Научная статья на тему 'Управление воспроизводством основного капитала посредством лизинга в условиях финансового кризиса'

Управление воспроизводством основного капитала посредством лизинга в условиях финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
527
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАПИТАЛ / ЛИЗИНГ / ПЕРСПЕКТИВА / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абакумов Р. Г.

В рамках настоящей статьи рассматривается значение и состояние управления воспроизводством основного капитала в России посредством лизинга в условиях финансового кризиса. Выделяются преимущества, которые дает лизинг всем участникам процесса воспроизводства основного капитала. Анализируется состояние рынка лизинговых услуг. Рассматриваются проблемы лизинговой деятельности в России. Предлагаются приоритетные направления совершенствования управления воспроизводством основного капитала посредством лизинга и перспективы развития рынка лизинговых услуг в условиях финансового кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление воспроизводством основного капитала посредством лизинга в условиях финансового кризиса»

Лизинг

УПРАВЛЕНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВОМ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА ПОСРЕДСТВОМ ЛИЗИНГА В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

Р.Г. АБАКУМОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Белгородского университета потребительской кооперации

Состояние экономики в настоящее время диктует необходимость поиска новых подходов к управлению воспроизводством основного капитала и механизмам его реализации, а также к формам воздействия государства на процессы, происходящие в этой сфере в условиях финансового кризиса.

Именно управление воспроизводством основного капитала определяет структуру экономики, производительность труда, материало- и энергоемкость производства, а также потребительские свойства выпускаемой продукции, по существу, формирует будущий облик экономики. Это мост между экономическим «сегодня» и «завтра» страны.

Одним из инструментов управления воспроизводством основного капитала в условиях финансового кризиса может быть особая форма инвестирования — лизинг, который является на данном этапе развития экономики одной из перспективных форм долгосрочного привлечения инвестиций в воспроизводство основного капитала в условиях финансового кризиса.

С учетом того, что большинство российских предприятий испытывают недостаток собственных средств (прибыли), решение этого вопроса сводится к выбору наиболее эффективной в финансовом смысле схемы привлечения заемных средств.

В качестве преимуществ лизинга по сравнению с банковским кредитованием можно выделить следующие (см. таблицу) [1]:

1. Доступность: решение об осуществлении лизинговой сделки основывается в большей степени на способности лизингополучателя генерировать

достаточную сумму денежных средств для выплаты лизинговых платежей и в меньшей мере зависит от кредитной истории организации.

2. Не требуется дополнительного обеспечения: поскольку право собственности на объект лизинга сохраняется за лизингодателем, для осуществления сделки не требуется прочего обеспечения.

3. Гибкий график лизинговых выплат в соответствии с производственными циклами и потоками денежных средств, лизинговая компания при расчете лизинговых платежей в обязательном порядке учитывает финансовое состояние лизингополучателя, его пожелания по периодичности и размерам выплат.

4. Благоприятный налоговый режим: возможность отнесения лизинговых платежей на себестоимость и применения ускоренной амортизации с коэффициентом ускорения до 3.

Результат сравнения лизинга с банковским кредитованием зависит от условий кредитования — срока, на который предоставляется кредит, процентной ставки кредитования, периодичности выплат процентов по кредиту и погашения кредита.

Отсутствие целостной концептуальной разработки всех теоретических и практических аспектов управления воспроизводством основного капитала посредством лизинга, а также необходимость принятия конкретных экономических мер в области воспроизводства основного капитала в условиях финансового кризиса выдвигают рассматриваемую проблему в ряд наиболее значимых актуальных вопросов развития экономики России.

