References
1. Kruteckij V.A. Psihologiya matematicheskih sposobnostej shkol'nikov. Moskva: Prosveschenie, 1968.
2. Tokmazov G.V. Ispol'zovanie informacionnyh tehnologij pri issledovanii matematicheskih modelej na osnove mezhpredmetnyh svyazej. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 158 - 161.
3. Tokmazov G.V., Pan'kina S.I., Lyutikova M.N., Korsun G.P. Reshenieprostejshih matematicheskih zadach v srede MSExceli v srede MathCAD: uchebnoe posobie. Novorossijsk: GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2019.
4. Tokmazov G.V., Pan'kina S.I., Lyutikova M.N. Reshenie prostejshih matematicheskih zadach v srede MS Excel i v srede MatCad: uchebnoe posobie: v 2 ch. Ch. 2. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2019.
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Moskva: Prosveschenie, 2011.
Статья поступила в редакцию 19.09.19
УДК 37.032.2.
Topchiy I.V., Cand. of Architecture, Director of Preparatory Department, Moscow Institute of Architecture (State Academy) (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
MONITORING OF THE EDUCATIONAL PURPOSES OF ART AND APPLIED ARTS PROGRAMS IN THE PROJECT OF "MOSCOW LONGEVITY". The paper is a study of methods and contents of teaching "3rd"-aged people in the field of drawing and art-subject creation. Which are included in the model of supplementary architectural and artistic education at the Moscow Architectural Institute (State Academy). The novelty of this research lies in the formulation of the problem of attracting architects to solving socially important problems of society and for the use of the intellectual potential of architectural education. The relevance of creating these programs is confirmed by data on the growth of the population of the "3rd" age in the developed countries of the world. New challenges cannot be solved by a small circle of specialists, but require the joint efforts of different professional and social groups. These include the intellectual resources of vocational education, in particular, architectural and art. To prove this, the author gives the results of foreign studies evaluating the potential of further education for the prevention of cognitive impairment and in comparison with other types of leisure (physical and intellectual activity). The article contains an overview of Russian theory and practice of teaching art to people of the "3rd" age, who are studied when writing the initial version of the programs "Drawing" and "Art and Applied Creativity". Outlining the goal of improving the quality of teaching, clarifying the motivation of students, identifying their level of art and design training, the author conducted a sociological study. The results of the study, which are presented in the article, allow us to conclude that it is necessary to expand the number of participants and distinguish among them groups of people with art education.
Key words: supplementary architectural education, social pedagogy, personal development, "Moscow Longevity", "3rd"-aged education.
И.В. Топчий, канд. архитектуры, директор подготовительных курсов Московского архитектурного института (Государственной академии),
г. Москва, E-mail: [email protected]
МОНИТОРИНГ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ В ПРОГРАММАХ ПО ИСКУССТВУ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ ПРОЕКТА «МОСКОВСКОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ»
Статья посвящена разработке методов и содержания обучения людей «3-го» возраста в области рисования и художественно-предметного творчества, входящим в модели дополнительного архитектурно-художественного образования в Московском архитектурном институте (Государственной академии). Новизна исследования заключается в постановке самой задачи привлечения архитекторов к решению социально значимых задач общества и использования для этого интеллектуального потенциала архитектурного образования. Актуальность создания данных программ подтверждается данными о росте численности населения «3-го» возраста в развитых странах мира. Новые вызовы не могут быть решены узким кругом специалистов, а требуют совместных усилий разных профессиональных и социальных групп. К их числу относятся интеллектуальные ресурсы профессионального образования, в частности, архитектурно-художественного. Для доказательства автор приводит результаты зарубежных исследований по оценке потенциала дополнительного образования для профилактики когнитивных нарушений в сравнении с другими видами досуга (физической и интеллектуальной активности). Статья содержит обзор российской теории и практики обучения искусству людей «3-го» возраста, которые изучались при написании начального варианта программ «Рисунок» и «Художественно-прикладное творчество». Намечая цель повышения качества преподавания, уточнения мотивации обучающихся, выявления их уровня художественно-конструкторской подготовки, автором было проведено социологическое исследование. Результаты исследования (приводятся в статье) позволяют сделать вывод о необходимости расширения числа участников и выделения среди них группы лиц с художественным образованием.
Ключевые слова: дополнительное архитектурное образование, социальная педагогика, личное развитие, «Московское долголетие», обучение «3-го» возраста.
