УРБАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В МАРКЕТИНГЕ
УДК 311.16+314.7+339.142
Игорь Константинович Беляевский
д.э.н., профессор кафедры маркетинга ГОУ ВПО Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ); Тел.: 8-499-144-55-06, E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы исследования урбанистических процессов на потребительском рынке. Выявлена дифференциация потребительских расходов городских жителей. Впервые в практике демографического маркетинга построены модели влияния размера города на уровень развития потребительского рынка.
Урбанистические закономерности выявлены в возрастной структуре населения и демографической нагрузке потребительского рынка. В работе использованы методы группировок, вариационного и корреляционного анализа. Статья иллюстрирована графиками и диаграммами.
Ключевые слова: город, поселок городского типа, урбанизация, население, потребительские расходы домохозяйств, городской образ жизни, маятниковая миграция, градообразующие факторы, маркетинг, товарооборот на душу населения, демографическая нагрузка.
Igor Konstantinovich Beliaevskiy
Doctor of science, economics; professor of
chair of Marketing of SEI HPE «Moscow state
university of economics, statistics and
informatics»;
Tel.: 8-499-144-55-06;
E-mail: [email protected]
TENDENCIES OF URBANISM IN MARKETING
The problems of study of urban processes in the consumer market are considered in this paper. Differentiation of the consumer expenses of town-dwellers is revealed. The models of the influence of town size on the level of development of consumer market are constructed for the first time in practice of demographic marketing. The urban regularities are revealed in the age structure of population and demographic load of consumer market. The grouping method and the methods of variation and correlation analysis are used in this work. The paper is illustrated by graphs and diagrams.
Keywords: town (city), urban settlement, urbanization, population, consumer expenses of households, urban mode of life, pendulum migration, city-forming factors, marketing, trade turnover per head, demographic load.
1. Введение
Город - не только место обитания людей или территория, застроенная домами, это сложный, многофункциональный организм, развитие которого связано с определенными социальными, экономическими и демографическими закономерностями. Роль городов как фактора экономического и социального прогресса росла на протяжении всего XX и в начале XXI века. Этот процесс именуется урбанизацией (от лат. игЪапш — городской). Важными его признаками являются концентрация и развитие промышленного производства, расширение и совершенствование жилищного строительства, создание и функционирование центров науки и высшей школы, учреждений культуры и искусства и т. д. [7]
2. Процесс урбанизации в России
В городах сейчас проживает немногим менее 3/4 российского населения. Урбанизация, как известно, характеризуется, прежде всего, ростом доли городского населения и укрупнением городов. Однако, в России этот процесс происходит на фоне общего сокращения численности населения. Урбанизация повлекла за собой ряд социальных и экономических последствий, которые, в частности, выразились в серьезной дифференциации потребительской сферы, отражающей характер и степень различий уровня жизни городского и сельского населения. Так, уровень денежных доходов (а, следовательно, и расходов) в городах выше, чем в сельской местности). Например, среднемесячная номинальная зарплата работников сельского хозяйства составляла в 2000 г/ 985 руб. а в отраслях обрабатывающей промышленности - 2365 руб.? т.е. в 2,4 больше, в 2009 - 8475 руб. - соответственно и 16050 руб., т.е. в 1,9 раза больше [9, 172]. Уровень потребительских расходов одного домохозяйства в городах в 2007 г. был в 1,75 раза выше, чем в сельской местности [11, с. 180 - 181].
Городские поселения отличаются от сельских, главным образом, типом занятий, образом и стилем жизни. В городах жители преимущественно заняты в различных отраслях промышленности и строительства, в сферах государственного и корпоративного управления, культурных и социальных учреждениях. Сельские жители большей частью трудятся в аграрном секторе. [2]. Следует оговориться, что часть сельских жителей, особенно в пригородных зонах, регулярно приезжает на работу в город и возвращается обратно (т.н. маятниковая миграция). Многие, особенно жители пригородов, живут в сельской местности, но работают в городах и обладают всеми преимуществами городского образа жизни. Поэтому определенная часть сельского населения систематически или спорадически приобретает товары в городских поселениях различного размера.
Городское поселение — достаточно крупный населённый пункт, жители которого в основном не занимаются сельским хозяйством. В круг занятий городских жителей входят, главным образом, промышленность и строительство, государственное и корпоративное управление, работа в учреждениях культурно-образовательной сферы и т.п. Городские поселения делятся на две группы - собственно города, имеющие четко выраженную урбанистическую направленность, и поселки городского типа, которые по образу жизни и кругу занятий, имеют некоторые общие черты с деревней. Поселки городского типа обычно образованы на основе предприятия, где занята подавляющая часть населения, и которое выступает в качестве градообразующего фактора. В посёлках городского типа подавляющая часть жителей (не менее 85 %) не должна быть занята в сельском хозяйстве. В 2009 г. насчитывалось 1099 городов, в т.ч. республиканского. краевого, областного и краевого подчинения - 583 города, и 1318 поселков городского типа [9, с. 41]. Кроме того, продолжается процесс преобразования сел в поселки городского типа, а поселкам может присваиваться статус города.
