І ПЕДАГОГІКА І та медик°-біол°гічні
----- --------------- проблеми фізичного
виховання і спорту
Использование принципиальных моделей в подготовке шорт-трековиков высокой квалификации
Кугаевский С.А.
Харьковский национальный университет искусств И.П. Котляревского
Анотации:
Приведен материал об уровне разработки проблемы моделирования тренировочного процесса в шорт-треке. Проанализированы материалы по подготовке, построению тренировочного процесса и изменениях объемов тренировочных нагрузок. Построены принципиальные модели тренировочного процесса. Показана динамика изменения функционального состояния шорт-трековиков высокой квалификации в тренировочном сезоне. Рассмотрены пути оптимизации тренировочного процесса с использованием принципиальных моделей. Установлено ,что доля работы аэробной направленности в годичном цикле меняется незначительно. Существенно варьируют и меняют взаимоотношения нагрузки смешанного и анаэробного характера энергообеспечения.
Ключевые слова:
шорт-трек, принципиальные модели, тренировочный процесс.
Кугаевський С.О. Використання принципових моделей у підготовці шортів-трековиковвисокої кваліфікації. Наведено матеріал про рівень розробки проблеми моделювання тренувального процесу в шорт-треку. Проаналізовано матеріали з підготовки і побудови тренувального процесу та змінах обсягів тренувальних навантажень. Побудовано принципові моделі тренувального процесу. Показана динаміка зміни функціонального стану шортів-трековиков високої кваліфікації в тренувальному сезоні. Розглянуті шляхи оптимізації тренувального процесу з використанням принципових моделей. Встановлено, що частка роботи аеробної спрямованості в річному циклі міняється незначно. Суттєво варіюють і міняють взаємини навантаження змішаного й анаеробного характеру енергозабезпечення.
Kugaevskij S.A. Using the principal model in the preparation of athletes qualified in short-track. The materials on the level of development problems of modeling training process in short-track. Analysis of materials preparation and construction of the training process and a change of the training loads. Constructed basic model training process. Shown to the dynamics of change in functional status of athletes in the training season. Consider ways to optimize the training process using fundamental models. Found that the proportion of aerobic orientation in the annual cycle varies slightly. Vary significantly and change the relationship between stress and mixed anaerobic nature of energy.
шорт-трек, принципові вальний процес.
моделі, трену-
short-track,
process.
basic models, training
Введение.
В практике подготовки спортсменов высокой квалификации одним из важных аспектов является управление тренировочной деятельностью [1, 3, 8, 9, 11, 12].Суть управления рассматривается как поэтапное сравнение фактических и плановых тренировочных эффектов, на основании которого осуществляется коррекция средств, методов, методических приемов воздействия на спортсмена в зависимости от его состояния [9, 10, 12, 14].
Критериями эффективности тренировочного процесса служат показатели соревновательной деятельности и подготовленности. Наличие моделей структурных образований тренировочного процесса облегчает коррекцию применяемых средств и тренировочных объемов [1, 3, 5, 6, 9, 14].
В циклических видах спорта в целом проблема разработки моделей структурных образований тренировочного процесса разработана на высоком уровне. Однако в практике подготовки шорт-трековиков высокой квалификации данный аспект освещен недостаточно [5, 6, 7].
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель работы - предложить принципиальные модели структурных образований тренировочного процесса шорт-трековиков высокой квалификации.
Задачи работы.
• Изучить и сравнить структуру и содержание тренировочного процесса шорт-трековиков с данными других циклических видов спорта.
• Построить принципиальные модели на основе выявленных закономерностей.
Результаты исследования.
Исследование тренировочного процесса сборной
© Кугаевский С.А., 2011
команды Украины по шорт-треку 2000-2006 года было проведено с использованием мультипараметрических систем учета тренировочных нагрузок и освещены в предыдущих публикациях [5, 6, 7].
