К.Ш. Кужахметова,
преподаватель истории, КГКП «Костанайский колледжа бытсервиса», г.Костанаьi
He?i)?i свздер: «Болашаща багдар: рухани жацгыру», «Туган жер» жобасы, жалпы мэдение цузыреттшк, оцыту ж\iieci, ру-хани-адамгерштк тэрбие, озт
он таныту, халыцтыц дана, цогам мэселеа.
Ключевые слова: «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», проект «Туган жер», общекультурные компетенции, система преподавания, духовно-нравственное воспитание, самореализация, народная мудрость, проблемы общества.
Keywords: "Future glance: public conscious modernization ", "Туган жер " project, cultural competences, teaching system, moral education, self-realization, folk wisdom, society problems.
УРОКИ ИСТОРИИ - УРОКИ жизни
Ацдатпа
Макалада отаншылдьщты тэрбиелеу проблема-сы карастырылуда, окытушы гуманитарльщ цикл сабактарында жалпы мэдени кузыреттштн к;а-лыптастыру женшдеп озшщ жумыс жуйесш усы-нады. Эзшщ жумыс тэж1рибесш сипаттай отырып, ез мемлекетшщ тарихын жай гана жаттап алуга болмайтынын, оны TyciHy жэне eMip ушш, жаны ушш кажеттшш ретшде кабылдау кажет, оны мец-геруде озшдш сындарлы ойыларын енпзуш кер-сетедг Тарих сабактары eMip сабагы болуы тшс - бул Президент Н.А.Назарбаевтьщ «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания» багдарламмальщ макаласынын идеясын жузеге асыру жолы.
Аннотация
В статье рассматривается проблемы воспитания патриотизма, автор представляет свою систему работы по формированию общекультурных компетенций на уроках гуманитарного цикла. Описывая свой опыт работы показывает, что историю своего государства нельзя просто выучить, её нужно по- д нимать и принимать как нечто необходимое для g жизни, для души, вносить в её изучение собствен- ^ ные критические мысли. Уроки истории должны Ё стать уроками жизни - это и есть путь реализации ^ идеи программной статьи Президента Н.А.Назар- Э"
баева «Взгляд в будущее: Модернизация обще- ^
н
ственного сознания». и
I
Annotation о
£
In the article they consider patriotism education, t*
The teacher presents her culture competences д
forming system at the humanitarian cycle lessons, н
By describing the experience they show that knowing С
history of the country is not enough. It is necessary О
to understand and accept it as something necessary 3
life and soul and to learn it through critical thoughts. ^
History lessons must become life lessons. That is the §
way of the President N. A. Nazarbayev program article g
"Public conscious modernization" realization. w
Образование признано одним из важнейших прио- ^
ритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2050». ^ «Новый этап Казахстанского пути - это новые задачи ^ укрепления экономики, повышения благосостояния
ее:
в; х х
ш
ч
О
«
О с о
1-4
м
В
2
<
н о
£ «
о с в; К х
<с н X С о о
т
ш Ч
РЧ
О 0-С ш л X -а
£
Н <
народа. Казахстану жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. Провозглашение Казахстаном государственного суверенитета и связанные с этим новые социально-политические реалии вызвали значительную трансформацию самосознания общества и его граждан. Принципиально изменился угол зрения на мир, народ и его историю. В современном мире это коренной вопрос социально-экономической модернизации. Это главный вектор развития Казахстана в ближайшем десятилетии» [ 1 ].
Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро изменяющемся мире [1]. «Культ образования должен быть всеобщим. И тому есть жесткая и ясная причина. Технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха. И мы вступили в эту эпоху. В таких условиях успешно жить сможет только высокообразованный человек, который может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования» - отметил Нурсултан Абише-вич Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания" [2]. Время никого не ждет, и модернизация, как и сама история, бесконечно продолжающийся процесс. И здесь важно, чтобы все помнили, что главное это внутреннее желание человека и готовность к изменениям. О модернизации общественного сознания говорят с момента выхода стратегической статьи Президента «Болашак;к;а багдар: рухани жацгыру». Если прежде все государственные реформы в стране были направлены на конкретные сферы, принцип работы которых людям как -то понятен - политика, экономика, то теперь, когда речь зашла о модернизации сознания целого народа такой территориально крупной страны как Казахстан, начались бурные обсуждения от разговоров на кухнях до публичных выска-
зывании в социальных сетях.
