$
Эксперимент и инновации в школе
Мастер-класс
№ 1/2015
Лазарева Н.А.
Урок чтения в 1-м классе: «Чувство юмора в поэзии»
Аннотация ппно1иция Автор делится опытом проведения урока чтения в 1-м классе, ориентированного на реализацию трех групп результатов ФГОС, организует активную деятельность учащихся на уроке.
Ключевые слова: урок чтения; личностные, метапредметные, предметные результаты; самостоятельная деятельность детей; чувство юмора.
#
Тип урока: знакомство с литературными произведениями.
Дидактическая задача: организовать совместную и самостоятельную деятельность детей, направленную на воспитание у младших школьников чувства юмора как наиболее доступной в этом возрасте формы эстетического чувства.
Задачи на урок:
1. Личностные — формирование самоопределения (оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач); формирование базовых нравственно-этических и эстетических ценностей.
2. Метапредметные:
► познавательные — формировать умение работать с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками, т. е. умение искать и выделять необходимую информацию; оценка смысла текста по его названию;
► регулятивные — формировать умение принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
► участвовать в оценке результатов деятельности;
► коммуникативные — формировать умение воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, понимать содержание вопросов и высказываний.
3. Предметные — формировать умение находить средства художественной выразительности в тексте, выразительно читать юмористические произведения.
Ход урока
I. Организационный момент
На урок в Лесную школу Попадем мы в этот миг.
Ведь любой герой из сказки В этой школе ученик.
— Почему именно с этого стихотворения начался наш урок?
Какова тема нашего урока? Где это можно увидеть? На какой странице учебника, тетради мы будем работать? (48-51, 30-31)
Какие задачи вы для себя ставите?
II. Изучение нового материала
— Садитесь поудобнее.
1. Отработка навыка чтения.
Работа по тетради (с. 30, № 1).
— Прочитайте по слогам, целиком, с интонацией удивления, радости, разочарования, гордости.
2. Отгадайте загадку:
Смышленость этого мальчишки Спасла его и шесть братишек,
Хоть ростом мал он, да удал.
Так кто из вас о нем читал?
(Мальчик-с-пальчик)
3. Работа по учебнику (с. 48).
Мальчик-с-пальчик попросил: «Помоги прочитать только название стихотворения, а текст я буду читать сам».
а) Чтение стихотворения учащимися.
Докажите, что Мальчик-с-пальчик — хитрец. (Мальчик-с-пальчик просит выполнить самое сложное задание. Название у стихотворения длинное и трудное для чтения, а само стихотворение состоит из звука [ж] и коротких слов.)
— Теперь прочитайте и само стихотворение. Звуки [жжж] не надо читать во время чтения. Вы просто пожуж-ж-жите немнож-ж-жечко.
б) Чтение «про себя».
в) Чтение по цепочке по одной строчке (в паре).
— Что обозначают точки в конце стихотворения? (Наступила тишина.)
Ф
Expirimenti_i innovacii.indd 62
24.03.2015 15:07:31
ф
Урок чтения в 1-м классе: «Чувство юмора в поэзии»
г) Конкурс на лучшего чтеца (в группе из 5 человек). Выбор одного от группы для чтения всему классу.
Физкультминутка
Руки за спину, головки назад,
Глазки пускай в потолок поглядят. Головки опустим — на парту гляди,
И снова наверх — где там муха летит? Глазами повертим, поищем ее И снова читаем. Немного еще.
III. Продолжение работы по теме урока
Кот сказал:
«Сказочные ребята очень любят стихи-шутки.
Приятное дело —
Озорничать!
Не остановишься,
Стоит начать!»
— Прочитайте любимое стихотворение сказочных детей, соблюдая знаки препинания.
— Почему вы улыбались, когда читали? (Такого не бывает. Автор все перепутал — получилось смешно.)
2. Работа над смыслом стихотворения Б. Заходера «Где поставить запятую?».
— Но ведь дошкольник в конце каждой мысли ставит точку, а новую мысль начинает с большой буквы. В чем же его ошибка? (Он неправильно определил начало и конец мысли.)
— Какая первая мысль выражена в стихотворении? (Речка за окном.)
— Значит, все дело в запятой? Попробуем поставить ее там, где нужно по смыслу. Что получится?
Проводится аналогичная работа по нахождению последующих мыслей и исправлению текста стихотворения.
