УПРАВЛЕНИЕ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ЖУКОВСКИЙ Владимир Петрович -
доктор
педагогических наук, профессор;
СКВОРЦОВА
Лариса
Анатольевна -
кандидат
педагогических наук, доцент
Поволжской академии
государственной
службы
им. П.А. Столыпина
В.П. Жуковский, П.А. Скворцова
с
V./ овершенствование системы образования во многом обусловлено широким внедрением в образовательную практику современных технологий, позволяющих осуществить личностно-ориентированный подход в обучении и способствующих формированию профессионального мастерства. Такие технологии нацелены на подготовку специалистов, обладающих высоким уровнем теоретической и практической подготовки, способных вести творческий поиск и принимать нестандартные решения. Социально-политические и социокультурные новации последнего десятилетия в корне изменили отношение людей к образованию. Произошел поворот от прямого отрицания образования как фактора социальной мобильности личности в усло-
виях рыночной экономики к пониманию образования как доминирующей идеи социального и личностного прогресса.
Очевидно, что в современных условиях необходимость приобретения новых знаний, навыков и умений не может быть реализована привычными стандартными способами обучения. Поэтому система вузовского образования нуждается в инновационных технологиях, которые помогали бы студенту преодолевать «психологические барьеры», видеть перспективу собственной деятельности, реальные резервы своей личности.
В традиционном образовательном процессе, согласно теории, все направлено на формирование личности. Однако студент в большинстве случаев чувствует себя неуютно, постоянно находится под воздействием силы принуждения; вместо того, чтобы «прожить» обучение, он «отбывает» его. Авторитарный по своему характеру, пассивноимперативный, внесубъектный образовательно-воспитательный процесс нуждается в очеловечении. В первую очередь он должен быть нацелен на сотворение свободного, развитого человека, а уже потом «надстраивать» необходимые для конкретной профессиональной деятельности знания, навыки и умения. Только в этом случае, на наш взгляд, может наступить явление, получившее название педагогического резонанса. Сегодня необходима новая технология, предполагающая такое конструирование образовательного процесса, в котором было бы, говоря словами В.М. Монахова, «комфортно и преподавателю, и студенту». В современной социокультурной обстановке она призвана создать совершенно новый исторический тип личности, чтобы уровень и характер образованности специалиста соответствовал масштабу решаемых им задач.
Источником становления такого специалиста является развитие учебного самосознания студента, прежде всего, посредством рефлексии, которая, следуя мысли Ж. Пиаже, представляет собой «внутреннюю дискуссию». По нашему глубокому убеждению, использование этого фактора составляет огромный резерв совершенствования процесса становления и развития креативной личности, что является непременным условием оптимизации всего образовательного процесса.
Понятие «технология» применительно к образовательному процессу нельзя считать новым. Истоки понятия «педагогическая технология» уходят корнями в 1930-е годы. Именно в это время А.С. Макаренко обосновал и осуществил первоначальную теоретическую рефлексию технологического подхода в педагогике. В 1960-х годах началось широкое внедрение педагогических технологий в американских и европей-
ских школах. Именно в этот период «педагогическая технология» была представлена как новое научное направление.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время нет единства в определении понятия «педагогическая технология». Не углубляясь в терминологический аппарат, полагаем возможным отметить, что в общем смысле, следуя определению, данному в словаре В. Даля, «...технология - наука техники. Техника - искусство, знание, умение, приемы работы и приложение их к делу» [1]. В документах ЮНЕСКО технология рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и освоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [2].
Педагогическая технология представляет собой целостный, логически завершенный теоретический конструкт, включающий совокупность инновационных процедур (психолого-педагогических, организационнометодических, социально-экономических), соблюдение которых обеспечивает продуктивную совместную деятельность педагога и учащегося и гарантирует достижение диагностично заданного результата. Совершенствование образовательного процесса предполагается через разработку новых путей повышения его качества и использование последних достижений педагогической науки. Существует настоятельная необходимость в поиске адекватной современным потребностям педагогической технологии, в определении практически верного механизма перевода и передачи фундаментальных знаний на профессиональный уровень освоения. «Педагогика в своем традиционном виде начинает исчезать и заменяется современными технологиями обучения», - отмечает Ф. Янушевич [3].
На протяжении XX столетия делалось немало попыток «технологи-зировать» образовательный процесс. До середины 1950-х годов эти попытки в основном сводились к использованию в процессе преподавания разнообразных технических средств. Вместе с тем еще в середине 1950-х годов возникает особый «технологический» подход к построению обучения в целом. Появляется так называемая технология педагогических методов, то есть технология построения самого образовательного процесса. В современных условиях во многих международных изданиях, посвященных педагогической технологии, обнаруживается новое ее понимание, акцентирующее стремление выявить принципы и разработать способы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов повышения эффективности образова-
тельной деятельности, конструирования и применения приемов и материалов обучения.
