Список использованной литературы
1. Веснин, В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: учеб. пособие. - М. : Проспект, 2014. - 176 с.
2. Иванова, Т.Ю. Теория организации. - М.: КНОРУС, 2012. - 432 с.
3. Киселев, А.А. Проблемы понимания сущности организационных изменений в отечественных организациях / Международный академический вестник, № 3(9), 2015. - С. 60-63.
4. Киселев А.А. «Миссия» организации как «красивая обертка» стратегического менеджмента / Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2015 г. Т. 2. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. - С. 73-74.
5. Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения. - М : Изд-во «Дело», 2004. - 416 с.
© А.А. Киселев, 2015
УДК 32.143:330.331.
Конюхов Юрий Максимович
научный сотрудник научно-исследовательского центра
вооруженных сил Украины «государственный океанариум» 8аЬ^аепко@шай. гц
УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ
РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы управления региональной политикой социально-экономического развития Украины. Определена главная целью региональной политики социально-экономического развития, которой являться обеспечение устойчивого функционирования и развития региона на инновационной основе. Представлена концептуальная схема управления функционированием и развитием региональной системы.
Ключевые слова
институциональные механизмы, социально-экономическое развитие, инновационный потенциал региона,
экономическое развитие региона.
Переход Украины в начале 1990-х годов к рыночным отношениям и интеграция национальной экономики в мировое хозяйство привели к существенным изменениям всех параметров социально-экономического развития страны и образующих ее регионов. После резкого сокращения объемов производства, падения жизненного уровня значительной части населения, критического снижения эффективности национальной экономики и ухудшения состояния окружающей среды с начала 2000 годов наметилась, а затем стала устойчивой позитивная тенденция в развитии украинской экономики.
Однако мировой финансово-экономический кризис, захвативший во втором полугодии 2008 года и украинскую экономику, стал причиной смены ее роста резким падением, обострения социальных проблем и неясных перспектив на будущее. К началу 2009 года украинская экономика вступила в рецессию,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
сопровождающуюся обесценением гривны, ростом безработицы, приостановкой инвестиционных программ. Негативная динамика промышленного производства отмечается почти во всех регионах страны.
Эффективность региональной политики социально-экономического развития во многом определяется степенью разрешения диалектических противоречий между функционированием и развитием. Инновации являются не только фактором развития, но и фактором трансформации условий функционирования региона. Будучи включёнными в ткань функционирования, инновации обеспечивают само развитие.
Диалектическое единство процессов функционирования и развития территориальной системы выступает в качестве важнейшей методологической основы формирования и реализации региональной социально-экономической политики развития инновационной деятельности.
Главной целью региональной политики социально-экономического развития должно являться обеспечение устойчивого функционирования и развития региона на инновационной основе. В качестве целей также выступают:
- создание и развитие региональной инновационной системы;
- повышение конкурентоспособности региона;
- рост объёмов реализации инновационной продукции;
- создание дополнительных рабочих мест в сферах науки, производства и услуг;
- решение экологических и социальных проблем на основе использования новейших технологий;
- увеличение поступлений в бюджет и доходов населения за счёт увеличения объёмов производства наукоёмкой продукции.
Социально-экономическое и организационное единство процессов функционирования и развития территориальной системы предусматривает формирование взаимно противоречивых требований. При управлении регионом следует учитывать: единство детерминированности и стохастичности, неравновесности и устойчивости; сочетание нелинейности и динамики развития с линейной детерминированностью ограни--ченных во времени (локальных) процессов.
Взаимодействия процессов функционирования и развития при формировании нового технологического уклада оказывают существенное влияние на стратегию и тактику регионов. Отсутствие социально-экономического и организационного единства процессов функционирования и развития региональных систем приводит к значительным потерям, вызванным межукладными взаимодействиями. Для обеспечения этого единства в процессе формирования нового технологического уклада параллельно с технологическим развитием должны происходить институциональные сдвиги, перестраиваться образовательные системы, изменяться формы организации производства, что создаёт благоприятные условия для формирования новой структуры инвестиций, отраслевой и технологической структуры. В противном случае технологии развиваются в контуре старого технологического уклада, что приводит к экономическим потерям.
