ФГОС второго поколения
вопрос или просите о чем-нибудь, подождите, по крайней мере, пять секунд - ребенок воспримет больше информации и, вполне возможно, даст адекватный ответ. Постарайтесь говорить кратко и точно, избегайте длительных монологов. В этом возрасте ребенок становится восприимчивее, если знает, что не придется выслушивать целую лекцию. Например: «Убери, пожалуйста, в шкафу перед тем, как пойдешь гулять», «Сейчас тебе надо выучить физику» и т. д. Иногда достаточно одного слова-напоминания: «Уборка!», «Литература!».
Нередко подросткам бывает сложно с ходу переключить свое внимание на ваш вопрос, особенно если они заняты тем, что им очень нравится. Мало того, ребенок и вправду может вас не слышать (такова особенность внимания в данном возрасте). В таком случае делайте предупреждения - установите временное ограничение: «Я хочу с тобой поговорить через минуту, пожалуйста, отвлекись» или «Мне понадобится твоя помощь через две минуты». При этом установленный временной интервал не должен превышать пяти минут, иначе подросток просто забудет.
Говорите доброжелательно, вежливо - как бы вы хотели, чтобы говорили с вами, - и... ТИХО. Пониженный, приглушенный голос обычно застает человека врасплох, и ребенок обязательно остановится, чтобы послушать вас. Ведь недаром учителя так успешно используют этот прием, чтобы привлечь внимание разбушевавшегося класса.
Будьте внимательным слушателем, не отвлекайтесь на посторонние дела, когда ребенок вам что-то рассказывает. Слушайте его в два раза больше, чем говорите. Ваше взрослеющее дитя просто не сможет стать внимательным слушателем, если ему не у кого этому учиться. Убедитесь, что сами можете служить примером того, что требуете от своего ребенка (обращайте внимание на то, как вы выслушиваете мужа, друзей, родных и, конечно же, самого ребенка).
Если вы очень сильно раздражены, разговор начинать не стоит, Ваше раздражение, агрессия моментально передадутся вашему ребенку, и он вас уже не услышит. Это связано с тем, что одной из психологических особенностей данного возраста является эмоциональная нестабильность, в большей мере обусловленная гормональными изменениями, происходящими в организме ребенка.
Прежде чем что-то сказать, установите зрительный контакт с ребенком. Сначала убедитесь, что он смотрит на вас, а не в сторону (если нет, то попросите посмотреть на вас - этот прием работает и со взрослыми, например, с мужьями). Когда вы смотрите друг другу в глаза - ребенок в вашем распоряжении, можно формулировать свою просьбу или вопрос. Если делать так все время, когда вам нужно внимание ребенка, это приучит его слушать вас.
Видеозапись ««Дружный класс» о способах, помогающих снять агрессию).
Ведущий:
II. Наши дети растут, растут и проблемы, связанные с их воспитанием. Еще недавно главным было объяснить, почему нельзя брать чужие игрушки, а сегодня приходится помочь в установлении дружеских взаимоотношений с друзьями.
(Письмо №3)
«Наша 13-летняя дочь стала командовать всеми своими друзьями и считает, что все должно быть
только так, как ей хочется. Она сама решает, на какой фильм они с друзьями пойдут в кинотеатр, и добивается этого, как только может, даже если не все «за»; она рассказывает, с кем кому лучше дружить или не дружить, - потому что ЕЙ не нравится. Сначала я успокаивала себя, что это неплохо, все задатки лидера, но теперь это переходит все границы. Вижу: если она не остановится, то из-за этой чрезмерной самоуверенности растеряет всех друзей«
Психологическая причина: стремление доминировать в подростковом возрасте чаще всего вызвано повышенной потребностью в одобрении, низкой самооценкой (очень частый спутник пубертатного периода) и просто - отсутствием коммуникативных навыков, если слушаются, значит, друзья меня уважают», - рассуждает подросток. Конечно, вы не в состоянии в корне изменить властный дух ребенка, но вы можете научить его считаться с мнением других.
