КАВР «-ОБРАЗОВАН*
Управленец №1-2 (28-29) 2009
ГиниЕвА Светлана Борисовна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 257-54-73 e-mail: ginsb@yandex.ru
УПРАВЛЕНИЕ
ВЫСВОБОЖДЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА
В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА:
опыт предприятий черной металлургии Свердловской области
Аннотация
В статье рассматриваются направления антикризисных мер в социально-трудовой сфере на примере предприятий черной металлургии. Предлагается технология работы служб содействия трудоустройству, создаваемых с целью минимизации социальных последствий действий по высвобождению персонала. Даются предложения по совершенствованию программ поддержки занятости населения.
Мировой финансовый кризис затронул все отрасли реального сектора экономики. Глобальное ухудшение ситуации на предприятиях металлургии началось в конце третьего квартала 2008 г.
В связи с кризисной ситуацией проявились следующие виды проблем и рисков:
- спад потребления металлопродукции во всех отраслях как отечественной, так и зарубежной промышленности;
- рост дебиторской задолженности за ранее поставленную продукцию;
- снижение цен на металлопродукцию;
- рост тарифов на услуги естественных монополий;
- недоступность кредитов на пополнение оборотных средств;
- груз валютных кредитов, взятых на модернизацию оборудования.
Снижение объемов производства и финансовых показателей привело к необходимости корректировки производственных планов и, как следствие, к оптимизации прежде всего в части переменных затрат.
Многие металлургические предприятия вынуждены были пойти на сокращение численности персонала, а также снижение затрат на социальные программы. Но прежде, для максимального сохранения штата и рабочих мест на предприятиях вводились антикризисные меры:
- закрытие приема на работу новых работников;
- снижение численности аппарата управления;
- замещение вакантных должностей на предприятиях компании за счет высвобождающегося персонала;
- введение режима неполного рабочего времени;
- предоставление отпуска без сохранения заработной платы;
- снижение поощрительной части оплаты труда.
Помимо традиционных способов оптимизации затрат на персонал, многие металлургические предприятия используют также современные методы. Одним их них является аутсорсинг, предполагающий вывод из состава предприятия непрофильных подразделений (например, санаторий-профилакторий, автотранспортный цех, ремонтно-строительный цех и т.п.), функции которых передаются сторонним организациям. При этом часть ФЗП высвобождаемых работников идет
Ключевые слова:
Upravlenets №1-2 (28-29) 2009
на увеличение заработной платы остающимся сотрудникам.
Вывод персонала на простой, сокращенный рабочий день является мерой сохранения рабочих мест, но это применимо, когда известен период снижения объемов. Сегодня нет четких прогнозов. В связи с резким падением объемов производства предприятия вынуждены сокращать численность персонала. Здесь существует практически прямая связь: упали объемы производства на определенный процент - примерно на этот же процент должны быть снижены расходы на персонал. В противном случае -предприятия себя «проедят».
Так, на 2009 г. все крупные металлургические холдинги, имеющие активы в Свердловской области, огласили планы по оптимизации численности персонала. В среднем это порядка 2000 чел. (по сравнению с 2008 г.).
В целях минимизации социальных последствий необходимых действий по высвобождению работников, недопущения нарушения социального мира служба по персоналу ООО «УГМК-Холдинг» инициировала создание в организациях УГМК служб содействия трудоустройству (ССТ).
Деятельность ССТ можно рассмотреть на примере ССТ ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова», которая была создана в конце марта 2009 г.
Подготовительная работа по созданию ССТ включала следующие этапы.
1 Кадровое (прием в службу нескольких специалистов) и техническое (установка ПК, снабженных необходимыми электронными информационными ресурсами: Интернет, электронная почта, сеть завода, Консультант-плюс) обеспечение деятельности ССТ.
2
Информационное обеспечение деятельности ССТ:
- изготовлен информационный стенд ССТ, предназначенный для размещения оперативной информации по имеющимся вакансиям;
- подготовлены статьи, информирующие персонал о работе ССТ и предлагаемых вакансиях, для размещения в корпоративных и местных СМИ.