Город - социально-демографическое образование, население которого сконцентрировано на сравнительно ограниченном небольшом пространстве, застроенного домами. Важным социальным признаком города, его отличием от деревни, считается городской образ и стиль жизни, которого придерживаются его жители, т.е. сложившиеся в течение ряда лет устойчивые условия жизнедеятельности, определяющие формы поведения и общественного сознания. Внешним признаком городского стиля жизни являются определенные виды одежды и обуви, хотя в последние годы происходит некоторая нивелировка внешних признаков городского и сельского стиля жизни. В условиях рынка характеристикой городского образа
и стиля жизни являются объем и структура потребления и спроса, потребительские привычки и, наконец, источники удовлетворения спроса, а также формы шопинга [см. 1; 2; 4].
3. Статистические характеристики урбанизации
Численность городского населения по состоянию на 1 января 2009 г. составляла 103,7 млн. чел., (73,1% общей численности), в том числе жителей поселков городского типа - 808,1 тыс. чел., т.е. в поселках проживает всего 0,8% горожан. Удельный вес городского населения с 1959 г. по 2009 г вырос с 52%. до 73%, однако, в последние годы этот процесс замедлился и стабилизировался на отметке 73% [9, с. 77]. Параллельно росту удельного веса городского населения произошло резкое сокращение рождаемости жителей городов. Конечно, этот процесс происходит на фоне общеевропейской тенденции сокращения рождаемости, но в России, и в частности, в городах отмечается также достаточно высокий уровень смертности. В результате сложившейся в стране демографической ситуации происходит уменьшение численности населения, в том числе городского [3, с. 24]. (См. рис. 1.).
Математически тенденции численности городского населения и удельного веса городского населения в общей численности хорошо аппроксимируются аналитическим уравнением параболы 3-го порядка (коэффициенты аппроксимации составили соответственно: Я2 = 0,982; Я2 = 0,973). Кри-
численности доли у г
вые, описывающие эти тенденции, мало различаются, сдвигаясь во времени всего на два-три года. Они относятся к категории затухающих трендов. Однако тенденции доли более пологие и сглаженные. Естественно, процесс урбанизации под влиянием социально-экономических факторов сначала развивается интенсивно, а затем постепенно затухает, что соответствует сложившимся в послереформанную эпоху возможностям и потребностям производства и жилого фонда.
Трендовая модель численности городского населения:
у = 48,663 + 10,425/ - 0,577/2 + 0,0002/3 (млн. чел.).
Трендовая модель удельного веса городских жителей в общей численности населения:
у = 47,81 + 4,680/ - 0Д70/2 + 0,0092/3 (в процентах к общей численности населения).
Рис. 1. Тенденции численности населения и удельного веса городских жителей в общей численности населения в период 1995 - 2008 гг.
В 1970 г рождаемость городского и сельского населения была приблизительно на одном уровне (соответственно 14,8%о и 14,3%о), а в 2007 г рождаемость в городах была на 2,0%о выше, чем в сельской местности (соответственно 10,8%о и 12,8%о) [9, с. 95]. Правда, смертность в городах всегда была нескольку выше, чем в сельской местности, но в течение двадцатилетнего периода, вплоть до 1990 г. обеспечивалось положительное сальдо естественного прироста населения. Однако, в последующие двадцать лет до настоящего времени естественный прирост приобрел отрицательное значение: естественный прирост в 1970 г. в городах - +6,9%о, в сельской местности - +4,3%о, в 2007 г. в городах - -3,1 %о, в сельской местности - -3,8%о [9, с. 95]. В результате возрастная структура городского населения значительно отличается от сельской.
Динамика численности и удельный вес городского населения характеризуются следующими данными (см. табл. 1).
В послереформенные годы рост численности городского населения сначала замедлился, а затем и совсем прекратился, сменившись спадом. Причин здесь несколько: во-первых, сокращение естественного прироста населения, о котором уже было сказано, во-вторых, миграция населения (выезд за рубеж на
ПМЖ), который не компенсировался притоком жителей из сельской местности; в-третьих, переселение сельских жителей в города и, наконец, в-четвертых, недостаточная обеспеченность населения жильем в ряде городов (так, в 2009 г. число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составило 2,9 млн., или 6% от общего числа семей [9, с. 206]). О масштабах миграции в 2009 г. говорят следующие цифры: прибыло в РФ из стран СНГ - 270,0 тыс. чел. и из стран дальнего зарубежья - 1,6 тыс. чел. За тот же период уехало из России в страны СНГ - 26,1 тыс. чел. и в страны дальнего зарубежья - 13,4 тыс. чел. [9, с.113
- 114]. Положительное сальдо миграции
- 242 тыс. чел., преимущественно гас-тарбайтеров. Естественно это увеличивает спрос на продукты питания и другие потребительские товары.
