егионалиетика
УДК 332.1:330.131.5
© Н.В. Верещак
8
ВЕРЕЩАК
Нелли Васильевна, ст. преподаватель кафедры "Экономика и управление",
ГОУ ВПО
"Северо-Кавказский
государственный
технический
университет",
Ставрополь
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
На современном этапе развитие экономики региона в значительной степени определяется закономерностями общемировых, глобализационных процессов, которые с одной стороны, способствуют увеличению темпов экономического роста и тем самым обеспечивают возможность более полно удовлетворять возрастающие потребности населения, а с другой - влекут за собой рост неопределенности и неустойчивости развития. Кризисные явления носят труднопрогнозируемый характер и являются дестабилизирующим фактором, существенно осложняющим управление социально-экономическими процессами. Следовательно, в современных условиях достаточно актуальной является проблема перехода региональных экономических систем на модель устойчивого социально-экономического развития. Повышение устойчивости развития территориальных экономических систем выделено в качестве одной из приоритетных целей в Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского Федерального округа до 2025 г. [1]. Под устойчивым социально-экономическим развитием региона следует понимать стабильное функционирование и развитие в долгосрочной перспективе в условиях быстро меняющейся внутренней и внешней среды [2]. Одним из важных факторов, способствующих устойчивому социально-экономическому развитию, является повышение эффективности региональной экономики. Значимость управления эффективностью развития региона обусловлена ограниченностью ресурсов, невозможностью расширения экономики за счет экстенсивных факторов, наличием большого числа субъектов управления в регионе, разнонаправленностью их интересов и сложностью взаимоотношений. Целью данного исследования является определить параметры экономического развития регионов, входящих в Северо-Кавказский Федеральный округ, и динамику их социально-экономической эффективности.
Исследование уровня развития регионов, проведенное на материалах субъектов Федерации, входящих в состав СКФО, позволило сделать основные следующие выводы. С начала 2000-х гг. валовой региональный продукт округа увеличился в среднем на 8,3% [3]. Наибольший рост за период наблюдался в Чеченской Республике, наименьший - Ингушетии (табл. 1, см. стр. 10).
Масштабы социально-экономических систем субъектов Федерации СКФО существенно отличаются, поэтому важно не только оценить динамику роста ВРП, но и вклад экономики каждого региона в формирование ВРП округа. Наибольший прирост валового регионального продукта СКФО в 2008 г. по сравнению с 2007 г. обеспечили Республика Дагестан (абсолютное значение 1 % прироста ВРП за соответствующий период составило 21 124 млн руб.) и Ставропольский край (18 261 млн руб. соответственно) (рис. 1, см. стр. 9).
Устойчивый рост наблюдался и в промышленном производстве СКФО, индекс промышленного производства в 2010 г. составил 107,0% по сравнению с 2009 г. и увеличился на 4,1 п. п. 3 . Наиболее высокие темпы роста были достигнуты Карачаево-Черкесской Республикой, объем промышленного производства здесь увеличился на 10,2% за период с 2000 г. В 2008-2009 гг. в промышленном производстве отчетливо проявились кризисные явления, произошло замедление темпов роста по всем видам экономической деятельности. Вместе с тем снижение промышленного производства за рассматриваемый период было зафиксировано только в Ингушетии и Чечне (табл. 2, см. стр. 10).
Инвестиции в основной капитал с начала 2000-х гг. также увеличивались. Кризисная ситуация 2009 гг. наиболее негативно отразилась на инвестиционных процессах в Республиках Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Северная Осетия-Алания, где произошло сни-
жение индекса на 32,2, 11,1 и 9 п. п., соответственно (табл. 3, см. стр. 10). Однако в целом за 2009 г. рост инвестиций в СКФО (114,5% по сравнению с 2008 г.) был выше, чем в среднем по России (83,8% соответственно) [3].
25000
20000
15000
10
и 10000
5000
-5000
\
X
%
%
X
%
'у
ч.
\
%
X
с,
%
X
%
%
Рисунок 1 - Абсолютное значение 1% прироста ВРП субъектов Северо-Кавказского Федерального округа в 2008 г. по сравнению с 2007 г.
Общий объем бюджетных ресурсов на душу населения в субъектах СКФО ниже общероссийского уровня, который в 2009 г. составил 44 082 руб./чел. и увеличился по сравнению с 2000 г. более чем в 6 раз [3]. Наибольший объем бюджетных ресурсов на душу населению в 2009 г. наблюдался в Чеченской Республике - 59 093 руб./чел. (среднегодовой темп роста составил 2,83 раза), наименьший в Республике Дагестан - 24 823 руб./чел. (среднегодовой темп роста 124,55%, соответственно) (табл. 4, см. стр. 10).