Участие «Московского архитектурного института (государственной академии)» в программе «Московское долголетие» явилось логическим продолжением стратегии повышения уровня знаний в области искусства и архитектуры среди детей и взрослых, поддерживающей задачу профессиональной ориентации подготовительных курсов МАРХИ [1]. Возможность появления нового направления на курсах - обучение людей «3-го» возраста было подготовлено двухсотлетним опытом довузовского образования, созданными уникальными методами обучения рисунку и композиции «с нуля».
Интерес к изучению основ искусства и архитектуры в МАРХИ подтверждался участием старших родственников в многочисленных профориентационных мероприятиях, проводимых подготовительными курсами: публичных лекциях об архитектуре, мастер-классах, молодежных конкурсах, мероприятиях программы «Университетские субботы», а также созданных в начале XXI века Открытых курсах по архитектуре (www.open-marhi.ru) и системах дистанционного образования (www.distant-marhi.ru). Так, в конкурсах «Наследники В. Шухова» (2012 - 2019 гг) большинство конкурсных арт-объектов создавали всей семьей. И хотя конкурс был молодежным и ориентировался на участие школьников средних и старших классов, логичнее, учитывая составы команд, было бы назвать его семейным.
Первые программы арт-терапевтического направления были созданы для дистанционного обучения детей «Одаренный ребенок» и «Жизнь в творчестве» (идея И. Топчий, автор Н. Гулевич). Они основывались на семантических свойствах цвета и формы, психологии восприятия цвета и формы, методах обучения объемно-пространственным и плоскостным композициям. Арт-терапевтический
эффект достигался как во время самого процесса творчества, так и при сопровождающих обучение коммуникациях: участии в выставках, обсуждении работ, изготовлении и презентации подарков, создании предметов декорирования пространства. Развитие данного направления основывается на современных подходах к архитектурному образованию и политике общественного взаимодействия, международной практике архитектурного образования, направленных на решение социальных проблем общества средствами архитектуры и искусства.
Одной из социальных проблем развитых стран мира является увеличение доли людей старшего возраста. По данным Всемирной Организации здравоохранения, доля людей старше 60 лет, который чаще всего указывают как момент перехода в «3-й» возраст, неуклонно растет. И к 2050 году составит около 27% населения Европейских стран [2]. В социальном плане представители старшего возраста нуждаются в создании условий активной жизни, интеллектуальной и физической. По другим данным, моментом начала старения следует считать возраст 45 лет. В этот период начинается рост числа людей, подверженных умеренным когнитивным нарушениям и деменции по типу Альцгеймера. Профилактика хронических заболеваний является медико-социальной проблемой и входит в программу поддержания здорового старения наряду с обеспечением медикаментами и созданием комфортной пространственной среды [3].
Медицинские возможности профилактики когнитивных нарушений, связанных с возрастными изменениями, сравнимы с другими видами активного досуга [4]. Методика исследования исключала физические нагрузки у контрольной группы, акцентируя внимание на положительных воздействиях активного досуга,
таких как чтение книг, разгадывание кроссвордов, посещение культурных мероприятий, вязание, рисование, видеоигры.
Когортное исследование опиралось на группу лиц, активно посещающих курсы дополнительного образования (92,5%). По сравнению с контрольной группой лиц, в которой познавательной деятельностью занимались не более 55,7%, в первой группе наблюдалось значительное улучшение эпизодической и рабочей памяти, исполнительной функции. Авторы исследования сравнили полученные результаты с опубликованными научными работами в пяти систематических обзорах, включающих труды 459 авторов. И пришли к выводу о наличии положительной зависимости между участием в познавательно-стимулирующих досуговых мероприятиях и снижением заболеваемости деменцией в сочетании с улучшением когнитивной производительности. Был сделан вывод о том, что, несмотря на минимальную продолжительность дополнительного образования, составляющую от трех месяцев до одного года, оно положительным образом влияет на когнитивную функцию. Заданный период обучения для программ «Московское долголетие» в МАРХИ составляет три месяца, что соответствует минимальным срокам дополнительного образования, однако и он достаточен для достижения терапевтического эффекта.
Важность постоянной, а не эпизодической интеллектуальной и социальной активности указывает на то, что при разработке методики обучения необходимо
ориентироваться на возможность продолжения образования собственными силами, то есть посредством самообразования и участия в творческих конкурсах и фестивалях искусств.
