РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ПОКУПКУ ТОВАРОВ: УРОВНИ, ТЕМПЫ, МОДЕЛИ
EXPENSES OF THE POPULATION FOR PURCHASING OF THE GOODS: LEVELS, RATES, MODELS
В статье рассматривается динамика и структура расходов населения на покупку товаров и проводится оценка объемов потребительского рынка. Анализ проводится как с точки зрения экономического развития рынка, так и с точки зрения демографических характеристик населения как потребителей товаров и участников рынка продуктов.
The article deals with dynamics and structure of expenses of the population for purchasing the goods and the estimate of the consumer's market volume is held. The analysis is held both from the point of view of economic development of the market, and from the point of view of demographic characteristics of the population as consumers of the goods and participants of the market products.
Ключевые слова: товары; потребительский рынок; денежные расходы; денежные доходы; конечное потребление; показатели динамики; факторы; товарооборот на душу населения; домохозяйство
Keywords: the goods; the consumer market; cash expenditures; cash earnings; final consumption; dynamics indicators; factors; goods turnover per capita; a household.
Беляевский Игорь Константинович, д.э.н., профессор, профессор кафедра Маркетинга ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики», (495) 442-23-98, [email protected]
Igor Konstantinovich Beljaevsky, doctor of science, economics, the professor, the professor of chair of Marketing SEI HPE «The Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics», (495) 442-23-98, [email protected]
Потребительский рынок является сегментом рынка покупателя, где происходит обмен товаров на наличные, безналичные или пластиковые деньги. Здесь товар находит своего конечного покупателя, а потребитель удовлетворяет собственный спрос. Конечно, и на этом рынке возможны перекупщики, посредники различного типа, но их доля минимальна. В то же время потребительский рынок это своеобразный инструмент распределения, который функционирует в соответствии с законом спроса-предложения. Он представляет собой саморегулирующийся механизм, сводящий вместе продавцов товаров потребительского назначения и индивидуальных покупателей. Торговля на потребительском рынке является формой коммерческой деятельности, ориентированной на извлечение прибыли.
В сфере потребительского рынка формируются расходы населения на покупку товаров, источником которых являются доходы населения, получаемые из различных источников, и трата личных сбережений. Расходы населения на покупку товаров ассоциируются с понятием розничного товарооборота. Однако, понятие потребительского рынка не вполне адекватно понятию розничного товарооборота, потому что часть товаров (предполагается, что незначительная) продается оптовым и мелко-оптовым покупателям.
На потребительском рынке отдельные лица и домохозяйства приобретают товары и услуги главным образом для личного потребления. Потребительский рынок может рассматриваться как совокупность индивидуальных покупателей, т.е. главным образом населения. Таким образом, в качестве покупателей выступают отдельные лица и домохозяйства. Однако на потребительском рынке приобретается (правда, в ограниченных размерах) еще и мелкий сельскохозяйственный инвентарь и сравнительно малоценные товары производственно-технического назначения. В статистике торговли расходы населения на покупку товаров с некоторой степенью условности приравниваются к розничному товарообороту или продаже товаров в розничной торговле и общественном питании.
Потребительский рынок качественно и количественно отличается от объема личного потребления за счет поступлений из личного (подсобного хозяйства): натурального потребления сельскохозяйственной
№4, 2008
Таблица 1
Место потребительского рынка товаров в общих денежных расходах и сбережениях населения России в 2006 г.
Годы Все денежные В том число расходы на Удельный вес
расходы п покупку товаров. расходов на покупку
сбережения. включая оощественное товаров, °о
млрд. руо. пптанпе млрд. руо.