В актуальности «Рухани Жацгыру» - программной статьи Главы государства, которая ориентирована на возрождение духовных ценностей казахстанцев, никто не сомневается. Статья подчеркивает важность модернизации общественного сознания, развития конкурентоспособности, прагматизма, сохранения национальной идентичности, популяризации культа знания и открытости сознания граждан. Эти качества должны стать основными ориентирами современного казахстанца. Речь о том, что казахстанцам необходимо научиться иначе, более прогрессивно мыслить, смотреть на вещи под другим углом, и тогда появится шанс приумножить благосостояние страны. Модернизация общественного сознания, по словам Президента, не просто дополнит другие уже начатые в стране модернизации - политическую и экономическую, она должна стать их сердцевиной. А эту серцевину формируют педагоги. Огромная роль отводиться преподавателям гуманитарного цикла, которые с большим уважением должны отнестись к этому проекту, к этой инициативе и донести этот проект до обучающихся.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнений, так как идеи программной статьи Президента нашего государства «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания», проекта «Туган жер» являются главными задачами, над которыми должны работать преподаватели гуманитарного цикла.
В статье Президента одним из условий модернизации общественного сознания является воспитание у казахстанцев чувства истинного патриотизма.
Главной целью педагогической деятельности преподавателя социально-гуманитарных дисциплин является формирование казахстанского патриотизма.
Ещё в XIX веке Н. М. Карамзин очень точно заметил: «Любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорою патриотизма». Его мысли как никогда современны в реалиях модернизации 4.0 в Казахстане. В условиях формирующегося демократического и правового государства казахстанскому обществу нужен новый демократический тип личности. Это обра-
Ш
зованные, нравственные, предприимчивые молодые люди, способные к сотрудничеству, несущие личную ответственность за свое благополучие и благополучие общества, готовые своим собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.
Начиная свою педагогическую деятельность, у всех учителей истории должны возникнуть вопросы: «С чего начать?» «Как сделать так, чтобы у детей появился интерес к истории своего государства, гордость за историю своего Отечества, чувство национального достоинства?» «Как?»
Самое главное и самое сложное сейчас -преодоление стереотипов мышления, изменение педагогического сознания, освобождение от ошибочных представлений, поиск новых, отвечающих требованиям современности, подходов в системе образования. Преподаватель должен прийти к пониманию, что историю, особенно своего государства, нельзя выучить, её нужно понимать и принимать как нечто необходимое для жизни, для души, вносить в её изучение собственные критические мысли. Уроки истории должны стать уроками жизни. Ведь известно извечное желание здорового общества: так воспитывать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством, не растеряв свою культуру. Считаю, что главной целью преподавателя, воспитателя является воспитание личности с ориентиром на общечеловеческие ценности. И поэтому основной задачей моей педагогической (методической, научной) деятельности ставлю: «Формирование общекультурных компетенций у студентов на уроках социально-гуманитарного цикла».
Задачи современного педагога овладение: во-первьгх, методологическими компетенциями (психолого-педагогическими), во-вторых, общекультурными компетенциями (мировоззренческими), в-третьих, предметно-ориентированными компетенциями и, в-четвёртых, непрерывное повышение педагогического мастерства. Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но сами по себе еще не делают человека компетентным. Главная миссия современного преподавателя - это стать компетентным
консультантом, помощником, организатором самостоятельной активной деятельности студента. Педагог должен развивать самоконтроль, самообучение у студентов. Повышать педагогическое мастерство - профессионализм главное условие повышения конкурентоспособности общества, это то условие, которое способно облегчить преподавателю достижение наиважнейшей цели - формирования и развития личности. Нужно выделить основные задачи, которые стоят перед преподавателем:
• создание условий для развития и самореализации студентов;
• усвоение продуктивных знаний, умений;
• развитие интереса к знаниям на протяжении всей жизни.