(Письмо №4)
«Мой сын все время мне врет - по любому поводу, в таких ситуациях, когда этого можно было бы и не делать. Даже по мелочам, просто так. Ведь во многих случаях вранье сразу же всплывает наружу, и он это понимает. И все равно врет! Почему?»
Причина: К сожалению, в подростковом возрасте вранье, тем более, если оно имело место и раньше, становится для ребенка привычнее, он врет чаще. В общении со взрослыми это проявляется потому, что появляется все больше секретов от родителей, а следовательно, и причин обмануть. В общении со сверстниками - чтобы приукрасить свои качества, возможности и способности. Очень плохо, когда это становится привычкой, и утверждение «Само пройдет» здесь явно неуместно. Нужно постараться мягко, деликатно, но решительно отучить своего ребенка врать.
Ведущий:
Мы рассмотрели только маленькую часть проблем, которые испытывают родители при общении с детьми со всевозможными формами агрессии, Нам хотелось бы, чтобы взрослые, занимающиеся воспитанием детей, помнили:
1. что ребенок - это тоже человек;
2. что наиболее успешными становятся те дети, которых любила мать в разные периоды детства и не боялась это показать.
В ходе нашей встречи вы должны были найти ответ на вопрос: почему «Участок»? Может ли быть агрессия и доброй и злой? Мы надеемся, что ответ вы нашли.
Наша Участь зависит от нас самих. Кто предупрежден, тот вооружен.
Это была программа для тех, кто ищет ответа на волнующие вопросы.
Помните, от нас зависит судьба наших близких.
Литература
1. Воровщиков С. Г. Управление и деловые игры. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №2.
2. Зимняя И.А. Основные линии психического развития ребенка //Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 2.
3. Пеньевская Н.Н. Повышение психол о го-педагоги ческой, коммуникативной и правовой культуры родителей на заседаниях родительского клуба «Университет для родителей» //Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №4.
4. Рязанцева Т.В. Психологический КВН //Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №5.
В статье рассматривается опыт проведения в Московском архитектурном институте курсов Открытого Образования по архитектуре, способствующих повышению профессионального художественного уровня преподавателей школ, привлечению школьников и школьных учителей к совместной работе, пропаганде деятельного и сознательного отношения к вопросу формирования визуальной среды своего города.
Топчий Ирина Владимировна
кандидат архитектуры Московский архитектурный институт
Развитие современных информационных технологий и безграничные коммуникационные возможности сети Интернет создали новые условия для общения между людьми, сделав их более открытыми, не связанными с пространством и не ограниченные временем. Многие области человеческой деятельности получили новые дополнительные возможности развития, более всего это, безусловно, образование, коммерческая сфера, коммуникации и социальные отношения. Использование сети Интернет привело к возможности формирования профессиональных содружеств и способствовало появлению новых форм социально-профессионального общения [1; 2]. Виртуальные социумы образовываются на основе общности интересов, являются результатом процесса обмена информацией и новыми знаниями. В архитектурном образовании организация виртуальных сообществ, объединяющих профессиональных архитекторов, педагогов, а также других участников архитектурной деятельности позволит привлечь к решению социальных проблем архитектуры большее количество заинтересованных людей, что соответствует современному пониманию профессионального образования, как инструмента социального развития.
Впервые необходимость использовать коммуникативные возможности сети Интернет возникла в МАРХИ в 2009 году, в процессе организации информационной поддержки мероприятий, направленных на развитие сферы дополнительных образовательных услуг. Перед сотрудниками института, работающими над этим Проектом, стояла задача в короткие сроки распространить информационные образовательные материалы, разработанные преподавателями МАРХИ. Для реализации
поставленной задачи были использованы традиционные корпоративные коммуникации, существующие между архитектурным образованием, проектными организациями, представителями смежных специальностей, а также опыт зарубежных университетов по созданию Открытых Образовательных курсов (ООК), которые уже более десяти лет используют Интернет-публикации для развития междисциплинарного общения.