2000 3983,9 2433,6 61,8
2001 5325,8 3183,7 59,8
2002 6831,0 3913,7 57,3
2003 8900,0 4716,6 53,0
2004 10976,3 5880,9 53,6
2005 13819,0 7353,8 53,2
2006 17267,3 9089,7 52,6
Источник: Российский статистический ежегодник. 2007.. Ст. сб. / Росстат. - М.: 2007, С. 204, 562, 575 и собственные расчеты автора
Удельным вес расходов но покупку то в<1|>#в и остальных расходов и платежей, %
100%
90«. »0%
70%-К
•10%-р 30% 20% 10% 0%
38.2
Все остлл>ные расходы и сбережения 40,2 42.7
47.0
46.4
4«. 8
47.4
«1.8
50.8
57.3
5 3.0
53.0
51.2
Р.К;МОДЫ н,| покупку 106,1 |>ОВ
Ряд2 □ РЯД-1
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
Годы
Рис. 1. Структура денежных расходов населения в 2000 - 2006 гг.
продукции, изготовления и использования в домашнем обиходе разного рода кустарных изделий, собственного производства и т.п. Однако, при этом возникает эффект вторичного рынка - перепродажи каких-то ранее купленных товаров. Сюда входит комиссионная продажа, частично - стокинго-вая торговля. Определить размер этих вторичных продаж без проведения соответствующего обследования или экспертных оценок весьма сложно.
Поэтому на потребительском рынке следует выделять три элемента:
• экономический, связанный с прямой продажей товаров;
• территориальный, вызванный необходимостью размещения и перемещения товаров, их распределением и перераспределением в географическом
пространстве;
• социальный, обусловленный процессами распределения и перераспределения товаров между отдельными группами и слоями населения, удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, проявлениями покупательского поведения.
Финансовый потенциал потребительского рынка, который определяет возможность постоянно расходовать денежные средства на приобретение нужных населению товаров, обусловлен величиной денежных доходов и сбережений населения. В 2006 г. из величины располагаемых денежных средств 10,5% расходовались на обязательные платежи и разнообразные взносы, 17,2% составлял прирост финансовых активов, 3,3% - приобретение недвижимости. На приобретение товаров и
услуг было из расходовано почти 12 млрд. руб. или 69% всех денежных доходов и сбережений против 74,6% в 2001 г..
Потребительский рынок является основным источником личного потребления товаров. Его роль в экономике страны характеризуется удельным весом расходов на покупку товаров в розничной торговле и общественном питании в общем объеме денежных расходов и сбережений населения (см. табл. 1).
Как видно из приведенных данных, абсолютная сумма расходов населения на покупку товаров, включая общественное питание, постоянно увеличивается. Так, с 2000 по 2006 г. они выросли с 2434 млрд. руб. до 9080 млрд. руб., т.е. в 3,7 раза (в среднем за год они увеличивались на 26%).
Более половины всех расходов составляют затраты населения на приобретение потребительских товаров, связанные с удовлетворение покупательского спроса. Однако за период 2000 по 2006 г. доля потребительского рынка в структуре денежных расходов и приросте других активов постепенно снижается. Это обусловлено тем, что быстрее потребительских расходов растут обязательные платежи и приобретение недвижимости, а также происходит прирост финансовых активов. Соответствующая тенденция отражена следующей диаграммой (см. рис. 1).
Как уже было сказано, расходы населения на покупку товаров продолжали увеличиваться. Однако рост денежных расходов, предназначенных для покупки товаров, не связан напрямую с повышением жизненного уровня и удовлетворением спроса покупателей. Соответствующие денежные средства являются только предпосылкой, потенциальной возможностью увеличить размер личного потребления жителей. Социальная эффективность роста расходов значительно отстает от того, количества товаров, которые можно ку-
Экономика, Статистика и Информатика
№4, 2008
пить на эти деньги. Реальное расширение потребительского рынка должно учитывать ценовую составляющую. К сожалению, после 2007 г. виток инфляции стал раскручиваться значительно интенсивнее.
Поэтому реальный объем потребительского рынка в несколько раз меньше суммы расходов на покупку товаров, что можно установить только с помощью индексного метода. Его использование позволяет достаточно обоснованно построить все три связанные между собой индекса товарооборота: индекс расходов на покупку товаров в ценах соответствующего периода, индекс товарооборота в сопоставимых ценах и индекс ценностного фактора товарооборота (индекс цен). Все эти три индекса представлены в виде следующей диаграммы (см. рис. 2).