Чтобы решить первую задачу, начиная уроки по дисциплинам социально-гуманитарного цикла, можно предложить выполнить своим подопечным психологический тест по китайской методике. Суть этого теста такова, студенты по своему дню рождению высчитывают, какими качествами их наделила природа, а какие качества были развиты ими, их родителями, учителями. Опыт работы показывает, что этот тест делает чудеса с обучающимися. У них появляется желание и интерес, меняется отношение к учебе, изучаемому предмету. Это психолого-педагогическая методика, позволяет изменить взгляды студентов, ориентировать не только на учебу, но и на материальные и духовные ценности. Расшифровывая этот тест, нужно показать, как важны правила отношений между преподавателем и студентом. Педагог должен показать систему своей работы. Если студенты понимают и принимают приемы, формы и методы обучения преподавателя, появляются знания.
Формирование мировоззренческих компетенций - одна из важных задач педагога. История страны - благодатная для этого «почва».
Преподаватель гуманитарных дисциплин может трактовать историю через народную мудрость, притчи, сказания, легенды. Что в этой жизни вечно? Правда! Что всегда актуально, конечно народная мудрость. Основы всех наших законов, право и мораль - есть прошедшая через призму веков народная
в; К К
ш Ч
О
«
о с о
1-4
м
в
2
<
н
о £
«
о с в; К х <с н X С о о
т
ш Ч
РЧ
О 0-С
ш
Л
X -а
£ Н
ьс <
в; х х
ш
ч
О
«
О с о
1-ч
м
В
2
<
н
о «
о с в; К х
<с н X С о о
т
ш Ч
РЧ
О 0-С ш л X -а
£
Н <
мысль. Нурсултан Назарбаев в своей книги «В потоке истории» эпиграфом взял слова Омар Хайяма:
Оглянись на себя, И подумай о том: Кто ты есть, Где ты есть, И куда же потом?[3,с. 8] У казахов есть пословица: «Жет1 атасыц бшмейтш ер жетеаз, жет1 гасыр тарихын бш-мейтш ел жетеаз» - сын, незнающий семерых своих предков, - бестолочь, народ, незнающий своих прошлые семь веков, без поводыря или без будущего[3,с. 273]. Построить государство, быть достойным гражданином своего государства, без знания истории своего государства, без любви к родному краю просто не возможно - это есть быть без поводыря и без будущего.
Свой первый урок по истории Казахстана можно начать с легенды о манкуртах: «Много-много лет тому назад жуаньжуаны - жестокое племя, захватившее сарозекские степи, превращали своих пленных в рабов, лишенных памяти, - манкуртов. Несчастному напяливали на голову кусок свежей верблюжьей шкуры в виде обруча, и, когда она высыхала, человек забывал свое прошлое, свой род, своих родителей, свое имя.. [5,с.137-138]. Манкурт не знал кто он, какого рода-племени, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери, одним «словом, не осознавал себя человеком. Эта легенда из романа Ч. Айтматова «Буранный полустанок». Чтобы наши дети не стали манкуртами они должны знать историю своей страны, а преподаватель истории должен дать им знания и научить любить историю своей Родины. Также на первом уроке нужно убедить обучающихся в том, что история Казахстана - это история не только казахского народа, но история народов живущих на территории Казахстана! Это история нашей Родины! А Родина от слова родиться, а не от слова казах, немец, русский и т.д. Здесь я приведу слова нашего Президента из статьи: «В-третьих, патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. Поэтому я предлагаю программу «Туган жер», которая легко перейдет в более широкую установку -«Туган ел». «Туган жерш суйе алмаган суйе
алар ма туган елш?» или «С чего начинается Родина?» В этих словах есть большой смысл. Почему малая родина? Человек - существо не только рациональное, но и эмоциональное. Малая родина - это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь» [2]. Поэтому в конце первого урока студенты получают задание выполнить исследовательскую работу на тему «История моей семьи» и написать мини-научную работу, эссе, доклад и т.д.. Эту работу они выполняют на протяжении отведенных часов по программе и готовятся к обобщающему уроку под названием «История Казахстана - моя история». В своих проектах студенты связывают историю своей семьи с историческими событиями Казахстана. Изучая историю своей семьи, студент ближе ощущает историю своего государства и более трепетно относится к ней. Ведь это так просто, а вместе с тем так сложно объяснить, что, только научив любить и ценить историю семьи, можно научить ценить свою Родину. И только потом можно с уверенностью утверждать, что у тебя как у преподавателя истории Казахстана есть право говорить, что твои ученики знают историю своего государства.