Условием выбора содержания учебных программ было использование опыта преподавателей МАРХИ и компонентов содержания архитектурного образования. Исследуя возможные варианты, были изучены результаты социологических опросов лиц старшего возраста, выполненные отечественными и зарубежными специалистами, а также проанализирован опыт практической деятельности. Предпочтения участников «Московского долголетия» в 2018 году были сосредоточены на изучении информационных технологий, английского языка, занятиях фитнесом, общей физической подготовкой [5]. Следует предположить, что владения информационными технологиями и английским языком являются неотъемлемыми атрибутами современных коммуникаций. Не удивляет и осознание ценности дозированной физической нагрузки для поддержания хорошего самочувствия.
Программы по изучению искусства и художественно-прикладному творчеству, которые соответствуют художественно-композиционным компонентам профессионального архитектурного образования, также были предложены участникам, но не вызвали большого интереса, несмотря на то, что именно данные направления являются традиционными занятиями, предлагаемыми для людей
NN вопроса 1. Вопрос и варианты ответов Делали ли Вы когда-либо макеты или модели? Количество в % от ответивших общего положительно числа
Нет, никогда 5 50
Делал(а) с детьми и внуками Делал (а), для работы 2 20 5 50
2 Что Вас привлекло к обучению в МАРХИ: У меня в МАРХИ учатся (учились) дети (внуки) 0
Язаканчивал (а) МАРХИ и хочу вспомнить годы учебы 0
Очень хорошие преподаватели 5 50
3 Близко кдому Нравится посещать здание МАРХИ, памятник архитектуры Почему Вы выбр али прогр амму «Прикладное творчество» в МАРХИ? (можно выбрать несколько пунктов) 2 20 9 90
Люблю творчество и люблю делать что-то руками 5 50
Хочу научиться моделировать 3 30
Хочу заполнить свободное время 1 10
Хочу улучшить свои художественные навыки 3 30
Хочу найти новых знакомых, разделяющих мои интересы 1 10
Хочу почувствовать себя студентом МАРХИ 4 40
Хочу принять участие в Фестивале «Москва пряничная» 2 20
4 Что Вы ожидаете от обучения? Смогу принять участие в Фестивале «Москва пряничная» 2 20
Буду заниматься с внуками 1 10
Получу удовольствие от общения 9 90
5 Знакомы ли Вы с другими публичными пр ограммами и инициативами МАРХИ? Посещал (а) программу «Унивфситетские субботы» в МАРХИ
Был (а) на публичных лекциях в МАРХИ
Посещал (а) конкурсы «Наследники В Шухова»
Посещал другие мероприятия, какие?
Нет, не з наком (а) 10 100
Рис. 1. Результаты социологического исследования мотивации участников проекта «Московское долголетие». Программа «Прикладное творчество»
NN вопроса Вопрос и варианты ответов Количество в % от ответивших общего положительно числа
1. Умеете ли вы рисовать ? умею и люблю нет, не умею совсем 2 13,3 8 53Д
когда-то учился (ась) в художественной школе 5 33,3
2 у меня есть художественное образование Что Вас привлекло к обучению в МАРХИ: У меня в МАРХИ учатся (учились) дети (внуки) Язаканчивал (а) МАРХИ и хочу вспомнить годы учебы 1 6,6 1 6,6 2 13^
Очень хорошие преподаватели Близко кдому 8 53,2 3 19,98
Нравится посещать здание МАРХИ, памятник архитектуры 9 59,94
3 Поч ему Вы выбр али пр огр амму «Рисование» в МАРХИ? Люблю рисовать Хочу научиться рисовать 4 26,4 11 72,6
Хочу заполнить свободное время Хочу улучшить свои художественные навыки 3 19,98 4 26,4
Хочу найти новых знакомых, разделяющих мои интересы Хочу почувствовать себя студентом МАРХИ 3 19,98 1 6,6
4 Что Вы ожидаете от обучения?
Научусь рисовать и буду рисовать дома и в путешествиях 12 79,2
Сделаю картины для оф ормления своего интерьера 5 33
Руду рисовать с внуками 4 26,4
Приму участие в художественной выставке 3 19,98
Сделаю подарки своим близким и друзьям 5 33
5 Получу удовольствие от общения Знакомы ли Вы с другими публичными пр ограммами и инициативами МАРХИ? 9 59,94
Посещал (а) программу «Университетские субботы» в МАРХИ Был (а) на публичных лекциях в МАРХИ Посещал (а) конкурсы «Наследники Б.Шухова»
Посещал другие мероприятия, какие?
