2. Zetka J. Op. cit.
3. Edwards P. Industrial Conflict: Issues in Recent Research // British Journal of Industrial Relations. 1992. Vol. 30.
4. Лушников А., Лушникова M. Право на забастовку: историко-правовое эссе // Правоведение. 2005. № 5. С. 70.
5. Обзор зарубежного законодательства о забастовках и локаутах. URL: http://www.trudsud.ru/ru/docs/ publications/5
6. Киселев И. Я. Сравнительное и международное трудовое право. М.: Дело, 1999.
7. Забастовок может стать больше // Трудовые споры. 2009. № 9. С. 4.
8. Клеман К. Трудовые конфликты в 2008 г.: рабочее движение на распутье. URL: http://www.ikd.ru/ ?q=node/8329
9. Информационный обзор. П. Бизюков, ведущий специалист социально-экономических программ ЦСТП, В. Бизюкова, социолог. URL: http:// www.trudprava.ru/index.php?...1749&from=search (Дата обращения: 12.04.2010).
10. Зайцев А, Клементьева А, Ермаковский С., Карпенков Ю. Стратегия поведения участников забастовки // Социол. исслед. 1998. № 10.
11. URL: http://www.novoteka.ru/seventexp/3215683 (Дата обращения: 22.05.2010).
12. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/ 0395/analit03.php (Дата обращения: 17.06.2010).
13. URL: http://www.ikd.ru/node/4451 (Дата обращения: 12.04.2010).
14. URL: http://www.dp.ru/a/2010/06/11/ Peterburgskie_dokeri_groz (Дата обращения: 15.04.2010).
15. URL: http://grani.ru/Politics/Russia/activism/ m.132171.html (Дата обращения: 27.04.2010).
16. URL: http://www.rb.ru>Hовости>.../2007/08/01/ 145819.html (Дата обращения: 12.04.2010).
17. URL: http://www.ikd.ru/node/2721 (Дата обращения: 23.05.2010).
18. URL: http://rzd.ru/wps/portal/press?...selectedDate= 29-04-2008 (Дата обращения: 12.04.2010).
19. URL: http://www.ikd.ru/taxonomy/term/32/ 0?page=4 (Дата обращения: 23.05.2010).
20. URL: http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?1906 (Дата обращения: 12.04.2010).
21. Капелюшников Р. Производительность труда и стоимость рабочей силы: как рождаются статистические иллюзии // Вопросы экономики. 2009. № 4.
УДК 331.109: 338.124.4 (470)
О. М. Хохлова
УРЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
В статье выделяются отличительные особенности и этапы развития современных индустриальных конфликтов, условия и факторы возникновения и протекания забастовок, роль законодательства в урегулировании трудовых конфликтов.
The peculiarities and stages of development of modern industrial conflicts are distinguished in the article, along with the terms and factors of emerging and passing of the strikes and the place of the law in settling down work related conflicts.
Ключевые слова: трудовой конфликт, экономический кризис, акция протеста, кризисный период, социально-трудовые права, забастовка.
Keywords: labor conflict, economic crisis, protest action, crisis period, social and labor rights, strike.
С изменением политической формации страны - переходом от коммунистической направленности развития государства к демократической - Россия на протяжении 90-х гг. XX в. перешла к рыночной экономике, многообразию форм собственности и хозяйствования. Среди всех видов общественных отношений политические и экономические отношения являются основными. Они охватывают большую часть социальных групп и индивидов, выступающую наиболее активным потенциалом общества. В посткоммунистический период в центре перемен в обществе находятся человек наемного труда и социальные группы, классы, корпорации, взаимодействующие не только в процессе создания продуктов труда, но и социолизации общества и политическом процессе.
Социально-трудовые отношения возникают между человеком и организацией - собственником средств производства [1].
Особенностью действующего трудового законодательства является то, что наемный работник вступает в трудовые отношения с организацией, заключая трудовой договор. Согласно ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации сторонами трудовых отношений являются работники и предприятие, учреждение, организация. Руководитель организации выступает в качестве представителя работодателя.
Раскрытие сущности понятия «конфликт» имеет множество подходов, несмотря на однозначное - конфликт от лат. сопШскШБ - столкновение.
© Хохлова О. М., 2010
Конфликты в социально-трудовой сфере обычно вытекают из отдельно взятых трудовых проблем (режим рабочего времени, сменность, оплата труда, установление и изменение норм выработки и т. д.) и социальных проблем (установление и соблюдение выплаты пособий работникам, получившим профессиональное заболевание, предоставление работникам оплачиваемых отпусков и т. д.).
