полноты учета требований, предъявляемых к проведению самостоятельной подготовки точности выбранных критериев и их показателей, которые характеризовали эффективность проводимой работы. Вышеизложенное дает основание утверждать, что использованные в ходе эксперимента средства новых информационных технологий для самостоятельной подготовки привели к результативной активизации процесса самостоятельной работы курсантов в военном институте.
Примечания
1 Цит. по : Худолеев Ю. Ф. Активизация познавательной деятельности курсантов военных училищ. М., 1976.
2 См. : Нустов Ю. А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов. Саратов, 1982.
3 См. : Порошин А. А. Педагогическая система формирования у курсантов военно-учебных заведений готовности к активной самостоятельной работе : дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2000.
4 См. : Барабанщиков А. В., Корочкин Б. П. Научно-педагогические основы повышения эффективности самостоятельной работы // Организация и методика самостоятельной работы студентов : материалы Всерос. науч.-практ. конф. М., 1979. С. 6-8.
5 См. : Бондарькова А. М. Модель управления профессиональным саморазвитием студента // Высшее образование в России. 2010. № 8-9/10.
6 См. : Калашников В. Р. Методические рекомендации курсанту училища. Голицыно, 1991.
7 См. : Барашков П. Н., Житницкий М. И., Захаров А. М. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в вву-зе. Проблемы управления, эффективности и пути их решения. Л., 1990.
УДК 316.48:354
О ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
О. В. Щербакова
Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, Саратов E-mail: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования у будущих государственных служащих конфликтологической компетентности с применением новых педагогических технологий. Дано определение и проведен анализ понятия «педагогическая технология», на основе которого определена структура и раскрыто содержание технологии формирования конфликтологической компетентности.
Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, педагогическая технология.
About Technological Maintenance of Formation of Conflictologi-cal Competence of the Future Civil Servants
O. V. Shchcerbakova
This article contains the definition and the analysis of the concept «pedagogical technology» on which basis the structure is defined and the maintenance of technology of formation conflictological competence is disclosed. Definition is made and the concept analysis «pedagogical technology» on which basis the structure is defined is carried out and the maintenance of technology of formation conflictological competence is opened.
fey words: conflictological competence, pedagogical technology.
Современная политическая и экономическая обстановка в России детерминировала новые приоритеты государственного управления развитием общества, что объективно
требует качественной подготовки будущих государственных служащих, способных к продуктивной профессиональной деятельности, обладающих устойчивыми морально-психологическими качествами, способных оперативно решать сложные задачи в условиях динамично меняющейся социальной действительности. Стремительные изменения социальных условий профессиональной деятельности характеризуются ростом нервно-психической напряженности, повышенными требованиями к психической устойчивости и адаптации специалиста. В связи с этим все большее внимание уделяется проблемам психической стабильности управления его деятельностью и состоянием, способности специалиста к решению конфликтных ситуаций, возникающих в процессе выполнения профессиональных функций и обязанностей, формированию у будущего государственного служащего личных качеств, направленных на бесконфликтные действия.
© Щербакова О. В., 2011
Отметим, что конфликтологическая компетентность государственного служащего понимается нами как развивающееся в процессе актуальной профессиональной деятельности динамическое сочетание свойств его личности, определяющее успешность психологического воздействия на отдельного субъекта профессиональной деятельности и коллектив в целом и, как следствие, обеспечивающее эффективность деятельности. Данная компетентность представляет собой ин-тегративное свойство личности государственного служащего, владеющего комплексом теоретических знаний, практических умений и навыков, соответствующих уровню профессиональной квалификации, способствующих внутренней установке на бесконфликтные и целесообразные действия в условиях решения управленческих задач в соответствии с профессиональной функциональностью.
Одним из направлений совершенствования системы подготовки будущих государственных служащих к профессиональной деятельности становится широкое внедрение в образовательную практику современных технологий как инструмента неуклонного развития педагогической науки, позволяющих осуществить профессионально ориентированный подход в подготовке будущих специалистов управленческого профиля, способствующих формированию у будущих государственных служащих конфликтологической компетентности.
Разделяя точку зрения Г. К. Селевко, педагогическую технологию будем представлять тремя аспектами: 1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы обучения и проектирующей педагогические процессы; 2) процессуально-описательным: описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств обучения для достижения планируемых результатов; 3) процессуально-действенным: осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Следовательно, педагогическая технология функционирует «в
качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения»1.
