Мастер-класс
лонтёры разъясняют людям, как важно бороться с эпидемией и поддерживать ВИЧ инфицированных людей. Сегодня. Я хочу вручить вот такой значок в идее красной ленточки учащимся, получивших медали. Красная ленточка - международный общепризнанный символ борьбы со СПИДом. В 1991 году её создал американский художник Фрэнк Мур. Прикалывая красную ленточку к своей одежде, люди выражают стремление приложить усилия к решению этой проблемы и демонстрируют солидарность с теми, кто стал жертвой эпидемии.
А сейчас прошу всех встать и помянуть минутой молчания жертв эпидемии (Зажечь свечи).
Просмотр фильма.
Благодарю всех за внимание!
Литература
1. Баянов О. М., Токарева И. В. Школа как центр организации здоровьесберегающей деятельности обучающих -ся//Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 4.
2. Галоян К. А., Шулика А. Н. Социально-педагогическое партнерство как условие формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. -№ 6.
3. ЕльчаниноваН. Ф., Прокопенко О. Р., Николаева О. В. Здоровьесберегающая среда лицея как необходимый ресурс инновационного образования // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 2.
4. ЗариповаМ. С., Барон С. А. Создание здоровьесберегающего пространства школы // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 4.
5. Куницкая С.В. Технология модульного обучения в системе здоровьесбережения и формирования образованности учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010. - № 5.
6. Лисина Г. А. Создание здоровьесберегающей и развивающей среды на уроках в начальной школе как средство воспитания интеллектуальной и творческой личности // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. -№ 5.
7. Мазуренко Т. Б., Павлюк Ю. Н., Проскурин А. В. «ШКОЛА - ЗДОРОВЬЕ - ГАРМОНИЯ - ЖИЗНЬ» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. - № 4
В статье рассказывается об использовании современных технологий в целях повышения качества филологического образования в школе. Автор предлагает свой вариант прочтения художественного произведения и подробно описывает ход урока.
Субоч Раиса Ивановна
учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Балаково Саратовская область e-mail: raisasuboch@mail.ru
Урок внеклассного чтения:
«Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Каким образом можно работать с текстом произведения Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»?
Ключевые слова: отзыв, аннотация, рецензия, исследование, навыки самоконтроля и коррекции, философское понятие «свободы», свобода выбора, свобода творчества.
Изучается зарубежная литература второй половины ХХ века. Книга Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
Цели урока: научить работать с художественным произведением с целью создания аннотации; вызвать интерес к книге, которая и сегодня может быть предметом обсуждения и служить источником размышлений; развивать исследовательские навыки, умения предъявлять свой ответ, делать выводы; развивать навыки самоконтроля и коррекции; выявить уровень осмысления такого жизненно важного философского понятия, как «свобода».
Оборудование урока: мультимедийные информационные технологии.
Методические приемы: использование метода учебного проекта.
I. Организационный момент
Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Просто здравствуйте - и на капельку солнца прибавилось в мире, и на капельку радостней сделалась жизнь. Пусть это ощущение солнечной радости будет путеводной звездой нашего урока внеклассного чте-
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
73
Мастер-класс
ния по зарубежной литературе второй половины ХХ века.
(Фильм «Птицы», звучит песня).
II. Вступительное слово учителя
- «Было утро, и новое солнце золотом разлилось по испещренной рябью поверхности моря.
<...> Чайки по имени Джонатан Ливингстон не было в толпе. Он тренировался - вдали от остальных, один, высоко над лодкой и берегом. <.> Джонатан скользил все медленнее и медленнее. Свист в ушах сменился едва слышным шепотом, и океан застыл внизу неподвижно», - так начинается книга Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
Позволю себе напомнить содержание произведения.
В 1 части рассказывается о конфликте стаи и Джонатана, который в отличие от других занимался не поисками пищи, а осваивал мастерство полета. За что ему вынесли всеобщее порицание, он был изгнан из стаи, последующие годы своей жизни должен был провести в изгнании в Дальних скалах.
2 часть - небесные странствия героя, который вслед за похожими на него чайками отправляется на небеса, где знакомится со старейшиной Чиангом, Салливэном, овладевает мастерством полета. Но Джонатан отправляется на землю, чтобы научить других летать так же, как он. Первым он встретил Флетчера Линда, который был тоже изгнан из стаи, он-то и стал первым учеником Джонатана.
