Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / медиа / коммуникации / средства массовой информации / молодежь / высшая школа / университет / гражданская позиция / patriotism / media / communications / mass media / youth / higher education / university / citizenship

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рубцова Наталья Владимировна, Изместьев Владимир Александрович

Формирование и становление патриотизма у молодежи является одной из стратегических задач национальной безопасности Российской Федерации. Огромную роль в этом процессе играют СМИ. В условиях запрета (на государственном уровне) деятельности ряда медиа, пользующихся значительной популярностью у российской молодежи, требуют активного развития корпоративные СМИ учреждений высшего и среднего образования, которые будут способны выполнять не только информационную, коммуникативную и развлекательную функции, но и эффективно использоваться в значимых для государства и общества целях – формирования активной гражданской позиции и чувства патриотизма у современной молодежи. Цель статьи заключалась в верификации характеристик наиболее востребованного у молодежной аудитории контента патриотической направленности, издаваемого медиа высшей школы. Методами исследования являлись статистический анализ, обобщение, группировка, контентанализ, экономико-математические методы. Полученные результаты продемонстрировали, что количество патриотического контента имеет ярко выраженную временную зависимость: резко увеличивается в даты национальных патриотических событий, праздников, а также при возникновении внешних вызовов и угроз национальной безопасности. Авторами обосновано, что период размещения патриотического контента и его тематика не оказывают существенное воздействие на вовлеченность аудитории. При этом обнаружено, что наибольший отклик находят материалы, в которых основное внимание уделено герою актуального на сегодняшний день события, происходящего «здесь и сейчас», по сравнению с теми, что происходили в прошлом. Результаты исследования могут быть полезны медиа-специалистам, практикующим журналистам, педагогам и наставникам всех уровней образования, в компетенцию которых входит решение вопросов патриотического воспитания молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF HIGHER SCHOOL MEDIA FOR PATRIOTIC EDUCATION OF MODERN YOUTH

The formation and development of patriotism among young people is one of the strategic tasks of the national security of the Russian Federation. Mass media play a huge role in this process. In the context of a ban (at the state level) on the activities of a number of media that are very popular among Russian youth, the corporate media of institutions of higher and secondary education require active development. The purpose of the article was to verify the characteristics of the patriotic content most in demand among the youth audience, published by the media of higher education. Research methods: statistical analysis, generalization, grouping, rating, content analysis, economic and mathematical methods. The results of the study demonstrate that the amount of patriotic content has a pronounced time dependence: it increases sharply on the dates of national patriotic events, holidays, as well as in the event of external challenges and threats to national security. The authors proved that the period of placement of patriotic content and its subject matter do not have a significant impact on audience engagement. The greatest response is found by materials in which the main attention is paid to the hero of the current event, which is happening “here and now”, in comparison with what happened in the past. The results of the study can be useful to media specialists, practicing journalists, teachers and mentors of all levels of education, whose competence includes solving the issues of patriotic education of youth.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

V7TK" ^7'^líí TTíOá'SI /¡Wt\ I02023 Контент доступен по лпцешш! CC В Y-NC 4.0

y A14 J / . J lo. / |(cc) CaJ This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOJ. J (j 57145/27129780 2023 12 02 07 lfcde3MI^Mhttps://cTeaTivecoinmons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

© Автор(ы) 2023

РУБЦОВА Наталья Владимировна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Журналистика и маркетинговые технологии»

Байкальский государственный университет 664003, Россия, Иркутск, [email protected]

AutorID: 491913

SPIN: 4173-4660

ORCID 0000-0002-1400-0509

ИЗМЕСТЬЕВ Владимир Александрович, студент

Байкальский государственный университет 664003, Россия, Иркутск, [email protected]

