Экономика ^Щф/
УПРАВЛЕНИЕ РЫНКОМ ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
И. А. ЗУБАРЕВА, кандидат экономических наук, доцент, ЧГАА
Челябинская обл., Красноармейский р-н, с. Миасское, ул. Советская, д. 8
Ключевые слова: рынок лизинговых услуг, миссия лизинга, информационно-координационный центр, концентрация и специализация операторов рынка лизинговых услуг.
Keywords: market of leasing services, the mission of leasing, the information and coordination center, the concentration and specialization of operators in the leasing market.
В настоящее время рынок лизинга Челябинской области демонстрирует признаки посткризисного восстановления. Возможность возобновить инвестиционные проекты в ряде отраслей появилась благодаря государственной поддержке. В результате снова возобновилась потребность предприятий и компаний региона в приобретении новых средств производства, для чего лизинг подходит в наибольшей степени. Так, совокупный объем нового бизнеса лизинговых компаний в прошлом году достиг 37 млрд руб. При этом объем новых сделок вырос за 2010 г. примерно в 2,7 раза, таким образом, общее количество заключенных сделок превысило шесть тысяч [1]. В число лидеров рынка по объему новых сделок за 2010 г. вошли две федеральные компании, работающие на Урале, — Europlan и ГК «Балтийский лизинг», а также региональная лизинговая компания «ЧелИндЛизинг», которые совместно обеспечили примерно 32 % объема новых сделок.
Для создания оптимальной структуры рынка лизинговых услуг в конкретном регионе должны присутствовать такие виды операторов и в таком количестве, чтобы удовлетворить спрос на этот вид услуг. Каждая лизинговая компания в зависимости от ее возможностей функционирует на определенном сегменте рынка, определяющем ее частную миссию, и представляет собой конкретный вид операторов рынка. Критерием при определении границ рынка лизинговых услуг является экономическая эффективность этой формы привлечения ресурсов при соблюдении законодательных ограничений по отношению к объекту лизинга.
В ходе исследования была разработана методика расчета потребностей внутреннего рынка региона в реализации и привлечении активов посредством различных схем лизинга и модель рынка лизинговых услуг, которые позволили представить аналоговую интерпретацию миссии лизинга в экономике с диф -ференциацией спроса по услугам каждой лизинговой компании (рис. 1). Аналоговая интерпретация миссии лизинга подчеркивает, что совокупный спрос в экономике не может быть удовлетворен только с помощью традиционного канала сбыта, которым является покупка инвестиционных активов за собственные средства. Необходимость достижения равновесия между предложением активов и спросом на них побуждает субъекты хозяйствования к поискам новых схем финансирования приобретений.
Наименование компании Сумма лизингового портфеля на 01.01.2011г (млн руб.)
1. ЛК «Уралсиб» 25541,40
2. Europlan 16071,30
3. Балтийский Лизинг 16067,30
4. ЮниКредит Лизинг 11981,40
5. СЖ Финанс 11087,80
6. Росдорлизинг 10823,90
7. Центр-Капитал 7864,20
8. АльянсРегионЛизинг 5831,70
9. Клиентская Лизинговая Компания 4772,40
10. CARCADE Лизинг 4241,00
11. Элемент Лизинг 4208,50
12. КМБ-Лизинг 3357,00
13. Транслизинг 3321,30
14. Челиндлизинг 2006,90
15. Система Лизинг 24 1913,20
16. Ураллизинг 1652,00
17. Лизинг-М 1264,00
18. Столичный Лизинг 932,30
19. Уралпромлизинг 576,10
20. Халык-Лизинг (Челябинский Филиал) 175,7
ОБЩИИ ОБЪЕМ ПРИОБРЕТАЕМЫХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
А
JL
КРЕДИТ
JL
V.
