Научная статья на тему 'Управление трудовым потенциалом как фактор развития научно-инновационной экономики'

Управление трудовым потенциалом как фактор развития научно-инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / НАУКА И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатова Т. В., Васильев П. П.

В статье дан краткий обзор теоретических и практических вопросов развития и использования человеческого и трудового потенциалов в инновационной сфере РФ. Формирование современного трудового потенциала рассматривается как важный процесс, без которого невозможен переход отечественной экономики на инновационный путь развития. Рассмотрены правительственные постановления, целевые программы и меры, способствующие формированию более качественного трудового потенциала. Освещены методологические вопросы инновационного развития экономики страны. Проводится анализ стратегии инновационного развития России, а также механизм ее реализации. Предложены авторские рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление трудовым потенциалом как фактор развития научно-инновационной экономики»

yOPABAEHHE TPydOB{M OOTEHUHAAOM КАК ФAКTOP РАЗВИТИЯ HAУЧHO-ИHHOBAЦИOHHOЙ ЭКOHOMИКИ

Т.В. ИГНАТОВА

Северо-Кавказская академия государственной службы, доктор экономических наук, профессор, e-mail:[email protected] П.П. ВАСИЛЬЕВ

Северо-Кавказская академия государственной службы, кандидат экономических наук, доцент, e-mail: [email protected]

В статье дан краткий обзор теоретических и практических вопросов развития и использования человеческого и трудового потенциалов в инновационной сфере РФ. Формирование современного трудового потенциала рассматривается как важный процесс, без которого невозможен переход отечественной экономики на инновационный путь развития. Рассмотрены правительственные постановления, целевые программы и меры, способствующие формированию более качественного трудового потенциала. Освещены методологические вопросы инновационного развития экономики страны. Проводится анализ стратегии инновационного развития России, а также механизм ее реализации. Предложены авторские рекомендации.

Ключевые слова: человеческий потенциал; трудовой потенциал; инновации; инновационная экономика; наука и высшее образование.

Коды классификатора JEL: J24, !28, O38.

В современном мире наблюдается резкая активизация инновационных процессов, что связано с формированием нового типа экономического развития, который характеризуется принципиальным изменением производственно-технологической базы и характера выпускаемых товаров. Сегодня инновации превратились в главный вектор экономического развития вследствие глобализации и ужесточившейся на мировых рынках конкуренции. Перед Россией стоят большие задачи в деле реализации цели построения экономики, основанной на знаниях, опирающейся прежде всего на образовательный и научный уровень человеческого потенциала и его важной составной части — трудового потенциала.

Человеческий потенциал является важной составляющей национального богатства общества и представляет собой все население страны как потенциальную производительную силу. В то же время одной из ключевых подсистем человеческого потенциала выступает трудовой потенциал. Статистическое отличие трудового потенциала от человеческого состоит в том, что носителями первого является только трудоспособная часть экономически активного населения как производительная сила общества [1, с. 65].

По-видимому, для кардинального решения проблем российского общества требуется обновление основных качеств трудового потенциала страны, чтобы он полностью соответствовал современным вызовам. Это требует адекватных системно-концептуальных подходов к современной модели экономики, причем в органическом единстве развития знаний, человека и экономики [7, с. 4].

Очевидно, что трудовой потенциал образуется путем единства ряда характеристик: ресурсной, интеллектуальной и психофизической, которые выражают его временную и пространственную определенность. Так, показатель численности трудоспособного населения определяет максимальную величину трудового потенциала общества. В то же время, он выступает показателем численности экономически активной части населения страны. На его основе определяются в количественном отношении имеющиеся в распоряжении того или иного региона природные, финансовые и материальные ресурсы, а также сферы общественно-полезной деятельности, которые обеспечивают воспроизводство условий жизни населения и образуют экономический потенциал.

Трудовой потенциал, как важная составная часть человеческого потенциала, характеризуется в качественном отношении как оценка степени соответствия трудоспособного населения освоению природных ресурсов, приведению в действие материальных элементов производительных сил, а также обслуживания производственной и рыночной инфраструктуры и отраслей социальной сферы. Вследствие этого вопрос о состоянии и перспективах развития человеческого потенциала в России имеет, пожалуй, ключевое значение для определения исторических судеб страны [5].

