студентам по доступной цене. Такая же практика уже используется на стоматологическом факультете Боннского университета (Германия),
Примерный расчет времени таков: подготовка
конспекта двухчасовой лекции требует от педагога приблизительно четырех часов работы. При отсутствии у преподавателя дома компьютера необходимую оргтехнику должна предоставить кафедра. Здесь же встает вопрос обеспечения кафедр достаточным количеством компьютеров и, соответственно, появляются возражения по поводу того, что подобный учебный процесс будет слитком дорог. Но приходило ли в голову кому-либо подсчитать, во сколько обществу обходится невежество?
Однако и при новом подходе к проблеме конспектирования лекций нас будут обуревать сомнения не снизится ли познавательная активность студентов, если мы пойдем путем формального усвоения знаний. Последнее уже давно с тревогой и озабоченностью отмечают преподаватели. Необходимо «...передавать студентам науку, а не только знания,,,» Эти слова Д,И, Менделеева не теряют своей актуальности и сегодня. Очевидно в становлении личности, в обучении, в воспитании и профессиональной подготовке специалистов необходимо разумное совмещение нетрадиционных методологических подходов, новых научных направлений в педагогике высшей школы и традиционных классических.
MARING ABSTRACT OF LECTURES - AN IMPORTANT PROCESS OF SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS TRAINING
L.M. Ycmovsky (Irkutsk Medical University)
The present work touches the problem of making abstracts of lectures. New approaches to this problem solution are proposed.
Ю ГУБИНА Л.П. -
УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ, РОЛЬ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Л. П. Губина
(Кафедра бионео- и биоорганической химии ИГМУ, зав, — проф. Л,С, Колесниченко),
Резюме. В рассматриваемом материале показано, что знания могут быть усвоены только в результате самостоятельной работы студентов. Передать знания нельзя, передаётся лишь информация.
Ключевые слова. Практическое занятие, самостоятельная работа студентов, организация, нормирование.
В учебно-воспитательном процессе медицинского вуза главное место занимают практические занятия, основной задачей которых является не столько закрепление теоретических знаний, полученных студентами из лекций, учебников, пособий, сколько выработка у студентов практических навыков, уменья ориентироваться в сложных ситуациях и решать различные задачи, и пользоваться различными приборами. При построении практического занятия студентам должна быть сообщена конкретная цель занятия, её актуальность, а также чётко сформулированный план работы студентов. Не следует стремиться к тому, чтобы студенты запоминали как можно большее количество изучаемого материала. Важно, чтобы они использовали полученные знания для расширения тех или иных задач, овладели методами практических работ. Успешное проведение практического занятия в значительной степени зависит от создания для каждого студента рабочего места, методического пособия, набор необходимых реактивов, посуды, таблиц и т.д. Наличие хорошо оборудованного рабочего места позволяет соблюсти основной принцип обучения- индивидуальную работу студентов в его собственном ритме Для достижения поставленной цели нужно определить исходный уровень знания студентов, которое
тесно связано с данной темой. Поэтому на нашей кафедре каждое практическое занятие начинается с написания программированного контроля. Если тема занятия оказалась для студентов трудной, непонятной преподаватель объясняет сложные вопросы, непонятные положения.
Знания могут быть усвоены только в результате самостоятельной активной деятельности студентов. Передать знания нельзя, передается лишь информация.
Для того, чтобы цель обучения была достигнута, необходимо каждую тему занятия завершать решением задач. Постановка в учебном процессе задач прежде всего нужна для формирования умений и навыков использования теоретических знаний в практических целях.
Для обучения решению задач студентам необходимо дать ориентиры, опираясь на которые они смогли бы находить правильный результат. Для этого следует применять схемы, таблицы, обучающие программы и т. п.
Для того чтобы обеспечить усвоение учебного материала каждым студентом в группе, должно занятие быть построено так, чтобы преподаватель мог осуществлять контроль не только исходного, но и конечного уровня усвоения знаний, умений и навыков.
Исходя из этого, на нашей кафедре, каждый сту- лательно регламентировать. Это позволит студентам
дент, в конце занятия, отчитывается за проделанную находится в рабочем ритме, не отвлекаясь на посто-
практическую работу, и по возможности, теоретичес- ронние разговоры. Время, необходимое студенту для
ки обосновывает свои результаты, выполнения задания, должно устанавливаться на ос-
Для более эффективной работы этапы занятия же- новании экспериментальных исследований,
THE MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF MEDICAL STUDENTS AND THE ROLE OF THE PRACTICAL STUDIES IN THIS PROCESS
L.P. Gubina
(The Department of Bionoborganic and Bioorganic Chemisty of ISMU)
In this article is shown that the knowledge ofthe students can be acquired only in the result ofthe independent work. We can transmit information but not knowledge,.
