Вот здесь и возникают предмет и поле для профессионального общения. Варианты могут быть самыми разными. Описание компонентов первого блока, оценка и самооценка могут совпадать или не совпадать. И у учителя, и у эксперта могут возникать вопросы. И тот, и другой могут отстаивать свою точку зрения. По сути, не это становится главным. Главным становится реальная возможность обмена персональными (неявными) знаниями, их передачи, усвоения, адаптации.
И. А. Сиялова
Управление знаниями - современная методология профессионального развития педагогов
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском новых технологий обучения и воспитания. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых -несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов.
Изменился социальный заказ общества по отношению к образованию: необходимо формирование личности, способной к творческому, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели. Уже недостаточно владеть багажом из суммы знаний, умений и навыков. Обществу необходим человек, умеющий работать на результат, способный применять свои знания к определенным, социально значимым достижениям.
Именно поэтому личностная направленность образования и способность эффективно управлять своими знаниями сегодня является одной из основных тенденций развития образовательных учреждений, а на первый план образования выступает задача реализации принципа активности в обучении: создание условий для выявления и развития способностей учеников, развитие учебнопознавательной активности и творческой самостоятельности.
Школа, которая нужна современной России, должна предоставлять ученикам высококачественную, универсальную грамотность, стимулировать процесс приобретения новых знаний, формировать потребность для продолжения обучения и самообразования.
Природа современной профессиональной деятельности учителя требует новых педагогических знаний и ценностных установок, среди которых главными являются приоритет индивидуальности
133
мышления ученика над единомыслием, образовательных интересов над стандартной учебной программой, стремлением к саморазвитию ученика над унифицированным усвоением, «передачей» знаний.
В педагогической литературе существуют различные технологии развития педагогов:
1. Технология личностно-профессионального развития
Целью технологии личностно-профессионального развития педагогов является становление его творческой активности и самостоятельности, проявление стремления к самосовершенствованию и саморазвитию путем приобщения к творческой деятельности, рефлексии и к поиску смысла своей деятельности.
Технология позволяет осмыслить значение и особенности разных видов воспитания и обучения: программы, цели, содержание, методы. Педагоги вынуждены актуализировать свои теоретические знания и профессионально-практические умения, полученные на практиках и практикумах, из курсов повышения квалификации по психологии, специальной психологии, дефектологии, педагогики, коррекционной педагогики и т. д. Таким образом, деятельность педагога по приобретению профессиональных, предметных знаний становится личностно значимой.
2. Интернет-поддержка профессионального развития педагогов
Одной из главных проблем современной системы образования
становится вовлечение преподавателей в новую методологию открытого образования, связанную с формированием информационного общества, расширением информационных потоков, применением информационных технологий во всех сферах деятельности человека. Применение информационных технологий приводит к необходимости формирования у преподавателей иного качества знаний, требует дополнительной подготовки кадров, которая должна включать не только знакомство с информационными технологиями, применяемыми в учебном процессе, но и с методикой и методологией дистанционного обучения, с технологией разработки и создания учебно-методических материалов и др.
3. Профессиональное развитие педагога в процессе научнометодической деятельности
Методическая деятельность педагога - это деятельность по обучению, развитию, воспитанию учащихся, осуществляемая посредством применения разнообразных форм, методов, средств, технологий учебно-воспитательного процесса. Эта деятельность становится научной, если она носит исследовательский характер и направлена на приращение (создание новых) методических знаний и умений.
134
4. Технология непрерывного развития компетентности педагога
Проблемы совершенствования профессиональной деятельности педагогических кадров требуют обновления и развития региональной системы повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Модульная технология выступает как один из системообразующих факторов образовательного процесса и деятельности, обеспечивая их целостность, личностную и социально-экономическую полезно. Одним из принципов технологичного построения содержания обучения является принцип модульности, а модульное обучение - необходимое звено в технологии дистанционного обучения.
Обновляются профессиональные требования к педагогам, а именно переносится акцент с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции педагога в осуществлении профессиональной деятельности.
С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования и нового закона об образовании необходим новый подход к системе повышения квалификации учителей. Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, педагог, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение.
В рамках реализации нашего подхода к обучению учителей разработаны и успешно реализуются программы «Обновление содержания образования в условиях введения ФГОС» и «Учитель в системе непрерывного образования в условиях введения ФГОС».
Цели программ - формирование теоретических представлений о сущности ФГОС и задачах образовательного учреждения при организации работы по внедрению ФГОС в практику образовательного учреждения.
Рассматривается изучение проблемы ФГОС не только как повышение квалификации педагогических работников, но и как основа для проведения самоанализа профессиональной компетенции педагогов в условиях стремительно изменяющихся запросов и потребностей государства и общества к работе образовательного учреждения.
В ходе реализации данной программы была разработана диагностическая карта «Критерии готовности педагога к введению ФГОС», определяющая готовность педагогов к введению ФГОС на основе их самооценки. Выделены четыре аспекта готовности педагога к введению ФГОС: когнитивный, мотивационный, личностный и технологический.
135
Результаты диагностики готовности учителей (114 человек) к введению ФГОС до проведения курсов повышения квалификации выявили:
• средний уровень когнитивной готовности педагогов (60,5 %) по причине их поверхностного знакомства с новыми нормативными документами;
• средний уровень мотивации педагогов к введению ФГОС (68 %) по причине незнания новых стратегий педагогической деятельности;
• выше среднего уровень технологической готовности к введению ФГОС (74,5 %);
• высокий уровень личностной готовности учителей к введению ФГОС (84,5 %).
После прохождения обучения существенно повысилась готовность молодых учителей к введению ФГОС:
• существенно повысился уровень когнитивной готовности педагогов (87 %) - высокий уровень, повышение на 26,5 %;
• повысился уровень мотивации педагогов к введению ФГОС (88 %) - высокий уровень, повышение на 20 %;
• повысился уровень технологической готовности к введению ФГОС (90,5 %) - очень высокий уровень, повышение на 16 %;
• повысился уровень личностной готовности учителей к введению ФГОС (92,5 %) - очень высокий, повышение на 8 %.
Введение стандарта второго поколения способно во многом изменить школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Если учителя будут готовы к этой очень серьезной и ответственной работе, то ее конечный результат принесет радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса.
М. М. Алексеева
Управление знаниями как способ достижения педагогическим коллективом школы требований профессионального стандарта
Сегодня ощущается серьёзный дефицит педагогических кадров в сельских школах. И наша школа МБОУ «Пламенская СОШ» не является исключением. Педагогический коллектив стареет, а молодые специалисты приходить не спешат, а когда решаются, оказывается, что с педагогической наукой они знакомы немного в теории. Да и как показали исследования социолога В.С. Собкина, в профессию учи-
136