4. Урбанизация с точки зрения маркетинга
Городское пространство имеет не только территориально-географиче-с-кую, но и экономическую определенность. С точки зрения маркетинга город - представляет собой рынок, на котором продаются и покупаются огромные массивы потребительских товаров. Этот рынок неразрывно связан с численностью населения, поскольку именно люди являются потребителями покупаемых жизненных благ. В условиях
рыночной экономики важным элементом функционирования городов является купля-продажа то-варов, коммерческая деятельность. Основным механизмом поку-пательского спроса, управления и регулирования рынка, в частности потре-бительского рынка, является как стратегический, так и оперативный маркетинг, а инструментом его выявления - маркетинговое исследование^; 6].
Изучение этого рынка, анализ и моделирование процесса влияния социально-демографических факторов на уровень, динамику и структуру товарооборота представляет собой цель и содержание маркетингового исследования. Маркетинг должен оценивать силу этого влияния и воздействовать на покупательский спрос, складывающийся в городах различного размера и типа. В городах сформировались институ-цио-нальные органы государственного и муниципального управления, кон-тро-ля и воздействия на торговлю. Использование маркетинговых инструмен-тов в городской торговле характерно и для корпоративных структур.
Таблица 1. Распределение населения по городской и сельской местности
Годы Численность населения, млн. чел. в том числе: В % к общей численности населения
городского сельского городского сельского
1959 117,2 61,1 56,1 52,1 47,9
1970 129,9 80,6 49,3 62,0 38,0
1979 137,4 94,9 42,5 69,1 30,9
1989 147,0 108,0 3 9,0 73,5 26,5
1999 147,8 108,1 3 9,7 73,1 26,9
2009 141,9 103,7 3 8,2 73,1 26,9
Источник информации: [9, с.77] и собственные расчеты автора.
Когда речь идет об урбанизации потребительского рынка, мы сталкиваемся с проблемой разделения товарооборота на городской и сельский. К сожалению, официальная статистическая информация не предусматривает такого показателя [12]. В результате регионального анализа обнаруживается, что средний по региону оборот на душу населения зависит от удельного веса городских жителей в общей численности. Это подтверждается расчетом коэффициента корреляции между душевым товарооборотом и удельным весом го-
родского населения, который составил 0,607 (по шкале Чэддока - связь заметная ). Однако, это косвенная оценка, не позволяющая определить соотношение между городским и сельским товарным потреблением. Наиболее приближен к понятию товарооборота на душу населения показатель душевого расхода на покупку товаров, поэтому мы считаем возможным использовать его для характеристики различий между городским и сельским уровнем потребления. Соотношение между городскими и сельскими душевыми расходами домохо-
Таблица 2. Расходы домохозяйств на конечное потребление в 2007 г. (по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств в среднем на одного члена
домашнего хозяйства)
Расходы на конечное потребление Рублей в месяц, домашние хозяйства, расположенные Структура расходов хозяйств (% к итогу), расположенных
в городской местности в сельской местности в городской местности в сельской местности
Всего в том числе: 7728,3 4412,5 100,0 100,0
Расходы на приобретение и потребление товаров из них: 4706,1 2509,0 60,89 56,87
денежные расходы на домашнее питание 2032,0 1304,0 26,29 29,55
алкогольные напитки, табачные изделия 174,1 115,9 2,25 2,63
одежду и обувь 779,4 397,8 10,08 9,02
предметы домашнего обихода, бытовую технику и уход за домом 546,2 281,8 7,07 6,39
организацию отдыха и культурные мероприятия, а также гостиницы, кафе и рестораны 749,6 243,7 9,70 5,52
другие товары и услуги 424,8 165,8 5,50 3,76
Расходы на приобретение и потребление услуг из них: 2820,1 1296,6 36,49 29,38
жил ищно -коммунальны е услуги и топливо 872,7 455,1 11,29 10,31
здравоохранение 244,7 85,3 3,17 1,93
образование 133,8 64,3 1,73 1,46
транспорт 1279,5 545,3 16,56 12,36
связь 289,4 146,6 3,74 3,32
Стоимость натурального потребления (ЛПХ, подарки, бесплатные услуги) 202,1 606,9 2,62 13,75
Источник информации: [11, с. 180 - 181] и собственные расчеты автора.
зяйств составляет 1,75 : 1, а если выделить расходы на товарное потребление (без услуг) - 1,88 : 1. Мы полагаем, что с большой степенью уверенности можно распространить эти пропорции на всю совокупность товаров (см. табл. 2).
Главное отличие потребительских расходов в городских поселениях от сельских расходов связйо с ролью натурального потребления (в стоимостных единицах). В сельской местности его абсолютный размер в 3 раза больше, чем в городах, главным образом, за счет личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Если в городских поселениях удельный вес натурального потребления составлял 2,6%, то в сельской местности - более чем в 5 раз больше, 13,7%.