Лизинг во многих отношениях является одним

Сравнительные характеристики лизинга и кредита

Кредит Лизинг

В затраты можно включить лишь определенный процент по кредиту — ставка рефинансирования Банка России, увеличенная в 1,1 раза в рублях и 15 % в иностранной валюте (ст. 269 НК РФ) Лизинговый платеж в полном объеме включается в затраты лизингополучателя (ст. 28 Закона № 164-ФЗ)

Основные средства, приобретаемые за счет кредита, амортизируются в общем порядке в соответствии с группами амортизации, установленными НК РФ Предмет лизинга амортизируется с использованием специального коэффициента, не превышающего 3 (ст. 259 НК РФ), что позволяет амортизировать имущество в 3 раза быстрее

При возврате кредита и процентов за пользование им НДС не выделяется, не уплачивается и не принимается к зачету При уплате лизинговых платежей НДС выделяется и принимается лизингополучателем к зачету, т. е. платежи в бюджет по НДС уменьшаются

из способов воспроизводства основного капитала в форме права пользования. Однако, благодаря своей гибкости, менее жестким требованиям по дополнительному обеспечению и гарантиям, более продолжительным срокам финансирования, меньшему количеству бюрократических барьеров, налоговым преимуществам и большой поддержки со стороны поставщиков, лизинг может явиться важным механизмом расширенного воспроизводства основного капитала в условиях финансового кризиса.

Кризисное состояние мировой экономики, когда многие предприятия не способны вкладывать крупные финансовые средства в техническое обновление и интенсификацию производства, диктует необходимость значительного повышения роли лизинга, позволяющего привлекать большие средства, в т. ч. и частные инвестиции, для развития производственной сферы, и в первую очередь занятой инновационным предпринимательством.

Лизинговые операции пока еще не стали традиционными в процессе воспроизводства основного капитала, а их масштаб несоизмерим с потенциальными возможностями российского рынка. В этих условиях требуются дальнейшие теоретические разработки в области управления воспроизводством основного капитала посредством лизинговой формы экономических отношений.

В первую очередь это связано с тем, что при его активном внедрении, в силу присущих ему возможностей и достоинств, он может стать мощным импульсом не только технического перевооруже-

ния производства, но и структурной перестройки российской экономики в целом.

Доля лизинга в ВВП в 2007 г. составила 2,1 %, в инвестициях в основной капитал — 11 %. В мировой практике максимальные значения этих показателей 5 и 30 % соответственно. Для достижения этих показателей российский рынок лизинга имеет резерв роста еще в несколько раз.

Главная цель развития процесса воспроизводства основного капитала на базе лизинга в условиях финансового кризиса — необходимость обновления основного капитала при отсутствии возможности эффективно использовать другие виды внешнего инвестирования, на основе современных эффективных инвестиционных инструментов.

В лизинговой сделке заинтересованы все три субъекта лизинговых отношений. Среди экономических преимуществ, которые дает лизинг участникам сделки в условиях финансового кризиса, можно выделить следующие:

1. Для продавцов предметов лизинга:

— возможность с помощью лизинга расширить каналы сбыта продукции и размеры возможных продаж, что представляется весьма немаловажным фактором в условиях жесткой конкурентной борьбы;

— возможность снижения запасов готовой продукции, ускорения оборачиваемости капитала;

— поддержка платежеспособного спроса на продукцию.

2. Для лизингодателей:

— экономические выгоды за счет налоговых, амортизационных льгот;

— снижение риска невозврата инвестированных средств, т. к. инвестиции производятся в конкретные материально-вещественные элементы основных средств, и предмет лизинга в течение всего времени действия договора остается собственностью лизингодателя.

3. Для лизингополучателей:

— смягчается проблема ограниченности ликвидных средств, затраты на приобретение оборудования равномерно распределяются на весь срок действия договора. Высвобождаются средства для вложения в другие виды активов;

— не привлекается заемный капитал, и в балансе организации поддерживается оптимальное соотношение собственного и заемного капиталов;

— лизинговые платежи могут осуществляться после установки, наладки и пуска оборудования в эксплуатацию, и тем самым арендатор имеет возможность осуществить платежи из средств, посту-

пающих от реализации продукции, выработанной на новом оборудовании;