Динамику и соотношение циклических нагрузок различной физиологической направленности украинских шорт-трековиков можно сопоставить лишь с данными, полученными в других видах спорта. Поскольку дистанция 800 м в легкоатлетическом беге близка по времени прохождения к соревновательным дистанциям шорт-трека 1000 и 1500 м и, соответственно, сходна по энергообеспечению работы, проведем сопоставление нагрузок, использованное при подготовке бегунов и шорт-трековиков (рис.1). Бросается в глаза разительный контраст в технологии применения частных объемов нагрузок при подготовке сборной команды Украины по шорт-треку и бегунов на 800 м сборной команды СССР. Совпадение обнаружено только в одном месяце - в июле, когда у шорт-трековиков доля аэробной работы составила около 80% месячного объема, что является обычной нормой для легкоатлетов.
Соотношение беговых средств при подготовке Себастьяна Коу - двукратного олимпийского чемпиона в беге на 1500 м (1980 и 1984 гг.) и пятикратного рекордсмена мира в беге на 800, 1000 и 1500 м, а также на 1 милю (1609 м) - было несколько иным. В течение большей части годичного цикла доля аэробного бега находилась в диапазоне 43-60%, что существенно выше, чем у шорт-трековиков, но ниже, чем у сборной СССР. Анаэробный бег использовался в значительном объеме - 36-51% от месячного объема. Помехой для понимания является не совсем точная классификация нагрузок. Но при этом вклад анаэробного бега указан, верно, все равно это меньше, чем у украинских шорт-
32011 10
100 % 80
А
Шорт-трек, 60 2004-2005
40
20
0
Месяцы
АН АЭ-АН АЭ 32,8 0,0 67,2 39,6 0,0 60,4 20.5 0,0 79.5 34.1 46,9 19.1 63,7 36,3 0,0 67,8 32,2 0,0 46,4 42,7 10,9 62.5 37.5 0,0 56,4 24,9 18,6 68,7 31,3 0,0 49,7 32,0 18,3
%
100
80
Б
60
Сборная СССР 1983-1984 гг. 40
20
0
Месяцы
АН АЭ-АН АЭ 0 11.5 88.5 0 10,9 89,1 0 14,3 85,7 3,4 10,5 86,1 12,1 7,2 80,7 ,2 ,8 3 3, 3 93 5,3 9,9 84,8 4,8 11,9 83,3 7,2 3 89,8 6,4 3.8 89.8 7.2 2,6 90.2 0 0 100
Рис. 1. Соотношение частных объемов нагрузок (% от месячного объема), использованное при подготовке сборной команды Украины по шорт-треку (А), бегунов на 800 м сборной команды СССР (Б) и рекордсмена мира в беге на 800, 1000 и 1500 м С. Коу (В) [9, 12].
І ПЕДАГОГІКА І
та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту
трековиков. Как следует из графика, у представителей шорт-трека Украины, четыре месяца доля анаэробного режима составляла 56-69% от месячного объема. Не следует забывать, что к реализации такой программы тренировки С. Коу готовился 16-ть лет, т.е. такие соотношения нагрузок были выполнены после многолетней, хорошо спланированной работы, без форсирования достижений.
Таким образом, сравнительный анализ распределения обобщенных и частных параметров тренировочных нагрузок в годичных циклах подготовки выявил их существенные различия у российских и украинских шорт-трековиков, а также у отечественных и зарубежных бегунов на средние дистанции. Следовательно, динамика и соотношение объемов тренировочных нагрузок различной направленности в макроциклах подготовки будет служить предметом дискуссии и в дальнейшем. В этой связи в будущем представляется перспективным апробировать методический подход, предложенный В.С. Рубиным [14]. Он заключается в том, что высокие показатели парциальных нагрузок следует планировать в средствах, которые соответствуют наиболее сильным сторонам индивидуальных особенностей спортсменов. Для остальных средств нагрузка должна быть на уровне средних значений контингента сборных команд страны.
Обобщая мнения ведущих специалистов, изучавших передовой опыт подготовки спортсменов высокой квалификации во многих циклических видах спорта [2, 4, 8, 12, 14 и др.], предложим основные направления оптимизации тренировочного процесса шорт-трековиков в годичном цикле подготовки. Подходы и модели, представленные для обсуждения, отражают содержательную интерпретацию принципов и логических предпосылок, положенных в основу организации тренировочного процесса. Прежде всего, это примерная схема одноциклового планирования годичной подготовки шорт-трековиков высокой квалификации (рис
2). Она учитывает традиционный календарь соревнований по шорт-треку и отражает примерную динамику объема и интенсивности тренировочных нагрузок.
