Лизинговая деятельность
Удк 336.645.2
развитие лизинговой деятельности в российской федерации на современном этапе
И. Р. ДУН, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail: [email protected] Российский экономический университет
им. Г. В. Плеханова
В статье отмечается, что в последнее время рынок лизинговых услуг в Российской Федерации развивается быстрыми темпами. Он продемонстрировал высокую устойчивость на фоне финансового кризиса 2008 г., который нанес тяжелый удар по этой новой отрасли в экономике страны. Российские лизинговые компании начали испытывать трудности с получением конкурентоспособного финансирования в связи с проблемами, возникшими перед банковским сектором Многие активные операторы на рынке лизинговых услуг превратились в аутсайдеров, но большинство независимых компаний пережили кризис и сумели возобновить работу в новых условиях, несмотря на значительное сокращение общего объема финансирования.
Ключевые слова: лизинг, финансы, договор, аренда, лизингодатель, лизингополучатель.
Актуальность развития лизинга в Российской Федерации, включая формирование лизингового рынка в СНГ, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т. д.). Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.
Лизинг — это один из наиболее эффективных инструментов обновления основных средств российских предприятий. Это обусловлено целым рядом факторов (табл. 1).
Активность на рынке лизинга в 2010 г. превзошла все прогнозы, она способствовала росту лизинговых операций. Сумма новых сделок выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 г. (до 725 млрд руб.). Совокупный лизинговый портфель увеличился на 23 % и составил 1 108 млрд руб. Быстрому росту рынка способствовали, прежде всего, стабилизация финансового состояния лизингополучателей, агрессивная политика лизингодателей с госучастием, а также смягчение критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями.
Отсутствие шоков в экономике способствовало наращиванию инвестиционной активности предприятий, реализуемой, в том числе, через лизинг. По предварительной оценке Росстата, увеличение инвестиций в основные фонды составило 6 % в 2010 г. Интенсивному росту масштабов деятельности лизингодателей способствовали также сократившийся в кризис портфель и снижение уровня просроченной задолженности.
На долю лизинговых госкомпаний (в том числе дочерних компаний государственных банков) в 2010 г. пришлось почти 50 % объема этого бизнеса. В 2009 г. их доля была в 2 раза ниже (25,4 %), в 2008 г.
Таблица 1
Преимущества применения договоров лизинга
Преимущества Характеристика
Отсрочка платежа Предполагается 100 %-ное кредитование, которое не требует немедленного начала платежей. При использовании обычного кредита для покупки имущества организация должна была бы около 15 % стоимости покупки оплачивать за счет собственных средств
Упрощение возможности заключения контракта Заключить контракт по лизингу проще, чем получить ссуду, ведь обеспечением сделки служит само оборудование (не требуется дополнительных гарантий). Особенно это актуально для мелких и средних предприятий
Гибкость Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда. Ссуда всегда предполагает ограниченные сроки и размеры погашения. При лизинге арендатор может рассчитывать поступление своих доходов и выработать с арендодателем соответствующую, удобную для него, схему финансирования. Погашение может осуществляться из средств, поступающих от реализации продукции, произведенной на оборудовании, взятом в лизинг
Возможность получения дополнительных услуг Лизинговое соглашение может предусматривать обязательства арендодателя произвести ремонт и технологическое обслуживание оборудования. Это особенно важно при лизинге сложного оборудования, требующего привлечения высококвалифицированного персонала для пусконаладочных работ, ремонта и обслуживания
Уменьшение риска устаревания оборудования Риск устаревания оборудования целиком ложится на арендодателя. Лизинг позволяет арендатору периодически обновлять в своем парке морально стареющее оборудование
Возможность расширения производства Лизинговое соглашение позволяет арендатору расширять и увеличивать производственные мощности: ограниченные ликвидные средства на приобретение оборудования равномерно распределяются на весь срок действия договора. Высвобождаются средства для вложения в другие виды активов, что способствует стабильности финансовых планов арендатора
Государственная поддержка Заключается в поощрении и расширении лизинговых операций
Возможность сохранения оптимального соотношения собственного и заемного капиталов Во многих странах законодательство устанавливает для организаций обязательное соотношение собственного и заемного капиталов. Так как имущество по лизинговой сделке будет учитываться по балансу арендодателя (а заемный капитал не привлекается), то арендатор может расширить свои производственные мощности, не затронув оптимального соотношения собственного и заемного капиталов
она составляла только 13,7 %. Такая экспансия, на взгляд автора, обусловлена тремя факторами:
— реализацией через данные компании государственных программ поддержки отдельных отраслей;
— новым амбициозным топ-менеджментом;
— недорогим масштабным фондированием (созданием централизованных фондов государства и их распределением).