В связи с этим качество человеческого потенциала определяется нами, прежде всего, по образовательному, профессиональному уровню. Кроме того, в число слагаемых трудового потенциала необходимо включить социально-личностные качества населения, к которым можно отнести: профессионализм, ответственность, трудолюбие, инициативность, рационализм, совре-

© Игнатова Т.В., Васильев П.П., 2009

TERRA ECONOMICUS ^кономичєский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

менное инновационное мышление и т.д. Становится все более очевидным, что повышение всех качеств трудового потенциала является основой устойчивого экономического развития общества, которое, зависит в первую очередь от уровня образования в стране. В мире систематически увеличивается удельный вес расходов на высшее образование. При этом большую долю расходов на образование составляют государственные расходы.

Преодолевая негативные проявления и последствия мирового экономического кризиса, развернувшегося с 2008 г., государство последовательно проводит курс на структурную перестройку экономики, на расширение инвестиций в человеческий капитал, на подъем образования, науки и здравоохранения, на построение национальной инновационной системы [6, с. 5].

В официальных документах и научных публикациях все чаще проводится мысль о необходимости изменения российской модели экономического развития с целью усиления факторов инновационного роста и обеспечения нового качества развития экономики. При этом главнейшим приоритетом государства выступает развитие человеческого потенциала, опирающееся на качественный подъем системы образования, всемерную поддержку науки, новаторство и изобретательство [7, с. 4].

Следует отметить, что в теории инновационной экономики отмечается несколько крупных нововведений. Они связаны как с созданием новых технологий и оборудования, так с модернизацией ранее используемых. Не менее важным является также создание новых моделей организации и структуры управления человеческим потенциалом. С целью подъема экономики России сегодня требуются кадры специалистов по направлениям, определяющим создание инновационно-технической базы развития экономики. В первую очередь, необходима подготовка и переподготовка кадров по перспективным специальностям и по приоритетным направлениям. В их числе атомная и водородная энергетика, лазерные технологии, многопроцессорные ЭВМ, нанотехнологии, нетрадиционные технологии переработки твердого топлива и урана, полимеры, технологии глубокой переработки горнорудного и техногенного сырья, утилизация и захоронение радиоактивных отходов и т.д.

Необходимо отметить все возрастающую роль человеческого труда, который становится все более научно организованным и квалифицированным. Вследствие этого, нам представляется, для экономики современного этапа постиндустриального инновационного общества более подходит термин «научно-инновационная экономика», основу которой составляет человеческий труд с элементами научности и творчества.

Не менее важным является также обеспечение конкурентоспособности на региональных рынках. В последние годы в Южном федеральном округе наблюдается неравномерное экономическое развитие и высокий уровень социального расслоения населения. Отмечаются также факторы, снижающие уровень экономической безопасности этих регионов. Например, почти во всех регионах ЮФО наблюдается физическое и моральное устаревание производственных фондов. Так, износ основных фондов в стратегических отраслях региональной экономики, таких как машиностроение, автомобилестроение, судостроение, энегомашиностроение и др., превышает более 60%. В связи со сложившейся ситуацией представляется необходимым осуществление дальнейшего развития агрегатных заводов, особенно в тех регионах ЮФО, где они являются градообразующими предприятиями. В настоящее же время деятельность этих предприятий сведена к минимуму или перепрофилирована, а деятельность руководства направлена на извлечение сиюминутных выгод, что привело к значительному сокращению предприятий социального назначения, оттоку высококвалифицированного трудового потенциала и росту безработицы.

Так, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), общая численность безработных в России, рассчитываемая по методологии МОТ, увеличилась в январе 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. на 5,2% и достигла 6,1 млн чел. Это составило 8,1% всего экономически активного населения страны. В январе 2009 г. число официально зарегистрированных безработных возросло на 12,2% по сравнению с декабрем 2008 г. и составило 1,708 млн чел. По сравнению с концом января 2008 г. численность официально зарегистрированных безработных возросла на 10,1%, а общая численность безработных в РФ увеличилась на 23,1% [11].

Повышение уровня занятости в регионах ЮФО может быть обеспечено только при помощи регулирования этого процесса государством. Важно также, чтобы спрос на экономически целесообразные рабочие места удовлетворялся в соответствии с профессионально-квалификационной структурой предложения рабочей силы. Для этого необходимо постоянно совершенствовать технику и технологию производства, выводить из производственного процесса уже устаревшее, не отвечающее требованиям современности оборудование. Как свидетельствует практика, несоблюдение этих принципов может привести к техногенным катастрофам. Ярким примером этого может служить авария, произошедшая на Саяно-Шушенской ГЭС в августе 2009 г., приведшая не только к большим экономическим потерям, но и к человеческим жертвам.