Скоро у Джонатана их стало 7, с ними он и вернулся в стаю, которая вначале игнорировала изгнанников, но постепенно один за другим птицы стали уходить в ученики к Джонатану. И уже Флетчер учил молодых азам полета. В конце концов, Джонатан покидает землю, а Флетчеру предстояло продолжить дело Великой Чайки.
Книга «Чайка Джонатан Ливингстон» была издана в 1970 году, и только спустя годы заговорили о ней во всем мире. Сегодня мы имеем возможность выразить свое мнение об этом произведении. Тема урока: « Книга Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Запишем тему урока в тетради.
III. Подготовка к исследованию
Слово учителя.
- Главный вопрос, на который мы должны сегодня получить ответ: представляет ли книга Р. Баха интерес для современного читателя?
Какие предположения мы можем сделать, отвечая на вопрос?
(Возможны два варианта ответа - «да» и «нет».)
- Однозначны ли эти варианты?
Предполагаемый ответ
Нет, не однозначны: книга может быть интересна или не интересна для всей категории читателей или для определенной части.
Схема гипотезы.
Да Нет
для всех для определен- ни для кого для опреде-ной категории ленной груп-
читателей пы читателей
- Мы привыкли отвечать односложно на вопросы, высказать свое мнение более обосновано помогут такие жанры публицистического стиля, как отзыв, аннотация, рецензия. Вспомним эти определения.
Предполагаемый ответ
Отзыв - суждение, мнение, содержащее оценку книги.
Аннотация - краткая характеристика книги, излагающая ее содержание (обычно в виде перечня главных вопросов) и дающая их оценку.
Рецензия - письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку произведения.
- Именно проблема создания аннотации и будет в центре нашего урока.
Критерии оценки результатов помогут определить успешность выполненной работы: понимание темы; полнота ответов; самостоятельность; аргументированность выводов.
План исследования
1. Жанр.
2. Тема, проблема.
3. Идея.
4. Характер главного героя.
5. Эпиграф.
IV. Исследование
1.- Критика разошлась во мнении относительно жанра книги: что это сказка или притча? Определите жанр произведения.
Предполагаемый ответ
Жанр книги можно определить как сказку - занимательный рассказ о невероятной, но поучительной истории, созданной автором; или как притчу - эпиче-
74
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
Мастер-класс
ский жанр, на основе иносказания объясняющий к.-л. сложную философскую, социальную или этическую проблему на простых примерах.
- В этом произведении мы видим смешение жанров, поэтому правомерны оба определения. Каким предложением откроем нашу аннотацию?
Предполагаемый ответ
Представляем вашему вниманию философскую сказку Р Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
- Запишем это предложение в тетради.
2. Тема и проблема.
- Во-первых, давайте скажем, о чем сказка?
Предполагаемый ответ
О земных и небесных странствиях чайки по имени Джонатан Ливингстон.
- Какую проблему решает писатель?
Предполагаемый ответ.
Проблему определения смысла жизни.
- Какие вопросы мы обычно задаем, размышляя о смысле жизни?
Предполагаемый ответ
Кто мы? Что мы здесь делаем? Куда идем?
- Сформулируем мысль для записи в аннотации.
Предполагаемый ответ.
Эта книга о земных и небесных приключениях Великой Чайки и одновременно о смысле человеческой жизни. Сказка отвечает на вопросы: кто мы? Что мы здесь делаем? Куда идем?
- Запишем эти предложения в тетради.
3. - Переходя к следующему вопросу, предлагаю послушать отрывок из сказки и подумать, в чем же заключается цель жизни, по словам Салливэна?
Звучит отрывок из 2 части сказки.
«Ты - редкая птица, такие встречаются в лучшем случае одна на миллион. Подавляющее большинство из нас развивается так медленно. Мы перелетаем из одного мира в другой, почти такой же, тут же забывая, откуда мы пришли, и, не беспокоясь о том, куда идем. Мы просто живем текущим мгновением. А ты представляешь себе, сколько жизней каждому из нас понадобилось прожить, чтобы только лишь осознать: пропитание, и грызня, и власть в Стае - это еще далеко не все? Тысячи жизней, Джонатан, десятки тысяч. А после нужно было сообразить, что существует такая штука, как совершенство. На это ушла бы еще добрая сотня жизней. И еще сотня - на то, чтобы понять: цель
жизни - поиск совершенства, а задача каждого из нас - максимально приблизить его проявление в самом себе, в собственном состоянии и образе действия».
- Так в чем же смысл жизни, по мнению Салли-вэна?
Предполагаемый ответ
Цель жизни - стремление к самосовершенствованию.