Однако на растущем рынке места пока хватает всем: несмотря на рост концентрации сделок, 63 % лизингодателей-респондентов отметили, что не вступали в конкуренцию с государственными лизинговыми компаниями.
Необходимо отметить, что сразу же после кризиса началась массовая либерализация критериев риска по сделкам, которые были существенно ужесточены в 2008—2009 гг. Многие лизингодатели снизили требования к уровню аванса, ликвидности предмета лизинга, сроку деятельности, финансовым показателям клиента. Среди видов обеспечения сделок в 2010 г. значимо увеличилась только доля поручительств юридических и физических лиц.
Кризис 2008—2009 гг. заставил лизингодателей усовершенствовать системы управления рисками. В 2009 г. сразу 11 компаний создали в своей структуре отделы риск-менеджмента (до кризиса их создавалось не более 7 в год). В 2010 г. еще 2 компании создали отделы, а 10 — ввели дополнительные процедуры и регламентирующие документы по управлению рисками.
Несмотря на некоторые улучшения, система риск-менеджмента на рынке в целом далека от совершенства. Все еще менее половины компаний на рынке имеют в своей структуре отдел риск-менеджмента, и менее 60 % — нормативные документы по управлению рисками. Более 2/3 компаний не устанавливают лимитов по сделкам в отношении размера собственных активов или капитала, столько же не формируют отчета об управлении рисками в рамках управленческой отчетности. 40 % компаний — участниц опроса «Эксперта РА» считают, что лизингодателям не нужно создавать резервов и отражать в отчетности уровня просроченной задолженности.
По оценке агентства «Эксперт РА», при отсутствии негативных законодательных и налоговых
изменений (в частности отмены ускоренной амортизации) объем новых сделок в 2011 г. может достигнуть 1 трлн руб., что сопоставимо с докризисным 2007 г. Темпы прироста объема новых сделок могут снизиться по сравнению с 2010 г. до 50 %, что будет обусловлено отсутствием «эффекта низкой базы». Стимулами роста выступают высокая потребность предприятий в обновлении основных фондов, а также приемлемый уровень процентных ставок по заемным ресурсам. В 2012 г. рынок может вырасти на 10-30 %.
Стремительный рост рынка лизинга в 2010 г. уже трудно назвать просто восстановлением. Прирост новых сделок за год продемонстрировал предкризисную динамику, сопоставимую с 2007 г. (сумма контрактов выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 г.)
Объем нового бизнеса в 2010 г. составил 725 млрд руб. (табл. 2), совокупный лизинговый портфель на 01.01.2011 увеличился до 1 180 млрд руб. Сумма стоимости оборудования по новым сделкам без учета НДС (методика Leaseurope) составила 450 млрд руб. (11,11 млрд евро).
Увеличение активности на рынке превысило все прогнозы: в конце 2009 г. участники рынка предполагали прирост на уровне 10-20 %, по итогам 9 мес. 2010 г. агентство «Эксперт РА» прогнозировало увеличение нового бизнеса на 75-85 %. Фактически же рынок вырос на 130 %.
Быстрый рост, на взгляд автора, был обусловлен стабилизацией финансового состояния лизингополучателей (что позволило лизингодателям точнее оценивать риски финансирования клиентов), смягчением критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями, а также агрессивной политикой лизингодателей с госучастием.
