Научная статья на тему 'Пецифика повышения квалификации педагогов ДОО в условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования'

Пецифика повышения квалификации педагогов ДОО в условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / KNOWLEDGE MANAGEMENT / IMPLEMENTATION OF BASIC PRESCHOOL EDUCATIONAL PROGRAM / IN-SERVICE TEACHERS' TRAINING / EDUCATORS' PROFESSIONAL WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Оксана Геннадьевна

В статье определяются критерии и показатели повышения квалификации педагогов в условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования. На основе внутренней и внешней оценки деятельности дошкольных образовательных организаций выявляется уровень соответствия данных условий обязательным требованиям действующих нормативных документов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жукова Оксана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF TEACHERS’ IN-SERVICE TRAINING IN CONDITIONS OF BASIC PRESCHOOL EDUCATIONAL PROGRAM IMPLEMENTATION

The author defines the criteria and indicators for in-service teachers’ training in the implementation of the basic preschool educational program. Based on internal and external evaluations of preschool educational institutions, the level of compliance of these criteria for compulsory requirements of current documents is revealed

Текст научной работы на тему «Пецифика повышения квалификации педагогов ДОО в условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования»

О.Г. Жукова

(Санкт-Петербург)

СПЕЦИФИКА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОО В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

SPECIFICS OF TEACHERS' IN-SERVICE TRAINING IN CONDITIONS OF BASIC PRESCHOOL EDUCATIONAL PROGRAM

IMPLEMENTATION

В статье определяются критерии и показатели повышения квалификации педагогов в условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования. На основе внутренней и внешней оценки деятельности дошкольных образовательных организаций выявляется уровень соответствия данных условий обязательным требованиям действующих нормативных документов.

Ключевые слова: управление знаниями, реализация основной образовательной программы дошкольного образования, повышение квалификации педагогов, профессиональное мировоззрение педагогических кадров.

The author defines the criteria and indicators for in-service teachers' training in the implementation of the basic preschool educational program. Based on internal and external evaluations of preschool educational institutions, the level of compliance of these criteria for compulsory requirements of current documents is revealed.

Key words: knowledge management, implementation of basic preschool educational program, inservice teachers' training, educators' professional worldview.

Социально-экономическое развитие российского общества в XXI веке привело к серьезным трансформациям в системе образования в целом и на дошкольном его уровне в частности. Перед педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО) стоит задача - построить свою работу так, чтобы она и соответствовала стратегии развития отечественного образования и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

В этой связи важное значение приобретают такие профессиональные качества педагога ДОО, как видение современных задач дошкольного образования; наличие гуманной педагогической позиции по отношению к ребенку, культуре, творчеству;

умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей; проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка; умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; умение работать с содержанием обучения и педагогическими технологиями, придавать им личност-но-смысловую направленность; осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность; способность к самообразованию.

По сути, мы говорим о новом профессиональном мировоззрении педагогических кадров, их способности адаптироваться к современным меняющимся условиям. Про-

фессионал сегодня должен стать социально ценной личностью, а профессионализм - социальным явлением. Нельзя не затронуть и актуальные вопросы, связанные с подготовкой кадров для детских садов в связи с введением ФГОС дошкольного образования. Сейчас уже является очевидным тот факт, что стандарты подготовки воспитателей совершенно не соотносятся со стандартами дошкольного образования. Требуется глубокая и детальная работа в этом направлении.

Еще одной проблемой, которая возникает перед обществом, является проблема повышение квалификации и профессиональной переподготовки воспитателей. Педагогу приходится работать с совершенно иными детьми, которые владеют современными технологиями иногда даже лучше, чем взрослые, которых интересуют совсем не детские проблемы. Соответственно, необходим и другой подход к образовательному процессу.

И дошкольные образовательные организации стали другими. Воспитатель должен уметь работать с одаренными детьми, и с детьми с особыми образовательными потребностями с детьми различных национальностей.

Нельзя не коснуться и такой проблемы как содержание самого образования. К сожалению, недостаточно внимания уделяется таким вопросам, как духовно-нравственное развитие подрастающего поколения.

В соответствии с новым Законом «Об образовании» первой ступенью образования является дошкольное звено, что, несомненно, составляет фундамент всей образовательной системы. Важнейшая задача, стоящая перед обществом, - привести качество педагогической деятельности воспитателя в соответствие с высокими стандартами качества образования, способствовать повышению квалификации педагогов и создать такой политический климат, который рассматривает образование как основной ресурс страны.

На сегодняшний день проблема повышения квалификации педагогических работников в дошкольной образовательной

организации является одной из самых актуальных в дошкольном образовании.

Особая роль в становлении педагога-практика в предлагаемой системе педагогического образования принадлежит повышению квалификации в условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Мы полагаем, что в своей совокупности повышение квалификации направлено на решение трех взаимосвязанных задач:

- развитие профессиональной педагогической направленности личности;

- формирование методологической и методической компетентности в

области решения проектировочных педагогических задач в условиях выбора образовательных альтернатив;

- формирование профессионально значимых социальных компетенций (межкультурной, коммуникативной, информационной, познавательной).