Первые публикации курсов Открытого Образования по архитектуре в МАРХИ предназначались для использования их профессиональной корпоративной средой - студентами, преподавателями, архитекторами, абитуриентами русскоязычных архитектурных школ. Содержание «пилотной версии» ООК определялось с помощью метода экспертных оценок преподавателями МАРХИ, с учетом существующей степени интереса к темам публикаций [3].
Первоначально были опубликованы десять курсов довузовского образования для подростков и их родителей, тех, кто хочет познакомиться с учебными программами с целью подготовки к вступительным экзаменам в архитектурный вуз. Форма Открытых курсов МАРХИ была выбрана в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к публикациям Консорциум Открытых курсов. Материалы курсов были опубликованы максимально полно и, включали полный теоретический лекционный курс, методические рекомендации по выполнению практических заданий и примеры выполненных работ, то есть позволяли, при желании, самостоятельно освоить программу довузовской подготовки [4].
Темы для шести первых Открытых образовательных курсов профессионального послевузовского образования были выбраны также на основании экспертной оцен-
ки специалистов и соответствовали актуальным проблемам архитектурной практики. В числе первых публикаций ООК были освещены вопросы градостроительного законодательства, использования энергосберегающих технологий, проектирования городского освещения, дизайна городской среды и ландшафтного дизайна.
Анализ результатов проделанной работы позволил сделать следующие выводы и наметить перспективы для дальнейшей работы:
- необходимо выработать приоритетные направления работы, учитывающие потребности в архитектурном образовании у разных категорий потенциальных пользователей, поскольку множественность вариантов и разброс экспертных оценок не позволяет эффективно использовать этот метод;
- необходимо организовать многостороннюю связь с потребителями ООК и определить круга лиц, которые могут быть заинтересованы в получения дополнительного архитектурного образования, что позволит оценить эффективность и качество публикаций ООК, а также повысить экономическую эффективность работы ВУЗа;
- основой для создания системы дополнительного архитектурного образования и формирования информационно-образовательных архитектурных сообществ является информационно-образовательный характер ООК.
Выработка приоритетных направлений работы над Открытыми образовательными курсами осуществлялась на основании изучения планов социального-экономиче-ского развития г. Москвы, которые определены в приоритетных национальных программах и городских целевых программах Московского правительства (ГЦП). Автором статьи были изучены задачи, которые содержатся в ГЦП с позиции возможности участия в них МАРХИ, как инициатора публикаций Открытых образовательных курсов и формирования вокруг ООК виртуальных социумов.
Городские целевые программы представляют собой комплексы мероприятий, направленных на обеспечение решения приоритетных экономических, социальных, культурных, экологических и других задач города, учитывают особенности развития отраслей и комплексов городского хозяйства, а также формируют приоритеты в развитии административно-территориальных единиц города Москвы. В настоящее время в процессе реализации находятся восемьдесят восемь ГЦП по двенадцати основным направлениям развития города, с том числе эксплуатации объектов недвижимости, капитальном строительстве, благоустройстве, ресурсосбережении, социальных вопросах, ремонте и надлежащей эксплуатации жилого фонда, инвестиционных программах и т.п. [5].
Определение актуальных направлений профессионального дополнительного образования и дефицита специалистов архитектурно-строительного профиля были выявлены в результате анализа задач ГЦП г. Москвы. Имеет смысл отметить, что в большинстве действующих Программ Стройкомплекса Москвы не содержат задач, связанных с его кадровым обеспечением. Исключения составляют программы, направленные на решение проблем, связанных с нехваткой ресурсов, таких как «Городская программа подготовки к комплексному градостроительному освоению подземного пространства
города Москвы на период 2009-2011 гг.», «Энергосберегающее домостроение в городе Москве на 2010-2014 гг. и на перспективу до 2020 года». По ряду специальностей нехватка профильных специалистов, требующихся для реализации поставленных задач, составляет более 70% от современного числа выпускников вузов. Социально-экономические прогнозы развития Москвы свидетельствуют о том, что на ближайшие 10-15 лет в городе сохраняются как тенденция роста численности населения, так и проблема экономного использования имеющихся (в т.ч. земельных и энергетических) ресурсов.