Необходимо отметить, что относительные показатели динамики объема продажи товаров - индексы физического объема товарооборота - постепенно сближаются с темпами роста ценового фактора товарооборота (индексом цен). именно это видно на рис. 2.
Однако, во второй половине 2007 г. произошел резкий скачок цен на некоторые продовольственные товары. За счет данного фактора могут дополнительно увеличиться расходы на приобретение товаров. Не исключен и другой сценарий развития потребительского рынка, когда замедлятся темпы объема покупок: население будет ограничивать себя в потреблении некоторых товаров. Это в большей мере скажется на наиболее бедных слоях населения.
В связи с этим необходимо измерять не только темпы роста расходов на потребительском рынке, но и абсолютные изменения продажи товаров. Легко убедиться, что в абсолютном приросте расходов населения на покупку товаров наиболее важную роль играет фактор цен. Так, в абсолютном приро-
Индексы в процентах к 2000 г.
400
100
50
Л - 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
1 2 3 4 5 6 7 3
-Ряд1 100 130.5 160.1 192.6 239.9 299.3 369.4
-----Ряд2 100 111 121.3 132 149.6 165.7 192.1
-РядЗ 100 117.6 136.1 145.9 160.4 177.4 192.3
— Ряд1 Индексы расходов на покупку товаров
■ - Ряд2 Индексы физического объема товарооборота
— РядЗ Индексы ценностного фактора товарооборота
Рис. 2. Динамика развития потребительского рынка в 2000 - 2006 гг.
Рис. 3. Роль количественного и ценностного факторов в формировании абсолютного прироста расходов населения на покупку товаров в 2000 - 2006 гг.
сте этих расходов за 2000 - 2006 гг. ценностной фактор занимает 2/3, а количественный фактор - только 1/3. Роль каждого из факторов в формировании расходов на покупку товаров иллюстрируется следующей диаграммой (см. рис. 3).
В формировании и развитии потребительского рынка важное
место занимает демографическая составляющая этого процесса, которая проявляется в продолжающемся сокращении численности населения России. Однако, само воздействие демографических факторов на потребительский рынок можно оценить как противоречивое и многоплановое, что не позволяет сделать однозначное за-
№4, 2008
Таблица 2
Развитие товарооборота на душу населения и численности жителей в 2000 - 2006 гг.
Годы Среднегодовая Товарооборот розничной торговли и
численность населения общественного питания на душу населения
тыс. чел. в % к 2000 рублей в °о к 2000 г.
г. в ценах соответствующих лет а сопоставимых ценах
2000 146597 100.0 16801 100.0 100.0
2001 145976 99.6 21810 129.7 110.5
2002 145306 99.1 26934 160.2 117.8
2003 144566 98.8 32643 194.2 133.2
2004 144219 98.4 40778 242.6 169.2
2005 143114 97.6 51384 305.8 170°8
2006 142487 91.2 63793 379.5 197.5
Источник: Российский статистический ежегодник. 2007.. Ст. сб. / Росстат. - М. С. 204, 562, 575
2007,
Рис. 4. Динамика численности населения и душевого уровня развития потребительского рынка в 2000 - 2006 гг.
ключении о негативном или позитивном характере этого явления. Безусловно, численность жителей страны это не только демографическая характеристики, поскольку она одновременно выступает как совокупность потребителей. Одновременно проявляется другая составляющая рыночного процесса -уровень товарного потребления. Натуральное потребление продуктов остается за рамками данного исследования.
Уровень товарного потребле-
ния статистически оценивается размером товарооборота на душу населения. В наших исследованиях мы неоднократно обращались к проблеме расчета и анализа этой социально-экономической категории (а не только чисто расчетного показателя). Ее характеристика остается дискуссионной. Мы придерживается позиции, согласно которой товарооборот на душу населения носит одновременно черты средней и относительной величины. В
любом случае в анализе состояния и развития потребительского рынка необходимо изучать и динамику численности населения, и динамику товарооборота на душу населения. При этом мы исключили влияние ценностного фактора, пересчитав динамику товарооборота на душу населения в цены 2000 г. В следующей таблице (см. таб. 2) приведены соответствующие данные.