Какой бы период в развитии ни переживало государство, интересы трудящихся были и остаются сосредоточенными на признании их политических и экономических прав, вытекающих из трудовых отношений.
Социально-трудовой конфликт между работниками и собственниками средств производства основан на противоречии между сторонами трудовых отношений, как классовый конфликт. Суть его заключается в том, что собственник (предприниматель) самостоятельно определяет сумму денежного вознаграждения за произведенный продукт (заработная плата и соответствующие компенсации, надбавки), при этом оставляя себе «прибавочную стоимость».
В период, когда начались демократические преобразования, включая зарождение социального партнерства, в посткоммунистической России были проанализированы объекты наиболее распространенных конфликтов в сфере социально-трудовых отношений. Приведем перечень [2] этих объектов:
1. Конфликты по поводу оплаты труда работников. Здесь имеются в виду не только конфликты по поводу размеров оплаты труда работников производственной и непроизводственной сфер хозяйствования, но и по поводу массовых задержек расчетов с работниками за выполнение объема работ (услуг).
2. Конфликты, вытекающие из проблем занятости и в связи с угрозой безработицы.
3. Конфликты, связанные с разгосударствлением и приватизацией. Субъектами таких конфликтов выступают государственные органы -министерства, ведомства, госкомитеты, местные органы власти, трудовые коллективы организаций, определенные группы внутри организации, отдельные лица. Отличительная черта этих конфликтов - вовлечение в спорные отношения субъектов разного уровня социального партнерства (например, конфликт между организацией и госкомитетом).
4. Конфликты, связанные с приватизацией и соучастием работников в управлении организацией. Социально-трудовые конфликты перерастают в социально-политические.
Тенденций к уменьшению этих объектов за период с 1992 по 1998 г. не наблюдалось. Наоборот, в данной сфере общественных отношений к перечисленным добавились новые:
5. Конфликты, связанные с проблемой признания профессиональных союзов и их органов в качестве представительных или наиболее представительных.
6. Конфликты, связанные с проблемами проведения процедур банкротства (санации) организации и соблюдения гарантий для работников закрепленных в коллективном договоре, отраслевом соглашении.
Особенности переходного периода от одной общественной формации к другой показали, что при обеспечении свободы объединения граждан с целью защиты своих экономических и социальных прав, интересов возникают конфликты по поводу признания со стороны работодателей, их объединений (союзов) того или иного профсоюза, объединения профсоюзов. Такие конфликты влияют на общую характеристику социальной обстановки в стране.
Социальные конфликты в сфере труда классифицируются на основании действующего трудового права, базирующегося на конституции Российской Федерации, это является необходимым условием для их изучения. Таким образом, законодательные акты разделяют их на два основных вида: индивидуальные и коллективные трудовые споры. Это деление говорит о принадлежности спора индивиду или группе. Стороной, участвующей в споре с работодателем в трудовых конфликтах, выступает либо работник, либо группа работников, объединенных по правовому или профессиональному признаку.
Споры индивидуального характера охватывают все конфликты, касающиеся применения установленных условий труда к конкретному работнику. Законодатель не раскрывает понятие «индивидуальный трудовой спор». Речь идет о применении к индивиду - конкретному лицу нормативных условий, установленных законом, коллективным договором или соглашением, когда один спорящий работник считает, что его права нарушены, или тогда, когда он добивается признания за ним какого-либо нового права.
Вторую категорию конфликтов составляют коллективные споры. «Коллективный трудовой спор -неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений» [3]. Это определение закреплено в п. 1 ст. 2 федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». В этом определении завуалирована классификация конфликтов по характеру соотношения с правом. Согласно этой классификации конфликты в трудовой сфере подразделяются на исковые споры (споры права) и неисковые споры
(споры интересов). Анализ этих понятий трудовых споров показывает особенность коллективного трудового спора в том, что они могут иметь характер исковых и неисковых интересов.
Коллективные трудовые споры, относящиеся к категории конфликтов интересов, на наш взгляд, возникают, как правило, при ведении коллективных переговоров с работодателем, объединениями (ассоциациями) по заключению, изменению коллективных договоров, соглашений по социально-трудовым вопросам.
Коллективные трудовые споры, относящиеся к категории конфликтов права, могут возникнуть по поводу выполнения коллективного трудового соглашения, выполнения условий труда, выплаты заработной платы и т. д.
Практика регулирования трудовых отношений и конфликтов имеет определенный набор основных понятий, одновременно относящихся к наукам о праве и о социальных конфликтах. Это такие понятия, как разрешение трудового конфликта или трудового спора [4], урегулирование социального конфликта или трудового спора. Эти понятия различны по своему содержанию.
