Библиографический список
1. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: учеб. пос. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2003. С. 242.
2. Ковалев В.В. Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения). М.: Проспект, 2005. 246 с.
D.A. Fedin
Maintenance of financial stability on means of the analysis of turnaround actives of the enterprise
The analysis of turnaround actives of the enterprise on a concrete example on purpose is carried out on-gljadno to show its importance in strategy of formation of a financial policy of the enterprise and maintenance of financial stability.
Keywords: financial stability, the structure analysis, dynamics analysis, turnaround
actives.
УДК 338.26
В.Д. Дудка, канд.техн.наук, профессор, тел. (4872) 56-84-36,
e-mail: [email protected] (Россия, Тула, Администрация Тульской
области)
ВОСПРОИЗВОДСТВО РЕГИОНАЛЬНОЙ экономки сквозь ПРИЗМУ МОДЕРНИЗАЦИИ
В статье рассмотрены основные вопросы, связанные с развитием региональной экономики в условиях модернизации производственнотехнологического сектора. На региональных примерах показаны органические взаимосвязи процессов модернизации реального сектора экономики и административной системы управления регионом.
Ключевые слова: экономика, система, модернизация, регион,
управление.
Рассматривая вопросы технологий функционирования региона, будем учитывать, что сам процесс функционирования региона может осуществляться в двух основных режимах: текущем и стратегическом. Текущий режим функционирования включает в себя обычную рутинную деятельность, направленную на выполнение традиционных функций, внутренних целей, необходимых для обеспечения жизнедеятельности: сохранение устойчивости, целостности, равновесия, прибыльности и т. д.
Такой режим обеспечивается системой оперативного (текущего)
управления или долгосрочного планирования[1].
Стратегический режим функционирования региона связан с формированием новых целей, ориентированных на внешнее окружение, а также новых характеристик и черт, структуры и функций, необходимых для существенного (качественного) изменения условий
жизнедеятельности. Такой режим ведет к развитию региона и
обеспечивается системой стратегического управления. Условимся, что в дальнейшем будем рассматривать именно стратегический режим функционирования региона.
Как видно из рис. 1 объем ВРП в России, в расчете на 1 жителя региона, наибольший в Ненецком автономном округе - 136,8 руб., наименьший - в Чувашской республике - 76,8 руб. Средний объем ВРП по России составляет 101,4 руб. на 1 человека.
Причем, если рассматривать процесс распределения ВРП в динамике по темпу роста выбранного показателя (в % к предыдущему году) в координатах высокий-низкий уровень, высокая-низкая динамика, то можно заметить, что основную часть регионов можно охарактеризовать как регионы с низким уровнем и средней динамикой роста ВРП. Только Ненецкий автономный округ из всех российских округов имеет высокий уровень и высокую динамику роста ВРП (2 981 564 руб. - объем ВНП, динамика - 136 % в 2009 г. по отношению к 2008 г.). Высокие показатели также в Ямало-Ненецком автономном округе: ВРП - 1 316 467 руб., динамика - 126 % за 2009 г. по отношению к 2008 г.
Рис. 1. Объем валового регионального продукта в расчете на 1 жителя субъекта (рубли)
Региональный ВРП VI отличается почти в 10 раз у самого сильного с позиций объема ВРП (Ненецкий автономный округ) от самого слабого Республика Ингушетия), рис. 2.
4500000
в 4000000
| 3500000
3000000
| 2500000
| 2000000
я 1500000 х
о 1000000 >■
500000
О
*
♦ л
* * Ал
>х .о -О .0
го *— 1- н
о_ <_> О о
го ГО го
ЇХ ю ю ю
X о о о
X (X а: а:
>х го го го го
и и
5 X га X га о_ о. 2: 5 эе ал X о
=1 а.
о го о
< со ей
£> и .0 Д -Сі л и .0
»- н ГО Н 1— н н
(_> <_> <_) а. <_> и а. С_> и
ГО го го ГО го X ГО го
•=с эХ 5 О
ю ю ю ю Ю їХ ю \о
о о о X о О о о
(X го ос го ос го (_> ос го X га _о X ос го ОС га
ас го ас ас 5 зс: х
<_> о (Л о и О и и
I- £ СО о. X х о. со
>- о о >• га о X о
а. X го О- еи X и го •а_ =1 Е га £ го ю X о *=с о. О
3 2 зХ X 2С о аз о X
;Х >х X о:
ГО го га
О. н-
5 аг а; о.
го га
ж
<_> га го
а. і:
о КО X
X о. >- с о >■ ю >•
[_ о_ и о_ и а: о_
І 5 §
2- о, ^
£ ™ О
О Го ^
го го го
^
ю ю ю
ООО
^ ’5 Ї О
и а- I я І1І"
ГО ГО ГО ГО Го
ГО
^ ^ о
,5 ю •Ю 5» и
>- с о
С и О-
ш <1> О °-о_ о: га го
си
си
X
й>
т
Рис. 2. VI уровень ВРП в расчете на 1 жителя в регионе, руб.