Нет, не з наком (а) 15 100
Рис. 2. Результаты социологического исследования мотивации участников проекта «Московское долголетие».
Программа «Рисунок»
старшего возраста, которые помогают решить как минимум две составляющие поддержания когнитивных функций: активизацию и социальные контакты [6], [7]. Опросы участников программы «Московское долголетие» 2018 года показывают, что мотивация участия в программе имеет преимущественно социально-психологические основания. Совокупная доля социально-психологических причин, таких как потребность в общении (25,7%), желание научиться новому(25,7%), желание интересно проводить время(22,5%), желание быть в центре событий (8%) составляет более трех четвертей всех ответов [8]. Основанная задача таких программ состоит в создании позитивного настроя для участников: «научиться видеть красоту», познакомиться с работами русских художников и поддержать общение с интересными людьми [9].
Анализ программ по искусству для людей «3-го» возраста, которые предлагаются несколькими образовательными организациями Москвы, показал разнообразие образовательных концепций.
Факультетом искусств «Серебряного университета» МГПУ разработаны программы по освоению оригинальных художественных техник (рисование сухой кистью, технике монотипии) и изучению истории живописи. Они предполагают участие лиц старшего возраста, не имевших ранее опыта искусства и работы в нем [10]. Задачей обучения является формирование собственного мнения и предпочтений в живописи. Очевидно, что эти программы не будут интересны лицам, имеющим опыт в живописи и знающим историю мирового искусства. Можно предположить, что в Москве, где расположены несколько федеральных вузов, выпускающих специалистов в области пластических искусств, и живущей активной художественной жизнью, будет востребована программа для профессиональных художников «3-го» возраста.
Исследования ученых, посвященные особенностям обучения людей «3-го» возраста, фокусируются, преимущественно, на физиологических особенностях старения и преследуют цель сохранения когнитивных функций, не учитывают
предшествующий жизненный опыт и навыки, гендерную специфику обучающихся. Дополнительное обучение лиц старшего возраста принято считать социально направленными действиями, обращенными на улучшении качества жизни людей, отошедшими от экономически активной деятельности. Финансирование образования лиц «3-го» возраста за рубежом, преимущественно, ведется из бюджетов территориальных образований, а программы разрабатываются университетами [11]. По аналогичному пути идет программа «Московское долголетие».
При написании пилотных программ «Рисование» и «Художественно-прикладное творчество» использовалась концепция художественного образования, аналогичная содержанию и методам обучения старшеклассников. При этом было очевидно, что необходимо корректировать содержание программ, методы обучения и, вероятно, учитывать разнообразие в уровнях художественного образования участников, что определило цель и состав задач социологического исследования, которое проводилось в виде письменного анкетирования участников программ. Численность респондентов: 10 человек - участники программ «Художественно-прикладное творчество» и 15 человек - участники программы «Рисование».
При составлении анкет были выделены два важных момента: наличие художественного образования и уровень знакомства с архитектурой и искусством; второй - ожидания от обучения и причины участия в программе «Московское долголетие». Ответы на вопросы должны были выявить разнообразие начального уровня обучающихся, подтвердить или опровергнуть гипотезу о наличии их опыта в изобразительном искусстве. Вопросы второй категории касались неучтенных интересов и предпочтений, восприятия предложенного материала и пожеланий на будущее. На ряд вопросов можно было выбирать несколько вариантов ответов, поэтому суммарные баллы могли достигать более 100%.
Анализируя полученные результаты, можно сделать ряд выводов и принять их во внимание в дальнейшей работе.
I. Причинами прихода в МАРХИ для участия в программах «Московское долголетие» у подавляющего большинства респондентов являются ценность здания института и репутация его преподавателей. Об этом свидетельствуют почти 100% респондентов, ответивших на соответствующие вопросы. Следует предположить, что имеет значение репутация МАРХИ, сложившаяся на протяжении ХХ века, и абсолютное отсутствие информации о современных публичных культурных инициативах института (100% в обеих анкетах).