Можно предположить, что на увеличение объемов сделок повлияли и ожидания лизинговыми компаниями негативных законодательных новаций (возможно, некоторые компании стремились сформировать более значительный портфель, надеясь, что планируемые изменения налогового регулирования (в частности возможная отмена ускоренной амортизации) не будут иметь обратной силы).
Заметными событиями 2010 г. стали расширение лизингодателями филиальных сетей (в частности значительное число филиалов было открыто компаниями Сбербанк Лизинг и ВЭБ-Лизинг), а также сделки слияний и поглощений. Среди крупнейших сделок можно отметить покупку Сбербанк Лизингом компании «Лайн Лизинг Групп» и приобретение концерном «Сименс» компании «ДельтаЛизинг».
Рассмотрим подробнее схемы финансового лизинга, широко распространенные в западных странах и уже начавшие применяться в Российской Федерации.
Разработаны и активно внедряются следующие инновационные программы и схемы:
— экспресс-программа и скорринговая система лизинга автотранспорта;
— оперативный лизинг;
— операционный лизинг;
— «связанное финансирование»;
— лизинг недвижимости.
Лизинг легкового автотранспорта, пожалуй, самая динамично развивающаяся отрасль: за 5 лет удельный вес лизинга автотранспортных средств в общем объеме лизинга вырос, по данным экспертов, с 11 до 24 %.
Такой рост привел к увеличению конкуренции между лизинговыми компаниями и, как следствие,
Таблица 2
индикаторы развития рынка лизинга
Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Объем нового бизнеса, млрд руб. 399,6 997,5 720 315 725
Темпы прироста, % 83,8 149,6 —7,8 —56,2 130,2
Объем полученных лизинговых 136 294 402,8 320 350
платежей, млрд руб.
Темпы прироста, % 78 116,2 37 —20,6 9,4
Объем профинансированных 201,1 537 442 154 450
средств, млрд руб.
Темпы прироста, % 90 167 —17,7 —65 192
Совокупный портфель лизинго- 530 1 202 1 390 960 1 180
вых компаний, млрд руб.
Темпы прироста, % — 126,8 15,6 —31 23
Номинальный ВВП России, 26 903,5 33 111,4 41 256 38 797,2 44 491,4
млрд руб. (по данным Росстата)
Доля лизинга в ВВП, % 1,49 3,01 1,73 0,81 1,63
Источник: агентство «Эксперт РА».
к появлению специальных программ, все более выгодных для лизингополучателей. На данный момент на рынке предлагаются следующие специальные программы: экспресс-программа (срок принятия решения составляет несколько часов), программа приобретения автотранспорта в лизинг без первоначального взноса или с нулевым удорожанием.
Появление скорринговой системы обусловлено новым подходом к оценке рисков компании. Дело в том, что автотранспорт является наиболее ликвидным предметом лизинга, что связано, в первую очередь, с хорошо развитым вторичным рынком. Таким образом, лизинговые компании начинают в меньшей степени смотреть на финансовое состояние клиента, так как понимают, что в случае неплатежей (с учетом 20—30 % аванса) они смогут оперативно и безубыточно для себя реализовать предмет лизинга на вторичном рынке.
Программы лизинга без первоначального взноса не всегда являются выгодными для лизингополучателя, так как с учетом повышения рисков соответственно возрастает и процентная ставка по кредиту.
В дополнение к скорринговой программе лизинга большое внимание со стороны лизингополучателей получил операционный лизинг автотранспорта. Его особенностью является то, что при заключении договора лизинга в состав лизинговых платежей могут быть, например, включены не только затраты на страхование КАСКО и ОСАГО, плата за регистрацию автомобиля в ГИБДД и транспортный налог, но и затраты на плановое обслуживание автомобиля (сервисное обслуживание). Также в состав лизинговых платежей могут быть включены все непредвиденные затраты, связанные с эксплуатацией автомобиля, кроме гарантийных или страховых случаев. Такой продукт наиболее интересен для компаний, имеющих свои автопарки. Причем тенденции к предоставлению лизинговыми компаниями полного спектра услуг уже появляются и могут включать: техническое обслуживание, мойку, хранение сезонной резины и т. д.
