_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
формирования этого процесса регулируются различными способами контроля: входным или стартовым тестированием, рубежным контролем, экспресс-контролем и итоговым контролем. Стартовое тестирование даёт возможность определить исходное состояние ребёнка, экспресс-контроль и рубежный контроль применяются для определения переходных состояний и определения корректирующих воздействий, итоговый контроль даёт возможность определить конечный результат. Все данные контролей заносятся в итоговую таблицу [4].
Практическая реализация разработанной нами структурно-функциональной схемы в игровой деятельности показала эффективность в формировании планируемых творческих качеств ребенка.
Таким образом, игра - это не только результат сложения деятельностей педагога и детей, а сложный комплекс из взаимосвязанных усилий, объединённых общими целями, временем и пространством. Педагогически профессиональное и полное раскрытие содержания проблемы воспитания творческой личности в процессе игровой деятельности приводит к идее разработки стратегии и рациональных методов проектирования технологии игр, которые были бы ориентированы на гарантированный конечный результат. Список использованной литературы:
1. Маскаева, М. А. Педагогические условия воспитания творческой личности в образовательном процессе /М.А. Маскаева // ЧиО, 2008. - №3. - С.67-70.
2. Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. - Изд-во Нии, 2005. - 176 с.
3. Трайнев, И.В., Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании / И.В. Трайнев. - Изд-во Дашков, 2006. - 281 с.
4. Ахметжанова, Г.В. Системно-деятельностный подход к развитию педагогической функции личности // Полиаспектная подготовка современного педагога: монография / Г.В. Ахметжанова, И.В. Руденко, И.В. Груздова и др. - Издательский Дом «Академия Естествознания», 2011. - С. 45-66.
© Китева Р.Р., Огородникова Е.П., 2015
УКД 796
Лопина Надежда Григорьевна
канд. пед. наук, доцент, г. Омск. РФ E-mail: [email protected] Скуренок Татьяна Владимировна
г. Омск, РФ E-mail: [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ БЕГУНОВ НА 3000 МЕТРОВ С УЧЕТОМ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Аннотация
В статье представлены данные сопоставления спортивных результатов и объемов тренировочных средств подготовительного периода. Разработан оптимальный план тренировочного процесса бегуна на 3000 метров, включающего в себя соотношение и количество объемов средств функциональной подготовки для выполнения планируемого результата.
Ключевые слова
Индивидуализация, прогнозирование результата, функциональная подготовка
Среди основных факторов, определяющих достижение планируемого спортивного результата, ведущее место занимает специальная физическая и техническая подготовленность спортсмена. Перевод
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
спортсмена из исходного состояния в прогнозируемое требует конкретных индивидуально типологических показателей, модельных характеристик специальной физической и технической подготовленности. Их выявлению и обоснованию посвящен широкий круг исследований [1,5,7 и др.]
В ряде исследований специалистов [2,3,6] одним из рациональных способов организации тренировочной нагрузки в годичном цикле признается подход, связанный с концентрацией, сосредоточением тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности на определенных этапах. Такая форма организации тренировочного процесса предъявляет новые требования к построению макроцикла, где необходимо рационально распределить по мезоциклам объемы тренировочной нагрузки при оптимальном объединении этих мезоциклов в единую систему с учетом индивидуальных адаптационных возможностей спортсменов и периода подготовки, что является актуальным на сегодняшний день. Однако в настоящее время открытыми остаются вопросы повышения эффективности подготовки высококвалифицированных бегунов за счет рационализации структуры тренировочных нагрузок на основе учета индивидуальных особенностей занимающихся, и соблюдения должных пропорций нагрузок.
Цель исследования: сопоставить объемы тренировочных средств подготовительного периода и уровень спортивного результата бегуна на 3000 метров уровня мастера спорта для прогнозирования результата и коррекции тренировочного процесса.
Объект исследования: специальная подготовленность бегуна на 3000 м квалификации МС.
Предмет исследования: объемы тренировочных средств необходимых для достижения определенного спортивного результата.
Гипотеза исследования: предполагается, что определение зависимости между объемами тренировочных средств подготовительного периода и показанным результатом позволит оптимизировать тренировочный процесс и поднять спортивный результат на новый уровень.