Сильно различается в городской и сельской местности относительная структура расходов на товары и услуги. Наиболее значимые различия города по сравнению с селом можно отметить в расходах: на питание (+3,26%), в организации отдыха (-4,2%), в транспортных расходах (-4,2%) и т. д.
Структура потребительских расходов иллюстрируется следующей диаграммой (см. рис. 2).
Общий объем расходов населения городов и сельской местности можно выразить следующей формулой:
Сумма потребительских расходов городского населения на покупку товаров:
РБ,
г г
где Рг - расходы городских жителей на душу населения; Бг - численность городского населения.
Сумма потребительских расходов сельского населения на покупку товаров:
Р Б,
с с
где Рс - расходы сельских жителей на душу населения; Бс - численность сельского населения.
Тогда удельный вес городского населения в общем объеме покупок потребительских товаров определяется следующим образом:
д, =■ -' РЛ+РЛ
По нашим расчетам, он составил 84,6%, Можно предположить, что удельный вес потребительских расходов на покупку товаров в городской местности равен (округленно) 4/5 общих расходов. Это не противоречит оценке места городских поселений в общей численности потребителей (27%).
Однако степень урбанизации регионов значительно варьирует от по тер-
РЛ
Рис. 2. Структура потребительских расходов в городах и сельской местности в 2007 г.
ритории страны - коэффициент вариации доли городского населения (на конец 2007 г.) составлял 18,2% (в процентах к среднему уровню по РФ). Дифференциация удельного веса городских жителей по территории страны характеризуется следующими данными (см. табл. 3).
Уровень урбанизации в регионах влияет на душевой товарооборот, хотя и недостаточно сильно и не вполне последовательно. Это косвенно подтверждается расчетом тесноты связи между удельным весом городского населения каждого региона и средним по региону душевым товарооборотом (коэффициент корреляции составил - 0,544, т.е. связь - заметная).
Естественно, объем продажи товаров в городе напрямую зависит от числа жителей (потребителей), но связь при этом не функциональная, а корреляционная, потому что товарооборот зави-
сит от многих факторов, как социально-экономических, так и демографических. Увязать число потребителей с объемом продажи (стоимостью проданных в городе товаров) можно с помощью показателя товарооборота на душу населения (душевого товарооборота).
Этот показатель относится к числу сложных и небесспорных в методологическом отношении. Существует две точки зрения на данную проблему: первая, что товарооборот на душу относится к категории относительных величин (так утверждается во многих учебниках по общей теории статистики), другая, которая имеет своих сторонников, к которым принадлежим и мы, считает, что душевой оборот сочетает в себе свойства как относительной, так и средней величины. В пользу последней говорит то, что оборот на душу населения зависит от структуры населения (возрастной, семейной, территориаль-
Таблица 3. Группировка регионов по удельному весу городского населения в общей численности жителей в 2007 г.
Средний по
Группы Численность группе Средний по
регионов,где городских регионов региону
удельный вес Число жителей, удельный товарооборот
городского регионов тыс. чел. вес на душу
населения (на 1 января городского населения,
(%) 2008 г.) населения, % тыс. руб./чел.
до 50,0 6 2149 40,6 37,6
50,0 - 59,9 12 12337 56,0 61,0
60,0 - 69,9 24 19579 66,0 56,0
70,0 - 79,9 25 32568 75,5 68,9
80,0 - 89,9 9 21167 81,6 82,0
90,0 и выше 4 15973 99,5 159,6
По всем регионам 80 103773 64,6 76,5
Источники информации: [9, с..78 - 80, 516 - 517] и собственные расчеты автора.
но-региональной и т.п.). Однако, данная позиция не учитывает фактор миграции товаров и денежной выручки: часть товаров, купленных в городе, «уплывает» за его пределы, а часть продается в данном городе иногородними жителями, что увеличивает душевой оборот. Скорее всего, искажение среднего размера товарного потребления наиболее сильно сказывается в крупных городских центрах за счет фактора маятниковой миграции.
Предположительно роль миграционных факторов на размер покупок потребительских товаров тем больше, чем крупнее город/городская агломерация. Так, по оценкам ФМС по Москве число зарегистрированных приезжих - примерно 1,8 млн. чел., и незарегистрированных - не менее 1 млн. чел. (в т.ч. нелегальных) [13]. Даже, если предположить, что эти люди потребляют минимальное количество товаров, то за счет миграции оборот должен увеличиваться не менее, чем на 5 - 10%. Показательно, что рост российского рынка денежных переводов составил около 70% [14], вероятно, в основном за счет денежных переводов гастарбайтеров.
