Научная статья на тему 'Повышение мотивации к изучению специальности через исследовательскую работу студентов в СНК на кафедре дерматовенерологии'

Повышение мотивации к изучению специальности через исследовательскую работу студентов в СНК на кафедре дерматовенерологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудых Наталья Михайловна, Кузнецова Нина Петровна

Обобщен опыт работы кафедры по привлечению студентов к научно-исследовательской работе в СНК с целью повышения мотивации к изучению специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рудых Наталья Михайловна, Кузнецова Нина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INCREASING MOTIVATION

Is summarized the experience of chair's work with the students, attracted to the scientific investigations in the students' scientific group for increasing motivation in gaining the medical speciality.

Текст научной работы на тему «Повышение мотивации к изучению специальности через исследовательскую работу студентов в СНК на кафедре дерматовенерологии»

ботаст в этой должности по настоящее время. Современный кружок госпитальной хирургии (по данным последнего пленарного заседания в мае 2004 г.) насчитывает 53 человека, в том числе 12 действительных членов и 7 юниоров, научные работы СНК традиционно занимают первые места на хирургической секции СНО имени И.И. Мечникова и входят в число лучших на пленарных заседаниях. Кружок, как и в былые времена, является поставщиком сотрудников для госпитальной хирургической клиники ИГМУ. На тематические заседания кружка приглашаются экспертами сотрудники Иркутской государственной областной клинической больницы и других больниц города. В 2002-2003 гг. проведены совместные заседания СНК госпитальной хирургии с кружками акушерства и гинекологии, общей хирургии, онкологии, что способствует сотрудничеству между кружковцами, а также улучшает качество работы.

Полувековые итоги работы СНК позволяют отнести его деятельность к важнейшим направлениям на кафедре госпитальной хирургии. Приведенные сведения дают основания считать результаты этой деятельности успешными.

Перспективы работы кружка представляются тесно связанными с условиями, в которых оказывается высшая школа. Несомненно, СНК при кафедре один из наиболее эффективных способов подготовки кадров, поскольку такая подготовка может продолжаться на протяжении всего времени обучения в вузе, ее программа не регламентирована, а значит, полностью ориентирована на достижение полезного результата с учетом пожеланий студентов и современных требований. С другой стороны, кружок предполагает стремление студентов к освоению будущей специальности, навыки научной деятельности, общение с учителями и между собой. К сожалению, в настоящее время, когда специальная подготовка в части хирургии оказывается во все более сложных условиях, СНК, фактически, вынужден заменять собой субординатуру, что не соответствует задачам этой формы работы на кафедре. Авторы настоящей статьи убеждены, что деятельность СНК госпитальной хирургии в перспективе должна оставаться компонентом комплексной додипломной подготовки на добровольных началах, способствующей формированию хирурга, но не заменяющей эффективные способы обучения, каким была субординатура.

HOSPITAL SURGERY STUDENTS SCIENTIFIC STUDY GROUP: COMING-TO-BE, TOTALS AND PROSPECTS OF ACTIVITIES

N.R. Zelenin, E.G. Grigorjev, V.E. Park, K.A. Aparcin, L.A. Sadokhina (Hospital Surgery of Irkutsk State Medical University)

There was analyzed the history of coming-to-be and the results of 50-years activity of student's scientific study group of hospital surgery. The results ofwork arc recognized as successful. The significance ofthe work of the study group in the forming surgion on the stage of training in Higher Educational Establishment is shown. In perspective the discussed form ofwork with the students should supplement training hospital surgions, but not to replace it._

® РУДЫХ Н.М., КУЗНЕЦОВА Н.П. -

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ СТУДЕНТОВ В СНК НА КАФЕДРЕ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ

II.М. Рудых, П.П. Кузнецова (Кафедра дерматовенерологии ИГМУ, зав. проф. Н.П. Кузнецова)

Резюме. Обобщен опыт работы кафедры по привлечению студентов к научно-исследовательской работе в СНК с целью повышения мотивации к изучению специальности.

Ключевые слова. Преподавание, научно-исследовательская работа, студенческий научный кружок.

Студенческий научный кружок является той формой учебного процесса, которая открывает для студента широкие возможности для более глубокого изучения предмета. Работа студентов в научном кружке на кафедре дерматовенерологии осуществляется в различных формах: это изучение литературы (путем составления реферативных докладов) по вопросам патогенеза, особенностей течения и терапии дерматозов, анализ клинического материала, описание и представление на заседаниях СНК редких клинических случаев.

Для студентов, посещающих кружок, приоритетным на протяжении многих лет было участие в разработке научных исследований, проводимых сотрудниками кафедры.

В течение последних 10 лет основными научными направлениями, изучаемыми на кафедре дерматовенерологии, были вопросы патогенеза, особенностей клиники и терапий хронических дерматозов (псориаза, аллергодерматозов, поздней кожной порфирии, угревой болезни и др.). Разносторонние научные исследования были посвящены инфекциям, передаваемым половым путем. Для рассмотрения этой проблемы проводились объединенные заседания с кружком кафедры акушерства и гинекологии.