ORCID 0009-0004-0631-7452

SPIN: 2335-6492

Аннотация. Формирование и становление патриотизма у молодежи является одной из стратегических задач национальной безопасности Российской Федерации. Огромную роль в этом процессе играют СМИ. В условиях запрета (на государственном уровне) деятельности ряда медиа, пользующихся значительной популярностью у российской молодежи, требуют активного развития корпоративные СМИ учреждений высшего и среднего образования, которые будут способны выполнять не только информационную, коммуникативную и развлекательную функции, но и эффективно использоваться в значимых для государства и общества целях - формирования активной гражданской позиции и чувства патриотизма у современной молодежи. Цель статьи заключалась в верификации характеристик наиболее востребованного у молодежной аудитории контента патриотической направленности, издаваемого медиа высшей школы. Методами исследования являлись статистический анализ, обобщение, группировка, контент-анализ, экономико-математические методы. Полученные результаты продемонстрировали, что количество патриотического контента имеет ярко выраженную временную зависимость: резко увеличивается в даты национальных патриотических событий, праздников, а также при возникновении внешних вызовов и угроз национальной безопасности. Авторами обосновано, что период размещения патриотического контента и его тематика не оказывают существенное воздействие на вовлеченность аудитории. При этом обнаружено, что наибольший отклик находят материалы, в которых основное внимание уделено герою актуального на сегодняшний день события, происходящего «здесь и сейчас», по сравнению с теми, что происходили в прошлом. Результаты исследования могут быть полезны медиа-специалистам, практикующим журналистам, педагогам и наставникам всех уровней образования, в компетенцию которых входит решение вопросов патриотического воспитания молодежи.

Ключевые слова: патриотизм, медиа, коммуникации, средства массовой информации, молодежь, высшая школа, университет, гражданская позиция.

APPLICATION OF HIGHER SCHOOL MEDIA FOR PATRIOTIC EDUCATION OF MODERN YOUTH

© The Author(s) 2023

RUBTSOVA Natalia Vladimirovna, doctor of economic sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of journalism and marketing technology

Baikal State University 664003, Russia, Irkutsk, [email protected] IZMESTEV Vladimir Alexandrovich, student Baikal State University 664003, Russia, Irkutsk, [email protected]

Abstract. The formation and development of patriotism among young people is one of the strategic tasks of the national security of the Russian Federation. Mass media play a huge role in this process. In the context of a ban (at the state level) on the activities of a number of media that are very popular among Russian youth, the corporate media of institutions of higher and secondary education require active development. The purpose of the article was to verify the characteristics of the patriotic content most in demand among the youth audience, published by the media of higher education. Research methods: statistical analysis, generalization, grouping, rating, content analysis, economic and mathematical methods. The results of the study demonstrate that the amount of patriotic content has a pronounced time dependence: it increases sharply on the dates of national patriotic events, holidays, as well as in the event of external challenges and threats to national security. The authors proved that the period of placement of patriotic content and its subject matter do not have a significant impact on audience engagement. The greatest response is found by materials in which the main attention is paid to the hero of the current event, which is happening "here and now", in comparison with what happened in the past. The results of the study can be useful to media specialists, practicing journalists, teachers and mentors of all levels of education, whose competence includes solving the issues of patriotic education of youth.

Keywords: patriotism, media, communications, mass media, youth, higher education, university, citizenship.

ВВЕДЕНИЕ.

Современные вызовы, оказывающие существенное воздействие на многие сферы деятельности Российской Федерации, усилившиеся в третьем десятилетии XXI в., обострили важность и необходимость формирования активной гражданской позиции и патриотического воспитания современной молодежи. Значимость формирования гражданской самореализации и патриотических ценностей предопределяется тем, что современный молодой человек имеет дело с различными (нередко противоречивыми) проявлениями гражданской морали

и нравственных ценностей, каждая из которых равным образом претендует на всеобщую ценность. Как следствие, их претензии становятся для индивида проблематичными, а вслед за этим ставится под сомнение и сама возможность гражданской самореализации. Возникает проблема гражданской анемии, несформированности патриотических установок. Вместе с тем, наряду с прочими, активно используемыми в настоящее время механизмами, огромную роль в процессе формирования гражданской позиции и патриотических ценностей современной молодежи играют СМИ и медиа-ресурсы,

являющиеся связующим звеном между властью и гражданским обществом.