В течение 2000 - 2006 гг. расходы на покупку товаров в расчете на одного жителя России постоянно увеличивались. В среднем за год прирост составил 30,6%, однако, реальный объем проданных товаров (в сопоставимых ценах) вырос за этот период только на 14,6%. При этом число покупателей (точнее, потребителей) сократилось на 2,8%. Следующий график иллюстрирует изменения уровня развития потребительского рынка (см. рис. 4).
Изменение товарооборота за счет экстенсивного демографического фактора - сокращения числа жителей - играет весьма незначительную роль в общем приросте товарооборота. Его доля (со знаком минус) - всего 1,76%. Если бы не было сокращения численности населения, товарооборот увеличился бы на 2334,4 млрд. руб. Разумеется, это чисто абстрактное рассуждение, но в возможных демографических сдвигав его следует принимать во внимание. Дело в том, что остается спорным вопрос, влияет ли изменение численности потребителей на покупательский спрос? Или же речь может идти только о перераспределении денежных доходов, обусловленных экономическими, социальными и политическими причинами. Однако, на этот вопрос нет однозначного ответа.
Между денежными расходами на покупку товаров и денежными доходами населения, как и ожидалось, имеется тесная связь. Она близка к функциональной: гху = 0,999. При пересчете показателей
Экономика, Статистика и Информатика
№4, 2008
товарооборота и дохода в сопоставимые цены теснота связи остается достаточно высокой: 0,997. Модель зависимости расходов на покупку товаров на душу населения в сопоставимых ценах от реального душевого дохода представлена следующим уравнение регрессии:
ух = -518,5 + 0,623х.
Значительно слабее проявляется связь между региональными показателями дохода и товарооборота на душу населения (гху = 0,720). Этому есть объяснение: велика региональная дифференциация денежных доходов населения. Коэффициент дифференциации доходов составил в 2006 г. 15,3, увеличившись против 2000 г. на 1,4 пункта. Расширяющийся разрыв между богатыми и бедными крайне негативно сказывается на покупательной способности населения.
Основную часть своих денежных доходов (заработной платы, пенсий и других поступлений) население расходует на потребительском рынке на оплату приобретенных в розничной торговле товаров. По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств на покупку товаров направляется около 3/4 всех израсходованных на конечное потребление денежных средств. Хотя абсолютный размер товарного потребления постоянно увеличивается (как это было показано ранее), его место в общем размере расходов имеет тенденцию к снижению. Не в последнюю очередь это вызвано быстрым и опережающим ростом сферы услуг, но сказываются и другие ранее рассмотренные факторы.
Уровень и темпы роста расходов на покупку товаров, определенные по данным статистического учета, примерно на ±20 процентных пунктов отличаются от выборочных данных (хотя в 2006 г. они совпали почти на 100%). Во всяком случае, характеристики потребительских расхо-
Таблица 3
Уровень расходов на конечное потребление в 2000 - 2006 гг. (в среднем за месяц на одного члена домохозяйства)
Годы Расходы всех в т.ч на покупку товаров
домашних руб. в процентах удельный
хозяйств, руб. к 2000 г. вес в общем объеме расходов, ° о
2000 1306,2 995,3 100,0 76,2
2001 1835.4 1405.9 141.3 76.6
2002 2372.3 1779.2 178.8 75.0
2003 2989.3 2203.1 221.4 73.7
2004 3582,9 2626.3 263,9 73,3
2005 4490.0 3228.3 324.4 71.5
2006 5353.5 3790.3 380,8 70.8
Источник: Торговля в России. 2007. Ст. сб. / Росстат. - М.: 2007, С.95 - 99; Торговля в России. 2005. Ст. сб. / Росстат. - М.: 2005, С. 117 - 119.
