стр. 141 из 194
338.46, 332.1 DOI: 10.12737/8256
УПРАВЛЕНИЕ СЕРВИСОМ НА УРОВНЕ РЕГИОНА: КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД
Бушуева Ирина Викторовна, доктор экономических наук, профессор, декан факультета инновационных технологий, bushueva naceka@mail.ru
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
В статье рассматривается возможность и целесообразность управления развитием сервиса в регионе на основе кластерного подхода. С этой целью раскрываются теоретические подходы к определению сервисного кластера как экономической категории, а также к классификации сервисных кластеров. Проводится разграничение содержания терминов «региональный сервисный кластер» и «сфера сервиса региона» на основе сопоставления следующих характеристик: территориальные границы, формы взаимодействия участников, экономические интересы участников, возможности инновационного развития для участников и региона, информационные потоки, корпоративная культур, условия сотрудничества. Также в статье определены три отраслевые составляющие сферы сервиса, способные развиваться в кластерной форме в российских экономических условиях - туризм, образовательные услуги, научное обслуживание. На примере туристских кластеров, как сервисных кластеров, получивших реальное развитие в регионах России, предложен методический подход к расчету агрегированного показателя инвестиционной привлекательности. Данная методика предполагает учет количественных и качественных показателей, характеризующих ресурсный потенциал ядра кластера, инфраструктурную составляющую, прогнозную результативность реализации инвестиционного проекта, а также оценку возможных рисков по трем направлениям - отраслевые, региональные и общие. Для сравнения количественных и качественных показателей и использования их в расчетах предлагается использовать балльную шкал, где каждому показателю присваивается свой весовой коэффициент на основе метода приоритетов. Данный подход предлагается развить до типовой методики оценки инвестиционной привлекательности сервисного кластера, то есть создать инструмент принятия управленческого решения по применению кластерного подхода к управлению развитием сервиса в регионе.
Ключевые слова: управление, сервис, кластер, регион, инвестиционная привлекательность
Управление сервисом на уровне региона, а также развитием отраслевых составляющих сферы сервиса в региональной экономике до настоящего времени не представляет собой единой системы и не имеет общего механизма регулирования. С одной стороны, это объясняется наличием в сфере сервиса двух функционирующих на совершенно разной основе сегментов: услуги социального характера, предоставляемые на бюджетной основе, и услуги рыночные, потребление которых осуществляется на основе законов спроса и предложения. С другой стороны, сокращение роли государства в
стр. 142 из 194
качестве поставщика социальных услуг в форме квазиобщественных, или, как принято называть их в российской экономической науке, смешанных благ, все же требует нового взгляда на ситуацию.
Современные мировые тенденции в управлении территориями и их экономиками во многом основаны на концепции кластерного подхода. В Российской Федерации в настоящее время также активно формируется региональная кластерная политика и инструменты ее поддержки. Это обусловлено тем, что экономики регионов сегодня претерпевают трансформационные процессы как в институциональной, так и в социальноэкономической и административно-управленческой сфере. Влияние федерального центра на регионы становится все более косвенным, управляющие воздействия заменяются на регулирующие, позиционирующиеся в нормативно-правовой области, а также в создании условий для проведения эффективной региональной политики. Как показывает мировой и российский опыт, мобилизация имеющихся у регионов ресурсов экономического роста в таких условиях наиболее эффективно реализуется в процессе формирования и развития кластеров.
Сфера сервиса также, на наш взгляд, может достаточно успешно развиваться по кластерному пути. Сервисным кластерам в условиях трансформационного преобразования региональных экономик должна отводиться особая роль. По нашему мнению, они вполне способны стать новой основой для экономического роста регионов России. Сервисный кластер, представляющий собой согласно традиционному пониманию содержания экономической категории кластера устойчивое партнерство взаимосвязанных предприятий сервиса, вполне способен реализовать синергетический эффект от объединения их потенциалов как участников кластера, ощутимо превышающий эффект от простого их сложения.