Демографические данные о составе населения Москвы свидетельствуют о проблемах создания устойчивой среды жизни, появляющихся с ростом численности инвалидов и лиц пожилого возраста. В настоящее время (по приведенным статистическим данным) в Москве проживает около 1,3 млн. инвалидов, большинство из которых нуждается в создании особых условий, учитывающих специфику их физических возможностей. Устойчивая среда жизни в мегаполисе должна отвечать принципу универсальности, то есть быть одинаково комфортной как для физически развитых людей, так и для людей, имеющих физические недостатки. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что архитекторам необходимо владеть «универсальными» умениями проектирования.
Данные социально-экономического развития и анализ демографических тенденций Москвы свидетельствуют о том, что приоритетными направлениями разработки программ дополнительного профессионального образования архитекторов в современных условиях должны стать комплексная программа под общим названием «Подземная Урбанистика», включающая разделы комплексной реконструкции районов г. Москвы и реставрации отдельных сооружений, особенностей освещения и цветового решения подземного пространства; комплексная программа «Энергосберегающее домостроение», соединяющая в себе инновационные инженерно- технические и проектно-научные разработки; комплексная программа под общим названием «Универсальный дизайн городской среды» по адаптации городской среды и объектов нового строительства под физические возможности инвалидов.
Последовательность действий, которая представляется наиболее эффективной для внедрения разработанных программ, состоит в информировании профессионального сообщества о возможности получения дополнительного образования по требующимся специализациям с помощью организации виртуального профессионального социума на базе Открытых образовательных курсов и последующая организация очных и дистанционных курсов повышения квалификации.
Потенциал, которым располагает архитектурное образование МАРХИ, может быть использован для решения социально-воспитательных и информационных задач. Решение многих социальных проблем Москвы связанно с пропагандой здорового образа жизни, организацией проведения досуга жителей, развитием туризма, сохранением культурного наследия города. Многие ГЦП г. Москвы, такие как «Культура Москвы (2008-2010 гг.)», «Развитие телекоммуникаций и средств массовой информации в городе Москве» на 2009-2011 гг., «Столичное образование», по форме
относятся к социальной сфере, хотя направлены на изучение и преобразование пространственной среды города. Использование опыта начального профессионального архитектурного образования, накопленного при обучении ряда дисциплин, относящихся к основам проектного творчества, изучению истории искусства, архитектуры, культуры и не требующих предшествующей профессиональной подготовки, может помочь в решении задач, связанных с воспитательной и куль-турно-образовательной деятельностью.
Примером работы в данном направлении служит проект «Москонструкт», выполненный МАРХИ и римским университетом «Л а Сап иен ца» при поддержке Европейского Союза в 2008-2009 годах. Проект показал резервы архитектурной деятельности, направленной на организацию взаимодействия между профессиональными преподавателя ми-архитектора ми
и жителями города. При выполнении Проекта был осуществлен комплекс научно-образовательных мероприятий, в том числе проведена научно-исследовательская работа по выявлению памятников архитектуры, организованы семинары, экскурсии и выставки современного искусства. Опубликованные в Интернет материалы проекта привлекли и объединили людей, не равнодушных к проблеме сохранения культурного наследия, Информационное сообщество, сформированное в процессе работы над Проектом «Моско-структ» действует до настоящего времени [6].
