Мастер-класс
Литература
1. Бахтин Н. Н. Театр и его роль в воспитании: сб. На помощь семье и школе/Н. Н. Бахтин. - М.:1911.
2. Всеволодский-Генгросс В. История русского театра. -М - Л.,1929. - 392 с.
3. Колосова Е. Б. Обсуждение спектакля по методике безоценочного интервью/Е. Б. Колосова//Преподавание образовательной области «Искусство» в 2008/2009 учебном году. Методическое письмо. - М.: МИОО., 2008. -272 с., С.31-39.
4. Мудрик, А. В. Социальная педагогика/А. В. Мудрик. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 200 с.
5. Ремарк Э.М. Три товарища/Э. М. Ремарк. - М.: Вагриус, 2005. - 448 с.
6. Савостьянов А. И. Гуманизация образования: ценностные ориентиры/А. И. Савостьянов//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 5. -
С.7-10.
7. Сиденко А. С. Авторские педагогические разработки: роль, типы, уровни А. С. Сиденко//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 6. -С.16-20.
Урок посвящен проблеме недостаточной информативности учащихся о ВИЧ/СПИД инфекциях. Автор предлагает сценарий урока в форме игры.
Середа Ольга Анатольевна
учитель биологии и химии ТМБОУ «Носковская СОШ-И» Красноярский край Усть-Енисейский район п. Носок cereda25@rambler.ru
Тема урока:
«Всё в твоих руках»
Как можно повысить информированность подростков об опасности заражения ВИЧ/СПИД инфекциями?
Ключевые слова: подросток, здоровье, инфекции, ВИЧ/СПИД, профилактика.
ЦЕЛЬ: Повышение уровня информативности по проблемам с ВИЧ/СПИД, выработка установки для предотвращения заражения ВИЧ - инфекцией у подростков, формирование мотивации на сохранение здоровья.
Оборудование: плакаты по борьбе со СПИдом, видеофильм, значки символизирующие красную ленточку, медали, дорожка
На экране эпиграф;
«Дай Бог, чтоб милостею неба рассудок на Земле воскрес, он, что-то, кажется, исчез...»
А. С. Пушкин, мелодия пастушка.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Игра «Умницы и умники».
ВСТУПЛЕНИЕ: Здоровье безусловная ценность в жизни любого человека, но, к сожалению, многие люди начинают это осознавать только в зрелом возрасте. В молодости собственные силы и здоровье кажутся безграничными, что приводит к невнимательному отношению и даже причинению вреда собственному здоровью. Люди, родившиеся с ослабленным здоровьем, с детства осознают, насколько важную роль играет состояние здоровья и самочувствие в достижении жизненных целей; Для таких людей здоровье уже в юном возрасте является безусловной ценностью. К сожалению, здоровые молодые люди не всегда осознают, насколько великой ценностью они обладают - они здоровы! Во многих случаях заболевания являются результатом неправильного образа жизни и недостатка знаний о том, как себя защитить, сохранить здоровье и хорошее самочувствие на долгие годы.
Ребята, урок будет проходить в форме игры «Умницы и умники» (За правильный ответ - медаль). На доске тема урока (слайды 1, 2)
1. Отборочный тур:
- Какова продолжительность жизни эритроцитов?
ОТВЕТ: 3-4 месяца.
- Каковы причины малокровия?
ОТВЕТ: - Уменьшение числа эритроцитов в крови, понижение гемоглобина, большая потеря крови, недостаточное питание, заразные заболевания (лямблиоз, апистор-хоз), нарушение функций красного костного мозга.
70
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
Мастер-класс
- Какое действие на сердце и сосуды оказывает алкоголь и никотин?
ОТВЕТ: Алкоголь отравляет сердечную мышцу, в результате ослабевают сокращения сердечной мышцы, развивается сердечная недостаточность, одышка, мышца сердца начинает получать недостаточное количество кислорода и питательных веществ, у курильщиков после каждой выкуренной сигареты наблюдается сужение сосудов, длящееся 30 минут, это увеличивает работу сердца по проталкиванию крови. Сердце быстрее изнашивается и стареет.
- Чем вызывается грипп? Перечислите симптомы заболевания.
ОТВЕТ: Грипп вызывается вирусами, содержатся в слизи, выделяющейся из носа больных людей, в их мокроте и слюне. Проникает воздушно - капельным путём. Сопровождается головной болью, высокой температурой, кашлем и чиханием.
- В чём вредное влияние курения на органы дыхания?
ОТВЕТ: Вызывает раздражение слизистых оболочек ротовой, носовой полостей, дыхательных путей и глаз, почти у всех курильщиков развивается воспаление дыхательных путей, мучительный кашель. Легкие курильщика теряют эластичность, становятся малорастяжимыми, что уменьшает их жизненную ёмкость и вентиляцию.
- В чём защитная роль печени?