Полученные результаты показывают, что мотивацией обучения большинства участников является стремление хорошо провести свободное время в МАРХИ и получить удовольствие от общения.
Библиографический список
II. При формировании содержания программы «Прикладное творчество» и разработке методов обучения следует учитывать разнородность у участников программы умений моделировать и создавать вариации учебных знаний, ориентироваться как на изучение техники моделирования «с азов», так и совершенствование имеющихся навыков.
Мотивы участия в данной программе различные из-за равномерного распределения предпочтений, выделить доминирующий мотив трудно. Подавляющее большинство респондентов стремятся улучшить свои художественные навыки. Данное обстоятельство необходимо учитывать при оценке эффективности обучения по программе «Художественно-предметное творчество». Обращает внимание, что первоначальная идея привлечения обучающихся к участию в фестивале «Москва пряничная», послужившая основанием создания данной программы, нашла поддержку только у двух из десяти участников. Несмотря на то, что данная художественная инициатива является уникальной и может быть реализована на основании уникального художественно-конструкторского опыта преподавателей-архитекторов.
III. Результаты социологического исследования мотивации участников проекта «Московское долголетие» по программе «Рисунок» показывают следующее. Анализ данных о профессиональной подготовке обучающихся свидетельствует о большом различии - от полного неумения рисовать (3 человека), до наличия высшего художественного образования (3 человека). Остальные 9 участников программы имеют небольшой опыт в создании рисунка, полученный во время обучения в художественных школах и при освоении аналогичных программ в других учебных заведениях. Это представляет определенные трудности при составлении программы. Дифференциация обучающихся по уровням подготовки возможна при увеличении числа участников, что возможно при проведении целевого набора и создании целевой рекламы, в том числе с привлечением творческих союзов архитекторов и дизайнеров.
Интересно, что респонденты осознают ограниченность периода обучения в МАРХИ и намечают перспективы использования полученных художественных навыков для проведения свободного времени. Три четверти респондентов указали, что планируют «рисовать в путешествиях», тем самым наметили направление развития художественных программ на пленэре и возможность организации выездной практики.
Относительно небольшая часть (менее одной третьей) респондентов выразили нежелание найти новых знакомых, разделяющих их интересы. Тем самым была опровергнута первоначальная идея о всеобщей потребности в общении у людей «3-го» возраста и их желании использовать искусство для общения. Можно предположить, что участники программы «Московское долголетие» в МАРХИ больше сосредоточены на индивидуальном художественном творчестве.
1. Топчий И.В. Принципы формирования модели Открытых Образовательных курсов в области архитектуры. Архитектура и современные информационные технологии Available at: https://marhi.ru/AMIT/2010/2kvart10/topchiy/topchiy.pdf
2. Demographic trends, statistics and data on ageing. Available at: http://www.euro.who.int/en/health-topics/Life-stages/healthy-ageing/data-and-statistics/demographic-trends,-statistics-and-data-on-ageing
3. Воробьев РВ., Короткова А.В. Аналитический обзор проблемы здорового старения в странах Европейского региона воз и Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья населения. 2016; № 5. Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/774/30/
4. Matyas N., Keser Aschenberger F., Wagner G. Continuing education for the prevention of mild cognitive impairment and Alzheimer's-type dementia: a systematic review and overview of systematic reviews. BMJ Open. 2019; № 9.
5. Английский, танцы и самые опытные участники: проект «Московское долголетие» в цифрах. Новости официального интернет-сайта Москвы. Available at: https://www. mos.ru/news/item/45853073/
6. Рулиене Л.Н. Развитие и сохранение когнитивных навыков людей «лучшего возраста» как цель непрерывного образования. Непрерывное образование: XXI век. Выпуск; № 3 (15), 2016. Available at: https://www.mos.ru/news/item/45853073/
7. Университет пожилых в Самаре. Available at: http://up.drugoy.org/
8. Проблемы и перспективы развития пилотного проекта «Московское долголетие». Информационно-аналитический отчет. Москва, 2018: 31.
