УДК 796.011
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
А.С. Бусырева, И.П. Голяков, И.П. Братчиков
Доказана эффективность применения образовательных технологий когни-тивно-визуализации учебной информации на уроке физической культуры в среднем общем образовании с применением разработанных интеллектуальных карт. Предложен и внедрен в образовательный процесс диагностический комплекс оценки уровня познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках физической культуры средствами интеллектуальных карт, направленных на развитие универсальных учебных действий и на повышение эффективности работы с учебной информацией, путем активизации визуального канала восприятия обучающихся.
Ключевые слова: визуализация, интеллектуальные карты, когнитивно-визуальная технология, урок физической культуры, познавательные универсальные учебные действия.
Введение новых стандартов в современном образовании привело к изменению подходов к учебному процессу, преобразованию организационной и методической деятельности в организации процесса обучения. Для того чтобы обеспечить надпредметные результаты обучения, в фундаментальном ядре содержания общего образования раскрыто понятие универсальных учебных действий и обозначены их виды. Учитывая специфику предмета «Физическая культура», а также достаточно большое количество видов универсальных учебных действий (далее УУД), в рамках данного предмета одним учителем невозможно сформировать совокупность всех универсальных учебных действий. В нашем исследовании мы отдаем приоритет познавательным УУД, формирование которых связанно со способами и логикой преобразования учебного материала по предмету «Физическая культура», целенаправленное формирование которых является одним из ключевых условий повышения эффективности всего образовательного процесса.
Урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию познавательных УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои [3]. Следовательно, необходимо внедрять в учебный процесс инновационные технологии формирования и диагностики УУД. В процессе обучения ученик должен качественно усвоить огромный объем информации. При этом только хорошо организованная, структурированная и эмоционально окрашенная информация переходит в качественное знание. Для успешного
воздействия на формирование познавательных универсальных учебных действий, мы предлагаем в процессе обучения опираться в большей степени на когнитивно-визуальный (зрительно-познавательный) подход, что позволит максимально использовать потенциал визуального мышления. Одним из основных положений данного подхода является широкое и целенаправленное использование познавательной функции наглядности [2].
В связи с этим требуются специальные методические инструменты современного образовательного процесса, позволяющие учителям и учащимся оперативно осваивать, перерабатывать и предлагать учебную информацию в доступной форме, делая ее конечным продуктом самого мышления. Одним из путей решения проблемы видится внедрение в процесс обучения на уроке физической культуры образовательных технологий визуализации учебной информации по методу интеллектуаль -ных карт, в основу которого положены исследования английского психолога Т. Бьюзена [1]. Интеллект-карты - это многоуровневая логическая схема, заполняемая с помощью условных знаков, символов и рисунков. Это объемная модель изучаемом темы, простая техника графического представления информации, объединяющая одновременно слова и образы.
Проанализировав рекомендации ведущих специалистов в вопросе по формированию познавательных УУД на уроках физической культуры, мы пришли к выводу, что приоритет необходимо отдать самостоятель -ности учащихся. Вынести предлагаемую нами технологию визуализации учебной информации в рамки внеаудиторной самостоятельной работы, на которую приходится по учебному плану около 30 % от общего количества часов, согласно учебной программе предмета.
Целью данного исследования является доказательство эффектив -ности применения образовательных технологий визуализации учебной информации на уроке физической культуры в среднем общем образовании (10-11 классы).
Мы предположили, что формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке физической культуры у старших школьников будет более эффективным, если:
1) в процессе обучения в рамках внеаудиторной самостоятельной работы будут применяться образовательные технологии визуализации учебной информации, такие как интеллектуальные карты;
2) разработать диагностический комплекс оценки уровня познавательных УУД обучающихся на уроках физической культуры средствами интеллектуальных карт;
3) разработать и внедрить в образовательный процесс творческие задания по разработке интеллектуальных карт на физкультуре, направленных на развитие универсальных учебных действий и на
повышение эффективности работы с учебной информацией, путем активизации визуального канала восприятия обучающихся.
В образовательный процесс Пермского института железнодорожного транспорта, филиала Уральского государственного университета путей сообщения, в рамках самостоятельной работы на предмете физическая культура была внедрена технология визуализации учебной информацией в качестве универсального средства по формированию УУД и в то же время их диагностики. В исследовании принимали участие ученики первого курса (10-11 классы), в количестве 22 чел.
Опираясь на разработанную нами таблицу с сопоставлением механизмов формирования УУД средствами интеллектуальных карт и критериями оценки данной технологии визуализации, были выделены три уровня сформированности УУД. Каждому критерию из группы познавательных УУД присваивается свой балл. Соответственно каждому уровню сформированности УУД, также соответствует свой балл: низкий уровень 0-1, средний уровень - 2, высокий уровень - 3. Уровень определяется путем нахождения суммы баллов по всем критериям диагностируемых УУД.