— А теперь прочитайте стихотворение по-другому, чтобы небылица исчезла.
— А что еще исчезло, кроме небылицы?
— Что же случилось с текстом? Исчезли стихи! Исчезло веселье, и в нарисованной картине нет ничего «странного». Почему это произошло? Дело в том, что стихи объединяют или разделяют слова покрепче запятых. Все слова в строке как бы привязаны друг к другу ритмом.
Теперь стихи восстановились, но слово «горит» упорно соединяется с речкой, а вилять хвостом все-таки принимается чей-то дом. Запятые сопротивляются такому поведению слов, но законы стихосложения оказываются сильнее запятых.
3. Работа по тетради (с. 31, № 2).
Вывод: поэты используют в своих произведениях знание законов фольклорных (народных) жанров.
IV. Итог урока
Загадка:
Я становлюсь волшебником,
Когда она со мной:
Хочу — и дождь из облака Прольется проливной,
Хочу — и волны синие Заплещутся в реке,
И взять могу я радугу,
И подержать в руке.
(Фантазия, воображение)
— Вам понравилось в Лесной школе?
— Сегодня мы получили удовольствие от произведений некоторых поэтов, от средств и приемов, которыми они пользуются в своих стихах.
Выставка книг Б. Заходера.
Борис Заходер рано научился читать и писать. Знал много иностранных языков. Он очень любил детей, и поэтому в основном все его творчество посвящено им.
Б. Заходер научил говорить по-русски Винни-Пуха, Карлсона, Мэри Поппинс и многих других героев книг зарубежных писателей. Он поэт, прозаик, переводчик. Получилось так, что в литературе оказалось как бы несколько Борисов Заходеров. Вот как он об этом написал:
Смотрите сами:
Вот есть, например, детский писатель Борис 3axoдеp•,
Есть переводчики — взрослый и детский.
Тот знает английский,
Этот — немецкий...
У всех у них Разные интересы,
Хотя они все как один Борисы:
Один Заходер Сочиняет пьесы.
(Его, очевидно,
Волнуют актрисы!)
Тот пишет сказки Про разных тварей,
Тот норовит Смастерить сценарий;
Есть среди них Даже автор либретто.
Тут не хватало только поэта!
При разработке урока использована литература: по учету особенностей введения и реализации ФГОС [1, 2, 8, 10], по профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС [3, 4, 6], по методике работы с учениками 1-х классов [5, 7, 9] и др.
Литература
1. Абанкина И.В. Механизмы организации финансово-экономической деятельности учреждений, обеспечивающие реализацию ФГОС с учетом особенностей финансирования трех типов учреждений (казенные, бюджетные, автономные) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 5. С. 12-17.
2. Абрамова Т.В., Баранова Ю.Ю. Методические рекомендации по проведению общешкольного собрания с родителями будущих первоклассников в условиях введения ФГОС начального общего образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 5. С. 25-30.
3. Доможирова О.Н., Изман А.А., Сиденко А.С. Развитие профессиональной компетентности педагогов средствами проблемного педсовета по теме: «Введение ФГОС второго поколения в основной школе» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 6. С. 3-25.
4. Игнатова О.А., Усольцева Н.Н. Технология деятельностного метода обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся (на примере разработки урока русского языка в 1-м классе) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 201 2 . № 3 . С. 10-18.
Expirimenti_i innovacii.indd 63
Ф
24.03.2015 15:07:31
ф
Эксперимент и инновации в школе. № 1,2015
5. Корчагина Г.А. «Использование алгоритмов при решении примеров, уравнений и задач». Сценарий урока математики для 4-го класса. Сценарий урока письма для 1-го класса // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С. 28-34.
6. Крюкова Е.М., Белова Е.Г. Профессиональное становление педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения путем овладения современными образовательными технологиями // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 6. С. 70-74.
7. Романова Н.Н. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в 1-м классе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 6. С. 26-30.
8. Шемет Б.И., Шемет О.В. Реализация ФГОС СПО: внутренние проблемы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 6. С. 45-49.
9. Ячменникова Т.С. Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1-м классе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1. С. 25-32.
10. Яшина Г.А., Сиденко А.С. Школа здоровья: от здоровьезатратных технологий — к здоровьесберегающим, обеспечивающим успех ученика // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 4. С. 25-29.
Ф
Ф
Ф
Expirimenti_i innovacii.indd 64
24.03.2015 15:07:31