3 Разработка электронных форм учета информации:
- матрица электронной информационной базы по вакансиям;
- матрица электронного журнала ведения статистики;
- матрица учета консультаций.
Форма учета консультаций представлена в табл. 1. Данная форма ведется по каждому высвобождаемому работнику. В ней отражается статистика по всем обращениям работника, в том числе: когда обратился, какие вакансии были предложены, в какой город, согласен ли на работу в другом городе, на вахту. Также указаны результаты каждой консультации: отказ работника от вакансии, отказ работодателя (кандидат не подошел),
Таблица 1 - Форма учета консультаций
№ п/п Дата обращения Предложенные вакансии Работа вне города (да, нет, не определился) Вахта (да, нет, не определился) Город Результат
1. Отказ от вакансии
2. Отказ работодателя (не подошел кандидат)
3. Резюме
4. Собеседование
5. Принят на работу
6. Ничего не предложено
Управленец №1-2 (28-29) 2009
направлено резюме работодателю (в ожидании ответа), работник направлен на собеседование (в ожидании ответа), принят на работу, ничего не предложено.
Структура формирования и работы базы вакансий с позиции взаимодействия двух ССТ (ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» и ОАО «Богословское рудоуправление») представлена на рисунке, из которого видно, что информация по сокращаемым работникам (подразделение, должность, категория, стаж, образование, специальность, дата предстоящего увольнения), формируемая в отделе кадров, сводится в электронный журнал ведения статистики службы содействия трудоустройству. Данная информация необходима для того, чтобы подобрать вакансию для высвобождаемого работника.
Подбор вакансий осуществляется через электронную информационную базу вакансий. Уникальность данной базы заключается в том, что в режиме реального времени использовать ее может любая ССТ, входящая в структуру ООО «УГМК-Холдинг». Так, ССТ ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» имеет свободный доступ к базе вакансий ССТ ОАО «Богословское рудоуправление» (г. Краснотурьинск) через протокол https и наоборот.
4 Установление делового сотрудничества с работодателями по налаживанию совместной работы по трудоустройству, предоставлению вакансий и продвижению кандидатур соискателей на рынке труда г. Серова, Свердловской области и других регионов РФ. По состоянию на
1 сентября 2009 г. направлено порядка 120 электронных писем для работодателей.
5 Установление сотрудничества с центром занятости г. Серова по предоставлению вакансий 1 раз в неделю, а также с двадцатью тремя кадровыми агентствами.
6 Организация мониторинга результатов деятельности ССТ. Разработана форма мониторинга консультирования высвобождаемого персонала. Форма отчета с результатами за весь период действия ССТ (с 19 марта по 1 сентября 2009 г.) представлена в табл. 2.
Ежедневно отчет работы Службы содействия трудоустройству специалисты Управляющей компании получают через удаленный сервер FTP. Так, например, как видно из отчета, предоставленного за период с 19 марта по 1 сентября, службой содействия было трудоустроено 70 чел. Это 30% от числа обратившихся в ССТ, что превышает результативность работы местных центров занятости. Количество вакансий в базе данных - 1409 шт. Интересно, что по итогам более 60% консультаций была высказана готовность работать вне города. Но на практике готовность работать вне города подтверждается не всегда. Многие работники отказываются ехать за пределы города, в том числе на вахту, указывая в причинах: отдаленность от города; сложные условия труда; «там надо много работать».
На сегодня специалистами ССТ предлагается комплекс рекрутинговых технологий, включащий в себя не только традиционное составление резюме и размещение его в Интернет-ресурсах, но и предоставление рекомендаций от работодателя, консультирование по вопросам поведения на рынке труда, доведение резюме, документов соискателя до потенциальных работодателей, проведение с ними телефонных переговоров, т.е. максимальное сопровождение соискателя до нового работодателя.
Таким образом,
В результате создание служб содействия трудоустройству имеет как социальный, так и экономический эффект. В том числе:
- организация обеспечивает новы-
в отличие от кадровых агентств, которые в основном ищут нужных работников, ССТзанимается поиском нужных работодателей.