— организации проще получить имущество в лизинг, чем ссуду на его приобретение, т. к. лизинговое имущество выступает в качестве залога. Срок договора лизинга может составлять до нескольких лет, тогда как кредит на такой срок получить практически невозможно;

— все платежи, осуществляемые в рамках договора лизинга, относятся на производственные затраты лизингополучателя, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль;

— применение механизма ускоренной амортизации предмета лизинга в процессе исполнения договора лизинга позволяет лизингополучателю быстрее окупить приобретенные основные средства производства и произвести их замену на более современные и эффективные;

— приобретение дорогостоящего оборудования производится без единовременного отвлечения большого объема собственных средств лизингополучателя;

— в процессе исполнения договора лизинга предмет лизинга участвует в производственном процессе лизингополучателя и обеспечивает доход, часть которого идет на выплату лизинговых платежей;

— в составе лизинговых платежей выделяется НДС, что позволяет лизингополучателю произвести взаимозачет сумм НДС, уплаченных лизинговой компании и полученных от потребителей товаров, работ и услуг;

— лизинговые платежи в соответствии с бухгалтерским учетом не рассматриваются в качестве долга, а указываются как текущие расходы лизингополучателя, что улучшает структуру баланса в части его ликвидности и повышает кредитоспособность лизингополучателя.

Объем всех новых лизинговых сделок по итогам первого полугодия 2008 г., по данным Российской ассоциации лизинговых компаний, составил 14 млрд долл. США [2]. Это почти такой же объем, как за весь 2006 год. Прирост к первому полугодию прошлого года составил 86 % — более высокий прирост наблюдался лишь в 2000 г. (200 %), но тогда он объяснялся восстановлением объема рынка после дефолта, вызванного финансовым кризисом 1998 г.

Следовательно, в 2008 г. мировой финансовый кризис не слишком сильно снизил темпы прироста рынка лизинговых услуг. Представители некоторых крупных лизингодателей даже отмечают, что кризис

позволил им заключать больше сделок, чем планировалось, за счет обращений клиентов, которые не смогли получить финансирование в банках.

Нестабильная ситуация в мировой экономике оказывает разноплановое влияние на рынок лизинга в России. Стагнация экономики США, которая переросла в глобальный финансовый кризис, не позволит большинству крупных иностранных компаний серьезно заниматься российским рынком лизинга и будет способствовать укреплению экономического положения российских лизинговых компаний.

У некоторых российских лизинговых компаний, не связанных напрямую с банковским сектором, возникли проблемы с финансированием. Ведь, как известно, последствием кризисов является отток капитала с растущих рынков, и, как следствие, финансирование отечественных компаний через западные банки будет затрудняться. Более того, проблемы возникли и у тех лизингодателей, которые получают финансовые ресурсы в России. Это выражаться в повышении ставок по предоставляемым кредитам и приводит к отказу в выдаче долгосрочных финансовых ресурсов. Сложности с привлечением долгосрочных кредитов вызывают необходимость заимствовать средства на краткосрочный период, т. е. наблюдается перекос в сторону краткосрочных займов. При этом происходит ужесточение требований по обеспечению кредитов. Лизинговые компании в ближайшем будущем могут рассчитывать лишь на ссуды под 20 % годовых, в то время как год назад ставка кредитования лизингового сектора в зависимости от уровня риска финансируемой сделки составляла не более 12 — 17 % [2].

Выделим ряд особенностей развития российского рынка лизинга в условиях финансового кризиса по данным Российской ассоциации лизинговых компаний [1].

1. Изменения претерпели требования по обеспечению лизинговых операций. Некоторые лизингодатели удовлетворяются страхованием возврата лизинговых платежей.

2. Уровень развитости лизинговых отношений во многом характеризуют длительные сроки предоставления оборудования в лизинг.

3. На развитие лизинга в России оказывают существенное влияние взаимоотношения лизингодателей с поставщиками.

4. Характерным стал процесс укрепления лизинговых компаний за счет увеличения уставных капиталов, в результате чего расширяются границы привлечения кредитных ресурсов и появляется

76

финансы и кредит

возможность участия в тендерах на получение государственных гарантий.