В отечественной экономической науке в настоящий момент приняты несколько подходов к типологии кластеров, обобщение которых позволяет выделить по меньшей мере три основных категории [2].
Отраслевые кластеры могут объединять предприятия различных видов деятельности, функционирующие в рамках одной отрасли и расположенные в нескольких регионах.
Региональные кластеры ограничены территорией и могут состоять из предприятий и организаций различной отраслевой специализации, но реализующих совместно стратегические региональные цели.
стр. 143 из 194
Вертикально-интегрированные кластеры формируются определенным количеством предприятий с полным циклом производства продукции в рамках подотрасли или смежных производств. Для кластеров сервисной направленности наиболее логичными являются региональный и отраслевой тип, но, как правило, сервисный кластер имеет все же региональный характер.
С точки зрения научно-методического обеспечения кластерного подхода к управлению развитием сервиса в регионе необходимо отметить, что сегодня здесь имеется широкое поле для научного и методического творчества. Степень проработанности данных вопросов, особенно в отечественной экономической науке, нельзя считать достаточной. Российская научная школа в области изучения сервисных кластеров до настоящего времени не сформирована, она дискретно представлена исследованиями отдельных авторов. Как правило, большинство работ российских исследователей в этой области посвящено туристским кластерам, в меньшей степени охвачены научными исследованиями финансовые и научно-образовательные кластеры. Попытка комплексного подхода к осмыслению содержания сервисных кластеров, концептуальных основ их формирования, управления и развития предпринята только в работах А.И. Носкова-Дукельского [6, 7, 8] и Э.Р. Шнякиной [10].
Согласно классическому подходу Портера [9] к анализу кластеров сервисные кластеры могут формироваться в девяти отраслевых составляющих сферы сервиса, перечень которых несколько отличается от привычной российскому исследователю классификации услуг, тем не менее в целом раскрывает возможное содержание сервисных кластеров, формирующееся на основе общей целевой функции видов сервисной деятельности в региональной экономике и однотипности потребителей услуг и совокупностей их потребностей.
На наш взгляд, необходимо разграничить между собой содержание терминов «региональный сервисный кластер» и «сфера сервиса региона», а также систему взаимоотношений их участников. Основываясь на подходе А.И. Носкова-Дукельского, понятие «сервисный кластер» можно определить как «... система взаимосвязанных предприятий, продуктом которых являются услуги различного характера, расположенных на определенной территории и проявляющих тенденцию к усилению своего значения в экономике региона или фактически играющих в ней.» ведущую «.роль» [3]. По определению Шнякиной Ю.Р., «региональный сервисный кластер.. - это
пространственный комплекс отраслей, предприятий, инфраструктурных организаций, функционирующих в сфере услуг и локализованных на территории региона,
стр. 144 из 194
интегрированных с целью приращения собственных конкурентных преимуществ для достижения положительной динамики основных результирующих социальноэкономических показателей развития и обеспечения комфортной среды обитания в регионе» [11]. Данный подход не противоречит мнению А.И. Носкова-Дукельского, но дает более широкое понимание содержания и значения сервисного кластера для региона как социально-экономической системы.
Сфера сервиса (сфера услуг) региона, по нашему мнению, представляет собой совокупность видов сервисной деятельности, результатом которых являются услуги, ориентированные на удовлетворение потребностей физических и юридических лиц, функционирование и/или жизнедеятельность которых осуществляется в данном регионе.
Существующие различия регионального сервисного кластера и сферы сервиса региона с точки зрения организации взаимоотношений предприятий, формирующих сферу сервиса или сервисный кластер, в общем виде сформулированы на основе подхода А.И. Носкова-Дукельского [4] и приведены в таблице.
