Научная статья на тему 'Урок как средство реализации системы универсальных учебных действий'

Урок как средство реализации системы универсальных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФГОС / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / BASIC GENERAL EDUCATION / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / LEARNING PROCESS / ЗНАНИЯ И НАВЫКИ / KNOWLEDGE AND SKILLS / УЧАЩИЕСЯ ШКОЛЫ / STUDENTS AT THE SCHOOL / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / УРОК БИОЛОГИИ / BIOLOGY LESSON / TECHNOLOGICAL MAP OF THE LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онипко Т. В.

Статья посвящена характеристике урока как средства реализации системы универсальных учебных действий (УДД). Обоснована актуальность их использования в учебном процессе в связи с внедрением новых Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, ориентированных на всестороннее развитие личности учащегося. Подчеркивается необходимость профессионального самосовершенствования педагога в связи с применением в работе методик и техники, учитывающих современные тенденции в образовательном процессе и позволяющие обосновать полезность школьных знаний для реальной жизни, а не только для поступления в вуз. Одним из вариантов подобных методик и техники являются учебные приемы, ориентированные на формирование и развитие у учащихся универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер. Представлены определение и основные характеристики универсальных учебных действий. Описаны их разновидности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. С использованием данной системы УДД автором разработаны методические материалы к уроку биологии представлена технологическая карта урока на тему «Строение клетки» для 5-го класса. Технологическая карта включает в себя характеристику планируемых образовательных результатов (предметных и метапредметных), подробную организационную структуру урока, состоящую из 7 этапов с описанием деятельности учителя и учащихся. Задачи урока формулируются с ориентацией на систему УДД. Методическая разработка анализируется с точки зрения реализации всех разновидностей УДД. Таким образом, урок становится формой организации образовательного процесса, включающего развитие у школьников целого комплекса универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Онипко Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LESSON AS MEAN OF UNIVERSAL EDUCATIVE ACTIONS SYSTEM’S REALIZATION

This article is devoted to a lesson’s characteristics as a mean of universal educative actions system’s realization. The paper substantiates the urgency of application in educational process in connection with introduction of new Federal state educational standards in basic education aimed at all-round development of personality. The article underlines the necessity of professional development of pedagogues in connection with application of methods and technologies with modern tendencies in educational process which are useful in real life and for entering university. One of these variants of methods and technologies are the methods aimed at formation and development of universal educative actions with over-subject character. The author provides a definition and main characteristics of universal educative actions. Their types are described: personal, regulative, cognitive and communicative. Applying this system the author has developed methodological materials for lessons of biology; there is a technological map of the lesson «Cell’s structure» for 5 term pupils. This map includes a characteristic of the planned educational results (subject and over-subject), detailed organizational structure of the lesson which consists of 7 stages with a description of the teacher and pupils’ actions. The lessons’ objectives are formed with association with universal educative actions’ system. Methodological development is analyzed from viewpoint of this system’s forms’ realization. As a result, the lesson becomes a form of educational process realization including development of the whole complex of universal educative actions for pupil.

Текст научной работы на тему «Урок как средство реализации системы универсальных учебных действий»

дискуссия

журнал научных публикаций

Т.В. Онипко, учитель биологии высшей категории, МБОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Н.Тагил, Россия, bio32@yandex.ru

УРОК КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Статья посвящена характеристике урока как средства реализации системы универсальных учебных действий (УДД). Обоснована актуальность их использования в учебном процессе в связи с внедрением новых Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, ориентированных на всестороннее развитие личности учащегося. Подчеркивается необходимость профессионального самосовершенствования педагога в связи с применением в работе методик и техники, учитывающих современные тенденции в образовательном процессе и позволяющие обосновать полезность школьных знаний для реальной жизни, а не только для поступления в вуз. Одним из вариантов подобных методик и техники являются учебные приемы, ориентированные на формирование и развитие у учащихся универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер. Представлены определение и основные характеристики универсальных учебных действий. Описаны их разновидности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. С использованием данной системы УДД автором разработаны методические материалы к уроку биологии — представлена технологическая карта урока на тему «Строение клетки» для 5-го класса. Технологическая карта включает в себя характеристику планируемых образовательных результатов (предметных и метапредметных), подробную организационную структуру урока, состоящую из 7 этапов с описанием деятельности учителя и учащихся. Задачи урока формулируются с ориентацией на систему УДД. Методическая разработка анализируется с точки зрения реализации всех разновидностей УДД. Таким образом, урок становится формой организации образовательного процесса, включающего развитие у школьников целого комплекса универсальных учебных действий.