Для того чтобы обеспечить сохранение высокого уровня специальной работоспособности на протяжении пяти месяцев соревновательного периода, планируется:
• иметь длительный (до 6 месяцев) подготовительный период, достаточный для формирования стойких адаптационных перестроек в организме;
• в подготовительном периоде обеспечить плавное повышение нагрузки, а в соревновательном периоде - постепенное ее снижение;
• поступательно повышать интенсивность тренировочных нагрузок;
• в соревновательном периоде использовать дополнительный контрольно-подготовительный мезоцикл, основная задача которого - содействовать улучшению функционального состояния шорт-трековиков и обеспечить их интегральную подготовку к главным стартам сезона.
Наряду с распределением тренировочных объемов немаловажным элементом является модель прогнозирования состояния шорт-трековиков в годичном цикле, которая рассматривается в качестве главной цели управления, и лежит в основе принятия решений об оптимальных сроках тестирования соответствующих функций организма (рис. 3). Она определяет логику применения средств воздействия по периодам и этапам, т.е. модели организации тренировочных нагрузок. Эти модели должны обеспечить изменение состояния спортсменов во времени согласно графику.
В расчет принималось, что в структуре подготовленности шорт-трековиков наиболее важными являются: уровень аэробных и анаэробных энергетических возможностей, скоростно-силовой подготовленности, а также статической выносливости, которая обусловливает работоспособность в непривычном положении - посадка конькобежца. Максимум развития анаэробной производительности и скоростно-силовых качеств планируется достичь к периоду проведения наиболее ответственных соревнований. Наивысших значений аэробной, силовой и статической выносливости нужно достигнуть раньше - к контрольно-подготовительному мезоциклу. Это связано с тем, что с этого времени спортсмены начинают принимать участие в большом количестве предварительных и отборочных забегов.
В итоге модель динамики состояния шорт-трековиков была ориентирована на вхождение в состояние спортивной формы («высокой подготовленности спортсмена») ко времени проведения этапов Кубка мира, т.е. к октябрю. Однако пик состояния наилучшей готовности шорт-трековиков к достижениям («готовность к высшим достижениям») необходимо достичь к моменту наиболее значимых соревнований сезона - Чемпионату Европы и мира, которые проходят в феврале-марте. Чтобы улучшения спортивных результатов можно было ожидать во всех видах многоборья планируется использовать стратегию подготовки от длинных дистанций (3000 и 1500 м) - к коротким (1000 и 500 м). Это означает, что на этапе отборочных соревнований делается акцент на успешное выступление на длинных дистанциях, а на этапе главных соревнований - на тех дистанциях, к которым лучше всего предрасположен спортсмен. Учитывая, что функциональные возможности аэробной производительности организма к концу сезона могут быть снижены, более вероятным является успешное выступление на коротких дистанциях.
Модели организации тренировочных нагрузок учитывали инерционность управляемой системы, которая выражается в феномене запоздалой трансформации. При разработке данных моделей обращалось внимание на преемственность нагрузок различной направленности, которая обеспечивала бы создание положительного фона от применения предыдущих нагрузок для текущих и последующих воздействий (рис. 4-А). В итоге эти модели предусматривают параллельно-последовательную схему упорядочения основных средств подготовки, предполагающую постепенное замещение общеподготовительных упраж-
32011 10
I
1 Х--Г
_ I
1 _
гп
1 _
Перио-
ды
Подготовительный
Соревновательный
Пере-
ходный
Этапы
Общеподготовительный
Специально-
подготовительный
Отборочных соревнований
Главных соревнований
Вос-
стан,-
под-
держ.
Мезоци-клы
Втя-
гиваю-
щий
1-й Базовый
2-й Базовый (включая вкатывание)
Контр,-
подгот-
ный
Соревнователь-
ный
Контр,-
подгот,-
ный
Соревнователь-
ный
Меся-
цы
“Сс^
рев-
нова-
ния
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII
I
III
IV
Рис. 2 Схема одноциклового планирования годичной подготовки шорт-трековиков высокой квалификации. Условные обозначения: 1 - объем работы; 2 - интенсивность.
Рис. 3. Модель динамики состояния шорт-трековиков высокой квалификации в годичном цикле подготовки.