дов, полученные по данным бюджетного обследования, вполне репрезентативны и могут быть положены в основу социально-экономических выводов и моделей. Хотя размер покупок товаров и увеличивается, треть потребителей в 2006 г. считает свое материально положение плохим, и только 5-7% считает его хорошим. Большинство - примерно 60% - оценивает его как среднее. Впрочем, 2/3 потребителей заявляют, что их расходы соответствуют доходам.
Степень различий среднего размера расходов на покупку товаров в зависимости от дохода измеряется показателями колеблемости: среднеквадратиче-ское отклонение расходов на одного члена домохозяйства в 2000 г. составило ±634,4 руб., а в 2006 г. -±2670,9 руб. Для обеспечения сопоставимости использован относительный показатель -коэффициент вариации: У2000 = 6,23%; V = 6,90%. Уровень дифференциации сравнительно невелик, но, как видно из приведенных данных, имеет тенденцию к росту.
Расходы на покупку товаров различаются не только в зависимости от абсолютного размера, но и от динамики денежных доходов населения. При этом серьезно сказывается вид потребляемых товаров (продукты питания или непродовольственных товаров). Расходы на покупку непродовольственных товаров (рублей на од-
ного члена домохозяйства в среднем за месяц) по мере увеличения дохода растут по экспоненте, т.е. со значительным ускорением: ух = 887е023х (коэффициент аппроксимации, выбранный по минимуму отклонений от тренда, равен 0,989).
В продаже продуктов питания характер развития расходов на их покупку несколько иной: по мере роста дохода покупка продуктов питания тоже увеличивается, но кривая этого роста более пологая. Она моделируется уравнением параболы 2-го порядка:
ух = 784,6 + 63,9х + 15,9х2 (рублей на одного члена домохозяйства в среднем за месяц; коэффициент аппроксимации составил 0,977). Зависимость расходов на покупку товаров от уровня денежных доходов домохозяйства показана на следующей диаграмме (см. рис. 5).
Зависимость расходов на покупку товаров от уровня дохода проявляется не только в абсолютном увеличении покупок, когда домохозяйство получает доход, больший, чем в предыдущей группе, но и в качественных изменениях макроструктуры спроса. Под макроструктурой товарооборота розничной торговли мы понимаем удельный вес продовольственных и непродовольственных товаров в общем объеме расходов населения на приобретение товаров. Этот каче-
№4, 2008
ственный показатель используется как индикатор уровня жизни населения. Считается, что чем больше доля непродовольственных товаров, тем выше уровень удовлетворения покупательского спроса. Предполагается, что после удовлетворения первейших потребностей, к которым относятся, прежде всего, продукты питания, рост доли непродовольственных товаров говорит о более высоком качестве потребления. Конечно, этот вывод в известной мере носит условный характер, поскольку речь идет о статистических, вероятностных оценках.
Известно, что в динамике развития потребительского рынка после 2000 г. существует тенденция роста доли непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота розничной торговли. Она хорошо видна на следующей диаграмме (см. рис. 6; данные в ценах соответствующих лет).
Сдвиги в макроструктуре товарооборота вызваны более быстрым развитием продажи непродовольственных товаров по сравнению с продуктами питания. Увеличение доли непродовольственных товаров в общем объеме расходов на покупку товаров как раз может быть вызвано ростом денежных доходов населения. Рассмотрим структурные различия в распределении по доходу. Как и в рис. 5., распределение расходов увязано с денежными доходами в среднем на одного члена домохозяйства (по 10-процентным группам населения; от групп с минимальными доходами до групп с максимальными доходами). Очень четко проявилась структурная закономерность, своего рода рокировка места, которое занимали в расходах на покупку товаров беднейшие слои населения и наиболее обеспеченные группы населения. По мере перехода от низшей ступени в уровне дохода к более высокой постоянно увеличивалась доля непродовольственных
Рис. 5. Характер зависимости между расходами на покупку товаров и уровнем денежных доходов (на одного члена домохозяйства, руб. в среднем за месяц)
Удельный вес продовольственных и непродовольственных товаров |в % к общему объему расходов на покупки товаров)
1 00%
80% 60% -10% 20% 0%
53,5 5^8 53,4 53,8 54,3 54,3 54,7
45.5 40,2 40.0 45.7 45.7 45.3
и и и и и и и
Р?щ2
непродовольственные товары продовольственные товары
Рис. 6. Макроструктура товарооборота розничной торговли России
в 2000 - 2006 гг.