- Очень часто в сказке повторяется слово «свобода»: свобода выбора, свобода творчества... Перед уроком, при первой нашей встрече, вы ответили на вопросы теста «Это сладкое слов - «свобода». Мне было интересно узнать ваше мнение, в чем-то оно совпало с моим, а в чем-то разошлось.
Подводя итоги тестирования, хочется уточнить, может ли человек быть абсолютно свободным?
Предполагаемый ответ
Нет, идея абсолютной свободы для человека разумного не может быть воплощена в жизни, потому что «свобода есть познанная необходимость».
- Сформулируем идею сказки.
Предполагаемый ответ
Автор приводит читателя к открытию: цель жизни -стремление к самосовершенствованию.
- Запишем это в тетради.
4. - Главный герой выбрал свой путь. Чем привлекает нас этот выбор?
Предполагаемый ответ
Джонатан привлекателен своей свободой мысли, страстным желанием научиться летать, целеустремленностью, готовностью научить других быть истинными чайками, умением прощать и умением помочь другим осознать свое предназначение.
- Что запишем в аннотацию о выборе жизненного пути главным героем сказки?
Предполагаемый ответ
Свобода мысли, целеустремленность, готовность научить других быть истинными чайками, умение прощать и умение помочь осознать другим свое предназначение определили жизненный путь главного героя.
- Оформим эту мысль в тетради.
5. - В переводе А. Бухарева эпиграф к сказке звучит так: «Истинному Джонатану - Чайке, живущему в каждом из нас», а в переводе Ю. Родмана - «Невыдуманному Джонатану - Чайке, который живет в каждом из нас». «Истинный» или «невы-
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
75
Мастер-класс
думанный», безусловно, синонимы. Какой из них, с вашей точки зрения, отражает идею сказки в большей степени?
Предполагаемый ответ
Истинный, настоящий больше подходит к Джонатану, а невыдуманный предполагает вымысел, использование того, чего в жизни не бывает.
- К кому обращен эпиграф? Какую роль играет?
Предполагаемый ответ
Эпиграф обращен к читателям, играет важную смысловую роль: он определяет философское звучание книги, читатель должен понять, что в каждом живет «истинный Джонатан».
- Что запишем в аннотацию об эпиграфе?
Предполагаемый ответ
Эпиграф сказки определяет ее философское звучание. Читатель должен понять, что в каждом живет «истинный Джонатан».
- Запишем это в тетради.
6.- Завершат нашу работу ваши отзывы о книге. Ответ на главный вопрос:
для кого же написана книга? Для молодых или для людей зрелого возраста?
Предполагаемый ответ
Книга одинаково интересна и для молодых людей, определяющих свой путь в жизни, и для людей зрелого возраста, которым, по словам Рея Бредбери, дарит «ощущение полета» и «возвращает молодость».
- Не имея возможности сегодня выйти в Интернет, я заранее открыла страницу ЖЖ и прочитала отзывы о книге Р. Баха. Вот, например, Диана: «Я проглотила Баха одним махом, целый день сидела на балконе летом и читала - читала - читала... а потом плакала, и опять, и опять читала. Как будто меня по страницам размазали и показали со стороны мысли такие глупые, когда мои.»
Многие из вас дружат с Интернетом, вы можете высказать свое мнение на страницах Живого журнала, как это сделала я: «Прочитала на одном дыхании, книга настолько захватила, очаровала, что захотелось, как можно скорее поделиться мыслями о ней с учениками. Это чудо - сказка!»
- Какой мыслью завершим аннотацию?
Предполагаемый ответ
Эта книга интересна для молодых, определяющих свою жизненную позицию, людям зрелого возраста она дарит «чувство полета» и «возвращает молодость».
- Запишем в тетради.
8. - Прочитаем аннотацию в полном объеме.
Предполагаемый ответ
Представляем вашему вниманию философскую сказку Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Эта книга о земных и небесных странствиях Великой Чайки и одновременно о смысле человеческой жизни. Сказка отвечает на вопросы: кто мы? что мы здесь делаем? куда идем? Автор приводит читателя к открытию: цель жизни - стремление к самосовершенствованию.
Свобода мысли, целеустремленность, готовность научить других быть истинными Чайками, умение прощать и умение помочь понять свое предназначение определили жизненный путь Джонатана.
Эпиграф сказки отражает ее философское звучание. Читатель должен понять, что в каждом из нас живет «истинный Джонатан».