Другим примером социальной деятельности профессиональных архитекторов является разработка и внедрение программ повышения квалификации для учителей средних школ, работающих по дисциплинам изобразительного цикла. Цель, которую ставили разработчиками программы, состояла в повышении профессионального художественного уровня преподавателей школ, привлечение школьников и школьных учителей к совместной работе, пропаганда деятельного и сознательного отношения к вопросу формирования визуальной среды своего города. Главной задачей, которая стояла перед учителями, проходящими курсы повышения квалификации в МАРХИ, была подготовка учащихся средних школ к выполнению заданий художественной Олимпиады «Школа будущего», которая проходила в рамках Года Учителя. Задание Олимпиады выбиралось с учетом профессиональных интересов архитекторов, и было направлено на поиск новых идей для оформления фасадов школьных зданий. Разработка условий проведения Олимпиады, информационная работа по ее организации, публикация в Интернете работ победителей - все это было задумано и реализовано как социально ориентированная акция профессионального архитектурного образования.
Опыт взаимодействия между профессиональными архитекторами и жителями города свидетельствует о том, что целесообразным является разработка курсов повышения квалификации для представителей специальностей, занятых воспитанием, образованием и культурным взаимодействием, в том числе для учителей средних школ, работников сферы культуры, туризма, рекламы и информации. Использование коммуникационных возможностей Интернет в плане публикации и популяризации информационно-образовательных ООК, формирование во-
круг них постоянно действующих Интернет - сообществ, способствует распространению опыта качественного архитектурного образования, информированию о возможностях получения дополнительного образования, привлечение к участию в культурных мероприятиях большого числа заинтересованных людей.
Эффективным представляется последовательность информационно-образовательной деятельности, состоящая из научных исследований, направленных на разработку учебных курсов и учитывающих потребности потенциальных обучающихся (целевую аудиторию); сканирование, оцифровка, редактирование материалов и публикация курсов в Интернет по форме ООК; создание Открытых (дистанционных) форм обучения и формирование с их помощью виртуального сообщества; совместная деятельность - апробация результатов научных исследований и образовательных курсов в процессе выполнения проектной, научной, практической деятельности по теме курса; анализ полученных результатов и проведение рекламно-информационной компании.
Коммуникационные свойства Интернет позволяют объединить людей с ограниченными возможностями для совместной творческой деятельности, создать условия для их объединения и общения на творческой основе, как между собой, так и с другими людьми. Обучение творческим дисциплинам людей разного возраста, которым ранее было не доступно получение такого образования, позволит решить многие задачи формирования и развития личности, обусловленные возрастными особенностями и учитывающие специфику физических ограничений. Новое направление деятельности МАРХИ по внедрению ООК связано с разработкой программ социальной адаптации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями.
Традиции российского архитектурного образования, основанные на художественно-композиционном творчестве, в основе которого лежит синтез искусств, изучение теоретических дисциплин (истории искусства, культуры, архитектуры, градостроительства, конструкций) в сочетании с опытом практической работы по формообразованию служат основой для разработки терапевтических программ «Арт» и «Арх»-терапии. Значительный социальный эффект, который планируется получить в результате развития дополнительного архитектурного образования для людей разного возраста с ограниченными возможностями, определяет данное направление как стратегическое для МАРХИ на ближайшую перспективу.
Использование для решения актуальных социальных задач потенциала архитектурного образования МАРХИ и новых возможностей информационных технологий, позволяет определить стратегические направления инновационной деятельности по развитию содержания, форм и средств дополнительного архитектурного образования:
- определение компонентов содержания дополнительного профессионального и дополнительного непрофессионального архитектурного образования, связано с решением социальных задач, существующих в г Москве и обусловленных нехваткой финансовых, земельных и энергетических ресурсов, а также необходимостью создания равных условий жизни для жителей города, независимо от их возрастных, физических и других особенностей;
- эффективное использование образовательного потенциала возможно при использовании инновационных форм социального взаимодействия между профессиональной архитектурной средой и жителями города, поскольку создает условия для совместной деятельности и привлечения большого числа людей к решению социальных проблем города, а также позволит повысить качество профессионального образования;
- при организации дополнительных форм архитектурного образования целесообразно использовать инновационные технические и технологические разработки, с помощью которых возможно создание эффективных условий для творческого общения между профессиональной архитектурной средой, профессиональными и непрофессиональными архитекторами, а так же жителями города, принимающими активное участие в формировании пространственной среды.