товаров и снижалась доля продуктов питания (см. рис.7).
Таким образом, в результате роста доходов потребителей не только увеличивался абсолютный размер расходов на покупку товаров, но и произошли серьезные качественные структурные сдвиги в
Экономика, Статистика и Информатика
их составе. Выявленные закономерности характеризуются следующими статистическими моделями удельного веса расходов на покупку товаров в расчете на одно домохозяйство, отражающими:
1) ускорение роста доли не-
№4, 2008
Структура расходов на покупку товаров в распределении по доходу, в % к общей сумме расходов
Ряд 1 - непродовольственные товары Ряд 2- продовольственные товары Ряд 3 - алкогольные напитки
□ Ряд1 Ряд2 ■ РядЗ
10(JMi
8(JMi
6(JMi-
4QMi-
2№п
(JMi
1
.27,9 30.3 33.0 36.7 40.5 44.5 50.0 49.0 53,1
68 Д_
>0.3 ¡>7.0 64.3 60.9 57.0 52.3 47.3 39.1 44.1 \
■ 1 I I I I I I 29.6 ■ 1
10
11
10-процентные группы населения с доходам: первая - наименьший доход, десятая - наивысший доход
Рис. 7. Зависимость товарной структуры расходов на покупку товаров от уровня денежных доходов в 2006 г.
120
Средним размер расходов на покупку товаров в домохозяйствах с рп этичным числом членов (в % к 1-й группе к.
2 3 4 5
Число членов дом о хозяйств Рис. 8. Зависимость среднего размера покупок на одного члена домохозяйства от числа его членов в 2000 и 2006 гг.
продовольственных товаров; модель хорошо аппроксимируется параболой 2-го порядка (коэффициент аппроксимации составил 0,953):
ух = 27,08 + 1,34х + 0,21х2;
2) ускоренное снижение доли непродовольственных товаров; модель так же соответствует параболе 2-го порядка (со знаком «минус»; коэффициент аппроксимации равен 0,960):
ух = 22,78 - 2,32х - 0,17х2;
№4, 2008
3) незначительный рост доли алкогольных напитков (с небольшим замедлением в последней группе); отраженный параболой 2-го порядка (коэффициент аппроксимации равен 0,895):
ух = 1,53 + 0,31х - 0,17х2. На объем и структуру покупок, конечно, влияет размер семьи (домохозяйства). Его можно рассматривать как экстенсивный фактор формирования денежных расходов на покупку товара. Есте-
ственно, чем больше в домохозяйстве занято людей, тем больше требуется денег на покупку товаров. Однако, в этом есть противоречие: чем больше размер домохозяйства, тем меньше тратится денег на одного человека. Это известная закономерность потребительского рынка (здесь, как будет показано несколько позже, проявляется действие другого важного демографического фактора -числа детей в семье/домохозяйстве).
Модель зависимости расходов от размера домохозяйства выражена уравнением 2-го порядка и хорошо аппроксимируется (в 2006 г. коэффициент аппроксимации составил 0,977, в 2000 г. - 0,989). Для того, чтобы обеспечить сопоставимость показателей во времени, они построены в процентах к первой группе расходов.
Ух 2006 г. = 95,3 + 6,1х - 3,1х2;
Ух 2000 г.= 104,5 - 4,5х - 1,4х2.
Обе модели достаточно близки друг к другу, что вполне естественно, так как они обусловлены действием одних и тех же факторов, хотя и за разные годы.