Данный подход в настоящее время распространен столь же широко, как и первоначальное понимание педагогической технологии (применение технических средств в обучении). Его суть заключается в идее полной управляемости работы образовательного учреждения, и прежде всего его основного звена - образовательного процесса. По мнению Т. Сакамото, инновационная педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который иначе можно назвать «систематизацией образования» [4].
В настоящее время в педагогической науке делаются попытки классификации педагогических технологий по сферам обучения, формам организации образовательного процесса, решаемым методическим задачам, критериям длительности функционирования, видам учебной деятельности, используемым методам, основополагающим принципам, ориентации на результат. Их анализ и сопоставление позволяют сделать вывод о том, что педагогическая технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел и является итогом творческой созидательной работы ее автора.
Дидактические процедуры, составляющие структуру технологических решений, не являются строго алгоритмизированными, описывающими упорядоченную последовательность для достижения того или иного результата. Напротив, технологические процедуры следует, скорее, рассматривать как направления, опорные дидактические средства, обеспечивающие в совокупности достижение конечной цели.
Анализ тенденций развития дидактики позволяет сформулировать следующие требования к современным образовательным технологиям:
- сохраняя в качестве основных фронтальные формы обучения, важно обеспечить возможность обучения по оптимальной индивидуальной программе, учитывающей в полной мере познавательные особенности, мотивы, склонности и другие личностные качества обучающегося;
- необходимо способствовать оптимизации процесса обучения в образовательной среде;
- должны быть реализованы такие принципы обучения, как мотивация, программирование и присвоение цели учебной деятельности, оценка уровня усвоения, активность, познавательность и самостоятельность субъектов;
- образовательные технологии должны выступать инструментом реализации дидактического принципа рефлексии, требующего от обучающегося самостоятельного завершения работы по формированию
определенной системы знаний и ставящего его перед необходимостью осмысливать те схемы и правила, в согласии с которыми он действует; в то же время они не должны вступать в противоречие с принципами и закономерностями традиционной педагогики.
В тесной взаимосвязи с указанными требованиями находятся и принципы проектирования новых образовательных технологий. К их числу следует отнести:
- принцип целостности, согласно которому технология должна в интерпретированном виде представлять систему целей, методов, средств и форм обучения, обеспечивая тем самым реальное функционирование и развитие конкретной дидактической системы;
- принцип адаптации процесса обучения к личности обучающегося, заключающийся в обязательном делении процесса обучения на логически завершенные подпроцессы, каждый из которых имеет специфические, только ему присущие особенности, отвечающие познавательным особенностям конкретного субъекта;
- принцип воспроизводимости, согласно которому воспроизведение технологии с учетом особенностей конкретной образовательной среды гарантирует достижение заданных целей деятельности;
- принцип нелинейности педагогических структур, который устанавливает приоритет факторов, оказывающих непосредственное воздействие на механизмы самоорганизации и саморегулирования соответствующих образовательных систем;
- принцип потенциальной избыточности учебной информации, требующий разработки такой технологии процесса передачи обучающимся учебной информации, которая создает оптимальные условия для усвоения сообщаемых знаний.
Эффективность проектирования любой педагогической технологии определяется необходимостью учета той образовательной макро- и микросреды, в пространстве которой протекает учебная деятельность. В развитии образовательной среды основной движущей силой являются субъекты деятельности с их индивидуальным опытом. Они формально (или неформально) объединены на данном образовательном промежутке общими целями деятельности. Между субъектами учебной деятельности на основе общих интересов и индивидуальных особенностей устанавливается сеть разнообразных коммуникативных контактов, призванная в конечном счете обеспечить качественное достижение целей каждым индивидом. Таким образом, вполне очевидно, что содержательное наполнение образовательной среды определяется исходя из знаний, навыков и умений каждого ее субъекта, его познавательного и
общекультурного потенциала, форм, средств и методов организации деятельности.
Образовательная макросреда, выступающая по отношению к микросреде образовательным полем, является тем информационным источником, который позволяет микросреде осуществлять накопление учебной информации, тем самым обеспечивая ее развитие и совершенствование.
Существенными характеристиками образовательной микросреды являются уровень подготовленности обучающихся к учебной деятельности (изучению того или иного учебного предмета); отношение личности к учебной деятельности; пробелы в знаниях, которые могут затруднить усвоение нового материала. Уровень их сформированности определяется в основном по данным входного контроля. При этом предлагается осуществлять комплексную психолого-педагогическую диагностику подготовленности обучающихся на входе в образовательную систему, включающую, наряду с контрольно-проверочными работами и собеседованием, различные виды анкетного опроса, экспертных оценок и материалы психологического тестирования.