В условиях запрета (на государственном уровне) деятельности ряда СМИ и Интернет-медиа, пользующихся значительной популярностью у российской молодежи, требуют активного развития такие каналы коммуникации, которые будут способны выполнять не только информационную, коммуникативную и развлекательную функции, но и эффективно использоваться в значимых для государства и общества целях - формирования активной гражданской позиции и чувства патриотизма у современной молодежи. В данных целях могут быть использованы медиа организаций высшей школы. Высокая эффективность использования корпоративных СМИ образовательных организаций для патриотического воспитания молодежи заключается не только в непосредственной близости данных медиа к молодежной аудитории, но и в возможности привлечении молодых людей к процессу создания контента патриотической направленности, что, в свою очередь, способствует формированию у молодежи патриотических ценностей. Вместе с тем, изучение роли и эффективности использования указанных медиаканалов в фокусе формирования гражданской позиции и патриотического воспитания современной молодежи в настоящее время остается недостаточно разработанным вопросом, что предопределяет актуальность его дальнейшей разработки.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Исследования, затрагивающие различные аспекты использования университетских СМИ и медиа-каналов в целях формирования гражданской позиции и патриотического воспитания молодежи, можно представить в спектре следующих основных направлений, носящих, как правило, междисциплинарный характер.

Первое направление посвящено проблеме свободы слова в СМИ при формировании гражданской позиции у членов современного общества. Ее изучение - общемировая тенденция. Свое видение ее измерения в России предлагается рядом российских исследователей, среди которых В. А. Романенко (2013) [1], И. М. Дзялошинский [2], Н. А. Смирнов (2015) [3], А. А. Ефанов (2017) [4], Е. В. Мартыненко (2019) [5; 6], С. М. Исаков (2021) [7], среди зарубежных авторов, изучающих данную проблему можно выделить J. Ewart, M. Pearson, J. Lessing (2013) [8], P. Coe (2021) [9].

Второе исследовательское направление концентрирует внимание на сочетании категорий социальной ответственности и гражданской позиции. Социальная ответственность, непосредственно проявляясь при формировании активной гражданской позиции, рассматривается в работах Е. Барана, Т. Волченковой (2009) [10], Т. В. Шумилиной (2009) [11], Т. В. Осянниковой (201б) [12], M. A. Agudelo, L. Johannsdottir (2019) [13], F. O. Ogola, J. F. Maria (2020) [14].

Третье направление затрагивает особенности использования медиа и СМИ в процессе формирования гражданской позиции и общественном воспитании. Здесь сформировались два основных вектора развития научного поиска. Первый - освещает особенности взаимодействия СМИ и общества, концентрируя внимание на возможном инструментарии коммуникационного воздействия и его эффективности. Представителями данного направления можно назвать А. В. Россошанского (2014) [15], А. А. Лебедева (2016) [16], О. А. Моисееву (2017) [17], Д. И. Ильченко (2018) [18], Д. А. Ильченко, В. П. Майкову (2018) [19], Д. В. Дунас, С. А. Вартанова (2020) [20]. Второй вектор направлен на изучение трансформации института СМИ, происходящее под воздействием внешних вызовов. Отметим, что данное направление находится лишь в начальной стадии исследования, его представителями можно назвать О. В. Шиняеву

с соавторами (2021) [21; 22].

Четвертое направление научного поиска отражает использование системного подхода в формировании гражданской позиции и нравственных ценностей. Большая часть исследований данного направления посвящена изучению медиаполитических систем и оценке их воздействия: К. С. Солодухин, А. А. Гресько (2013, 2014) [23; 24], К. А. Бударина с соавторами (2015) [25; 26; 27].

Тем не менее, несмотря на значительный интерес современных исследователей к использованию медиа разных форматов в формировании нравственных ценностей, чувства патриотизма и гражданской позиции у членов общества, в том числе у молодежи, вопрос об использовании медиаканалов высшей школы в указанных целях остается проработанным в недостаточной мере. Представленный обзор имеющихся к настоящему времени разработок свидетельствует о важности и актуальности изучения вопроса эффективности использования медиа университета для формирования гражданской позиции и патриотического воспитания современной молодежи. В частности, особое значение приобретают эмпирические исследования, посвященные изучению названной проблемы.

МЕТОДОЛОГИЯ.