© ЗЕЛЕНИН Н.Р., ГРИГОРЬЕВ Е.Г., ПАК В.Е., АПАРЦИН К.А., САДОХИНА Л.А, -
СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК ГОСПИТАЛЬНОЙ ХИРУРГИИ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ, ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
П.Р. Зеленин, Е.Г. Григорьев, В.Е. Пак, К.Л. Апарцин, Л.А. Садохина (Кафедра госпитальной хирургии, зав, —член-корр. РАМН Е.Г, Григорьев)
Резюме. Студенческий научный кружок, формы работы, история, ИГМУ,
Ключевые слова. Студенческий научный кружок, госпитальная хирургия.
Деятельность студенческого научного кружка (СНК) — неотъемлемая часть работы кафедры госпитальной хирургии. Не вызывает сомнений, что эта форма работы со студентами существо пала со времени основания кафедры и заведования ею профессорами Николаем Александровичем Синакевичем (1921— 1929) и Василием Герасимовичем Шипачевым (1931 — 1952), однако хронология СНК ведется с 1953 г„ когда руководством кружком занимался доцент Борис Иванович Чуланов, В 1972 г„ после того, как кафедру возглавил Всеволод Иванович Астафьев, руководителем СНК была назначена ассистент Елизавета Ивановна Калиновская, которую в 1973 г, сменил ассистент Николай Романович Зеленин, работающий на кафедре по настоящее время,
В это время доминирующим было практическое направление деятельности кружка: студенты участвовали в качестве ассистентов в плановых и экстренных операциях, самостоятельно выполняли некоторые вмешательства под контролем руководителя. Проводились и тематические занятия, посвященные, преимущественно, вопросам неотложной хирургии,
В 1974—1976 гг, кружком руководил ассистент Юрий Николаевич Соколов, а с 1976 г, на эту должность был назначен ассистент Евгений Георгиевич Григорьев, Тот период был ознаменован расцветом работы СНК — не только практической, но и научной. Под руководством ассистента Григорьева кружковцы выполнили серию научно-исследовательских работ, удостоенных первых и призовых мест на Всесоюзных студенческих конференциях в Тбилиси (1980), Минске (1981), Казани (1984), Москве (1989),
Другим знаменательным обстоятельством стало постоянное участие студентов в ночных дежурствах по неотложной хирургии — «волонтерская» работа. Ночные дежурства тех времен были не только хорошей школой диагностики и мануальных навыков, но дава-
ли возможность обсудить наиболее актуальные нозологические формы в коллективных беседах, СНК госпитальной хирургии стал постоянным и основным поставщиком субординаторов на хирургический поток, его популярность достигла в те времена максимума,
В 1993 г, заведующий кафедрой госпитальной хирургии профессор Е.Г, Григорьев передал руководство кружком аспиранту Константину Анатольевичу Апар-цину под контролем ассистента Владислава Евгеньевича Пака. Под их руководством был принят устав СНК, созданный на основе устава Ассоциации хирургов России имени Н.И. Пирогова, введены звания действительного члена, юниора и слушателя кружка с определением прав и обязанностей каждого. Для повышения авторитета СНК госпитальной хирургии была разработана процедура приема в действительные члены и юниоры, а также созданы поощрительные премии Института хирургии ВСНЦ СО РАМН, Ассоциации хирургов Иркутской области, именная — профессора Григорьева. В качестве обязательного компонента работы кружка были введены ночные тематические заседания, экзамены по практическим навыкам и компьютерное тестирование знаний. На протяжении этого периода деятельности была проведена конференция молодых ученых Сибири и Дальнего Востока, кружковцы получали призовые места, выступая с докладами на конференциях молодых ученых в Москве и Белоруссии. СНК госпитальной хирургии представлял лечебный факультет на праздновании 75-летия ИГМИ, К сожалению, конец этого периода совпадает с наступлением эпохи перемен. Была упразднена субординатура по хирургии, в студенческой среде произошла смена приоритетов.
Тем не менее, год от года кружку удавалось сохранять численность и традиции, хранителем которых и руководителем СНК в 2001 г, была назначена ассистент Людмила Александровна Садохина, которая ра-