Логистика и управление цепями постаеок^на предприятии
УДК 658.7
УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Е. В. Белякова, А. А. Рыжая
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Показана роль закупок в деятельности машиностроительного предприятия. Предложена методика управления закупками, применение которой позволит машиностроительному предприятию повысить качество закупаемых материалов, упростить процесс закупок и минимизировать риски срыва поставок.
Ключевые слова: материально-техническое обеспечение, нефтегазовая отрасль, машиностроение, управление закупками.
PROCUREMENT MANAGEMENT OF ENGINEERING ENTERPRISES
E. V. Belyakova, A. A. Ryzhaya
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
In the article shown a role of purchases in activity of the engineering enterprise. Proposed the method of procurement management, which using will to allow of engineering enterprise to improve the quality of purchased materials, simplifying the procurement process and minimize the risks of supply disruption.
Keywords: logistics, oil and gas industry, mechanical engineering, procurement management
Обеспечение эффективного функционирования машиностроительного предприятия во многом определяется процессом своевременности закупок, оказывающим существенное влияние на его финансовую устойчивость и конкурентоспособность. Бесперебойная работа предприятия машиностроения связана с регулярными поставками сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих и многих других ресурсов. От правильных, скоординированных и своевременных действий участников закупочного процесса зависит не только срок поставки, но также и весь цикл операций по выполнению заказа [1].
На сегодняшний день одной из наиболее развивающихся отраслей является нефтегазовое машиностроение. К особенностям машиностроительных предприятий, выпускающих оборудование для нефтегазовой отрасли, можно отнести: отсутствие серийного выпуска продукции; узконаправленность выпускаемой продукции; многономенклатурность используемых материалов; сжатые сроки изготовления продукции.
Несмотря на значительный вклад исследователей [2-4] в развитие закупочной деятельности, вопросы управления закупками нефтегазовых машиностроительных предприятий не рассмотрены должным образом.
Разработка методики управления закупками нефтегазового машиностроительного предприятия необходима для следующих целей:
- снижение стоимости закупаемых материалов;
- повышение качества закупаемых материалов;
- упрощение закупочного процесса;
- минимизация риска срыва поставок.
Для эффективного управления закупочной деятельностью предприятия должна учитываться информация от различных подразделений, через которые проходит материальный поток: информация по продажам от коммерческого отдела, информация по затратам на хранение от складов, информация на транспортировку от отдела логистики. По результатам полученных данных производится расчет показателей и проводится анализ совокупных полученных затрат.
Первым этапом предлагаемой методики управления закупками выступает определение потребности в закупаемых материалах. В связи с тем, что особенностью предприятий нефтегазового машиностроения является отсутствие серийного производства, возникает сложность в среднесрочном и долгосрочном планировании спроса на оборудование. В свою очередь, для службы материально-технического снабжения это ведет к потере ряда преимуществ при закупке материальных ресурсов для производства.
Первым шагом в определении потребности материалов выступает прогнозирование спроса на выпускаемое предприятием оборудование. Для машиностроительных предприятий нефтегазовой отрасли предлагается осуществлять прогноз спроса на основе анализа продаж оборудования за последние 4 года. Это обусловлено влиянием введенной санкционной политики зарубежных стран, после которых произошло падение продаж на нефтегазовое оборудование российского производства.
Решетневские чтения. 2018
Прогнозирование спроса может осуществляться на основе социологических, экспертных, экономико-математических или трендовых методов. Метод прогнозирования спроса выбирается исходя из полноты информации, наличия ресурсов, необходимой точности прогноза, а также в зависимости от финансирования, которое предприятие готово выделить на прогнозирование.
Нефтегазовые машиностроительные предприятия относятся к типу компаний, которые производят и собирают оборудование после получения заказов от клиента. При данном характере работ принято устанавливать три временные зоны для осуществления обязательств по выполнению заказов:
1. Зона твердых заказов - включает заказы, подтвержденные со стороны покупателя.
2. Зона частичных твердых заказов - включает заказы, находящиеся на стадии подтверждения.
3. Зона прогнозов - содержит прогноз заказов на будущий период.
Задача прогнозирования спроса при производстве оборудования на заказ концентрирует внимание:
- на подтверждении и уточнении заказов покупателей в зоне твердых заказов;
- на подтверждении и уточнении заказов покупателей, а также прогнозировании объемов планируемых заказов в зоне частичных твердых заказов. Для данной зоны входной информацией является деятельность по квотированию, проекты в активной фазе и т. д.;
- на прогнозировании ожидаемых объемов заказов в зоне прогнозов.