Upravlenets №1-2 (28-29) 2009
ми рабочими местами высвобождаемый персонал (по состоянию на 1 сентября 2009 г. уже трудоустроено 30% обратившихся в службу ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова»);
- благодаря активной работе с высвобождаемым персоналом на сегодняшний момент не допущено социального конфликта между высвобождаемыми работниками и работодателем;
- обеспечена экономия на дополнительных затратах при сокращении персонала (на выплату выходного пособия, дополнительную выплату в размере среднемесячного заработка в случае нетрудо-устройства сокращенного работника).
О Программе поддержки занятости населения Свердловской области в 2009 году
Анализ порядка реализации мероприятий «Программы поддержки занятости населения Свердловской области в 2009 году» показывает, что условия, при которых осуществляется государственная поддержка занятости, не создают необходимой заинтересованности работодателя.
1 Предлагаемый механизм конкурсного отбора образовательной организации, проводящей опережающее обучение, при ограниченности финансовых средств, предусмотренных в Программе на переподготовку, не отвечает интересам предприятий.
2 Организация стажировки выпускников не сможет повлиять на стабилизацию рынка труда в условиях длительного кризиса (стажировка рассчитана лишь на 2 месяца).
3 Работы организуются в первую очередь на предприятии в случае угрозы массового увольнения. Работодателю компенсируется только часть затрат на заработную плату участников общественных работ. При этом открытым остается вопрос, в каком размере должны предприятия доплачивать за общественные работы? В соответствии с разъяснениями Минздравсоцразвития РФ: если работа не предусмотрена у ра-
ботодателя системой оплаты труда или не соответствует его основной деятельности, то работодатель может устанавливать (а может и не устанавливать?1) размер оплаты труда, сопоставимый со среднемесячной номинальной начисленной зарплатой работников организаций по соответствующим видам экономической деятельности в субъекте РФ.
К тому же Программой не предусмотрено возмещение работодателю дополнительных расходов, связанных с организацией и проведением мероприятий по охране труда и ТБ, организацией и материальным обеспечением рабочих мест.
4 Оказание адресной поддержки при устройстве на работу в другую местность и на условиях совместительства предусмотрено только в отношении работников, сохраняющих трудовые отношения с работодателем и нахо-
Таблица 2 - Форма отчета по результатам деятельности службы содействия трудоустройства
ОТЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРИОД с 19.03. по 01.09
1. Количество трудоустроившихся работников, чел. 70 (30% числа обратившихся)
2. Обратилось в ССТ, чел. 235
3. Количество вакансий в базе данных, шт. 1409
4. Отправлены письма по установке связи с работодателями, шт. 117
5. Количество проведенных консультаций, ед. 833
В том числе повторно 482
6. Отправлены резюме кандидатов, шт. 376
7. Количество консультаций, по итогам которых высказана готовность работать вне города, ед. 523
8. Подобрано вакансий, шт. 1225
В том числе вахтовым методом 502
1 Комментарий автора.
Управленец №1-2 (28-29) 2009
дящихся под угрозой массового увольнения, т.е. в форме совместительства (не более 4 часов в день). Вместе с тем отдельные виды работ (например, подземная добыча полезных ископаемых) невозможны в форме совместительства.
замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов.
5 практически отсутствуют мероприятия, направленные на создание постоянных (а не временных) рабочих мест. Программа поддержки занятости населения Свердловской области в 2009 г. предполагает создание лишь 698 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса; для 300 чел. - адресную поддержку, включая организацию их переезда в другую местность, для
Ситуация, когда программные цели государства и работодателя не совпадают, а учреждения занятости населения из-за увеличившегося количества безработных граждан вынуждены заниматься в основном регистрацией безработных и выплатой пособий по безработице, порождает иждивенческие настроения и социальную апатию у высвобождаемых работников и не способствует решению проблем занятости.
ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова»
(локальная сеть)
ООО
«УГМК-Холдинг»
С
Отдел кадров
Г Электронный журнал )
С б"?-
Служба содействия
с
«Служба директора по персоналу»
)
с
ОАО «Богословское
рудоуправление»
(локальная сеть)
Отдел кадров
трудоустройству г. СЕРОВ
Работодатели
Досі
БАЗЕ ВА
1 через П|
1 НА
^ Электронный журнал ^ £
Служба содействия трудоустройству г. КРАСНОТУРЬИНСК
О
Работодатели
Структура формирования и работы базы вакансий
Upravlenets №1-2 (28-29) 2009
■ educat/on
Кроме того, существует еще ряд проблем:
- недостаточное информационное взаимодействие работодателей и центров занятости в части состояния рынка труда в муниципальных образованиях, увязанного с конкретными потребностями;
- практически отсутствует внутрирегиональный заказ на продукцию металлургических и горных предприятий, что могло бы сохранить часть производственных программ;
- продолжается дублирование проверок и сбора информации со стороны контролирующих и проверяющих организаций. Только отчетность о состоянии занятости еженедельно, ежемесячно направляется в 4-6 инстанций.
Предложения по совершенствованию программ поддержки занятости населения
1При проведении коррекции региональных программ поддержки занятости особое внимание необходимо уделить повышению эффективности расходования средств, направляемых на реализацию программ занятости, в том числе коррекции содержания направлений указанных программ.
2 Организовать исследование региональных рынков товаров, работ и услуг в целях определения перспектив развития региона, его потребностей с целью создания новых рабочих мест. Особое внимание при этом следует уделить созданию новых рабочих мест в городах, имеющих одно или несколько градообразующих предприятий; городах одной компании или одной отрасли.
3 Программу занятости (в том числе направления: опережающее обучение работников; оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность) необходимо корректировать с учетом создания новых (а не временных) рабочих мест в рамках как имеющихся, так и создаваемых инвестиционных проектов муниципального, регионального, окружного и национального масштаба, под реальный фронт работ.
Так, например, необходимо запланировать в программе занятости суммы на опережающее обучение, организацию переезда граждан с целью реализации проекта «Урал промышленный - Урал Полярный», а также продумать конкретный механизм
финансирования направлений программы занятости под данный проект (условия финансирования; организации, участвующие в перераспределении персонала на реализацию данного проекта; численность граждан, участвующих в проекте; сумма финансирования по каждой организации).
Согласно последним данным, в результате реализации проекта «Урал промышленный - Урал Полярный» будут созданы 66 тыс. дополнительных рабочих мест в горнорудной промышленности и на транспорте, 3 тыс. рабочих мест - в лесной отрасли, 3,5 тыс. - в нефтедобыче.
Необходимо рекомендовать дирекции, попечительскому совету проекта «Урал промышленный - Урал Полярный» (состоящему из полномочного представителя Президента Российской Федерации в УрФО, губернаторов ХМАО-Югры, ЯНАО и Тюменской области):
- разработать механизм трудоустройства (с указанием сроков создания новых рабочих мест, уточнением численности под отдельные направления проекта);
- предоставить приоритетное право на выполнение работ организациям, действующим в рамках программ по содействию занятости населения.
4 Обеспечить оперативный мониторинг потребности территориального рынка труда в рабочих и специалистах. Создать информационную базу данных рынка труда по муниципальным образованиям и очагам социальной напряженности.
5Активизировать работу по организованному трудоустройству незанятых трудовой деятельностью граждан в трудонедостаточных регионах РФ (ХМАО, ЯНаО).
6 Предоставить приоритетное право на выполнение работ, оплачиваемых из бюджетов муниципальных образований, вновь создаваемым организациям в рамках программ по содействию занятости населения с учетом потребностей и перспектив развития конкретного города, региона.
7 Обеспечить развитие Федеральной службы по труду и занятости РФ и ее региональных подразделений с целью превращения их в действенный инструмент управления рынками труда, с доступом к оперативным данным о состоянии и перспективах развития муниципальных и региональных рынков труда и способностью работать в режиме государственных агентств занятости. 0