Таблица - Сравнительная характеристика сферы сервиса региона и регионального сервисного кластера
Наименование характеристики Сфера сервиса региона Региональный сервисный кластер
Границы Локализация в пределах административных границ муниципального образования/ субъекта Федерации Локализация в пределах административных границ муниципального образования/ нескольких муниципальных образований региона/ субъекта Федерации
Формы взаимодействия участников Ярко выраженная конкуренция при отсутствии кооперационных связей Умеренная конкуренция в условиях кооперации
Экономический интерес участников Общий экономический интерес отсутствует Общий экономический интерес в максимизации индивидуальной прибыли за счет повышения общей конкурентоспособности кластера
Возможности инновационного развития для участников и региона Ограничены возможностями и ресурсами отдельных участников Достаточно широкие за счет совместного использования разработок и внедрения инноваций для всех участников
Информационные потоки Отсутствие информационных потоков между участниками Информационный обмен, сотрудничество, повышение образовательного и профессионального уровня и, как следствие, снижение транзакционных издержек
Корпоративная культура Отсутствие единой системы ценностей и организационной культуры Формирование корпоративной культуры взаимодействия между потребителями и поставщиками услуг, между участниками кластера
Условия сотрудничества Эпизодическое кратковременное, направленное на достижение индивидуального результата Регулярное в целях сохранения конкурентных преимуществ, основанное на общем стратегическом развитии
Уточнено автором на основе Носков-Дукельский А.И. Развитие территориальных сервисных кластеров как фактор обеспечения конкурентоспособности экономики региона [4].
стр. 145 из 194
В действующих российских экономических условиях реальным потенциалом для кластерного развития обладают только три отраслевые составляющие сферы услуг: туристская индустрия, образовательные услуги и научное обслуживание. Фактическое развитие получили только туристские кластеры, кластеры, ориентированные на научнообразовательное обслуживание, в основном находятся на стадии проектирования [10]. В отношении же туристских кластеров сегодня можно обсуждать и теоретические и практические вопросы, в т.ч. с позиций регионального управления. Здесь накоплен наиболее богатый опыт как в отношении теоретико-методологической базы, так и в части ее реализации в управленческой практике, в т.ч. в форме государственно-частного партнерства.
Одной из важнейших составляющих принятия управленческого решения о создании на территории региона сервисного (туристского) кластера является всесторонняя оценка его ресурсного потенциала и инвестиционной привлекательности. Если по первому вопросу в отношении туристских кластеров существует достаточно много специализированных разработок (в т.ч. предложенных учеными ФГБОУ ВПО «РГУТиС [6, 8]), то по второму - научно-методическая обеспеченность оставляет желать лучшего, несмотря на ее высокую значимость, особенно в условиях кризиса и общего снижения инвестиционного рейтинга российской экономики.
В 2011 году по заказу Федерального агентства по туризму коллективом ученых ФГБОУ ВПО «РГУТиС» было проведено исследование, одной из целей которого была разработка методики рейтингования регионов РФ по уровню развития туризма [1, 5, 9]. В рамках данной методики была предложена «система агрегированных индикаторов оценки инвестиционной туристской привлекательности регионального или межрегионального туристского кластера». Это один из возможных подходов к решению поставленного вопроса.
Для всестороннего учета различных составляющих потенциала туристскорекреационных ресурсов, а также инфраструктурной составляющей развития туризма в методику были включены следующие элементы:
— агрегированный показатель привлекательности туристских кластеров в форме оценки наличия, характеристик, состояния, степени освоенности и потенциала дальнейшего использования ядра кластера, а именно туристско-рекреационных ресурсов и потенциала индустрии туризма в регионе(-ах) размещения кластера, а также граничащих с кластером территорий;
стр. 146 из 194
— агрегированный показатель оценки наличия, состояния и потенциала использования инфраструктурной составляющей туриндустрии;
— агрегированный показатель прогнозной результативности реализации инвестиционного проекта создания кластера;
— агрегированный показатель оценки возможных рисков.
Индикаторы, характеризующие туристские кластеры, включают в себя две базовые составляющие, описывающие основные группы туристско-рекреационных ресурсов: природные и историко-культурные ресурсы. Для определения природно-ресурсной составляющей кластера в качестве основных критериев в методику традиционно включены разнообразие элементов природно-ресурсного потенциала и количественные и качественные характеристики природных объектов, имеющих наиболее ярко выраженную аттрактивность. Для определения историко-культурного потенциала в методику включены следующие индикаторы: комплекс историко-культурных элементов и количественные и качественные характеристики историко-культурных объектов, обладающих высокой степенью аттрактивности.