Ключевые слова: ФГОС, основное общее образование, технологическая карта урока, учебный процесс, знания и навыки, учащиеся школы, системно-деятельностный подход, урок биологии.

В современной системе общего образования продолжают использоваться и активно развиваться педагогические подходы, направленные на формирование активной творческой личности учащегося. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ориентированы на раскрытие талантов ребенка1, «способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время»2. Развитие самостоятельности учащегося непосредственно связано с формированием его

познавательной активности и устойчивой учебной мотивации. Данная задача, безусловно, требует от педагога постоянного профессионального самосовершенствования, использования в работе методик и техники, учитывающих современные тенденции в образовательном процессе, позволяющие обосновать полезность школьных знаний для реальной жизни, а не только для поступления в вуз3.

Как отмечают классики, «успех преподавания зависит от того, как мы соединяем новый опыт с уже существующими знаниями индивида. В конечном итоге в идеальной

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

модели обучения человека будут учтены вся история его жизни и множество социальных факторов, воздействующих на него наряду со школой»4.

Одним из вариан- -

тов выполнения данных задач современных образовательных стандартов является применение в обучении системы универсальных учебных действий. Универсальное учебное действие (УДД) — процесс, направленный на достижение в рамках учебного процесса целей, имеющих надпред-метный характер5. Надпредметность подразумевает такие особенности формируемых знаний и навыков, которые позволяют учащимся использовать их в освоении многих учебных дисциплин, а также в практической жизни в процессе познавательной, духовной, коммуникативной, интеллектуальной и иной деятельности.

Эффективность обучения и качество освоения знаний и умений определяется разнообразием и характером универсальных учебных действий.

А.Г. Асмолов выделяет следующие виды

УДД:

— личностные — смыслообразование на основе развития мотивации и целепола-гания учения; развитие Я-концепции и самооценки; развитие морального сознания и ориентирования учащегося в сфере нравственно-этических отношений;

— регулятивные — целеполагание и построение жизненных = планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; целеобра-зование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане;

— познавательные -переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями

Развитие самостоятельности учащегося непосредственно связано с формированием его познавательной активности и устойчивой учебной мотивации.

Надпредметность подразумевает такие особенности формируемых знаний и навыков, которые позволяют учащимся использовать их в освоении многих учебных дисциплин, а также в практической жизни в процессе познавательной, духовной, коммуникативной, интеллектуальной и иной деятельности.

и освоение общего приема доказательства как компонента воспитания логического мышления;

— коммуникативные — действия, направленные на осуществление межличностного общения; действия, направленные на кооперацию — совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать на себя инициативу, разрешать конфликты)6.

С использованием данной системы УДД нами были разработаны методические материалы к урокам биологии. Один из материалов был апробирован и обсужден на мастер-классе с коллегами (см. таблицу).

Итак, данный урок позволяет решить следующие задачи, связанные с системой

УДД:

1. Обучающие — изучить строение клетки.

2. Развивающие — организовать самостоятельную работу учащихся над творческим заданием; провести предварительную беседу и инструктаж; создать условия для эффективного выполнения учащимися задания; организовать и провести презентацию результатов самостоятельной деятельности учащихся; создать условия для рефлексии учащихся по итогам работы; продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником; отработать активное умение слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах, развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.

3. Воспитывающие — воспитание интереса к познанию живой природы, бережного отношения к ней.

В ходе такого урока у учащихся активизированы те виды деятельности, которые можно характеризовать как универсаль-

Технологическая карта урока по теме «Строение клетки», 5-й класс

Общая часть

Предмет — биология Класс — 5-й

Тема урока — Строение клетки учитель: Онипко Татьяна Владимировна

Планируемые образовательные результаты

Предметные: — знать строение клетки; — рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке; — уметь отличать животную и растительную клетки Метапредметные регулятивные: — самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; — участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; коммуникативные: — обсуждать в рабочей группе информацию; — слушать товарища и обосновывать свое мнение; — выражать свои мысли и идеи; познавательные: — работать с учебником; — объяснять значения новых слов; — составлять схемы-опоры; — работать с информационными текстами; — сравнивать и выделять признаки; — уметь использовать графические символы, схемы Личностные: — осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; — оценивать собственный вклад в работу группы

