Научная статья на тему 'Управление знаниями педагогов дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС'

Управление знаниями педагогов дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
800
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ДОО) / МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ КАК СИСТЕМА / ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ОБМЕНА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE MANAGEMENT IN EDUCATION TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS (OED) / THE METHODOLOGY OF COGNITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Оксана Геннадьевна

В статье раскрываются методологические подходы к управлению знаниями в системе образования педагогов ДОО, что продиктовано потребностью рассмотреть новый феномен методологического знания в условиях информационного общества. Анализ нового феномена общественного развития управления знаниями позволяет рассмотреть развивающуюся методологию познания как систему, обеспечивающую в условиях информационного общества высокий уровень обмена и использования знаний, социального опыта субъектов при эффективном применении инструментов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Knowledge management teachers Ltd. under the implementation of the GEF

The article describes the methodological approaches to knowledge management in the education system, teachers OED, which is dictated by the need to consider a new phenomenon methodological knowledge in the information society. Analysis of the new phenomenon of social development knowledge management allows to consider developing a methodology of knowledge as a system that provides information society with a high level of sharing and using knowledge, social experience of the subjects with the effective use of management tools.

Текст научной работы на тему «Управление знаниями педагогов дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС»

УДК 373.1

О. Г. Жукова

Управление знаниями педагогов дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

В статье раскрываются методологические подходы к управлению знаниями в системе образования педагогов ДОО, что продиктовано потребностью рассмотреть новый феномен методологического знания в условиях информационного общества. Анализ нового феномена общественного развития - управления знаниями - позволяет рассмотреть развивающуюся методологию познания как систему, обеспечивающую в условиях информационного общества высокий уровень обмена и использования знаний, социального опыта субъектов при эффективном применении инструментов управления.

The article describes the methodological approaches to knowledge management in the education system, teachers OED, which is dictated by the need to consider a new phenomenon methodological knowledge in the information society. Analysis of the new phenomenon of social development - knowledge management - allows to consider developing a methodology of knowledge as a system that provides information society with a high level of sharing and using knowledge, social experience of the subjects with the effective use of management tools.

Ключевые слова: управление знаниями в системе образования педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО), методология познания как система, обеспечивающая в условиях информационного общества высокий уровень обмена и использования знаний.

Key words: knowledge management in education teachers of preschool educational institutions (OED), the methodology of cognition as a system that provides information society with a high level of exchange and use of knowledge.

Стремление создать модель управления знаниями в системе образования педагогов ДОО продиктовано потребностью более четкого представления об управлении знаниями в системе повышения квалификации как нового феномена методологического знания в условиях информационного общества.

Научиться управлять знаниями - это войти в особый мир понятий, категорий, вариантов, структур, методов, процедур, технологий, оценок, это новая область управленческих приемов и стимулов, новые признаки профессионализма в управлении. Анализ нового феномена обществен-

© Жукова О. Г. , 2014

ного развития управления знаниями позволяет сделать вывод о том, что это интенсивно развивающаяся методология познания, обеспечивающая в условиях информационного общества высокий уровень обмена и использования знаний, социального опыта субъектов при эффективном применении инструментов управления. Рассматривая методологию как совокупность методов, приемов, использующихся в различных науках, научном познании и преобразовании мира, мы обратились к методологии познания и управления знаниями педагогов ДОО в системе образования и, в частности, в системе повышения квалификации.

Мы исходили из системного анализа, основанного на развитии информационных, телекоммуникационных технологий, которые обеспечивают человеку неограниченные возможности для получения, переработки и производства новой информации, а также превращения её в новое знание для себя и для обмена ею с другими людьми. Именно этот общественный вызов формирует новую парадигму обеспечения познавательной активности человека в условиях образовательного пространства.

В современной литературе понятие «управление знаниями» трактуется как новая управленческая функция, которая заключается в систематическом и целенаправленном формировании, обновлении и применении знаний для эффективности повышения квалификации педагогов [3].

Управление знаниями в системе повышения квалификации можно представить следующим образом:

• процесс обновления и развития знаний;

• процесс интеграции накопленных знаний с приобретенными или обновленными для более эффективного использования их;

• совокупность стратегий и процессов по выявлению, приобретению, распространению, использованию, контролю и обмену знаниями, необходимыми для обеспечения повышения профессионального уровня педагогов, что представлено на рис. 1.

Формирование знаний

-идентификация

- приобретение

- развитие

- воспроизведение

Управление обменом знаний

Распространение знаний

-управление квали фикацией - управление комм уникацией -реализация мероприяти" против деградации знаний

Обеспечение

-формирование баз данных

Использование знаний

-формирование культуры знаний

-управление качеством

Управление обменом знаний

Контроль

-учет человеческих ресурсов -оценка качества образования

Рис. 1. Система управления знаниями 111

Основу управления знаниями в любой организации составляет процесс формирования знаний, который подразумевает выявление информационных источников, получение информации их этих источников, изучение, структурирование и трансформацию ее в знания, а также их воспроизведение [3].