Как наиболее существенные можно выделить следующие признаки и характеристики педагогической технологии:
- реализацию технологической цепочки с принятыми целевыми установками и конкретными ожидаемыми результатами;
- возможность воспроизведения любым педагогом и достижения намеченных результатов всеми обучаемыми;
- включение различных диагностических (дидактических, психологических и др.) процедур, содержащих критерии измерения результатов деятельности субъектов образовательного процесса;
- осуществление взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемого с учетом индивидуализации и дифференциации обучения.
В педагогической науке выделяются три направления деятельности субъектов образовательного процесса. Цель первого направления (Я.А. Коменский, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, Д. Дьюи, К.Д. Ушин-ский, С.Л. Рубинштейн) заключается в приобретении субъектами знаний по различным наукам и умений на их основе решать практические задачи. Второе направление (Д. Уотсон, Э. Торндайк, Э. Толман, П.А. Гальперин, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) представляет учение как процесс усвоения знаний и опыта, связывающий учение с изменениями, происходящими с обучаемыми. Третье направление, рассматривающее учение как процесс овладения культурой, накопленной человечеством (А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, Г.П. Щедровицкий), в качест-
ве основополагающего предполагает использование личностно-деятельностного подхода.
Вполне очевидно, что реализация любого из этих направлений невозможна вне четко организованного «обучающего поля» преподавателя, равно как и вне сознательной деятельности студентов. Для достижения же эффективного баланса в деятельности педагогов и обучаемых необходима новая технология, которая может быть названа технологией управления.
В.И. Андреев и Ю.К. Чернова совершенно справедливо считают, что для самоорганизации личности обучаемому требуется все содержание вузовского курса «пропустить» через себя и на основе активной рефлексии трансформировать в компетентность, мотивацию к дальнейшему обучению и деятельности, комплекс важных качеств, без которых не может быть продуктивной работы [5; 6]. В связи с этим существует необходимость в организации системного, технологичного, целенаправленного управляющего влияния на этот процесс. Поэтому следует заранее продумать цели, задачи, реальные возможности обучения и в соответствии с этим подобрать адекватные приемы преподавания / обучения.
Технология управления учебной деятельностью студентов должна предусматривать широкое применение форм и методов активного обучения, способствующих интенсификации развития учебно-познавательной, мыслительной и профессионально-практической деятельности; моделирование профессиональной деятельности в образовательном процессе при подготовке специалистов; личностно-ориентированный подход в обучении, связанный с диагностикой и учетом интересов, склонностей и способностей личности в начальный период обучения и психо-лого-педагогическим сопровождением в образовательном процессе. Технология управления учебной деятельностью включает разработку требований, дидактических условий и способов реализации управляющих воздействий с опорой на пройденное, взаимодействие старых и новых знаний, навыков и умений.
В соответствии с требованиями к процессу управления учебной деятельностью можно выделить общие операционные правила его реализации, которые, в отличие от требований, являются практическим руководством для оптимального осуществления учебной деятельности. Эти правила формулируются следующим образом:
- составить единую скоординированную программу поэтапного формирования гармонически развитой личности на основе интегративных, стержневых качеств и видов деятельности;
- выбрать оптимальное сочетание методов, форм и средств преподавания и учения, на основе которых осуществить перевод обучающихся от исходного до установленного уровня, предполагая их переход от управления учением «извне» к самоуправлению учебной деятельностью;
- установить связь между изучаемыми понятиями и предшествующими знаниями и умениями, включить в действие вновь сформированные понятия, широко их использовать в процессе формирования новых понятий и решения практических задач.
Очевидно, что каждый метод должен быть спроектирован до начала образовательного процесса. Осуществление проектирования педагогической технологии управления рассматривается аналогично проектированию производственных технологических процессов.
Проектирование (от лат. р^вЫи/э - брошенный вперед) - тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, образа будущего, предполагаемого явления. Целью проектирования педагогических технологий является выбор оптимальной для данных условий системы педагогических технологий; она требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора деятельности, адекватной исходному уровню подготовленности. Важнейшими этапами проектирования педагогической технологии являются: постановка диагностических целей профессиональной подготовки; планирование в пространстве и во времени технологических операций образовательного процесса; разработка критериев оценки качества профессиональной подготовки через комплексное описание состояния объекта, через регулируемые параметры.
Проектирование педагогической технологии должно осуществляться с соблюдением следующих аксиом: востребованности, адекватности или готовности к профессиональному тиражированию, целостности и цикличности модели образовательного процесса, формирования рабочего поля, в котором нормально функционирует технология, гарантируя конечный результат. Соблюдение этих аксиом сделает проектирование педагогической технологии цивилизованным, корректным, методически подготовленным и обоснованным.