Оперативный лизинг (лизинг без перехода права собственности к лизингополучателю по окончании договора лизинга) является совершенно новым видом лизинга для России.
Еще несколько лет назад лизинг можно было считать финансовым инструментом, альтернативным кредиту, и интересным для клиента, в первую очередь, налоговыми льготами, предоставленными государством, а также возможностью получения
некоторых дополнительных услуг. При этом лизинговые договоры в обязательном порядке предусматривали переход права собственности по окончании договора лизинга к лизингополучателю, так как лизинговые компании, являвшиеся финансовыми институтами, просто боялись получить назад предмет лизинга через какой-то срок по целому ряду причин:
— во-первых, они не понимали специфики бизнеса в конкретных отраслях, не знали основных игроков — потенциальных покупателей техники, вернувшейся из лизинга;
— во-вторых, в штате лизинговых компаний не было специалистов, умеющих продавать технику, бывшую в употреблении;
— в-третьих, лизинговые компании не имели возможности оценить техническое состояние и стоимость возвращаемой техники.
Большинство из этих проблем удалось решить за счет наработанного лизинговыми компаниями за последние годы опыта. Было достигнуто глубокое понимание специфики отдельных отраслей, оценены перспективы их развития и изучены крупнейшие игроки в конкретных сегментах рынка. Также наладилось и плотное сотрудничество с поставщиками, которые постепенно начинают брать на себя вопросы контроля за состоянием техники в течение срока договора лизинга и риски снижения цен на предмет лизинга, подписывая договоры обратного выкупа техники.
Кроме того, оперативный лизинг становится интересен рынку, так как для него характерны более низкие ежемесячные лизинговые платежи, позволяющие клиентам во многих случаях получать прибыль от приобретенного в лизинг основного средства с самого начала его эксплуатации, не дожидаясь окончания договора лизинга. Как правило, в таком договоре предусматривается возможность выкупа предмета лизинга лизингополучателем по окончании договора лизинга по заранее установленной цене. Это дает клиенту возможность опробовать технику и понять, подходит она ему или нет. В последнем случае лизингополучатель может просто вернуть лизинговой компании ненужное основное средство. Необходимо отметить, что для ряда отраслей (например строительство) характерно четкое понимание загрузки своих мощностей лишь на определенное время. Компании таких отраслей понимают, что определенная техника им точно будет нужна в течение года или полутора лет, на которые у них есть заказы и заключены договоры. Однако они не могут спрогнозировать пот-
ребности в технике после окончания этого срока, ведь многое зависит от конъюнктуры рынка и их собственного положения на нем. Таким компаниям оперативный лизинг интересен в силу специфики их деятельности.
К сожалению, пока большинство компаний предлагают оперативный лизинг лишь по наиболее ликвидному имуществу, такому как легковой и грузовой автотранспорт, определенные виды строительной техники. Следует также учитывать, что по некоторым видам оборудования подобная услуга не может быть предоставлена в принципе из-за его уникальности и невозможности реализовать его на вторичном рынке (например лифтовое оборудование или эскалаторы).
Однако самой основной проблемой, мешающей существованию оперативного лизинга в России, является отсутствие этого понятия в законодательстве, что приводит к невозможности передачи одного и того же оборудования в лизинг несколько раз.
Программу «связанное финансирование» можно отнести к классическому финансовому лизингу. Она предполагает привлечение связанного финансирования под приобретение нового иностранного оборудования у производителя. Отличительными чертами данного лизингового продукта являются низкие ставки и длительные сроки по сравнению с российским финансированием. Правда, следует помнить, что в связи с существенно более сложной структурой сделки и большим количеством участников в ней, как правило, такие сделки требуют большего времени на принятие решения всеми сторонами о финансировании проекта и на осуществление самой сделки. Тем не менее в связи с ростом закупок импортной техники российскими компаниями и повышением инвестиционной привлекательности России данный инструмент является, по мнению автора, очень перспективным способом финансирования приобретаемых основных средств.