Никто из моих учеников не остался равнодушным, услышав историю моей семьи и моего родного поселка, любовь к которым я выразила в своих стихах:
Вселенная большая и стран не перечесть, Земля моя родная на той планете есть. Хоть маленькую точку на глобус нанесу Кусакан родной мой, я крупно напишу! Хоть крохотная точка не видно ни кому А для меня большая, я здесь родилась и живу!
«Туган жер» - это проект, который всегда будут нацелен от идеи до ее воплощения на познавательные навыки студентов, умение самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. В каждом студенте живет страсть к открытиям и исследованиям. Изучая историю нашего края, исследуем судьбы личностей, связанных с нашим краем, интересуемся обычаями и традициями своих народов. Написаны истории поселков Кусакан и Ми-лютинка Житикаринского района Костанай-ской области, где показаны, что история села
31111
- это отражение истории государства. Особой ценностью являются работы по реабилитации репрессированных людей. Это работы о судьбе отца и сына Кужахметовых, реабилитация имени Дербисалы Беркимбаева. Это государственный деятель живший в царское время, который очень много сделал для своего народа, но был забыт, а советская власть репрессировала его детей, сломав их судьбы.
Как показывает практика, внедрение проектной методики активизирует познавательную деятельность студентов, позволяет добиваться более высоких результатов участия в различных конкурсах. Наши научные проекты высоко оценены в области, в Республике, в Малой академии наук РК.
Проблемами нашего общества являются быстро распадающиеся браки, ранние браки, матери-одиночки, дети, брошенные родителями и т.д. Раз существуют эти проблемы, перед нами стоит задача изучить и разработать методы воспитания семьянина. На уроках нужно поднимать эти проблемы, прислушиваясь к детям, к их мнению в той или иной ситуации. Матери-одиночки, безотцовщина, брошенные дети, брошенные родители - это боль нашего общества. Вы помните у Ч. Айтматова «Белый пароход», как мальчику нужен был отец и как в бреду болезни, он с криком: «Я иду к тебе папа», бросается к белому пароходу, где как он уверен, находится никогда невиданный им отец, но так горячо любимый и родной. Чем раньше мальчики будут участвовать в обсуждении этих тем, тем раньше сформулируют свои взгляды и убеждения, какой он будет мужчина, какие качества нужны настоящему мужчине, каким должен быть отец. Тем быстрее наше общество получит настоящего семьянина, гражданина и патриота своей страны.
«И так во всем, как хотите, Чтобы с вами поступали люди, Так поступайте и вы с ними. Ибо в этом закон и пророки».
(Из библии. Евангелие) Основы морали заложены в религии, это и есть основы нравственности. История нашего народа - это уникальный духовный опыт, богатейшие интеллектуальные и нравственно-эстетические силы, которые выражаются через религию. Мои студенты встречаются
со служителями храмов, чтобы задать им интересующие их вопросы: «Чему учит религия?», «Какие заповеди являются основой религии?», «Как религия относится к современным технологиям, к моде, к молодежи, к глобальным проблемам человечества, к политике государства и т.д.?» Они находили неисчерпаемые душевные россыпи и заряжались энергией доброты и понимания от встречи со священнослужителями, от посещения святых храмов. И самое главное приходили к выводу, что вера формирует высокие духовно-нравственные качества, независимо от религии. Лучшие черты народного характера - это безграничная любовь к Отчизне, чувство гражданского долга перед ней, самоотверженность в труде, социальный оптимизм, большая вера в могущество человека - всё это основа духовно-нравственного учения любой религии.
По религиозным обрядам казахского народа, было разработано воспитательное мероприятие в честь 125-летия М.Дулатова, которое называлось «Калын ел1 болмаса, ер-лер жспм, кайран ерлер болмаса, ел1 жеп м». Целью этой работы было провести поминальный «Ас» по обычаям наших предков в честь памяти жертв политических репрессий 20-30-ых гг. и показать трагическую судьбу интеллигенции Казахстана на примере судьбы Мы-ржакыпа Дулатова.