Таким образом, без инновационной перестройки экономики трудно реализовать интересы общества по достижению высокого уровня занятости, оплаты труда, социального прогресса в целом. Для этого следует полнее использовать уже имеющиеся производственные и трудовые возможности, а также шире использовать инновационные пути решения возникающих проблем. Например, можно предложить следующие пути решения проблем обеспечения максимальной занятости в регионах РФ, в частности на Юге России:

❖ усилить федеральную поддержку деятельности регионов по созданию новых рабочих мест;

❖ установить более тесное сотрудничество между администрациями трудоизбыточных и трудонедостаточных регионов с целью эффективного использования имеющегося трудового потенциала;

❖ проводить систематическую подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

❖ стимулировать создание системы подготовки высококвалифицированных рабочих и техников при крупных промышленных предприятиях;

❖ более активно осуществлять государственную поддержку привлечения иностранного капитала в регионы с высокой безработицей;

❖ привлекать мигрантов на основе контрактов в трудонедостаточные регионы;

❖ усилить административную поддержку малого и среднего бизнеса в регионах;

❖ администрациям всех уровней систематически осуществлять меры по предупреждению массовой безработицы и всемерно способствовать сокращению ее длительности, в том числе за счет расширения диапазона общественных работ и т.д.

Следует отметить, что в условиях экономического кризиса повысилась роль экономических методов хозяйствования. Теперь все более распространяется подход, согласно которому инвестиции следует вкладывать туда, где они дадут в более короткие сроки более высокую отдачу. Представляется заслуживающим внимания мнение Д.Н. Козака, предложившего разделить регионы России на сверхдотационные (финансируемые из федерального бюджета более чем на 80%), самодостаточные и малодотационные. Кроме того, было предложено ввести рейтинговую оценку регионов, используя особую систему показателей. Только в соответствии с результатами такой оценки следует делать вывод о необходимости стимулирования отстающих регионов и об эффективности работы местных органов власти.

Не менее важным является также использование системного подхода к проблеме безопасности регионов. Так, необходима дальнейшая разработка и совершенствование региональной промышленной и территориальной политики развития. Она должна отражать кадровые, ресурсные, отраслевые, геоэкономические и другие особенности каждого региона РФ, и в частности ЮФО. Очевидно, что основой системы экономической безопасности регионов является промышленная политика, включающая в себя эффективное использование кадрового, ресурсного, инвестиционного, экспортного, инновационного потенциалов. В наиболее уязвимом положении оказываются регионы ЮФО, имеющие низкий потенциал экспорта энергоносителей, отсталую инфраструктуру и отсутствие инновационных технологий, что существенно сказывается на системе их экономической безопасности.

Как показывают научные исследования и опыт развитых стран, формирование инновационной экономики зависит от многих факторов, в частности от установления экономического и институционального режима, который бы обеспечивал эффективное использование уже существующих и появление новых знаний, способствующих созданию инновационного климата в регионах. В то же время рыночный механизм той модели, которая сегодня внедрена в экономку России, не способствует повышению производительности живого труда на предприятиях, экономии затрат прошлого труда, снижению себестоимости, улучшению качества продукции, разработке и внедрению нововведений [10, с. 31].

В настоящее время еще не решена задача создания локальных инновационных систем в регионах РФ. Их доля в инновационной продукции в среднем не превышает 3-4%. Ситуацию усугубляет наблюдающейся дефицит высококвалифицированного трудового потенциала. Это объясняется устареванием учебно-лабораторной базы российских технических вузов и распадом некоторых отраслей науки. Вследствие чего значительно снизилось количество исследователей на 1 млн населения. Так, этот показатель значительно ниже среднемирового и уступает почти в пять раз США.