Словарь урока: наружная мембрана, цитоплазма, ядро, хлоропласты, митохондрии, лизосомы

Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная система, пластилин, таблица

Организационная структура урока

1-й этап. Организационный момент Оснащение урока: учебник, мультимедиапроектор, элементы для моделирования клетки (пластилин), карточки с заданиями

2-й этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) Деятельность учителя Здравствуйте! На прошлом уроке мы определили с вами, кто такие живые организмы, рассмотрели многообразие живых организмов. Давайте вспомним это определение. Что такое живая клетка? Из чего состоят все живые организмы? Давайте сформулируем вместе тему урока Деятельность учащихся — вступают в диалог с учителем, выполняют задания — предлагают свои версии

3-й этап. Актуализация знаний Деятельность учителя Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, посмотрим повнимательней. Видим мы эти клетки? Нет. Почему? Клетки очень малы, хотя имеют сложное строение. Но человек придумал приборы, которые помогают их увидеть. Как называется этот прибор? Микроскоп. Роберт Гук. Клетка. Человек увидел клетку и определил, что она имеет очень сложное строение. Какое? Мы должны сегодня с вами этот вопрос разобрать Деятельность учащихся — вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты), — вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения, которые связаны с формулировкой проблемы; — определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть.

4-й этап. Целепо-лагание и планирование Цель: дать определение клетки, изучить ее строение, выявить роль органоидов клетки

5-й этап. «Открытие» нового знания Деятельность учителя 1. Данный вопрос будем изучать в группах. Каждая группа будет создавать свою объемную модель живой клетки (из пластилина). Командиры группы выберут свое задание и получат инструкции по его выполнению. Деятельность учащихся — работают с разными источниками информации; — работают в группах над решением учебной задачи; — фиксируют итоги работы;

дискуссия t

журнал научных публикаций Ц

2. Каждой команде будут необходимые материалы: учебное пособие, задание, таблица, картон, пластилин, фломастеры. 3. В конце работы каждая группа должна ответить на вопросы: Что такое клетка? Какое строение имеет клетка? Чем различаются животная и растительная клетки? — оценивают правильность своих выводов; — создают объемную модель объекта; — предлагают свое обобщение и варианты ответов

6-й этап. Закрепление Работа с мультимедийной системой. Выполняем тестовое задание по контролю после изучения темы, проверяем умения, оцениваем свою работу

Деятельность учителя Теперь подведем итоги нашей совместной работы. Выберите, пожалуйста, начало высказывания и продолжите его Деятельность учащихся Сегодня я узнал... Я научился... Мне было интересно. Мне было трудно.

7-й этап. Домашнее задание Параграф § 5 Творческий уровень: Сочинить сказку или рассказ «Путешествие внутри клетки»

ные. А именно — работа в группе способствует активизации умений обосновывать свое мнение, выражать и отстаивать свои мысли и идеи, оценивать собственный вклад в работу группы (личностные УДД); работать сообща, слушать товарища (коммуникативные УДД). Создание проблемной ситуации и самостоятельное определение цели учебной деятельности мотивирует на поиск пути решения проблемы и средств достижения цели (регулятивные УДД). Творческая деятельность учащихся на уроке (построение модели клетки) формирует интерес к познавательной деятельности, умение извлекать необходимую информацию из изучаемого материала (познавательные УДД).

Методическая разработка такого урока предполагает использование системы приемов и техники, направленных не только на усвоение учащимися учебного материала, но и на формирование у них стремления к личностному развитию, на овладение навыками успешной коммуникации, на возникновение интереса к учебной и познавательной деятельности. В итоге урок представляет собой форму организации образовательного процесса, включающего развитие у школьников целого комплекса универсальных учебных действий. «Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность для успешного самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться»7.

Таким образом, реализация в учебном процессе системы универсальных учебных действий позволяет достичь основных целей нового образовательного стандарта (ФГОС), направленных на воспитание активной и самостоятельной личности учащегося с осознанной ориентацией на результативную познавательную и творческую деятельность. I'

Литература

1. См.: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5—9 кл.). [Электронный ресурс]. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения 11.02.2015).

2. Семенцова Е.И. Что ФГОС грянувшие нам готовят? Отличия прежних образовательных стандартов от ФГОС нового поколения. [Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.su/publ/115-1-0-4333 (дата обращения 14.03.2015).