Кроме этого, на наш взгляд, вполне целесообразным является включение в методику оценки такого элемента туристско-рекреационных ресурсов, как возможность создания искусственной аттракции, т.к. в последнее время данное направление развития туризма и турпродукта в регионах становится все более популярным.
По нашему мнению, ограничивать оценку инвестиционной привлекательности туристского кластера только оценкой туристско-рекреационных ресурсов нецелесообразно, т.к. кластер не может развиваться, не имея производственного и инфраструктурного потенциала. В связи с этим в методику также были введены такие элементы, как производственно-инновационный отраслевой ресурс в качестве элемента потенциала ядра кластера, а также целый комплекс показателей оценки инфраструктурного потенциала: инженерный и транспортно-коммуникационный,
кадровый и потенциал обеспечения безопасности туристов.
В связи с определенной специфичностью набора показателей и индикаторов, включенных в методику, необходимым условием оценки является совмещение не только количественных и качественных параметров, но и статистического и экспертного методов анализа и оценки. Такой подход обусловлен высокой степенью влияния качества туристского потенциала на инвестиционную привлекательность кластера и перспективы его дальнейшего развития, значительная же часть качественных показателей и параметров
стр. 147 из 194
может быть определена и оценена только экспертным путем.
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что, на наш взгляд, наиболее приемлемой методикой оценки инвестиционной привлекательности проекта создания регионального туристского кластера является модель, включающая две составляющие: составляющую ресурсного потенциала и рисковую составляющую:
K=ki- k2 . (1)
Ресурсная составляющая представляет собой агрегированный показатель, совокупно характеризующий все элементы ресурсного потенциала кластера:
ki
Ё Ri х j
Ё j
i=1
z=1
(2)
где m - число показателей; Ri - характеристика показателя; ji - вес показателя.
Необходимо заметить, что каждый из показателей Ri также является агрегированной оценкой по целому ряду критериев. В связи с этим расчет агрегированных показателей проводится в несколько этапов.
Оценка уровня совокупного риска, рассчитывается по аналогичной формуле
±Р> х g,
k2 = J=4-----, (3)
Ё g,
,=i
где n - число показателей; Pi - характеристика показателя; gi - вес показателя.
Расчет рисков ведется по трем блокам: отраслевые риски (в обязательный перечень включаются проектные и предпринимательские риски), региональные риски (природные, техногенные, экономические, социальные и инфраструктурные риски), а также риски общего характера, связанные с изменением национальных и международных экономических условий, геополитической ситуацией и др. Несмотря на типовые наименования групп показателей, их внутреннее наполнение достаточно специфично (например, в группу экономических рисков включен такой показатель, как переход ресурса под иную юрисдикцию с дальнейшим выводом его из перечня туробъектов).
стр. 148 из 194
Для сравнения количественных и качественных показателей и использования их в дальнейших расчетах применяется балльная шкала, где каждому показателю присваивается свой весовой коэффициент на основе метода приоритетов.
В соответствии с разработанной методикой максимальное значение рейтинга по ресурсной составляющей с учетом весов показателей может быть равно 15,45 балла. Это предельная величина, превышение которой согласно предлагаемой методике невозможно. Фактические значения рейтинга будут ниже предельной величины. Эти значения должны быть уменьшены на величину рейтинга агрегированной оценки инвестиционных рисков.
Определение порогового (номинального) значения суммарной балльной оценки рисков, на наш взгляд, не целесообразно, т.к. перечень рисков (за исключением общих рисков, не связанных с функционированием ядра кластера) может значительно разниться в зависимости от территории. Кроме того, весовые значения для различных территорий также будут достаточно сильно отличаться. Поэтому значения рисковой составляющей должны рассчитываться в каждом конкретном случае по своему перечню рисков со своими весовыми коэффициентами. По мнению разработчиков методики,
перспективными для развития могут стать кластеры, получившие суммарную оценку показателя привлекательности не ниже 6-ти баллов.