Особенностью авторских воспитательных мероприятий: «Казак, атыц ошпесш жер бетшен», «Тэуелаздтк шеж1ре - Летопись Независимости», «Ел басы - Лидер нации» является то, что в мероприятиях участвуют в основном юноши. Из покон веков ответственность за семью, за страну несли мужчины, мальчики должны прочувствовать эту ответственность.
Кульминацией воспитательного мероприятия «Калын ел1 болмаса, ерлер жспм, кайран ерлер болмаса, ел1 жепм», было инсценирование «Обращения Мыржакыпа Дулатова к молодежи»: (авторские стихи)
О, народ мой, я счастьем опьянен Жизнь твоя - сплошная новизна Я мечтал о единой стране, О свободе народа мечтал. Верным быть идее - высший дар Этой ели отдал серОца жар
в; К К
ш Ч
О
«
о с о
1-4
м
в
2
<
н
о £
«
о с в; К х <с н X С о о
т
ш Ч
РЧ
О 0-С
ш
X -а
£ Н
ьс <
ЕЕ(§
в; х х
ш
ч
О
«
О с о
1-4
м
В
2
<
н о
£ «
о с в; К х
<с н X С о о
т
ш Ч
РЧ
О 0-С ш л X -а
£
Н <
Нам земля нужна как мир, как сеет Что дело народа в каждом из нас, Каждый в ответе за жизнь и за власть. Если жить честно, богато хотим, Трудись всегда, смело стой в бою, Прощай обиды, здоровья не жалей и сил, Не избегай тяжелой клади, С дурною славой не дружи. Каждому нужно так сказать, Что может быть труднее в мире. Но говорят не без причин: «В роду растущем - все батыры, В увядшем - вовсе нет мужчин». Я к мужчинам обрагцаю тревожную речь: «Ваше время настало Отчизну беречь Я хочу, чтобы парни казахстанской земли Призыв услышали мой, Оценили порывы мои. Как заповедь мои порывы просты: От вас зависит состояние страны, Не вам ли оставили предки наказ Без земли народу жизни нет. И пройдя путь унижений и невзгод, Пусть гордится именем народ. Чтобы народ мой счастлив был , Надо чтобы народ простые истины не забыл:
Достоинство, ум, справедливость и власть.
Ведь много проблем в вашем веке Жизни тяжелой нет конца Что может быть страшнее в любом веке, Чем сын, переставший почитать отца. Что значит аксакал, Если он уважение людей потерял. Старшим от юных почета нет. За ворот старших юнцы берут. В людях совести пропал и след. Силой сыновей живут. Вы живете на готовом подолгу И поэтому видите лишь собственный путь Верю скоро частгщу великого долга Вам придется великому краю вернуть. Я - Мыржакып Дулатов Верю в величие своей страны Лишь мужество мужчин, Их справедливость и власть Сохранит величие страны. В особо тяжелые годы становления независимого Казахстана в 1996 годы мои студенты по «Обществознанию», по «Основам права»
получали задание написать эссе, где они составляют прогноз себе и своему государству на 10 лет вперед. Писали и пишут по-разному: с верой и без веры, с патриотизмом и без, с умением строить планы, ставить цели и без этого. Анализируя эти работы, можно было выявить проблемы, над которыми следует работать учителю истории и классному руководителю. Все эти работы можно считать педагогическими победами и результатом своей педагогической деятельности. Именно такие работы дают проценты качества преподавания и успешную сдачу экзаменов, и самое главное, решение жизненных экзаменов.
Сейчас можно утверждать, что молодежь поменялась, она может планировать, ставить цели, любить свою Родину. Уровень овладения ключевыми компетенциями - тот реальный багаж, который в дальнейшей взрослой жизни выпускника будет востребован в первую очередь, и именно от этого багажа зависит не только его дальнейшая жизненная и профессиональная карьера, но и будущее региона, того уголка земли, где он будет жить.
Чем за обгцее счастье без толку страдать
Лучше счастье кому-нибудь ближнему дать
Лучше друга к себе привязать добротою,
Чем от пут человечество освобождать.