Формирование целей статьи.

Целью исследования являлась верификация характеристик наиболее востребованного у молодежной аудитории контента патриотической направленности, издаваемого медиа высшей школы.

Гипотеза исследования состояла в предположении, что вовлеченность в патриотический контент у молодежной аудитории имеет ярко выраженную временную зависимость: резко увеличивается в даты национальных патриотических событий, праздников (например, 23 февраля, 9 мая и т. д.), а также при возникновении внешних вызовов и угроз национальной безопасности.

Объектом исследования выбрана официальная группа (сообщество) Байкальского государственного университета в социальной сети ВКонтакте (https://vk.com/ укЬа1ка1ди). Данный канал коммуникации позволят проводить анализ характеристик контента по широкому кругу показателей.

Структурирование аудитории рассматриваемого сообщества по возрасту представлено на рисунке 1. Данные рисунка 1 демонстрируют, что значительную долю (86 %) подписчиков сообщества составляют молодые люди в возрасте до 35 лет, что свидетельствует о выполнении требований репрезентативности и достоверности к анализируемым в ходе исследования данным. Напомним, что В соответствии с Федеральным законом «О Молодежной политике в Российской Федерации» №489-ФЗ от 30.12.2020 молодыми людьми считаются лица до 35 лет включительно [28].

Рисунок 1 - Распределение аудитории по возрасту в сообществе Байкальского государственного университета ВКонтакте, % (составлено авторами по данным https://vk.com/ укЪтка^и)

Предметом исследования выступил контент, направленный на патриотическое воспитание и формирование гражданской позиции. К такому контенту мы относили материалы, посвященные следующим тематикам: Специальная военная операция, Крымская весна,

Молодые патриоты, Военная подготовка, Великая отечественная война, Армия РФ, Мобилизация, Война в Югославии, Отечественная война 1812 года.

Глубина исследования составляла 17 месяцев - с января 2022 года по май 2023 года. В ходе исследования было обработано 192 единиц контента, из них 107 единиц было опубликовано 2022 году, 85 единиц - в 2023 году. Методами исследования выступили статистический анализ, обобщение, группировка, контент-анализ, экономико-математические методы.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе изучению и анализу подвергались такие характеристики контента как количество, периодичность, формат и тематика. На втором этапе рассчитывались коэффициенты вовлеченности аудитории в патриотический контент в спектре выделенных на предыдущем этапе исследования характеристик (формат, тематика, время выхода). Значения коэффициентов вовлеченности интерпретировались следующим образом: свыше 20 % - очень высокая, от 11 до 19 % - высокая, от 6 до 10 % - средняя, до 5 % - слабая. На третьем этапе осуществлялся контент-анализ наиболее популярных у аудитории публикаций, а также рассчитывались коэффициенты корреляции, позволяющие обнаружить наличие взаимосвязи между вовлеченностью аудитории и конкретными характеристиками контента патриотической направленности.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Полученные результаты позволяют констатировать достаточно неравномерную периодичность размещения контента патриотической направленности в анализируемом медиаканале (рисунок 2). Так, наибольшее число подобных публикаций в 2022 году приходилось на май и сентябрь, в 2023 году на апрель и май.

8 ^ ■ щ

14

11 I

1.

I

■ ■ ■ I

fr ri> o* / # J> J> «Г -r

публикаций), приуроченный к годовщинам ее важных и переломных дат, а также освещающий проведение патриотических мероприятий, связанных с этим событием.

Таблица 1 - Распределение контента патриотической направленности по формату

Формат контента Количество Доля, %

Текст + фото 125 65

Текст + видео 39 20

Текст + картинка 12 6

Интерактив 9 5

Фото 2 1

Видео 5 3

Текст 0 0

Итого: 192 100

Источник: составлено авторами

Также достаточно популярными темами контента патриотической направленности являлись «Специальная военная операция» (40 публикаций) и «Военная подготовка» (37 публикаций) (таблица 2). Также следует отметить, что в 2023 году тема военной подготовки стала более популярной у авторов контента по сравнению с темой СВО (таблица 2). Таким образом, на первом этапе исследования было обнаружено, что, хотя количество патриотического контента в рассматриваемом медиа в целом характеризуется тенденцией к росту, тем не менее носит волнообразный характер, который в значительной степени зависит от внешних факторов (патриотических национальных праздников, возникающих вызовов и угроз национальной безопасности и т. д.). Иными словами, активное внимание темам патриотизма в медиа-пространстве рассматриваемого сообщества уделяется лишь в определенные периоды времени.