Что касается объема промышленного производства VI, то в силу специализации регионов в общем картина предстает следующей: в тех регионах, где на протяжении 90-х и 2000-х годов была возможность оставлять прибыль в регионе, промышленное производство развивалось достаточно активно. Это касается, прежде всего, Татарстана, Тюменской области (рис. 3).
Рис. 3. Уровень объема промышленного производства врасчете на 1 жителя, руб.
Проблема технологического развития регионов заключается, прежде всего, в совершенно низком уровне инвестиций, которые затрачивает регион в расчете на 1 жителя[2]. Так, в Ненецком автономном округе это 17 тыс. руб., в Забайкальском крае - 25 тыс. руб. И лишь самые слабые регионы в 2009 году имели поддержку на федеральном уровне - это Республика Дагестан, Ингушская республика, Чеченская республика и др. (рис. 4).
Например, в Тульской области усилия в развитии экономикотехнологического развития в 2010 г. были сосредоточены на трёх главных направлениях.
Во-первых, это обеспечение конкурентоспособности региональной экономики и стимулирование деловой активности предприятий области. В основу был положен принцип государственно-частного партнёрства при реализации инвестиционных проектов. В итоге значительный приток капиталовложений в экономику обеспечил должный уровень напряжённости внутреннего рынка.
Во-вторых, регулирование рынка труда, переобучение и обеспечение занятости нашего населения. Сохранение специалистов было одной из главных задач. Действенная эффективная система социального партнёрства, реализация региональных программ по улучшению ситуации на рынке труда позволили удержать ситуацию и не допустить выхода на свободный рынок труда более 40 тысяч человек.
600
с;
| 500 І 400
гН
т 300 в 200 5x00 £ о
Рис. 4. Уровень инвестиций врасчете на 1 жителя, тыс. руб.
В-третьих, сокращение издержек в бюджетном секторе, включая меры по оптимизации текущих расходов и ресурсосбережению. Снижение поступлений в бюджет области заставило нас перейти к режиму жёсткой экономии средств, предполагающему достижение максимально
возможного экономического эффекта от каждого бюджетного рубля. Сокращение расходов коснулось, прежде всего, средств на содержание управленческого аппарата.
Сформировать современную эффективную систему управления общественными финансами Тульской области призвана стимулирующая бюджетно-финансовая политика.
Её целевое назначение состоит во взаимоувязке стратегических, среднесрочных и краткосрочных приоритетов развития области и их финансового обеспечения, повышение качества управления финансами.
Реализация выработанной на первом этапе реформирования финансов Тульской области идеологии внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, требует своего логического продолжения. Основным направлением Программы будут являться: внедрение
программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти, переход к утверждению «программного» бюджета, развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг, реформирование государственного финансового и развитие внутреннего контроля, совершенствование инструментов управления на всех стадиях государственных закупок. В рамках реализации программы до 2012 года в области предстоит реализовать ряд мероприятий по совершенствованию правового положения государственных учреждений и переводу их в новый статус. Формирование бюджета Тульской области на 2012 год будет основано на сметном финансировании казённых учреждений и предоставлении субсидий бюджетным и автономным учреждениям.
Кроме того, будет внедрён порядок мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета области, что позволит персонально оценить работу каждого руководителя органа исполнительной власти области и органа местного самоуправления.
Проводя на региональном уровне политику федерального центра, предприняты меры по сокращению дефицита бюджета области и бюджетов муниципальных образований. При формировании бюджета области на очередной год и на плановый период сократится дефицит с 15 % в 2010 году до 5 % в 2013 году. Экономическое развитие области в ближайшей перспективе позволит в 2015 году сформировать сбалансированный, бездефицитный бюджет.
В то же время, при формировании бюджета Тульской области на 2011 год и до 2013 года предусмотрены в полном объёме средства на выплату социальных пособий и компенсаций отдельным категориям населения области, нуждающимся в особой заботе государства, - семьям с детьми, ветеранам, пенсионерам и инвалидам.
Использование современных технологий обеспечит открытость информации об экономическом и финансовом состоянии региона.
Качество инфраструктуры среды жизнедеятельности населения будет обеспечено реализацией политики сбалансированного пространственного развития.
Она предусматривает устранение дисбалансов в уровне развития территории, использование рациональных планировочных и градостроительных решений, создание комфортных условий проживания населения - обеспеченность жильём и качественными жилищнокоммунальными услугами.
Тульская область приступила к реализации Концепции создания мультимодального транспортного коридора как элемента общероссийской системы.