В настоящее время в МАРХИ разрабатывается Программа мероприятий по созданию комплекса информационно-образовательных проектов, включающих публикацию Открытых образовательных курсов, организацию виртуальных сообществ, разработку программ дополнительного профессионального и со-циально-ориентированного образования, использующего дистанционные технологии обучения, происходит поиск партнеров- организаций и частных лиц, заинтересованных в учебно-методическом, научном и инвестиционном сотрудничестве. Консолидированные
усилия всех заинтересованных сторон будут способствовать активизации социальных аспектов профессионального архитектурного образования, сохранив лучшие традиции отечественной архитектурной научной школы и ориентировав их на решение актуальных социально-экономических проблем города. Инновационная деятельность по развитию дополнительного архитектурного образования в столичном регионе может стать интересным инновационным профильным проектом, достойным для внедрения в регионах.
Литература
1. Canoe А.М. Влияние Интернет - коммуникаций на процесс формирования сообщества российских трейдеров (Социологический анализ): Дисс. канд. социол. Наук, Новочеркасск, 2004. -156 с.
2. Моисеева М.В. Интернет в образовании: специализированный курс/ М.В.Моисеева, Е.С. Полат, М.Ю. Бухарки-на. - М.: «Обучение-сервис», 2006,с.248.
3. Интернет-адрес публикации 00К МАРХИ http://www. marhi.ru/open/
4. Топчий И.В. Публикация открытых образовательных курсов в сети Интернет. Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ. Тезисы докладов научно-практической конференции 12-16 апреля 2010 г. С.94-95.
5. Интернет-адрес сайта Московского правительства http:// www.mos.ru
6. Интернет-адрес Проекта «М ос конструкт» www.
moskonstruct.org
В работе представлен опыт учебного заведения по управлению ключевыми процессами жизнедеятельности педагогического колледжа, который обеспечивает качественную подготовку специалист.
Габдрахманов Наиль Газизович
кандидат педагогических наук директор ГАОУ СПО «Арский педагогический колледж им. Г.Тукая» Султанова ГузэльМансуровна кандидат педагогических наук зам. директора по научно-экспериментальной работе
1. Чтобы результативно функционировать, учебное заведение должно определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Любая деятельность, совершаемая в колледже, может рассматриваться как процесс логически упорядоченной последовательности этапов
(операций), преобразующих входы и выходы. При этом зачастую выход одного процесса образует непосредственно вход другого. Процессный подход предполагает наличие в колледже системы динамичных процессов, которые взаимосвязаны и управляемы. Процессы могут быть ключевыми и вспомогатель-
ными. Ключевые процессы определяются, исходя из стратегических целей колледжа, так как они оказывают решающее воздействие на их достижение.
Ключевыми процессами колледжа являются:
- Формирование контингента обучающихся на основании изучения и анализа потребностей системы образования в квалифицированных специалистов (ответственные: председатель приемной комиссии - директор колледжа - Габдрахманов Н. Г., заведующие отделениями: Шарифзянова С. X., Гарифуллина Л. Р., Гатина Р. Ш., Шигапов М. М.);
- Планирование образовательных услуг в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ответственные: Мусина Л. Н., зам. директора по учебной работе, Гарипова Г. А., методист колледжа);
- Проектирование образовательных услуг в соответствии с результатами исследования рынка образовательных услуг и рынка труда, процессы планирования, разработки, а также управления ресурсами и внутреннего информирования (ответственные: Гарипова Г, А., Султанова Г. М., зам. директора по научно-экспериментальной работе, заведующие кафедрами);
- Выполнение учебной и воспитательной деятельности (ответственные: Мусина Л. Н., Алеева В, Н., зам. директора по воспитательной работе).