Омар Хайям [4,с.256]
Вслушайтесь в эти слова, в них мудрость человечества. Ведь действительно если человек заботится о своем доме, о доме, в котором он живет - это и есть любовь к Родине. Проект своей воспитательной работы я назвала «Дом, в котором мы живем». Под «домом» подразумевается семья, школа, колледж, село, город, регион, государство, в котором должен жить человек - личность, человек - труженик, человек - семьянин, патриот и гражданин, сознательно участвующий в свершениях своего народа. Мы должны воспитать интегративную личность, заключающую в себе внутреннюю свободу, знающую свои права и обязанности гражданина.
И в заключении, хочется сказать, что главное условие успешного обучения, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, зависит не от количества приметаемых приемов и технологий, а от умений формировать и развивать ключе-
Ш
вые, общекультурные компетенции (мировоззренческие). Со стилем и технологией преподавания педагога должен познакомиться обучающийся и заключить сотрудничество, основанное на взаимопонимании и уважении друг к другу. Нужно выработать правила сотрудничества, при соблюдении которых должны видеть перспективы своего труда, как преподаватель, так и студент.
Чем же должен руководствоваться преподаватель для их выполнения?
¡.Главное не только знания по предмету, который он преподает, а личность, которую он формирует.
2.Не материал предмета формирует личность, а преподаватель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
3.Помогать студентам овладеть наиболее продуктивными методами и формами учебно-познавательной деятельности - научить учиться.
4.Необходимо чаще использовать вопрос: Как мы с вами изучаем историю? Что мы для этого делаем? Почему мы так изучаем? Чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
5.Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто осознанно говорит своими словами, т.е. знает суть.
6.Научить студентов думать и действовать самостоятельно.
7.Развивать творческое мышление через творческие работы по предметам.
8.Необходимо чаще показывать студентам перспективы обучения.
9.Использовать схемы, планы, алгоритмы, глоссарии, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
10.В процессе обучения обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого студента.
11.Смотреть новости, начинать уроки с по-литинф ормации.
12.Поощрять исследовательскую работу студентов.
13.Учить так, чтобы студент понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. Уроки истории - уроки жизни.
14.Объяснять студентам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится
всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Эти правила или примерно такие должны стать педагогическим кредом преподавателя. Великий киргизский писатель Чингиз Айтматов сказал: «Народ, у которого нет истории, подобен ребенку без отца и матери, всему учиться с самого начала. Мало того, народ, потерявший свою историческую память, словно гибкая лоза, куда его согнешь, туда и пойдет». Как сказано ёмко и значимо! Поэтому у нас должен быть свой путь! Путь к созданию сильного государства, умного народа, конкурентоспособного общества. И когда речь идет о модернизации сознания целого народа важно знать, что успех решает только высокообразованный человек, воспитанный на обычаях и традициях народа. Современный, предприимчивый, демократичный человек всегда прислушивается к мудрости народа в них правда веков, уроки жизни, которые отражены в словах Джами Абдурахмана (15 век, философ, математик, писатель):
Пять важных правил в жизни соблюдай. И на земле наступит светлый рай: Не нарушай мирской покой, Зря не рискуй своею головой, Здоровье береги, как ценный клад, Живи в достатке, но не будь богат. И пусть придет, чтоб разделить досуг К тебе твой настоящий и сердечный друг.
ЛИТЕРАТУРА
1.Назарбаев Н.А., Стратегический план «Казахстан - 2050»/Н.А. Назарбаев // Казахстанская правда. - 2012. -14 декабря.
2.Назарбаев Н.А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания [Электронный ресурс] www.akorda.kz/m/akorda - news/ press conferences/ statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-ob shchestvennogo-soznaniy a
3.Назарбаев Н.А. В потоке истории./Н.А. Назарбаев. Алматы: Атамура, 1999. - 294с.
4.Назаров В.Н. Разум сердца /В.Н.Назаров, Г.П.Сидоров. Москва: Издательство политической литературы, 1990. - 605с.
5.Айтматов Ч.Т. Буранный полустанок (И дольше века длится день). Москва: Молодая гвардия, 1981. -304с.
в;
5 К
ш
4
О
«
о с о
1-4
W
в
2
<
н
о
6
п о с в;
5 х <с н s С о о
m
ш Ч W О
CL С
ш х
-а
Н
ьс <