Таблица 2 - Распределение контента патриотической направленности по темам

Рисунок 2 - Распределение контента патриотической направленности по периодам времени (составлено авторами)

При этом, прослеживается четко выраженная взаимосвязь между данным показателем и воздействием внешних факторов. Например, всплеск количества патриотического контента в мае объясняется национальным праздником, связанным с годовщиной победы в Великой отечественной войне, а резкое увеличение подобных публикаций в сентябре 2022 года обусловлено вышедшим указом президента В. В. Путина об объявлении частичной мобилизации в РФ [29].

Анализ форматов контента патриотической направленности (таблица 1) позволил выявить, что наиболее популярным является комбинация «тест + фотография» - доля такого контента составила больше половины всех публикаций (65 %). Также нередко используется формат «текст + видео» (его доля составила 20 %). При этом формат «только текст» для патриотического контента в анализируемом медиаканале не используется.

Изучение тем, используемых для создания патриотического контента, позволило выявить, что наиболее часто в рассматриваемый период публиковался контент, посвященный теме Великой отечественной войны (87

Название темы Количество контента 2022 2023

ВОВ 87 44 43

СВО 40 30 10

Военная подготовка 37 16 21

Мобилизация 12 12 0

Молодые патриоты 6 3 3

Крымская весна 2 0 2

Армия РФ 5 1 4

Война в Югославии 1 1 0

Война 1812 года 1 1 0

Политика 1 0 1

Источник: составлено авторами

При этом к темам, вызывающим наибольший интерес у создателей патриотического контента, относятся «Великая отечественная война» и «Специальная военная операция». При подготовке сообщений копирайтерами и журналистами чаще всего используются форматы «тест + фото» и «текст + видео».

На втором этапе исследования осуществлялся расчет и анализ коэффициентов вовлеченности (таблица 3). Методика расчета коэффициента вовлеченности представлен в работе [30]. Полученные результаты позволили обнаружить наибольшую вовлеченность среди молодежной аудитории в контент, посвященный теме «Военная подготовка» - коэффициент вовлеченности составил в 2022 г. - 20,90 %, в 2023 г. - 17,88 %. Темы «Мобилизация» (коэффициент вовлеченности в 2022 г. - 11 %, в 2023 г. контента по этой теме не публиковалось) и «Специальная военная операция» (коэффициен-

ты вовлеченности в 2022 году - 12,09 % и в 2023 году - 6,07 %) характеризуются средней вовлеченностью у молодежной аудиториии (таблица 3).

Таблица 3 - Коэффициенты вовлеченности молодежной аудитории в контент патриотической направленности по темам

действие с пользователем, читающим пост.

Название темы Значение коэффициента

2022 2023 Среднее

ВОВ 10,73 6,06 8,04

СВО 12,09 6,07 9,08

Военная подготовка 20,90 17,88 19,39

Мобилизация 11,00 - 11,00

Молодые патриоты 10,65 7,55 9,10

Крымская весна - 9,65 9,65

Армия РФ 0 6,56 6,56

Война в Югославии 5,69 - 5,69

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Война 1812 года 0 - 0

Политика - 11,2 11,2

Источник: составлено авторами

Также необходимо констатировать неблагоприятный тренд - с течением времени вовлеченность молодежи в патриотический контент снижается, в частности данные таблицы 3 свидетельствуют о снижении данного показателя по всем представленным темам. Высокий средний коэффициент вовлеченности за весь рассматриваемый период присутствует только у темы «Военная подготовка», он составляет 19,39 %.