В процессе исследования на потребительском рынке обнаруживаются потребительские требования и предпочтения, которые в силу различий образа и стиля жизни населения в определенной степени связаны с размером и типом городского поселения. Города различаются по размеру и типу. К средним относятся города с числом жителей от 50 до 100 тыс. чел. Большой город - город с численностью населения от 100 до 250 тысяч человек. Крупным считается город с численностью населения от 250 тысяч до 1 миллиона человек. Города с численностью населения от 1 до 3 миллионов человек считаются крупнейшими, а более крупные города относятся к категории сверхкрупных. Кроме того, в городскую совокупность входят т.н. поселки городского типа с меньшим числом жителей.
Показатели распределения городского населения по размеру городских поселений приведены по данным ФСГС. Показатели, характеризующие потребительский рынок городов, приводятся по данным Федеральной службы статистики [8]. Сверхкрупные города-миллионеры включаются в совокупность полностью, остальные по выборочным характеристикам, в обратной пропорции к числу городов. В следующей таблице приводятся соответствую-
Таблица 4. Распределение городского населения в 2007 г.
Типы городов Группы городов, где население, тыс. чел. Число городов Численно сть населения, тыс. чел.
Города-миллионники свыше 1000 11 25 568
Крупнейшие города от 500 до 1000 23 14 903
Крупные города от 250 до 500 41 13 953
Большие горо да от 100 до 250 93 14 061
Средние города от 50 до 100 160 11143
Малые города менее 50 732 15563
Все города 1060 95191
Поселки городского типа 1361 808,1
Источники информации: [8, с.17 - 370] и собственные расчеты автора.
щие показатели (см. табл. 4).
Численность городов меняется, так как с течением времени образуются новые города, некоторые поселки также преобразуются в города. На 1 января 2009 г. в России имелось 1099 городов [9, с. 41], крупных, средних и малых. Как уже говорилось, города и другие образования городского типа характеризуются неоднородностью - различаются по размеру, т.е. численности жителей. Размер города - его важнейший социальный и экономический признак. В маркетинге он должен быть увязан с рынком города, т.е. с его товарооборотом. Поэтому колеблемость уровня развития потребительского рынка городов мы оценивали по рыночному показателю - товарообороту на душу населения. Степень различий между этими показателями в городах чрезвычайно высока: среднеквадратическое отклонение товарооборота на душу населения составила ±74, млрд. руб. или 80,3 процента к среднему уровню. Если исключить экстремальные значения (города с численностью населения менее 100 тыс. чел. и две столицы России -
Москву и С.-Петербург), степень колеблемости значительно сокращается: среднеквадратическое отклонение - до ±48,8 млрд. руб. и коэффициент вариации - до 53,3%.
5. Выявление закономерностей урбанизма
На базе статистического сборника «Регионы России» нами был осуществлен маркетинговый анализ, позволивший выявить некоторые закономерности урбанизма. В изучаемую совокупность были включены почти все города с численностью населения до 100 тыс. чел. Это составляет 13% городских поселений страны, при этом розничный оборот изучаемой совокупности городов составляет 65,0% общего объема городской торговли России [расчет автора]. Для характеристики малых и средних городов использованы всего 6 городов, являющихся административными центрами автономных образований, что не позволяет с достаточной степенью достоверности распространить их на всю совокупность.
Размер города определяет число потребителей, в нем проживающих, и по-
Таблица 5. Группировка городов с населением от 100 тыс. чел. и выше, увязанная с развитием потребительского рынка, в 2007 г.
Группы городов с числом жителей, тыс. чел. Число городов в них численность населения в них куплено товаров на сумму отклонение структуры населения от структуры оборота, % ±
тыс. чел. в % к итогу млрд. руб. в % к итогу
до 100 6 277,2 0,3 29,5 0,3 0
100,0 - 109,9 17 1795,1 2,6 114,5 1,3 -1,3
110,0 - 149,9 32 3964,2 5,7 299,7 3,5 -2,2
150,0 - 249,9 44 8585,0 12,4 853,0 9,9 -2,5
250,0 - 499,9 39 13169,4 19,0 1294,7 15,1 -3,9
500,0 - 999,9 25 16085,8 23,1 1907,7 22,2 -0,9
1000 и более 11 25615,5 36,9 4077,6 47,5 +10,6
В се горо да 174 69492,2 100,0 8576,7 100,0 -
Источник информации: [8, с.17 - 370] и собственные расчеты автора. 1
Таблппа 6, Факторы п результаты развития потребительского рынка города
городам с ^лгленностъю на селекл.'* гзыше ! 03 пел. к ие=лрам з егоео".ягьгс округов)
Группы го- Чпсло В расчете на один город Товаре обо-
родов с чис- горо- числен- объем от- ЧИСЛО номи- числен- СУММЫ обьем то- торговая рот на душу
лом жите- дов ность гружен- рЗООТЕП- нальная ность назна- варооборо- площадь населенна,
лей (тыс. потреби- ных това- кйй ор- на чис- пенс по- ченных та, вклю- включая
чет) телей (го- ров л вы- ганп 23- ле иная неров, пенсий. чая обще- обществен-
родского полненных цжй, »работ- млн. чел. ллрд. ственное ное питаний.