На следующем рисунке графически изображена модель расходов на покупку товаров, где фактором является число потребителей (см. рис. 8).
Данную закономерность трудно понять без привлечения к анализу демографической характеристики - числа детей в семье. Демографическая структура населения - важный фактор формирования и развития рынка. Покупают товары те, кто имеет доход и получает возможность его тратить. Это экономически занятое население и пенсионеры. Правда, дети в известном смысле также приносят, хотя и небольшую, часть дохода (материнский капитал, различного рода пособия, пенсии и т.п.). Иногда подрабатывают и подростки. В общей численности населения (на конец 2006 г.) дети и подростки, не достигшие 16-ти лет, занимали 15,3%. Следует об-
ратить внимание на группировку расходов по числу членов домохозяйства, которая во многом совпадает с группировкой по демографическому признаку, поскольку численность членов домохозяйства в значительной степени обусловлена числом детей в семье.
Влияние доли детей в потреблении на уровень жизни - процесс сложный и неоднозначный. Оставляя в стороне этическую и психологическую составляющие этого процесса, следует констатировать, что увеличение числа детей в семье приводит к сокращению размера покупок товаров потребительского назначения. С другой стороны, потребности у детей в основном меньше, чем у взрослых. Надо также учитывать фактор режима экономии в общем семейном потреблении: три индивидуума в совокупности при прочих равных условиях потребляют в среднем меньше, чем одна семья из трех человек. В принципе рождаемость должна серьезно подкрепляться усилиями государства: прямым и косвенным дотированием расширяющейся семьи и особенно обеспечением достойных жилищных условий. В противном случае попытки увеличить рождаемость заведомо обречены на провал.
В следующей таблице приводятся данные о расходах на покупку товаров в домохозяйствах с различным числом детей (см. табл.4).
Нам представляется, что данную совокупность можно подразделить на три группы. Первая -семьи/домохозяйства, где совсем нет детей. Это либо работающее население, либо безработные, либо пенсионеры. В среднем уровень товарного потребления данной группы выше, чем у остальных групп, однако только влиянием доли неработающих лиц и пенсионеров в общей численности потребителей вряд ли можно объяснить аномально низкую (по сравнению с общей совокупностью) долю непродовольствен-
Таблица 4
Зависимость расходов на покупку товаров от числа детей в семье в 2006 г.
Расходы в расчете Итого в том числе Итого в том числе:
на одно продух непрод алкого продух непродо алкого
домохозяиство, ты овольс льные ты вольстве льные
состоящее из: пптанп твенны напптк пптанп нные напптк
я е товары II я товары II
Не имеющие детей 4998 2847 1999 152 100,0 57,0 40.0 3.0
1 ребенка 3596 1567 1978 51 100,0 43.4 52.2 1.4
2 детей 2828 1185 1584 59 100,0 41,9 56,0 2,1
3 детей 1920 923 951 46 100,0 48,1 49,5 2,4
4 п более детей 1302 665 609 28 100,0 51.1 46.8 2.1
В среднем по всем
домашним
хозяйствам. 3790 1719 1975 96 100,0 45,3 52.1 2.6
Источник: Торговля в России. 2007. Ст. сб. / Росстат. - М.: 2007., С. 99 и собственные расчеты автора
ных товаров. Вероятно, здесь сказывается комплекс факторов. Косвенно на это указывает структура населения по признаку занятости. Доля занятых в общей численности населения в 2006 г. составляла 52,2%, доля пенсионеров - 26,9%, доля - лиц, не достигших трудоспособного возраста, - 16,% и, наконец, доля официально зарегистрированных безработных 4,2. Таким образом, на прогрессивный тип товарной структуры может претендовать немногим более всех жителей.
Вторая специфическая группа - это семьи, имеющие только одного ребенка. Средний размер расходов на покупку товаров почти на 30% меньше, чем в семьях, не имеющих детей. Однако, во-первых, доля непродовольственных товаров в этих семьях превышает 50% (на 12 пунктов больше, чем в первой группе), а во-вторых, доля алкогольных напитков в расходах на покупку товаров почти в три раза меньше, чем в группе, не имеющих детей.