Социально-экономическую эффективность экономики регионального развития (СЭЭ) можно измерить с помощью интегрального показателя:
дером является Ставропольский край. Достаточно ясно на графике просматривается тенденция повышения социально-экономической эффективности развития регионов СКФО.
Таким образом, сопоставление основных параметров динамики социально-экономического развития регионов СКФО свидетельствует о достаточно устойчивых по годам и большинству параметров темпах роста.
Одновременно, в динамике некоторых параметров социальноэкономического развития наблюдается выраженная неустойчивость. Следовательно, выбранная экономическая политика сдерживает переход регионов к устойчивому развитию.
Одним из направлений решения выявленных проблем являет-^ ся разработка концепции управле-
ния эффективностью развития регионов СКФО. Целью концепции должно быть определение общей идеологии управления социальноэкономической эффективностью регионального развития через разработку методов и механизмов ее повышения. Концепция должна определять стратегические ориентиры управления эффективностью. Основной задачей региональных органов власти в рамках концепции, по нашему мнению, должно стать создание условий для свободного развития предпринимательства в регионе.
\
3000,00
2500,00
2000,00
1500,00
1000,00
500,00 —
0,00
(1)
где ПЖ - ожидаемая продолжительность жизни населения региона;
ВРП - валовой региональный
душ ~
продукт на душу населения.
А '
С*
.Xй'
Я
у
.с/
,4у
с?
■ІР'
.с/
■5
ГШ
Динамика реального показателя социально-экономической эффективности регионов СКФО приведена на рисунке 2. Можно отметить, что из всех регионов на протяжении анализируемого периода ли-
□ 2000 □ 2005 □ 2008
Рисунок 2 - Динамика социально-экономической эффективности регионов Северо-Кавказского Федерального округа в 2000-2008 гг., в текущих ценах
0
9
егионалиетика
Таблица 1 - Индексы физического объема ВРП в субъектах Северо-Кавказского Федерального округа в 2000-2008 гг.
(в постоянных ценах; в процентах к предыдущему году)
Регион 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Республика Дагестан 114,9 119,0 111,1 113,9 115,9 108,8 115,2 117,0 112,7
Республика Ингушетия 125,1 118,3 79,8 105,5 106,0 102,0 99,9 126,3 98,4
Кабардино- Балкарская Республика 118,2 115,0 105,6 104,5 106,2 107,8 104,8 104,8 107,9
Карачаево- Черкесская Республика 112,4 113,2 107,4 101,8 107,5 107,2 113,5 103,7 107,8
Республика Северная Осетия-Алания 113,6 109,9 112,8 103,1 105,8 105,5 112,4 106,1 100,4
Чеченская Республика 111,9 126,4 110,5
Ставропольский край 106,5 110,1 106,5 105,4 113,2 108,3 108,2 104,7 107,7
Таблица 2 - Индексы промышленного производства по регионам Северо-Кавказского Федерального
округа в 2000-2010 гг.
(в процентах к предыдущему году)
С
10
Таблица 3 - Индексы физического объема инвестиций в основной капитал по регионам Северо-Кавказского Федерального округа в 2000-2009 гг.
(в процентах к предыдущему году)
Регион 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Ср-ний за период
Республика Дагестан 137,6 132,5 83,9 118,6 126,7 141,9 123,5 134,2 130,4 112,5 123,0
Республика Ингушетия 120,9 149,8 36,8 88,2 87,9 287,1 83,4 211,6 37,6 194,1 106,7
Кабардино-Балкарская Республика 50,9 126,7 118,3 103,2 88,1 92,9 101,1 173,4 100,2 67,8 97,4
Карачаево-Черкесская Республика 77,2 142,7 112,7 104,7 113,4 165,7 117,1 102,9 104,7 88,9 110,6
Республика Северная Осетия-Алания 130,2 121 117,5 113,2 94,1 137,4 106 188,7 100,2 91 117,3
Чеченская Республика 270 128,1 79,3 143,1 169,1 152,9 159,8 102,6 90,8 135,2
Ставропольский край 171,6 92,1 103,9 100,4 97,5 118,2 119,8 110,9 117,9 100,1 111,5
Таблица 4 - Обеспеченность населения субъектов СКФО бюджетными средствами
(в руб. на душу населения)
Регион 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Ср-ий за период темп роста, %
Республика Дагестан 3442 4573 6242 6625 74909 8761 10021 14277 18391 24823 124,55
Республика Ингушетия 5383 5384 10261 8678 8752 11632 13118 17958 17656 29702 120,90
Кабардино-Балкарская Республика 4159 5346 7319 6382 7202 10005 11831 16343 21593 24993 122,05
Карачаево-Черкесская Республика 2756 4487 7797 8190 10629 12150 14708 19648 23813 29731 130,25
Республика Северная Осетия - Алания 3694 6434 8249 8971 11467 14555 16109 21429 28180 28009 125,24
Чеченская Республика 5 2650 6137 9142 21804 13330 23333 50652 53023 59093 282,68
Ставропольский край 2627 3933 6700 6944 8411 10791 12746 16962 22566 26657 129,37
Решение этой задачи может выполняться приятий и организаций региона. Повышению
через стимулирования конкурентной среды, сни- эффективности развития региона через дея-
жение административных барьеров для пред- тельность государственных органов власти