5. Сокращается универсалиализация и растет специализация лизингодателей при расширении использования схем лизинговых операций.

6. Важной особенностью российского рынка лизинговых услуг являются редкие случаи невыполнения обязательств по договорам лизинга, несмотря на рост количества и стоимости заключаемых договоров.

7. Корпоративная ограниченность рынка лизинговых услуг.

Проблемами, сдерживающим развитие лизинга в России, являются [5]:

1. Несмотря на значительный рост и некоторую доступность финансирования вообще и лизинга, в частности, спрос на лизинговые услуги значительно превышает предложение. В большинстве регионов России (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) работают не более пяти компаний, а в очень многих регионах — одна или две. С учетом определенной специализации компаний конкуренция между ними как таковая отсутствует.

Конкуренция на региональном рынке лизинговых услуг еще недостаточно развита. Во многом это связано с тем, что большинство лизинговых компаний находится под патронажем определенных банковских структур, которые создают преференциальные условия своим подопечным.

2. В ряде случаев лизинговые компании требуют определенного подхода к лизинговой сделке, который ставит лизингополучателя в неблагоприятные условия, и при этом не желают идти ему навстречу. Это часто касается вопросов страхования и на чьем балансе должно числиться лизинговое оборудование.

3. В качестве наиболее часто встречающейся проблемы лизингополучателей выделяют высокие требования лизингодателя по гарантиям или дополнительному его обеспечению.

4. Сама лизинговая сфера еще относительно молода, ей не хватает хорошо подготовленных профессионалов, и, кроме того, лизинговый механизм не совсем понятен потенциальным лизингополучателям. Поэтому одной из основных задач по развитию рынка лизинга является организация обучающих программ и семинаров.

5. Рост рынка лизинга оборудования также серьезно ограничен неразвитостью вторичного рынка оборудования. Это создает большие трудности для лизинга, т. к. ни лизингополучатель, ни лизингодатель не испытывают доверия к перепродажной

стоимости лизингового оборудования. Некоторые поставщики могут частично решить эту проблему, предоставляя российским лизинговым предприятиям «гарантии выкупа», таким образом принимая на себя часть риска.

Российские лизинговые компании, не имеющие конкурентного преимущества в стоимости финансирования, в условиях финансового кризиса, будут вынуждены реализовать другое свое преимущество — хорошее понимание местной специфики, видение перспективных направлений, способность к организации нестандартных сделок, умение вести бизнес в сложных условиях неразвитой инфраструктуры. Российские лизинговые организации вынуждены идти в те сегменты, которые до сих пор считались менее привлекательными.

Сегменты, имеющие наибольший рыночный потенциал в этом контексте по данным Международной финансовой корпорации №С, — это лизинг строительной и дорожно-строительной техники, лизинг сельскохозяйственной техники, пищевого оборудования, машиностроительного и технологического оборудования, полиграфического, деревообрабатывающего и целлюлозобумажного, лесозаготовительного, компьютеров и т. д. Потенциал этих сегментов обусловлен также довольно высокой ликвидностью лизинговых активов в большинстве из них, относительно небольшим объемом сделок, высоким дефицитом финансирования в большинстве из названных сегментов [1].

Помимо этого, по мнению Группы по развитию лизинга МФК, следует выделить несколько сегментов рынка, имеющих особенно большой потенциал роста в условиях финансово кризиса. Это сегмент лизинга зданий и сооружений, промышленных комплексов, энергетического оборудования, судов [1]. Возможность развития этих сегментов в настоящий момент существенно ограничена необходимостью привлечения долгосрочного финансирования (на срок до 10 и более лет), высокой ценой предметов лизинга и длительностью их окупаемости. Сдерживающими факторами становятся также отсутствие необходимого законодательства и неопределенность государственной стратегии в отношении некоторых из этих отраслей.