Транспортный потенциал Тульской области позволяет осуществлять масштабные проекты строительства логистических центров транснациональных корпораций. Крупные логистические инвестиционные проекты уже реализуются на федеральной трассе М - 4 «Москва - Дон» компаниями «Аманат Инвест Групп» (на территории 639 гектаров) и «Проктер энд Гэмбл».
Целям модернизации экономики и увеличения доли наукоёмкой продукции служит политика инновационного развития производительных сил.
Целевое назначение политики - стимулирование развития производства в Тульской области с учётом приоритетов региона, повышение доли инновационной и наукоёмкой продукции, инфраструктурное обеспечение приоритетных проектов развития.
Модернизация промышленного производства и региональной энергосистемы является системообразующим элементом повышения конкурентоспособности продукции, производимой на территории Тульской области и реализуемой как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Для увеличения темпов роста промышленного производства в области приступили к разработке и реализация экономических и правовых механизмов, направленных на стимулирование внедрения передовых технологий, техническое перевооружение и модернизацию действующих и создание новых производственных мощностей. При этом необходима система мер, стимулирующих повышение эффективности использования производственных мощностей и земельных участков предприятий.
В сфере промышленного производства предусматривается разработка и реализация долгосрочной целевой программы модернизации производства и технического перевооружения предприятий обрабатывающей промышленности Тульской области.
В программе будет заложена государственная поддержка приоритетных инвестиционных проектов и внедрения новых технологий в ключевых отраслях промышленности.
Важным условием повышения объёмов промышленного производства, роста производительности труда является развитие системы региональной и межрегиональной кооперации промышленных предприятий. Несомненно, что на этом направлении имеются неиспользованные резервы, на реализации которых необходимо сконцентрировать усилия органов государственной власти региона с максимальным использованием возможностей Тульской торговопромышленной палаты, Союза машиностроителей, Союза
промышленников и предпринимателей, межрегиональных и регионального центров промышленной субконтрактации и партнёрства.
Особое внимание в области придается решению задачи обеспечения потребности промышленности в профессионально подготовленных кадрах, и, в первую очередь, в рабочих, инженерах, конструкторах. В этом направлении необходимо осуществить комплекс мер, гарантирующих максимальный учёт специфики будущей работы при подготовке специалистов. Кроме того, важнейшим фактором остается создание условий для закрепления молодых специалистов на рабочих местах, соответствующих профилю профессионального образования, раскрытию их творческого потенциала. Одним из приоритетных направлений развития промышленности региона будет создание условий для модернизации машиностроительного комплекса, отражающего уровень развития промышленности региона в целом. Основными для машиностроения являются проекты по развитию производства транспортных средств и компонентов к ним, промышленной арматуры, оборудования для эксплуатации магистральных нефте- и газопроводов и энергетического оборудования.
Первоочередные мероприятия поддержки отрасли будут реализованы в развитие территориально-промышленных комплексов на основе машиностроительных предприятий города Тулы и Алексинского района.
В октябре 2010 года подписано соглашение с компанией «Марр Капитал» о создании нового автосборочного производства по выпуску автобусов и грузовых автомобилей марки «Хюндай». Стоимость инвестиционного проекта составляет более 1 млрд руб. На момент завершения строительства первой очереди автосборочного завода «ТулАвто» производственные мощности позволят производить до 4,5 тысяч единиц техники в год. В течение 5 лет планируется увеличить мощности по производству до 25 тысяч единиц в год. Количество рабочих мест составит - не менее 500.
ЗАО «Тяжпромарматура» планирует в 2011 году приступить к строительству кузнечно-прессового производства в посёлке Суходол Алексинского района. Объём инвестиций в проект составит более 3 млрд руб. Количество вновь созданных рабочих мест - до 500 человек.
С целью развития оборонно-промышленного комплекса Тульского региона создается поддержка в формировании и развитии интегрированных структур, осуществляющих разработку, производство и реализацию специальной продукции.
Будет проработан вопрос оказания государственной поддержки предприятиям оборонно-промышленного комплекса путём формирования регионального государственного заказа на продукцию гражданского назначения. Такая мера позволит одновременно решить две важные задачи: обеспечить регион высококачественной и высокотехнологичной продукцией, а также поддержать дальнейшее развитие тульской «оборонки». Предложения по 8 видам продукции уже подготовлены.
В химической промышленности Тульской области приоритет будет отдан развитию территориально-промышленных комплексов на основе химических предприятий города Новомосковска, Щёкинского и Ефремовского районов.
В данном секторе промышленности ведётся активная работа по модернизации производства и внедрению инноваций в Новомосковской АК «Азот» и ОАО «Щёкиноазот».
Развитие металлургического комплекса будет происходить в рамках территориально-промышленного комплекса на основе металлургических предприятий города Тулы.