Необходимо отметить, что распространение высоких технологий во всех отраслях российской экономики предъявляет все больше требований к квалификации трудового потенциала. В то же время, радикальность технологических сдвигов не дает возможности достоверно спрогнозировать навыки и умения, необходимые в будущем работникам. Поэтому возрастает их потребность в получении образования в течение всего трудового цикла. Вследствие этого растет роль непрерывного образования без отрыва от производства. Очень важно и дальше развивать систему повышения квалификации и переквалификации трудового потенциала. Очевидно, что на государственные органы управления высшим образованием и на вузы страны должна быть возложена практическая реализация концепции опережающего образования, а также координации всех усилий по решению этой задачи с учетом регионального подхода. Это должно способствовать сохранению и развитию научно-технической базы страны, а также явиться важным фактором повышения качества трудового потенциала и эффективности его использования. Это особенно важно сегодня, в условиях экономического кризиса. За годы реформ в российской экономике произошло значительное разрушение научно-технического потенциала, приведшее к тому, что в некоторых отраслях экономики в течение длительного периода в производство не

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

внедрялись новые технологии и оборудование, не совершенствовались трудовые отношения. Большинством новых собственников не были востребованы имеющиеся научные разработки и высококвалифицированные кадры. В сложившихся обстоятельствах созрела необходимость изменения отношения к данным проблемам. Поэтому государство должно возглавить контроль за очередностью внедрения НИОКР по отраслям и регионам.

Вследствие того что наука выполняет систематизирующую роль в обществе и формирует высококвалифицированный трудовой потенциал и человеческий капитал, проанализируем динамику численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками в РФ в 1995-2007 гг. (табл. 1).

Из приведенных статистических данных следует, что численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в РФ с 1995 по 2007 гг. систематически снижалась. Так, произошло значительное сокращение исследователей (на 125841 чел.), техников (на 94915 чел.), вспомогательного персонала (на 66873 чел.), а также прочего персонала (на 30393 чел.). В целом за рассматриваемый период произошло значительное сокращение персонала, занятого научными исследованиями и разработками. Более того, в начале XXI в. среди одаренных молодых ученых характерной тенденцией явилось стремление уехать за рубеж, где выше заработная плата и лучше условия для научной работы. Стало очевидным явлением, что наиболее активная молодежная эмиграция происходит из известных отечественных институтов, где готовятся самые конкурентоспособные молодые кадры. Выявились основные направления исследований специалистов, наиболее востребованных на Западе. К ним относятся: микробиологические, медицинские исследования, компьютерные технологии, химия, физика и др. Поэтому молодые российские ученые, работающие в этих направлениях, все чаще стали устраиваться в научные центры крупных зарубежных компаний [4, с. 180].

Таблица 1

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками в РФ [8, с. 796; 800] (человек)

1995 2000 2005 2006 2007

Численность персонала — всего В том числе: исследователи техники вспомогательный персонал прочий персонал 1061044 518690 101371 274925 166058 887729 425954 75184 240506 146085 813207 391121 65982 215555 140549 807066 388939 66031 213579 138517 801135 392849 64569 208052 135665

Продолжающееся в России устаревание материально-технической базы тормозит развитие фундаментальных и прикладных исследований. Приезд специалистов высшего уровня во всех областях техники и науки обычно поощряется и приветствуется странами-реципиентами, так как они получают приращение человеческого капитала бесплатно. В то же время это наносит странам-донорам огромный ущерб. По подсчетам Минобрнауки, потери от отъезда одного специалиста в среднем оцениваются в 300 тыс. долл. По оценкам американских экспертов, они составляют от 400 тыс. до 800 тыс. долл. [3, с. 120].

Исследования, проведенные в последнее десятилетие, показывают, что «утечка умов» молодых ученых из России ослабла и трансформировалась в так называемую «маятниковую» миграцию. Теперь ученые работают за рубежом в среднем от трех до шести месяцев в году. При этом нужно отметить, что выезжающие ученые занимаются экспериментальной работой и преподавательской деятельностью в высших учебных заведениях других стран.

Можно согласиться с мнением ученых, считающих, что страны — поставщики квалифицированных рабочих ресурсов, при условии проведения преобразований в государственном управлении, стимулирующем возврат специалистов, могут конвертировать «утечку умов» в «циркуляцию умов» и привлечь за счет этого в нашу страну передовые знания бизнеса, торговли, науки и технологии и т. д. Это в совокупности будет способствовать развитию экономики и обеспечит высокие темпы ее роста. «Циркуляция и рециркуляция профессионалов» играет не менее важную роль, чем возвращение их на постоянной основе в страну. В этом случае «утечка умов» превращается в «обогащение умов» и становится мощным фактором развития [2, с. 231].