9. Межрегиональный ресурсный центр «Серебряный возраст». Available at: http://silveryears.ru/university/
10. Программы факультета искусства «Серебряного университета». Available at: https://su.mgpu.ru/programmy-2019/fakultet-kultury-i-iskusstva/
11. Журавлев А. Университет третьего возраста: как и чему учатся пожилые британцы. Русская служба Би-Би-Си. Available at: https://www.bbc.com/russian/ features-42991562
References
1. Topchij I.V. Principy formirovaniya modeli Otkrytyh Obrazovatel'nyh kursov v oblasti arhitektury. Arhitektura i sovremennye informacionnye tehnologii. Available at: https://marhi. ru/AMIT/2010/2kvart10/topchiy/topchiy.pdf
2. Demographic trends, statistics and data on ageing. Available at: http://www.euro.who.int/en/health-topics/Life-stages/healthy-ageing/data-and-statistics/demographic-trends,-statistics-and-data-on-ageing
3. Vorob'ev R.V., Korotkova A.V. Analiticheskij obzor problemy zdorovogo stareniya v stranah Evropejskogo regiona voz i Rossijskoj Federacii. Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. 2016; № 5. Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/774/30/
4. Matyas N., Keser Aschenberger F., Wagner G. Continuing education for the prevention of mild cognitive impairment and Alzheimer's-type dementia: a systematic review and overview of systematic reviews. BMJ Open. 2019; № 9.
5. Anglijskij, tancy i samye opytnye uchastniki: proekt «Moskovskoe dolgoletie» v cifrah. Novosti oficial'nogo internet-sajta Moskvy. Available at: https://www.mos.ru/news/ item/45853073/
6. Ruliene L.N. Razvitie i sohranenie kognitivnyh navykov lyudej «luchshego vozrasta» kak cel' nepreryvnogo obrazovaniya. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. Vypusk; № 3 (15), 2016. Available at: https://www.mos.ru/news/item/45853073/
7. Universitetpozhilyh v Samare. Available at: http://up.drugoy.org/
8. Problemy iperspektivy razvitiya pilotnogo proekia «Moskovskoe dolgoletie». Informacionno-analiticheskij otchet. Moskva, 2018: 31.
9. Mezhregional'nyjresursnyjcentr «Serebryanyj vozrast». Available at: http://silveryears.ru/university/
10. Programmy fakul'teta iskusstva «Serebryanogo universiteta». Available at: https://su.mgpu.ru/programmy-2019/fakultet-kultury-i-iskusstva/
11. Zhuravlev A. Universitet tret'ego vozrasta: kak i chemu uchatsya pozhilye britancy. Russkaya sluzhba Bi-Bi-Si. Available at: https://www.bbc.com/russian/features-42991562
Статья поступила в редакцию 16.09.19
УДК 371.72
Ivanova G.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Information and Library Management, Moscow State Institute of Culture
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION. The article discusses the possibilities of professional training of librarians as specialists in the field of cultural and leisure activities. The paper emphasizes the importance of introducing culture of the scientific discipline "Cultural and leisure activities in the library" into the educational process of universities. The work presents the contents of this discipline, its relationship with other training courses. The author characterizes the importance of cultural and leisure programs in solving the problem of support and development of reading. The importance of educational technologies in forming students' general cultural and professional competencies is revealed.
Key words: professional training, higher education, higher education institutions of culture, cultural and leisure activities, library and information activities, competencies to be formed, technology and methods of cultural and leisure activities.
Г.А. Иванова, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Москва,
E-mail: [email protected]
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются возможности профессиональной подготовки библиотекарей как специалистов в области культурно-досуговой деятельности. Акцентируется значимость введения в учебный процесс вузов культуры научной дисциплины «Культурно-досуговая деятельность в библиотеке». Представлено содержание данной дисциплины, ее связь с другими учебными курсами. Охарактеризована значимость культурно-досуговых программ в решении проблемы поддержки и развития чтения. Подчеркивается значимость образовательных технологий в формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, высшее образование, вузы культуры, культурно-досуговая деятельность, библиотечно-ин-формационная деятельность, формируемые компетенции, технология и методика культурно-досуговой деятельности.
С развитием цивилизации неуклонно возрастает роль досуговой жизнедеятельности личности и общества в целом. Во многих странах мира публичные библиотеки все чаще становятся местом проведения свободного времени населения. Отечественные библиотековеды отмечают востребованность данных учреждений культуры как многопрофильных центров досуга (М.Д. Афанасьев, М.Я. Дворкина, С.Г Матлина, ГК. Олзоева, В.Д. Стельмах, В.Р. Фирсов и др.). Как и культурологи-исследователи (М.А. Ариарский, В.З. Дуликов, Н. Н. Ерошенков, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, ГС. Тихоновская и др.), библиотековеды рассматривают досуг в качестве синонима (или части) свободного времени. Под культур-но-досуговой деятельностью библиотек разных типов и видов понимается их творческая работа, направленная на организацию культурного досуга всех возрастных групп населения; формирование, удовлетворение и развитие жизненно насущных духовно-нравственных потребностей человека, связанных с саморазвитием, совершенствованием личности.