Регион 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Средний за период
Республика Дагестан 100,9 102,9 108,8 94,7 115,1 136,3 108,5 121,4 114,8 106,6 102,6 109,7
Республика Ингушетия 121,5 134,8 43,2 85,9 91,8 103,5 105,1 71,8 84,4 93,8 94,4 90,3
Кабардино- Балкарская Республика 117,2 111,7 106 116,2 104,5 121,5 109,5 106,6 111,7 100,8 103,6 109,8
Карачаево- Черкесская Республика 115,8 119,8 109,2 109,9 107,1 96,4 115,7 112,4 103,7 109,7 113,9 110,2
Республика Северная Осетия-Алания 108,5 112,4 104,6 95 108,4 110,5 92 121,6 104,2 98,8 103,1 105,1
Чеченская -Республика 100,7 104,7 86,9 88,3 94,8
Ставропольский край 110,9 104,9 98,4 108,4 104,9 108,7 109 109,6 105,3 103,5 110 106,6
будет способствовать разработка и стимулирование использования инструментов государственно-частного партнерства.
Эффективность региональной экономики зависит от деятельности предприятий и организаций. В соответствии с этим, основными задачами частного бизнеса в системе управления эффективностью регионального развития должны стать повышение собственной конкурентоспособности, формирование корпоративной социальной ответственности, готовность к участию в проектах по формированию инновационной инфраструктуры региона (на условиях государственно-частного партнерства), инициативы сотрудничества с региональными органами власти в сфере повышения региональной эффективности.
Основными направлениями повышения эффективности развития регионов Северо-Кавказского Федерального округа могут стать:
- сотрудничество и взаимодействие экономических субъектов в системе управления эффективностью регионального развития: регио-
нальныхорганов власти, бизнес-структур, инвесторов различного уровня;
- инновационная ориентация региональной экономики, развитие научно-технического и образовательного потенциала;
- создание современной инфраструктуры, отвечающей требованиям бизнеса;
- эффективное использование имеющихся конкурентных преимуществ регионов, создание кластер-ориентированной экономики.
Примечание:
1. Российская Федерация. Правительство. Распоряжение Правительства РФ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года" от 06.09.2010 г. № 1485-р // Кон-сультантПлюс.
2. Ускова Т. В. Теория и методология управления устойчивым социально-экономическим развитие региона: дис....док. экон. наук [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // www. vak. ru.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели 2010. статистический сборник [Электронный ресурс]. -Режим доступа:// .www.gks.ru.
Töi
УДК 338.12
К ВОПРОСУ О СБАЛАНСИРОВАННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА
11
© А.М. Геиев
ГЕИЕВ
Ахмед
Мауладиевич, аспирант, кафедра "Экономика и управление",
ГОУ ВПО
"Северо-Кавказский
государственный
технический
университет",
Ставрополь
Обеспечение сбалансированного развития субъектов Российской Федерации является генеральным направлением региональной политики. Поэтому решение задачи сбалансированного развития экономики российских регионов имеет принципиальное значение для обеспечения национальной конкурентоспособности.
По мнению заместителя председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике Валерия Парфенова, решение данной проблемы должно идти по трем основным направлениям: создание зон опережающего развития; совершенствование бюджетного и налогового законодательства; стратегическое планирование развития регионов [1].
При этом под сбалансированным развитием мы будем понимать развитие, основанное на балансе приоритетов экономического, экологического, социального и инновационного развития в целях обеспечения стратегической конкурентоспособности и реализации задач повышения качества жизни населения [2]. Поэтому сбалансированное развитие - это, пожалуй, единственная возможность определить возможное ресурсопотребление для того, чтобы сохранить на заданном уровне социальную стабильность и найти новые рынки для экономического роста в условиях переходной экономики.
Традиционно самым распространенным инструментом реализации региональной экономической политики выступает программно-целевой подход. Однако, как показывает опыт реализации федеральных и региональных целевых программ, далеко не всегда они обеспечивают достижение поставленных целей. Так, в федеральном бюджете на 2011 г. предусмотрено финансирование 56 федеральных целевых программ, при этом объемы финансирования год от года возрастают, в то же время отсутствует прозрачная система мониторинга реализации федеральных целевых программ. Исходя из приводимых официальных аналитических данных, можно сделать вывод, что основным критерием успеха реализации программы является объем освоенных