населе- раоот ц млн. чел. ная пла- руо. питание, тыс, руо.
ния), тыс. та (за млрд. руб.
чел. млрд, р>и.
млрд.
руо.
А Б 1 2 4 5 6 7 9
100- 109 17 105.6 15.5 31.5 4,9 |5,8 0.141 6,7 4.3 63,8
110-349 32 123,9 37,6 34,4 3.5 37.6 1,537 9,4 7.3 75,6
150-249 44 195,1 63.5 62.0 Ш 63.5 2,539 19.4 27,8 99,4
250-499 39 337.7 67.5 119.1 19,2 67.5 4,944 33,2 35,7 98,3
500-999 25 643.4 £3.0 235.2 37,2 53.0 7,500 76,3 83.0 Ш,б
3000 н 11 2328.7 407. £ 975.4 223 407.8 27.(5 370.7 505.4 159.2
оолн
Всего зев 399,4 77,5 348 Л 28,9 77.5 5.0 49,3 61.5 123,4
Нсто^кпг лэфор; итог: [2. с.1? ■ гоост
тенциальный объем продажи товаров. Процент выборки был достаточно высок, в крупных и крупнейших городах он составлял 100%. Если не принимать во внимание 6 городов с численностью населения менее 100 тыс. чел., то распределение остальных городов можно считать репрезентативным. Этот вывод следует распространить на показатели рынка. Результат исследования показан в табл. 5.
Пятая часть жителей городов, включенных в обследование (это города с числом жителей от 100 до 250 тыс. чел. - т.н. большие города) приобретает всего 15% потребительских товаров. На долю другой пятой части городских жителей (они проживают в крупных городах) приходится тоже 15% проданных товаров. Доля проданных товаров в крупнейших городах примерно соответствует тому месту, которое принадлежит числу их жителей. Однако, в городах-миллионерах (немногим менее 40% населения обследованных городов) доля расходов на покупки потребительских товаров значительно больше их удельного веса в численности потребителей. Можно предположить, что это связано, главным образом, с высокими ценами в городах такого типа. Вполне вероятно, что здесь сказывается фактор миграции доходов (тяготение покупателей к крупным центрам).
Прямую зависимость уровня развития потребительского рынка от размера города можно считать закономерностью, хотя высокая колеблемость ры-
расчеты азлора.
ночных показателей резко снижает тесноту этой связи, которая не превышает 0,3. В следующей таблице (см. табл. 6) рассматриваются показатели, которые выступают в качестве факторов, в той или иной мере влияющих на развитие потребительского рынка. В гр. 9 этой таблицы приводится результативный показатель - товарооборот на душу населения, отражающий экономическую эффективность типоразмера города.
Данные, приведенные в таблице, показывают, насколько размер города непосредственно связан с социально-экономическими факторами потребительского рынка. Численность работающих
и пенсионеров растет при увеличении числа жителей города, но не обязательно пропорционально его размеру. Корреляционный анализ позволил сделать вывод, о достаточно тесной зависимости размера города, т.е. число потребителей, в нем проживающих, с такими факторами, как объем производства в городе (г = 0,880), числом работающих (г = 0,994) и пенсионеров (г= 0,996). Размер города в значительной степени определяет объем проданных в городе товаров (г = 0,972). В свою очередь наличие и размер торговой сети в определенной мере обусловливают характер развития товарооборота (между этими показателями - корреляцион-
Товарооборот, включая общественное питание, млрд. руб.
400 350 300 250 200 150 100 50 О
/
/ У
370.7
76.3
33.2
е.7
9.4 19.4
Ш
100-109 110-149 150-249 250499 500-999 1000 и более
города с числом жителей (тыс. чел.) Рис. 3. Потребительский рынок городов различного размера
ная связь: г = 0,928).
ух у
Как уже было сказано, величина городского товарооборота в значительной степени зависит от размера города. Следующая диаграмма иллюстрирует процесс количественной дифференциации потребительского рынка российских городов. (См. рис. 3).
Факторами, которые влияют на развитие экономики города, являются масштабы его производственной деятельности и число работников, занятых в городском хозяйстве. Основным фактором, от которого зависит уровень продажи товаров в городе, является денежный доход населения. Однако, такой показатель не предусмотрен программой обследования городов. Поэтому мы заменили его данными о заработной плате рабочих и служащих и данными о номинальном размере пенсий.
Сложной проблемой является вопрос об увязке характеристик потребительского рынка города с уровнем его экономического развития [1]. С одной стороны, наличие производственных центров является градообразующим фактором и соответственно источником благосостояния города. С другой стороны, развитие производства не обязательно напрямую способствует увеличению денежных доходов жителей. Здесь в большей степени может сказаться дистрибьционный фактор.