- Контроль и анализ качества обучения в соответствии с анализом оценок и удовлетворенности потребителя (ответственные: замдиректора по учебной, воспитательной работе и производственной практике Мусина Л. Н., Алеева В. Н., Файзрахманова Б. И.).
- Организация научно-исследовательской и экспериментальной деятельности (ответственные: зам. директора по научно-экспериментальной работе Султанова Г. М., руководители творческих групп).
Ответственность и полномочия сотрудников сформированы в виде должностных инструкций, утвержденных директором в виде должностных обязанностей. Содержание и взаимодействие процессов отражены в Положениях о структурных подразделениях и функциональных инструкциях. Структура колледжа и перечень нормативных локальных актов представлены в Уставе колледжа.
Обеспечение профессионального роста учителей со средним специальным образованием и улучшени-ея качества образовательных услуг являются одними из приоритетных проблем образования, так как они напрямую связаны с качеством жизни населения. Решение этих проблем связано с вопросами управления качеством формирования контингента, планированием подготовки учителей. Эта работа начинается с анализа кадровой структуры образовательной отрасли, проведения мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда.
С целью формирования контингента обучающихся совершенствуется профориентационная подготовка как важный элемент управления качеством контингента абитуриентов. Одно из заседаний педагогического совета колледжа от 16 декабря 2009 года по теме «Совершенствование форм деятельности педагогического коллектива по приему студентов в колледж как важный фактор повышения качества подготовки специалистов» было посвящено данному процессу. Ос-
новными задачами управления качеством формирования контингента обучающихся является: разработка критериев качества контингента абитуриентов, разработка показателей качества рекламно-профориен-тационной работы и допрофессиональной подготовки по профилирующим дисциплинам на подготовительных курсах и в «Летней школе абитуриента», формирование требований к контрольным материалам вступительных экзаменов как элемента обеспечения качества контингента обучающихся, разработка показателей качества дополнительного образования.
С учетом результатов образовательных услуг исследования рынка колледж реализует программы дополнительного образования (от 72 до 500 часов) по направлениям «Преподавание в начальных классах», «Организатор детского коллектива», «Музыкальное образование» и «Татарский язык и литература». Программы курсов повышения разработаны преподавателями колледжа в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, утвержденных Министерством общего и профессионального образования РФ 18 июня 1997г., №1221. Продумано содержание входного и выходного анкетирования. Результаты анкет об удовлетворенности слушателей качеством проведенных курсов, пожелания и предложения обучающихся учитываются при корректировке учебных программ, учебно-тематических планов, совершенствуются формы итоговой аттестации курсов повышения квалификации.
Оценка эффективности ключевых процессов проводится на заседаниях различного уровня: Научно-ме-тодического совета колледжа (протокол от 23 декабря 2009 года), заседаний кафедр, совещаний при директоре, педагогического совета (8 апреля 2010 года), производственных совещаний. При оценке влияния ключевых процессов на качество подготовки специалистов с 2006 года используются результаты анкетирования, их анализ, предпринимаются корректирующие и предупреждающие действия. Если раньше анкетированием были охвачены аттестующиеся преподаватели и их студенты, слушатели курсов повышения квалификации, то в результате анкетирования, проведенного 14 апреля 2010года, были получены данные об удовлетворенности образовательным процессом 79,2% всех студентов, 99,8% слушателей курсов повышения квалификации.
2. Процессы, обеспечивающие качество по подготовке специалистов, прописаны в локальных нормативных актах колледжа. При корректировке учебного процесса формируются нормативы, штатное расписание, материальное и хозяйственное обеспечение, внутреннее информирование. Корректировке подвергаются основные нормативные документы: рабочие учебные планы, рабочие программы, учебно-методические комплексы, контрольно - измерительные материалы. Комплексная система контроля и управления качеством учебного процесса, которая включает в себя анализ результатов вступительных экзаменов, текущий контроль, итоговый контроль, проверку остаточных знаний, промежуточную аттестацию, итоговую аттестацию, обеспечивает качество образовательного процесса. Осуществляе-