Данный подход, на наш взгляд, вполне может быть развит до типовой методики оценки инвестиционной привлекательности сервисного кластера, что позволит создать инструмент принятия управленческого решения по применению кластерного подхода к управлению сферой сервиса в регионе.
Литература
1. Минаев, В.А., Платонова, Н.А., Погребова, Е.С. Методика анализа качества региональной инфраструктуры индустрии туризма и туристского сервиса // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2014.- Т. 8, № 2. - С. 38-48.
2. Мухоморова, И.В., Новикова, Н.Г. Совершенствование механизмов
государственного частного партнерства в высшем образовании // Науковедение. - 2014. -Вып. 1. [Электронный ресурс]: URL: http://naukovedenie.ru/PDF/95EVN114.pdf (дата обращения: 25.08.2014).
3. Носков-Дукельский, А.И. Развитие территориальных сервисных кластеров как фактор обеспечения конкурентоспособности экономики региона: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05.- СПб., 2011.
стр. 149 из 194
4. Носков-Дукельский, А.И. Системы конкурентоспособных предприятий в сфере сервиса // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 3. - С. 304-306.
5. Платонова, Н.А., Вапнярская, О.И. Построение рейтинга туристской привлекательности субъектов Российской Федерации как инструмент дифференциации развития туризма // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме: сб. научн. трудов конференции. - Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2012. - С. 108-111.
6. Платонова, Н.А., Зубакова, Н.Н. Оценка туристических ресурсов региона как инструмент их систематизации // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. -№ 4. - С. 56-60.
7. Портер, М. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2005.
8. Федулин, А.А., Гаврилов, А.Ю., Новикова, Н.Г. Современные подходы к определению ресурсного потенциала туризма // Сервис plus. - 2012. - № 1. - С. 38-44.
9. Федулин, А.А., Платонова, Н.А., Вапнярская, О.И. Разработка рейтинга регионов Российской Федерации по уровню развития туризма // Региональная экономика: теория и практика. -2012. - № 41. - С. 2-13.
10. Федулин, А.А., Сахарчук, Е.С. Образовательный кластер по туризму и сервису Московской области // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2014. - Т. 8, № 2. -С. 49-55.
11. Шнякина, Ю.Р. Организационно-экономический механизм управления региональным сервисным кластером // Вопросы управления. - 2011. - Вып. №2(15). [Электронный ресурс]: URL: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2011/02/13/ (дата обращения:
13.08.2014).
SERVICE MANAGEMENT AT THE REGIONAL LEVEL:
THE CLUSTER APPROACH
Bushueva Irina Viktorovna, PhD (Dr. Sc.) in Economics, Professor,
Dean of the Faculty of innovative technologies, bushueva_naceka@mail.ru
Russian State University of Tourism and Service,
Moscow, Russian Federation
The article discusses the possibility and expediency of development management services in the region, based on the cluster approach. For this purpose, the author describes theoretical approaches to the determination of the service cluster as an economic category, as well as to the classification of service clusters. A distinction between the term "regional service cluster" and "sphere of service in the region" is explained on the basis of comparison of the following characteristics: territorial boundaries, forms of interaction between participants, the economic
стр. 150 из 194
interests of participants, innovative development opportunities for the participants and the region, information flows, corporate culture, the terms of cooperation. The article also identifies three components of the scope of the service industry, capable of developing in the cluster form in the Russian Economy - tourism, educational services, scientific services. On the example of tourism clusters, as clusters of service, suggested a methodical approach to the calculation of aggregate investment attractiveness in the Russian regions. This methodology takes into consideration quantitative and qualitative indicators of the resource potential of the cluster core, infrastructure component, the predictive efficiency of the investment project implementation, and assessment of possible risks in three areas - sectoral, regional and general. For comparison of quantitative and qualitative indicators and using them in calculations the author proposes to use a scale where each indicator is assigned a weighting factor on the basis of priorities. This approach proposes to develop a standard methodology for assessing the investment attractiveness of the service cluster, that is to create a tool for management decisions on the application of the cluster approach to the development of servicemanagement in the region.