Задачи исследования:
1. Изучить современные взгляды относительно методики тренировки спортсменов высокого класса, специализирующихся в беге на средние дистанции.
2. Выявить зависимость спортивного результата от объемов средств повышения специальной подготовки, выполняемых в подготовительный период.
3. Определить оптимальное соотношение объемов средств специальной подготовки для конкретного спортсмена.
4. Спрогнозировать спортивный результат, опираясь на данные о выполненном объеме средств специальной подготовки.
Материалы и методы исследования.
Разработан оптимальный план тренировочного процесса, включающий в себя соотношение и количество объемов средств функциональной подготовки, необходимых для возникновения максимального тренировочного эффекта. Проведен прогноз спортивного результата, на основании данных о выполненных объемах средств специальной физической подготовки с применением метода регрессионного анализа.
Результаты исследования:
Изучая и обобщая практический опыт тренировки бегуна на 3000 м квалификации мастера спорта России, путем анализа дневников и планов спортсмена и тренера, основное внимание было сосредоточено на следующих вопросах:
1. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки по мезоциклам подготовительного этапа (втягивающий, базовый, специально-подготовительный);
2. Средства и методы, применяемые в тренировке бегуна в мезоциклах подготовки;
3. Взаимосвязь между объемами выполненной нагрузки и показанным спортивным результатом.
Анализ основных беговых средств тренировки в подготовке бегуна данной квалификации проводился
по следующим показателям:
• Объем выполненной нагрузки в аэробном режиме (1 и 2 зоны);
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
• Объем выполненной нагрузки в аэробно-анаэробном или смешанном режиме (3 зона);
• Объем выполненной нагрузки в анаэробном режиме (4 и 5 зоны).
Нами проанализированы 5 осенне-зимних подготовительных периодов подготовки и показанные в соревновательные периоды соответствующих годичных циклов подготовки спортивные результаты. Между объемами нагрузки в вышеуказанных режимах и спортивными результатами выявлена корреляционная зависимость, имеющая в разных средних циклах различную выраженность по степени влияния на спортивный результат.
Во втягивающем мезоцикле подготовки выявлена средняя зависимость между объемами аэробной и анаэробной нагрузки и спортивным результатом. Зависимость между объемом аэробно-анаэробной нагрузки и спортивным результатом более высокая, что может свидетельствовать о наибольшей ее важности для данного спортсмена в этом мезоцикле.
В базовом мезоцикле подготовки наиболее существенней и влияющей на показанный в дальнейшем результат, является нагрузка в аэробном режиме. Нами определено, что объем нагрузки в смешанном режиме уже не играет той существенной роли, какой он играл во втягивающем мезоцикле подготовки конкретного спортсмена.
В специально-подготовительном же мезоцикле подготовки решающее значение имеет объем анаэробной нагрузки (R- 0.851), однако объемы аэробной (R- 0.765) и смешанной (R- 0.713) нагрузки тоже оказывают существенное влияние на спортивный результат.
Таким образом, оптимальное соотношение объемов тренировочных средств выглядит следующим образом:
• Втягивающий мезоцикл: объем аэробной нагрузки - 67,7%; объем анаэробной нагрузки - 9,4%; объем смешанной нагрузки - 22,9%.
• Базовый мезоцикл: объем аэробной нагрузки - 60,0%; объем анаэробной нагрузки - 8,3%; объем смешанной нагрузки - 31,7%.
• Специально-подготовительный мезоцикл: объем аэробной нагрузки - 61,4%; объем анаэробной нагрузки - 9,4%; объем смешанной нагрузки - 29,2%.
Вышеуказанные тенденции имеют сугубо индивидуальный характер. Даже у спортсменов, имеющих один уровень спортивного мастерства, эти показатели могут значительно отличаться. Поэтому поиск зависимости между используемыми тренировочными средствами и демонстрируемым спортивным результатом требует строго индивидуального подхода, тщательного анализа подготовки каждого спортсмена в отдельности и выявления индивидуальных особенностей организма, оказывающих существенное влияние на тренировочный процесс.