В. М. Монахов под педагогической технологией понимает определенную «технологическую оболочку», в которой комфортно и педагогу, и обучаемому. Основные характеристики «технологической оболочки» должны быть устойчивыми и не зависеть от автора и исполнителя. Он полагает, что любая педагогическая технология выражает определенный концептуальный подход к образованию, поэтому желательно для сравнения разных технологий разработать, по возможности, универсальный методологический подход к их проектированию и экспертизе. Иными словами, наступило время, когда на смену традиционному, описательному стилю технологий должна прийти некая аксиоматика, т.е. методология проектирования педагогической технологии в виде принципов, правил и логики профессиональной деятельности специалиста2.
Анализ тенденций развития педагогической науки позволяет сформулировать принципы проектирования новых образовательных технологий. Прежде всего, к их числу следует отнести: целостность: технология должна в интерпретированном виде представлять систему целей, методов, средств и форм обучения, обеспечивая тем самым реальное функционирование и развитие конкретной педагогической системы; адаптацию образовательного процесса к личности обучающегося, заключающуюся в обязательном делении процесса на логически завершенные подпроцессы, каждый из которых имеет специфические, только ему присущие особенности, отвечающие индивидуальным особенностям конкретного субъекта учения; воспроизводимость: воспроизведение технологии с учетом особенностей конкретной образовательной среды гарантирует достижение заданных целей деятельности; нелинейность педагогических структур: приоритет факторов, оказывающих непосредственное воздействие на механизмы самоорганизации и саморегулирования соответствующих образовательных систем3.
Педагогика 99
Эффективность проектирования любой педагогической технологии определяется необходимостью учета той образовательной макро- и микросреды, в пространстве которой протекает деятельность студентов. В развитии такой среды основной движущей силой являются субъекты деятельности с их индивидуальным опытом, которые формально (или неформально) объединены в данном образовательном промежутке общими целями деятельности. Между субъектами учебной деятельности на основе общих интересов и индивидуальных особенностей устанавливается сеть разнообразных коммуникативных контактов, призванная, в конечном счете, обеспечить качественное достижение целей каждым индивидом. Таким образом, содержательное наполнение образовательной среды определяется исходя из знаний, навыков и умений каждого ее субъекта, его познавательного и общекультурного потенциала, форм, средств и методов организации деятельности. Образовательная макросреда, выступающая по отношению к микросреде образовательным полем, является тем информационным источником, который позволяет микросреде осуществлять накопление учебной информации, тем самым обеспечивая ее развитие и совершенствование.
Как наиболее существенные можно выделить следующие признаки и характеристики педагогической технологии: реализация технологической цепочки с принятыми целевыми установками и конкретными ожидаемыми результатами; возможность воспроизведения любым педагогом и достижение намеченных результатов всеми обучаемыми; включение различных диагностических (дидактических, психологических и др.) процедур, содержащих критерии измерения результатов деятельности субъектов образовательного процесса; осуществление взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемого с учетом индивидуализации и дифференциации обучения.
На основании вышесказанного дадим авторское определение технологии формирования у будущих государственных служащих конфликтологической компетентности: это механизм взаимодействия компонентов це-
лостного педагогического процесса, являющегося способом реализации содержания подготовки будущих государственных служащих в области конфликтологии, представляющего собой систему соответствующих форм, методов и средств, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленной цели.
На наш взгляд, правомерным будет выделение следующих этапов в создании технологии: 1) выбор целей деятельности; 2) диагностика готовности личности к решению конфликтных ситуаций; 3) структурирование деятельности преподавателя в соответствии со структурой деятельности студентов; 4) отбор и конструирование методов, форм и средств формирования конфликтологической компетентности; 5) анализ процесса и результатов формирования конфликтологической компетентности.