В данном процессе большое значение оказывает контакт с покупателями. Необходимо получить представление об их планах закупок, понять их отношение к инициативам предприятия по выпуску новых продуктов и т. п.
При получении прогноза заказываемого оборудования на выбранный период, проводится его разуз-ловка на материалы и комплектующие. Таким образом, устанавливается плановая потребность в материалах на будущий период времени.
Следующим этапом методики выступает выбор метода закупки исходя из рассчитанной потребности. Для начала предлагается произвести расчёт страхового запаса в материалах. Страховой запас необходим для поддержания бесперебойного выпуска продукции и минимизации рисков необеспеченности материалами производства.
По результатам расчета страхового запаса производится выбор и расчёт модели управления запасами. Модель управления запасами может содержать в себе элементы различных классических методов, в зависимости от специфики компании, отрасли и особенностей закупаемых материалов. Модель управления запасами необходима для непрерывного и своевременного обеспечения потребности предприятия материальными ценностями, параллельно минимизируя затраты связанные с ними, посредством реализации ряда мероприятий по поддержанию необходимого размера запаса.
К способам изменения размеров закупаемых партий относятся модель пополнения запаса с фиксиро-
ванным интервалом времени и ее вариации. Для формирования эффективной модели управления запасами следует основываться на специфике организации, ее особенности, связанные с потреблением запасов, выделить необходимые параметры для расчетов и подобрать соответствующую комбинацию элементов различных моделей.
Третий этап методики управления закупками необходим для учета сопутствующих издержек при закупке материалов. К таким издержкам отнесем затраты на содержание запасов и затраты на транспортировку.
В состав затрат на содержания запасов входят расходы на материальные, информационные, финансовые, трудовые и другие виды ресурсов, необходимые для поддержания качества материалов, находящихся на складах компании.
Для полной картины затрат на закупки, необходимо также учитывать транспортные расходы. Расходы на траспортировку материлов могут координально отличаться друг от друга. Затраты на транспортировку относят либо на собственный транспорт, либо на наемный. При расчете затрат на собственный транспорт учитываются такие показатели как заработная плата водителя, амортизация транспортного средства, стоимость топлива, налоговые взносы и пошлины и прочие расходы. Издержки на наемный транспорт определяются исходя из тарифа компании, оказывающей данную услугу. Стоимость такой доставки зависит от веса, объема и габаритных характеристик груза.
Внедрение предложенной методики позволит нефтегазовому машиностроительному предприятию сократить общее время выполнения заказа, в том числе время на обработку заказов; сократить трудозатраты по заключению договоров; снизить риск срыва поставок, благодаря передаче поставщикам информации по срокам наступления очередной потребности; снизить затраты на закупку; повысить качество поставляемой продукции за счет перехода к прямым закупкам у заводов-изготовителей.
Библиографические ссылки
1. Белякова Е. В., Васильев В. А. Проблемы организации процесса материально-технического обеспечения на машиностроительном предприятии нефтегазодобывающего оборудования // Логистические системы в глобальной экономике : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (02 марта 2018, г. Красноярск) / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; СибГУ им. М. Ф. Решетнева Красноярск. 2018. С. 64-69.
2. Иващенко Т. В. Применение процессного подхода в области логистики снабжения [Электронный ресурс]. URL: http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2014/TGU_5_360.pdf. (дата обращения: 03.09.18).
3. Лебедев В. В. Инновационные подходы к управлению закупками: системы, порядок, инструменты // Управленческое консультирование 2015. № 12. С. 64-74.
4. Сергеев В. И., Эльяшевич И. П. Логистика снабжения. М. : Юрайт, 2016. 398 с.
Логистика и управление цепями поставок,на предприятии
References
1. Belyakova E. V., Vasil'yev V. A. [Problems of organization of the process of logistics in the machinebuilding enterprise of oil equipment]. Logisticheskiye sistemy v global'noy ekonomike: materialy VIII Mezhdu-narodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: SibGU im. M. F. Reshetneva. Krasnoyarsk. 2018. P. 64-69. (In Russ.)
2. Ivashchenko T. V. [Application of process approach in the field of logistics of supply]. Available at:
http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2014/TGU_5_360.pdf (accessed: 03.09.18).
3. Lebedev V. V. [Innovative approaches to procurement management: systems, order, tools]. Uprav-lencheskoye konsul'tirovaniye. 2015. No. 12. P. 64-74. (In Russ.)
4. Sergeyev V. I., El'yashevich I. P. Logistika snabzheniya [logistics of supply]. Moscow, Yurayt Publ., 2016. 398 p.
© Белякова Е. В., Рыжая А. А., 2018