О социально-экономической и гуманитарной значимости непрерывного образования, то есть открытого, независимого, самостоятельного, продолжающегося в течение всего периода активной профессиональной деятельности специалиста, свидетельствует актуализация этой идеи в национальных доктринах образования многих стран мира.
Для современной теории и практики библиотечного профессионального образования существенное значение имеет то, что динамика социокультурной среды, изменения в общественно-производственной сфере обусловливают необходимость непрерывного образования и его прогностически ориентированный характер. Отрасль, преодолевая противоречия сложившейся системы библиотечного обслуживания, может работать в режиме устойчиво-опережающего развития только в контексте существенного обновления философии образования.
Изучение теоретических и практических проблем непрерывного профессионального образования библиотечных кадров сегодня может быть результативным только в том случае, если ведется на основе новой образовательной парадигмы, в аспекте перехода от репродуктивной к продуктивной, гуманистической, культуроориентированной модели образования.
Для такой социальной сферы, как библиотечная работа прикладной аспект исследований в области методики профессионального образования также является актуальным. Разработка и внедрение в практику библиотечного дела инновационных подходов и методик повышения квалификации является сущностной задачей оптимизации системы образования специалистов библиотечной отрасли. В настоящее время достаточно изучен период вузовской подготовки специалистов-библиотековедов.
Во многих странах мира большую озабоченность вызывает отторжение от чтения больших групп населения, в том числе детей, подростков и юношества. К решению проблемы поддержки и развития чтения с помощью куль-турно-досуговых программ активно подключаются библиотеки. В различных странах накоплен значительный опыт разработки и реализаций программ, позволяющих значительно расширять культурно-досуговые функции библиотек,
в том числе и в области поддержки и развития чтения. Активными участниками их реализации являются профессионально подготовленные специалисты библиотек.
В нашей стране существенное расширение культурно-досуговой функции библиотек нашло отражение в профессиональной подготовке библиотечных специалистов. Так, в Московском государственном институте культуры в учебный план подготовки бакалавров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» включен новый курс «Культурно-досуговая деятельность в библиотеке», целью освоения которого является формирование у студентов готовности к организации и проведению культурно-досуговой деятельности в библиотеках.
Задачами освоения дисциплины являются:
• применение теоретических и методических знаний в области культур-но-досуговой деятельности для решения социальных, информационно-образовательных и воспитательных задач;
• использование специальных знаний и методов культурно-досуговой деятельности при проведении индивидуальной, групповой и массовой работы в библиотеках;
• участие в разработке и реализации программ культурно-досуговой деятельности.
В результате освоения дисциплины у студентов формируется способность применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике, а также готовность к эффективному общению с различными группами пользователей на основе применения психолого-педагогических подходов и методов в библиотечно-информационном обслуживании.
Принципиальное значение имеет соблюдение баланса между знаниями, ведущими к формированию компетенций, востребованных обществом, и знаниями опережающего характера. Такие знания могут быть сформированы при изучении следующих тем курса: «Сущность и функции культурно-досуговой деятельности», «Методологические основы культурно-досуговой деятельности библиотеки», «Психолого-педагогические основы культурно-досуговой деятельности с участием библиотеки». В качестве наиболее эффективных и вызывающих интерес студентов являются темы практической направленности: «Технология и методика культурно-досуговой деятельности в практике современной библиотеки», «Реабилитационная работа библиотеки средствами культурно-досуговой деятельности среди пользователей с ограниченными возможностями жизнедеятельности», «Планирование, учет и отчетность библиотеки в части осуществления культурно-досуговой деятельности», «Административное и методическое руководство подразделениями библиотек, выполняющих культурно-досуговые функции».
Формирование научно обоснованного содержания образования в области культурно-досуговой деятельности библиотек является одним из центральных факторов подготовки высококвалифицированных специалистов, способных к реализации образовательных и культурно- просветительских программ для населения, к осуществлению технологии проектирования библиотечно-информа-