Третья группа представлена многодетными семьями (с двумя и более детьми). На основе анализа этой совокупности выявлены очень важные закономерности. Прежде всего, как и в предыдущих группах населения по мере увеличения доходов продолжается сокращение расходов на покупку, как продуктов питания, так и непродовольственных товаров. Однако при этом доля продуктов питания
имеет тенденцию к сокращению, а доля непродовольственных товаров - наоборот, к росту. На наш взгляд, это подтверждает тезис об экономичности потребления в больших семьях, хотя это и не исключает вероятности неполного удовлетворения насущных потребностей в многодетных семьях.
Если 2006 г. в общей численности населения 15,3% составляли лица с доходом ниже прожиточного минимума, то пятая часть малоимущего населения (21,2%) приходится на дол. детей в возрасте до 16 лет, причем, 3/4 малоимущих жителей это многодетные семьи состоящие из трех и более человек). Так подтверждается наш вывод о сильном влиянии демографического фактора на покупательную способность населения.
Данную закономерность можно смоделировать уравнением параболы 2-го порядка, которая хорошо аппроксимирует эмпирическую кривую. Расходы снижаются не линейно, а с определенным замедлением: ух = 6363,6 + 1518,8х - 15,9х2
(коэффициент аппроксимации равен 0,996).
Модель имеет следующий вид (см. рис. 9):
Расходы на покупку товаров являются одним из ведущих социально-экономических показателей потребительского рынка, который неразрывно связан с с размером и уровнем денежных доходов населения. Анализ их динамики позво-
Экономика, Статистика и Информатика
45
№4, 2008
Рис.9. Зависимость расходов на покупку товаров от числа детей в домохозяйстве в 2006 г.
ляет оценить развитие рыночной ситуации, выявить количественные и качественные составляющие этого процесса, включая структурные характеристики. Важная роль в анализе расходов на покупку товаров играет демографическая составляющая, которая отражает как численность потребителей, так и факторы размера и состава семьи.
Литература
1. В.Ф.Анурин, И.И.Муром-
кина, Е.В.Евтушенко Маркетинговые исследования потребительского рынка. Учебное пособие Санкт-Петербург: Питер, 2004, серия "Учебные пособия"
2. Гончаров В.Д. Маркетинг продовольственных товаров в России/ В.Д. Гончаров. -М: Финансы и статистика, 2002.-176 с.
3. Жеребин В.М. Уровень жизни населения : учебное пособие/ В.М. Жеребин, А.Н. Романов. -М: ЮНИТИ-Дана, 2002.-592 с.
4. Статистика рынка товаров и услуг : Учебник - 2 изд. перераб. и доп./ И.К. Беляевский, Г.Д, Кулагина, Л.А. Данченок и д.р.. -М: Финансы и статистика, 2002.-656
5. Баранова Л.Я. Потребности, доходы, потребление: Экономический словарь справочник : словарь/ Л.Я. Баранова, А.И. Левин. -М: Экономика, 1988.-351 с.
Bibliography
1. V.F. Anurin, I.I. Muromkina, E.V. Evtushenko Marketing researches of the consumer market. Study guide St.-Petersburg: Piter, 2004, line "Study guides".
2. V. D. Goncharov Marketing of food commodities in Russia /V. D. Goncharov. - M: Finance and statistics, 2002.-176 p.
3. V.M. Zherebin Living standard of population: study guide/ V.M. Zherebin, A.N. Romanov. - M: it UNITI-Dana, 2002.-592 p.
4. Statistics of goods and services market: Manual - 2 -d edit., develop. and add. /I.K. Beljaevsky, G. D. Kulagina, L.A.Danchenok and others - M.: Finance and statistics, 2002.-656 p.
5. L. J. Baranova Needs, incomes, consumption: the Economic dictionary: dictionary/L.J. Baranova, A.I. Levin. - M: Economy, 1988. -351 p.
№4, 2008