Внешние связи региональной системы в значительной степени определяют её развитие. Внутренние, структурные, формирующие регион, обеспечивают, прежде всего, рационализм функционирования. С одной стороны, внутренние связи "настраиваются" на исполнение задач, внешних по отношению к региону, с другой стороны, - обеспечивают условия функционирования и развития региона, определяемые его целями и задачами. Система может функционировать и развиваться как единство внутреннего и внешнего, и отрыв одного от другого разрушает целостное представление о ней. Внутреннее и внешнее в системе взаимоопосредствуются и поэтому не могут быть поняты друг без друга. В связи с этим невозможно обеспечить или только устойчивое функционирование региона, или только его устойчивое развитие.
Концептуальная схема управления функционированием и развитием региональной системы представлена на рис. 1.
Рисунок 1 - Концептуальная схема управления функционированием и развитием региональной системы
Механизм управления регионом предполагает рассмотрение функционирования и развития территории в диалектическом единстве.
В механизм управления функционированием и развитием региона включаются различные объективные и субъективные факторы, связанные с управленческой деятельностью, причём эти факторы образуют некоторое единство, синтез, в котором всё взаимосвязано и взаимообусловлено. Рассматривая последовательность категорий управления территориальной системой, следует отметить, что наивысшим уровнем объективности содержания обладают категории закона. Наибольший уровень субъективности наблюдается на уровне реализации методов и особенно функций управления социально-экономическими системами и процессами.
Достижение устанавливаемых в текущем и перспективном периодах времени экономических и социальных результатов в процессе управления развитием регионального хозяйства в условиях высокой нестабильности состояния внешней среды в существенной мере зависит от взаимодействия технологических, ресурсных элементов, эффективности функционирования системы управления развитием региона.
Соблюдение функционального назначения и обеспечение целевой ориентации систем текущего,
перспективного и стратегического управления на достижение планируемых результатов социально-экономического развития региона возможно в рамках механизма управления региональной экономической системой как инструментария повышения качественных и количественных характеристик целевых установок применяемых видов управления за счет интенсификации использования ресурсов, организации элементного взаимодействия, активизации организационного потенциала и расширения состава конкурентных преимуществ.
При решении научных проблем повышения экономических и социальных результатов функционирования системы управления развитием регионального хозяйства на основе механизма реализации комплексных мер по рационализации взаимодействия каждого из элементов и структурных частей системы управления региональным производством используются геополитические, природно-климатические, инфраструктурные факторы, влияющие на темпы экономического роста регионального хозяйства; противодействию негативным влияниям факторов неустойчивой внешней и внутренней сред возрастает в условиях процесса устранения последствий экономического и финансового кризисов, низкого технического уровня основного капитала, нерешенных проблем по повышению инвестиционной и инновационной привлекательности регионального хозяйства, недостаточных темпов опережения роста экономического результата (валового регионального продукта) по сравнению с темпами роста совокупных затрат на производство, несоответствие уровней роста производительности труда и оплаты труда.
Повышение экономических и социальных результатов текущего функционирования и перспективного развития региона возможно посредством формирования и реализации комплексных мер в рамках механизма рационализации взаимодействия элементов системы управления региональным производством, направленных на совершенствование организационной структуры, обеспечение сбалансированности объемов располагаемых ресурсов с поставленными к достижению в перспективном периоде экономических и социальных результатов, на соблюдение функционального назначения и целевой ориентации технологических и ресурсных элементов системы управления социально-экономическим развитием региона.
Важными являются и решения научных проблем: определения экономического результата и эффективности функционирования системы управления развитием регионального хозяйства, механизма рационализации взаимодействия ее элементов на основе экспертного установления пропорций и долей влияния текущего, перспективного и стратегического управления на экономический и социальный результаты с последующим соотнесением экономического результата с произведенными затратами на реализацию мер в составе технологических элементов системы управления; имитации процесса достижения планируемого экономического результата регионального хозяйства, выступающей фактором объективизации установления уровня использования своих ресурсных и организационных потенциалов для обеспечения необходимых темпов экономического роста в условиях нестабильного состояния внешней и внутренней сред.
© Ю.М. Конюхов, 2015
УДК 336
Кузина Инна Алексеевна
магистрант Восточно-Сибирского института экономики и права,
г. Иркутск, РФ Апйрта_ок8апа@шай. гц
АНАЛИЗ ФОРФЕЙТИНГОВОЙ ФОРМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
ДЛЯ КОНТРАГЕНТОВ
Аннотация
В статье рассмотрены особенности использования форфейтинговой формы финансирования. Выявлены и