Keywords: management, service, cluster, region, investment attractiveness
References
1. Minaev, V.A., Platonova, N.A., Pogrebova, E.S. Metodika analiza kachestva regional'noi infrastruktury industrii turizma i turistskogo servisa [Method of analysis of the quality of regional infrastructure for the tourism industry and tourist service] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin. - 2014.- T. 8, № 2. - pp. 38-48.
2. Mukhomorova, I.V., Novikova, N.G. Sovershenstvovanie mekhanizmov gosudarstvennogo chastnogo partnerstva v vysshem obrazovanii [Improving the mechanisms of state-private partnership in higher education] // Naukovedenie. - 2014. - Vyp. 1. [Elektronnyi resurs]: URL: http://naukovedenie.ru/PDF/95EVN114.pdf (data obrashcheniia: 25.08.2014) [Accesssed on August 25, 2014].
3. Noskov-Dukel'skii, A.I. Razvitie territorial'nykh servisnykh klasterov kak faktor obespecheniia konkurentosposobnosti ekonomiki regiona [Development of regional service clusters as a factor of economic competitiveness of the region]: dis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.05.- SPb., 2011.
4. Noskov-Dukel'skii, A.I. Sistemy konkurentosposobnykh predpriiatii v sfere servisa [Systems of competitive enterprises in service] // Problemy sovremennoi ekonomiki. - 2011. -№ 3. - pp. 304-306.
5. Platonova, N.A., Vapniarskaia, O.I. Postroenie reitinga turistskoi privlekatel'nosti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii kak instrument differentsiatsii razvitiia turizma [Building ranking of tourist appeal Russian Federation subjects as a tool of differentiation of tourism development] // Transformatsiia nauchnykh paradigm i kommunikativnye praktiki v
стр. 151 из 194
informatsionnom sotsiume: sb. nauchn. trudov konferentsii. - Tomsk: Natsional'nyi
issledovatel'skii Tomskii politekhnicheskii universitet, 2012. - pp. 108-111.
6. Platonova, N.A., Zubakova, N.N. Otsenka turisticheskikh resursov regiona kak instrument ikh sistematizatsii [Evaluation of tourist resources of the region as a tool for their classification] // Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika. - 2011. - № 4. - S. 56-60.
7. Porter, M. Konkurentsiia [The competition]. - M.: Vil'iams, 2005.
8. Fedulin, A.A., Gavrilov, A.Iu., Novikova, N.G. Sovremennye podkhody k opredeleniiu resursnogo potentsiala turizma [Modern approaches to defining the resource potential of tourism] // Servis plus [Service plus]. - 2012. - № 1. - pp. 38-44.
9. Fedulin, A.A., Platonova, N.A., Vapniarskaia, O.I. Razrabotka reitinga regionov Rossiiskoi Federatsii po urovniu razvitiia turizma [Development of a rating of Russian regions in terms of tourism development] // Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika. -2012. - № 41. -pp. 2-13.
10. Fedulin, A.A., Sakharchuk, E.S. Obrazovatel'nyi klaster po turizmu i servisu Moskovskoi oblasti [Education Cluster of Tourism and Serviceof the Moscow region] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism And Service Association Bulletin]. - 2014. - T. 8, № 2. - pp. 49-55.
11. Shniakina, Iu.R. Organizatsionno-ekonomicheskii mekhanizm upravleniia regional'nym servisnym klasterom [Organizational-economic mechanism of regional service cluster] // Voprosy upravleniia. - 2011. - Vyp. №2(15). [Elektronnyi resurs]: URL: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2011/02/13/ (data obrashcheniia: 13.08.2014) [Accessed on August 13, 2014].