубежный опыт управления обществом на основе социального партнёрства. Проблемы социального партнёрства обычно рассматриваются исходя из послевоенного опыта стран западной Европы, прежде всего ФРГ и Японии по восстановлению разрушенной экономики. Эти страны на основе идеи социального партнёрства всех слоёв населения и, прежде всего, капиталистов и рабочих, обеспечили эффективное развитие рыночной экономики, добились восстановления экономики на новом технологическом уровне и обеспечили высокий уровень всего населения. Именно в ФРГ социальное партнёрство как метод и форма согласования интересов различных групп их конструктивного взаимодействия стала основным элементом концепции социально- организованного рыночного хозяйства.

В ФРГ после краха и разгрома фашизма общество пришло к пониманию необходимости установления в стране порядка, исключающие социальные потрясения. В последние десятилетия в ФРГ сформировалась разветвлённая система соучастия, то есть система партнёрских отношений бизнеса и работников производства. Работники ФРГ имеют возможность отстаивать свои интересы путём заключения коллективных договоров с работодателями. Однако такие договоры не обеспечивают решения всего комплекса социальных проблем, возникающих на производстве, поэтому система коллективных соглашений дополняется системой соучастия трудящихся в управлении производством, которая охватывает все важные центры принятия решений промышленных корпораций ФРГ. Инициатива создания системы соучастия принадлежала объединению немецких профсоюзов. И именно благодаря их усилиям система приобрела широкий характер и постоянно модифицируется. Основной целью данной системы было именно соучастие, то есть доступ представителей работников к важным органам власти на предприятиях и концернах, а не стремление к ограничению частной собственности. Такой подход предполагает также, что собственники должны быть готовы к партнёрским отношениям, как с профсоюзами, так и с представителями трудовых коллективов. Эта готовность к компромиссу стимулируется конституционно-правовой системой ФРГ.

Среди важнейших направлений деятельности в системе соучастия следует отметить: а) систематическое информирование работников о

103

Территория науки. 2015. № 4

социально-экономическом развитии на производстве; б) разъяснение трудящимся основ трудового права и социального законодательства; в) контроль за соблюдением администрации законов и коллективных трудовых соглашений.

Представляет интерес опыт стран западной Европы в частности конкретных форм социального партнёрства. Длительную историю имеют идеи социального партнёрства в Бельгии. В настоящее время сложилась стройная система трёхсторонних органов. На уровне предприятия в двухстороннем порядке. На основе равного представительства всех сторон создаётся национальный совет по труду, являющийся консультативным органом в правительстве. Он же имеет право вести коллективные переговоры на общем национальном уровне.

Во Франции общенациональные органы отсутствуют. Но периодически правительство проводит консультации на базе органов, обслуживающих рынок труда, по вопросу занятости, технологических изменений, иммиграции рабочей силы и др.

Во Франции социальное партнёрство характеризуется ведущей ролью государства, которая стремится единолично и во всём объёме руководить экономическим, технологическим и социальным развитием страны.

На общенациональном уровне действует экономический социальный совет, в который входит 230 человек: 72 от

предпринимателей, 69 от профсоюзов, 17 от социальных служб и 10 от сельскохозяйственных кредитных союзов. Кроме того, в состав совета входит 40 экспертов, назначаемых президентом страны. Важной задачей поддержания взаимоотношений между сторонами в системе социального партнёрства является предотвращение конфликтов, либо своевременное ведение переговоров. Во Франции раз в 2 года избирается комиссия, представляющая трудящихся по всем вопросам жизни предприятия, включая занятость, профобучение, условия труда.

В большинстве стран организации работодателей и профсоюзов активно участвуют в системе профессионального обучения. Осуществление производственного обучения социальные партнёры выступают в качестве организаторов независимых учебных центров, непрерывного профессионального обучения. Профсоюзы могут принимать участие в управлении центрами, созданными на государственные средства. Особое внимание в системе социального партнёрства следует уделить частью работников в управлении производством.

104

Территория науки. 2015. № 4

В странах северного совета участи работников в управлении производством осуществляется через органы сотрудничества, включающие равное число от работников и предпринимателей.

Шведская модель социального партнёрства стала наиболее популярной среди исследователей социального партнёрства. Становление шведской системы модели социального партнёрства началось ещё в 1928 году и связано с деятельностью партии социал-демократического правительства. В 1928 году здесь был принят закон о коллективных договорах. С 1930 года значительно расширяются права профсоюзов. В 1938 году было заключено основное соглашение между центральным объединением профессиональных союзов Швеции и шведским объединением предпринимателей, принципы которого до сих пор используются при регламентации отношений государства, предпринимателей и профсоюзов.