Лизинг зданий и сооружений в настоящее время занимает невысокую долю на рынке лизинга — около 1,6 %. В то время как доля лизинга недвижимости в европейских странах в среднем составляет 17 % рынка [3].

Основным сдерживающим фактором для российских лизингодателей на данный момент

являются сложности с правами собственности на земельные участки, которые по действующему законодательству не могут выступать объектом лизинга.

Лизинг судов в настоящее время сдерживается сложностями, связанными с регистрацией предмета лизинга, сложностями мониторинга предмета лизинга и высокой стоимостью судов, невысокой ликвидностью и длительными сроками амортизации. В 2009 г. ожидается существенный рост лизинга судов, прежде всего вследствие начала реализации лизинговой программы Объединенной судостроительной корпорации.

Можно выделить еще два сегмента с хорошим потенциалом, практически не развитые сейчас, — это лизинг медицинского оборудования и лизинг оборудования для ЖКХ.

Развития лизинга для ЖКХ следует ожидать также с развитием использования услуг частных компаний в сфере ЖКХ.

На фоне роста конкуренции можно ожидать роста интереса лизинговых компаний к этим сегментам и соответствующих изменений законодательства.

Еще одно потенциально сильное направление — это лизинг информационных технологий и программного обеспечения. В США этот сегмент занимает более 30 % всего рынка [4]. Конечно, этот показатель нельзя принимать как безусловный ориентир для российского рынка. Высокая доля лизинга информационных технологий и программного обеспечения в развитых странах, по-видимому, отражает постиндустриальный, информационный характер этих экономик. Значение промышленности в российской экономике гораздо выше, следовательно, доля информационных технологий и программного обеспечения на рынке лизинга вряд ли будет столь же велика, как в развитых странах. Тем не менее существенный потенциал роста этого сегмента существует.

В России его развитие сдерживается во многом тем, что программное обеспечение не является материальным активом и поэтому, в соответствии с законодательством, не может становиться объектом лизинга. Кроме того, в нашей стране пока меньше развита культура приобретения лицензионного программного обеспечения.

В 2009 — 2011 гг., как отмечалось на Международной конференции «Мировой опыт лизинга и новые возможности для России», проведенной компанией Discovery Leasing Advisory Services, рынок лизинга вырастет на 35 — 45 %, а его объем составит около 2,6 трлн руб. Основными точками

роста при этом будут крупные государственные и квазигосударственные заказы единичного характера (олимпийское строительство в Сочи, энергетическое оборудование, авиатехника), государственные программы поддержки отдельных отраслей (сельское хозяйство), а также сектор «розничного» лизинга — легковой и грузовой автотранспорт, строительная техника [1].

Лизинг позволяет решать задачи не только экономического роста, но и задачи диверсификации и повышения устойчивости российской экономики, развития ее высокотехнологичных секторов, устранения диспропорций в развитии малого и крупного бизнеса, снижения безработицы и социальной напряженности в условиях финансового кризиса.

Лизинг, как финансовый инструмент в условиях финансового кризиса, может успешно работать только на основе мер государственной поддержки, определенных таможенных, валютных и налоговых льгот, предоставляемых государством при заключении лизинговых договоров. За счет этого удешевляются лизинговые сделки, они делаются более привлекательными, чем сделки по приобретению оборудования за счет обычного банковского кредитования. В известном смысле, эти льготы не только для лизинговымх компаний или лизингополучателей. Эти льготы государство предоставляет самому себе, ускоряя или сохраняя темпы своего экономического и технологического развития и сводя при этом к минимуму собственные затраты.

Меры государственной поддержки должны быть комплексными и распространяться как на лизинговые компании и их учредителей, так и на предприятия — лизингополучателей. С нашей точки зрения, такими мерами поддержки в условиях кризиса могут быть:

— налоговое стимулирование деятельности инвесторов;

— создание лизинговых фондов для финансирования лизинговых проектов, особенно в области малого и среднего бизнеса;

— пониженные (льготные) банковские процентные ставки для привлечения лизингодателя;

— создание залоговых фондов;

— проведение конкурсов лизинговых проектов;

— специальные субсидии и возмещение понесенных лизингодателем затрат на приобретение имущества, предназначенного для целей лизинга;

— предоставление гарантий региональных администраций;

78

финансы и кредит

— льготное государственное страхование (гарантирование) лизинговых платежей.