Условные обозначения: АЭ - аэробные возможности; АН - анаэробные возможности; СВ - силовая выносливость; СС - скоростно-силовые способности; СТВ - статическая выносливость.
II
+
+
+
+
+
І ПЕДАГОГІКА і Та медико-біологічні
1----ы---------------1 проблеми фізичного
виховання і спорту
ПСИХОЛОГІЯ
V VI VII VIII IX X XI XII I II III IV
Втягив. 1-й Базовый 2-й Базовый Контр.- подгот. Соревн-ный Контр.- подгот. Соревн-ный Восст.- подгот.
Нагрузки: АЭ - аэробные; АЭ-АН - аэробно -анаэробные; АН - анаэробные;
СВ - на силовую выносливость; АС - на абсолютную силу; СС - скоростно-силовые
V VI VII VIII IX X XI XII I II III IV
Втягив. 1-й Базовый 2-й Базовый Контр.- подгот. Соревн-ный Контр.- подгот. Соревн-ный Восст.- подгот.
Месяцы и мезоциклы
□ Бег на коньках и роликовых коньках ■ У пражнения с отягощением
“ Легкоатлетический бег
Специальные упражнения
I | У пражнения с собственным весом Скоростно-силовые упражнения
о Велоезда и велостанок
Спортивные игры
Нагрузки: АЭ - аэробные; АЭ-АН - аэробно-анаэробные; АН - анаэробные;
СВ - на силовую выносливость; АС - на абсолютную силу; СС - скоростно-силовые
Рис. 4. Принципиальные модели организации тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки шорт-трековиков высокой квалификации: А - модель применения нагрузок различной преимущественной направленности; Б - модель использования основных средств подготовки.
32011 10
нений специально-подготовительными и соревновательными (рис. 4-Б).
В моделях предусмотрено, что доля работы аэробной направленности в годичном цикле меняется незначительно. Существенно варьируют и меняют взаимоотношения нагрузки смешанного и анаэробного характера энергообеспечения.
На общеподготовительном этапе предусмотрен акцент на выполнении работы в аэробном развивающем, смешанном и анаэробном алактатном режимах энергообеспечения. На специально-подготовительном этапе акцент делается на выполнении работы в анаэробном гликолитическом и аэробном восстановительном режимах. Нагрузки с направленностью на совершенствование быстроты, скоростной и специальной выносливости возрастают к концу подготовительного периода и приходятся на этап реализации тренировочного эффекта силовых нагрузок. В контрольноподготовительном мезоцикле должны преобладать нагрузки, направленные на совершенствование профилирующих метаболических источников энергии, а в соревновательном периоде - нагрузки, обеспечивающие адаптацию к условиям соревнований. Переходный период направлен на активизацию восстановительных процессов в организме спортсмена.
Содержание силовой подготовки подчиняется такому же параллельно-последовательному принципу и состоит из трех основных блоков. Первый блок направлен на разностороннее развитие основных мышечных групп, повышение их силовой и статической выносливости. Кроме того, этот блок обеспечивает постепенную подготовку опорно-двигательного аппарата спортсменов к значительным силовым нагрузкам. Второй блок направлен на развитие абсолютной силы мышц, которые выполняют основную нагрузку в соревновательном упражнении. Третий блок решает задачу совершенствования, а затем и поддержания скоростно-силовых способностей в структуре движений, близких по своим кинематическим и динамическим параметрам к соревновательному упражнению.
Выводы.
В ходе проведенного исследования были изучены структура и содержание тренировочного процесса шорт-трековиков. Полученные данные были сравнены с данными других циклических видов спорта.
На основе выявленных закономерностей и тенденций были построены принципиальные модели тренировочного процесса шорт-трековиков высокой квалификации, а именно:
1) модель одноциклового планирования годичной подготовки
2) модель динамики состояния шорт-трековиков высокой квалификации в годичном цикле подготовки
3) модель организации тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки шорт-трековиков высокой квалификации.
Использование принципиальных моделей при построении тренировочных циклов позволяют индивидуально подбирать количественные показатели нагрузок в соответствии с подготовленностью спортсмена, а не использовать уже готовые данные о реализации объемов тренировочных средств мировыми лидерами. Это позволяет избегать подмены цели тренировки, не результат, а выполнение тренировочных объемов.