ОТВЕТ: Вся кровь, оттекающая от кишечника, проходит через печень. В печени обеззараживаются до 95% ядовитых веществ, образующихся в процессе пищеварения.
- Какие желудочно-кишечные заболевания вам известны?
ОТВЕТ: Употребление несвежих продуктов может привести к пищевому отравлению, брюшной тиф, дизентерия, холера.
- Как происходит заражение глистами?
ОТВЕТ: Через немытые овощи, грязные
руки, не прожаренное или не проваренное мясо, рыбу.
- Почему людям необходима пища как животного так и растительного происхождения?
ОТВЕТ: Белки растений не содержат всех необходимых человеку аминокислот, нужных для образования характерных для человека белков, в продуктах животного происхождения -
мясе, рыбе, яйцах, молоке - состав аминокислот соответствует потребностям организма.
- Какую роль играет щитовидная железа в обмене веществ?
ОТВЕТ: Гормоны щитовидной железы регулируют окислительные процессы, влияя на рост и развитие организма. Снижение активности щитовидной железы замедляет рост и развитие детей.
Подсчитывается количество медалей, выбираются финалисты (3 человека).
Жюри: (Лебедева Л. В., Кошкарёва Т Ф., Николаева Т В.), подводит итог первого конкурса, участники занимают свои места на дорожках в зависимости от полученных баллов.
- Красная дорожка состоит из двух этапов, но нельзя ошибаться, ни разу.
- Жёлтая дорожка из трёх этапов, можно один раз ошибиться.
- Зелёная дорожка из четырёх этапов, самая длинная, но на ней можно два раза ошибиться.
I ТУР (начинается с красной дорожки, (слайд 3)
1. Что такое ВИЧ/СПИД?
- ВИЧ и СПИД разные вещи. ВИЧ - Вирус Иммунодефицита Человека. Он вызывает болезнь СПИД - Синдром Приобретённого Иммунодефицита. (слайд 5).
2. Как ВИЧ вызывает СПИД? (слайд 4)
а) При попадании в организм, ВИЧ активно размножается, антитела к нему не выработаны. Симптомов нет, человек не болеет.
б) Проявлять себя вирус начинает примерно через пять месяцев после заражения и может длиться шесть и более лет. Иногда появляется повышенная температура, потливость и недомогание.
в) Могут развиться кожные заболевания и инфекционные заболевания, туберкулёз и даже рак.
- При правильном лечении, современные препараты ещё способны вернуть болезнь на уровень первичных проявлений. Это состояние можно поддерживать достаточно долго, если человек старается вести разумный образ жизни.
- Однако, если человек употребляет наркотики, спиртное, происходит дополнительное ослабление иммунитета и ВИЧ быстрее развивается в стадию СПИДа.
3. Что собой представляет СПИд или терминальная стадия?
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
71
Мастер-класс
а) В организме почти не осталось защитных клеток.
б) Системы и органы человека необратимо поражены.
в) Развиваются всё новые заболевания, не поддающиеся лечению.
г) Одно заболевание сменяет другое, человек не успевает выздороветь и полностью восстановить силы.
д) Развитие болезни приводит к смерти.
II ТУР: (слайд 8)
1. Почему не могут найти лекарство от ВИЧ/СПИДа?
- ВИЧ очень быстро размножается, мутирует и становится невосприимчивым к любому препарату. Это затрудняет поиск лекарства.
2. Как передаётся ВИЧ?
- Через инъекционные наркотики;
- Через сексуальный контакт;
- От ВИЧ - инфицированной матери ребёнку.
3. Как нельзя заразиться СПИДом? (слайд 9)
- Поцелуй в щёку;
- Инъекция новым одноразовым шприцем в лечебном учреждении;
- Секс без использования презерватива;
- Сексуальные отношения двух здоровых и взаимно верных партнёров;
- Половой акт без презерватива со случайным партнёром;
- Поцелуи;
- Уход за больным СПИДом;
- Укус комара;
- Проживание в одной комнате с ВИЧ - инфицированным или больным СПИДом;
- Нанесение татуировок нестерильным инструментом;
- Пользование общественным туалетом;
- Питьё из одного стакана с ВИЧ инфицированным человеком;
- Инъекция чужим шприцем;
- Рукопожатие;
- Посещение бассейна, бани;
- Употребление в пищу блюд, приготовленных ВИЧ положительным человеком;
- Пользование чужой бритвой.
III ТУР: (слайд 13)
1. Где впервые был обнаружен вирус, и в каком году?
- Впервые вирус был обнаружен в 1978 - м году у нескольких молодых людей в США, Швеции. В
1981 году в США от неведомой болезни умерло около 130 человек молодого и зрелого возраста и через год эту болезнь назвали Синдромом приобретённого иммунодефицита и предположили, что он вызывается вирусом. Спустя год, то есть в 1982-1983 гг учёные Люк Монтанье (Франция) и Роберт Г алло (США) обнаружили вирус, вызывающий это заболевание. И назвали его ВИЧ.