Высокий уровень заболеваемости сифилисом дал повод для изучения социальных аспектов текущей эпидемической вспышки этого заболевания. Так самостоятельная работа студентов была проведена на

базе областного перинатального центра и областного кожно-венерологического диспансера, где студентами изучались социально-эпидемиологические, клинические и диагностические аспекты врожденного сифилиса и сифилиса беременных.

Реальностью последних лет является регистрация заболеваемости нейросифилисом (в том числе спинной сухотки). В связи с этим, на базе областного кожно-венерологического стационара студентами изучалась структура, клиническое течение, современная диагностика и эффективность методов лечения нейросифилиса.

Кроме изучения основных направлений в дерматологии и венерологии на заседаниях кружка рассматривались и междисциплинарные проблемы. Так, несколько заседаний были посвящены вопросам общей иммунологии и аллергологии и изучению на этой основе патогенетических механизмов иммунозависи-мых заболеваний кожи.

В настоящее время актуальны вопросы дерматокосметологии, в связи с этим на заседаниях кружка заслушивались и обсуждались доклады о болезнях волос и сальных желез. Студентами проводились маркетин-

говые исследования с анкетированием больных о спросе на разные виды косметических услуг в Областной косметологической лечебнице.

Ежегодно проходит 10 14 заседаний кружка, на каждом из которых заслушивается 1-2 доклада, при этом часть докладов по результатам собственных исследований.

Число кружковцев в разные годы колебалось от 11 в 1996 году до 20 в 2001 2002 годах. Регулярно посе-

щают заседания 10 12 человек. В кружке занимаются студенты 3, 4 и 5 курсов, преимущественно лечебного и педиатрического факультетов. Значительная часть студентов работают в кружке 2-3 года. Из кружковцев последних 8 лет (1996-2003 г.г.) получили 18 врачей специальность дерматовенеролога .

Интерес студентов к дерматовенерологии обусловлен выбором разных направлений в рамках специальности. После окончания ВУЗа и последипломной подготовки врач дерматовенеролог может избрать для себя любой профиль деятельности: дерматологию, микологию, косметологию, венерологию, урологию.

Работа в СНК раскрывает для студента эти возможности.

THE INCREASING MOTIVATION TO THE SPECIALITY TRAINING THROUGH THE STUDENTS SCIENTIFIC SOCIETY

N.M. Rudin, N.P. Kuznetsova (The Department of the Dermatovcnerology of ISMU)

Is summarized the experience ofchair's work with the students, attracted to the scientific investigations in the students' scientific group for increasing motivation in gaining the medical speciality.

® ЧИЧКЛЛЮК В.Л., БЕЛОГО РОВ С.Б., АТАМАНЮК А.Б. -

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ КУРСА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ В ИРКУТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В.А. Чичкалюк, С.Б. Белогоров, А.Б. Атаманюк (Курс психологии и педагогики ИГМУ, зав. доц. В.А. Чичкалюк)

Резюме. История развития психологии в России, создание курса психологии и педагогики в ИГМУ. Ключевые слова. Курс психологии и педагогики, преподавание, ИГМУ.

Реформирование учебно-образовательного процесса, изменение содержательного компонента работы врачей и провизоров в современных условиях востребовали больший объем психологических знаний и умений будущих специалистов. В конце 90-х годов прошлого столетия в нашем университете был создан курс психологии и педагогики. Честь создания и развития этого подразделения была оказана Ученым советом и администрацией университета опытным преподавателям кафедры военной и экстремальной медицины. На первый взгляд необычное решение, но за этим стоит большой исторический опыт развития психологии в России. У истоков российской психологии стояли два величайших ученых современности Владимир Михайлович Бехтерев и Иван Петрович Павлов. Наиболее активный период их деятельности, в том числе и по созданию отечественной психологической школы, связан с Военно-медицинской акаде-

мией. Именно в ней началась подготовка первых психофизиологов в нашей стране. В настоящее время это учебной заведение также является единственным, где готовят врачей-психофизиологов. Именно поэтому и было предложено питомцам Военно-медицинской академии разных лет начать работу по созданию курса. Кроме того" на кафедре военной и экстремальной медицины, к этому времени был создан достаточный научный и методический потенциал. Большой вклад в организацию курса внесли полковники медицинской службы, выпускники Военно-медицинской академии В.А. Чичкалюк (возглавляющий курс до настоящего времени) и B.C. Шагов. Успешно завершив подготовку по вопросам психологии и педагогики в работе врача и провизора в Военно-медицинской академии, приступили к работе на курсе полковники медицинской службы С.Б. Белогоров и А.Б. Атаманюк. Неоценимый вклад в развитие курса внес доцент В.Г. Коры-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.