3. См.: Онипко ТВ. Электронная презентация как способ повышения познавательной активности учащихся. // Дискуссия. 2014. № 1(42). С. 138-140.

4. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М.: «АКА-ЛИС», 1994. С. 463.

5. См.: Митрофанов И.В. Универсальные учебные действия и учебно-проектная деятельность // Педагогический альманах «День за днем». [Электронный ресурс]. URL: http://www.den-za-dnem.ru/page. php?article=981 (дата обращения 25.03.2015).

6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / под редакцией А.Г. Ас-молова. М.: «Просвещение», 2010. С. 12-13.

7. Там же. С. 4.

LESSON AS MEAN OF UNIVERSAL EDUCATIVE ACTIONS SYSTEM'S REALIZATION

T.V. Onipko, the teacher of biology of the highest category, School No 32 with profound study of exact subjects, Nizhny Tagil, Russia, bio32@yandex.ru

This article is devoted to a lesson's characteristics as a mean of universal educative actions system's realization. The paper substantiates the urgency of application in educational process in connection with introduction of new Federal state educational standards in basic education aimed at all-round development of personality. The article underlines the necessity of professional development of pedagogues in connection with application of methods and technologies with modern tendencies in educational process which are useful in real life and for entering university. One of these variants of methods and technologies are the methods aimed at formation and development of universal educative actions with over-subject character. The author provides a definition and main characteristics of universal educative actions. Their types are described: personal, regulative, cognitive and communicative. Applying this system the author has developed methodological materials for lessons of biology; there is a technological map of the lesson «Cell's structure» for 5 term pupils. This map includes a characteristic of the planned educational results (subject and over-subject), detailed organizational structure of the lesson which consists of 7 stages with a description of the teacher and pupils' actions. The lessons' objectives are formed with association with universal educative actions' system. Methodological development is analyzed from viewpoint of this system's forms' realization. As a result, the lesson becomes a form of educational process realization including development of the whole complex of universal educative actions for pupil. Key words: Federal state educational standards, basic General education, technological map of the lesson, the learning process, knowledge and skills, students at the school, system-activity approach, biology lesson.

References

1. Federal state educational standard of General education (5-9 CL) (in Russian). Available at: http://MHHo6pmyKH. p$/npKyMeHTBi/938 (accessed 11.02.2015).

2. Sementsova E.I. Chto FGOS grianuvshie nam gotoviat? Otlichiia prezhnikh obrazovatel'nykh standartov ot FGOS novogo pokoleniia [The GEF combusted in store for us? Differences still educational standards from GEF new generation]. Available at: http://pedsovet.su/publ/115-1-0-4333 (accessed 14.03.2015).

3. Onipko T.V. Elektronnaia prezentatsiia kak sposob povysheniia poznavatel'noi aktivnosti uchashchikhsia [Electronic presentation as a method of increasing cognitive activity of students]. Diskussiia — Discussion, 2014, no. 1(42), pp. 138-140.

4. Mannheim K. Diagnoz nashego vremeni [Diagnosis of our time]. Moscow, «AKALIS» Publ., 1994.

5. Mitrofanov I.V. Universal'nye uchebnye deistviia i uchebno-proektnaia deiatel'nost' [Universal learn-

ing activities and instructional design services]. Peda-gogicheskii al'manakh «Den' za dnem» — Pedagogical almanac "Day by day". Available at: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=981 (accessed 25.03.2015).

6. Formirovanie universal'nykh uchebnykh deistvii v os-novnoi shkole: ot deistviia k mysli. Sistema zadanii. Poso-bie dlia uchitelia / Pod redaktsiei A.G. Asmolova [The formation of universal educational activities in secondary school: from thought to action. Quest system. A guide for teachers. Ed. by A.G. Asmolov]. Moscow, «Prosveshche-nie» Publ., 2010. 159 p.

7. Formirovanie universal'nykh uchebnykh deistvii v os-novnoi shkole: ot deistviia k mysli. Sistema zadanii. Poso-bie dlia uchitelia / Pod redaktsiei A.G. Asmolova [The formation of universal educational activities in secondary school: from thought to action. Quest system. A guide for teachers. Ed. by A.G. Asmolov]. Moscow, «Prosveshche-nie» Publ., 2010. 159 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.