JL
АРЕНДА
5Z
СМЕШАННЫЕ
ФОРМЫ
ПТ
МИССИЯ ГОСУДАРСТВА: СОДЕЙСТВИЕ СОЗДАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СРЕДЫ ДЛЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ТОЧЕК ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ПРИ ДЕФИЦИТЕ РЕСУРСОВ И НЕДОСТУПНОСТИ ИЛИ НЕЭФФЕКТИВНОСТИ ДРУГИХ ФОРМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ РЕСУРСОВ
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ НА СЕГМЕНТАХ РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ
«КЭПТИВНЫЕ»
КОМПАНИИ
ДОЧЕРНИЕ СТРУКТУРЫ БАНКОВ И ФИНАНСОВЫХ КОМПАНИИ
СОЗДАНИЕ НОВОГО ЭФФЕКТИВНОГО КАНАЛА СБЫТА ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ОБЪЕКТОВ ЛИЗИНГА
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
КОМПАНИИ
КОМПАНИИ
’ г ' г ' Г
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДОСТИЖЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОВЫШЕННОЙ
КЛИЕНТАМ МАТЕРИНСКОЙ СОЦИАЛЬНО-ЗНА ЧИМЫХ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПО
КОМПАНИИ СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ
ПРОЕКТОВ ОТРАСЛЯМИ
КОНЦЕНТРАЦИЯ ОПЕРАТОРОВ РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ (Xi, i = 1...3)
Ж
Специализация операторов рынка лизинговых услуг (Zj, j = 1...3)
62
Рисунок 1
Схема реализации миссии лизинга в экономике
www.m-avu. narod. ru
К1
К2
КЗ
К4
=1
+
+
+
+ ••• +
DXiYiZ
DXiYZ
DXYZ
DX,Y„Z
i*-j
З
4-І
Экономика
изучение величины и структуры спроса и предложения на рынке лизинговых услуг, а также основных тенденций их изменения
сведение потребителей и продавцов лизинговых услуг для заключения взаимовыгодных соглашений в рамках реализации миссии лизинга
определение основных направлений преобразований для создания оптимальной структуры лизинговых услуг
Выполняемые работы
изучение величины и структуры спроса на рынке лизинговых услуг, выявление основных тенденций, а также рычагов экономического воздействия на изменение величины спроса;
изучение структуры предложения на рынке лизинговых услуг, выявление основных тенденций, а также рычагов экономического воздействия на изменение величины и структуры предложения;
оценка значимости проектов для создание и постоянное
общества в целом, доходности функционирование базы
проекта для инициаторов, а данных по рынку
также помощь в составлении лизинговых услуг;
бизнес-планов реализации разработка планов
анализируемых проектов; стратегического развития
определение оптимальной схемы лизинговых компаний в
реализации лизинговых соответствии с
соглашений по завершении реализацией их частной
оценки проекта и составлении миссии
бизнес-плана реализации;
объявление и проведение
тендеров среди операторов
рынка лизинговых услуг
Рисунок 2
Интерпретация информационно-координационного центра
В экономике создается набор каналов сбыта, на каждый из которых приходится своя доля в обеспечении совокупного спроса (это отображено в верхней части рис. 1). Доля лизинга в общем объеме при -обретаемых активов зависит от реализации его миссии в правовых условиях конкретного экономического региона. С другой стороны, реализация миссии происходит путем дифференциации на составляющие (частные миссии отдельных операторов), с последующим синтезом на рынке лизинговых услуг. Интенсификация частной миссии, как правило, сопровождается углублением специализации и повышением концентрации однородных видов сделок. Это приводит к повышению квалификации персонала и снижению издержек на единицу сдаваемых в лизинг объектов [2].
Следовательно, размер внутреннего рынка лизинговых услуг определяется спросом на него в экономике, а его структура находится в прямой зависимости от потребностей и предпочтений пользователей (что и является реализацией миссии лизинга в данном месте и в данное время).
С целью снижения количества итераций при формировании свободной конкурентной среды на рынке лизинговых услуг предлагаем создание информационнокоординационного центра, основной функцией которого будет обеспечение главных возможностей участникам рынка путем предоставления объективной и полной информацией по рынку лизинговых услуг всем субъектам лизинговых отношений. Помощь информационнокоординационного центра при реализации частной мисси лизинговых компаний будет заключаться в выполнении аналитических задач, включающих сбор и обработку информации по рынку лизинговых услуг (рис. 2).
Предлагаемый информационнокоординационный центр должен обеспечивать методологическую и организационную помощь конкретным субъектам рынка лизинговых услуг, а также создать
предпосылки для формирования рациональной структуры рынка. Для организации работы центра на начальном этапе потребуются инвестиции государства. По завершении первого года функционирования центра планируется поступление доходов от реализации ряда сопутствующих достижению основной задачи центра услуг: оценки проектов, составления бизнес-планов, разработки планов стратегического развития лизинговых Литература
компаний, проведения тендеров.
Создание оптимальной структуры и сбалансированного рынка лизинговых услуг возможно только при условии его рационального развития. Управление рынком лизинговых услуг реализуется через рыночные механизмы и централизованную систему информационной, методологической и организационной поддержки лизинговых компаний и лизингополучателей.
1. Данные АЦ «Эксперт-Урал».
2. Левкович А. О. Формирование рынка лизинговых услуг. М. : Изд-во деловой и учебной литературы, 2004. 336 с.
ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЮЖНОЙ ЛЕСОСТЕПИ)
С. А. ИВАНОВ,
аспирант, ЧГАА г Челябинск, ул. д. 3вб, кв.
г тел. 89191279177
Ключевые слова: экономическое моделирование, экономическая эффективность, урожайность зерновых, эффект от применения гербицидов.
Keywords: economic modeling, cost efficiency, productivity of the grain, herbicidal effect.
Зерновое производство выполняет входит в сферу экономических интере- чем первоочередное его развитие будет роль донора в сельском хозяйстве. Оно сов других отраслей экономики, в связи с создавать необходимые условия для
www.m-avu.narod.ru 63