Перспективы дальнейших исследований.
Разработка подобного рода моделей является лишь одной из технологических операций процесса программирования. Последующие шаги программирования направлены на индивидуализацию тренировочного процесса шорт-трековиков и предполагают реализацию основных компонентов этапного управления, подробно описанных В.Н. Платоновым [12] и другими специалистами [4, 9, 11].
Использование обобщенных моделей организации тренировочного процесса является дискуссионным еще и по причине выявления различных типов реакций спортсменов, отличающихся по темпам функциональной адаптации.
Поскольку организация тренировочного процесса спортсменов высокой квалификации должна строго исходить из индивидуальных типов реакций на нагрузку, в будущем целесообразно разработать технологии по управлению состоянием шорт-трековиков различных «адаптационных типов». Таким образом, направление, связанное с познанием индивидуальных особенностей шорт-трековиков, является перспективным для оптимизации тренировочного процесса. Следует считать целесообразным дальнейшее накопление исследовательских материалов по вопросам технологии программирования учебно-тренировочного процесса в различных структурных образованиях. Это может служить базой для разработки соответствующих программных документов для детско-юношеских спортивных школ и школ высшего спортивного мастерства.
Дискуссии по сформулированным выше положениям необходимы, поскольку их результаты способны усовершенствовать теоретико-методические положения этапного управления в шорт-треке.
та медико-біологічні проблеми фізичного
виховання і спорту __________________________
Литература:
1. Булатова М.М. Теоретико-методичні аспекти реалізації функціональних резервів спортсменів вищої кваліфікації: авто-реф. дис. на здобуття наук. ступеня д-ра наук з фіз. вих. і спорту: спец. 24.00.01 «Олімпійський та професійний спорт» / М.М. Булатова. - К.,1997. - 44 с.
2. Васильковский Б.М. Подготовка абсолютного чемпиона мира по скоростному бегу на коньках О. Божьева / Б.М. Васильковский // Научно-спортивный вестник. - 1984. - № 4. - С. 18-20.
3. Дорощенко Н.И. Исследование тренировочных и соревновательных нагрузок в системе подготовки высококвалифицированных бегунов на средние и длинные дистанции: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук: спец.13.00.04 / Н.И. До-рощенко. - М.,1976. - 21 с.
4. Ивойлов А.В Полисоревновательная подготовка спортсмена / А.В. Ивойлов, Ю.В. Чуксин, Ю.К. Шубин // Теория и практика физической культуры. - 1986. - № 11. - С. 33-35.
5. Кугаєвський С.О. Застосування інформаційних технологій для обліку обсягів тренувальної роботи шорт-трековиків високої кваліфікації /С.О. Кугаєвський // Молода спортивна наука України: Зб. наукових праць у галузі фізичної культури та спорту.- Львів, 2005. N.1. - С 67-70
6. Кугаєвський С.О. Зміна тренувальних об’ємів у річних циклах тренування шорт-трековиків високої кваліфікації /С.О. Кугаєвський //Молода спортивна наука України: Зб. Наукових праць у галузі фізичної культури та спорту. Анотації, зміст та допоміжні індекси. Вип.11: У 5-ит.- Львів: НВФ «Українські технології», 2007.-33-36.
7. Кугаевский С.А. Реализация средств подготовки шорт-трековиков в олимпийском цикле подготовки / Кугаевский С.А. // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. научн. тр. под ред. проф. Ермакова С.С. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2008.-№6. - С 59-65.
8. Озолин Н.Г Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г Озолин- М.: Астрель: АСТ, 2006 - 863 с.
9. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.- 280 с.
10. Петровский В.В. Педагогическое управление процессом адаптации спортсменов к тренировочным нагрузкам /В.В. Петровский, Ю.Я. Андрианов, В.А. Дрюков // Адаптация спортсменов к тренировочным и соревновательным нагрузкам: Сб. н.тр.- К.: КГИФК, 1984. - С. 3-10.
11. Петровский В.В. О применении метода моделирования в спортивной тренировке /В.В. Петровский //Моделирование функционального состояния спортсменов различной подготовленности: Сб.н.работ.- К.: КГИФК, 1976. - С. 4-6.
12. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
13. Пшенникова М.Г Адаптация к физическим нагрузкам / М.Г Пшенникова // Физиология адаптационных процессов. - М.: Наука, 1986. - С. 124-221.
14. Рубин B.C. Олимпийский и годичные циклы тренировки. Теория и практика: Учебное пособие / В.С. Рубин - М.: Советский спорт, 2004. - 136 с.
Информация об авторе:
Кугаевский Сергей Александрович
Харьковский национальный университет искусств
площадь Конституции 11/13, г. Харьков, 61003, Украина.
Поступила в редакцию 26.09.2011г.
References:
1. Bulatova M.M. Teoretiko-metodichni aspekti realizaciyifunkcional'nikh rezerviv sportsmeniv vishchoyi kvalifikaciyi [Theoretical and methodological aspects of the functional reserves of qualified athletes], Dokt. Diss., Kiev, 1997, 44 p.
2. Vasil’kovskij B.M. Nauchno-sportivnyj vestnik [Scientific sports bulletin], 1984, vol.4, pp. 18-20.
3. Doroshchenko N.I. Issledovanie trenirovochnykh i sorevnovatel’nykh nagruzok v sisteme podgotovki vysokokvalificirovannykh begunov na srednie i dlinnye distancii [Study of training and competitive pressures in the training of highly qualified runners in middle and long distance], Cand. Diss., Moscow, 1976, 21 p.
4. Ivojlov A.V, Chuksin Iu.V., Shubin Iu.K. Teoriia i praktika fizicheskoj kultury [Theory and practice of physical culture], 1986, vol.11, pp. 33-35.
5. Kugaievs’kij S.O. Moloda sportivna nauka Ukrayini [Young sport science of Ukraine], 2005, vol.1, pp. 67-70.
6. Kugaievs’kij S.O. Moloda sportivna nauka Ukrayini [Young sport science of Ukraine], 2007, vol.11, pp. 33-36.
7. Kugaievs’kij S.O. Fiziceskoe vospitanie studentov tvorceskih special’nostej [Physical education of the students of creative profession], 2008, vol.6, pp. 59-65.
8. Ozolin N.G. Nastol'naia kniga trenera: Nauka pobezhdat’ [Coach’s handbook: science of victory ], Moscow, Astrel, 2006, 863 p.
9. Nabatnikova M.Ia. Osnovy upravleniia podgotovkoj iunykh sportsmenov [Fundamentals of management training for young athletes], Moscow, Physical Culture and Sport, 1982, 280 p.
10. Petrovskij V.V., Andrianov Iu.Ia., Driukov V.A. Pedagogicheskoe upravlenie processom adaptacii sportsmenov k trenirovochnym nagruzkam [Educational management of athletes adapt to training loads]. Adaptaciia sportsmenovktrenirovochnym i sorevnovatel’nym nagruzkam [Adaptation of athletes to training and competitive pressures], Kiev, KSIPC Publ., 1984, pp. 3-10.
11. Petrovskij V.V. O primenenii metoda modelirovaniia v sportivnoj trenirovke [On the application of modeling in athletic training ]. Modelirovanie funkcional’nogo sostoianiia sportsmenov razlichnoj podgotovlennosti [Modeling the functional state of athletes of varying fitness], Kiev, KSIPC Publ., 1976, pp. 4-6.
12. Platonov V.N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte. Obshchaia teoriia i ee prakticheskie prilozheniia [System of training athletes in Olympic sports. The general theory and its practical applications], Kiev, Olympic Literature, 2004, 808 p.
13. Pshennikova M.G. Adaptaciia k fizicheskim nagruzkam [Adaptation to physical exercise]. Fiziologiia adaptacionnykh processov [Physiology of adaptation processes], Moscow, Science, 1986, pp. 124-221.
14. Rubin B.C. Olimpijskij i godichnye cikly trenirovki. Teoriia ipraktika [Olympic and annual cycles of training. Theory and practice], Moscow, Soviet sport, 2004, 136 p.
Information about the author:
Kugaevskij Sergej Aleksandrovich
Kharkiv National University of Arts
Constitution Square 11/13, Kharkov, 61003, Ukraine.
Came to edition 26.09.2011.
І ПЕДАГОГІКА I