Любопытно, что рейтинг популярности тем у разработчиков патриотического контента и молодежной аудитории не совпадает. Так, если у авторов подобного контента в рейтинге популярности лидируют темы «Великая отечественная война» и «Специальная военная операция», то темами, привлекающими внимание молодежной аудитории, являются «Военная подготовка» и «Мобилизация». Полученные результаты могут свидетельствовать, с одной стороны, о достаточно высоком уровне гражданского самосознания среди представителей молодого поколения, с другой - о большем интересе у молодых людей к актуальным событиям, освещающим происходящее «здесь и сейчас».

Выявленные несоответствия справедливы и в контексте изучения востребованности формата контента патриотической направленности. Наиболее востребованным форматом у молодежной аудитории оказалось «фото». Средний коэффициент вовлеченности в такой контент за анализируемый период высокий и оставляет 16,47 %. Действительно, при просмотре поста, подписчик сообщества, в первую очередь, обращает внимание на картинку. Если фотографий в посте несколько, то наибольший интерес вызывает первая из них или та, что располагается на обложке публикации. Остальные остаются без обратной реакции.

Для сравнения - наиболее востребованный у авторов патриотического контента формат «текст + фото» характеризуется более низким уровнем вовлеченности у пользователей - коэффициент вовлеченности за анализируемые периоды в среднем составил 12,51 %. Эти данные свидетельствуют о происходящих изменениях в медиапотреблении молодежной аудитории в сторону востребованности небольшого объема текста, который сопровождается графическим элементом, отражающим содержание материала.

Также следует отметить, что формат медиаконтента «интерактив» вызывает не очень высокую заинтересованность у молодежи - коэффициент вовлеченности составляет 8,54 %. Тем не менее, интерактивный контент, предполагающий обратную связь с аудиторией сообщества, пользуется популярностью у молодежной аудитории в силу того, что предполагает вовлечение и взаимо-

Рисунок 3 - Студенты БГУ приняли участие в акции «Пламя гордости за победу» - коэффициент вовлеченности 64,8 % (источник: https://vk.com/vkbaikalg)

Рисунок 4 - Митинг-концерт в поддержку референдума состоялся в Иркутске - коэффициент вовлеченности 43,2 % (источник: https://vk.com/vkbaikalg)

Рисунок 5 - В БГУ открыто помещение для сбора гуманитарной помощи - коэффициент вовлеченности 38,3 % (источник: https://vk.com/vkbaikalg)

Рисунок 6 - Команда БГУ приняла участие в соревнованиях по стрельбе из пистолета Макарова - коэффициент вовлеченности 48,5 % (источник: https://vk.com/ vkbaikalg)

В целом, результаты второго этапа исследования демонстрируют наличие ряда несоответствий «вкусов» создателей и потребителей медиаконтента патриотической направленности, которые проявляются в разных взглядах на привлекательность форматов и тем публикаций.

На третьем этапе исследования был проведен контент-анализ наиболее востребованных у молодежи публикаций патриотической направленности. Полученные результаты свидетельствуют, что высокой популярностью характеризуется контент, который сопровождается освещением актуальных и конкретных действий со сто-

роны героев публикаций: участие в акциях, митингах, парадах, сборы помощи, выступления с музыкальными номерами и проч. (рисунки 3-6).

Расчет коэффициентов парной корреляции между коэффициентами вовлеченности аудитории и такими характеристиками контента патриотической направленности, как период выхода публикации, формат и тематика позволил сделать следующие выводы:

1. Существенной связи между периодом выхода контента и активностью пользователей не прослеживается (коэффициент корреляции между параметрами «дата выхода контента» и «коэффициент вовлеченности» составляет 0,02). Таким образом, выдвинутая в ходе исследования гипотеза не подтвердилась.

2. Взаимосвязь между тематикой патриотического контента и вовлеченностью аудитории очень слабая (коэффициент корреляции между параметрами «тематика контента» и «коэффициент вовлеченности» составляет 0,11).

3. Присутствует средняя корреляция между вовлеченностью пользователей в контент и его форматом (коэффициент корреляции между параметрами «формат контента» и «коэффициент вовлеченности» составляет 0,51). Однако подобная зависимость характерна и для иного контента, публикуемого в социальных сетях [29], поэтому полученные результаты неправомерно экстраполировать исключительно на предмет данного исследования.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования.