Продажа товаров происходит в двухмерном пространстве, где абсциссой и ординатой являются числовая характеристика размера города и размера продажи. Результатом соединения или своеобразного сплава двух этих процессов является товарооборот на душу населения. Этот показатель можно рассматривать в качестве характеристики социально-экономической эффективности потребительского рынка. Диаграмма показывает зависимость товарооборота на душу населения от величины города. (См. рис.4).
Данную зависимость можно представить в виде статистической модели, аппроксимированную уравнением параболы 2-го порядка (К2 = 0,944): ух = 63,66 + 1,03х + 2,32x2
Однако не только численность населения определяет «демографическое лицо» города. Важнейшей социально-демографической характеристикой городского населения является его возрастная структура, которая тесно увязана с экономически активным населением. Она серьезно отличается от соответствующей структуры сельского населе-
180 1
Товарооборот на душу населения
160
140
120
100
30
60
40
20
0
1000 и более
150-249
250 - 499
110 -149
100-109
Группы городов с товарооборотом надушу населения:
Рис. 4. Потребительский рынок городов различного размера Таблица 7. Возрастная структура населения (на 1 января 2009).
Население в возрасте: Возрастная структура населения в % к итогу
городского Сельского
младше трудоспособного 14,99 18,33
трудоспособном 63,90 60,21
старше трудоспособного 21,11 31,46
ИТОГО 100,00 100,00
Источник информации: [9, с 83.].
Таблица 8. Сдвиги в возрастной структуре городского населения в 1990 - 2009 гг.
Возрастная структура (% к общей численности) по группам городского населения в возрасте: Годы (на начало года)
1990 1995 2000 2005 2009
моложе трудоспособного 23,71 22,15 19,12 15,68 14,98
трудоспособном 58,86 58,81 61,27 64,48 63,90
старше трудоспособного 17,43 19,04 19,61 19,84 21,12
Итого 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00
коэффициент демографической нагру зки, % 2,43 2,43 2,58 2,81 2,77
Источник информации: [10, с. 88; 9, с.83] и собственные расчеты автора.
ния, что подтверждается следующей таблицей. (См. табл. 7).
В городах значительная часть населения находится в нетрудоспособном возрасте - это дети, старики и пожилые люди. Правда, в какой-то степени это компенсируется тем, что часть из них
продолжает работать. В демографии широко используется понятие демографической нагрузки, характеризующей влияние непроизводительного населения на потребительские возможности общества в целом, т.е. долю иждивенцев в населении. Рассчитывается коэф-
Таблица 9. Возрастная структура населения в городах с численностью жителей более 100 тыс.
потребительском рынке в 2007 г.
Группы го родов с числом жителей (тыс. чел.) Число городов Структура населения в возрасте (процентов к итогу) Товарооборот розничной торговли Коэффициент демографической нагрузки
моложе трудоспо-соб ного трудоспособном старше трудоспособного в средн ем на 1 город, млрд. руб. на 1 чел., получающего доход, тыс. руб. )
100,0 - 124,9 33 15,78 64,66 19,56 7,6 81,0 1,19
125,0 - 174,9 26 12,88 70,65 16,47 11,3 72,9 2,41
175,0 - 249,9 30 15,61 65,22 19,17 21,0 121,8 1,88
250,0 - 499,9 39 14,67 64,97 20,36 31,6 111,1 1,86
500,0 - 999,9 25 14,72 64,58 20,70 72,9 131,9 1,82
1000 и более 11 11,80 58,26 29,94 459,4 200,8 1,40
Всего 164 13,56 62,61 23,83 59,0 149,8 1,67
) Условно: включая население в трудоспособном возрасте и в возрасте старше трудоспособного. Источники информации: [8, с.17 - 370] и собственные расчеты автора.
че л. на
фициент демографической нагрузки как отношение численности трудоспособного населения к нетрудоспособному. В городах этот показатель значительно выше (на 26 пунктов), чем в сельской местности: городская демографическая нагрузка составляет 1,77, а в сельской местности - 1,51.
Возрастная структура населения в городах является важным фактором формирования экономического потенциала. Урбанизация связана с процессом старения населения, увеличением демографической нагрузки на фоне продолжающейся концентрации городского населения в крупнейших городах и усиления роли в нем мегаполисов. Этот процесс негативно сказывается на формировании рабочей силы. Он также является результатом увеличения числа работающих пенсионеров. Численность работающих пенсионеров, по некоторым оценкам, в 2008 г. составляла примерно 35% общего числа пенсионеров [15]. На конец 2008 г. общая численность пенсионеров была равна 39,6 млн. чел., а средний размер пенсии -4646,3 рубля в месяц, что составляет всего 31% среднедушевого дохода или 27% от номинальной заработной платы [9, с. 167, 176 и собственные расчеты автора]. Изменения возрастной структуры в городах характеризуются следующими данными за 1990 - 2009 гг. (на начало года). См. табл. 8.