Эта книга интересна для молодых, определяющих свою жизненную позицию, людям зрелого возраста дарит «чувство полета» и «возвращает молодость».
V. Подведение итогов
- Итак, гипотеза, что книга интересна для читателей любого возраста нашла подтверждение в обоснованном ответе, созданной нами аннотации.
Тридцать семь лет назад «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха увидела свет, но до сих пор остается загадкой, почему так долго сохраняется волна интереса к ней. Критики даже ставят сказку в один ряд с такими шедеврами, как «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, я бы продолжила этот ряд книгой Эрнеста Хемингуэя «Старик и море».
В 2006 году сказку поставил наш Саратовский театр пантомимы, прошла премьера спектакля в московском театре для детей и молодежи «Малый».
Сегодня вы, уважаемые ученики, показали, что понимаете художественное произведение, умеете практически применить свои знания и умения, и подтвердили это при написании аннотации.
VI. Домашнее задание
- Изготовить буклет, выбрав один из вариантов работы: отзыв, рецензия, можно использовать созданную на уроке аннотацию. Пояснения найдете в образцах приготовленных для вас.
76
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
Мастер-класс
VII. Заключительное слово учителя
- Закончить урок я хочу своим стихотворением, которое я написала, готовясь к уроку, посвящаю его вам.
Вот оно мгновенье чуда:
Чайка появилась ниоткуда,
Взмыла ввысь и за собою позвала, Распахнувши в небе два крыла.
Но осталась память о полете И прямой вопрос: как вы живете?
Сможете летать вот так, как я?
Если «да» - тогда вперед, друзья!
Будет все: ошибки, неудачи,
Не уступайте им, начав с нуля, иначе.
Не изменяйте никогда мечте -Стремитесь в жизни только к высоте.
- Успехов Вам, дорогие Ученики! Вам от природы
даны крылья, учитесь летать!
Литература:
1. Балашова А. И., Ермолова Н. А. Развитие исследовательских умений учащихся в процессе преподавания литературы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 2.
2. Бовкунович Е. В. Моделирование современного урока с использованием современных информационно-коммуникационных технологий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 4
3. Волков П. Б. Формирование готовности учителя к применению информационных технологий в учебном процессе // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 2.
4. Сиденко А. С. Проекты и исследования в развивающейся школе/пособие М.: АПКиППРО, 2007. - 80 с.
Автор статьи показывает как с помощью игровой формы урока: «Клуб веселых и находчивых» (КВН), можно привить интерес учащихся к изучению английского языка.
Карамчакова Светлана Анатольевна
учитель английского языка ТМБОУ «Носковская СОШ-И» Красноярский край Усть-Енисейский район п. Носок karamchakovasvetlana@rambler.ru
КВН на уроках английского языка
Как можно влиять на привитие учащимся интереса к изучению английского языка с помощью игры КВН?
Ключевые слова: английский язык, интерес, HAPPY English, КВН, лексические, грамматические, каллиграфические навыки, умение аудировать, уважительное отношение друг к другу.
HAPPY English
Цель: привить учащимся интерес к изучению английского языка.
Задачи:
учебные: проконтролировать уровень сформированное™ навыков лексических, грамматических, каллиграфических и уровня развития умения аудировать;
воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Речевой материал: лексический и грамматический материал предыдущих уроков.
Оборудование: таблица-алфавит, таблица с цифрами, рисунки животных, бумага, фломастеры, эмблемы для команд.
План урока:
1 Приветствие команд
2 Основная часть урока (конкурсы)
3 Итоги игры.
Ход урока
1 Начало урока. Введение в атмосферу иноязычного общения. (слайд 1)
Перед игрой проводится предварительная работа: формирование команд и выбор капитанов (по желанию учащихся). Ребята придумывают название команд, делают эмблемы, повторяют песни, стихи, рифмовки, изученные лексические единицы (слова), алфавит и числительные. Учащиеся готовят «Домашнее задание»- как можно больше рассказывают о своем животном. Членами жюри могут быть учителя или старшеклассники.
1 Приветствие.
У: Good morning children! I am glad to see you!
У: Dear friends! Today we have a special lesson. We’ll tell about our animals. Ребята, сегодня у нас будет необычный урок в форме игры КВН. Во время игры мы вспомним о животных, повторим алфавит и числительные, которые мы изучали. Сегодня у нас встречаются две команды «Cats» и «Rabbits.” (слайд 2). Желаю всем удачи! Good luck.
2. Основная часть урока.
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
77