Процесс формирования гражданского самосознания и патриотизма глобален и сложен, чем это может показаться на первый взгляд, в него входит большое количество составляющих и компонентов. Становление патриотического сознания общества не происходит само по себе, а представляет собой результат целенаправленной деятельности. Роль СМИ в этом процессе является одной из наиболее значимых.

Однако современное общество всё больше движется в сторону минимализма. Сказанное справедливо и в отношении потребления молодежной аудиторией контента патриотической направленности. Молодежь практически не способна воспринимать большой объем информации без графического сопровождения. Это особый язык, который позволяет быстро, «клипово» передавать информационное сообщение. Важнейшей составляющей формирования гражданского мышления является прежде всего периодичность выхода подобного контента. За анализируемый период (17 месяцев) в официальной группе ВКонтакте Байкальского государственного университета вышло 192 таких публикаций. Однако следует отметить, что размещение патриотического контента характеризуется высокой нестабильностью, носит волнообразный характер. Его объем резко увеличивается в периоды национальных патриотических событий, праздников (например, 23 февраля, 9 мая и т. д.), а также при возникновении внешних вызовов и угроз национальной безопасности. При этом данное обстоятельство не оказывает существенного воздействия на восприятие данного контента молодежной аудиторией - коэффициент вовлеченности аудитории в патриотический контент в эти периоды времени не увеличивается.

Тем не менее, полученные в ходе исследования результаты позволили верифицировать характеристики наиболее востребованного у молодежной аудитории контента патриотической направленности, издаваемого медиа высшей школы. Так, наибольший отклик у аудитории находят материалы, в которых основное внимание уделено герою актуального на сегодняшний день события. В них активно проявляются практически все компоненты формулы коэффициента вовлеченности - ответной реакции пользователей (просмотры, лайки, комментарии, репосты). Наибольший интерес у молодых людей вызывают события патриотической направленности,

которые происходят «здесь и сейчас», по сравнению с теми, что происходили в прошлом.

Представляется, что полученные в ходе проведенного исследования результаты могут быть полезны как медиа-специалистам высшей школы, так и практикующим журналистам, осуществляющим подготовку патриотического контента, а также педагогам и наставникам соответствующего профиля всех уровней образования. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Романенко В.А. Информационное противоборство на Северном Кавказе // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2013. № 4 (37). С. 113-117.

2. Дзялошинский И.М. Вызовы медиаглобализации //Вопросы теории и практики журналистики. 2013. №2. С. 32-40.

3. Смирнов Н.А. Информационная война в Сирии // Вестник МГИМО Университета. 2015. № 1 (40). С. 49-56.

4. Ефанов А.А. От «низовой» к «высокой» культуре: к вопросу о трансформации современного медиаконтента // Век информации. 2017. № 2-2. С. 178-179.

5. Мартыненко Е.В., Пензина А.И. Анализ роли печатных изданий США в информационной войне между США и Россией // Вопросы политологии. 2019. Т. 9, № 4 (44). С. 743-752.

6. Мартыненко Е.В. Гражданская позиция: к проблеме определения понятия, структурные компоненты, социальная роль // Теории и проблемы политических исследований. 2019. Т. 8, № 5A. С. 108-115.

7. Исаков С.М. Особенности формирования гражданской позиции и воспитания подрастающего поколения через детские СМИ в 1920-1930 гг. //Преподавание истории в школе. 2021. № 8. С. 65-67.

8. Ewart J., Pearson M., Lessing J. Anti-terror laws and the news media in Australia since 2001: how free expression and national security compete in a liberal democracy // Journal of Media Law. 2013. Т. 5, № 1. С. 104-132.

9. Coe P. Media Freedom in the Age of Citizen Journalism. EU : Edward Elgler Publ., 2021. 320p. DOI: https://doi.org/10.4337/9781800371262

10. Баран Е., Волченкова Т.В. Социальная ответственность СМИ за формирование гражданской позиции аудитории // В сборнике: PR и коммуникационные процессы. Материалы III Межвузовской научно-практической конференции. 2009. С. 25-27.