Кроме того, в целях развития лизинга как инструмента управления воспроизводством основного капитала представляется необходимым разработать ряд мер по развитию лизинговой деятельности:

— освободить лизинговые компании от налогов, объектом которых являются лизинговые платежи, поступившие в течение первое года с момента создания лизинговой компании;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— освободить лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договора лизинга со сроком действия не менее 5 лет;

— освободить хозяйствующие субъекты от уплаты налога на добавленную стоимость на сумму вознаграждения лизингодателя с сохранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость приобретения имущества, являющегося предметом лизинга;

— установить ответственность лизингодателя за качество поставляемой техники и ее обслуживание в гарантийный период;

— сократить до 0 % ставку за использование средств госбюджета, вложенных в основной капитал с целью удешевления стоимости приобретения техники по лизингу;

— выплачивать лизинговые платежи один раз в год после реализации продукции, как это практикуется в Германии;

— установить единообразный порядок учета основных средств, передаваемых организациям по лизингу для бухгалтерского и налогового учета;

— передавать часть выделяемых из бюджета средств на антикризисные мероприятия непосредственно регионам, а в них — эффективно функционирующим лизинговым компаниям.

Предложенные меры государственной поддержки воспроизводства основного капитала посредством лизинга обладает определенными преимуществами, экономическое значение которых тесно связано с выгодами следующего характера: финансовыми, инвестиционными, организационно-эксплуатационными, сервисными и учетно-бухгалтерскими, социальными.

К финансовым выгодам можно отнести, например, возможность единовременного решения вопросов приобретения оборудования и финансирования этого приобретения, т. к. для предпринимателя остается благоприятным соотношение между собственной и заемной частями в функционирующем капитале. Лизинг позволяет оперативно реагировать на рыночные изменения

с учетом возможности аренды дополнительного оборудования и новых технологий, что позволяет повысить эффективность использования производительного капитала.

К инвестиционным преимуществам использования лизинговых операций можно отнести тот факт, что инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредитования позволяет снизить риск невозврата средств, поскольку за лизингодателем сохраняется право собственности на сданное в лизинг имущество. Поэтому компании или предприятию легче получить имущество в лизинг, чем ссуду на его покупку, так как объект лизинга выступает в качестве залога и не требуется значительной доли собственных средств. Лизинг обеспечивает 100 % стоимости сделки, тогда как банковский кредит обычно выдается на 50-70 % стоимости приобретаемого имущества.

В отношении организационно-экономических преимуществ проведения операций лизинга необходимо отметить тот факт, что эксплуатация объекта лизинга может быть начата лизингополучателем незамедлительно, а получаемый от произведенных продуктов (услуг) доход частично направлялся на погашение лизинговых платежей. Важным преимуществом является и сокращение потерь, связанных с моральным старением средств производства.

Лизингодатель имеет возможность воспользоваться значительными по объему сопутствующими услугами — страхованием, транспортировкой, установкой с гарантией готовности к эксплуатации, профилактикой и т. п. Это — сервисные преимущества лизинговых операций.

Учетно-бухгалтерским преимуществом можно считать то, что расходы по лизингу рассматриваются как текущие затраты, при этом лизинговые платежи относятся на издержки производства (себестоимость) лизингополучателя, что снижает налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль. При этом при лизинге может применяться ускоренная амортизация предмета лизинга. Предмет лизинга может учитываться на балансе лизинговой компании и не учитываться в балансе пользователя.

Управление воспроизводством основного капитала посредством лизинга имеет не только экономическую, но и социальную значимость, выражающуюся в росте количества рабочих мест, которая приводит к увеличению занятости на производстве. При этом в ходе реализации лизинговых проектов учитывается состояние приоритетных направлений социального развития общества, тенденции его развития.