По разработанному диагностическому комплексу мы оценили каждого ученика в экспериментальной группе, составили сравнительные диаграммы, отражающие уровень сформированности познавательных УУД до формирующего эксперимента и после. В основу комплекса лег уровневый подход к оценке достижении" учащихся, согласно которому за точку отчета принимается не «идеальным образец», а фиксируется необходимый" для продолжения образования опорный уровень учащихся, который в дальнейшем позволяет отследить последующую динамику развития [4]. В результате, возможно отслеживать личные достижения, как отдельного ученика, так и в целом по классу.
На предварительном этапе диагностики учащимся было предложено самостоятельно изобразить информацию, связанную с понятием «лёгкая атлетика», на листе бумаги А4, используя дополнительные источники информации для поиска. Анализ работ показал, что большинство испытуемых не могут выделить центральный образ при составлении интеллектуальной карты. Поиск и выделение информации ограничивается лишь несколькими понятиями. При выборе оснований для классификации понятий многие выбирают «соревновательные виды», не отражая критерий классификации на карте. Большинство испытуемых никак не упорядочили и не структурировали информацию на листе. Некоторые испытуемые, выбирая структуру «разделение пространства на четыре равные части», не оставили себе возможности достроить, добавить в процессе работы над картой ключевые понятия, ограничивая себя в их количестве. Разграничение понятий на основные и второстепенные никто из испытуемых не сделал. Исходя из
выше перечисленных недочётов, у многих возникла проблема с презентацией и защитой интеллектуальной карты (рис. 1).
Рис. 1. Интеллектуальные карты по теме «Легкая атлетика» учащегося на предварительном этапе диагностики уровня сформированности познавательных УУД
В процессе анализа самостоятельных работ на первом этапе эксперимента, нами был определен набор средств изображения информации у учащихся. В него входило стандартное, линейное конспектирование. Ученики не пользовались средствами визуализации учебной информации (графические образы, символы, модели), отдавая предпочтение классическому варианту конспектирования учебного материала с последовательной линейной структурой.
После ознакомительного семинара по правилам разработки и создания интеллектуальных карт учащиеся выполнили первое задание по теме «Легкая атлетика» повторно. Анализ работ показал: центральный образ изображается более ярко, объемно, что привлекает к нему непроизвольное внимание, делая его более значимым. Замысел поисковой деятельности находит исчерпывающее выражение в виде необходимой информации. Испытуемые отражают информацию на листе упорядочено и структурировано. К составлению плана устранения недочетов интеллектуальной карты согласно критериям оценки интеллект-карт добавился объективный анализ своего визуального продукта. Испытуемые начинают использовать различные цвета для выделения ключевых понятий (рис. 2).
Таким образом, можно зафиксировать переход большего количества испытуемых на более высокий уровень сформированности проверяемых УУД.
Рис. 2. Интеллектуальная карта по теме «Легкая атлетика» учащегося после ознакомительного семинара
В ходе текущей диагностики ученики разрабатывали интеллектуальные карты по темам «Физкультурно-оздоровительная работа» и «Здоровый образ жизни». На основании результатов текущей диагностики заполняется лист индивидуальных достижений на каждого учащегося. На третьей и четвертой интеллектуальной карте почти у всех испытуемых появляется радиальная структура, которая позволяет учащимся достраивать ветви карты, формируя связную логическую систему. Презентация своего интеллектуального продукта по данным темам прошла на много успешней, чем на предыдущем этапе диагностики (рис. 3).
Рис. 3. Интеллектуальные карты учащихся по темам «Физкультурно-оздоровительная работа» и «Здоровый образ жизни»
в ходе текущей диагностики
На последнем этапе диагностики проводилась итоговая оценка уровня сформированности познавательных УУД на материале учебного раздела «Самоконтроль на уроке физической культуры». При анализе интеллектуальных карт последнего этапа недочеты были выявлены только у тех учеников, которые пропускали учебные занятия и не подходили за индивидуальными консультациями к учителю (рис. 4).
Рис. 4. Интеллектуальная карта учащегося по теме «Самоконтроль на уроке физической культуры» в ходе итогового
этапа диагностики
По результатам эксперимента была выявлена положительная динамика повышения уровня всех формируемых познавательных УУД. До эксперимента 100 % испытуемых не владели предложенной технологией визуализации информации и уровень их познавательных УУД мы оценили как низкий. После экспериментального воздействия у 14 испытуемых (65 %) диагностировался высокий уровень сформированности познавательных УУД, у 8 - средний (35 %). Также по каждому отдельному познавательному универсальному учебному действию был проведен сравнительный анализ результатов до и после формирующего эксперимента.