Лизинг недвижимости необходимо выделить в отдельное направление, так как для него характерны сложная и длительная процедура сделки, а также особые свойства предмета лизинга, который не имеет тенденции к понижению стоимости (снижение функциональности и полезных свойств объекта недвижимости с избытком перекрывается повышением общего уровня цен на данном рынке). Это позволяет лизинговым компаниям при наличии в сделке аванса в 20—30 % «закрывать глаза» на финансовое состояние лизингополучателя.
Однако данный рынок в России в настоящее время развит очень слабо. Существуют две основные причины, мешающие развитию данного сегмента:
— во-первых, пробелы в законодательстве серьезно повышают риски по таким сделкам как лизингодателей, так и лизингополучателей;
— во-вторых, для финансирования таких проектов нужны довольно длинные деньги (как минимум, 7-летние). К сожалению, такими ресурсами обладают лишь несколько лизинговых компаний в России.
Тем не менее этот рынок очень перспективен, и можно с уверенностью предсказать его бурный рост в ближайшие годы.
Российский банк развития запускает для своих партнеров новый кредитный продукт «модерни-зационный лизинг», направленный на поддержку малых и средних предприятий (МСП), приобретающих на условиях лизинга оборудование для проведения модернизации производства. Данный кредитный продукт разработан в целях обеспечения государственных приоритетов поддержки малого и среднего предпринимательства.
В рамках нового кредитного продукта будут финансироваться поставки высокоточных и современных машин и оборудования, которые позволят субъектам МСП выйти на новый технологический уровень, что существенно отличается от поставок в лизинг типового оборудования. Приобретаемое оборудование должно быть новым и относиться к IV амортизационной группе и выше согласно Общероссийскому классификатору основных фондов.
Преимущество нового кредитного продукта — это более низкая процентная ставка (3/4 ставки рефинансирования Банка России) по сравнению с другими продуктами лизингового направления (ставки в рамках кредитных продуктов «Развитие» и «Автолизинг» составляют 8,5 % годовых), а также длительный срок финансирования (до 7 лет).
В условиях жесткой конкуренции за внутренние и внешние рынки все более важным становится улучшение не только технических характеристик оборудования, но и финансовых условий, на основе которых оно предлагается потребителям. Лизинг как раз и может удовлетворить эти дополнительные требования потребителей и повысить прибыль лизинговых фирм за счет расширения круга клиентов.
Лизинг дает возможность приобрести оборудование, которое нужно лишь в течение какого-то срока либо для сезонных работ, либо для выполне-
ния какой-то определенной работы, по окончании чего необходимость в оборудовании отпадает, а содержать его, не используя, становится невыгодным. Фирмы-подрядчики, выполняющие работу в разных географических районах, в основном берут оборудование в краткосрочный лизинг. Причем лизингодатель при наличии соответствующей оговорки в соглашении доставляет оборудование к месту назначения, что снижает транспортные расходы подрядчика.
При заключении договора лизинга не требуются крупные первоначальные взносы. В практике американских лизинговых компаний нередко встречаются лизинговые договоры, условиями которых предусматривается, что периодические платежи исчисляются в зависимости от производительности оборудования либо интенсивности его использования.
Лизинг позволяет пользователю в течение срока действия договора ознакомиться с работой обо-
рудования, испытать его в эксплуатации, а затем, если оно отвечает всем необходимым требованиям, приобрести его в собственность. Причем покупка в этом случае будет осуществляться с учетом ранее уплаченных взносов, т. е. на выгодных для пользователя условиях.
Список литературы
1. О финансовой аренде (лизинге): Федеральный закон от 29.10.1998 №164-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 18.12.2006 №231-Ф3.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 №146-ФЗ.
4. URL: http://www.gks.ru/.
5. URL: http://www.all-leasing.ru.
6. URL: http://www.raexpert.ru/.