Подготовка студентов управленческого вуза к разрешению конфликтов, возникающих в процессе реализации управленческих функций в профессиональной деятельности, для которой необходимо конструировать соответствующую технологию, имеет двойственную природу. С одной стороны, в ней можно выделить чисто технологическую, в узком смысле, плоскость знаний и умений в конкретном виде профессиональной деятельности, поддающихся рациональному осмыслению и алгоритмизации. С другой стороны, профессиональная деятельность - это, во-первых, процесс социально организованного и направляемого взаимодействия людей с их индивидуальными ценностными ориен-тациями поведения, общения, деятельности, с их субъективным потенциалом, индивидуальным опытом осуществления конкретного вида деятельности, во-вторых, это процесс, который проистекает в различных (подчас неблагоприятных) условиях социальной действительности. Для педагогических технологий важно учитывать эту двойственность. Ее нельзя устранить или преодолеть, но важно найти оптимальное сочетание в использовании именно этих двух сторон. Тем более это становится актуальным при подготовке государственных служащих.
Новые педагогические технологии зарождаются не как дань моде, а как результат исследований, обусловленных потребностями теории и практики. Формирование тем преследует определенную цель и имеет собственное содержательное наполнение.
Основная цель мотивационно-мобилизу-ющего блока - формирование у студентов позитивной мотивации, интереса и осознания необходимости формирования конфликтологической компетентности. На данном этапе решаются следующие задачи: показать студентам социальную значимость профессиональной деятельности; ознакомить с кругом профессиональных обязанностей государственного служащего, спецификой профессиональной среды и ситуаций, в которых происходит профессиональная деятельность; подвести к осознанию наличия или отсутствия конфликтологической компетентности и тем самым положить начало их самовоспитанию; мобилизовать на успех. Системно-информационный блок в технологии предполагает: изучение (групповое и индивидуальное) контингента студентов; выработку критериев, определяющих конфликтологическую компетентность личности в профессиональной деятельности; определение основных направлений работы; выработку форм и методов индивидуальной работы со студентами по формированию конфликтологической компетентности. Функционально-реализующий блок основной задачей ставит применение в профессиональной подготовке студентов методического инструментария, направленного на формирование конфликтологической компетентности. Оценочно-результативный блок заключается в диагностике готовности будущих государственных служащих к предотвращению конфликтных ситуаций или грамотному их разрешению в случае возникновения с использованием соответствующего педагогического инструментария, проведение корректирующих мероприятий и прогноза направлений профессиональной подготовки.
Технология формирования конфликтологической компетентности представляет собой совокупность взаимосвязанных методов, приемов и средств для создания органи-
зованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности будущего специалиста с заданными качествами, необходимыми государственному служащему, и предполагает в своей структуре наличие трех взаимосвязанных этапов: базовой, специальной и непосредственной подготовки в области предотвращения конфликтных ситуаций или их разрешения в случае возникновения последних.
Базовая подготовка преследует воспитательные и образовательные цели и, кроме того, формирует и совершенствует психические качества и умения, необходимые для качественной организации и осуществления профессиональной деятельности. Специальная подготовка направлена на создание у студентов состояния готовности к профессиональным действиям в конкретных конфликтных ситуациях. Она предусматривает решение следующих задач: определения цели профессиональной деятельности в той или иной ситуации, уточнения необходимых сведений об условиях деятельности (обстановки, неблагоприятных факторов), оценки и анализа возможностей специалиста; программирования профессиональной деятельности с возможно полным моделированием ее условий; использования индивидуальных способов сохранения психологической готовности к началу профессиональной деятельности, приемов саморегуляции неблагоприятного эмоционального состояния.
Непосредственная подготовка осуществляется в процессе исполнения государственным служащим профессиональных функций в той или иной социальной ситуации и включает в себя следующие этапы: ориентировку в конкретных условиях выполнения профессиональных действий и предварительное практическое и мысленное апробирование их исполнения; сосредоточение, включающее мысленное представление всего профессионального комплекса действий либо главных или начальных его элементов и определение момента полной готовности к действию; оценку выполненных действий, внесение необходимых коррективов.
Педагогта 101
Следует отметить, что при правильной реализации подобного технологического конструкта в процессе подготовки будущих государственных служащих у студентов формируются адекватная конфликтологическая компетентность и внутренняя готовность к бесконфликтной деятельности в процессе выполнения своих профессиональных функций.
Примечания
1 Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие. М., 1998.
2 См. : Монахов В.М. Аксиоматический подход к построению педагогической технологии // Педагогика. 1997. № 6. С. 45-48.
3 Там же.