Проблемы социального партнёрства в России. Основополагающим законом, гарантирующим социальное партнёрство в России, является Конституция Российской Федерации, принятая всеобщим голосованием 12 декабря 1994. В статье 27 Конституции записано, что Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена, на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, установлен минимальный размер оплаты труда, государственная поддержка семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам. Развивается система социальных служб, устанавливается государственная пенсия, пособия и гарантии социальной защиты. В период перехода экономики от административной к рыночной трудовые отношения между работодателями и наёмными рабочими регулировались указами президента. С развитием рыночной экономики, исходя из общих принципов и норм международного права, в соответствии с Конституцией РФ был принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2001 года Трудовой Кодекс Российской Федерации.

В статье 23 Кодекса сказано, что партнёрство в сфере труда - это взаимодействие между работниками, работодателями и органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленное на согласование интересов работников при решении трудовых споров. По мере совершенствования трудовых отношений в Кодекс по состоянию на 1 января 2014 года внесено около 30 изменений и дополнений. Трудовой кодекс в целом соответствует действующему законодательству по социальному вопросу, ведущих западных стран.

105

Территория науки. 2015. № 4

К существенным недостатком следует отнести: 1) нет процедуры индексации заработной платы в соответствии с инфляцией; 2) минимальный размер заработной платы установлен на уровне прожиточного минимума, тогда как в западных странах нет такого понятия, у них существует минимальный уровень оплаты труда, который должен обеспечить развитие человека; 3) не указаны размеры дифференциации заработной платы к минимальному и к максимальному уровню, во многих странах он составляет в ФРГ -1 к 5, в Швеции - 1 к 2, в Японии - 1 к 3.

Положение усложняется несоблюдением Трудового Кодекса, а государство как гарант и регулятор трудовых отношений этого не замечает. Не ведёт борьбу с выплатами чёрных зарплат, принятием на работу без зачисления в штат. Не укладывается в принцип социального партнёрства принятая пенсионная система. Для государственных служащих при уходе на пенсию возмещается 50-80% заработной платы, а для работников экономической сферы 20-25%. Пенсия для этой категории определяется по хитроумной формуле, сложной для понимания. Ни в одной стране нет такой формулы. Применение баллов не оправдано. Самыми лучшими баллами могут быть отчисления в пенсионный фонд в рублях. Отчисления в фонд производится за счёт работодателя, что подвигает его выплачивать зарплату в конверте. Накопительная часть пенсии начисляется за счёт государственных отчислений и перечисляется в негосударственные пенсионные фонды. Отчисления в пенсионный фонд не регламентируется, а необлагаемая налогом сумма начислений не регламентируется, тогда как во всех странах этот размер установлен, например, в США не более 2000 долларов в год.

Не отвечает принципам социального партнёрства и плоская шкала налогообложения доходов физических лиц, тогда как во всех странах существует прогрессивная шкала. Верхняя ставка шкалы в 3-4 раза выше минимальной.

Предложения по совершенствованию системы социального управления общества на основе социального партнёрства.

1. Внести изменения в Трудовой Кодекс по вопросу индексации заработной платы с учётом инфляции.

2. Ввести порядок утверждения минимального уровня заработной платы работника по профессиям и отраслям.

3. Ввести ограничения на заработную плату высокооплачиваемым работникам, с тем, чтобы её уровень не превышал среднюю по организации в 5 раз.

106

Территория науки. 2015. № 4

4. Ввести прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц.

5. Разработать новый закон о пенсиях, предусматривающий одинаковый порядок определения размера пенсии для всех категорий работников.

6. Пенсию высокооплачиваемым работникам выплачивать только при фактическом выходе на пенсию.

7. Накопительную часть пенсии формировать за счёт взносов работника в размере 6% и не перечислять в негосударственные пенсионные фонды. Для этого необходимо повысить минимальный уровень оплаты труда на 50%.

8. Накопительная часть пенсии должна формироваться за счёт средств работника и корпоративных взносов на его лицевой счёт.

9. Рассмотреть списки профессий по выходу на льготную пенсию на предмет их сокращения и ликвидации. В западных странах установлен единый возраст на полную пенсию.

Список литературы:

1. Борисова Г., Иванова С. Социальное партнерство как инструмент региональной образовательной политики // Новые знания. - 2002. № 1. - С. 27-32.

2. Социальное партнерство: Механизмы взаимодействия: (Сборник статей)/ Ред. А. М. Аверин. - Нижний Тагил: НТФ ИРРО. Вып.2. - 2002. - 34 с.

Гура Г. М.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВА ОБВИНЯЕМОГО НА РАССМОТРЕНИЕ ЕГО ДЕЛА С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: судебная защита прав и свобод, гуманизация уголовного процесса, суд присяжных, групповое представление о справедливости.

Аннотация: Проблема суда с участием присяжных заседателей привлекает внимание не только юристов, но и широкой общественности, ведь касается она защиты прав и свобод личности. В статье предпринята попытка проанализировать положительные и отрицательные аспекты развивающегося в России суда присяжных.

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.