Важнейшими этапами проектирования педагогической технологии являются постановка диагностических целей обучения, планирование в пространстве и во времени иерархической последовательности технологических операций образовательного процесса, разработка критериев оценки качества обучения, эффективности управления через комплексное описание состояния объекта и регулируемые параметры.
Ориентировочный алгоритм проектирования педагогических технологий, который способствует деятельности по педагогическому проектированию и позволяет учесть необходимые этапы при конструировании технологий можно представить в виде последовательных стадий: выбор темы проектирования технологии; выдвижение гипотез; формулирование стратегических и тактических целей; разработка критериев оценки качества и адекватного диагностического инструментария; выбор вариантов педагогических технологий; проектирование педагогической технологии для конкретного содержания профессиональной подготовки; анализ и оценка результатов. Проектирование осуществляется на основе требований, предъявляемых социальным окружением, и личных потребностей и устремлений субъектов учебной деятельности; нормирования времени, учебной нагрузки в соответствии с требованиями охраны труда и здоровья обучаемых.
В маршрутной технологии управления выбираются формы обучения (лекции, групповые и практические занятия и др.) по этапам прохождения учебной информации, способствующие решению общей задачи обеспечения развития личности, приобретения знаний о мире и о себе для последующей профессиональной деятельности. Этапы маршрутной технологии получают означенность в операционных технологиях управления, которые определяют место каждой операции, нормы времени, назначение методов и средств. Осознание целей, содержания, применяемых средств, методов, системы педагогических эмоциональных стимулов и построение из них взаимосвязанной цепочки, в которой удается координировать в пространстве и синхронизировать во времени действия педагога и обучаемого, являются основными элементами проектирования педагогической технологии.
При проектировании педагогической технологии управления следует выделить семь инвариантных видов деятельности, реализующих одну функцию и имеющих одну цель; назовем их функциональными блоками проектирования. К ним относятся блоки целей, содержания, средств, методов, организационных форм, контроля и коррекции. Каждый из выделенных блоков представляет собой сложное интегральное образование, включающее множество компонентов, ориентированных на достижение конечного результата - определенного качества управления.
Структурно-функциональная характеристика каждого из выделенных блоков предполагает, что в любой (в том числе и учебной) деятельности выделяется ряд инвариантных единиц анализа, благодаря использованию которых можно достаточно точно и достоверно описать любой
вид деятельности. К таким единицам относятся: субъект деятельности, ее предмет, процедуры и средства, продукт (результат). Стратегия проектирования определяется этими слагаемыми и инвариантами видов деятельности педагога, которые осуществляются в виде цепочки: предмет -> процедура -> продукт.
Качество является самым верным показателем любого вида деятельности, поэтому все этапы проектирования педагогической технологии должны находиться под воздействием системы качества. Уровень показателей качества конечного результата следует проанализировать, и если результат окажется неудовлетворительным, то необходимо провести коррекцию (изменить цели, пересмотреть содержание и методы обучения), затем вновь циклически все повторить до получения заданных показателей качества. Оперативная обратная связь с целью своевременной коррекции учебного материала и направленности управляющих воздействий предполагает совершенствование всех составляющих образовательного процесса, что позволяет говорить о квалитативности сконструированной технологии управления.
Генеральной линией, проходящей через все этапы маршрутной технологии управления, является, с нашей точки зрения, управление мотивационной составляющей учебной деятельности. Суть управления мотивационным процессом состоит в предвосхищении возможных действий субъектов учебной деятельности, приводящих к достижению заданной цели. Поэтому формирование личностных качеств, позитивной мотивации и создание комплекса соответствующих условий должно стать неотъемлемым компонентом технологии управления.
Перед управлением в образовательном процессе ставятся следующие задачи: четкое определение цели любого вида учебной работы; разработка плана или программы учебной деятельности; создание мотивационного фона учебной деятельности; организация учебной деятельности обучаемых; оценка состояния образовательного процесса, его корректировка и регулирование в соответствии с программой и конкретной обстановкой учебной и обучающей деятельности.
Стратегия реализации педагогической технологии должна включать организацию и формирование учебной деятельности, построение программы прогнозируемого хода обучения, постановку конкретных учебных задач и их решение. Контроль в системе управления осуществляется с помощью обратных связей и определяется необходимостью корректировки управленческих решений.
О качестве спроектированной технологии должен говорить конеч-
ный результат. Он может быть представлен значением критерия эффективности, рейтингом обучаемых, показателями уровней сформиро-ванности у студентов компонентов учебной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Даль В. Толковый словарь живого русского языка. М., 1964. Т. 4.
2. Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978/79. Лондон; Нью-Йорк, 1978.
3. Янушевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М., 1996.
4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
5. АндреевВ.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1997.
6. Чернова Ю.К. Квалитативные технологии обучения. Тольятти, 1998.