Расположенные в Туле крупные металлургические предприятия «Тулачермет», Косогорский металлургический завод, «Ванадий-Тула», «Полема» решают задачу повышения конкурентоспособности продукции техперевооружением и внедрением инновационных технологий.
В топливно-энергетическом комплексе будут созданы условия для технологического обновления отрасли, направленного на обеспечение высокой энергетической, экономической и экологической эффективности производства, транспортировки, распределения и использования энергии.
Прогнозируемый рост электропотребления обуславливает востребованность строительства новых генерирующих мощностей в Тульской области, в том числе работающих на угле.
Развитие угольной генерации будет способствовать формированию развитого рынка электроэнергии и снижению её цены. При этом очевиден потенциал местных подмосковных углей.
С учётом сегодняшних реалий либерализации цен на природный газ, уголь вскоре станет конкурентоспособным сырьём. Поэтому в Тульской области разрабатываются инвестиционные проекты возрождения и развития Подмосковного угольного бассейна.
Эффективными технологиями реализации инновационных проектов и создания инновационной инфраструктуры в регионе является создание единого механизма управления инновационными и инвестиционными функциями. Заинтересованность исполнителей во всех этапах единого инновационно-инвестиционного цикла достигается при ориентации этих исполнителей на конечный результат: ответственная сдача
инновационного объекта "под ключ" и участие в реализации инновационных товаров и услуг. Поэтому одной из острых проблем, стоящих перед региональными и федеральными органами, является изыскание эффективного объединяющего механизма, способствующего обеспечению единства управления инновационными и инвестиционными процессами в регионе для активизации и развития инновационной деятельности. В качестве такого механизма, должны выступать инновационно-инжинирингово-инвестиционные центры (фирмы).
Сосредоточение инновационных и инвестиционных функций в одном центре и осуществление этим же центром инжиниринговых технологий по созданию и реализации инновационной продукции обеспечат их импортозамещаемость и последующую конкурентоспособность.
Важной приоритетной проблемой, которую необходимо решить на региональном уровне и которая может обеспечить высокую эффективность деятельности инновационной инфраструктуры региона, является опережающее создание регионального информационного банка данных и знаний инноватики, который должен содержать в себе также многоплановую, комплексную информационную модель территорий региона. Более того, конкурентоспособное развитие регионов с помощью развития инновационной деятельности не может быть перспективным без разработки, ведения и постоянного совершенствования информационной модели территорий, моделей их развития, основанных на использовании современных информационных технологий[3]. В связи с изложенным представляется целесообразным создание в регионе автоматизированного регионального центра инновационно-информационного обеспечения для постоянного поддержания, обновления и эксплуатации инновационноинформационного банка данных и знаний региона.
Библиографический список
1. Шеховцева Л.С. Стратегическое целеполагание регионального
развития: междисциплинарный подход //Экономический вестник
Ростовского государственного университета. 2006.Том 4. № 3. С.134
2. Регион: Проблемы планирования и управления / Под ред. A.C. Новоселова. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2002. 248 с.
3. Коваленко. Е. Г., Зинчук Г.М., Кочеткова A.C. Региональная экономика и управление. СПб.: Питер, 2007. 288 с.
V. Dudka
In article the basic questions connected by development of regional economy in the conditions of modernisation of production-technological sector are considered. On regional examples organic interrelations ofprocesses of modernisation of real production sector and a management system of management are shown by region.
Key words: economy, system, modernisation, region, management.
УДК 658.7(075.8)
Е.П. Михалева, канд. техн. наук, профессор, (4872) 35-20-12, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ);
И.В. Доможирова, аспирант, 89207595871, тпа [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ)
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Выявлены основные проблемы, связанные с управлением товарными запасами в деятельности российских предприятий. Обоснована целесообразность использования предлагаемого маркетинго-логистического подхода, основанного на выделении групп товарных запасов по степени риска невыполнения заказа клиента.
Ключевые слова: товарные запасы, ассортимент, оборачиваемость товарных запасов, риск.
Главной целью управления запасами организации является обеспечение бесперебойной поставки продукции в нужном количестве и установленные сроки и достижение на этой основе полной реализации выпуска продукции при минимальных расходах на содержание запасов.
В связи с тем что товарные запасы представляют собой «замороженные» денежные средства предприятия, поддержание оптимального уровня запасов на складе является основной, а в условиях конкуренции и первоочередной проблемой любого хозяйствующего субъекта.
Анализ подходов, используемых сегодня руководством предприятий к управлению товарными запасами организации, выявил наличие серьезных нерешенных вопросов, среди которых можно назвать следующие:
- цепи поставок обслуживают в основном производства, а не потребителей, следствием чего является возникновение эффекта «хлыста», т. е. огромной неопределенности спроса из-за большого количества ошибок по всей цепи поставок;