Разрешение любого социального конфликта или трудового спора - это активное действие субъектов отношений, имеющее определенную цель, при которой субъекты при своем взаимодействии пытаются найти выход из создавшегося конфликта. В такой ситуации участие может принимать третья сторона - негосударственный или государственный орган содействия разрешению конфликта или лицо, их представляющее [5].
Исходя из сказанного, мы делаем основные выводы.
Тематика трудовых конфликтов имеет крайне важное значение в социально-экономической жизни общества. Трудовые конфликты часто осуществляют роль детонатора социально-политических изменений. На основе полученной в ходе исследования информации можно сделать вывод о том, что уровень конфликтности в сфере трудовых отношений нарастает.
1. Рост уровня конфликтности выражается в том, что происходит увеличение числа конфликтов, они становятся многоактными (протекают в несколько этапов). На каждом этапе выбираются различные формы выражения протеста между работником и работодателем. Отмечается рост числа конфликтов - в условиях кризиса конфликтов больше, а в кризисные месяцы количество нарастало, особенно в 2009 г.
2. Отраслевое и территориальное распространение трудовых конфликтов в условиях кризиса изменилось. В разных регионах страны количество конфликтов в период кризиса выровнялось. По отраслям несколько иная картина -
выделяются отрасли-лидеры по числу конфликтов. До кризиса это транспортники, после кризиса - машиностроители.
3. Главной причиной трудовых конфликтов была и остается невыплата заработной платы. Почти две трети всех конфликтов начинаются по этой причине. Распространенность этой причины свидетельствует о неспособности российского законодательства и всей системы регулирования трудовых отношений решить эту проблему. Закономерным выглядит увеличение числа конфликтов в связи с проблемой занятости, увольнений и сокращений, а также недовольство политикой администрации. Заслуживает внимания факт, что причиной трудовых конфликтов работники стали называть рост цен. Это оборотная сторона другой причины - низкой зарплаты, доля которой в кризисные месяцы уменьшилась.
4. Трудовые конфликты получают распространение за пределами предприятий - это главная тенденция, выявленная после анализа форм, в которых протекают трудовые конфликты в условиях кризиса. Число публичных и демонстративных акций увеличивается, это говорит о том, что трудовые конфликты не могут разрешаться на предприятиях. Увеличилось количество форм, в которых работники выражают свой протест. В кризисных условиях работники не всегда обращают внимание на формы, предписанные законом для регулирования трудовых споров. Часто предпочтение отдается стихийным или общегражданским акциям. Это веский аргумент в пользу того, что закон не всегда пригоден для разрешения трудовых споров.
5. Увеличилась активность профсоюзов. Профсоюзы стали активнее участвовать в акциях, в том числе возникающих спонтанно. Нарушение прав работников не позволяет профсоюзам остаться в стороне, иначе произойдет потеря авторитета профсоюзов.
В целом полученные данные дают основания утверждать, что ситуация с трудовыми конфликтами развивается скорее как стихийная. Небольшая доля законных акций, нарастание количества демонстративных акций во многом напоминают логику развития трудовых конфликтов в 1990-х гг. Тогда выдвижение требований перерастало в забастовки, забастовки как остановка работы превращались в демонстративные забастовки, порой содержащие элемент агрессии.
Можно утверждать, что ситуация с трудовыми конфликтами является острой, заслуживающей внимания социологов, юристов, экономистов. Сложившаяся ситуация в современной России во многом напоминает логику развития тру-
довых конфликтов в 1990-е гг. Тогда выдвижение требований перерастало в забастовки, которые превращались в забастовки с элементом агрессии.
Несмотря на принятие нового трудового, гражданского и налогового законодательства, качество взаимодействия в сфере трудовых отношений изменилось незначительно.
Дальнейшая эскалация трудовых конфликтов способна привести к серьезным социальным и экономическим последствиям, тем более что действенных инструментов разрешения трудовых конфликтов до сих пор нет.
Примечания
1. Волгин Н. А., Одегова Ю. Г. Экономика труда (социально-трудовые отношения). М.: Экзамен, 2004. С. 684.
2. На пути к социальному партнерству. Специальное приложение к бюллетеню «Конституционный вестник» / рук. авт. кол. Л. А. Гордон. М., 1993. С. 102.
3. Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4557.
4. Зайцев А. К. Социальный конфликт на предприятии. М.: КаИС, 1997. С. 101.
5. Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М.: Аспект Пресс, 1997. С. 104-105.