Система управления знаниями - это набор повторяемых на регулярной основе управленческих процедур, призванных повысить эффективность сбора, хранения, распространения и использования ценной информации с точки зрения компании (организации - прим. автора).

В своей статье «Концепция управления знаниями в современных организациях» Б. З. Мильнер выделяет три основные компонента, входящих в состав системы управления знаний, а именно:

• человеческие;

• технологические;

• организационные [4].

Человек был и остается важнейшим компонентом в системе управления знаниями, так как является источником, носителем знаний, а также непосредственным участником процессов, связанных с накоплением, сохранением и использованием знаний.

Основные задачи системы управления знаниями:

• приобретение знаний - использование уже имеющихся знаний и их применение в воспитательно-образовательном процессе ДОО; предполагается также получение знаний путем ведения научно-исследовательских и опытно-экспериментальной работы;

• усвоение знаний - создание возможностей для обучения педагогов на протяжении всей жизни и развитие системы высшего образования, особенно в области науки;

• передача знаний - использование новых информационных и телекоммуникационных технологий; соответствующее нормативно-правовое регулирование и обеспечение доступа к информационным ресурсам. Возросла потребность в педагоге, способном реа-лизовывать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта, четкого видения современных задач дошкольного образования.

Управление знаниями преследует цели:

• ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;

• гуманная педагогическая позиция;

• умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;

• проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;

• умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

• умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагогическими технологиями, придавая им личностно-смысловую направленность;

• умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению субъективно и объективно новых подходов и технологий, оценивать их соответственно принятым на государственном уровне целям образования, задачам гуманизации образовательного процесса, возможностям и потребностям детей;

• способность к саморазвитию, саморазвитию личностных структур сознания, придающих гуманный смысл деятельности педагога;

• умение самостоятельно на основе фундаментальных научных знаний решать стандартные и нестандартные задачи;

• наличие развитых творческих способностей;

• критическое продуктивное мышление;

• умение организовать собственную работу и сотрудничать в коллективе, группе.

Обучать этому в рамках традиционной парадигмы становится невозможно. Организуя работу со знаниями, важно провести их необходимую дифференциацию. Знания, устанавливающие цель, представляют собой «знания зачем«; они используются для определения возможностей формирования целей и ценностей. Систематические знания представляют собой «знания что»; они используются для глубокого анализа причин и синтезирования новых методов и альтернатив. Прагматичные знания представляют собой «знания как»; они используются в процессах принятия решений и являются фактическими знаниями. Автоматические знания используются при выполнении заданий автоматически, без осознанного обоснования.

Взаимосвязь знаний, обучения и ключевой компетенции образовательной организации показана на рис. 2.

В свете расширения и использования знаний распространение получает концепция и практика непрерывного образования как комплекс мер, дающий возможность человеку учиться на протяжении всей жизни по принципу «ценно любое образование», в любом месте, в любое время и любого содержания». Выдвигается требование по распределению образовательных ресурсов индивида в течение всей его жизни, а не их концентрация в строго определенный период. Это предполагает формирование системы непрерывного образования с учетом самообучения и повышения квалификации при консультационно-методической поддержке (организации сети открытых университетов, дистанционного обучения и др.)

Рис.2. Знания, обучение и ключевая компетенция образовательной организации

Использование интеллектуального капитала и связанная с этим профессиональная компетенция педагогов ДОО обеспечивают выживание на рынке педагогических услуг. Именно знания становятся источником высокой производительности, инноваций и конкурентных преимуществ. Рассмотрим более подробно этапы управления знаниями, которые представлены в таблице.

Таблица

Этапы управления знаниями

1. Определить Какие знания имеют решающее значение для успеха

2. Собрать Приобретение существующих знаний, опыта, методов и квалификации

3. Выбрать Поток упорядоченных знаний, оценка их полезности

4. Хранить Отобранные знания классифицируются и вносятся в организационную память (в человеческую, на бумаге, в электронном виде)

5.Распределить Знания извлекаются из памяти, становятся доступными для использования

б.Применить При осуществлении заданий, решении проблем, принятия решений, поиске идей и обучении

7.Создать Выявляются новые знания путем наблюдения за педагогами, обратной связи, причинного анализа, эталонного тестирования, опыта, исследований, экспериментирования, креативного мышления, разработки метода проектов

В связи с этим к профессиональным знаниям следовало бы отнести:

• познавательные знания («знаю, что»): мастерское владение базовой дисциплиной, достигаемое профессионалами путем интенсивного обучения и сертифицирования;

• прикладное мастерство («знаю как»): переводит «книжное обучение» в эффективное использование. Способность применять правила, относящиеся к определенной дисциплине, для решения сложных реальных проблем. Это наиболее распространенный уровень профессионализма, создающий ценности;

• системное понимание («знаю почему»): глубокое знание всей системы взаимоотношений, причин и следствий, лежащих в основе определенной дисциплины;

• личная мотивация творчества («хочу знать, почему») охватывает волю, мотивацию и настроенность на успех.

Образовательная организация, воспитывающая у своих педагогов стремление к знанию («хочу знать почему»), преуспевает перед лицом быстротекущих изменений и обновляет свои познавательные знания и прикладное мастерство, чтобы конкурировать на рынке образовательных услуг.