Удельный вес городского населения в возрасте моложе трудоспособного постоянно сокращается. Этот процесс, безусловно связан с известными социальными и экономическими причинами, обусловившими снижение уровня рождаемости. Параллельно идет процесс постарения населения, увеличения
в городах доли людей старше трудоспособного возраста и роста смертности. Замедление роста доли населения трудоспособного возраста и демографической нагрузки в целом произошло на фоне кризисных явлений и говорить о дальнейших тенденциях - преждевременно, хотя многие специалисты прогнозируют дальнейшее уменьшение численности экономически активного населения.
В анализе возрастной структуры населения городов имеются две проблемы, требующие своего решения: Первая - как связана возрастная структура населения с размером городов? Вторая - воздействуют ли различия возрастной структуры на относительный уровень оборота? Мы снова обращаемся к материалам обследования городов 2008 г. По данным 164 городов с населением более 100 тыс. чел. нами была рассчитана возрастная структура населения в 2007 г. в дифференциации по городам и охарактеризованы ее связи с развитием потребительского рынка. (См. табл. 8).
6. Заключение
Процессы урбанизации и, в частности, концентрации населения в крупных городах и городских агломерациях привели к резкому росту демографической нагрузки. Величина города обратно пропорциональна коэффициенту демографической нагрузки. Пока это явление не препятствует концентрации товарооборота, но вряд ли это будет происходить и в дальнейшем. Возможно, потребуется интенсификация миграционной деятельности. Безусловно, требуется обеспечить более быстрый рост реального уровня потребительских расходов за счет повышения доходов
населения более равномерного их распределения. Нами был рассчитан показатель, увязывающий уровень развития потребительского рынка с демографической нагрузкой. Он показал тенденцию увеличения товарооборота в расчете на 1 человека, получающего доход по мере увеличения размера города.
Таким образом, урбанистические тенденции проявляются не только в численности и возрастной структуре населения, но и в уровне социально-экономического развития, включая развитие потребительского рынка.
Литература
1. Беляевский И.К. Демографический маркетинг: наука и практика // Вопросы статистики. - 2010. - № 4.
2. Гидденс Э. Социология. Пер. с англ. - М.: Эдиториал УРСС, 2005.
3. Демографический ежегодник России. 2008. Стат. сб. / Росстат. - М.: 2008.
4. Занадворов В.С. Экономика города. - М.: Магистр, 1998
5. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. / Пер. с англ. - СПб: Питер Ком, 1998.
6. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. - М.: Омега-Л, 2005.
7. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: Урбанизация и городские системы: Учеб. пособие. - М.: Владос, 2000.
8. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2008. Стат. сб. / Росстат. - М.: 2008.
9. Российский статистический ежегодник. 2009. Стат. сб. / Росстат. - М: 2009.
10. Российский статистический ежегодник. 2005. Стат. сб. / Росстат. - М.: 2005.
11. Семья в России. 2008. Стат. сб. / Росстат. - М.: 2008..
12. Торговля в России. 2007. Стат. сб. / Росстат. - М. 2007
Экономика, Статистика и Информатика^^ 99 №2, 2010
Г"
13. http://ru.wikipedia.org/wiki/4en-ночная_миграция (дата обращения: 03.05.2010)
14. http://www.unistream.ru/press/ detail.php?ID=4340 (дата обращения: 03.05.2010)
15. http://www.city-n.ru/view/ 100649.html (дата обращения: 03.05.2010)
References
1. Belyaevskiy I.K Demographic marketing: science and practice // Statistics Questions, 2010 - № 4.
2. Giddens E. Sociology. - M.: Editorial URSS,2005.
3. The Demographic Yearbook of Russia. 2008. Statistical Handbook. / Rosstat. - M. 2008.
4. Zanadvorov V.S. City Economics. -M. Magistr, 1998.
5. Kotler F. Marketing- management. -SPb: Piter Kom, 1998.
6. Pankrukhin A.P. Marketing: Manual. - M: Omega-L, 2005.
7. Pivovarov Yu.L. Fundamental geourbanistics: Urbanization and urban systems: Manual. - M.: Vlados, 2000.
8. Russian regions. Basic social-economical town indices. 2008. St. col./ Rosstat. - M.: 2008.
9. Russian Statistical Yearbook. 2009. St. col./ Rosstat. - M.: 2009.
10. Russian Statistical Yearbook. 2005. St. col./ Rosstat. - M.: 2005.
11. Family in Russia. 2008. St. col./ Rosstat. - M.: 2008.
12. Trade in Russia. 2007. St. col./ Rosstat. - M.: 2007.
13. http://ru.wikipedia.org/wiki/^enHOH-HaH_MHrpaHHH (date of access: 03.05.2010)
14. http://www.unistream.ru/press/ detail.php?ID=4340 (date of access: 03.05.2010)
15. http://www.city-n.ru/view/ 100649.html (date of access: 03.05.2010)