Следует отметить, что наблюдается возвращение некоторых ученых, уехавших на работу за рубеж. Однако их доля все еще не велика и составляет в среднем 10% от числа уехавших. В то же время продолжается отток молодых ученых из отечественной науки, что приводит к ее кадровому дисбалансу. Также распространенным явлением стало положение, когда ученый участвует сразу в нескольких краткосрочных программах и проектах, иногда существенно различающихся по тематике. Это ведет к нарушению сбалансированности работы по стадиям инновационного цикла и утрате научной продуктивности. В связи с этим Правительством был принят ряд решений по материальной и дополнительной поддержке и доплатах ведущим отечественным

научным школам и ученым, что должно способствовать привлечению молодежи в науку. Так, в системе РАН осуществляется поддержка молодых ученых в виде специальных конкурсов. В ряде ведущих вузов страны выделяются гранты для проведения НИОКР. Во многих регионах России, в том числе в ЮФО, практикуются конкурсные стипендии студентам, занимающимся научными исследованиями. Тем не менее становится все более очевидным, что «актуальной остается проблема воспроизводства кадрового потенциала науки и высшей школы, сохранение преемственности поколений, совершенствование системы подготовки и аттестации специалистов высшей квалификации. В качестве одного из инструментов решения проблемы разработан проект федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» [9, с. 17]. Она имеет большое значение, поскольку законодательное обеспечение процессов интеграции образования и науки остается сегодня важной проблемой. Основной целью ее реализации является обеспечение структурных преобразований в государственном секторе науки и высшего образования. Генеральным ее направлением является проведение структурных преобразований государственного сектора науки и высшего образования и обеспечение их современными высококвалифицированными кадрами — человеческим капиталом. С этой целью планируется осуществить ряд мер по привлечению молодежи в сферу науки и высоких технологий. Например, подготовлен проект комплексной программы научно-технического развития и технологической модернизации экономики РФ до 2015 г.

Для создания инновационной экономики важно разработать новую концепцию инновационного развития российской вузовской системы. Для этого необходимо:

♦ повысить качество обучения, путем систематического обновления и совершенствования структуры получаемых знаний, с целью достижения высокого уровня квалификации выпускников вузов;

♦ развивать современные технологии обучения, для чего осуществлять перевод образовательной системы на современных стандарты и инновационные программы;

♦ осуществить интеграцию образовательной среды, науки и производства, особенно в рамках новых университетских комплексов;

♦ развивать и распространять различные системы и формы непрерывного и дополнительного образования;

♦ высшей школе развивать собственный исследовательский инновационный потенциал;

♦ предоставлять вузам свободу в коммерческой и инновационной деятельности [6, с. 386].

Все это должно способствовать созданию армии высококвалифицированных, высокоинтеллектуальных работников — трудового потенциала страны. Его формирование сегодня обусловливается инновационным типом развития экономики, особенностью которого является прежде всего неразрывная, связь образования с производственной деятельностью. Сформулированная во второй половине прошлого века концепция непрерывного обучения претерпевает определенное усложнение в условиях инновационного развития. Теперь она относится не только к отдельным работникам, но и к целым коллективам, фирмам и т.д.

Вследствие этого необходимо не только провозглашать социальную направленность проводимых реформ и создание инновационной экономики, важно при принятии бюджета страны, значительно увеличивать ассигнования на науку, образование и переподготовку кадров, а также охрану здоровья населения. Все это будет способствовать развитию инновационной экономики страны и формированию высококвалифицированного трудового потенциала в регионах России.

ЛИТЕРАТУРА

1. АрхиповА.И. и др. Экономика труда. М.: Экономика 2009.

2. Глущенко Г.И. Влияние международной трудовой миграции на развитие мирового и национального хозяйства. / М.: Статистика России, 2006.

3. Грани глобализации. М., 2003.

4. Дежина И. Эволюция государственной кадровой политики в сфере науки // Общество и экономика. 2006. № 9.

5. Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ. М.: Academia, 1996.

6. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б.З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2010.

7. Кучуков Р. Роль государства в формировании инновационной экономики // Экономист. 2009. № 6.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008 : Стат. сб. / Росстат. М., 2008.

9. Фурсенко А. Об основных направлениях работы Министерства по модернизации научной отрасли и развитию новых технологий // Вестник высшей школы. Alma mater. 2007. № 6.

10. Черковец В. Инновационное воспроизводство как антикризисный ресурс // Экономист. 2009. № 6.

11. www.gks.ru.

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.