11. Шумилина Т.В. Включенная журналистика: гражданская позиция и социальная ответственность бизнеса // Медиаскоп. 2009. № 3. С. 20.

12. Овсянникова Т.В. Социальная ответственность средств массовой информации в формировании гражданского общества // Вестник Евразийской академии административных наук. 2016. № 1 (34). С. 106-112.

13. Agudelo M.A., Johannsdottir L. A literature review of the history and evolution of corporate social responsibility // International Journal of Corporate Social Responsibility. 2019. D0I:10.1186/s40991-018-0039-y

14. Ogola F.O., Mària J.F. Mechanisms for development in corporate citizenship: a multi-level review // International Journal of Corporate Social Responsibility. 2020. № 5(1). D0I:10.1186/s40991-020-00051-5

15. Россошанский А.В. Российские СМИ как «агенты»: новые аспекты традиционного конфликта медийных и властных структур // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2014. Т. 14, № 1. С. 88-90.

16. Лебедев А.А. Контентообразование и лексико-семантическая специфика реализации концепта «ПАТРИОТИЗМ» в рамках государственного патриотического новостного телевизионного вещания (на примере телеканала «Звезда») // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5, № 3. С. 396-408.

17. Моисеева О.А. Формирование ответственной гражданской позиции: новые аспекты взаимодействия власти, СМИ и молодежи // В сборнике: Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества. Материалы VI Международной научно-практической конференции. XXIVМеждународные Рождественские образовательные чтения «Традиции и новации: культура, общество, личность». Под общей редакцией Высокопреосвященного Кирилла, и митрополита Ставропольского иНевинномысского, Председателя Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. 2017. С. 242-245.

18. Ильченко Д.А. Патриотизм, национализм - влияние на развитие формирования общественного сознания в современной России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2018. № 2. С. 77-84.

19. Ильченко Д.А., Майкова В.П. Влияние СМИ и Интернета на формирование общественного сознания в современной России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2018. № 4. С. 17-25.

20. Дунас Д.В., Вартанов С.А. Молодежный сегмент аудитории СМИ: теоретические подходы отечественных медиаисследовате-лей //Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9, № 1. С. 106-122.

21. Шиняева О.В., Ахметшина Е.Р., Клюева Т.В. Патриотизм и гражданские позиции студентов высших учебных заведений в контексте социальной модернизации // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2021. № 3. С. 63-78.

22. Шиняева О.В., Каманина В.Е. Реализация функций средств массовой информации в условиях глобальных и национальных вызовов: оценки населения и журналистов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 1 (57). С.

70-85.

23. Solodukhin, K. S., Gresko A.A. Using expected utility criterion for choosing strategies of interaction of university with stakeholders // Проблемы современной экономики. 2013. Vol. 27, No. 7. P. 840-844.

24. Гресько А.А., Солодухин К.С. Модели и методы выбора стратегий взаимодействия вуза с группами заинтересованных сторон в условиях неопределенности. Владивосток : Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014. 176 с.

25. Бударина К.А. Средства массовой информации в системе формирования политических знаний и ориентации молодежи в условиях медиатизации общества // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10, № 5. С. 95-99.

26. Бударина К.А. Роль института масс-медиа как основного коммуникатора между гражданским обществом и государственными структурами // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10, № 3. С. 82-88.

27. Бударина К.А., Меркулов П.А. Медиаполитическая система в становлении общественно-политической субъективности молодежи // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 6 (51). С. 73-79.

28. О Молодежной политике в Российской Федерации. Федеральный закон от 30.12.2020 г. №489-ФЗ. URL : https://rg.ru/ documents/2021/01/11/molodez-dok.html (Дата обращения: 01.06.2023)

29. Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации. Указ президента РФ от 21.09.2022 г. (Электронный ресурс). URL : http://kremlin.ru/events/president/news/69391 (дата обращения 01.06.2023)

30. Рубцова Н.В., Астраханцева А.С. Медиасистема университета и оценка эффективности ее функционирования // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. Т. 11, № 2. С. 322-341.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests

Received date: 01.06.2023 Revised date: 11.06.2023 Accepted date: 27.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.