Стало необходимым затронуть вопрос о том, что же означает профессиональная подготовка педагога и как повысить уровень его профессиональной подготовки в условиях вступивших в силу ФГОС ДО.

Профессиональная подготовка педагога - специально организованный процесс профессионализации и результат овладения системой профессионально-педагогических знаний, технологий профессиональной деятельности, опыта творческой реализации деятельности и моти-вационно-ценностного отношения к педагогической культуре.

Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. В период между курсами необходимо самообразование. Оно расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения и навыки.

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью: у человека развивается умение самостоятельно организовывать свою деятельность по приобретению новых знаний. Результатом работы по самообразованию может быть обобщенный опыт деятельности педагога, который будет основанием для повышения квалификационной категории.

Повышение квалификации педагогов ДОУ - важное звено в целостной общегосударственной системе образования педагогических кадров, комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется не только практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми, но повышение их профессиональной компетенции.

Само определение понятия «компетентность» отражает различные аспекты профессионализма педагога: постановку целей и задач педагогической деятельности; мотивацию учебной деятельности; обеспечение информационной основы педагогической деятельности; разработку программ и принятие педагогических решений; организацию учебной деятельности и т. д.

Приоритет в системе повышения квалификации сегодня должен быть отдан формам, ориентированным: 1) на активизацию самостоятельной профессионально - гностической деятельности педагогического работника, обеспечивающей его профессиональное самовыражение, анализ достоинств и недостатков собственной профессиональной деятельности; 2) на создание, разработку и (или) внедрение научно-методической продукции (учебные программы, учебные пособия, учебные материалы, разработки учебных занятий и воспитательных мероприятий, различных социально-образовательных проектов и т.п.) и организацию освоения педагогами и руководящими работниками.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области,

а также выраженная способность эти знания и навыки применять. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

К профессиональной компетентности относится:

1. Специальная, или деятельностная профкомпетентность - характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

2. Социальная профкомпетентность - характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

3. Личностная профкомпетентность - характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

4. Индивидуальная профкомпетентность - характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

Нормативные требования к профессиональной деятельности находят отражение в квалификационной характеристике воспитателя. В ее структуру входят базовые знания, умения, навыки, необходимые и достаточные для того, чтобы успешно действовать. Очевидно, что в динамичном, развивающемся обществе невозможно раз и навсегда достичь нужного уровня квалификации. Отсюда следует необходимость повышения квалификации как формы ценностно-смыслового, содержательного и технологического обогащения системы профессиональной деятельности.

В качестве показателей готовности воспитателей дошкольных образовательных учреждений к развитию своей профессиональной компетентности можно выделить:

• высокий уровень мотивации к преобразованию профессиональной педагогической деятельности;

• адаптивность к изменениям в профессиональной педагогической среде (перестройка своей деятельности в связи с появлением изменений в дошкольном образовании и расширением вариативности образовательных услуг);

• способность выйти на надситуативный уровень в решении педагогических ситуаций; к постановке вариативных и комплексных целей профессионально-педагогической деятельности и поиску способов их решения посредством планирования педагогических задач;

• способность осваивать новые профессиональные компетенции, обновлять формы и методы педагогической деятельности;

• умение анализировать собственную профессионально-педагогическую деятельность и перестраивать ее на основе освоения новой учебной и научной информации;

• умение решать профессиональные педагогические задачи не по стереотипному образцу, а на основе рефлексивного анализа ситуации.

Мы считаем, что сегодня главное для педагога - научить его использовать свои личностные и профессиональные резервы, строить индивидуальную систему педагогической деятельности. Поэтому на курсах повышения квалификации мы стремимся помочь педагогу работать в условиях обновленной педагогической практики, решать разнообразные задачи содержания образования, выбора методических и организационных средств, соответствующих образовательным программам нового поколения и возможностям воспитанников, а также учебно-материальной базы детского сада, дидактических и методических пособий и технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому основной задачей руководителей и педагогов ДОО является необходимость самим овладеть новой методологией управления знаниями для себя и педагогов своего коллектива и создать максимально благоприятные условия для освоения каждым педагогом ДОО методологии, теории и практики управления знаниями воспитанников.

Список литературы

1. Вебер А. В., Данилов А. Д., Шифрин С. И. К knowledge-технологии. - СПб.: Наука и техника, 2003.

2. Жилина А. И. Инновационная модель управления институтом повышения квалификации педагогов (ИПК) // Личность, общество, образование в изменяющемся мире: межвуз. сб. науч. тр. - СПб.: ЛОИРО, 2010. - С. 93-109.

3. Мартич А. Система управления знаниями // Рынок капитала. - 2001. - № 5. -

С. 8.

4. Мильнер Б. З. Концепция управления знаниями в современных организациях // Рос. журн. менеджмента. - 2003. - № 1. - С. 57-76.

5. Мильнер Б. З. Управление знаниями: эволюция и революция в организации. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 176 с.

6. Современная дидактика - практике / под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. - М.: Изд-во ИТПи МИО РАО, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.