В совокупности выполнение этих задач позволит за период повышения квалификации способствовать формированию специалиста-профессионала, то есть педагога, способного не только транслировать информацию, но и, в первую очередь, проектировать и организовывать личностно-ориентиро-ванное обучение со своими воспитанниками в детском саду. В конечном счете научиться управлять знаниями в условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Необходимой составляющей профессионализма педагога ДОО является профессиональная компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, а также выраженная способность эти знания и навыки применять.

Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности [1].

При этом специальная компетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных

знаний, но и умение применить их на практике. Социальная компетентность предусматривает владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения. Личностная компетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему; индивидуальная компетентность предполагает владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации. Для роста и совершенствования профессионального мастерства педагогов используются разнообразные формы работы. Способы методической работы отбираются с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа и образования.

Важно отметить, что традиционные формы, в которых место по-прежнему отводится докладам и прямой передаче знаний, утрачивают свое значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня необходимо вовлекать педагогов в активную учебно-познавательную деятельность применяя «активные методы обучения».

Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельном овладении знаниями в процессе активной познавательной деятельности. Это лекции в форме диалога, проблемные лекции, семинарские занятия по типу «малых групп», семинар-интервью, творческие семинары, семинар - пресс - конференция, игровое моделирование (деловая и ролевая игра), решение проблемных ситуаций, групповая дискуссия («мозговая атака», тренинги, научно-практические конференции, самообразование.

Курсы повышения квалификации ставят перед собой цель - развитие профессиональной компетентности, мастерства,

профессиональной культуры, обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с возросшими требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Одной из основных задач является стимулирование целенаправленного повышения уровня квалификации педагогических работников и личностного профессионального роста, эффективности и качества педагогического труда. Профессия воспитателя детей дошкольного возраста постепенно переходит в разряд, характеризующийся высочайшим уровнем мобильности. Кроме того, она становится все более сложной, что предполагает появление новых задач, поведенческих парадигм и взглядов. Поэтому система повышения квалификации воспитателей должна быть профессиональной, т.е. представлять собой связную комбинированную систему накопления академического и практического опыта, которая начинается с получения педагогического образования и продолжается в течение всей педагогической карьеры.

Современный воспитатель должен быть способен к освоению новых функций, востребованных социально-экономическими тенденциями дошкольного образования, а также уметь реализовывать задачи основной образовательной программы дошкольного образования. В качестве показателей готовности воспитателей дошкольных образовательных организаций к развитию своей профессиональной компетентности в современных условиях можно выделить:

- высокий уровень мотивации к преобразованию профессиональной педагогической деятельности;

- адаптивность к изменениям в профессиональной педагогической среде (перестройка своей деятельности в связи с появлением изменений в дошкольном образовании и расширением вариативности образовательных услуг);

- способность выйти на надситуативный уровень в решении педагогических ситуаций, к постановке вариативных и комплексных целей профессионально-педагогиче-

ской деятельности и поиску способов их решения посредством планирования педагогических задач;

- способность осваивать новые профессиональные компетенции, обновлять формы и методы педагогической деятельности;

- умение анализировать собственную профессионально-педагогическую деятельность и перестраивать ее на основе освоения новой учебной и научной информации;

- умение решать профессиональные педагогические задачи не по стереотипному образцу, а на основе рефлексивного анализа ситуации.

Повышение квалификации воспитателей ДОО - это одно из важных направлений программы обучения педагогов. Каждый год в дошкольном образовании разрабатываются новые технологии и подходы к методикам обучения. Чтобы соответствовать новым требованиям, необходимо ежегодно

повышать свой уровень компетенций. По сути, повышение квалификации воспитателей ДОО - это возможность расширения перспектив своего карьерного роста, перехода на смежную профессию и совершенствование знаний в каком-либо конкретном вопросе, получение профессиональных навыков в решении практических задач и улучшение качества дошкольного образования в целом.

Повышение квалификации педагогов -комплексный творческий, объективно-необходимый, индивидуально-личностный процесс целенаправленного совершенствования; процесс, связанный с развитием творческого потенциала личности.

Повышение квалификации воспитателей ДОО помогает им адаптироваться в постоянно меняющейся обстановке и поддерживать уровень своей профессиональной компетенции на высоком уровне.

Литература

1. Бережнова О.В. Проблема стандартизации профессиональной деятельности педагога дошкольной организации // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2013. № 9.

2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для Вузов. Стандарт третьего поколения/ под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013.- С.401-411.

3. Жилина А. И. Дополнительное профессиональное педагогическое образование как стратегический ресурс развития системы образования в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Научный журнал. Т. 3. Педагогика.-№ 2. - 2014. - С. 56-69.

4. Никитина С., Петрова Н., Свирская Л. Оценка результативности и качества дошкольного образования: наглядно-методические рекомендации и информационные материалы. - М., 2008. - 215 с.

5. Проблемы становления профессиональной зрелости педагога в условиях непрерывного образования: сб. науч. тр. Вып. 3: Акмеология профессиональной деятельности педагога / под науч. ред. Н. М. Полетаевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. - 175 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.