2. Что такое иммунитет?
- Это способность организма противостоять болезням, он зависит от количества Т-лимфоцитов в крови.
3. Как, передаётся ВИЧ? (слайд 14)
- Через инъекционные наркотики;
- Через сексуальный контакт;
- При переливании крови.
IV ТУР: (слайд 18)
1. Почему ВИЧ может жить только в организме человека?
- Из- за своей структуры, он не может приспособиться к жизни в таких организмах, как, например, животные и насекомые. Важно знать, что для своего размножения ВИЧ использует определённые клетки иммунной системы человека - только те, которые имеют в своём составе белок СД - 4.
2. Что такое иммунодефицит?
- Это потеря организмом способности сопротивляться любым инфекциям и восстанавливать нарушения своих органов. Кроме того, при иммунодефиците замедляется или вообще останавливается процесс обновления организма.
3. Почему ВИЧ трудно вывести из организма?
- Вирус может проникать не только в клетки, которые нужны ему для размножения, а также в клетки нервных тканей, которые живут несколько месяцев или лет. Он использует эти клетки как убежище, подолгу находясь в них. Потом может выйти в кровоток и отправиться на поиск клеток, содержащих белок СД-4, чтобы начать размножаться. Пока вирус находится в нервных клетках и не размножается, он не может быть уничтожен.
ОБЪЯВЛЯЕТСЯ ПОБЕДИТЕЛЬ и награждается большой золотой медалью.
V Закрепление:
Учитель: 1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом. В этот день проводятся во всех странах мира мероприятия, в ходе которых специалисты и во-
72
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
Мастер-класс
лонтёры разъясняют людям, как важно бороться с эпидемией и поддерживать ВИЧ инфицированных людей. Сегодня. Я хочу вручить вот такой значок в идее красной ленточки учащимся, получивших медали. Красная ленточка - международный общепризнанный символ борьбы со СПИДом. В 1991 году её создал американский художник Фрэнк Мур. Прикалывая красную ленточку к своей одежде, люди выражают стремление приложить усилия к решению этой проблемы и демонстрируют солидарность с теми, кто стал жертвой эпидемии.
А сейчас прошу всех встать и помянуть минутой молчания жертв эпидемии (Зажечь свечи).
Просмотр фильма.
Благодарю всех за внимание!
Литература
1. Баянов О. М., Токарева И. В. Школа как центр организации здоровьесберегающей деятельности обучающих -ся//Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 4.
2. Галоян К. А., Шулика А. Н. Социально-педагогическое партнерство как условие формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. -№ 6.
3. ЕльчаниноваН. Ф., Прокопенко О. Р., Николаева О. В. Здоровьесберегающая среда лицея как необходимый ресурс инновационного образования // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 2.
4. ЗариповаМ. С., Барон С. А. Создание здоровьесберегающего пространства школы // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 4.
5. Куницкая С.В. Технология модульного обучения в системе здоровьесбережения и формирования образованности учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010. - № 5.
6. Лисина Г. А. Создание здоровьесберегающей и развивающей среды на уроках в начальной школе как средство воспитания интеллектуальной и творческой личности // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. -№ 5.
7. Мазуренко Т. Б., Павлюк Ю. Н., Проскурин А. В. «ШКОЛА - ЗДОРОВЬЕ - ГАРМОНИЯ - ЖИЗНЬ» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. - № 4
В статье рассказывается об использовании современных технологий в целях повышения качества филологического образования в школе. Автор предлагает свой вариант прочтения художественного произведения и подробно описывает ход урока.
Субоч Раиса Ивановна
учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Балаково Саратовская область e-mail: raisasuboch@mail.ru
Урок внеклассного чтения:
«Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Каким образом можно работать с текстом произведения Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»?
Ключевые слова: отзыв, аннотация, рецензия, исследование, навыки самоконтроля и коррекции, философское понятие «свободы», свобода выбора, свобода творчества.
Изучается зарубежная литература второй половины ХХ века. Книга Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
Цели урока: научить работать с художественным произведением с целью создания аннотации; вызвать интерес к книге, которая и сегодня может быть предметом обсуждения и служить источником размышлений; развивать исследовательские навыки, умения предъявлять свой ответ, делать выводы; развивать навыки самоконтроля и коррекции; выявить уровень осмысления такого жизненно важного философского понятия, как «свобода».
Оборудование урока: мультимедийные информационные технологии.
Методические приемы: использование метода учебного проекта.
I. Организационный момент
Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Просто здравствуйте - и на капельку солнца прибавилось в мире, и на капельку радостней сделалась жизнь. Пусть это ощущение солнечной радости будет путеводной звездой нашего урока внеклассного чте-
Эксперимент и инновации в школе 2011/3
73