Кроме того, важными особенностями лизинга в условиях финансового кризиса являются следующие: производитель материальных ресурсов — активов, предназначенных для лизинга, значительно расширяет возможности гарантированного сбыта своей продукции; лизингополучатель, используя лизинговые схемы приобретения имущества, повышает конкурентоспособность, сокращает отток свободных денежных средств.

Эффект лизинга будут определять:

Во-первых, величина налогообложения непосредственно лизинговых платежей. Если действующая налоговая система предполагает налогообложение непосредственно лизинговых платежей, то эффективность лизинга для его участников снижается.

Во-вторых, ставки налогов, уплачиваемых с прибылей лизингодателя и лизингополучателя. Ставки налогов непосредственно влияют на величину всех налоговых щитов и налоговых отчислений лизингодателя. Когда ставка налогов на прибыль лизингодателя выше ставки налога на прибыль лизингополучателя, лизинг может быть эффективнее прямого кредитного финансирования в виду большей стоимости процентного и амортизационного налоговых щитов.

В-третьих, наличие достаточной прибыли как у лизингодателя, так и у лизингополучателя, для того чтобы они могли воспользоваться налоговыми льготами. Не имея прибыли, предприятия не имеют и налогооблагаемой базы. Убыточным и низкорентабельным предприятиям бесполезны предоставляемые государством по лизину налоговые льготы. Получается, что лизинг эффективен в таких экономических условиях, которые обеспечивают высокорентабельное производство и значительные прибыли в финансовой сфере.

В-четвертых, величина ставки процентов по кредиту. Экономический эффект лизинга возрастает с увеличением процентной ставки кредита, при условии большей ставки налога на прибыль лизингодателя. Налоговые преимущества лизинга частично компенсируют высокую стоимость кредитных ресурсов. Следовательно, лизинг может

рассматриваться как инвестиционный механизм в условиях высокой стоимости ссудных фондов.

В-пятых, норма амортизационных отчислений на лизинговый актив. Когда ставка налога на прибыль лизингодателя выше аналогичной ставки лизингополучателя, лизингодатель получает сравнительно больший амортизационный налоговый щит и экономический эффект лизинга возрастает. Поэтому норму амортизации на актив, взятый в лизинг, стараются увеличить.

В-шестых, имеет значение срок лизинга и величина платежей в каждый момент времени. При различных ставках налога на прибыль лизингодателя и лизингополучателя эффективность лизинга изменяется при перераспределении денежных поступлений и выплат по временным периодам [1].

Лизинг следует рассматривать не как частный вид финансовых сделок, а как организационно-экономическую форму инвестиций, органическую составную часть воспроизводственного процесса в условиях кризиса.

Лизинг может способствовать решению одной из главнейших задач, стоящих перед российской экономикой, — повышению эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства, повышению инвестиционной активности и заинтересованности кредитных учреждений и организаций в финансировании новейших технологий в производстве на основе их целевого использования и гарантий возвратности.

Список литературы

1. Абакумов Р. Г. Лизинг как инструмент управления воспроизводством основного капитала: монография. Белгород: Изд-во Белгор. ун-та потреб. кооперации. 2008. 143 с.

2. Кашкин В. Российский рынок лизинга в 2007 г. // Банковское обозрение. 2008. № 4. С. 13 — 16.

3. Логвинов М. Непаханое поле российского лизинга // Профиль. 2008. № 3. С. 25 - 30.

4. Пантешкина А. Риски российского лизинга // Риск-менеджмент. 2008. № 7. С. 8 - 15.

От редакции

На обложке журнала «Финансы и Кредит» № 10 за март 2009 г. указан № 10 (347),

следует читать № 10 (346).

На обложке журнала «Финансы и Кредит» № 11 за март 2009 г. указан № 11 (348),

следует читать № 11 (347).

Редакция просит извинение за допущенные ошибки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.