Таким образом, нами доказана эффективность влияния технологий визуализации учебной информации на формирование универсальных учебных действий на уроке физкультуры в 10-11-х классах, путем активизации визуального канала восприятия обучающихся.
В процессе исследования были описаны механизмы формирования познавательных УУД и на основании этого разработан и экспериментально проверен диагностический комплекс оценки уровня их сформированности средствами интеллектуальных карт, с помощью которого можно проводить мониторинг когнитивных и личностных изменении, происходящих с
учащимися в образовательном процессе. Разработаны и внедрены в образовательный процесс творческие задания по разработке интеллектуальных карт по физической культуре, по средствам которых прослеживаются процессы усвоения учащимися общих и частных методов познания.
Список литературы
1. Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление. М.: Попурри, 2008. 208 с.
2. Далингер В.А. Когнитивно-визуальная технология обучения -основа успешности ученика в учебном процессе // Международный журнал экспериментального образования. 2015. №11-1. С. 53-56.
3. Подсвирова С.П. Формирование универсальных учебных действий средствами физической культуры // Современные научные исследования и инновации. 2011. №1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/05/131 (дата обращения: 10.08.2018).
4. Савчук А.А. Мониторинг сформированности познавательных универсальных учебных действий в начальной школе // Мир современной науки. 2014. №4 (26). C. 21-31.
Бусырева Анастасия Сергеевна, старший преподаватель, asyabay@yandex.ru, Россия, Пермь, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Голяков Иван Павлович, старший преподаватель, golyakov_ivan@mail. ru, Россия, Пермь, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Братчиков Иван Николаевич, учитель, asyabay@yandex.ru, Россия, Пермь, Пермский институт железнодорожного транспорта, филиал Уральского государственного университета путей сообщения
THE EFFECTIVENESS OF EDUCA TIONALINFORMA TION VISUALIZA TION TECHNOLOGY IN HIGH SCHOOL PHYSICAL CULTURE CLASS
A.S. Busyreva, I.P. Golyakov, I.P. Bratchikov
The effectiveness of the use of educational technologies of cognitive-visualization of educational information at a physical education lesson in general general education with the use of developed intellectual maps is proved. The diagnostic complex of an estimation of a level of cognitive universal educational actions of students studying at lessons of physical training by means of the intellectual cards directed on development of universal educational actions and on increase of an overall performance with the educational information, by activization of the visual channel of perception of trained is offered and introduced in educational process.
Key words: visualization, intellectual maps, cognitive-visual technology, a lesson in physical culture, cognitive universal educational activities.
Busyreva Anastasia Sergeevna, senior lecturer, asyabay@yandex. ru, Russia, Perm, Perm State Humanitarian and Pedagogical University,
Golyakov Ivan Pavlovich, senior lecturer, golyakov_ivan@mail. ru, Russia, Perm, Perm State Humanitarian and Pedagogical University,
Bratchikov Ivan Nikolayevich, teacher, asyabay@yandex. ru, Russia, Perm, Perm Institute of Railway Transport, branch of the Ural State University of Railway Transport
УДК 796.011
МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
А.С. Бусырева, И.П. Голяков, П.В. Гордеев
Раскрывается потенциал использования мобильных технологий на уроке физической культуры при организации и управлении проектной деятельностью школьников 1-4-х классов. Разработана и описана модель управления проектной деятельностью с использованием мобильных технологий с учетом современного развития общества, таких как подвижные игры, системы мобильного опроса, информационно-справочные ресурсы, социальные сети для группового визуального штурма.
Ключевые слова: модель управления проектной деятельностью, мобильное обучение, урок физической культуры, информационно-образовательная среда, планируемые результаты обучения.
В настоящее время глубоко исследуются теоретические и методические вопросы по обучению проектной деятельности в школе. Однако большинство исследований посвящено проблеме обучения проектной деятельности учащихся среднего и старшего звена [3]. При этом необходимость обучения проектной деятельности учащихся в начальной школе обусловлена Федеральными государственным образовательным стандартом, который предполагает, что младший школьник должен обладать не только предметными знаниями, но и первоначальным опытом проектной деятельности. Проект как форма обучения позволяет сократить, а в идеале, устранить разрыв между образованием учащегося и применением полученных им знаний и навыков в реальной деятельности.
ФГОС начального общего образования (1-4 классы) так же предъявляет новые требования к информационно-образовательной среде, регламентирует необходимость обеспечить образовательные учреждения комплексом технологических средств.
Информационно-образовательная среда обязана обеспечить возможность осуществления педагогической и образовательной