На основании выявленных зависимостей объемов тренировочных средств и спортивного результата нами были рассчитаны предполагаемые объемы нагрузки, выполнение которых необходимо для достижения планируемого спортивного результата
Вычисления производились методом регрессионного анализа с помощью программы Microsoft Excel по формуле y=kx+b, где x - время прохождения соревновательной дистанции (3000 м.) в секундах, а у - объем нагрузки. Рассчитанные объемы нагрузок легли в основу тренировочного плана, предложенного спортсмену, для выполнения планируемого спортивного результата.
Таблица 1
Объемы выполненной нагрузки в мезоциклах подготовки спортсмена МС в беге на 3000 в осеннее - зимний
период в 2013-14 годах
Вид работы Объем нагрузки, км Тренировочный режим (зона ЧСС)
Втягивающий мезоцикл
Равномерный кросс.бег 110 1,2
Разминочный бег 49 2
Заминочный бег 104 1,2
Повторный бег на отрезках 33 4,5
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х
Продолжение таблицы 1
Переменный кросс (фартлек) 21 3,4
Развивающий и восстановительный кросс 189 2,3
Базовый мезоцикл
Равномерный кросс.бег 200 1,2
Разминочный бег 20 2
Заминочный бег 108 1,2
Повторный бег на отрезках 42 4,5
Переменный кросс (фартлек) 15 3,4
Развивающий и восстановительный кросс 85 2,3
Равномерный кросс.бег 10 5
Специально-подготовительный мезоцикл
Равномерный кросс.бег 180 1,2
Разминочный бег 50 2
Заминочный бег 156 1,2
Повторный бег на отрезках 68 4,5
Развивающий и восстановительный кросс 170 2,3
Контрольный бег 21 5
На основе данных таблицы 1 и выявленных нами зависимостей можно прогнозировать, что данный спортсмен способен показать в зимнем соревновательном сезоне 2013/2014 гг. результат 7.55,00 -8.00,00. Выводы:
1. Определены оптимальные соотношения объемов тренировочных средств в мезоциклах подготовительного периода. Втягивающий мезоцикл (объемы нагрузки): аэробной - 67,7%, анаэробной -9,4%, смешанной - 22,9%. Соответственно в базовом мезоцикле: 60,0%; 8,3%; 31,7% и в специально-подготовительном: 61,4%; 9,4%; 29,2%.
2. На основании данных об объемах выполненной нагрузки в мезоциклах подготовки спортсмена квалификации МС в беге на 3000 м. в осенне-зимний подготовительный период 2013/2014 гг. был спрогнозирован предполагаемый спортивный результат (7.55,0-8.00,0).
Список использованной литературы:
1. Бальсевич В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса // Теория и практика физ. культуры.- 2001.- №4.- С. 9-10.
2. Иорданская Ф. А. Динамика устойчивости к кислородной недостаточности с развитием общей и специальной выносливости / Ф. А. Иорданская. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - С. 39-41
3. Кобайский К. Исследование уровня аэробной возможности у квалифицированных легкоатлетов / К. Кобайский. - М.: Физическая культура и спорт, 2003. - С. 2-12.
4. Коновалов В. Н., Нечаев В. И., Барбашов С. В. Оптимальные характеристики вариационной пульсограммы и корреляционной ритмограммы для оценки функционального состояния высококвалифицированных бегунов и скороходов накануне соревнований: Тез. Докл. IV межвуз. Конф. Молодых ученых. - омск: Сибгафк, 1991 - С. 206-207.
5. Кулаков В. П. программирование тренировочного процесса высококвалифицированных бегунов на средние, длинные и сверхдлинные дистанции: Автореф. дис. ...д-ра пед. наук. - м., 2003. -48 с.
6. Любарская Э. В. Совершенствование скоростной выносливости у бегунов / Э. В. Любарская, В. Д. Дашинорбоев // Вестник ВСГТУ. Физическая культура и спорт / ВСГТУ. - Улан-Удэ, 2008. - №2. - С. 127-132.
7. Фискалов В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник / В.Д. Фискалов. - М: Советский спорт, 2010
© Лопина Н.Г., Скуренок Т.В., 2015